Психология
УДК 159.922.4(045)
кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Годяева Валентина Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ГОТОВНОСТИ К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ ТОЛЕРАНТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Анотация. В статье рассматривается феномен толерантности, рассматривается его понимание различными исследователями; подчеркивается важность развития толерантности старшеклассников; приводятся данные опытно-экспериментального исследования толерантности старшеклассников, и приводятся пути решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, проявление толерантности, сензитивный период, старший школьный возраст, исследование, развитие толерантной личности, психологический тренинг.
Annotation. The article examines the phenomenon of tolerance, considers its understanding of different researchers; emphasizes the importance of developing the tolerance of high school students; the data of experimental and experimental research of tolerance of senior pupils are given, and ways of the decision of the designated problems are resulted.
Keywords: tolerance, intolerance, manifestation of tolerance, sensitive period, advanced school age, research, development of the tolerant personality, psychological training.
Введение. Процессы интеграции и глобализации, которые происходят сегодня, приводят к тому, что идет активное соприкосновение различных культур и точек зрения. Россия, как страна, в которой живут представители разных народов, берет на себя обязанности по воспитанию личности, уважающей чужое мнение, взгляды на жизнь, ценности других людей и способных к диалогу и взаимопониманию с представителями разных этносов.
В настоящее время уже сложились различные подходы к определению психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию, которые в свою очередь зависят от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в границах которых рассматривается это понятие.
Для нас наибольший интерес представляют группа старшеклассников, как одной из самых гибких и открытых к межнациональному толерантному взаимодействию. В этом возрасте они ищут себя, свои жизненные ориентиры, социальные нормы и ценности, которые, будучи взрослым человеком, помогут им реализоваться в жизни. Нам важно донести до них, что каждый человек должен быть толерантен к другому не зависимо от цвета кожи и его происхождения.
Формулировка цели статьи: рассмотреть толерантность как социально-психологический феномен; охарактеризовать особенности толерантности старшего школьного возраста и его готовности к межнациональному толерантному взаимодействию; разработать тренинг развития толерантности старшеклассников психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию.
Изложение основного материала статьи. «Толерантность» - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является значительным признаком уверенности в себе и осознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
В XXI веке толерантность стала больше развиваться и становиться нравственной основой всемирного общества, которое с каждым разом стремится достичь согласия в коммуникативной области, не применяя насильственных методов.
Философ О. Д. Агапов пишет: «Взгляд о толерантности в древности в главную очередность значит претерпевание мучений» [1]. Выявляя корни происхождения толерантности, ученый говорил, что древние римляне, приходя к миру с соседними племенами, старались чаще соглашаться на условия местных властей. И с каждым разом они стали чувствовать свою силу, что благодаря им держится империя. И постепенно малые народы стали требовать уважать их происхождение и особенности, собственным верованиям: «Фактически, они хотят от прошлых господ толерантности, требуют её взамен службы на продолжение дела империи» [1].
Толерантность в настоящее время находится на периоде развития российского поликультурного общества и является неотъемлемым элементом линии развития формирования дружеских межэтнических взаимоотношений.
Понятие «толерантность» с каждым годом все больше стало врезаться и использоваться в отношении решения общественно-политических трудностей, религиозных и этических конфликтов. Также это понятие за последнее десятилетие очень прочно вошло в научную литературу и было издано множество произведений касаемо этой проблемы [2].
В. В. Шалина отмечала: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа - принципа выживаемости» [8].
Рассматривая толерантность А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, определяли ее как принятие другого, выражение сочувствия и проявление сострадания к другому [7].
На различных языках, связанные с историческими исследованиями народов мира, содержание понятия «толерантность» содержит разнообразные смысловые разновидности:
1) на англоязычном термин толерантность - это стремление и умение без каких-либо возражений принять индивида или предмет;
2) на французском - признание независимости другого его образа мышления, действий, духовных и политических убеждений;
3) на китайском - быть толерантной личностью следовательно разрешать, позволять, проявлять нравственность по отношению к другим;
4) в арабской терминологии толерантность означает - прощать, мягко и снисходительно относится к другим, проявлять сострадание и терпение;
5) на персидском толерантность означает - терпеливость, снисходительность, выносливость [6].
Понятие «толерантность» в отечественной литературе описывается как признание и уважение равенства,
отрицание доминирования и применения насилия, почитание многомерности и разнообразие человеческих культур, правил поведения, отказ от сведения этого разнообразия к однообразию и превосходство какой-либо единой точки зрения.
В данной интерпретации толерантность предполагает осознание прав других людей, принятие другого как равного себе, которые претендует на восприятие и сочувствие, стремление принять другие народы и культуры такими, какими они есть на самом деле, стараться взаимодействовать с ними основе взаимного уважения и согласия.
Если выходить из вышеперечисленного, то данный феномен можно рассматривать как чувство терпимости и признательного отношения к мнениям других народов и культур, не похожим на свое. Терпимость разрешает людям разных культур свободно выражать свои взгляды и реальное поведение в обычной жизни притом, что имеется благожелательное отношение к культуре, поведению и мнению других народов [8].
С. Б. Дагбаева отмечала, что самым сенситивным для понимания общественно значимых ценностей считается старший школьный возраст (14-18 лет). Важным этапом в психосоциальном формировании личности считается непосредственно этот возраст. Старшеклассник во взрослое существование включается стремительно, он в поисках своего места в жизни и то, что он выберет, будет завесить от того, как он воспринимает, и будет воспринимать себя и свое окружение. Помимо этого, данный этап формирования индивида описывается определенными особенностями, которые относят к интолерантному поведению: незащищенность, повышенная агрессия, некритичность мышления. Многое зависит от того, насколько он сможет, справится в этот кризисный этап его формирования, в значительной степени зависит, насколько он станет терпимым, демократичным и понимающим. Проблема развития толерантности в этом возрасте считается актуальной. Именно в старшем школьном возрасте формируются этническое стереотипы, сострадание к другим народам [4].
А. К. Биджиев подчеркивал, что особенную значимость в нынешних социокультурных условиях имеет развитие толерантных отношений в молодежной среде [3].
Формирование стабильного самоотношения, поиски ценностей и смыслов, самопроекция в будущее и пересмотр субъектного опыта, стремление к рефлексивному и близкому взаимоотношению со сверстниками и не исключая высокую порывистость, возвышение своего мнения и точки зрения над другими, концентрация на своих чувствах и мыслях - это одни из немногих возрастных особенностей социально-психологического образа школьника в юношеский период, детерминирующие стремление в развитии толерантности.
Поэтому вполне нормально, что педагогические и психологические науки стремятся найти плодотворные пути и средства для формирования толерантности нового поколения в межнациональной образовательной среде.
В каждом школьнике с малых лет необходимо воспитывать толерантность. Если старшеклассники будут толерантны к своим близким и друзьям, то к новым людям, которые будут появляться в их окружении, по мере взросления, они будут относиться дружелюбно. Необходимо учесть и то, что многие страны полиэтничны, и с каждым годом в стране появляются люди другой национальности, будут меньше возникать конфликтов и проявление агрессии прекратиться.
С целью изучения толерантности и психологической готовности старшеклассников к межнациональному толерантному взаимодействию нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. о. Саранск. В исследовании принимали участие 40 старшеклассников в возрасте 15-16 лет. В исследовании были использованы следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев); методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» (У. А. Кухарева); опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).
По экспресс-опроснику «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) были получены следующие показатели: по шкале Этническая толерантность: с высоким уровнем развития - 32,5 % (13 чел.) старшеклассников, со средним уровнем - 40 % (16 чел.), с низким уровнем - 27,5 % (11 чел.); по шкале Социальная толерантность: с высоким уровнем - 42,5 % (17 чел.) опрошенных, со средним - 25 % (10 чел.), с низким - 32,5 % (13 чел.). По шкале Толерантность как черта личности: с высоким уровнем - 50 % (20 чел.), со средним уровнем - 25 % (10 чел.), с низким уровнем - 25 % (10 чел.).
По методике «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» (У. А. Кухарева) были получены следующие показатели: по шкале Этническая толерантность: высокий уровень интолерантности свойственен 25 % (10 чел.) испытуемым, невысокий уровень интолерантности - 17,5% (7 чел.), высокий уровень толерантности - 32,5 % (13 чел.), невысокий уровнем толерантности - 25 % (10 чел.); по шкале Социальная толерантность: высокий уровень интолерантности свойственен 20 % (8 чел.) испытуемых, невысокий уровнем интолерантности - 35 % (14 чел.), высокий уровнем толерантности - 27 5 % (11 чел.), невысокий уровень толерантности - 20 % (8 чел.).
По опроснику «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) были получены следующие показатели: по шкале Этнонигилизм высокий уровень выражен у 37, 5 % (15 чел.) испытуемых, средний уровень - у 20% (8 чел.), низкий уровень - у 42, 5 % (17 чел.); по шкале Этническая индифферентность высокий уровень отмечается у 25 % (10 чел.) старшеклассников, средний уровень - у 25 % (10 чел.), низкий уровень - 50 % (20 чел.); по шкале Норма высокий уровень характерен для 45 % (18 чел.), средний - 32, 5 % (13 чел.) и на низком уровне 22, 5 % (9 чел.); по шкале Этноэгоизм высокий уровень выражен у 40 % (16 чел.), средний уровень - у 25 % (10 чел.), низкий уровень - 35 % (14 чел.) орошенных; по шкале Этноизоляционизм высокой уровень отмечается у 27, 5 % (11 чел.), средний уровень - у 20 % (8 чел.), низкий уровень - у 52, 5 % (21 чел.) испытуемых; по шкале Этнофанатизм с высоким уровнем 17, 5 % (7 чел.), средний уровень - у 32, 5% (13 чел.), низкий уровень - у 50 % (20 чел.).
Таким образом, полученные результаты показывают, что в условиях межэтнической напряженности у многих старшеклассников присутствуют признаки интолерантности, отмечается наличие деструктивности в
межэтнических отношениях. Все это подтверждает необходимость в целенаправленной работе по развитию толерантности и психологической готовности старшеклассников к межнациональному толерантному взаимодействию. С этой целью нами был разработан психологический тренинг.
Цель: развитие психологической готовности старшеклассников к межнациональному толерантному взаимодействию.
Задачи:
1) сформировать толерантные установки по отношению к другим людям;
2) развитие коммуникативных навыков, умений для взаимодействия со сверстниками и с людьми другой национальности;
3) сформировать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога;
4) обсудить проявления толерантности и интолерантности в современном обществе;
5) сформировать возможность распознавать собственные личностные качества.
Средства развития: упражнения, ролевые игры, дискуссии.
Форма работы: групповая.
Программа содержит 15 занятий, которые проводятся два раза в неделю в течение 45-60 минут.
Тематический план тренинговой программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план тренинга развития психологической готовности старшеклассников к межнациональному толерантному взаимодействию
№ Тема Цель Приобретаемые навыки
Блок 1. Понятие смысла толерантности
1 Толерантность что это такое? Установление эмоционального контакта с учащимися. Осознание себя частью группы, выявление общих характеристик с другими участниками.
2 Существует ли толерантность в мире? Стимулировать потребность в познании особенностей окружающих. Формирование представлений о себе, осознание того, что ты принадлежишь и взаимодействуешь с различными социальными группами и с людьми другой национальности.
3 «Я, ты, мы все» Стимулировать самопознание, саморазвитие, раскрыть в себе не изведанное. Принятие и осознание своих собственных стереотипов, развитие социальной чувствительности и социального интереса; приобретение навыков позитивного взаимодействия с людьми других наций.
4 Дорогу осилит идущий вперед Развитие силы воли, уверенности в себе, уважения других людей. Повышение стрессоустойчивости, освоение приемов саморегуляции, преодоление межличностных барьеров.
5 Это все вокруг меня Развитие доброжелательного отношения друг к другу, к окружающему вокруг Поиск общего между сверстниками, людьми различных социальных групп, между людьми другой национальности.
Блок 2. Формирование психологической готовности
1 Мы разные или нет? Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого. Проявление толерантного отношения друг к другу.
2 Нетерпимости - нет! Осознание себя в разных предложенных ролях. Приобретение способностей «не вешать ярлыков» на людей, которых ты не знаешь.
3 Можешь ли ты общаться? Развитие коммуникативных способностей в процессе межличностного общения Ставить себя на место других; проводить самоанализ, самопознание.
4 Толерантность с большой буквы. Формирование доверия, умение выслушивать другого человека. Умение видеть в себе и других хорошее; научиться ценить.
5 У нас все получится Развитие мотивации, уверенности в себе, умения договариваться и быть доброжелательным Доброжелательность к окружающим. Нахождение конструктивного решения конфликта. Приобретение эмпатии.
Блок 3. Я- толерантная личность
1 Мир меняется и я тоже Увидеть произошедшие изменения в себе и в других. Приобретения умения ставить себя на место другого. Получение возможностей налаживать контакт в процессе общения. Приобретения навыка взаимодействовать с другими людьми.
2 Дверь в себя Развитие чувства собственного достоинства. Приобретения навыков самопознания. Повышение самооценки, нахождение в других людях положительных качеств. Развитие чувства собственного достоинства.
3 Я могу, я все умею Помочь старшеклассникам принять себя такими, какими они являются сейчас, научится помогать окружающим. Приобретение уверенности, эмпатии, терпимости, уважать не только себя, но и окружающих.
4 Добрые слова Развивать умение видеть положительные стороны в людях. Способность сопереживания другим, развитие умения договариваться и дружить.
5 У нас получилось Доказать ученикам, что все молодцы и если стараться то все получится не смотря ни на что Принятие себя до и после, осознание того что все одинаковые и нет различий.
Планируемые результаты:
1. Приобретение психологической грамотности, навыков и способов конструктивного взаимодействия с окружающими.
2. Приобретение умений преодолевать различные межнациональные барьеры, умение взаимодействовать
между собой.
3. Научится понимать и принимать свою и чужую культуру.
Выводы. Таким образом, развитие психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию - это целенаправленный процесс, который требует комплексного воздействия и грамотного составления психологической программы, позволяющей развивать толерантные качества важные для каждого человека. Использование тренинга в старшем школьном возрасте является наиболее эффективной технологией развития. Поэтому, использование представленной тренинговой программы будет способствовать развитию толерантности и психологической готовности к межнациональному толерантному взаимодействию старшеклассников.
Литература:
1. Агапов, О. Д. Толерантность как социальная форма: от претерпевания к труду жизни / О. Д. Агапов // Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижнекамск, 5 декабря 2008 г. / отв. ред. О. Д. Агапов. -Казань: Познание, 2009. - С .12-17.
2. Артемьева, В. А. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе / В. А. Артемьева, М. В. Данилова // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 471-474.
3. Биджиев, А. К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук / А. К. Биджиев. - Карачаевск, 2009. - 256 с.
4. Дагбаева, С. Б. Формирование этнической толерантности подростков средствами этнокультурного тренинга / С. Б. Дагбаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 4. - С. 39-42.
5. Кузнецова, Ю. В. Структурные компоненты толерантности / Ю. В. Кузнецова // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - № 8 (21). - С. 188-193.
6. Солдатова, Г. У. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик // Национальный психологический журнал. -2011.-№2(6) - С. 15-24.
7. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. - М. : Смысл, 2002. - №4. - 86-92 с.
8. Шалин, В. В. Толерантность : культурная норма и политическая необходимость : монография / В. В. Шалин. - М.: Академия , 2001. - 356 с.
Психология
УДК: 159.937
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Викторова Ольга Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Новокузнецк)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ
Аннотация: в статье представлено теоретическое обоснование развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие мелкой моторики, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, дети с нарушением зрения.
Annotation. The article presents theoretical substantiation of peculiarities of development of visual perception in preschool children with visual impairment.
Keywords: perception, visual perception, development of visual perception in preschool age children with visual impairment.
Введение. На современном этапе развития образования особо актуальным является вопрос подготовки детей к обучению в школе. От достаточного уровня развития мелкой моторики детей зависит успешность обучения грамоте.
Дошкольный период - основной этап в становлении и развитии мелкой моторики руки: движения рук становятся более согласованными, точными, координированными и дифференцированными, совершенствуется и укрепляется мышечный тонус рук.
В настоящее время можно выделить ряд исследователей, которые изучали и изучают особенности развития мелкой моторики: развитием движений руки ребенка в онтогенезе занимались А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская и др.; сензитивные периоды развития деятельности руки ребенка, как физиологического органа выделили, А.В. Запорожец, И.М. Сеченов и др. Исследования возрастной физиологии, философии, психологии и педагогики, кроме того, дают основание утверждать, что развитие мелкой моторики ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.
Известно, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка (В.Н. Бехтерев, Н.Н. Новикова и др.).
Мелкая моторика как составная часть двигательного развития, сказывается на усвоении графомоторных навыков, которые в свою очередь влияют на готовность ребенка к школе и его дальнейшее обучение. От уровня сформированности мелкой моторики зависит и становление трудовых навыков, а также дальнейшая социализация ребенка.
Мелкая моторика имеет принципиальное значение для развития деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель. Особую важность данная проблема приобретает в работе с детьми с нарушениями зрения.
У детей данной категории отмечаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, трудности переключения поз,