Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СПО'

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ценностные ориентации / soft-компетенций / диагностики компетенций / исследование компетенций / программа компетенций / value orientations / teachers / diagnostics / research / program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамкова Н.В.

В работе проанализированы диагностические методики для оценки психологических индикаторов soft-компетенций педагогов СПО, проведена диагностика уровня soft-skills компетенций в колледже ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль», и предложены мероприятия по развитию недостаточно сформированных компонентов soft-skills компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND FORMATION OF SOFT COMPETENCIES OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS

The paper analyzes diagnostic methods for evaluating psychological indicators of soft competencies of vocational education teachers, diagnoses the level of soft skills competencies at the college of GAPOU SO "College of Management and Service "Style", and suggests measures for the development of insufficiently formed components of soft skills competencies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СПО»

УДК 378.4

Гамкова Н.В.

магистрант кафедры психологии образования и профессионального развития, Институт психолого-педагогического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет (Г. Екатеринбург, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ 80РТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СПО

Аннотация: в работе проанализированы диагностические методики для оценки психологических индикаторов soft-компетенций педагогов СПО, проведена диагностика уровня soft-skills компетенций в колледже ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль», и предложены мероприятия по развитию недостаточно сформированных компонентов soft-skills компетенций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, soft-компетенций, диагностики компетенций, исследование компетенций, программа компетенций.

Актуальность исследования и формирования Бой-компетенций педагогов СПО обусловлена тем, что в связи с усложнением процесса взаимодействия человека и профессии, требуется формирование таких компетенций, которые позволят быстро и свободно ориентироваться на современном рынке труда.

Иными словами, для подготовки квалифицированных кадров требуются квалифицированные педагогические кадры. Поэтому в условиях постоянных социальных и технологических изменений вопрос формальных и неформальных требований к личности педагога общего и профессионального образования является актуальным постоянно [1, с. 85].

Вопросы исследования ценностных ориентаций и soft-компетенций в нашей стране освещали: О. Абашкина, О. В. Баринова, Е. Гайдученко,

В. Давидова, А. Марушев, Н. В. Жадько, Д. Иванов, А. М. Новиков, Ю. Портланд, О. В. Сосницкая, Д. А. Татаурщикова , О. Чуланова, (4) С. В. Мамаева Э. Ф. Зеер.

Soft-skills — это компетенции, которые позволяют легко выстраивать коммуникации с другими людьми, эффективнее справляться с разными задачами и быстро обучаться новому. С английского термин «Soft-skills» переводится как «гибкие» или «мягкие» навыки. Softs-skills - это навыки по выстраиванию отношений, деловых связей и коммуникаций, расширяющие круг общения и возможности человека.

Теоретический анализ литературы позволяет выделить десять Soft компетенций:

Рисунок 1. Основные Soft-skills компетенции.

На сегодняшний день в научных источниках нет единой классификации гибких навыков, и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так, перечисленные выше навыки дополняются особенностями когнитивной сферы (скорость, креативность, гибкость и системность).

Эти навыки сложно отслеживать, измерять, так как они не поддаются простым четким определениям и метрикам. Однако, на сегодняшний день существуют тесты и методики, помогающие оценить уровень развития данной группы навыков.

Диагностические методики для оценки психологических индикаторов soft-компетенций педагогов СПО наиболее полно представили в своей статье «Теоретико-методологические основы диагностики soft-компетенций педагога профессионального образования» коллектив авторов Заводчиков Д. П., Лебедева Е. В., Березина В. А [2, с. 178].

Таблица 1. Диагностические методики для оценки психологических

индикаторов soft-компетенций педагогов СПО.

8оГ1>компетенции и метапрофессиональные качества Психологические индикаторы Диагностические методики

Системное и критическое мышление. Сформированность интеллектуальных умений. Уровень развития критического мышления. Тест критического мышления Л. Старки (Starkey critical thinking test) / Тест-опросник интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)* Ю.Ф.Гущина.

Разработка и реализация проектов. Рефлексивность. Способность к адекватному целеполаганию. Способность к планированию. Опросник рефлексивности А.В. Карпова. Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н.М. Пейсахова.

Коммуникация и лидерство. Коммуникативные способности. Организаторские способности. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)

Форсайт-компетенции. Способность к самоорганизации. Временная компетентность. Способность к прогнозированию. Настойчивость. Планомерность. Направленность на саморазвитие Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) в адапт. Е.Ю. Мандриковой. Методика «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.

Ответственность. Способность к самоорганизации. Временная компетентность. Способность к прогнозированию. Настойчивость. Планомерность. Направленность на саморазвитие Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ-70) В.П. Прядеина.

Вопросы развития soft-компетенций у людей, занимающихся педагогической деятельностью, заслуживают особого внимания. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия педагога является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации, умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса, способность и готовность решать творческие задачи, проявлять лидерские качества [3, с. 224].

Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования в частности, что влечет за собой трансформацию педагогической профессии.

Данные методики, диагностируя психологические индикаторы универсальных, гибких навыков, не привязанных к предмету и условиям деятельности, могут применяться как на стадии профессионального обучения и подготовки, так и на более поздних стадиях профессионализации.

Диагностика психологических индикаторов soft-skills является необходимым этапом в разработке научно обоснованной системы психологического отбора и прогноза профессионального развития педагогов СПО. Сравнение показателей, полученных у педагогов с разным уровнем профессиональной успешности, позволит скорректировать данные и получить итоговую модель, которая может быть использована руководством образовательных учреждений СПО в целях повышения кадрового потенциала и управления профессиональным развитием и саморазвитием педагога.

Диагностика уровня soft-skills компетенций в колледже ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль».

Выборка исследования состояла из 50 респондентов. Средний возраст респондентов - 41,6 лет, стаж работы - 18,4 года. На момент проведения исследования все педагоги СПО имели достаточный профессиональный уровень, на котором происходит образование профессиональных умений и качеств, необходимых для широкого круга специальностей и смежных

профессий, то есть, им свойственна достаточно квалифицированная и качественная деятельность.

При диагностике такой компетенции как «Системное и критическое мышление» рисунок 2 было выявлено, что 18 опрошенных респондента (-36%) не используют методы критического анализа и оценки современных научных достижений, не применяют основные принципы критического анализа, не умеют получать новые знания на основе анализа, синтеза и др., не анализируют данные по сложным научным проблемам, относящимся к профессиональной области, не осуществляют поиск информации и решений на основе действий, эксперимента и опыта, не анализируют проблемы профессиональной деятельности с применением анализа, синтеза и других методов интеллектуальной деятельности и др. Средний уровень сформированности данного показателя продемонстрировали 25 опрошенных (-50%) и высокий уровень - 7 человек (-14%).

По блоку «Разработка и реализация проектов» были получены следующие данные. Проекты — это команда прежде всего. Команда строится из людей с взаимодополняющими навыками, и только команда может произвести некоторый законченный продукт, не достижимый каждым в отдельности. Сотрудничество предполагает объединение педагогических работников с различным функциональным опытом для достижения общей цели образовательного процесса. Благодаря взаимодействию образовательная организация может: создать систему непрерывного развития, в которой педагогические работники и сотрудники, берут на себя ответственность за проблемы и работают вместе, чтобы найти решения, усилить командную работу, которая повышает вовлеченность каждого в систему постоянного совершенствования, наладить коммуникацию между разрозненными группами людей, повысить вероятность положительных изменений. Из рисунка 2 видно, что педагоги обладают высоким и средним уровнем выраженности данной компетенции — 10 человек (-20%) и 26 человека (-52%) соответственно, а 14

(-28%) опрошенных показали сформированность данной компетенции на низком уровне.

Анализ ответов респондентов по блоку «Коммуникация и лидерство» показал, что 24 (-48%) опрошенных респондентов отличаются средним уровнем коммуникации и самоорганизации что 17 (-34%) опрошенных респондентов отличаются низким уровнем коммуникации и самоорганизации, и только 9 человек (-18%) показали высокий уровень коммуникации и самоорганизации. «Коммуникация и лидерство», характеризующаяся полифункциональной способностью к установлению взаимодействия между педагогами и обучающимися, а также другими субъектами образования, рассматривается как способность выслушивать и принимать во внимание взгляды всех субъектов образовательного процесса, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, сотрудничать и работать в команде, организовывать работу умение вести диалог и монолог, умение убеждать, а также владение приемами профессионального общения. Владение навыками коммуникации. самоорганизации и лидерства педагогическими работниками обусловливает формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательной среде, результативность установления и развития контактов между субъектами образования, эффективность общения с точки зрения решения возникающих педагогических ситуаций. Развитие коммуникативных навыков, самоорганизации и лидерства педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса.

Анализ ответов респондентов по блоку «Форсайт-компетенции» показал, что 24 человека (-48%) опрошенных респондентов отличаются низким уровнем самоорганизации, что 17 человек (-34%) опрошенных респондентов отличаются средним уровнем самоорганизации, 9 человек (-18%) показали высокий уровень самоорганизации, что проявляется в целеполагании, целеустремленности, самоанализе, самооценке, самоконтроле и саморегуляции

своих профессионально-педагогических действий, выражается через осознанные особенности воли, интеллекта и в мотивах поведения в деятельности, направленной на разрешение профессионально-педагогических задач, характеризуется внутренними механизмами личностного роста педагога, его когнитивным стилем, динамикой профессионального развития, а также высоким и средним уровнем самоконтроля собственных управляемых действий, наличием целевой направленности и достижением качественно новых результатов педагогической деятельности в условиях управления изменениями, способствуя мотивации саморазвития во всех ее формах и видах [2, с. 178].

Анализ ответов респондентов по блоку «Ответственность» показал, что большая часть опрошенных респондентов отличаются средним уровнем ответственности. Ответственность проявляется в ценностном отношении к педагогической деятельности, обучающимся, педагогическому коллективу, другим участникам образовательных отношений, выражается в осознании необходимости и прогностической готовности предвидеть результаты своей профессиональной деятельности, характеризуется единством нравственного и правового компонентов педагога, которые выступают регуляторами контроля за собственным профессиональным поведением и деятельностью. Как видно из рисунка 2, высоким уровнем ответственности отличаются 15 (- 30%) опрошенных педагогов, 20 (-40%) опрошенных респондентов продемонстрировали средний уровень выраженности данного показателя, 15 (-30%) опрошенных респондентов продемонстрировали низкий уровень выраженности данного показателя.

30 25 20 15 10

Диагностика soft-компетенций

^ V

* & «s* <Г

е/' X' /

J jt

О1* -гв?—......._________.Л

Высокий уровен^^ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рисунок 2. Данные, полученные в ходе диагностики Бой-компетенций педагогов колледже ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль».

5

0

Таблица 2. Данные, полученные в ходе диагностики Бой-компетенций педагогов колледже ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль».

Блоки опросника Уровни

высокий средни й низки й

Системное и критическое мышление. 7 25 18

Разработка и реализация проектов. 10 26 14

Коммуникация и лидерство. 9 24 17

Форсайт-компетенции. 9 17 24

Ответственность. 15 20 15

Диагностика уровня soft-skills компетенций в колледже показала, что большинство респондентов обладают низким и средним уровнем освоения soft-skills компетенций, поэтому есть смысл попытаться повысить уровень освоения soft-skills компетенций. Необходимо разработать программу или методические рекомендации по повышению уровня освоения soft-skills компетенций в

колледже. Необходимо развивать следующие компоненты освоения soft-skills компетенций:

• навыки коммуникации (умение выстроить общение в соответствии с коммуникационной ситуацией),

• эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции собеседника и демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для организации совместной деятельности),

• аргументация (способность к критическому мышлению, умение логически оценивать сказанное, обнаруживать противоречия),

• работа с информацией (умение оценивать информационные источники с точки зрения их научности, надежности, достоверности, ориентация в широком информационном поле),

• системное мышление (умение планировать, анализировать сложные ситуации, способность к целеполаганию),

• мотивация (группа мобилизационных умений и навыков, в том числе способность к самопобуждению и самодетерминации, рефлексии чужих мотивов) [5, с. 102].

На основании проведенных исследований ценностных ориентаций и для решения проблемы формирования soft-компетенций педагогов СПО предлагается создать и реализовать в колледже программу профессионального взаимодействия «Педагогическая мастерская».

Для функционирования программы формирования soft-компетенций педагогов «Педагогическая мастерская» предлагается организовать следующие мастерские:

• педагогическая мастерская развития профессионально - личностных компетенций «Я - профессионал»,

• педагогическая мастерская развития профессионально-социальных компетентностей «Я - команда»,

• педагогическая мастерская развития управленческих компетентностей «Я - лидер».

Цель создания мастерских: организация и контроль процесса взаимодействия педагогов в профессионально-творческих командах.

В основу организации деятельности мастерских положено объединение творческих профессиональных команд, действующих в рамках наставничества. Формирование рабочих проблемно-творческих команд осуществляется по результатам диагностики профессионального и личностного потенциала педагога на основании сопоставительного анализа индивидуальных результатов педагогов по принципу «зона роста одного - сильная сторона другого», с учетом психологической и профессиональной совместимости партнеров. При этом за основу принимаются уровни развития soft-компетенций.

Формирование soft-компетенций педагогов происходит в 3-х основных направлениях: самообразование, групповое наставничество, индивидуальное наставничество.

В результате развития soft-skills у педагогов идет конструктивное взаимодействие в коммуникативном поле, при котором появляется не только профессиональное объединение, но и возможность освоения, реализации и обновления полученных навыков на протяжении всей педагогической деятельности: не только опытные педагоги, делятся своими профессиональными компетентностями, но, что очень важно, молодые педагоги имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, привнося новизну и креативность в коллективное саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Модель soft-компетенций педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 4. С. 82-97;

2. Заводчиков Дмитрий Павлович, Лебедева Екатерина Владимировна, Березина Вероника Александровна, Теоретико-методологические основы диагностики soft-компетенций педагога профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-2;

3. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - Т. 2, № 4. - С. 222-234;

4. Лебедева Е. В., Березина В. А., Кайгородова А. Е. Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022 № 3 (11). С. 21-35;

5. Лебедева Е. В., Березина В. А. Форсайт-компетенции в структуре soft-skills педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 4. С. 98-114

Gamkova N.V.

Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

RESEARCH AND FORMATION OF SOFT COMPETENCIES OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS

Abstract: the paper analyzes diagnostic methods for evaluating psychological indicators of soft competencies of vocational education teachers, diagnoses the level of soft skills competencies at the college of GAPOU SO "College of Management and Service "Style", and suggests measures for the development of insufficiently formed components of soft skills competencies.

Keywords: value orientations, teachers, diagnostics, research, program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.