Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOFT-КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заводчиков Дмитрий Павлович, Лебедева Екатерина Владимировна, Березина Вероника Александровна

Подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования является ключевым моментом воспроизводства производительных сил для всех отраслей народного хозяйства. Внедрение компетентностного подхода инициировало потребность в разработке диагностических инструментов, позволяющих оценивать не только результаты обучения, но личностно-профессиональный потенциал, являющийся базисом освоения новых трудовых функций. Цель статьи состоит в выявлении теоретико-методологических оснований диагностики «мягких», надпрофессиональных навыков у педагогов профессионального обучения. Авторы выделяют этапы разработки модели soft-компетенций педагога, фокусируя внимание на психологических индикаторах компетенций и возможности их диагностики. Приводится перечень методик, позволяющих оценить некоторые универсальные компетенции, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте педагога профессионального обучения (по отраслям). Делается вывод о необходимости оценки и мониторинга soft-компетенций педагогов профессионального обучения с целью эмпирической верификации и уточнения предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DIAGNOSTICS OF SOFT COMPETENCES OF A VOCATIONAL EDUCATION TEACHER

The training of teaching staff for the vocational education system is a key moment in the reproduction of productive forces for all sectors of the national economy. The introduction of the competency-based approach initiated the need to develop diagnostic tools that allow assessing not only learning outcomes, but personal and professional potential, which is the basis for mastering new job functions. The purpose of the article is to identify the theoretical and methodological foundations for diagnosing "soft", over-professional skills in vocational education teachers. The authors single out the stages of developing a teacher's soft competencies model, focusing on the psychological indicators of competencies and the possibility of their diagnosis. A list of methods is given that allows assessing some of the universal competencies presented in the federal state educational standard for a teacher of vocational training (by industry). It is concluded that it is necessary to assess and monitor the soft competencies of vocational training teachers in order to empirically verify and refine the proposed model.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

• Что вы можете предложить для спасения данного вида? Как привлечь внимание окружающих к проблеме его исчезновения?

Ребята должны проявить фантазию и применить свои знания, как новые, так и старые. Им предстоит придумать свою собственную защитную компанию для одного выбранного животного. Экскурсанты могут нарисовать плакаты, листовки, постеры на листах или создать любой другой продукт своей исследовательской групповой работы. На основе услышанного они должны подготовить рассказ о данном виде животного. Но, самая главная задача, раскрыть проблему исчезновения вида из дикой природы и дать рекомендации по его сохранению. Всю необходимую информацию экскурсанты получили во время экскурсии, сбора и анализа дидактических материалов, и из самой красной книги, экземпляр которой есть у каждой команды. Время выполнения 7-10 минут.

После выполнения задания, команды представляют свои проекты. Вся группа перемещается к экспонатам, о которых будет идти речь, и команды защищают свои проекты. На рассказ каждой группы выделяется от одной до двух минут. Обучающиеся распределяют роли: или представляют свой проект вместе, или выступает один спикер от команды. Ребята зачитывают или свободно рассказывают получившееся описание вида. Затем переходят к рекомендациям по защите, демонстрируют иллюстрации, нарисованные на листе А3 и представляют продукты своей исследовательской работы. Время выполнения 5-10 минут.

На этапе рефлексии экскурсантам задаются наводящие вопросы, которые позволяют им поделиться не только впечатлениями, но и новыми знаниями с товарищами из других команд. Время работы 3-5 минут.

Выводы. По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

1. В основе организации и реализации квест-экскурсий лежат компоненты биологического образования -познавательный, деятельностный, воспитательный и творческий.

2. Были адаптированы методические разработки для квест-экскурсий в Зоологическом музее по темам: «Красная книга Московской области», «Пищевые цепи», «Биосфера», «Экосистема» и «Кто живёт в заповедниках». На их основе созданы групповые исследовательские работы: «Не дайте белке-летяге улететь навсегда», «Мой придуманный зверь -«суслечик»», «Я тебе нужен или Диалог с кранокнижными видами» и многие другие.

Таким образом, повышение качества знаний обучающихся в результате проведения подобных образовательных квест-экскурсий возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, данная деятельность должна организовываться с учётом психологических и возрастных особенностей личности. Во-вторых, обучающимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации. В-третьих, данная деятельность должна быть построена на добровольной основе.

Адаптированные методические разработки для проведения квест-экскурсий на базе Зоологического музея послужили хорошей базой для развития мотивации обучающихся средней школы к изучению биологии, а также исследовательской деятельности. Разработки оказались продуктивными и смогли вовлечь в работу учеников разных возрастных групп с разной степенью заинтересованности в процесс.

Литература:

1. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - Москва: Просвещение, 2020. - 160 с.

2. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 220 с.

3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / В.М. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Заводчиков Дмитрий Павлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) кандидат психологических наук, доцент Лебедева Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Березина Вероника Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования является ключевым моментом воспроизводства производительных сил для всех отраслей народного хозяйства. Внедрение компетентностного подхода инициировало потребность в разработке диагностических инструментов, позволяющих оценивать не только результаты обучения, но личностно-профессиональный потенциал, являющийся базисом освоения новых трудовых функций. Цель статьи состоит в выявлении теоретико-методологических оснований диагностики «мягких», надпрофессиональных навыков у педагогов профессионального обучения. Авторы выделяют этапы разработки модели soft-компетенций педагога, фокусируя внимание на психологических индикаторах компетенций и возможности их диагностики. Приводится перечень методик, позволяющих оценить некоторые универсальные компетенции, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте педагога профессионального обучения (по отраслям). Делается вывод о необходимости оценки и мониторинга soft-компетенций педагогов профессионального обучения с целью эмпирической верификации и уточнения предложенной модели.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, soft-компетенции, диагностика, педагоги, профессиональное обучение

Annotation. The training of teaching staff for the vocational education system is a key moment in the reproduction of productive forces for all sectors of the national economy. The introduction of the competency-based approach initiated the need to develop diagnostic tools that allow assessing not only learning outcomes, but personal and professional potential, which is the basis for mastering new job functions. The purpose of the article is to identify the theoretical and methodological foundations for diagnosing "soft", over-professional skills in vocational education teachers. The authors single out the stages of developing a teacher's soft competencies model, focusing on the psychological indicators of competencies and the possibility of their diagnosis. A list of

methods is given that allows assessing some of the universal competencies presented in the federal state educational standard for a teacher of vocational training (by industry). It is concluded that it is necessary to assess and monitor the soft competencies of vocational training teachers in order to empirically verify and refine the proposed model.

Key words: professional competence, soft competencies, diagnostics, teachers, vocational training

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Система профессионального психологического отбора и прогноза профессионального развития педагогов СПО на основе концепции Soft-компетенций»

(прикладное исследование, № 073-00104-22-01)

Введение. Трансформационные процессы в экономике, активизировавшиеся в эпоху тотальной цифровизации, радикально изменив формы труда [9], закономерно затронули систему непрерывного профессионального образования. Ускорение общественных процессов, диверсификация форм и типов занятости, многомерность и принципиальная непрогнозируемость профессионального пространства обостряют противоречие между потребностью системы профессионального образования в высококвалифицированных педагогических кадрах и отсутствием четких и научно обоснованных требований к содержанию и результату профессиональной подготовки педагогов СПО. Внедрение компетентностного подхода, с одной стороны, позволило найти точки соприкосновения учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, связав результаты образования с прогнозируемыми трудовыми функциями, с другой же, повлекло за собой необходимость решения прикладных задач, таких как создание компетентностной модели будущего профессионала и системы профессионального психологического отбора на основе измерения и оценки индикаторов формируемых компетенций.

Одним из ключевых компонентов национальной системы квалификации становятся профессиональные стандарты. Зафиксированные в них профессиональные функции являются синтезом hard-skills и soft-skills, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [8], однако по ряду причин его вступление в силу было отложено. Таким образом, проблема психологического анализа деятельности педагога остаётся актуальной и имеет несомненную практическую значимость. Целью настоящей статьи является выявление теоретико-методологических оснований диагностики soft-компетенций педагогов профессионального обучения.

Изложение основного материала статьи. В условиях интенсивных изменений, происходящих на рынке труда и в системе непрерывного образования, профессиональная деятельность педагога становится всё более многогранной и требует развития не только узкопрофессиональных навыков, но и гибких интегративных личностных образований, позволяющих педагогу своевременно корректировать свою профессиональную и карьерную траекторию с учетом обновления содержания и условий труда.

Усложнение социально-профессионального пространства повлекло за собой необходимость ревизии научных подходов к проектированию профессиональной деятельности педагога СПО. Как отмечают отечественные авторы [10, 13], анализ функционирования самой системы непрерывного профессионального образования требует привлечения методологии разных подходов: системного, интегративного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного. В рамках этих подходов профессиональная компетентность педагога СПО начинает рассматриваться как совокупность профессиональных свойств, необходимых для реализации профессионально-должностных требований как на нормативно заданном, так и на «повышенном» уровне; как многофакторное явление, «включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.)» [11, С. 195]. Профессиональная компетентность раскрывает себя совокупностью компетенций, представляющих собой «знание в действии», реализованное в конкретной профессиональной области применительно к конкретному объекту труда (hard-skills), или релевантное широкой сфере культуры и деятельности (soft-skills).

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день нет однозначной трактовки и общепринятой классификации soft-skills. Ряд зарубежных авторов (в том числе, S. Muhleisen, N. Oberhuber) рассматривает их как «личные качества человека, которые делают взаимодействие с другими людьми более эффективным и гармоничным» (см. [12, C. 71]). В работах отечественных авторов они трактуются, как унифицированные навыки и качества, повышающие эффективность профессиональной деятельности и социального взаимодействия [3, 6, 15]. Среди наиболее важных компетенций О.В. Абашкина, основываясь на исследованиях, проведенных в Мюнхене сотрудниками института Макса Планка, отмечает: soft-skills, имеющие отношение к личностной динамике (чувство ответственности, уверенность в себе, высокая мотивация и стремление к достижениям); навыки в области межличностных отношений (объективная самооценка, контактность, сочувствие и сопереживание); стремление к успеху (инициативность, склонность к систематизации, самоотдача, мотивация к поддержанию статуса) и выносливость (устойчивость к критике, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка и др.) [1].

Надпрофессиональные навыки рассматриваются как «навыки будущего». Как указывается в «Атласе новых профессий 3.0», «...овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность» [2, С. 23].

В совокупности «мягких» навыков современные исследователи выделяют три группы: когнитивные, социально-коммуникативные и навыки, составляющие эмоциональный интеллект [4]. Можно встретить и более развёрнутое деление, например, обозначение пяти групп надпрофессиональных компетенций: навыки социальной коммуникации, навыки самоорганизации, навыки критического мышления, цифровые и управленческие навыки [7]. Тем не менее, предлагаемые варианты классификации являются зачастую довольно произвольными и не учитывают всё многообразие личностных переменных, являющихся инвариантной основой профессионализма.

Разработка компетентностной модели педагога СПО представляет собой многоступенчатый процесс, предполагающий наличие нескольких постоянно задействованных контуров обратной связи в системе «рынок труда - профессионально-образовательная организация - субъект образовательных отношений». Если hard-компетенции, как правило, достаточно хорошо поддаются формализации и количественной оценке за счет привязки к специфическим параметрам и результатам деятельности, то операционализация soft-компетенций затруднена из-за их «сквозного» характера. Таким образом, предлагаемая нами разработка модели soft-компетенций педагога в системе СПО включила в себя следующие этапы:

1. Аналитический, ориентированный на уточнение смыслового и семантического наполнения основных конструктов, таких как «компетентность» и «компетенция», определение места soft-компетенций в структуре профессионально значимых свойств специалиста.

2. Прикладной. Содержанием этого этапа явился психологический анализ деятельности. В качестве экспертов выступили педагоги среднего профессионального образования. Пилотажное анкетирование мастеров профессионального обучения и преподавателей общетехнических дисциплин СПО (59 чел.) выявило некоторое количество компетенций, содержательно не вполне совпадающих с универсальными компетенциями (УК), представленными в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. В частности, акцентирована роль так называемых «форсайт-компетенций», ориентированных на прогноз развития предмета профессиональной деятельности и собственного профессионального будущего, саморазвитие и раскрытие профессионально-педагогического и личностного потенциала. Вторым шагом прикладного проектирования стала экспертная оценка минимального и желательного порога развития компетенций, вошедших в модель, в которой участвовали руководители образовательных организаций системы СПО (12 человек). Обобщение экспертных оценок позволило построить предварительный профиль компетенций с возможностью его последующего уточнения.

3. Диагностический. В рамках данного этапа произведен отбор методов психологической диагностики некоторых компетенций. Для остальных выбран упрощенный вариант ассесмент-центра. В модель были добавлены психодиагностические методики, направленные на измерение психологических характеристик, релевантных типологизации компетенций: прогнозирование (антиципация) и ответственность [5].

4. Прогностический. Последний этап предполагает сравнительный анализ (однофакторный дисперсионный анализ для сравнения групп «успешных» и «неуспешных» педагогов) и регрессионный анализ для проектирования итоговой модели компетенций педагога СПО.

В ходе построения модели особую значимость приобретает диагностический этап, поскольку оценка сформированности компетенции у субъекта, находящегося на начальных стадиях профессионализации, очевидно, не может ограничиться выявлением поведенческих индикаторов. Студенты-будущие педагоги профессионального обучения могут демонстрировать отдельные умения и навыки в квазипрофессиональной деятельности (зона актуального развития), но диагностика профессионального потенциала предполагает нахождение личностных коррелятов, выступающих предикторами будущего профессионального развития. В ходе экспертной оценки наиболее значимых компетенций педагога СПО и теоретического анализа содержания профессиональной деятельности педагога профессионального обучения нами был определен перечень психодиагностических методик, которые могут быть включены в процедуру мониторинга учебно-профессиональной деятельности обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и профессиональной деятельности педагога (Таблица 1).

Таблица 1

Диагностические методики для оценки психологических индикаторов soft-компетенций педагога СПО

Soft-компетенции и метапрофессиональные качества Универсальные компетенции, представленные в ФГОС 3++ Психологические индикаторы Диагностические методики

Системное и критическое мышление. УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Сформированность интеллектуальных умений. Уровень развития критического мышления. Тест критического мышления Л. Старки (Starkey critical thinking test) / Тест-опросник интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)* Ю.Ф.Гущина.

Разработка и реализация проектов. УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. Рефлексивность. Способность к адекватному целеполаганию. Способность к планированию. Опросник рефлексивности А.В. Карпова. Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н.М. Пейсахова.

Коммуникация и лидерство. УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Коммуникативные способности. Организаторские способности. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2).

Форсайт-компетенции. УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Способность к самоорганизации. Временная компетентность. Способность к прогнозированию. Настойчивость. Планомерность. Направленность на саморазвитие. Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) в адапт. Е.Ю. Мандриковой. Методика «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.

Ответственность. Ответственность как системное личностное качество. Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ-70) В.П. Прядеина.

* Согласно указанию разработчика, методика является экспериментальной разработкой и требует проверки

основных психометрических параметров [14]

Данные методики, диагностируя психологические индикаторы универсальных, гибких навыков, не привязанных к предмету и условиям деятельности, могут применяться как на стадии профессионального обучения и подготовки, так и на более поздних стадиях профессионализации.

Выводы. Анализ содержания универсальных компетенций педагога профессионального обучения, нашедших отражение в образовательных стандартах, позволяет сделать вывод о необходимости более углубленного эмпирического исследования личностных факторов, влияющих на результативность профессиональной деятельности. Диагностика психологических индикаторов soft-skills является необходимым этапом в разработке научно обоснованной системы психологического отбора и прогноза профессионального развития педагогов СпО. Сравнение показателей, полученных у педагогов с разным уровнем профессиональной успешности, позволит скорректировать данные и получить итоговую модель, которая может быть использована руководством образовательных учреждений СПО в целях повышения кадрового потенциала и управления профессиональным развитием и саморазвитием педагога.

Литература:

1. Абашкина, О. Soft skills: ключ к карьере / О. Абашкина // Pro-personal.ru: [сайт], 2010. - URL: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 17.11.2022).

2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.

3. Гойдина, Н.А. Soft skills или социальные навыки студента - залог успеха? / Н.А. Гойдина // Будущее науки - 2018. Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. - Том 2. - С. 38-40

4. Игнаткович, И.В. Диагостика сформированности soft skills / И.В. Игнаткович // Инновационные технологии и образование. Материалы международной научно-практической конференции. В 2 частях. - Минск, 2022. - С. 55-57

5. Лебедева, Е.В. Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования / Е.В. Лебедева, В.А. Березина, А.Е. Кайгородова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2022. - № 3 (11). - С. 21-35

6. Локтаева, Н.Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание / Н.Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 4 (64). - С. 28-35

7. Малышева, Е.В. О роли надпрофессиональных компетенций в профстандарте педагога СПО / Е.В. Малышева // Наука и общество: проблемы современных исследований. XIV Международная научно-практическая конференция: в 2 частях. - Омск: Омская гуманитарная академия, 2020. - Т. 1. - С. 118-122

8. Минтруд РФ. Приказы. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: от 08.09.2015 № 608н // Министерство юстиции Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://minjust.consultant.ru/documents/16279? items=1&page=1 (дата обращения: 12.11.2022).

9. Нехода, Е.В. Трансформация рынка труда и занятости в цифровую эпоху / Е.В. Нехода, Ли Пань // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 9. - С. 897-916

10. Прохоренко, О.Н. Научные подходы к организации образовательного процесса учреждения СПО в условиях междисциплинарной интеграции / О.Н. Прохоренко // Перспективы науки. - 2019. - 12 (123). - С. 287-289

11. Сергушин, С.Е. Формирование профессиональных компетенций у молодых преподавателей в системе среднего профессионального образования / С.Е. Сергушин, Е.С. Сергушина // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. - С. 194-196

12. Степанова, Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов / Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 8. - С. 65-89

13. Сулейманов, С.С. Роль методологических подходов в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения системы СПО / С.С. Сулейманов // Перспективы науки. - 2020. - № 12 (135). -С. 291-294

14. Тест-опросник интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов) // Портал «Психология и методология образования»: [сайт]. - URL: https://psyhoinfo.ru/razrabotka-sredstv-ocenki-socializacii-i-vospitaniya-uchashchihsya/testy-ocenki-kriticheskogo-myshleniya-km/test-oprosnik-intellektualnih-umenii-dlya-starshih-shkolnikov-i-studentov-00 (дата обращения: 12.11.2022).

15. Шаров, А.А. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования / А.А. Шаров, Д.П. Заводчиков, И.В. Осипова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 2 (5). - С. 82-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.