Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РФ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобилестроение / инновационное развитие / локализация производства / НИОКР / электрификация / конкурентоспособность / automotive industry / innovative development / localization of production / R&D / electrification / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Родин

В данной научно-исследовательской статье анализируется инновационное развитие автомобилестроения в России, включая текущее состояние, ключевых игроков и влияние государственной политики на развитие инноваций. Рассматриваются локализация производства, электрификация и достижения отрасли после введения импортных ограничений. Приведены данные по производству, инвестициям в НИОКР и инновационной активности до 2023 года, с акцентом на импортозамещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE PRODUCTION IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This research article analyzes the innovative development of the automotive industry in Russia, including the current state, key players and the impact of government policy on the development of innovation. Localization of production, electrification and achievements of the industry after the introduction of import restrictions are considered. Data on production, investment in R&D and innovation activity up to 2023 are presented, with an emphasis on import substitution.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РФ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РФ

О.А. Родин, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-233-235

Аннотация. В данной научно-исследовательской статье анализируется инновационное развитие автомобилестроения в России, включая текущее состояние, ключевых игроков и влияние государственной политики на развитие инноваций. Рассматриваются локализация производства, электрификация и достижения отрасли после введения импортных ограничений. Приведены данные по производству, инвестициям в НИОКР и инновационной активности до 2023 года, с акцентом на импортозамещение.

Ключевые слова: автомобилестроение, инновационное развитие, локализация производства, НИОКР, электрификация, конкурентоспособность.

Отрасль автомобилестроения является одной из важнейших ветвей производства, обеспечивающей функционирование всех объектов экономической структуры общества. В Российской Федерации сфера автомобилестроения претерпевала различные жизненные циклы, которые характеризовались как взлетами с высочайшим качеством автомобилей, поставляемых массово в зарубежье во времена СССР, так и спадами, связанными с технологическим отставанием в 21 веке и низкой конкурентоспособностью в условиях рыночной экономики. В настоящее время данная отрасль имеет ряд серьезных барьеров вследствие введения санкций на импорт высокотехнологичной продукции, ограничения экспорта автомобилей отечественного производства, полного или частичного ухода с рынка РФ основных иностранных автопроизводителей.

Основным и приоритетным направлением развития инновационной деятельности в автомобилестроении становится качественное повышение экологичности и энергоэффективности автомобильного транспорта с помощью внедрения обновленных технических регламентов, инновационных требований, технологий электрификаций транспортных средств (гибридов, электромобилей) [1, с. 2]. В рамках инновационных стратегий определено, что до конца 2025 года основной задачей является создание отдельных моделей автомобилей с уровнем локализации не ниже 80%, при этом доля продукции российских

производителей должна составить не менее 60% в объеме продаж.

В настоящее время на территории Российской Федерации имеется несколько основных крупных отечественных производств («ГАЗ», «АвтоВАЗ», «УАЗ», «КАМАЗ», «Автомобильный завод УРАЛ», «Павловский завод», «КАВЗ», «ЛИАЗ»), где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, остались или были зарегистрированы новые заводы иностранных автомобильных концернов, преимущественно китайских, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин из импортных комплектующих («Chery», «Haval», «Geely», «Changan» и т.д).

Представленные автомобильные бренды Китая в России появились достаточно недавно, что обусловлено легким входом новых автопроизводителей на российский рынок, связанным с низкой конкуренцией и открытыми нишами авторынка. В рамках политики авто-мобилстроения в РФ ранее уже проводились мероприятия для достижения технологической безопасности, результатом которых стало закрепление открытой модели инновационного развития - кластерные объединения, включающие большое количество предприятий смежных отраслей незамкнутого характера.

• Вместе с тем, инновационное автомобилестроение предполагает изменение компонентой базы НИОКР, на развитие которого необходимый объём инвестиций на период

2023-2035 годов составляет 2,7 трлн. рублей [2]. Инвестиции в данную сферу являются значительной финансовой нагрузкой, тогда как развитие должно основываться на преимущественно частной инициативе при государственной поддержке, что поспособствует комплексному решению проблем. При этом определено, что если в 2016-2021 годах авто-

производители РФ вкладывали в НИОКР в среднем 0,2-0,5% годового оборота, то теперь данный показатель должен составлять 3-4%, сопоставимо с затратами в среднем у международных автопроизводителей. На рисунке 1 определена общая статистика по инвестициям в производство компонентов автомобилестроения.

Рис. 1. Инвестиции в производство компонентов и НИОКР от бизнеса и государства, млрд.

руб. [2]

При оценке структуры производства необходимо учитывать составляющие инновационного производства и локализации. Например, по оценке Минпромторга, в 2022 году была оценена степень локализации по балльной системе (операции внутри страны) основных марок машин в РФ. Наиболее высокий процент локализации был у автомобиля «Лада Гранта» - 52,5%, тогда как Автомобили -«Лада веста», «Нива» - менее 50%. При этом

в 2024 году степень их локализации составляет уже более 90%, что отражает эффективность мер по переустройству производства.

Общее представление в рамках исследования особенностей инновационного развития автомобилестроения напрямую отражается исходя из статистических данных производства автомобилей в РФ. На рисунке 2 представлены данные по выпуску автомобилей.

2020 2021 2022 2023

Рис. 2. Статистика по общему производству автомобилей и по основным автопроизводителям в

РФ [3]

при этом сумел произвести отечественный

Исходя из представленных данных следует, что в сравнении с упадком производства автомобилей в 2022 году, показатели 2023 года свидетельствуют о постепенном восстановлении отрасли автомобилестроения и соответственно о внедрении инновационных отечественных компонентов, заменивших иностранные детали при производстве автомобилей. Наиболее успешным примером является «АвтоВАЗ», который сумел наладить производство транспортных средств несмотря на значительные ограничения в компонентах и

блок ESC. Тем не менее, другие автопроизводители грузовых и легких автомобилей показывают также положительную динамику за 2023 год.

Вместе с тем, необходимо учитывать инновационную активность, которая отразит реальный уровень отечественных инновационных компонентов в производстве. На рисунке 3 отражены сводные данные по затратам на НИОКР и показатель инновационной активности.

Рис. 3. Данные по инновационной активности и затратам на НИОКР в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов [3]

Представленные данные указывают на значительный рост инновационной активности в 2023 году, что подразумевает большее внимание автопроизводителей к внедрению инноваций в производство. Вместе с тем, необходимо отметить снижение уровня затрат на НИОКР, что может быть связано с долгосрочными последствиями ранних результатов ис-

Инновационное регулирование в ближайшее время станет основным приоритетом развития всех сфер экономической деятельности. Существующая же политика ориентирована прежде всего на ускорение локализации критически важных комплектующих, но, вместе с тем, задает задел на развитие гибридных технологий и электромобилей.

следований.

Библиографический список

1. Бобович Т.А., Армашова-Тельник Г.С. Реализация инновационных трендов автомобильной промышленности с целью повышения экономического потенциала российского автопрома // Российский экономический интернет-журнал. - 2022. - № 2.

2. Инвестиции в компоненты и НИОКР в стратегии автопрома до 2035 г. оценили в 2,7 трлн руб. // Информационная группа «Интерфакс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/857290 (дата обращения: 25.10.24).

3. Федеральная служба государственной статистики // Росстат. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.10.2024).

RESEARCH OF THE CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE PRODUCTION IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

O.A. Rodin, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This research article analyzes the innovative development of the automotive industry in Russia, including the current state, key players and the impact of government policy on the development of innovation. Localization of production, electrification and achievements of the industry after the introduction of import restrictions are considered. Data on production, investment in R&D and innovation activity up to 2023 are presented, with an emphasis on import substitution.

Keywords: automotive industry, innovative development, localization of production, R&D, electrification, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.