УДК 338.012
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.А. Василенко
Аннотация. Выявление новейших эффективных направлений использования инноваций в автомобилестроении, обеспечивающих комплексное управление процессами производства и реализации автомобильной продукции, актуально для современного мирового автомобилестроения и позволяет определить оптимальный путь управления инновационным развитием российского автопрома.
Ключевые слова: инновации, развитие, автомобилестроение.
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE INTO INNOVATIVE DEVELOPMENT MANAGEMENT FOR RUSSIAN FEDERATION AUTOMOTIVE INDUSTRY
S.A. Vasilenko
Abstract. It is crucial for the modern world automotive industry to recognize/ determine the latest effective innovations trends aiming to provide integrated sales and production management. That enables to determine the optimal way for the innovative Russian automotive industry development.
Key words: Innovation, development, automotive industry.
Стратегия инновационного развития до 2020 г. была представлена Минэкономразвития в конце 2011 г. Ее целью разработчики заявили переход экономики России к 2020 г. на инновационный путь развития, при котором доля страны на глобальных рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) должна достичь 5-10 % (в 5-7 и более секторах), а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - возрасти до 40-50% [1].
Как экономическая категория инновации представляют собой экономические отношения, которые, по нашему мнению, возникают между предприятиями, гражданами, финансово-экономическими институтами, регионами, странами по поводу создания и использо-
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
вания новых технологий и производства новой продукции. Функции, которые выполняют инновации, можно разделить на две группы:
- основные (общеизвестные) функции - воспроизводственная, инвестиционная и стимулирующая;
- дополнительные функции - аналитическая (оценка возрастающих потребностей потребителей и внутренних возможностей предприятия), рефлексионная (как реакция предприятия на вызовы рынка), коммуникационная (выстраивание системы взаимоотношений с участниками инновационного процесса), информационная (создание нового потока знаний с использованием нового оборудования и новых технологий).
Инновационное развитие предполагает движение к новому качеству объекта инновационной деятельности.
Базой инновационного развития являются инновации: технологические, продуктовые и материально-технологические. В процессе инновационного развития состояние хозяйственно-финансовой деятельности должно улучшаться, а рост показателей должен свидетельствовать об эффективности принимаемых управленческих решений. С эффективностью связывается развитие (рост) деятельности.
Таким образом, инновационное развитие промышленного предприятия основывается на базовых подходах к стратегическим изменениям на предприятии, на общей направленности управления развитием предприятия, на основах и принципах управления инновационными ресурсами, инновационным потенциалом, инновационным процессом. Эффективность инновационного развития выражается в количественном и качественном росте финансово-экономических показателей деятельности субъектов хозяйствования, характеризующих уровень устойчивости к негативно влияющим внутренним и внешним факторам [6].
В мировой экономике автомобилестрительная отрасль является одним из ключевых секторов. Отраслевые показатели оказывают влияние на ВВП стран-автопроизводителей, темп экономического роста, НТП, уровень занятости, и развитие инноваций. Более того, эффективность развития автомобильной промышленности во многом предопределяет динамику и уровень развития смежных отраслей (металлургической, нефтехимической, приборостроительной и сферы услуг), а соответстветвенно, и уровень социально-экономического развития страны, платежеспособный спрос и т.д.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Сегодня автомобильная промышленность в РФ занимает не менее значимое место, чем для экономик других государств, которые являются колоссальными производителями автомобильного транспорта. Однако автомобильная промышленность России находится в состоянии стагнации, так как в данной отрасли были унаследованы трудности, более характерные для социалистического пути производства, такие как:
- низкий уровень подготовки специализированных кадров и культуры производства;
- незаинтересованность менеджмента компаний проводить результативную финансовую и маркетинговую политику; ориентированность лишь на выполнение плана;
- первостепенная ориентированность на внутренний рынок, что безусловно не является фактором создания конкурентоспособной продукции и предопределяет значительную заторможенность отрасли в отличие от зарубежных аналогов;
- абсолютный дефицит четкой мотивации и сложности с внедрением технологических инноваций.
Тем не менее, несмотря на то, что в последнее время правительство РФ приняло меры по реорганизации и реформированию автомобильной отрасли, избавление от вышеуказанных проблем в кратчайшие сроки в настоящий момент невозможно: чтобы вывести автомобильную промышленность России на конкурентоспособный, относительно мировых лидеров, уровень, необходимо объединение всех усилий на всех предприятиях-производителях и разработка определенной и эффективной государственной стратегии развития данной отрасли.
Рассматривая отрасль России по производству автомобилей и компонентов, можно отметить следующие тенденции:
1. Недостаточное количество передовых технологий, недостаток инвестиций, высокая степень изношенности технологической базы (моральная и физическая), большое количество непрофильных активов.
2. Отсутствие достаточных ресурсов для уверенного роста объемов производства и развития собственных инженерных консультационных услуг.
3. Недостаточный уровень развития эффективной сети поставщиков компонентов.
<j!b
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
4. Узкая специализация, направленная в основном на производство простейших компонентов с низким уровнем добавленной стоимости.
5. Зависимость импортеров от внешних факторов, особенно в периоды кризисов.
В то же время, в качестве предпосылок развития отрасли можно назвать субсидирование процентных ставок по кредитам, лизингу, программу по локализации, утилизации и развитие сборочных производств на территории нашей страны [3].
Инновации в сфере автомобилестроения необходимы для улучшения качества производимых моделей, разработки новых свойств и приспособлений. Это позволит расширить рынок потребления, повысить спрос на модели производителя, а также выйти на новый уровень мировых стандартов и повысить конкурентоспособность предприятия. Выявление новейших эффективных направлений использования инноваций в автомобилестроении, обеспечивающих комплексное управление процессами производства и реализации автомобильной продукции, актуально для современного мирового автомобилестроения.
Автомобильная промышленность - это концентрация самых новейших и продвинутых технологий. В этой отрасли капиталовложения в инновации приносят очень солидные дивиденды [4]. Инновации в автомобилестроении в основном распределены по направлениям:
- технология материалов;
- экологическая безопасность компонентов;
- автоматизация процессов управления;
- безопасность и комфорт.
По оценкам экспертов, мировая автомобильная промышленность претерпит кардинальные изменения в ближайшие 20 лет. Первый шаг инновационного развития технологий материала и повышения экологической безопасности двигателя уже сделан рядом зарубежных производителей - переход на использование сжиженного азота как нового вида энергии для автотранспорта.
Мировое автомобилестроение не стоит на месте, сейчас уже около десятка производителей серийно выпускают электромобили. Среди них такие гиганты, как «Ford», «Nissan», «Renault», «Chevrolet», «Toyota», «Mitsubishi» и пр. Появляются и новые производители электромобилей - «Tesla Motors», «Fisker», «Coda
Automotive». С каждым годом продажи электромобилей стремительно растут: в 2016 г. в было продано около 504 060 электромобилей и подключаемых гибридов. Доля рынка электоромобилей в общем объеме продаж составляет 2,9 %. Продажи за январь-февраль 2017 г. (74 117 единиц) показали рост более 18 % в сравнении с аналогичным периодом 2016 года [2]. По прогнозам мировых экспертов, уже к 2020 г. доля электромобилей может достигнуть 5-10 % от общего числа автомобилей в мире.
Перспектива электромобиля стать массовым явлением в России не вызывает никаких сомнений. Если Россия хочет реально идти по инновационному пути развития, то нужно следовать мировым тенденциям и не отставать от них, в том числе и в автопроме. На сегодняшний день в крупных российских городах около 90 % всех вредных выбросов - это выбросы от транспорта. Перевод городского транспорта на электричество ощутимо улучшит экологию в городах, уменьшит количество онкологических заболеваний и заболеваний дыхательной системы. А это уже вопрос здоровья людей и всей нации. В апреле 2016 г., по информации Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, в столичной системе контроля парковочного пространства начали работать пять электромобилей «Mitsubishi i-MiEV», и на сегодняшний день тенденция перехода на экологичный транспорт в России показывает повышательную динамику [8]. В России «Tesla» является весьма популярной маркой электромобиля, но не занимает первое место по продажам из-за своей цены, превышающей 100 тыс. долл. По данным «Автостата», по состоянию на 1 января 2017 г. из 920 электрокаров, зарегистрированных в нашей стране, 340 штук (37 %) пришлось на «Nissan Leaf», 263 штуки - на «Mitsubishi i-MiEV» (28,6 %), и лишь только 177 машин - «Tesla Model S» с долей 19,2 % [9].
Мировой автопром уже прошел «точку невозврата» в вопросе революционного развития отрасли, и теперь это только вопрос скорости развития технологий и времени. В ближайшие десятилетия автомобилестроительная отрасль претерпит структурные изменения. Инновационные технологии беспилотного транспорта окажут комплексное влияние на мировую экономику, дав стимул развития многим другим отраслям. Помимо предприятий автомобильной отрасли развитие технологий беспилотного управления транспортными средствами стимулируют сразу несколько других отраслей
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
народного хозяйства; в первую очередь - ИТ и высокотехнологичное приборостроение.
Сегодня большинство участников мирового рынка беспилотных транспортных средств переходят от проектирования к практической реализации своих разработок. Актуальные тренды отрасли невозможно игнорировать, поэтому российским компаниям важно занять свою нишу на формирующемся рынке. В соответствии с прогнозом консалтинговой компании «AT Kearney» к 2035 г. мировой рынок беспилотного транспорта достигнет объема в 560 млрд долл. В 2016 г. уже произошли такие знаковые события, как первая в истории коммерческая перевозка на беспилотном автомобиле; создание подразделения беспилотных аппаратов «CNN» для сбора новостей и воздушной съемки и т.д. По мнению экспертов, всего через несколько лет автомобили без водителей станут повседневной реальностью.
В качестве предложений по использованию зарубежного опыта в области инновационного развития автомобилестроения в России можно указать следующее:
1. Создание устойчивой структуры взаимодействия предприятий-производителей, НИОКР и образовательных структур с государством [5].
2. Концентрация ресурсов на первостепенных направлениях развития и использование их в целях развития инновационных технологий производства.
3. Аналогично опыту развитых стран в России должны создаваться крупные инновационные проектные центры, основанные на государственно-частном партнерстве.
4. С целью решения проблем экологии требуется проведение междисциплинарных научных исследований.
На наш взгляд, формально прослеживается сходство основ инновационной политики в промышленно развитых странах с процессами в российском автопроме. Вместе с тем наблюдается идентичность многих важных элементов инновационного механизма. Это может свидетельствовать о том, что закономерности развития науки и тенденции инновационного процесса едины для всех экономических систем и не зависят от моделей экономического развития. В то же время, в каждой стране наблюдаются значительные особенности, поэтому невозможно прямое копирование чьего-либо опыта.
Система обеспечения инновационного развития экономики России, опираясь на передовой международный опыт, должна выстраиваться с учетом национальных особенностей. В настоящее время важнейшей задачей для автомобилестроительной отрасли РФ является преодоление существующей отраслевой парадигмы и переход на новый качественный уровень - создание инновационного национального автомобильного бренда.
Библиографический список
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.07.2017).
2. Доля крупнейших стран-производителей в общем производстве автомобилей. Анализ автомобильного рынка // Блог компании QB Finance. URL: http://smart- lab.ru/company/qbfin/blog/136762.php (дата обращения: 20.08.2017).
3. Инновационные решения в автомобилестроениии. URL:http:// www.ntpo.com/investicii-v-innovacii/innovacionnye-resheniya-v-avtomobilestroenii/#sthash.zltUUrg2.dpuf (дата обращения: 20.08.2017).
4. Козлов Д.В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. 2011. № 9.
5. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы. М., 2016.
6. Филосова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. М., 2015.
7. Официальный сайт компании «Эко Моторс». URL: http://ecomotors.ru/ index.php?blog_id=46&ukey=news (дата обращения: 20.08.2017).
8. Официальный сайт районной газеты на западе Москвы. Тропарево-Никулино. URL: http://troparevo-gazeta.ru/na-dorogah-stolitsyi-poyavilis-elektromobili-parkonyi/ (дата обращения: 20.08.2017).
9. Официальный сайт Аналитического агентства «АВТОСТАТ». URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 22.08.2017).
10. Сайт компании «Electric Drive Transportation Association». URL: http:// electricdrive.org/index.php?ht=d/sp/i/20952/pid/20952 (дата обращения: 20.08.2017).
С.А. Василенко
аспирант Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации (г. Москва) E-mail: [email protected]