Научная статья на тему 'Исследование гражданских позиций студентов'

Исследование гражданских позиций студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
426
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанов Эльдар Сограбович

Сопоставлены и проанализированы проблемы, заявленные в проекте модернизации российского образования, и проблемы, связанные с формированием гражданской культуры. Обнаружена их значительная общность. Можно утверждать, что цель формирование гражданской культуры и задачи модернизации образования, которая должна привести к обеспечению личной, профессиональной и социальной успешности человека, облегчить его социализацию, во многом совпадают. Библиогр. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CIVIC POSITIONS OF STUDENTS

The problems concerning the project of Russian education modernization and the problems connected with civic culture formation are compared and analyzed. Their considerable community is revealed. It can be stated that the aim to form civic culture, and tasks of education modernization, which must lead to ensuring personal, professional and social success of a person, to facilitate his socialization, are in close agreement.

Текст научной работы на тему «Исследование гражданских позиций студентов»

ББК 74.5

Э. С. Султанов

Дагестанский государственный педагогический университет

Дербент

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ

В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что ее развитие значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и мире.

Из наиболее серьезных проблем образования в документе отмечаются такие, как трансляция готовых обобщенных знаний, воспроизводство репродуктивных форм и методов обучения, господство авторитаризма, автономизация учебных заведений, отсутствие преемственности и координированности всех социальных сил, призванных участвовать в формировании гражданина России. В дискуссии, развернувшейся вокруг положений проекта модернизации образования, отмечалось, что современная жизнь предъявляет к человеку новые требования, которые не находят реализации в общеобразовательной и профессиональной школе. Среди них наиболее значимы:

— владение ценностями демократического гражданского общества;

— видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их, устанавливая взаимодействие с другими гражданами и их социальными группами;

— умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям общественной жизни;

— умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;

— ценить свои права и свободы, уважая их у других граждан;

— общественная активность и творческая инициатива.

Гражданское образование и воспитание существовали и существуют в любом государстве. Они осуществлялись и осуществляются в образовательных учреждениях с участием семьи и других социальных институтов.

С момента образования Российской Федерации (1991 г.) и принятия Конституции РФ (1993 г.) стратегической целью социального развития страны объявлено создание гражданского общества и правового государства. В связи с этим особую актуальность приобрели проблемы воспитания гражданско-правовой культуры молодежи и ее совершенствования у остальных граждан. Появилась потребность в теоретическом осмыслении проблем социального воспитания, выявлении особенностей формирования гражданского сознания, разработке и реализации программ и проектов, с помощью которых можно создать условия гражданского становления молодого человека.

Проблема формирования гражданской культуры актуальна и потому, что в России реально существует многообразие политических взглядов и позиций, палитра общественных партий и движений, пропагандирующих разные установки на взаимодействие граждан с властью и между собой. Это приводит к социальной и этнической разобщенности в российском обществе, нередко перерастающей в конфликты на местном уровне, что негативно сказывается на решении общезначимых проблем, в том числе в области образования, социального обеспечения и оздоровления студенческой молодежи. Студенчество является сегодня той социальновозрастной группой, которая в значительной степени страдает от социальной и экономической нестабильности, но она же может стать силой, способной обеспечить стабилизацию и развитие во всех сферах жизнедеятельности социума. Именно поэтому важно помочь обучаемым самоопределиться, утвердиться в гражданских позициях и обеспечить на этой основе их участие в общественно-политических процессах.

По данным нашего опроса, большинство студентов вузов г. Дербента более всего беспокоит потеря уверенности в завтрашнем дне, вызванная процессами социальной нестабильности. С другой стороны, на вопрос: «Способно ли студенчество возродить Республику Дагестан и город Дербент?» 73,6 % опрошенных отвечают положительно, и только 12 % полностью отрицают эту возможность. Таким образом, студенты считают себя силой, способной осуществлять положительные социальные преобразования на региональном и муниципальном уровнях.

Подавляющее число студентов (91,7 %) желает объединиться в общественные молодежные организации. При ответе на вопрос: «Какие молодежные организации нужны студентам прежде всего?» на первое место вышли экономические и социальные фонды поддержки обучающейся молодежи, на второе место - организации досуговой направленности (31,6 %). Молодежным профсоюзным объединениям отдали предпочтение 14,6 %, а политическим молодежным союзам (комсомол и др.) - всего 6,3 % студентов. Эти данные свидетельствуют о том, что участие студентов в отстаивании своих прав и свобод можно осуществлять через создание студенческих организаций различного профиля, которые могут выступать в качестве элементов гражданского общества. Второй вывод: основой объединения студенты видят не социальнополитические или национальные признаки, а общность интересов в образовательной, культурной, досуговой сферах. Это та область, где возможно плодотворное совместное сотрудничество органов местного самоуправления и научно-педагогических коллективов высших учебных заведений.

Многие исследователи [1, 2] становление гражданской культуры молодого поколения неразрывно связывают с социально-политическими и социально-культурными процессами, происходящими в обществе. Это прежде всего те процессы, которые во многом определяют содержание, формы и методы социализации учащейся молодежи, характер гражданственности, исходя из взаимоотношений «гражданин - государство» и «человек - общество». Суть гражданственности, гражданское сознание и гражданские качества в значительной мере обусловлены состоянием гражданско-правовой сферы и гражданским статусом человека. Негативные процессы, происходящие в социально-экономических сферах Российской Федерации, вызвали соответствующие изменения в типе личности и характере гражданственности, что необходимо учитывать научно-педагогическим коллективам и институтам местного самоуправления при формировании гражданской культуры студенческой молодежи.

О негативных изменениях в гражданском сознании молодежи свидетельствуют данные нашего опроса. Среди студенческой молодежи появилась прослойка людей, сожалеющих, что они родились в России. Они изначально не хотят быть российскими гражданами.

Студенческая молодежь не выражает большого желания выполнять и свои прямые гражданские обязанности: принимать участие в выборах представительной и исполнительной власти всех уровней, платить налоги, служить в армии.

Результаты перекладывания государством на население тяжести решения всех его социальных проблем сказались на отношении студентов к властным структурам. Доверяющих Президенту России среди студенческой молодежи г. Дербента только 12 %, Государственной думе -3,7 %, Правительству Российской Федерации - 2 %. Наблюдается тенденция к возрастанию степени недоверия на старших курсах. Печальный вывод: чем больше социальный опыт у обучаемого, тем меньше доверия федеральным органам власти. Муниципальным властям доверия больше на 2-3 %, при той же тенденции к его уменьшению на старших курсах. Кроме объективных причин, связанных с общей ситуацией в стране, на степени доверия студенчества местным властям сказывается отсутствие диалога между ними, закрытость каналов информирования о деятельности и т. д.

Аналогическая ситуация складывается и по отношению к правоохранительным органам. Суду и прокуратуре доверяют 3,2 % опрошенных студентов, милиции - 2,7 %. Среди тех, кто совсем не доверяет суду и прокуратуре, четверть опрошенных, милиции - более 30 %.

Результаты опроса студентов свидетельствуют, что в их среде имеет место правовой нигилизм, неуважение к правоохранительным органам, не способным в настоящее время обеспечить соблюдение законности, прав и свобод граждан. Недоверие государственным властям, правоохранительным органам называют причиной своей политической апатии и отсутствия гражданской активности более половины опрошенных студентов. Проявить гражданскую активность, участвовать в установлении правопорядка они, если и желают, то с оговоркой: «Это никому не нужно», «Есть те, кто получает за это деньги», «Все равно ничего не изменится» и др. Вместе с тем, практически не доверяя государственным и местным властям, правоохранительным органам, каждый второй из респондентов считает, что путем добросовестного исполнения существующих законов он может повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону.

Опрос показал также, что студенческая молодежь готова влиять на изменение политической и социальной ситуации в стране демократическим законным путем, а не путем активных

политических действий. Политические акции протеста (митинги, шествия, демонстрации и т. д.) как форму влияния на развитие событий поддерживает около 10 % студентов, а участвовать в деятельности политических организаций желает еще меньше - 6 % респондентов. Добросовестное исполнение своих гражданских обязанностей рассматривает как средство достижения цели 31 % студентов, причем по курсам распределение ответов примерно одинаковое. На вопрос: «Для чего нужны законы в государстве?» более 72 % опрошенных отвечают, что они нужны для охраны прав граждан.

Значимость формирования гражданской культуры студенческой молодежи возрастает и в связи с тем, что большая ее часть, признавая наличие своих прав и свобод, не готова брать на себя ответственность по их отстаиванию. Около 40 % опрошенных студентов не верят ни в какие способы действенного влияния на развитие событий в г. Дербенте и Республике Дагестан. Большая часть студенческой молодежи не рассматривает свое участие в гражданских процессах как средство изменения ситуации в общих и личных интересах. Группа социальнопассивной молодежи в наибольшей степени нуждается в становлении гражданского сознания и позиции и формировании гражданских качеств. В противном случае она может стать объектом манипулирования различных политических сил и религиозных групп.

В большинстве своем студенты не верят, что их собственные усилия с участием педагогов высшей школы способны оказать существенное влияние на решение вопросов местного значения, затрагивающих даже их интересы. Совместное сотрудничество с институтами местного самоуправления, по мнению 67 % студентов, может существенно сказаться на развитии гражданских процессов.

Складывается противоречивая ситуация, где, с одной стороны, студенческая молодежь не доверяет исполнительным и представительным органам местного самоуправления, а с другой -она же и считает, что сотрудничество с ними может более всего повлиять на решение назревших вопросов гражданского общества.

Об уровне сформированности гражданской культуры студентов можно судить по их отношению к молодым людям, уклоняющимся от выполнения гражданского долга. Например, только 14 % опрошенных студентов осуждает тех, кто не хочет служить в армии, защищать государство. Половина студентов к этому относится безразлично, а более 30 % считает, что, уклоняясь от призыва в армию, молодые люди поступают правильно.

По данным нашего исследования, большая часть студентов (58,3 %) считает, что национальная культура России и Дагестана находится в опасности, ее самобытности угрожает экспансия западных ценностей и массовой культуры (46 %), исламские радикальные организации (27 %), террористические группы (14 %) и другие причины (13 %). В то же время, отвечая на вопрос: «Кто должен защитить культурные ценности государства и национальные традиции?», себя в этой роли видят только 10 % студентов.

Студенты знают, что демократические формы участия в управлении государством требуют от них реальной активности, но проявить ее не могут, поскольку это требует от них развитого гражданского сознания и позиции, наличия гражданских качеств, таких как ответственность за последствия своих действий, мужество в отстаивании своего мнения, своей позиции и т. п. В нескольких имитированных экспериментатором ситуациях подавляющая часть студентов не была готова к принятию решения, проявлению позиции, поиску альтернативных путей решения проблем граждан. Этот факт свидетельствовал о недостаточной сформированности гражданских качеств студентов, психологических установок и воли, направленных на активное участие в делах государства, местного сообщества и самой студенческой молодежи.

Гражданственность в Советском Союзе определялась долгом гражданина по отношению к укреплению обороноспособности своей страны, защите ее от внешней опасности, усилиями, направленными на прирост ее могущества и авторитета среди других стран. Распад Союза, образование Российской Федерации, суверенитизация ее субъектов, обострение этнических конфликтов привели в недалеком прошлом к разрушению единого правового поля, культурного пространства, образовательной среды и т. п. На искажении представлений студентов о гражданской культуре сказалось обособление учебных заведений от общества и его социальных групп, доминирование в вузах образовательных процессов в ущерб воспитательным, ослабление

системных связей вуза с органами власти и гражданскими структурами. Это подтверждается и данными нашего опроса.

Желающих сменить гражданство и выехать на работу в другие страны среди опрошенных студентов 21,6 %. Определенная часть студенчества ощущает себя не только гражданами России - 17,6 %. Есть и такие, которые считают себя «гражданами СНГ», - 3,6 %, «гражданами Мира» - 7,9 % и гражданами других стран - 3,6 %.

Формирование культуры гражданственности в большей мере должно быть ориентировано на то, чтобы каждый студент готовился достойно представлять свою страну и отстаивать ее интересы там, где необходимо. Результаты спроса обусловливают необходимость формирования у студенческой молодежи такого традиционно важного для всей истории России и Дагестана аспекта гражданственности, как патриотизм. Есть насущная потребность воспитания у студенчества мотивов и обеспечения направленности их действий на преодоление сепаратизма, национализма, религиозного радикализма. В решении этой актуальной задачи велика роль депутатов всех уровней выборной власти и институтов местного самоуправления.

Другим нереализованным аспектом взаимодействия вуза и институтов местного самоуправления является возможность обеспечить свободу студентов выражать свои политические взгляды и требования. Достаточно высоко возможность выражать политические взгляды оценивают 14,2 % студентов, об отсутствии такой возможности говорят 26 % опрошенных, среднюю оценку между ними ставят 32 % респодентов. Эти цифры свидетельствуют о том, что многие студенты не уверены в реализации именно тех прав, которые объявлены неотъемлемой частью современной демократии и постоянно декларируются как достигнутые и реализованные для всех граждан. Почти каждый четвертый студент из опрошенных считает невозможным свободно выражать свои политические взгляды и гражданские убеждения, примерно столько же не желают их выражать. Последний факт свидетельствует о разочаровании студентов и о некотором опасении за последствия свободного отстаивания своих гражданских убеждений. Среди причин такой позиции студенчества преобладают следующие мнения: «Все равно ничего не изменится», «Рядовой гражданин не может влиять на развитие событий в республике и даже в своем городе» и т. д.

Характерной для студенчества является позиция, согласно которой демократические преобразования ничего не дали молодежи, особенно обучающейся. Об этом говорят результаты ответа на вопрос: «Есть ли что-то такое, чем Вы, как гражданин России, могли ли бы гордиться?». Около 30 % опрошенных остановились на ответе: «Сегодня гордиться нечем». На вопрос: «Какие достижения города Дербента можно отнести к заслугам институтов местного самоуправления?» 36 % студентов выбрали ответ: «Никаких», приблизительно такая же часть - «Не знаю».

Сложившиеся убеждения и гражданская апатия студентов делают весьма затруднительным воспитание у них гражданственности и патриотизма по отношению к своему государству и их привлечение к общественно-политическим процессам и участию в гражданских проектах местных органов власти.

Становление гражданственности студенческой молодежи происходит под воздействием различных факторов. Их значимость неодинакова. По оценкам самих студентов, основное влияние на становление их гражданских представлений оказала семья (29,7 %), телевидение (30,7 %), учебное заведение (22 %), газеты и журналы (13 %), друзья (7 %), общественные организации, политические партии (3 %), структуры местной власти (2,8 %).

Результаты опроса студентов показывают, что в системе «гражданин - государство», где раньше доминировало государство, сейчас более активную позицию должен занимать гражданин. В активной позиции заинтересован и сам студент, прежде всего в использовании своих прав и свобод, реализации своего права на труд, на создание достойных условий жизни. Институты местного самоуправления, в свою очередь, заинтересованы в стимулировании гражданской активности студентов, их участии в общественно-политических и гражданских процессах, тем самым содействуя формированию их гражданской культуры.

Неспособность институтов местного самоуправления обеспечить в полной мере выполнение требований законов и других нормативных документов обусловливает необходимость опоры на гражданские институты и социальные группы. Поэтому для институтов местной власти возрастает значение формирования гражданской культуры населения, в том числе студенчества,

включая знание им своих прав и обязанностей, установку и волю для их реализации, гражданское поведение по отношению к государству и его гражданским структурам. Последние рассуждения говорят о наличии значительного потенциала для взаимодействия высших учебных заведений и институтов местного самоуправления в формировании гражданской культуры студентов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Карпушин С. И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 159 с.

2. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. -М.: Наука, 1996. - 269 с.

Получено 18.09.2006

STUDY OF CIVIC POSITIONS OF STUDENTS

E. S. Sultanov

The problems concerning the project of Russian education modernization and the problems connected with civic culture formation are compared and analyzed. Their considerable community is revealed. It can be stated that the aim - to form civic culture, and tasks of education modernization, which must lead to ensuring personal, professional and social success of a person, to facilitate his socialization, are in close agreement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.