Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
742
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / АГРАММАТИЗМЫ / ДОШКОЛЬНИКИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арсеньева Анна Александровна, Пивненко Валерия Витальевна

Проблема распространенности аграмматизмов в детской речи остается одной из ведущих тем для обсуждения среди логопедического и педагогического сообщества. Грамматические нарушения могут быть одним из ведущих дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи, что влечет за собой нарушение и других компонентов речевой системы. Стоит отметить, что отсутствие ранней коррекции данных нарушений могут впоследствии негативно повлиять на навыки письма и чтения будущего школьника. Цель исследования - изучение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Научная новизна. Предложенный автором способ оценки результатов логопедического обследования грамматического строя речи дошкольников позволяет определять динамику развития данного компонента речи в короткие сроки и в игровой форме. Практическая значимость. Проведено обследование детей 5 года жизни на предмет овладения грамматическим строем речи. Результаты обследования свидетельствуют о недостатке удаления внимания на развитие данного компонента речи в педагогической работе государственных дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арсеньева Анна Александровна, Пивненко Валерия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE SPEECH GRAMMATICAL STRUCTURE IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The problem of the prevalence of agrammatisms in children's speech remains one of the leading themes for discussion among the speech therapy and pedagogical community. Grammatical disorders can be one of the leading defects in preschoolers with general speech underdevelopment which entails a violation of other components of the speech system. It is worth noting that the lack of early correction of these violations can subsequently negatively affect the writing and reading skills of the future student. The aim of the research is to study the grammatical structure of speech in preschoolers with general speech underdevelopment. Scientific novelty. The method proposed by the author for assessing the results of a speech therapy examination of the preschoolers’ grammatical structure of speech makes it possible to determine the dynamics of this speech component development in a short time and in a playful way. Practical significance. A survey of 5-year-old children was carried out for mastering the grammatical structure of speech. The results of the survey indicate a lack of attention to the development of this speech component in the pedagogical work of state preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

PEDAGOGY

konf. (g. Chita, ijun' 2012 g.) [Actual tasks of pedagogy]. Chita: Molodoj uchenyj, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/59/2410/ (Accessed 24.10.2020).

5. Pervaja jelektronnaja kniga [First e-book]. URL: https://setafi.com/elektronika/elektronnaya-kniga/pervaya-elektron-naya-kniga/ (Accessed 24.10.2020).

6. Peryshkin A.V. Fizika. 8 klass : uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij [Physics. 8th grade]. Moscow: Drofa, 2013. 240 p.

7. Peryshkin A.V. Fizika. 8 klass: uchebnik [Physics. 8th grade]. Moscow: Jekzamen, 2019. 271, [1] p.: il.

8. Purysheva N.S., Vazheevskaja N.E. Fizika. 7 klass: uchebnik dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij [Physics. 7th grade]. Moscow: Drofa, 2013. 222 p.

9. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: Al'ta-Print, 2005. 1216 p.

10. Cifrovaja gramotnost', jekonomika i digital-sreda: kak dela v Evrope [Digital literacy, economics and digital environment: how are things in Europe]. URL: http://nedopusti.ru/articles/read/144/ (Accessed 30.10.2020).

11. Chto znachit «byt' gramotnym» v XXI veke [What does it mean to be literate in the 21st century]. URL: http://vcht.cen-ter/wp-content/uploads/2019/06/CHto-znachit-byt-gramotnym-SB.pdf (Accessed 30.10.2020).

12. Jelektronnyj uchebnik: ponjatie, struktura, trebovanija [Electronic textbook: concept, structure, requirements]. URL: http://www.display-expo.ru/yelektronnyi_uchebnik_ponjatie_struktura_trebovanija-3.html (Accessed 24.10.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Антонова, аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; преподаватель колледжа физической культуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск, Россия, e-mail: in-nadya@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3823-270Х.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Antonova, Graduate student, South-Ural State Humanitarian and Pedagogical University, teacher of the College of Physical Training, Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk, Russia, e-mail: in-nadya@mail.ru ,ORCID: 0000-0002-3823-270Х.

УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_25

Анна Александровна Арсеньева, Валерия Витальевна Пивненко

г. Тюмень

Исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим

недоразвитием речи

Проблема распространенности аграмматизмов в детской речи остается одной из ведущих тем для обсуждения среди логопедического и педагогического сообщества. Грамматические нарушения могут быть одним из ведущих дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи, что влечет за собой нарушение и других компонентов речевой системы.

Стоит отметить, что отсутствие ранней коррекции данных нарушений могут впоследствии негативно повлиять на навыки письма и чтения будущего школьника.

Цель исследования - изучение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Научная новизна. Предложенный автором способ оценки результатов логопедического обследования грамматического строя речи дошкольников позволяет определять динамику развития данного компонента речи в короткие сроки и в игровой форме.

Практическая значимость. Проведено обследование детей 5 года жизни на предмет овладения грамматическим строем речи. Результаты обследования свидетельствуют о недостатке удаления внимания на развитие данного компонента речи в педагогической работе государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, аграмматизмы, дошкольники с речевыми нарушениями.

Anna Aleksandrovna Arsenyeva, Valeria Vitalievna Pivnenko

Tyumen

Study of the speech grammatical structure in preschoolers with general speech

underdevelopment

The problem of the prevalence of agrammatisms in children's speech remains one of the leading themes for discussion among the speech therapy and pedagogical community. Grammatical disorders can be one of the leading defects in preschoolers with general speech underdevelopment which entails a violation of other components of the speech system.

It is worth noting that the lack of early correction of these violations can subsequently negatively affect the writing and reading skills of the future student.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

25

ПЕДАГОГИКА

The aim of the research is to study the grammatical structure of speech in preschoolers with general speech underdevelopment.

Scientific novelty. The method proposed by the author for assessing the results of a speech therapy examination of the preschoolers' grammatical structure of speech makes it possible to determine the dynamics of this speech component development in a short time and in a playful way.

Practical significance. A survey of 5-year-old children was carried out for mastering the grammatical structure of speech. The results of the survey indicate a lack of attention to the development of this speech component in the pedagogical work of state preschool educational institutions.

Keywords: general speech underdevelopment, speech grammatical structure, agrammatisms, preschoolers with speech disorders.

Данная статья посвящена изучению качества владения дошкольниками с общим недоразвитием речи такого компонента речи, как грамматический строй. Нарушения в использовании грамматических средств речи у детей встречается в около 40 % от общего числа воспитанников с речевыми патологиями [1].

Корректное использование грамматических форм и правил обеспечивают ребенку возможность верно выражать собственные мысли и воспринимать информацию от окружающих. В случае нарушения использования этого компонента речи, ребенок не может овладеть способностью порождать речевые высказывания и понимать высказывания других людей.

Как всем известно, при раннем коррекцион-ном воздействии на дефект, результаты будут более плодотворные и оптимистичные. Это касается и нарушений, связанных с грамматическим строем речи. Крайне важным является решение данных проблем именно в дошкольном возрасте, так как к школе ребенок уже должен быть готов приобретать навыки письма и чтения.

Выделяют несколько систем грамматического строя: морфологическая и синтаксическая. Первая подразумевает собой умение образовывать и изменять слова. Вторая относится к способностям сочетать слова в предложении и уметь составлять сложные речевые высказывания [4].

Наиболее распространенными нарушениями грамматических правил, или аграмматизмами [2], у детей 5 лет такими принято считать следующие ошибки: ошибки в образовании множественного числа существительного, потери предлогов в предложении, неумение склонять числительные, неумение образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов и др. На самом деле вариации аграм-матизмов в детской речи крайне разнообразны и более многочисленны.

Обусловлены многочисленные трудности в овладении грамматическими средствами языка у детей с общим недоразвитием речи несколькими причинами:

- структура дефекта ОНР включает в себя недоразвитие всех компонентов речи без исключения;

- пониженная способность анализировать явления языка;

- пониженная способность к различению в речи важных грамматических закономерностей.

На сегодняшний день существует множество диагностических и коррекционных методик, направленных на борьбу с данным структурным дефектом в общем недоразвитием речи. Большая часть из них всем хорошо известна, так как считаются «классическим» подходом к работе с детьми с ОНР (работы авторов: Р.Е. Левиной, О.В. Прав-диной, Т.Б. Филичевой и другие). Они не раз доказывали свою эффективность и экспертность в текущем вопросе, но, как показала практика, в большинстве случаев участники учебного процесса забывают использовать «классические» положения в реальной жизни.

Для проведения логопедического обследования за основу была взята работа по экспериментальной методике обследования детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, а также основные принципы логопедической работы, описанные в «Основах теории и практики логопедии» [3].

Базой для данного исследования послужило муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение цента развития ребенка - детский сад №135 города Тюмени. Учреждение работает по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Объектом текущего исследования стала устная речь дошкольников с общим недоразвитием речи. Для его проведения с помощью логопеда детского сада было отобрано три мальчика с ОНР в возрасте 5 лет.

Обследование проводилось в логопедическом кабинете в первой половине дня. Для проведения обследования использовались современные и красочные, понятные нынешним детям наглядные образы (картинки, игрушки, рассказы). После проведения диагностики совместно с педагогами, родителями и логопедом выстраивалась индивидуальная система коррекционной работы. Для воспитателей групп были даны методические рекомендации и примеры игр для занятий с детьми. Для домашней работы родителям выдавались еженедельные задания для самостоятельной отработки. Логопедическая коррекция заключалась не только в индивидуальной работе с ребенком, включены были также фронтальные и групповые занятия с другими детьми.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2M2-U29!

PEDAGOGY

Критерием исследования была устная речь ребенка, в ходе обследования акцентировалось внимание на следующих показателях (согласно методике Р.Е. Левиной):

1. Правильность или нарушение употребления словоизменительных грамматических форм разных частей речи;

2. Дифференциация форм словоизменения;

3. Сохранность/нарушение умения согласования частей речи по родам, числам и падежам;

4. Умение употреблять предложно -падежные конструкции с использованием предлогов;

5. Характер и распространенность морфологических и структурных аграмматизмов в устной речи;

6. Характеристика употребляемых ребенком предложений в самостоятельной речи;

7. Условия проявляющихся трудностей (степень распространенности и сложности синтаксических конструкций);

8. Понимание одноступенчатых и многоступенчатых словесных инструкций;

9. Понимание грамматических форм словоизменения;

10. Понимание предложно-падежных конструкций;

11. Понимание сложных логико-грамматических конструкций.

Результаты пробы, показывающей способности ребенка к владению грамматическим строем речи, уже по введенному автором способу, оценивались с помощью трёхбалльной шкалы, где: 3 балла - выполнение пробы без ошибок; 2 балла -при выполнении допущено 1-2 незначительных ошибки; 1 балл - допущено 3 и более ошибок.

В процессе исследования были взяты две пробы у трех отобранных дошкольников: первая -в начале эксперимента, вторая спустя месяц после обследования. Сумма баллов, указанная на диаграмме, является средним арифметическим из результатов каждого показателя в критерии исследования. Таким образом, мы получили следующие результаты (Рис. 1):

з

2,5 2 1,5 1 0,5 О

Уровень овладения детьми правилами грамматического строя речи

2 7 2'8

' 2,6

I I I

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

■ Проба 1 I Проба 2 Рис.1. Результаты проб трех отобранных дошкольников

По результатам видно, что при своевременном комплексном подходе к коррекции данного дефекта при ОНР, положительная динамика проявляется в короткие сроки. Для получения таких оптимистичных результатов крайне важно, чтобы воспитатели детских садов под руководством логопеда знали, как и на что нужно обращать внимание при работе с ребенком. Этот тезис относится не

только к данному нарушению, но и ко всем остальным возможным в данном учреждении.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии аграмматизмов в устной речи младших школьников с ОНР. На основе полученных данных, можно сделать вывод, что младшим школьникам с ОНР требуется коррекционная работа для устранения нарушений грамматического оформления высказывания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ростовская, Н.В. Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Ростовская // Молодой ученый. - 2018. - № 20. - С. 80-83.

2. Пузанова, Б.П. Дефектология : слов.-справ. / Б.П. Пузанова ; под ред. Б.П. Пузанова. - Москва, 1996. - 74 с.

3. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - Москва, 2013. - С. 31-116.

4. Волкова, Л.С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва, 2002. - 217 с. REFERENSES

1. Rostovskaja N.V. Osobennosti myshlenija u starshih doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [Features of thinking in older preschoolers with general speech underdevelopment]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, no. 20, pp. 80-83.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

27

ПЕДАГОГИКА

2. Puzanova B.P. Defektologija: slov.-sprav. [Defectology]. In B.P. Puzanova (ed.). Moscow, 1996. - 74 p.

3. Levina R.E. Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow, 2013, pp. 31-116.

4. Volkova L.S. Logopedija [Speech therapy]. Moskva, 2002. 217 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

A.А. Арсеньева, студент 5 курса, института психологии и педагогики, направления подготовки: Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»), ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000103537@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3963-3502.

B.В. Пивненко, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: v.v.pivnenko@utmn.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.A. Arsenyeva, 5th year Student, field of training - Special (defectological) Education, profile "Speech Therapy", Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000103537@study.utmn.ru, ORCID: 0000-0003-3963-3502.

V.V. Pivnenko Senior Lecturer, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: v.v.pivnenko@utmn.ru

УДК 378.141 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денис Михайлович Бельков, Марина Валерьевна Едренкина, Дмитрий Анатольевич Слинкин

г. Шадринск

Информационная поддержка приемной кампании вуза в условиях дистанционного взаимодействия в 2020-2021 гг.

Статья посвящена рассмотрению вопросов информационной поддержки приемной кампании вуза. Авторы описывают применение веб-ориентированного программного продукта, позволяющего обеспечить дистанционное взаимодействие абитуриентов и сотрудников приемной комиссии. На основе анализа исследований по теме статьи, а также требований Порядка приема по программам высшего образования и возможностей информационной поддержки были выявлены бизнес процессы дистанционной приемной кампании, определены требования к организации и содержанию данных процессов с точки зрения нормативных документов Российской Федерации, определен способ информационной поддержки, описана реализация информационной поддержки и автоматизации дистанционной приемной кампании. В результате в статье представлено описание отдельных модулей и разделов информационной системы «Программа управления личным кабинетом абитуриента WELCOME-ШГПУ 1.0» с точки зрения ее адаптации к изменениям в нормативных требованиях. Приведенные в статье разработки будут интересны специалистам в области циф-ровизации инструментов приёмной кампании в вузах.

Ключевые слова: информационная поддержка, приемная кампания, личный кабинет абитуриента.

Denis Mikhailovich Belkov, Marina Valeryevna Edrenkina, Dmitry Anatolyevich Slinkin

Shadrinsk

Informational support of the university's admission campaign in terms of remote

interaction in 2020-2021

The article is devoted to the consideration of the issues of information support of the admission campaign of the university. The authors describe the use of a web-oriented software product that allows for remote interaction between applicants and admissions officers. Based on the analysis of research on the topic of the article, as well as the requirements of the Admission Procedure for higher education programs and the possibilities of information support, the business processes of the remote admission campaign were identified, the requirements for the organization and content of these processes from the point of view of regulatory documents of the Russian Federation were determined, the method of information support was determined, the implementation of information support and automation of the remote admission campaign was described. As a result, the article presents a description of individual modules and sections of the information system "WELCOME-SHSPU 1.0 Personal Account Management Program" in terms of its adaptation to changes in regulatory requirements. The developments presented in the article will be of interest to specialists in the field of digitalization of admission campaign tools in universities.

Keywords: information support, admission campaign, applicant's personal account.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.