64 |
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
Исследование готовности педагогов к внедрению профессиональных стандартов
ВСТАВСКАЯ
Наталья
Владимировна,
заместитель директора по УМР Ульканского ме-
ПОЛИВАЧ
Ольга Николаевна,
ГБПОУ «УМТ», заместитель директора по УВР Ульканского межотраслевого техникума,
жотраслевого техникума, преподаватель,
преподаватель, п. Улькан,
п. Улькан, Иркутская область Иркутская область
Аннотация
В статье представлены результаты исследования готовности педагогов техникума к внедрению профессиональных стандартов, предложен план мероприятий по итогам исследования
Ключевые слова:
профессиональный стандарт педагога, профессиональная компетентность, аттестация педагогических работников
о:
| дним из приоритетных направлении развития системы образования в Российской Федерации является апро-' бация и внедрение профессиональных стандартов.
Профессиональный стандарт, как инструмент повышения мотивации работников, позволяет установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности [2]. Переход профессиональных образовательных организаций на профессиональные стандарты дает возможность обеспечить выполнение всех трудовых функций управляемого процесса и создать эффективную систему управления персоналом.
При апробации и внедрении профессиональных стандартов в образовательных организациях необходимо решить ряд задач:
- прием на работу и (или) назначение (избрание) на должность: определение требований к квалификации работников;
- планирование потребности в кадрах и их расстановка, формирование штатного расписания и должностных обязанностей;
- установление системы оплаты труда работников;
- организация дополнительного профессионального образования работников;
- проведение аттестации педагогических работников [1].
Вставская Н. В., Поливач О. Н. Исследование готовности педагогов к внедрению профессиональных стандартов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 64-67.
С 2016 года Ульканский межотраслевой техникум имеет статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФИРО) по теме «Профессиональные стандарты как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы среднего профессионального образования».
На начальном этапе работы экспериментальной площадки было проведено исследование готовности персонала Ульканского межотраслевого техникума к работе в рамках профессиональных стандартов. В начале 2017 года было проанализировано штатное расписание на соответствие должностей требованиям профессиональных стандартов, по результатам которого были выявлено несоответствие по следующим должностям (см. таблицу).
Следующим мероприятием стал рефлексивный практикум по педагогическим должностям и анкетирование педагогического коллектива на предмет знания профессионального стандарта и отношения к нему.
Анализ штатного расписания Ульканского межотраслевого техникума
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
№ Должность Наименование профессионального стандарта Должность в соответствии с профессиональным стандартом
1 Заведующий библиотекой Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"» (зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406) Педагог-библиотекарь
2 Секретарь-машинистка Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2015 № 276н Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» Секретарь руководителя
3 Специалист по закупкам Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 № 625н Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» Специалист по закупкам Работник контрактной службы Контрактный управляющий
4 Уборщик служебных помещений Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 № 1075н Профессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» Уборщики территорий (дворники)
5 Уборщик производственных помещений Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 № 1075н Профессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» Уборщики территорий (дворники)
6 Дворник Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 № 1075н Профессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме» Уборщики территорий (дворники)
7 Кухонный работник Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 № 610н Профессиональный стандарт «Повар» Помощник повара
8 Слесарь-электрик Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 № 646-н Профессиональный стандарт «Слесарь-электрик» Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
9 Механик Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 23.03.2015 № 187н Профессиональный стандарт «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» Техник-механик
66 | 4 / 2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
% педагогов, имеющих высшее образование % педагогов, имеющих среднее профессиональное
Мониторинг педагогических кадров
Результаты анкетирования показали, что знание педагогами профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» соответствует допустимому и оптимальному уровню. Знание профессионального стандарта мастерами производственного обучения соответствует оптимальному уровню.
Между тем необходимо отметить, что наиболее низкие результаты были получены по системе оценивания мастерами производственного обучения умений и знаний таких трудовых функций, как «Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих» и «Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса».
Также в рамках исследования готовности персонала Ульканского межотраслевого техникума к работе в рамках профессиональных стандартов был проведен анализ квалификаций педагогических работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов, результаты которого отражены на рисунке выше.
Для устранения проблем, выявленных в результате исследования готовности педагогов к работе в рамках профессионального стандарта, необходимо предпринять следующие действия:
- привести пункт «Должность в штатном расписании» в соответствие с профессиональными стандартами;
- внести в план методической работы техникума дополнения и корректировки с целью развития умений педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта для преодоления выявленных дефицитов профессиональной компетентности педагогов;
- организовать прохождение педагогами профессионального цикла, мастерами — производственного обучения курсов повышения квалификации, в том числе в форме стажировок в профильных организациях для
приведения в соответствие квалификаций педагогических работников требованиям профессионального стандарта.
Реализация перечисленных мероприятий позволит повысить эффективность внедрения профессиональных стандартов.
Литература
1. Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении персоналом организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения // [Электронный ресурс]. Маяк профессионального образования. Сайт базового центра подготовки рабочих кадров. URL: https://goo.gl/1uCh6f.
2. Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: https://goo.gl/RW7AyM.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА