Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 723
Выводы: высокие проценты самоповреждений с целью аффективной регуляции, наказания, несбалансированного типа семьи говорят о дистрессе, ведущему к деструктивным способам регуляции эмоций. Почти все опрошенные подвергались эмоциональному (словесному) насилию, треть сексуальному, две трети физическому, что позволяет говорить о прямой взаимосвязи насилия и несуицидного самоповреждающего поведения. 81,2% опрошенных хотели бы прекратить несуицидное самоповреждающее поведение, что указывает на актуальность развития помощи людям с данной патологией. Средние показатели безнадежности, ОКР и импульсивности не указывают на прямую связь с несуицидным самоповреждением, но не исключают их влияния. Литература
1. Westers, N. J.Not a fad: Nonsuicidal self-injury and suicide attempts. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 24(4), 653-657, 2019.
2. Hornor, G. Nonsuicidal Self-Injury. Journal of Pediatric Health Care, 30(3), 261-267С. 2016.
3. Гречаный С.В., Ильичев А.Б., Поздняк В.В., Кощавцев А.Г., Шишков В.В., Хуторянская Ю.В. Частная психиатрия. — СПб: СПбГПМУ, 2020. — 60 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПРИ ПОМОЩИ ПРОТОННОЙ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ
Суф Эль-Жил Л. Р.
Научный руководитель: д. м. н. доцент Гречаный Северин Вячеславович, д. м. н. профессор Поздняков Александр Владимирович
Кафедра психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Суф Эль-Жил Лейла Ридовна, студентка 5 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; МРТ; статистические данные.
Актуальность: аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) — патология развития, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия, сужением круга интересов и повторяющимися действиями [1]. Одной из серьезных проблем современной детской психиатрии и неврологии является скрининговое выявление и клиническая диагностика расстройств аутистического спектра, распространенность которых в настоящее время составляет около 1% детского и взрослого населения [2]. В России данные исследования не проводились, поэтому мы выбрали эту тему для более глубокого исследования.
Цель исследования: определение диагностической значимости метаболитов N-ацетилас-партата, холина и креатина по данным HA + МРС в головном мозге у детей с РАС. Материалы и методы: было исследовано 17 детей на базе СПБГПМУ с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» в возрасте 2-10 лет: анкетирование с помощью методик «TheAutismTreatmen tEvaluationScale» ATES, «Оценка поведения детей», «TheNisongerChildBehaviorRatingForm, NCBRF» и МРТ головного мозга (рутинная и мультивексельная магнитно-резонансная спектроскопия). Проведён анализ результатов. Результаты: самыми частыми изменениями у обследованных пациентов с помощью рутинного МРТ оказалось расширение периваскулярных пространств по конвекситальной поверхности больших полушарий мозга и в перивентрику-лярной области — 29,4%. В меньшей степени были выявлены очаговые изменения в проекции коллатеральных треугольников задних рогов боковых желудочков — 17,6%. Диффузное уменьшение объема головного мозга и расширение желудочковой системы — по 11,8% каждая. При изучении спектров колебания показателей метаболитов (NAA, Cho, Cr) между правым и левым полушариями головного мозга не были связаны с очаговой патологией. По шкалам ATES и NCBRF наиболее тяжелыми были в изучаемой группе детей речевые и коммуникативные
FORCIPE
тоМ В СпЕЦВЫпУСК 2020
eISSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
нарушения, вслед за ними шли нарушения социализации. Более легкими оказались нарушения сенсорных и когнитивных навыков, наиболее незначимыми были нарушения со стороны соматического здоровья и поведенческие трудности.
Выводы: 1) У детей с РАС были выявлены достоверные изменения соотношения NAA/Cr (p < 0,05) в правом полушарии, из-за снижения концентрации N-ацетиласпартата в тканях головного мозга, что подтверждается рядом исследований посвященных методики HA+МРС у детей с расстройствами аутистического спектра. 2) Обнаружены значимые увеличения соотношения Cho/Cr (p < 0,05) в префронтальной коре, височных доля (слева), внутренней капсуле, гиппокам-пах и соотношения Cho/NAA (p < 0,05) в височных долях и гиппокампах по сравнению с контрольной группой. 3) Следовательно, у детей с РАС наличие пониженных уровней NAA/Cr и увеличение Cho/Cra тканях головного мозга могут указывать на повреждение нейронов и нарушение нейросвязей. Это может приводить к различным поведенческим нарушениям у детей: сужение круга интересов, повторяющиеся движения или речь, снижение памяти, сложность социальной интеграции, нарушение адаптации и ограничение когнитивных способностей. Литература
1. World Health Organization. F84. Pervasive developmental disorders // International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. — 10th (ICD-10). — 2006.
2. Baron-Cohen S, Scott FJ, Allison C, Williams J, Bolton P, Matthews FE, Brayne C. Prevalence of autism-spectrum conditions: UK school-based population study"". The British Journal of Psychiatry. 2009. 194 (6): 500-9.
обоснование изучения Аддикции физических упражнений у обучающихся спортивных школ
Терешкина Т. В., Свердел А. А., Тав Зоя Кибар Берфин Меметовна
Научный руководитель: д.м.н. доцент Гречаный Северин Вячеславович, к.м.н. доцент Земляной Дмитрий Алексее-Кафедра психиатрии и наркологии, Кафедра общей гигиены
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Тав Зоя Меметовна — студентка 4 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: спорт; аддикция; зависимость; физические упражнения.
Актуальность: в современном мире увеличивается частота встречаемости нехимических аддикций, одной из которых является аддикция физических упражнений [3]. Она представляет собой вариант поведенческой зависимости, требующей физических усилий и сопровождающейся переходом от здоровых спортивных привычек к нездоровым [1].
Цель исследования: обосновать необходимость изучения аддикции физических упражнений у обучающихся спортивной школы, выявить личностные качества и особенности психоэмоционального состояния людей с зависимостью физических упражнений. Материалы и методы: Литературные источники российских и зарубежных авторов по данной проблеме. Тестирование обучающихся спортивной школы.
Результаты: для исследования были использованы следующие методики: тест «Индивидуальная минутка» для определения адаптации к физическим и психическим нагрузкам; шкала личностной и ситуационной тревожности Спилбергера-Ханина; исследование уровня импульсивности по В.А.Лосенкову; шкала нервно-психического напряжения; анамнестическая анкета (общие сведения о спортивной деятельности и некоторые факты личной жизни). Определены показатели, которые свидетельствуют о высокой мотивации к спорту: строгое соблюдение установленного порядка, стремление быстро и точно выполнять какие-либо поручения, высокая требовательность к себе и другим, общественная активность. Тревожность спортсменов чаще всего связана с ожиданием последствий неудачи [2].
Выводы: установлены факторы, которые ассоциированы с зависимостью физических упражнений, выраженность проявлений которых определяется интенсивностью и продолжи-
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174