Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна

В статье рассматриваются результаты исследования физической и функциональной подготовленности девушек-курсантов, занимающихся в группах спортивного совершенствования. Для обоснования применения адекватных физических спортивных нагрузок в учебно-тренировочном процессе и объяснения их влияния на организм женщин был проведен сравнительный анализ показателей физической и функциональной подготовленности двух групп - девушек-курсантов, занимающихся кроме занятий по физической подготовке дополнительно в группах спортивного совершенствования и курсантов, занимающихся только на занятиях, предусмотренных учебной программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PHYSICAL AND FUNCTIONAL READINESS OF FEMALE CADETS ENGAGED IN SPORTS IMPROVEMENT GROUPS

The article considers the results of a study of the physical and functional fitness of female cadets engaged in sports improvement groups. To justify the use of adequate physical sports loads in the educational and training process and to explain their impact on the body of women, a comparative analysis of the indicators of physical and functional fitness of two groups was carried out-female cadets engaged in addition to physical training classes in sports improvement groups and cadets engaged only in classes provided for by the curriculum.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 796.81

А. Н. Аксенова

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования физической и функциональной подготовленности девушек-курсантов, занимающихся в группах спортивного совершенствования. Для обоснования применения адекватных физических спортивных нагрузок в учебно-тренировочном процессе и объяснения их влияния на организм женщин был проведен сравнительный анализ показателей физической и функциональной подготовленности двух групп — девушек-курсантов, занимающихся кроме занятий по физической подготовке дополнительно в группах спортивного совершенствования и курсантов, занимающихся только на занятиях, предусмотренных учебной программой.

Ключевые слова: курсанты; учебно-тренировочная деятельность; соревновательная деятельность; физическая и функциональная подготовленность; гендерные различия.

Для цитирования: Аксенова А. Н. Исследование физической и функциональной подготовленности девушек-курсантов, занимающихся в группах спортивного совершенствования // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 3 (15). С. 9-15.

A. N. Aksenova

RESEARCH OF PHYSICAL AND FUNCTIONAL READINESS OF FEMALE CADETS ENGAGED IN SPORTS IMPROVEMENT GROUPS

The article considers the results of a study of the physical and functional fitness of female cadets engaged in sports improvement groups. To justify the use of adequate physical sports loads in the educational and training process and to explain their impact on the body of women, a comparative analysis of the indicators of physical and

© Аксенова А. Н., 2021 © Aksenova A. N., 2021

functional fitness of two groups was carried out-female cadets engaged in addition to physical training classes in sports improvement groups and cadets engaged only in classes provided for by the curriculum.

Keywords: cadets; educational and training activities; competitive activities; physical and functional readiness; gender differences.

For citation: Aksenova A. N. Research of physical and functional readiness of female cadets engaged in sports improvement groups. Teoriya i praktika sociogumani-tarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2021, no. 3 (15), p. 9-15.

Изучению влияния спорта на женский организм посвящено множество научных работ. С каждым годом растет количество спортивных дисциплин, в которых принимают участие женщины. В то же время более низкие показатели адаптационных возможностей организма спортсменок существенно сокращают сроки их спортивной деятельности, многие при этом не достигают высоких спортивных результатов. Это свидетельствует о том, что необходимо научное обоснование совершенствования системы учебно-тренировочного процесса именно с учетом гендерных различий. Для обоснованного применения физиологически адаптированных физических нагрузок в годичном тренировочном и соревновательном периоде необходимо изучение влияния спорта на формирование и развитие женского организма в той или иной фазе. В спортивную подготовку внедряется дея-тельностный подход, в котором деятельность спортсмена рассматривается прежде всего как процесс, направленный на получение определенного результата. Поэтому большое внимание

уделяется анализу соревновательной деятельности, эффективности учебно-тренировочного процесса, мониторингу функциональной и физической подготовленности спортсменок [1].

Период обучения в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) характеризуется повышенными физическими и психоэмоциональными нагрузками, которые сопровождают занятия по физической, боевой и специальной подготовке курсантов. При этом курсанты, занимающиеся в группах спортивного совершенствования по различным спортивным направлениям, получают дополнительно серьезные физические и психофизиологические нагрузки в тренировочном и соревновательном периодах.

Научные исследования о влиянии спорта на организм человека, особенно женский, аргументированно доказывают, что высокие спортивные нагрузки оказывают существенную роль на особенности жизнедеятельности женского организма.

Авторы (О. А. Угольникова,

С. А. Шардин и др.) приводят серьезные доводы в пользу тщательного анализа и учета изменений физической и функциональной работоспособности женского организма под влиянием спортивных нагрузок. С. А. Шардин отмечает, что в результате так называемой «стрессовой спортивной деятельности» у женщин происходят различные отклонения от нормального протекания овариально-менструального цикла (ОМЦ). Исследователем было установлено, что почти у 20 % спортсменок, тренирующихся напряженно и серьезно по несколько часов в день, наблюдается вторичная аменорея, а длительный стресс способствует блокированию наступления овуляции [2, с. 5-55].

С другой стороны, исследования Л. Г. Шахлиной свидетельствуют, что высокая экономичность функций систем дыхания и кровообращения, большой резерв дыхания в различные фазы ОМЦ обуславливают лучшую физическую работоспособность спортсменок [3]. Поэтому в практике современного спорта при планировании тренировочной нагрузки необходимо учитывать фазовые функциональные возможности организма женщин. Перераспределение объема и направленность физических нагрузок дает возможность тренеру-преподавателю выполнить запланированную нагрузку, сохранить при этом здоровье спортсменки и достичь спортивного результата.

Целью данного исследования явился анализ физической и функциональ-

ной подготовленности девушек-курсанток, проходивших обучение в Кузбасском институте Федеральной службы исполнения наказаний в период с 2019 г. по 2021 г. и занимающихся в группах спортивного совершенствования по различным направлениям. Для наилучшего понимания влияния высоких спортивных физических нагрузок на организм девушек был проведен сравнительный анализ двух групп: курсантов, занимающихся кроме занятий по физической подготовке дополнительно в группах спортивного совершенствования (Экспериментальная группа), и курсантов, занимающихся только на занятиях, предусмотренных учебной программой (Контрольная группа).

В исследовании приняли участие девушки-курсанты 2, 3, 4 и 5 курсов. Возраст — от 19 до 22 лет. Курсанты 1 курса не принимали участие по причине недостаточности времени на адаптацию к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. При этом в своем исследовании мы не учитывали исходный уровень здоровья, уровень физической подготовленности и работоспособности. Численность обеих групп была одинаковой (п = 20).

Для определения физической подготовленности были использованы стандартные тесты определения уровня развития физических качеств:

1. Для оценки выносливости — тест «Бег на 1000 м, сек.»;

2. Для оценки быстроты — тест «Бег на 100 м, сек.»;

3. Для оценки координации — тест «Челночный бег 10х10 м, сек.»;

4. Для оценки силы — тест «Комплексно-силовое упражнение, количество раз»;

5. Для оценки гибкости — тест «Наклон вперед из положения стоя на скамье, см».

Для определения функциональной подготовленности были использованы показатели функциональной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

1. частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин),

2. диастолическое артериальное давление (ДАД, мм. рт. ст.),

3. систолическое артериальное давление (САД, мм. рт. ст.),

4. минутный объем крови (МОК, л/мин),

5. ортостатическая и клиностатиче-ская проба (уд/мин),

6. проба PWC17o (кгм/мин).

Результаты исследования уровня

развития физической и функциональной подготовленности обеих групп представлены в таблицах 1 и 2.

Показатели и единицы измерения Группы испытуемых

Экспериментальная группа Контрольная группа

Бег на 1000м, сек 15,22 ± 0,23 16,32 ± 0,29

Бег на 100м, сек 4,87 ± 0,58 5,15 ± 0,86

Челночный бег 10x10м, сек 38, ± 0,18 40,05 ± 0,58

Комплексно-силовое упражнение, кол-во раз 45,2 ± 1,01 39,5 ± 0,59

Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 10,45 ± 1,28 7,78 ± 0,98

Таблица 1

Уровень развития физической подготовленности девушек-курсантов

Таблица 2

Уровень развития функциональной подготовленности девушек-курсантов

Показатели и единицы измерения Группы испытуемых

Экспериментальная группа Контрольная группа

ЧСС, уд/мин 64,2 ± 2,1 66,3 ± 2,4

САД, мм. рт. ст. 114,1 ± 2,9 111,5 ± 3,2

ДАД, мм. рт. ст. 73,8 ± 2,14 72,32 ± 2,12

МОК, л/мин 4,5 ± 0,8 4,4 ± 0,6

Клиностатическая проба, уд/мин 3 ± 0,9 3,9 ± 1,1

Ортостатическая проба, уд/мин 6,9 ± 0,3 7,1 ± 0,5

PWC170, кгм/мин 920 ± 39,5 889 ± 44,6

Из представленного анализа показателей физической и функциональной подготовленности девушек-курсанток обеих групп видно, что в течение всего учебно-тренировочного процесса функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем существенно отличаются в экспериментальной группе, т. е. в той группе, где девушки дополнительно занимаются спортом по различным направлениям. Также выше в этой группе физическая работоспособность, характеризующаяся по пробе PWCl70. Ожидаемо, результаты физической подготовленности в экспериментальной группе оказались на более высоком уровне, чем в контрольной группе. При этом необходимо отметить, что индивидуальные показатели

девушек могут сильно исказить общую картину. Так, девушки, занимающиеся в группе спортивного совершенствования по легкой атлетике и лыжной подготовке, показывают результаты существенно выше по выносливости, но при этом результаты по силовым качествам и гибкости у них несколько ниже, чем в контрольной группе. А девушки, занимающиеся борьбой, показывают высокие результаты по силовым тестам, скорости, но уступают по выносливости и координации. Поэтому необходимо более тщательное изучение физической и функциональной подготовленности с учетом возрастных особенностей, типологических характеристик, направленного влияния различных видов спортивной деятельности.

Таким образом, представленный выше анализ физической и функциональной подготовленности девушек-курсантов, занимающихся в группе спортивного совершенствования, позволяет сформулировать следующие заключения:

1. Важным элементом системы спортивной тренировки женщин является морфофункциональная диагностика, т. е. оценка показателей функциональной готовности, физической работоспособности, особенностей телосложения и т. д. — это основные факторы, влияющие на спортивный результат.

2. Морфофункциональные отличия организма женщин предопределяют особенности его реакции на любые воздействия внешней среды, в частности, физические нагрузки оказывают значительные необратимые изменения функций организма. Знание таких особенностей необходимо при планировании учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

3. При составлении учебно-

учитывать уровень физической и функциональной подготовленности, индивидуальные особенности девушек-спортсменок и осуществлять физиологическое обоснование объемов и интенсивности физических нагрузок на тренировках и в соревновательный период. С этой целью необходимо проводить анализ физического и функционального состояния организма девушек не менее двух раз в год.

4. Важным условием при планировании учебно-тренировочного процесса является контроль и учет показателей состояния здоровья девушек, которые должны иметь существенные отличия от аналогичных показателей подготовки мужчин-спортсменов.

5. Практика спортивной подготовки женщин требует разработки и научного обоснования программы, которая включала бы в себя наиболее информативные тесты, параметры и показатели с учетом специфики спортивной деятельности и особенностей женского организма.

тренировочных планов необходимо

Литература

1. Угольникова, О. А. Особенности физической и функциональной подготовки спортсменок, занимающихся вольной борьбой: учеб. пособие / О. А. Угольни-кова; СибГИУ. — Новокузнецк, 2009. — 81 с.

2. Шардин, С. А. Пол, возраст и болезни / С. А. Шардин. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. — 170 с.

3. Шахлина, Л. Г. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений / Л. Г. Шахлина // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — С. 51-55.

Сведения об авторе

Анна Николаевна Аксенова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры боевой и физической подготовки, кандидат педагогических наук. E-mail: aksen-anna71@rambler.ru

Information about the author

Anna N. Aksenova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Combat and Physical Training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: aksen-anna71@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.