Научная статья на тему 'Исследование факторов, влияющих на конъюнктуру рынка велосипедной продукции Республики Мордовия'

Исследование факторов, влияющих на конъюнктуру рынка велосипедной продукции Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
MARKET RESEARCH / MARKET CYCLING PRODUCTS / CONSUMER DEMAND / PESTANALYSIS / MARKET CONDITIONS / MARKET SEGMENT / ENVIRONMENTAL FACTORS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комлева Наталья Станиславовна

В статье исследуются факторы маркетинговой среды, влияющие на конъюнктуру рынка велосипедов в регионе. Представлен прогноз развития рынка велосипедной продукции в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, влияющих на конъюнктуру рынка велосипедной продукции Республики Мордовия»

УДК 338.4 Экономические науки

Комлева Наталья Станиславовна к.э.н., доцент кафедры маркетинга ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНЪЮНКТУРУ РЫНКА ВЕЛОСИПЕДНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация: в статье исследуются факторы маркетинговой среды, влияющие на конъюнктуру рынка велосипедов в регионе. Представлен прогноз развития рынка велосипедной продукции в республике.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, рынок велосипедной продукции, потребности потребителей, PEST- анализ, конъюнктура рынка, сегмент рынка, факторы внешней среды организации.

Annotation: The article examines the marketing environment factors affecting the bicycle market conditions in the region. Presents forecasts of market development cycle of products in the country

Keywords: market research, market cycling products, consumer demand, PEST-analysis, market conditions, market segment, environmental factors organization.

В настоящее время рынок велосипедов Республики Мордовия сильно дифференцирован, т.к. на нем представлены различные товарные марки, такие как Specialized, Forward, Stark и многие другие. На сегодняшний день на данном рынке имеется тенденция к возрастанию спроса с одновременным изменением потребностей потребителей. Показатели, характеризующие рынок велосипедной продукции на территории Республики Мордовия представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели рынка велосипедной продукции на территории Республики _Мордовия_

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 Абсол. отклонение 2015 к 2011, в % Относит. отклонение 2015 к 2011

1 Объем рынка 116,6 116,8 114,6 116,9 124,5 106 + 7,9

вело-продукции Республики Мордовия в

суммарном

выражении, в млн. руб.

2 Объем рынка в 11980 11234 11065 11901 12130 101,5 + 150

натуральном

выражении, в ед.

3 Количество 2-3 2-3 2-3 3-4 3-4 - -

производителей,

которым

принадлежит более 50% сбыта,

в ед.

4 Общее 13 13 12 15 16 123 + 3

количество

производителей,

поставляющих

продукцию, в ед.

5 Часть сбыта, 18 18 18 18,8 19,2 106 + 1,2

приходящаяся на

рынок

велосипедной

продукции от общего рынка

спортивного

инвентаря и

снаряжения, в %

6 Средняя 8 030 8 315 10 350 9 822 10 263 130 + 2 233

стоимость

велосипеда на

рынке Республики Мордовия, в руб.

По представленным в таблице данным следует, что за рассматриваемый период объем рынка велосипедной продукции по Республики Мордовии в суммарном выражении увеличился на 7,9 млн. рублей, при этом в натуральном выражение увеличение составило всего 150 единиц. Рост емкости рынка в суммарном выражении произошел в основном за счет увеличения средней стоимости велосипеда на 30%. Общее число производителей, поставляющих продукцию увеличилось на 2 единицы. Количество производителей, поставляющих более 50% продукции возросло на 1

единицу. Ухудшению ситуации на рынке поспособствовали кризисные явления 2013 года, негативно сказавшиеся на уровне дохода населения и привели к спаду объема рынка. Тем не менее, объемы продаж к 2015 году восстановили докризисный уровень 2012 года. Увеличение производителей в отрасли свидетельствует об обострении конкуренции.

Таблица 2 - Прогноз развития рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия

Показатель 2016 2017

Объем рынка в суммарном выражении, в млн. руб. 132 139,8

Объем рынка в натуральном выражении, в ед. 12168 12206

Средняя стоимость велосипеда на рынке Республики Мордовия, в руб. 10848 11453

Таким образом, представленный прогноз развития рынка велосипедной продукции свидетельствует о том, что он будет развиваться и далее невысокими темпами. Цены на велосипедную продукцию будут продолжать стремительно расти.

Для оценки различных факторов, влияющих на конъюнктуру рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия используем PEST- анализ.

Составим перечень факторов, которые могут повлиять на конъюнктуру рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Силу влияния каждого фактора оценим по шкале от -1 до +3, где:

1 - влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;

2 - только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании;

3 - влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.

«-» и «+» - отрицательное и положительное влияние фактора. [1],

PEST-анализ факторов, оказывающих влияние на конъюнктуру рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия представлен в таблице 3.

Таблица 3 - РББТ-анализ факторов, оказывающих влияние на конъюнктуру рынка велосипедной

продукции в Республики Мордовия

Экономические факторы Оценка Комментарии к группе факторов

Инфляция -3 Экономические факторы оказывают

Динамика курса рубля -2 отрицательное влияние на рынок

Динамика занятости -1 велосипедной продукции, это инфляция,

Платёжеспособный спрос -3 снижение платежеспособного спроса,

Затраты на энергетику предприятий отрасли -2 повышение цен поставщиков и т д

Затраты на сырье предприятия -3

Затраты на коммуникации +2

Повышение цен поставщиков -3

Снижение покупательной способности -3

потребителей

Социальные факторы Оценка Комментарии к группе факторов

Изменения в базовых ценностях +1 Большая часть социальных факторов

Изменения в стиле и уровне жизни +3 оказывает положительное влияние на

Отношение к труду и отдыху +2 рассматриваемую отрасль. Тенденции к

Демографические изменения -1 переходу на здоровый образ жизни,

Мода и ее тенденции +2 склонность к занятию спортом, модные

Отношение к импортным товарам и +2 тренды спортивных людей в рекламе и

услугам киноиндустрии ведут к повышению

Отношение к работе, карьере, досугу и +3 покупательской потребности в вело-

выходу на пенсию продукции, ка следствие к увеличению

Требования к качеству продукции и уровню -2 производства и сбыта данной категории

сервиса товаров. Отрицательное воздействие

Половозрастная структура населения и -1 оказывает старение населения республики

продолжительность жизни Мордовия (основной целевой сегмент

Демография населения -1 предприятий велосипедной отрасли

мужчины и женщины в возрасте от 5 до 45

лет), снижение уровня рождаемости, а также

рост требований покупателей к качеству

продукции и обслуживания.

Политические факторы Оценка Комментарии к группе факторов

Изменение законодательства +1 Данная группа факторов оказывает

Налоговые ставки - 2 разностороннее влияние на рынок.

Государственное регулирование +1 Изменение законодательства способствует

конкуренции развитию малого бизнеса, который может

Устойчивость политической власти и -1 быть организован на рассматриваемом

существующего правительства рынке, положительное влияние оказывает и

Количественные и качественные - 2 антимонопольное законодательство. Не

ограничения на импорт, торговая политика достаточная устойчивость политической

Наличие государственных компаний в +1 власти, недостаточность ограничения

отрасли импорта, рост налоговых ставок негативно

Антимонопольное и трудовое +1 сказывается на отрасли.

законодательство

Технологические факторы Оценка Комментарии к группе факторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень инноваций и технологического +2 Технологические факторы оказывают

развития отрасли положительное влияние на отрасли, так как

Расходы на исследования, разработки +1 развитие НТР дает возможность вело-

Развитие интернета, новые технологии производителям осваивать новые технологии

интернет продаж +2 производства, использовать более

Доступ к новейшим технологиям +2 современные способы продаж, создавать

Степень использования НТР +3 новые товары и производить эффективную

Новые товары +1 модификацию старых.

Таким образом, в ходе исследования методом PEST-анализа выявлено, что экономические и политические факторы оказывают отрицательное влияние на конъюнктуру рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия. Технологические и социальные положительно влияют на развитие отрасли. Можно сделать вывод, что в целом рассмотренные факторы способствуют развитию отрасли.

Рынок велосипедной продукции РМ представлен следующими видами велосипедов (Таблица 4):

Таблица 4 - Виды велосипедов, представленные на рынке РМ

Вид велосипеда Описание Производители

Дорожные велосипеды Предназначаются для езды по дорогам с различным профилем и покрытием. Они имеют универсальное назначение, являются машинами массового пользования, способными к безотказной работе на любых дорогах, в городах и селах, при различных климатических условиях. ФКП «СМЗ», ООО «Веломоторс», ООО «Велобалт», ООО «ВелоРусс», ООО «Велта», ООО «Пегас», ООО «Янтарь», Cube, Giant, Scott (США), Trek (США), LORAK (Франция), ООО «ВелоТрейд» (Украина), Garry Turner (Германия)

Детские велосипеды Детские велосипеды предназначены для детей от 2 до 6 лет. ФКП «СМЗ», ООО «Веломоторс», ООО «Пегас», ООО «Янтарь», Garry Turner (Германия)

Легкодорожные велосипеды Предназначены в основном для езды по плотному грунту или дорогам с твердым покрытием. Облегченная рама, дюралюминиевые обода, узкие шины, уменьшенная база делают вес велосипеда меньше, увеличивают его маневренность. Giant (США), Scott (США), Trek (США), Specialized (США), LORAK (Франция), ООО Garry Turner (Германия), ООО «Янтарь»

Спортивные велосипеды Предназначаются для тренировочных соревнований и массового велосипедного спорта. Они имеют легкую тонкостенную стальную раму. База их значительно меньше базы дорожных и легкодорожных велосипедов, что сообщает велосипеду повышенную маневренность. Scott (США), Trek (США), LORAK (Франция), ООО Garry Turner (Германия), Giant (США)

Специальные велосипеды К специальным велосипедам можно отнести грузовые велосипеды, т. е. велосипеды с прицепом, велосипеды по индивидуальным заказам (для инвалидов, для детей-двойняшек и т.д.) Specialized (США), ООО «МедТехнологии»

Из данных таблицы следует, ФКП «Саранский механический завод» представляет продукцию только в двух товарных категориях. Дорожные велосипеды поставляет на рынок наибольшее количество производителей. Спортивные велосипеды и легкодорожные представлены в основном иностранными поставщиками. Ниша

специальных велосипедов практически не занята. Ее представляют два производителя это Specialized (США), которая предлагает на рынок (велосипеды с прицепами, парные велосипеды) и ООО «МедТехнологии», разрабатывающая модели для инвалидов под заказ.

Цены на велосипедную продукцию в Республики Мордовии варьируются от 2 тыс. руб. (детский велосипед) - до 200 тыс. руб. Объемы продаж по различным ценовым сегментам приведены на Рисунке 2.4.

От 50 до 100 тыс.руб.-4%

Дороже 100 тыс.руб.-2%

От 25 до 50 тыс. руб.-6%

Менее 5 тыс.руб. - 12%

От 12 до 25 тыс.руб. - 24%

От 5 до 12 тыс.руб. - 52%

Рисунок 1 -Ценовой диапазон продаж по различным ценовым сегментам на велосипедную продукцию

в Республики Мордовия

Из рисунка 1 следует, что больший объем продаж велосипедной продукции приходится на ценовой диапазон от 5 до 12 тыс. руб. От 12 до 25 тыс. руб. за велосипед на территории РМ платят 24% покупателей. Менее 5 тыс. руб. (детские велосипеды) составляют 12% рынка. Велосипеды дороже 50 тыс. руб. приобретают 4% покупателей. На наиболее дорогие ценовые сегменты от 100 тыс. и более приходится 2% продаж.

Велосипеды относятся к товарам длительного спроса, т.е. товар, который покупатель обычно покупает редко по необходимости, затрачивая при этом значительное время на принятие решения о покупке. Новая потребность у людей, покупающих велосипедную продукцию возникает в среднем через три года эксплуатации. В основном потребителями велосипедов в Республики Мордовия

являются люди, которые используют его для личных целей (развлечения, путешествия), реже теми, кто использует его для профессиональной деятельности (велоспорт, вело-экстрим).

И так, за последние пять лет объем рынка велосипедной продукции по Республики Мордовии продукции в суммарном выражении и в натуральном выражение имел динамику роста. Рост емкости рынка в суммарном выражении произошел в основном за счет увеличения средней стоимости товара. Общее число производителей, поставляющих продукцию увеличилось. Количество производителей, поставляющих более 50% продукции возросло на единицу. Представленный прогноз развития рынка свидетельствует о том, что он будет развиваться и далее невысокими темпами. Цены на велосипедную продукцию будут продолжать стремительно расти. В ходе исследования методом PEST-анализа выявлено, что экономически и политические факторы оказывают отрицательное влияние на конъюнктуру рынка велосипедной продукции в Республики Мордовия. Технологические и социальные положительно влияют на развитие отрасли. В целом рассмотренные факторы способствуют развитию отрасли.

Библиографический список

1. Вертоградов В. Управление продажами/ В. Вертоградов. - СПб.: Питер,

2014.

2. Комлева Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия и обоснование факторов ее повышения. Научные труды SWorld. 2014. Т. 18. № 2. С. 23-28.

3. Комлева Н.С., Щербакова Е.Г. Исследование современных концепций маркетингового управления промышленной компанией с позиции их клиентоориентированности. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 309-314.

4. Федотов В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя / В.В. Федотов // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 9.- С. 24-29.

5. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: организация и проведение в компании / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.