Научная статья на тему '\ отрасль-лидер \ желтая Майка лидера'

\ отрасль-лидер \ желтая Майка лидера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-лидер \ желтая Майка лидера»

Анна

ТИХОМИРОВА

\ ОТРАСЛЬ-ЛИДЕР \

Желтая

майка

лидера

Производство велосипедов в январе нынешнего года по сравнению с декабрем 2009-го увеличилось на 45,2%.

Я

нварским лидером 2010 года среди промышлен-

которых составил 53,5 тыс. штук. Участники рынка объясняют такой рост в производстве подготовкой ассортимента к весенним продажам. Двухколесный транспорт в России с каждым годом становится все более популярным. И это несмотря на погодные условия: в большинстве регионов «велосипедный сезон» длится не более шести месяцев в году. При этом во многих городах практически отсутствуют специальные велосипедные дорожки.

Известно, что и в Европе, и в Азии велосипедистам уделяют большое внимание. Например, на одного москвича в городе приходится 0,23 м велодорог, в то время как в Хельсинки — 100 м на человека, в Амстердаме и Копенгагене — 82 и 81 м соответственно. Не случайно в Амстердаме 40% горожан предпочитают добираться до работы именно этим видом транспорта.

Впрочем, все эти причины не мешают россиянам обзаводиться «двухколесным другом». По данным исследовательской компании Abarus Market Research, в 2000 году на 1000 россиян приходилось около 100 велосипедов, а сейчас их уже 170. Общее количество велосипедов в стране превышает 25 млн. штук. Наибольшей популярностью пользуются детские и так называемые «внедорожные» машины. Быстрыми темпами в последнее время растет спрос и на горные велосипеды.

Крупнейшие отечественные производители велосипедов

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ 2008 ГОД, тыс. ШТУК 2007 ГОД, ТЫС. ШТУК ИЗМЕНЕНИЕ, /

ООО «Веломоторс плюс» (г. Кубинка, Московская обл.) 1003,3 900,1 111,5

ООО «Велотранс» (станица Крыловская, Краснодарский край) 417,4 382,3 109,2

ОАО «ЗиФ плюс» (г. Пенза) 15,6 5,2 298,5

ООО ГПП «Жуковский велосипедный завод» 9,2 32,8 28,3

ФКП «СМЗ» (г. Саранск, Республика Мордовия) 2,7 6,2 44,2

Всего 1533,1 1512,6 101,4

Компания «Веломоторс», лидер отечественных производителей велосипедов, оценивает общий годовой объем рынка в 5-6 млн. штук, с учетом импорта. При средней стоимости велосипеда в $100 (китайская продукция) весь рынок можно минимально оценить в $500-600 млн. Однако независимые эксперты дают более высокие оценки, что связано и с искажением данных, представляемых российскими производителями в Росстат, и со значительной долей «серого» импорта на рынке.

Крупнейшие производители велосипедов, запчастей и принадлежностей к ним — Китай, Тайвань и Вьетнам. При этом большинство популярных брендов, выпускаемых в этих странах, принадлежат европейским и американским компаниям. По словам директора по исследованиям Abarus Market Research Веры Никольской, китайская продукция удерживает прочные позиции на нашем рынке, ее доля ежегодно расширяется. Наглядный пример: в 2002 году китайских велосипедов на российском рынке было чуть более 50%, а уже в 2007-м — 94%. Подобная популярность азиатской продукции объясняется низкими ценами.

Российские велосипеды не так популярны. При этом они практически не вывозятся за рубеж — экспорт составляет всего 5% от производства. И это несмотря на то, что с собственным производством до кризиса все было не так уж и плохо — с 2005 года российские велозаводы стали наращивать мощности и к 2007 году увеличили производство на 43,78%. А к концу 2008 года, по некоторым данным, предполагалось выпустить 1,8 млн. велосипедов (по данным ОАО «Иткор», выпустили 1,5 млн. штук).

По словам директора компании «Веломоторс» Александра Начевкина, в 2008 году темпы роста упали и составили 2-3%. Производители ожидали перенасыщения рынка и стагнации. Еще более омрачило картину то, что летом в Китае из-за укрепления юаня и подорожания металла и резины начала расти стоимость запчастей, и к 2009 году цены на велосипеды поднялись на 40-60% по сравнению с началом 2008-го, что не могло не сказаться на производстве. В результате объем российского рынка за 2009 год сократился на 20%.

ников стало производство велосипедов, выпуск

54 прямые инвестиции / № 3 (95) 2010 \ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ИТАР-ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.