Научная статья на тему 'Исследование эволюции транспортных узлов как логистических объектов'

Исследование эволюции транспортных узлов как логистических объектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭВОЛЮЦИОННАЯ СЕТЬ СОСТОЯНИЙ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / TRANSPORT HUB / EVOLUTIONARY-FUNCTIONAL APPROACH / EVOLUTIONARY NETWORK / LOGISTICS OBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская Оксана Дмитриевна

Предмет исследования эволюция транспортных узлов как логистических объектов (ЛО). Цель исследования разработке методики изучения ЛО в их развитии с учетом изменения выполняемых ими логистических функций. В работе исследованы значащие для эволюции признаки ЛО и влияющие на них факторы. Под состоянием ЛО понимается совокупность показателей, идентифицирующих его в общей иерархической системе (определяющих его тип) и характеризующих его работу в целом. Разработан функционально-логистический подход, отражающий особенности развития функционального арсенала ЛО и его роли в системе доставки грузов. Его сущность представлена также графически. Разработана авторская классификация типов ЛО с учетом их эволюции и иерархии. В основутипологии ЛО положена эволюция реализуемого ЛО логистического сервиса. Охарактеризованы этапы функционального развития ЛО. Представлены параметрическое описание ЛО и понятийный аппарат с учетом классификации и эволюции ЛО. Разработана методика исследования ЛО на основе эволюционной сети состояний. Эволюционно-функциональная теория отражена в виде «ромба эволюционно-функционального развития ЛО». Предлагаемая теоретико-графическая модель эволюционной сети состояний может быть применима: 1) при определении условий наилучшего режима функционирования ЛО для планирования объектов терминально-складской инфраструктуры; 2) при эксплуатации и развитии терминально-складской инфраструктуры; 3) как оценочный инструмент по выявлению «узких мест» и по системному совершенствованию всех аспектов работы ЛО. Результаты исследования могут применяться при проектировании, планировании развития и оценке объектов терминально-складской инфраструктуры ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE EVOLUTION OF TRANSPORT HUBS AS LOGISTICS FACILITIES

Subject of research the evolution of logistics objects (LO). The purpose of the research is the development of methods to study the LO in their development, taking into account changes that they execute logistics functions. Research methodology based on set theory, graph theory, theory of transport systems, general systems theory and the author's methodology terminalistics. The authors studied the most significant for the evolution of the LO characteristics and factors influencing them. The condition of LO is a set of indicators identifying the overall hierarchical system (defining its type) and characterizes his work in general. This study describes an evolutionary-functional approach. This approach is reflecting the characteristics of the development of the functional arsenal of LO and its role in the system of delivery. Its essence is also presented graphically. The author has developed a classification of types of LO, given their evolution and hierarchy. The basis of the typology of LO is the LO evolution of the implemented logistic services. Also this study describes the stages of functional development of the LO. A parametric description of the LO and the conceptual framework taking into account the classification and evolution of the LO present in this study. Еhe author proposes the methodology of research LO on the basis of the evolution of the network states. The evolutionary-functional theory is reflected in the form of a "rhombus evolutionary and functional development of the LO." This theoretical and graphical model evolutionary network conditions may be applicable: 1) in determining the terms of the best mode of operation LO for planning of objects of terminal and warehouse infrastructure, 2) the operation and development of terminal and warehouse infrastructure; 3) as an evaluation tool to identify bottlenecks and system improvement of all aspects of the work LO. The results of the study can be used in the design, planning, development and evaluation of objects of terminal and warehouse infrastructure of Russian Railways.

Текст научной работы на тему «Исследование эволюции транспортных узлов как логистических объектов»

УДК 656.073: 658.8

О. Д. Покровская

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), г. Новосибирск, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ КАК ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация. Предмет исследования - эволюция транспортных узлов как логистических объектов (ЛО). Цель исследования - разработке методики изучения ЛО в их развитии с учетом изменения выполняемых ими логистических функций. В работе исследованы значащие для эволюции признаки ЛО и влияющие на них факторы. Под состоянием ЛО понимается совокупность показателей, идентифицирующих его в общей иерархической системе (определяющих его тип) и характеризующих его работу в целом. Разработан функционально-логистический подход, отражающий особенности развития функционального арсенала ЛО и его роли в системе доставки грузов. Его сущность представлена также графически. Разработана авторская классификация типов ЛО с учетом их эволюции и иерархии. В основу типологии ЛО положена эволюция реализуемого ЛО логистического сервиса. Охарактеризованы этапы функционального развития ЛО. Представлены параметрическое описание ЛО и понятийный аппарат с учетом классификации и эволюции ЛО. Разработана методика исследования ЛО на основе эволюционной сети состояний. Эволюционно-функциональная теория отражена в виде «ромба эволюционно-функционального развития ЛО». Предлагаемая теоретико-графическая модель эволюционной сети состояний может быть применима: 1) при определении условий наилучшего режима функционирования ЛО для планирования объектов терминально-складской инфраструктуры; 2) при эксплуатации и развитии терминально-складской инфраструктуры; 3) как оценочный инструмент по выявлению «узких мест» и по системному совершенствованию всех аспектов работы ЛО. Результаты исследования могут применяться при проектировании, планировании развития и оценке объектов терминально-складской инфраструктуры ОАО «РЖД».

Ключевые слова: транспортный узел, функционально-логистический подход, эволюционная сеть состояний, логистический объект.

Oksana D. Pokrovskaya

Siberian State University of Railway Transport (STU), Novosibirsk, the Russian Federation

THE STUDY OF THE EVOLUTION OF TRANSPORT HUBS AS LOGISTICS

FACILITIES

Abstract. Subject of research - the evolution of logistics objects (LO). The purpose of the research is the development of methods to study the LO in their development, taking into account changes that they execute logistics functions. Research methodology based on set theory, graph theory, theory of transport systems, general systems theory and the author's methodology terminalistics. The authors studied the most significant for the evolution of the LO characteristics and factors influencing them. The condition of LO is a set of indicators identifying the overall hierarchical system (defining its type) and characterizes his work in general. This study describes an evolutionary-functional approach. This approach is reflecting the characteristics of the development of the functional arsenal of LO and its role in the system of delivery. Its essence is also presented graphically. The author has developed a classification of types of LO, given their evolution and hierarchy. The basis of the typology of LO is the LO evolution of the implemented logistic services. Also this study describes the stages offunctional development of the LO. A parametric description of the LO and the conceptual framework taking into account the classification and evolution of the LO present in this study. Еhe author proposes the methodology of research LO on the basis of the evolution of the network states. The evolutionary-functional theory is reflected in the form of a "rhombus evolutionary and functional development of the LO." This theoretical and graphical model evolutionary network conditions may be applicable: 1) in determining the terms of the best mode of operation LO for planning of objects of terminal and warehouse infrastructure, 2) the operation and development of terminal and warehouse infrastructure; 3) as an evaluation tool to identify bottlenecks and system improvement of all aspects of the work LO. The results of the study can be used in the design, planning, development and evaluation of objects of terminal and warehouse infrastructure of Russian Railways.

Keywords: transport hub, evolutionary-functional approach, evolutionary network, logistics object.

В настоящее время российский рынок страны не располагает сложившимся фконцепту-альным подходом и устоявшейся единой терминологией в сфере исследования объектов тер-

146 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

=

минально-складской инфраструктуры. Во многом это связано с относительной «молодостью» отечественной логистики. Недостаточно разработан универсальный понятийный аппарат, отражающий свойства и логистическую роль объектов терминально-складской инфраструктуры транспорта. При этом современные транспортные узлы, участвуя в системе доставки грузов, преобразуют грузопотоки и реализуют широкий ассортимент дополнительных услуг по хранению, распределению, складской переработке и перевозке грузов на своей терминально-складской инфраструктуре. Перечисленное свидетельствует об актуальности теоретико-методологических разработок, поскольку оптимизировать работу транспортаных узлов (ТУ) невозможно без достаточного теоретического исследования.

Актуальность исследования вопросов зарождения, формирования и последующей трансформации (эволюции) ТУ связана с их основополагающим значением при проектировании технической оснащенности, технологии работы, механизма организации и межэлементного взаимодействия таких сложных систем, как логистические объекты. Роль логистических объектов в системе доставки как ключевых грузоперерабатывающих элементов трудно переоценить. Именно на основе инфраструктуры ТУ как логистических объектов различного типа преобразуются и подготавливаются грузопотоки, с которыми затем работает транспорт. Очевидно, что от бесперебойной работы ТУ и слаженного взаимодействия видов транспорта в них зависит эффективность всей транспортно-логистической системы страны [1].

Транспортная сеть состоит из транспортных узлов и соединяющих их линий. Логистическую инфраструктуру узлов транспортной сети представляют собой ЛО - логистические объекты, т. е. пункты начала и окончания локальных грузопотоков или пункты взаимодействия разных видов транспорта, где грузы перегружаются с одних видов транспорта на другие. Соединяющие их транспортные звенья или направления перевозок - это различные пути сообщения, транспортные коммуникации, по которым грузопотоки продвигаются из мест зарождения к местам их окончания или распыления. В узлах транспортной сети располагаются логистические объекты, через которые грузы передаются с одних видов транспорта на другие или в производственные, торговые и другие системы. При этом ЛО обеспечивают эффективное взаимодействие разных транспортных систем, характеризующихся различными устройством, параметрами, организацией движения транспортных средств и т. д. Именно ЛО обеспечивают наименьшие простои транспортных средств двух взаимодействующих видов транспорта и позволяют максимально быстро перерабатывать грузопотоки.

Та или иная стадия функционального развития является определяющей при выборе технической оснащенности, ассортимента и целевого сегмента транспортно-логистических услуг, при совершенствовании технологии работы, механизма организации и межэлементного взаимодействия таких сложных систем, как транспортные узлы. Указанное послужило основанием для выбора темы данного исследования.

Предметом исследования является эволюция ТУ как логистических объектов.

Цель исследования заключается в разработке методики изучения ЛО в их развитии с учетом изменения выполняемых ими логистических функций. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1) разработать функционально-логистический подход, отражающий особенности развития функционального арсенала ЛО и его роли в системе доставки грузов; 2) предложить систему классификации ЛО; 3) сформулировать универсальные определения для каждого из трех иерархических уровней ЛО; 4) разработать методику исследования ЛО на основе эволюционной сети состояний.

Обоснование актуальности вопроса.

Необходимость построения стройной системы знаний о ЛО, в частности, о железнодорожных станциях и узлах, определяется объективными требованиями рынка. Так, в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года [1] большое внимание уделяется проблемам формирования опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидации диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в от-

дельных регионах страны, реализации приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы и «бесшовность» транспортно-логистических услуг. В отсутствие общепринятого, единого подхода к классификации ЛО усложняется понимание всеми участниками процесса перевозок роли таких объектов. В существующих классификациях транспортных (железнодорожных) узлов акцент сделан на проектировании, генеральном планировании, особенностях промышленности (специализации района, путях примыкания, взаимодействии с промышленным объектом...), но не на логистике. Транспортные узлы рассматриваются в большинстве классификаций как промышленные, экономические, технические, но не логистические объекты. При этом каждый выполняет различные логистические функции. Но, несмотря на то, что именно от их слаженной работы зависит эффективность грузодвижения по всей стране, транспортные узлы и станции не имеют полноценной логистической классификации, отражающей мощнейший функционально-логистический потенциал инфраструктуры ОАО «РЖД» [2 - 4].

Транспортным узлом называется грузообразующий или грузопоглощающий объект, комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и внутриузловых перевозок грузов и пассажиров.

Железнодорожный узел - это группа специализированных станций, расположенных в пунктах слияния трех и более железнодорожных направлений, связанных соединительными линиями и имеющих взаимную корреспонденцию вагоно- и пассажиропотоков [5].

Отечественная транспортная наука классифицирует железнодорожные узлы по характеру эксплуатационной работы, географическому расположению, численности населения, характеру производительных сил, по схеме размещения основных устройств (геометрическому очертанию) и системе управления.

Общепринятый подход к исследованию железнодорожных узлов дает одностороннее представление о железнодорожном узле. Задача выбора числа и дислокации узлов как ЛО в терминологии и с применением логистических методов не решается. Особенности логистических технологий работы ТУ при традиционном подходе к ним как к пунктам стыка нескольких видов транспорта недостаточно учитываются. Так, большое внимание уделено путевому развитию и планировочному проектированию, т. е. акцент сделан на геометрии и инфраструктуре. Нет типологии по признаку оказываемого сервиса, позиций логистики и экономики, не освещены вопросы взаимодействия участников, в том числе, смежных видов транспорта. Основным элементом любого транспортного узла, любой логистической цепи является склад. От «удачности» классификации на низшем уровне глобальной логистики транспортных узлов зависит эффективность работы всей их сети. Так, в современной научной литературе имеется немало попыток представить классификацию складов как с позиций логистики (В. В. Дыбская [10], Л. Б. Миротин, А. М. Гаджинский, Т. А. Прокофьева [7] и др.), так и с позиций технико-технологического проектирования (О. Б. Маликов [6], А. А. Смехов и др.). Акцент на это сделан в трудах специалистов транспортной отрасли (В. И. Апатцева [5], А. С. Балалаева [8], Ю. И. Ефименко [5], С. Ю. Елисеева [9] и многих других). Так, классификация Маликова О. Б. [6] напрямую связана с технической и технологической составляющими работы складов. Акцент делается на проектировании и эксплуатации складских систем. К сожалению, не указываются географические и экономические признаки. Классификации либо детализированы, либо излишне укрупнены, либо дублируют практические классификации рынка складской логистики. Однако в этих классификациях значительно шире по сравнению с транспортными представлен и функциональный арсенал складов как узловых объектов транспортно-логистической системы доставки грузов.

К сожалению, решая вопросы проектирования, оценки, логистики, технического оснащения, транспортного обслуживания, дополнительного сервиса раздельно, невозможно получить комплексных решений, ориентированных на клиента. «Сбитый» «прицел» всех ука-

№ 2(30) 2017

занных классификаций не только превращает работу звеньев логистических цепей в местечковую, но и значительно снижает ее эффективность, не дает полноценной картины, иллюстрирующей всю многогранность «ипостасей» логистических объектов, богатство их функционального арсенала [3]. Если визуализировать проведенный анализ, то результаты обзора литературных источников можно представить рисунками 1 и 2.

Полагаем необходимым интегрировать достижения транспортной и логистической науки в новом междисциплинарном разделе научных исследований ТУ как ЛО. Для этого в статье представлен разработанный новый функционально-логистический подход к исследованию ТУ.

Рисунок 1 - Обзор существующих подходов к исследованию ТУ (на основе анализа работ [5 - 10])

Рисунок 2 - Сравнение существующих классификаций транспортных узлов (на основе анализа работ [5 - 11]), области (ареалы) существующих концептуальных подходов к исследованию ТУ

Функционально-логистический подход к развитию ТУ как ЛО.

Разнообразие условий, связанных с организацией перевозочного процесса, приводит к необходимости более детального рассмотрения сущности логистических центров и их места в системе мультимодальных перевозок. Классификация послужит инструментом для организации грузодвижения с учетом конструктивных особенностей, имеющейся инфраструктуры и ассортимента услуг.

В общем случае логистический объект - узловой элемент системы транспортно-складской инфраструктуры, выполняющий комплекс логистических функций в системе до-

370)^ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 149

ставки груза от начального поставщика до конечного потребителя. Иными словами, ЛО могут выступать объекты инфраструктуры, физически обеспечивающие реализацию транс-портно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе.

В частности, железнодорожный ЛО - объект терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта, располагаемый в транспортном узле и выполняющий функции узлового элемента терминально-логистической системы по техническому обеспечению и практическому выполнению услуг погрузки, выгрузки, хранения и распределения грузов, включая доведение грузов до конечного потребителя, при взаимодействии с участниками системы доставки и другими видами транспорта.

Эволюция ТУ представляет собой последовательное изменение состояний ЛО в сторону экстремума целевой функции его работы, сопровождающееся переходом ЛО на новый иерархический уровень.

Состояние ТУ - это совокупность показателей, идентифицирующих его в общей иерархической системе (определяющих его тип) и характеризующих его работу в целом.

Состояние любого ТУ выражается совокупностью показателей (ресурсов): ХЛО £ = = №.> ^5).

Факторы эволюции - это определяющие состояние ТУ параметры, изменяемые под внешним воздействием и выступающие как движущая сила эволюции ТУ.

^ЛО°Л = О)

Направление эволюции любого ЛО связано с достижением максимальных значений параметров, что приводит к переходу ЛО на новый иерархический уровень, т.е. к трансформации его типа (по авторской классификации) от низшего к более высшему:

Х

ЛО I тах-

(2)

Это показано на рисунке 3.

Хлл» =(Х1;Х2:Х,:Х4.Х5>

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ И ТРЕБОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ ЛО

Рисунок 3 - Принцип эволюции ЛО

Изложенное выше позволяет сформировать многофакторную модель эволюции ЛО, состоящую из значащих признаков X] и влияющих на них факторов 21:

Р — + + ■■■+

(3)

В частности, ТУ может находиться в различных состояниях Х (ЛО), уточненных для каждого из его состояний (например, по авторской типологии это специализированные площадки, склады, терминально-складские комплексы и др.). Эти параметры назовем параметрами состояния ЛО. Среди всех возможных состояний ЛО имеет одно особое - режим «идеальный терминал», в котором параметры, характеризующие состояние всего ЛО, неизменно сохраняют позиции экстремума целевых функций, к которому ЛО будет стремиться в процессе своего функционирования [2 - 4]. Каждому состоянию соответствуют следующие параметры: определенный тип (по авторской классификации - 1...9); дислокация (координа-

150 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

=

ты), км; площадь хранения, кв. м; грузоперерабатывающая способность (мощность), тыс.т/год; радиус обслуживания клиентов, км; ассортимент реализуемого транспортно-логистического сервиса, наимен.; стоимость грузопереработки, у.е./ед., и определенный размер инвестиций в строительство, у. е., соответственно: Х(ЛО)£ — £{/; Б; 5хр, Q; И; 5; 5гр; /] .

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ПО РАЗВИТИЮ Р1. (эволюция РЕШЕНИЙ ЛОГИСТИКИ, СТОРОН И СИНЕРГЕТИЧЕСИИЙ подход

ЗАРОЖДЕНИЕ 1 — ЗАРОЖДАЮ ЩИ Е СЯ Существующая база: - реконструкция; Создание новой базы: Формирование центра ПРИТЯЖЕНИЯ ХАОС

Рисунок 4 - Иллюстрация интегрированного функционально-логистического подхода

Рисунок 5 - Предлагаемая система иерархии и классификации ЛО В общем случае типичный ТУ параметрически может быть описан так:

ТУ =

(4)

FTy 2i=i С {Тсфр; ^экс; Srp} """ min;

FTy = 2iU С(Р;Р'; ^пол;Л)"тах; , FTy = Yi=1 С (Клог; Слог; L0G} " max, где ^Ло - 1-й финансовый вид отражает экономическую эффективность стоимости складской грузопереработки, где Яэкс - эксплуатационные расходы по текущему содержанию, тыс. руб./год; Srp - стоимость складской переработки 1 тонны груза, руб./т; Тсфр - срок окупаемости инвестиций в строительство по сметно-финансовому расчету, лет; -2-й вид - технический - отражает оптимальность технических решений, где Р - производительность складского погрузочно-разгрузочного оборудования, т/сут; рпол - полезная емкость склада, тонн (полезная вместимость склада в натуральном измерении - тонн, единиц груза); А - уровень автоматизации логистических операций (коэффициент автоматизации - отношение полностью автоматизированных процессов на складе к общему количеству операций); F£0 - 3-й вид - качественный (логистический) - отражает качество оказываемых логистических услуг, где Клог - комплексность логистических услуг, предоставляемых i-м складом (коэффициент комплексности логистики - отношение количества «пакетных» комплексных услуг логистики к общему объему складского сервиса); рлог -коэффициент покрытия логистикой добавленной стоимости стандартных складских операций; LOG - логистическая полезность ЛО [2]. Значащие признаки и влияющие на них факторы представлены в таблице 1. В упрощенном виде логика эволюционно-функционального подхода отражена в таблице 2. Иллюстрация функционально-логистического подхода, интегрирующего кластерный и си-нергетический подходы, приведена на рисунке 4 [3, 4].

Классификация и терминология ЛО.

На рисунке 5 представлена авторская классификация ЛО. Логистический район - совокупность ЛО определенной степени экономического и технологического взаимодействия, расположенных в географической близости для комплексного логистического обеспечения процессов перевозок.

Логистическая область - территориальные логистические образования глобального масштаба, занимающие значительную часть транспортно-логистической инфраструктуры страны и интегрированные в национальные и международные процессы перевозок. Затемненные блоки, соединенные стрелкой (рисунок 5), представляют собой последовательность трансформации (эволюции) логистического объекта до логистической области и выхода на глобальный уровень по схеме «Логистический объект (МТЛЦ)» =>> «Логистический район (Гейтвей)» =>> «Логистическая область (терминальная сеть)». Этому соответствует направление развития транспортного коридора (см. стрелка внизу).

Таблица 1 - Признаки и факторы модели эволюции ТУ

Значащие признаки (параметры ТУ) Влияющие факторы эволюции ТУ

Радиус обслуживания ТУ с учетом его дислокации Дислокация клиентуры, удаленность клиентуры от ТУ

Полезная площадь хранения с учетом количества ЛО на территории Дислокация клиентуры, мест грузообразования и грузопоглоще-ния

Размер инвестиций с учетом типа ТУ Характер и номенклатура грузопотоков, географическое расположение, транспортная доступность

Мощность ТУ (грузоперерабатыва-ющая способность ), стоимость гру-зопереработки Объемы промышленного производства и торговые потоки региона, существующие логистические цепи, номенклатура грузов и клиентуры

Ассортимент логистического сервиса, реализуемого ТУ Типология и требования клиентуры, характер и номенклатура грузопотоков, географическое расположение

Таблица 2 - Функционально-логистический подход

Этап эволюции ЛО Эра массового производства Эра качества Эра потребителя

Период 1950 - 1980 гг. 1980 - 1999 гг. 2000 - наши дни

Характеристика этапа (принципы работы) Доступность, снижение затрат за счет масштаба Соответствие стандартам, гарантия качества, надежность Глобализация, разнообразие сервиса, предоставление сквозных комплексных услуг

Формат работы Локальный (точечный) Модульный Интегрированный

Функциональный тип ТУ Универсальный Специализированный (расширение ассортимента услуг для конкретного груза) Гибкий (мультимодаль-ный и многофункциональный)

Эволюция логистического сервиса определяет тип ЛО и поэтому положена в основу типологии ЛО. Развитие ЛО рассматривается на основе эволюции логистических функций, выполняемых ЛО. Развитие типового ЛО происходит при следующей трансформации внутренних процессов: 1) разобщенное существование отдельных элементов (объектов); 2) концентрация (укрупнение, концентрация и интеграция элементов (объектов) в узел (узловой инфраструктурный элемент); 3) наращивание инфраструктуры (подключение вспомогательных элементов); 4) регионализация с последующим выходом на новый уровень («подключением» к локальным и глобальным транспортно-логистическим системам) [2, 4]. Предлагаемый в данной работе функционально-логистический подход к развитию ЛО отражает этапное развитие ТУ по градации уровня услуг: стандартная услуга =>> расширенная услуга =>> =>> уникальная услуга со смещением ключевой ориентации сервиса: внутренняя среда =>> внешняя среда =>> клиент. Это показано в таблице 3.

Таблица 3 - Этапность развития ТУ

Этап Описание этапа, виды ТУ Тип услуги Ориентация

Первый Формирование инфраструктуры ТУ Складские площадки, склады, ТСК Наращивание инфраструктуры и пропускных мощностей Первоочередное путевое развитие Стандартная услуга Ориентир - внутренняя среда Ориентация на обслуживание промышленных предприятий узла и на обеспечение завоза-вывоза груза в региональном и межрегиональном сообщении в целях региона и отдельных крупных предприятий

Второй Модернизация ТУ РЦ, транспортный терминал, ЛЦ Комплексная механизация и автоматизация Техническое оснащение для обеспечения мультимодальных перевозок Собственная складская инфраструктура Первоочередное развитие складских мощностей Расширенная услуга Ориентир - внешняя среда Ориентация на комплексное обслуживание клиентуры. Расширение пакета предоставляемого ассортимента услуг. Построение цепей доставки. Расширение клиентской базы. Привлечение в структуру новых участников. Повышение инвестиционной привлекательности объектов и региона в целом

Третий Клиентоориентированность ТУ, транспортно-логический узел, МТЛЦ Качественный сервис в интегрированных цепях доставки Первоочередное развитие муль-тимодальных мощностей От одного лица, в одном месте реализуется комплексная уникальная услуга Ориентир - клиент Усложнение структуры и планировки узла, ориентация на визуально-информационную поддержку сервиса, обеспечение онлайн-контроля

Эволюционная сеть состояний ЛО.

В соответствии с авторской теорией эволюционно-функционального подхода рассмотрим эволюцию ТУ в виде универсальной схемы на рисунках 6 и 7. На рисунке 6 представлена схема изменения состояния ЛО любого типа до достижения в его эволюции состояния «идеального терминала»: эволюционная сеть состояний. Имеется определенное исходное состояние какого-либо ЛО /-го типа. Структура сети состояний состоит из дуг (логические эволюционные связи-переходы между состояниями ЛО, определяющими его тип, под влиянием таких факторов, как ассортимент логистического сервиса, его направленности и др., в соответствии с теорией эволюционно-функционального подхода) и вершин (состояние ЛО, определяемое группой параметров - параметрической характеристикой). Совокупность всех взаимосвязанных вершин - это множество состояний ЛО. Каждый путь - последовательность прохождения взаимосвязанных дуг и вершин - один из альтернативных путей эволюции ЛО от одного типа к другому, более развитому.

Эволюционная сеть состояний ЛО - это иллюстрация вариантных путей развития ЛО. При этом ЛО может проследовать некоторые эволюционные стадии очень быстро, а на других пребывать долгое время, что связано, как указано в эволюционно-функциональной тео-

154 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

-

рии ЛО, с особенностями реализации логистического сервиса. Задача - отыскание кратчайшего пути перехода (достижения) ЛО к наилучшему состоянию - «идеальному терминалу» -или близкого к нему (приближения). Каждая вершина обладает одинаковым множеством параметров, различных по своим значениям. Итерации продолжаются до того момента, пока все параметры характеристики ЛО не обеспечат реализацию минимума целевой функции. Количество проследованных ЛО в своем развитии дуг равно числу стадий эволюции ЛО. Вершина сети состояний - 1-й тип ЛО (из девяти по авторской классификации), соответствующий стадии эволюции, на которой находится ЛО. Каждая дуга - направление эво-люций Бу - обладает значением времени и качества. Время, лет, показывает продолжительность каждой эволюционной стадии.

ЭцО.ПОЦИШМШИ СС'ГЬ СОК"! оиний ЛО

В) минимальным нариаиг

Ev.il 1 = ^ XI - II»-1 Ьс*1

---( \ 1С1"Г1М11;1|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

►X у + (пшЦ

Рисунок 6 - Эволюционная сеть состояний ЛО в виде графа состояний

Качество в виде коэффициента логистического сервиса ЛО показывает, на каком качественном уровне находится ЛО, обладающий соответствующей совокупностью технических и иных количественных параметров, отраженных в его характеристике (вершине). Переход на новую стадию развития сопровождается существенным изменением функционального сервиса ЛО, что является движущим фактором его трансформации в следующий по иерархии тип ЛО. Минимальное количество вершин сети - две (исходное и идеальное состояние ЛО) при общем количестве типов ЛО (вершин), равном девяти (по авторской классификации). При этом переход на новый уровень эволюции возможен, минуя некоторые промежуточные стадии развития, возможно только для ЛО, находящихся на более высоком уровне развития, чем 1 и 2. Это видно на рисунке 6, на котором в соответствии с авторской классификацией ЛО графически представлена эволюционная сеть состояний ЛО. Так, для ЛО уровней 3 и 4 возможен непосредственный переход на уровень 5 - МТЛЦ (по авторской классификации). Предложена также иллюстрация эволюционно-функциональной теории на рисунке 8. Система-интегратор О (наивысший уровень) - объекты высшего порядка (сложнейшие многоэлементные), включающие в свой состав большое количество различных более мелких объектов. Система-базис g (нулевой уровень) - объекты низшего порядка (простейшие моноэлементные), обязательно входящие в состав всех прочих объектов на последующих уровнях. Система-базис g - это простейшая складская площадка (СП), представляющая собой грузовой фронт, состоящий из погрузочно-разгрузочной машины, штабеля груза и подхода транспорта. Очевидно, что она присутствует во всех последующих эволюционных формах ЛО, входя в их состав. Низший уровень (обозначен номером 1) - это группа элементов Х -«Склад», в которую входят такие логистические объекты, как склады и ТСК - терминально-складские комплексы. Данный уровень назван «склад», поскольку именно на этой функциональной стадии объект окончательно формируется в типичный склад и начинает выполнять непосредственно складские функции, а именно сортировку, подготовку, подгруппировку грузов, их приемку и выдачу, осуществлять учет, размещать на хранение, выгружать и загружать транспортные средства. Средний уровень (обозначен номером 2) - это группа элементов У - «Центр». В нее входят такие логистические объекты, как РЦ, ТТ, ЛЦ (распределительный центр, транспортный терминал и логистический центр). Продолжительность эволюции на этом уровне определяет форма ромба. Высший уровень - группа элементов Ъ -

«Узел», в которую входят транспортный узел (ТУ) и транспортно-логистический узел (ТЛУ). Система-интегратор О (наивысший уровень) - это мультимодальный транспортно-логистический центр, представляющий собой мегаобъект, включающий в свой состав все низшие элементы.

Рисунок 7 - Эволюционная схема ЛО в авторской классификации типов ЛО

Рисунок 8 - Ромб эволюционно-функционального развития (П.О.Д.)

Иллюстрацией, подтверждающей применимость разработанного подхода к исследованию ТУ, могут стать примеры отечественного и зарубежного опыта формирования и развития ТУ. На рисунке 9 показана эволюция таких известных ТУ, как Усть-Луга (Россия) и Venlo Trade Port (Нидерланды), которые за период своего функционирования перешли на качественно новый уровень.

№ 2(30) 2017

1 — концентрация и

укруниениеэлементов в \ :и][>в1)й ЛО

4 —[КггкшИ.шМция Л О ь; последующим ныьйдчм н£1 новый уровень - ЛР (логистический рамои) и:]и

Рисунок 9 - Пример развития ТУ в Усть-Луге (а) и в Венло (б)

Предложенные в статье функционально-логистический подход, терминология и классификация ЛО, а также методика исследования ТУ как ЛО могут быть применимы при определении условий наилучшего режима функционирования ЛО для планирования объектов терминально-складской инфраструктуры, при эксплуатации и развитии терминально-складской инфраструктуры, как оценочный инструмент по выявлению «узких мест» и по совершенствованию всех аспектов работы ТУ при проектировании, планировании развития и оценке.

Список литературы

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года [Текст]. -М.: Красный пролетарий, 2008. - 58 с.

2. Покровская, О. Д. Терминалистика: общие вопросы: Монография [Текст] / О. Д. Покровская. - Казань: Бук, 2016. - 142 с.

3. Покровская, О. Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры [Текст] / О. Д. Покровская // Вестник УрГУПСа / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург. - 2017. - № 1 (33). - С.70 - 83.

4. Покровская, О. Д. Логистическое руководство: математические основы терминали-стики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта: Монография [Текст] / О. Д. Покровская. - Казань: Бук, 2017. - 281 с.

5. Железнодорожные станции и узлы [Текст] / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев и др. / УМЦ ЖДТ. - М., 2014. - 113 с.

6. Маликов, О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок: Монография [Текст] / О. Б. Маликов / УМЦ ЖДТ. - М., 2014. - 537 с.

7. Прокофьева, Т. А. Логистические центры в транспортной системе России: Учебное пособие [Текст] / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М.: Экономическая газета, 2012. - 522 с.

8. Балалаев, А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог: Учебное пособие [Текст] / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко / Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2006. - 108 с.

9. Елисеев, С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта: Монография [Текст] / С. Ю. Елисеев / ВИНИТИ РАН. - М., 2005. - 96 с.

10. Дыбская, В. В. Управление складированием в цепях поставок [Текст] / В. В. Дыб-ская. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.

References

1. Strategiia razvitiia zheleznodorozhnogo transporta RF na period do 2030 goda. M., Krasnyi proletarii, 2008. - 58 s.

2. Pokrovskaia O.D. Terminalistika: obshchie voprosy: monografiia/ O. D. Pokrovskaia. -Kazan', Izd-vo «Buk», 2016. - 142 s. ISBN 978-5-906873-28-6

3. Pokrovskaia O.D. Klassifikatsiia ob"ektov zheleznodorozhnoi terminal'no-skladskoi infra-struktury. / O.D. Pokrovskaia// Vestnik UrGUPS. 2017. № 1 (33). S.70-83.

4. Pokrovskaia O.D. Logisticheskoe rukovodstvo: matematicheskie osnovy terminalistiki, markirovka, klassifikatsiia i identifikatsiia logisticheskikh ob"ektov zheleznodorozhnogo transporta: monografiia. / O. D. Pokrovskaia. - Kazan', Izd-vo «Buk», 2017. - 281 s. ISBN: 978-5906873-52-1

5. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly / Iu.I. Efimenko, V.I. Apattsev i dr. // Pod red. Apattseva V.I., Efimenko Iu.I./ M., FBGOU UMTs na zh.-d. transporte, 2014.

6. Malikov O.B. Perevozki i skladirovanie tovarov v tsepiakh postavok: monografiia / O.B.Malikov // M., FBGOU UMTs na zh.-d. transporte, 2014.

7. Prokofeva T.A., Sergeev V.I. Logisticheskie tsentry v transportnoi sisteme Rossii: Uchebnoe posobie. - M.: Izdatel'skii dom «Ekonomicheskaia gazeta», 2012. - 522s.

8. Balalaev, A. S. Transportno-gruzovye sistemy zheleznykh dorog : ucheb. posobie / A. S. Balalaev, I. A. Chernyshova, A. Iu. Kostenko. - Khabarovsk, DVGUPS, 2006. - 108 s.

9. Eliseev S. Iu. Sistema logisticheskogo upravleniia vzaimodeistviem s morskimi i rechnymi portami i drugimi vidami transporta: monografiia. - M.: VINITI RAN, 2005. - 96 s.

10. Dybskaia V.V.Upravlenie skladirovaniem v tsepiakh postavok. - M., Al'fa-Press, 2009.720 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Покровская Оксана Дмитриевна

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС).

ул. Дуси Ковальчук, д. 191, г. Новосибирск, 630049, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав», СГУПС.

E-mail: insight1986@inbox.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Pokrovskaya Oksana Dmitrievna

Siberian State University of Railway Transport (STU).

191, Dusi Kovalchuk st., Novosibirsk, 630049, Russia.

Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department «Logistics, commercial work and rolling stock», STU.

E-mail: insight1986@inbox.ru

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Покровская, О. Д. Исследование эволюции транспортных узлов как логистических объектов [Текст] / О. Д. Покровская // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2017. -№ 2 (30). - С. 146 - 158.

Pokrovskaya О. D. The study of the evolution of transport hubs as logistics facilities. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 30, no. 2, pp. 146 - 158 (In Russian).

158 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(30) 2017

=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.