УДК 330.34
Демченко М.В.
Заместитель руководителя Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва Demchenko M.V. Deputy Head of the
Deputy Head, Department of Legal Regulation of Economic Operations, Financial University under the Government of the Russian Federation, 125993, Russia,
Moscow e-mail:MVDemchenko@fa. ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОРИГИНАЛА КОНСТРУИРУЕМОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ
Study of the evolution of environmental entrepreneurship in foreign countries as an object of legal support and the original constructed socio-legal model
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы становления и развития экологического предпринимательства в отдельных зарубежных странах.
Abstract: The article discusses current issues of the formation and development of environmental entrepreneurship in selected foreign countries.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, экологическое предпринимательство, законодательство об экологическом предпринимательстве.
Keywords: social entrepreneurship, ecological entrepreneurship, legislation on environmental entrepreneurship.
Предпринимательство в современных экономических условиях развития многих стиран является ключевым фактором обеспечения роста экономики и обеспечения конкурентоспособности как отдельных компаний, так и в целом отдельных государств. В связи с этим интерес представляет изучение и анализ новых форм предпринимательской деятельности, особое место в числе которых занимает экологическое предпринимательство. Оно, как небезосновательно отмечается на страницах специальной литературы тесно связано с решением экономических, социальных и других задач [1, с.13].
В литературе уже давно высказывается предположение, что предпринимательство в силу норм природоохранного законодательства должно быть экологически ориентированным, а в условиях развития рыночных отношений «новый массив предпринимателей, для которых их уставная производственная деятельность, независимо от формы собственности, направлена на охрану природы» [2, с. 77].
Основным фактором развития экологического предпринимательства как в зарубежных странах, так и в России являются экологические проблемы, рост которых напрямую связан с расширением хозяйственной жизни стран и увеличением вредного воздействия человека на природу. Решить такие проблемы призвано экологическое предпринимательство, активно развивающееся направление предпринимательской деятельности в современных странах, которое поможет достичь согласование интересов бизнеса и государства [3, с. 109-122].
Как отмечается, отправной точкой в исследованиях экологического предпринимательства можно считать работу в Harvard Business Review, 1971 года [4, с. 120-131], в которой обосновано, «что экологическое движение может предоставить возможности для появления новых выгодных рынков и расширения бизнеса, а не только угрозу для экономической деятельности» [1, с. 14].
В России работы, посвященные экологическому предпринимательству, стали появляться в основном последнее десятилетие, среди авторов, которые уделяют пристальное внимание исследованию сущности экологического предпринимательства можно выделить А.В. Баркова [5, с 19-28] [6, с. 115-134], Я.С. Гришину [7, с. 3-7], Т.В. Ершову [1, с. 13-25], и некоторых других.
Касательно зарубежных стран, деятельность по активизации экологического предпринимательства началась, как отмечается, в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века [8, с. 182-188]. При этом инициаторами развития экологического предпринимательства выступили Соединенные штаты Америки и страны Европы, что ознаменовалось созданием Всемирной промышленной конференции по экологическому управлению.
В 1995 году по инициативе Международной торговой палаты был создан Всемирный Совет бизнеса по устойчивому развитию, который стал уделять внимание привлечению бизнеса для решения экологических проблем современности. Одной из основных задач Совета является развитие сотрудничества между бизнесом, государствами и организациями в сфере защиты окружающей среды и устойчивого развития. Совет стал устанавливать жестки нормативы в области экологии для своих членов, что стало одним из факторов развития экологического предпринимательства в странах членах совета.
На сегодняшний день, лидерами по внедрению природоохранных технологий и экспорту экологически ориентированных продуктов и технологий занимают такие страны, как «США и страны Западной
Европы». Как отмечается, «только на Германию приходится 43 процента экологических патентов на продукцию и товары, пользующиеся спросом во всех странах. Объем продукции, производимой на экологическом рынке по оценкам некоторых специалистов, оценивается от 600 млрд. До 2 трлн. Долларов, а темп роста составляет от 5,5 до 7 процентов в год» [8, с. 182].
Модели экологического предпринимательства развиваются в различных странах с учетом сложившейся правовой системы и соответствующего уровня развития экономики. В США каждый штат вправе создавать свою правовую систему, способствующую обеспечению экологической безопасности страны. В США одним из направлений экологического предпринимательства является использование чистых источников электроэнергии. Речь идёт об инвестициях в развитие альтернативных источников энергетики. Это направление экологического предпринимательства присуще не только США, но и другим странам, в частности странам Западной Европы - Норвегии, Швейцарии, Испании, а также Канаде, Новой Зеландии и некоторым другим. Как небезосновательно отмечается, в перспективе «экономический потенциал ветроэнергетики будет увеличиваться в связи с подорожанием традиционного топлива и удешевлением оборудования для ветроэнергетических установок» [8, с. 186].
США примечательны таким видом экологического предпринимательства, как производство экологически чистых продуктов. Речь идет о производстве продуктов питания, в которых отсутствуют какие-либо химические удобрения, пестициды или иные вредные добавки. При этом ежегодно наблюдается рост как производства, так и потребления такого рода продукции в США. Для потребителя ориентиром в определении экологически чистой продукции является специальная экологическая маркировка, требования по которой установлены федеральными законами.
Как отмечается, «рост производства экологически чистой продукции в США и других государствах - это результат правильно организованной системы, основными элементами которой являются экопроизводство, экорынок, экосертификация, экоконсалнинг и государственная поддержка» [8, с. 186]. При этом несомненными преимуществами роста экологической продукции в США являются высокое качество продукции, стремительно развивающийся рынок такой продукции, более высокая занятость и сохранение окружающей среды.
Получило в свое время развитие экологическое предпринимательство и в Канаде, тесно связанное с особенной системой управления отходами, которая получила название «расширенная ответственность производителя».
Суть ее заключается в том, что производитель или импортер товара принимают на себя ответственность за утилизацию произведенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. Такое правило действует и в России, оно закреплено в Федеральном законе от 24.06.1998г. № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления». При этом существуют различные варианты исполнения этого правила: самостоятельное осуществление импортерами и производителями товаров нормативов утилизации; заключение договоров с организациями, занимающимися переработкой отходов; и уплата утилизационного сбора.
Примечательно, что в Канаде, как, впрочем, и в некоторых других странах определена стратегия вторичного использования отходов, а не их захоронение, что является важным направлением в развитии государства и развития такого направления экологического предпринимательства. Поэтому, как небезосновательно отмечается, оно «настолько рентабельно в Канаде, что позволяет направлять значительные средства на научные исследования в области переработки вторичного сырья и внедрение новейших инновационных технологий в процесс сбора, сортировки и обработки отходов» [8, с. 188].
В европейских странах экологическое предпринимательство является отдельным сектором экономики, причем достаточно прибыльным. Наиболее показателен из Европейских стран опыт Германии, в которой еще в 1991 году было принято постановление правительства, в соответствии с которым граждане обязывались собирать использованную упаковку для ее переработки и вторичного использования. Финансирование же этого процесса было возложено на производителей.
Как отмечается, правительство предложило производителям, расфасовщикам и распространителям упаковки создать вторую (дуальную) систему утилизации отходов в дополнение к существующей коммунальной системе [8, с. 187]. Каждый участник дуальной системы размещает на упаковке своей продукции специальный знак «Зеленая точка» (нем. Der Grune Punkt), который означает, что производитель или импортер оплачивает переработку и утилизацию отходов использованной упаковки товаров. В России не настолько развита программа утилизации отходов, поэтому такой знак у нас в стране не имеет силы, а организации, ставящие его на упаковке своей продукции, вводят покупателя в заблуждение относительно экологической чистоты продукта. нет программ утилизации отходов, а доля вторичной переработки ничтожно мала, поэтому в нашей стране данный знак не имеет силы, а компании, ставящие его на упаковку их товаров, вводят потребителей в заблуждение относительно экологической чистоты товара.
Введение дуальной системы позволило вернуть «в цехи производства и использования 47 млн. тонн упаковочных отходов, что способствовало созданию значительного числа субъектов экологического бизнеса, занимающихся сбором, сортировкой, утилизацией отходов, а также росту производств, выпускающих продукцию из отходов
упаковки» [8, с. 187]. В настоящее время в систему «Зеленой точки» входит уже более 30 стран.
Представляет интерес для анализа и опыт Японии в развитии экологического предпринимательства, которое в этой стране динамично развивается и включает как производство оборудования для уменьшения негативного влияния на окружающую среду, так и производство экологически безопасной продукции. Экологическое предпринимательство в Японии является привлекательным для инвесторов, так как обеспечивается поддержкой со стороны государства.
В него, как отмечается, вовлечены практически все сферы промышленности и услуг [8, с. 184]. Примером экологического предпринимательства, широко развитым в Японии, является производство автомобилей с электрическим двигателем, производство различной экологосберегающей продукции.
Однако, в большинстве стран, где экологическое предпринимательство легализовано и нашло отражение в нормах соответствующих законов, оно рассматривается как составная часть социального предпринимательства.
Поэтому ориентиром в определении экологического предпринимательства, прошедшим эволюцию в зарубежных правопорядках, могут выступать специальные законы: французский «О социальные и солидарные экономики»; испанский и португальский «О социальной экономике»; греческий «О социальной экономике и социальном предпринимательстве»; словенский «О социальном предпринимательстве», в которых определяются тенденции на социализацию и экологизацию экономики и права этих стран. -
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что экологическое предпринимательство прошло становление и развитие в большинстве экономически развитых стран, основной его целью является достижение общественно полезного экологического эффекта. Что касается тенденции его развития, то оно неразрывно связано с развитием социального предпринимательства.
Статья выполнена при финансовой поддержке российского Фонда Фундаментальных исследований (проект №18-011-00792 А).
Список литературы:
1. Ершова Т.В., Гаффорова Е.Б., Хамдамов Ж.Х. Теоретические предпосылки возникновения и развития концепции экологического предпринимательства. // Современная конкуренция. - 2016. - Том. 10. - № 4 (58). С. 13 -25.
2. Казаков Н.П. Экологическое предпринимательство в общей структуре предпринимательской деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - № 1 (Том 6), 2012. С. 77-84.
3. Митрофанова М.М. Правовые основы экологического предпринимательства в России // Вопросы российского и международного права. - 2013. - No2. С. 109-122.
4. Quinn J. B. Next Big Industry: Environmental Improve-ment // Harvard Business Review. -1971. September- October. P. 120-131.
5. Барков А.В. Методологические и научно теоретические основы моделирования российского экологического предпринимательства как объекта правового обеспечения // Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса: материалы V Всерос. научн.-практ. конф., 22 февоаля 2018 г. / редкол.: А.В, Герасимов, Д.Б. Данилов., А.И. Макаренко.О.Н. Маркелова, Н.В. Жукова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России. - 2018. С. 19 - 28.
6. Барков А.В., Гришина Я.С. Методологические подходы к теоретическому конструированию модели правового обеспечения экологического предпринимательства // Методологические проблемы цивилистических исследований. Периодический научный журнал. - 2019. С. 115-134.
7. Барков А.В. Гришина Я.С. Методологические основы конструирования российской модели правового обеспечения экологического предпринимательства//Гражданское право. - 2018. № 4. С. 3-7.
S. Уразова Л.П. Зарубежный опыт развития экологического предпринимательства Л.П. Уразова // Труды Псковского политехнического института. -2008. - No 11.2. - С.182-188.
Spisok literatury:
1. Ershova T.V., Gafforova E.B., Hamdamov ZH.H. Teoreticheskie predposylki vozniknoveniya i razvitiya koncepcii ehkologicheskogo predprinimatel'stva. // Sovremennaya konkurenciya. - 2016. - Tom. 10. - № 4 (58). S. 13 -25.
2. Kazakov N.P. EHkologicheskoe predprinimatel'stvo v obshchej strukture predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - № 1 (Tom 6), 2012. S. 77-84.
3. Mitrofanova M.M. Pravovye osnovy ehkologicheskogo predprinimatel'stva v Rossii // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. -2013. - No2. S. 109-122.
4. Quinn J. B. Next Big Industry: Environmental Improve-ment // Harvard Business Review. -1971. September- October. P. 120-131.
5. Barkov A. V. Metodologicheskie i nauchno teoreticheskie osnovy modelirovaniya rossijskogo ehkologicheskogo predprinimatel'stva kak ob"ekta pravovogo obespecheniya // Aktual'nye problemy razvitiya grazhdanskogo prava i grazhdanskogo processa: materialy V Vseros. nauchn.-prakt. konf., 22 fevoalya 2018 g. / redkol.: A. V, Gerasimov, D.B. Danilov., A.I. Makarenko.O.N. Markelova, N.V. ZHukova. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii. - 2018. S. 19 - 28.
6. Barkov A.V., Grishina YA.S. Metodologicheskie podhody k teoreticheskomu konstruirovaniyu modeli pravovogo obespecheniya ehkologicheskogo predprinimatel'stva // Metodologicheskie problemy civilisticheskih issledovanij. Periodicheskij nauchnyj zhurnal. - 2019. S. 115-134.
7. Barkov A.V. Grishina YA.S. Metodologicheskie osnovy konstruirovaniya rossijskoj modeli pravovogo obespecheniya ehkologicheskogo predprinimatel'stva //Grazhdanskoepravo. - 2018. № 4. S. 3-7.
8. Urazova L.P. Zarubezhnyj opyt razvitiya ehkologicheskogo predprinimatel'stva L.P. Urazova // Trudy Pskovskogo politekhnicheskogo instituta. -2008. - No 11.2. - S.182-188.