DOI 10.33397/2619-0559-2019-1-1-432-447 УДК 347.1
МЕТОДОЛОГИЯ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Л.И. Кулицкая
Кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной и административной деятельности
Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России
690087, Россия, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21 ORCID: 0000-0002-5791-3199 ResearcherID: D-7632-2018 E-mail: [email protected]
Введение: статья посвящена оценке перспектив реализации методологического потенциала социального предпринимательства в циви-листическом исследовании правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания. Цель: оценить возможности идеологии социального предпринимательства как методологического стержня исследования правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания. Методы: эмпирические методы сравнения, интерпретации, обобщения; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: формально-юридический и юридико-до-гматический. Результаты: развитие новой идеи о востребованности методологического потенциала антикризисной идеологии социального предпринимательства (идей, принципов, подходов) в исследовании российских и зарубежных процессов и изменений, происходящих в погребении и похоронной деятельности, а также при прогнозировании развития механизма правового регулирования рыночных отношений в сфере ритуального обслуживания в России. Выводы: доказана востребованность идеологии социального предпринимательства как методологического вектора, стержня, исходной теоретической позиции, обеспечивающей постановку научных задач исследования и соответственно архитектонику концепции правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания, что позволяет принципиально изменить подход к реформированию действующего федерального закона о погребении и похоронном деле.
Ключевые слова: методологический потенциал; социальное предпринимательство; предпринимательская деятельность; ритуальное обслуживание; похоронная деятельность; оптимизация частных и публичных интересов; реформирование закона о погребении.
THE METHODOLOGY OF THE CIVIL LAW STUDY OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE FIELD OF FUNERAL SERVICE
L.I. Kulitskaya
Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 21, Kotelnikova St., Vladivostok, Russia, 690087 ORCID: 0000-0002-5791-3199 ResearcherID: D-7632-2018 E-mail: [email protected]
Introduction: the article is devoted to the assessment of the prospects for the implementation of the methodological potential of social entrepreneurship in the civil study of the legal regulation of entrepreneurial activity in the field of funeral services. The purpose of the work is to assess the possibilities of the ideology of social entrepreneurship as a methodological basis for the study of legal regulation of entrepreneurial activity in the field of funeral services. Methods: empirical methods of comparison, interpretation, generalization; theoretical methods of formal and dialectical logic. Private scientific methods were applied: formallegal and legal-dogmatic. Results: it consists in the development of a new idea about the demand for the methodological potential of the anti-crisis ideology of social entrepreneurship (ideas, principles, approaches) in the study of Russian and foreign processes and changes occurring in burial and funeral activities, as well as in forecasting the development of the mechanism of legal regulation of market relations in the field of funeral services in Russia. Conclusions: the author proves the relevance of the ideology of social entrepreneurship as a methodological vector, the core, the initial theoretical position that provides the formulation of scientific research tasks and, accordingly, the architect of the concept of legal regulation of entrepreneurial activity in the field of funeral services, which allows to fundamentally change the approach to the reform of the current Federal law on burial and funeral business.
Keywords: methodological potential; social entrepreneurship; entrepreneurial activity; funeral service; optimization of private and public interests; reform of the Law on burial.
Введение
В настоящее время в научной литературе обосновывается позиция о возможности востребования идей, принципов, подходов идеологии социального предпринимательства как методологической базы решения проблемных вопросов в различных социально значимых сферах [1, с. 89]. Ритуальное обслуживание представляет собой одну из наиболее социально значимых отраслей, затрагивающую интересы всех российских граждан, так как каждый из нас неизбежно сталкивается с таким горем, как потеря близкого [3, с. 3]. В связи с этим представляется достаточно перспективным оценить возможности реализации методологического потенциала идеологии социального предпринимательства в цивилисти-ческом исследовании предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания как объекта правового регулирования.
Методологический потенциал социального предпринимательства при исследовании правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания в России осуществляется давно устаревшим Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»1 (далее — Закон № 8-ФЗ). По мнению специалистов, действующая редакция Закона не отвечает реалиям нынешнего времени, а разработанный представителями Минстроя России новый законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в настоящее время находится в процессе обсуждения и до сих пор не внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.
Несовершенство действующего Закона № 8-ФЗ в основном связано с тем, что в период его создания, т.е. «в переходный период от административно-командной к рыночной экономике по инерции пытались использовать потенциал советской правовой модели» [4, с. 224], впоследствии показавшей свою несостоятельность в государственном регулировании похоронно-ритуальных услуг. До сих пор законодательно не решена проблема криминализации похоронной отрасли, закономерным отголоском которой явились результаты проверки рынка похоронных услуг, организованной Генпрокуратурой совместно с МВД
России в конце 2017 г., проводившейся по поручению Президента РФ В.В. Путина. В результате было выявлено 35 тыс. нарушений закона, Генпрокуратурой было возбуждено «23 уголовных дела, 64 должностных лица получили предостережения о недопустимости нарушения закона, еще более 2 тыс. чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности»1.
Самыми распространенными нарушениями законодательства стали несоблюдение требований к содержанию мест погребения и нарушение закона при использовании земельных участков для захоронений, самовольный захват земель и их нецелевое использование; необоснованный отказ в выплате социального пособия на погребение или создание дополнительных трудностей при его получении. Проблемы рынка ритуальных услуг не исчерпываются рамками вышеизложенных правонарушений, и решать их необходимо комплексно с позиции социального предпринимательства.
Гипотеза: «методологический потенциал социального предпринимательства как инструмента для исследования процессов и изменений в социальной сфере, происходящих в настоящее время» [1, с 74] может быть востребован в цивилистическом исследовании правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания как одной из социально значимых сфер.
Методологический потенциал социального предпринимательства в цивилистическом исследовании впервые был оценен Я.С. Гришиной в процессе конструирования авторской концептуальной модели правового обеспечения российского социального предпринимательства [7]. Обращалось внимание на то, что социальное предпринимательство уже выходит «за рамки традиционного его понимания как хозяйственной деятельности социально ориентированной организации, нацеленной не столько на извлечение прибыли, сколько на получение социального эффекта, и приобретает новый уровень осмысления как межсекторного взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в решении различных социальных проблем с использованием инновационных технологий, правовое обеспечение которых осуществляется гармоничным воздействием частного и публичного правового инструментария» [6, с. 4—5]. Методологический потенциал социального предпринимательства включает в себя идеи, принципы и подходы исследования, вытекающие из антикризисной идеологии социального предпринимательства российских и зарубежных процессов
и изменений, происходящих в социальной сфере и, в частности, в области оказания ритуальных услуг и похоронной деятельности. Особый интерес представляют идеи, подходы и принципы, которые могут быть положены в основу цивилистического исследования правового регулирования предпринимательской деятельности в области ритуального обслуживания. К ним следует отнести оптимизацию межсекторного взаимодействия поставщиков ритуальных услуг, составляющих базу «четвертого сектора экономики» в направлении обеспечения реальной рыночной конкуренции; ориентацию предпринимательской деятельности на решение конкретных социальных проблем, при которой цель извлечения прибыли отодвигается на второй план, а достижение социального эффекта рассматривается не как право, а как обязанность; борьбу с патернализмом, иждивенческими настроениями; мобилизацию внутреннего ресурса личности для выхода из трудной жизненной ситуации; поддержку социальных предпринимателей, организаций, составляющих инфраструктуру их поддержки в целях обеспечения конкурентоспособности на рынке ритуальных услуг [1, с. 85—86].
Представляется, что востребованность идеологии социального предпринимательства как методологического вектора, стержня, исходной теоретической позиции, обеспечивающей постановку научных задач исследования и соответственно архитектонику концепции правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания, позволит принципиально изменить подход к реформированию действующего Закона № 8-ФЗ. Найти «стержень, вокруг которого нужно выстраивать политику в похоронном деле»1, было предложено на проходившей в 2014 г. в г. Москве XV Международной научно-практической конференции «Современные подходы к управлению похоронным делом», инициатором которой стал Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК).
Участники конференции сходились во мнении, что необходимо выработать механизмы государственно-частного партнерства и создать условия для привлечения инвестиций, обсуждали необходимость распространения положительного опыта городов и регионов, где будут внедряться новые технологии. Основным недостатком работы форума явилось отсутствие акцентирования внимания на необходимости социализации похоронной отрасли, достижение социального эффекта в деятельности ритуальных фирм как основной цели их образования и функционирования. По справедливому утверждению А.В. Баркова, нужны обоснованные предложения по совершенствованию законо-
дательства о социальном обслуживании, не разрушающие целостность и достоинства действующей модели, но учитывающие передовой зарубежный правоприменительный опыт [2, с. 28—29]. По мнению Президента РФ В.В. Путина, «наша задача — создать цивилизованный и комфортный для потребителей рынок. Сегодня он представляет полный хаос»1.
Основные направления цивилистического исследования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания
Формирование оптимальной правовой модели «цивилизованного и комфортного» рынка ритуальных услуг возможно путем реализации методологического потенциала идеологии социального предпринимательства с применением оптимального цивилистического инструментария. Как указывают ученые, при проведении исследований «цивилисты скупо используют методы неюридических наук (экономики, социологии, культурологии, психологии, математики), которые значительно расширяют исследовательские возможности» [8, с. 8], поэтому при исследовании методологического потенциала социального предпринимательства с целью применения его в предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания следует проводить «экономический и социологический анализ гражданского права на предмет того, как изучаемое гражданско-правовое явление влияет на экономику и социум, и наоборот» [5, с. 8].
Одним из направлений, в котором может быть задействован методологический потенциал социального предпринимательства, является совершенствование механизма правового регулирования ритуального обслуживания. Отправной точкой в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания можно считать разработку Минстроем России нового законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С января 2014 г. было подготовлено несколько законопроектов, призванных заменить действующий Закон № 8-ФЗ, среди которых: законопроект от 17 октября 2014 г. «О похоронном деле в Российской Федерации», законопроекты от 18 марта 2015 г., от 13 апреля 2016 г., от сентября 2016 г., от февраля 2017 г., от апреля 2017 г. «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Последняя версия законопроекта от ноября 2017 г., разработанная Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами.
Необходимость создания нового закона связана с тем, что огромное количество проблем, накопившихся в похоронной сфере, требует решения, в их числе вопросы лицензирования деятельности похоронных служб, подготовки специалистов в сфере оказания ритуальных услуг, разработки технических регламентов, введения единых норм и требований к содержанию кладбищ, к признанию могил брошенными, к разработке новых санитарных норм, вопросы защиты конкуренции и защиты прав потребителей ритуальных услуг.
Органы местного самоуправления и создаваемые ими специализированные службы по вопросам похоронного дела оказались не в состоянии разрешить имеющиеся в похоронной отрасли проблемы и обеспечить надлежащее качество услуг по погребению нуждающимся в них «лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации» [3], потерявшим родных и близких людей. Негосударственные поставщики ритуальных услуг в современных условиях могут претендовать на статус поставщика социальной услуги, но они не обеспечивают гарантированный перечень ритуальных услуг, что можно считать одной из ключевых проблем российского законодательства в похоронной сфере. В материалах контрольного управления Президента РФ, подготовленных по итогам проверки исполнения профильного законодательства, которая проводилась в первом полугодии 2017 г.1, обращено внимание на то, что в большинстве регионов не созданы условия для оказания ритуальных услуг в рамках гарантированного перечня, в каждом шестом регионе нет специализированных служб, которые могут оказывать ритуальные услуги, их функции часто выполняют частный бизнес или учреждения в сфере транспорта и теплоснабжения. «Есть регионы, где стоимость пакета не установлена, в других разнятся его стоимость и размер пособия, которое выплачивается для компенсации расходов». Имеют место проблемы несогласованности действий органов власти, отсутствия единых стандартов оказания ритуальных услуг, устаревшая законодательная база. Обращено внимание, что «из бюджетов разных уровней на выплату социальных пособий на погребение (в рамках гарантированного перечня) ежегодно выделяется 20 млрд руб. Объем рынка платных услуг в три раза больше — 60 млрд руб. (данные Рос-стата за 2015 год)».
На совершенствование механизма правового регулирования предпринимательской деятельности нацелен список поручений, которые Президент РФ В.В. Путин дал Правительству РФ с целью повышения качества и доступности ритуальных услуг. В их числе инвентаризация действующих и заброшенных кладбищ. «По данным Минстроя, в России 80 тыс. кладбищ, а с учетом заброшенных и бесхозных эта цифра в несколько раз выше». Отсутствие полного перечня мест для захоронения, с одной стороны, влечет трудности в реализации гарантий на погребение, а с другой — создает препятствия для борьбы с криминальными явлениями в отрасли. Президент РФ обратил внимание и на целесообразность создания коммерческих кладбищ, что поможет решить проблему резервирования мест под захоронение на платной основе, поскольку в отдельных случаях резервирование места стоит более 1 млн руб.
Особого внимания заслуживает поручение Президента РФ по «бесплатной организации услуг по погребению в рамках гарантированного перечня по принципу «одного окна» с использованием номера пенсионного страхования»1. Данное предложение видится достаточно обоснованным, поскольку сегодня для того, чтобы воспользоваться гарантированным перечнем, приходится оформлять более пяти документов в разных инстанциях.
Необходимость формирования единого подхода к оказанию ритуальных услуг заключается в том, что действующим законодательством не обеспечивается равная конкурентоспособность между специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, и негосударственными службами и агентствами, предоставляющими ритуальные услуги. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость введения института лицензирования отдельных видов ритуальных услуг, нуждающихся в особом контроле, таких как заключение договора на осуществление похорон, транспортирование останков умершего, прием заказа, подготовка тела к погребению и др. Предложение о создании специальных региональных комиссий, которые будут заниматься лицензированием и в состав которых в обязательном порядке должны входить представители общественности и некоммерческих организаций, прозвучавшее на XV Международной научно-практической конференции, следует признать обоснованным и необходимым. Однако вопрос о том, какой порядок следует признать лицензированием, на сегодняшний день остается открытым, как и вопросы о том, кто будет выдавать
разрешающие документы, каковы пределы территориального действия лицензии. К примеру, предложение выдавать лицензию, которая бы имела действие только в одном регионе, а не в пределах всей страны, не согласовывается с принципом свободы перемещения товаров, работ и услуг в пределах Российской Федерации. Имеют место и другие серьезные недостатки.
При подготовке нового законопроекта высказывались предложения о том, что оказанием всех ритуальных услуг должна заниматься только специализированная служба в области похоронного дела, статус которой будут присваивать муниципальные власти, либо местные органы самоуправления, которые сами и будут создавать такие службы. Именно такой порядок и предлагалось именовать лицензированием похоронной отрасли. Причем обращалось внимание, что речь идет именно о ритуальных услугах как о социально значимом направлении деятельности специализированных служб, а не о продаже венков и других похоронных принадлежностей. Однако такой порядок лицензирования преграждает путь к рынку ритуальных услуг иным хозяйствующим субъектам, что негативно скажется на конкуренции и, как следствие, на качестве предоставляемой услуги.
Полную отмену лицензирования, которая произошла в 2001 г., нельзя признать до конца продуманной, поскольку такая отмена должна была повлечь необходимость издания ГОСТов, СНиПов, Сан-ПиНов, которые бы упорядочили деятельность предпринимателей, осуществляющих похоронную деятельность. Однако этого не произошло, что негативно сказывается на потребителях данной социальной услуги, которые не могут разобраться не только в ее качестве, но и в самих похоронных бюро как субъектах предоставления ритуальных услуг. В связи с этим считаем целесообразным вернуться к лицензированию, которое имеет ряд преимуществ и которое применяется во многих странах мира. Порядок проведения лицензирования следует четко проработать.
Наряду с лицензированием эффективность механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания может обеспечиваться невостребованным новаторским цивилистическим инструментарием, соответствующим социально-предпринимательским принципам. Целым рядом преимуществ обладают посмертный договор и договор ритуального страхования, которые не нашли отражения ни в действующем Законе № 8-ФЗ, ни в новом законопроекте. Положительным моментом проекта закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является закрепление в нем возможности заключения прижизненного договора
на оказание услуг по организации похорон (ст. 23). Однако отсылочные нормы законопроекта указывают на необходимость его нормативной доработки, поскольку отправляют правоприменителей при заключении такого договора пользоваться ГК РФ, который в свою очередь содержит только общие требования к форме, содержанию и порядку заключения договора.
Возможность введения в России института ритуального страхования активно обсуждается, несмотря на то, что понятие договора ритуального страхования в законе отсутствует. На специализированных сайтах страховые кампании предлагают заключить такой договор с очевидной выгодой для страхователя. Отечественными страховыми кампаниями разработаны даже страховые программы, которые полностью покрывают всю стоимость ритуальных услуг. Перед заключением договора страхования страхователь обязан четко определить перечень ритуальных услуг, которые будут составлять предмет договора. К ним могут относиться: прибытие ритуального агента; приобретение венков; приобретение гроба, урны, костюма; оформление документов; обеспечение места на кладбище (на общих условиях); организация отпевания в храме; доставка тела на кладбище или к месту кремации; погребение (кремирование); установка временного надгробия и др. От этого перечня будет зависеть сумма договора.
«Детальное изучение рынка на предмет наличия предложений по страхованию ритуальных расходов показало, что на федеральном уровне такой вид страхования предлагает только компания «Росгосстрах». Еще одна компания — «Согаз» предлагает смешанное страхование, которое включает в себя и расходы на ритуальные услуги. Однако этот продукт является корпоративной страховкой»1.
Срок действия договора — от одного года до 10 лет. Место на кладбище гражданам предоставляется на общих условиях, которые диктует государство.
Выгода ритуального страхования очевидна: официально подписанный между сторонами договор дает гарантию, что страховщик качественно и своевременно окажет свои услуги. В противном случае компания рискует лишиться лицензии и потерять доверие клиентов.
При наступлении страхового случая человек, который указан в договоре (родственник, сотрудник социальной службы или иное доверенное лицо), обязан известить страховую компанию. Это должно быть сделано как можно раньше, чтобы похороны успели организовать согласно воле усопшего. Закрепление в законе особенностей договора ритуального страхования как одного из видов договора страхования
помогло бы решить многие вопросы погребения. У лица было бы право выбора получения услуги на случай смерти: либо посредством «одного окна», либо путем заключения договора ритуального страхования, либо иным образом.
Государственный подход к поддержке предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания как сегмента рынка социальных услуг в проекте нового закона «О похоронном деле» позволяет принципиально изменить подход к реформированию действующего Закона № 8-ФЗ. В законопроекте закреплена возможность для развития частного бизнеса — разрешается создание частных крематориев и колумбариев. Несмотря на то что «Минстрой не пропагандирует кремацию... если человек выбирает такую форму погребения, то государство должно ему ее обеспечить»1, — сказала представительница Минстроя России, участвовавшая в разработке документа, Маргарита Осипова, поскольку каждому россиянину гарантированы достойный уход из жизни и погребение с учетом его волеизъявления.
Таким образом, методологический потенциал социального предпринимательства при совершенствовании механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания реализуется в форме межсекторного взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в решении социальных проблем с использованием инновационных технологий, обеспечение которого осуществляется гармоничным воздействием частного и публичного правового инструментария.
Учитывая возможность «теоретического моделирования» [8, с. 260] в праве, результатом методологии исследования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания должна стать разработка концепции федерального закона «О погребении и похоронной деятельности в Российской Федерации». Основой разработки закона могли бы быть научно-практические рекомендации, среди которых указание на обязательность лицензирования похоронной деятельности, на подготовку специалистов в сфере оказания ритуальных услуг, на разработку технических регламентов в похоронной сфере и контроль за их соблюдением, на правовые средства защиты конкуренции на рынке похоронно-ритуальных услуг. Эффективность механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания может достигаться цивилистическим инструментарием (корректировкой правосубъектности участников рынка похоронно-ритуальных услуг, систематизацией договоров в похоронной сфере, совершенствованием наследственно-правового ин-
струментария обеспечения достойного отношения к телу умершего) как элементами механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания в сочетании с публично-правовыми средствами.
Исследование зарубежного опыта предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания
Об успешности реализации методологического потенциала антикризисной идеологии социального предпринимательства свидетельствуют зарубежная правоприменительная практика и эффективность процессов, происходящих в погребении и похоронной деятельности. Однако прежде чем обратиться к зарубежному опыту предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания, необходимо рассмотреть вопросы легализации понятия социального предпринимательства в России. В научной литературе отмечается, что «легализация понятия социального предпринимательства должна повлечь корректировку системы социального обслуживания, которая укрепляется с появлением нового элемента — социального предпринимателя» [1, с. 79].
Сегодня уже подход, при котором субъектами социального предпринимательства считаются лица, нацеленные на выполнение социальных функций и которые вправе рассчитывать на финансовую поддержку государства, не может служить критерием отнесения к социальному предпринимательству. Нужны иные, более конкретные критерии. При введении в России процедуры лицензирования или сертификации предпринимательской деятельности в сфере оказания ритуальных услуг представляются возможными использование американского опыта развития социального предпринимательства и его применение к сфере оказания ритуальных услуг в России, при котором происходит «единая федеральная сертификация на соответствие требованиям к ведению социально полезной деятельности. В результате успешного прохождения сертификации социальному предприятию присваивается федеральный статус «B corporation» (корпорация для общественной пользы). Высокий рейтинг «B corporation» обеспечивает возможность доступа к более значительным частным и государственным инвестициям» [1, с. 82].
В настоящее время во многих зарубежных странах сформирована законодательная база развития и поддержки предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги. Положительным следует признать опыт Финляндии, где отдельно издан закон о социальных гарантиях в сфере похоронного дела [9, с. 99]. Следует рассмотреть возможность применения такой практики к российским условиям. Некоторые эле-
менты южно-корейского законодательства «могут быть адаптированы к российской действительности» [1, с. 82].
Применение зарубежного опыта не всегда является обоснованным. На Западе земля под захоронение предоставляется в зависимости от заслуг перед обществом, а захоронение является объектом купли-продажи. Невозможность оплаты захоронения может повлечь то, что останки из нее выкапываются.
В традиционной российской системе «захоронение — эта та земля, которая дается человеку за то, что он жил в этом обществе и соблюдал его нормы»1, поэтому для российской правовой системы, регулирующей вопросы погребения, приемлемо отказаться от власти денег, а на первое место поставить традицию как один из подходов к достижению социального эффекта при реализации методологического потенциала социального предпринимательства в правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания.
Попытка внесения в законопроект «О похоронном деле» положений, предусматривающих возможность изъятия участка земли и выкапывания покойников в случае, если могила признана бесхозной по той причине, что за ней никто не ухаживает, не может соответствовать интересам общества, государства и отдельного человека. Целесообразно предусмотреть в законе положение о передаче заброшенного участка земли тому, кто сможет осуществлять за ним уход. Только при таком подходе «похоронная отрасль будет транслировать в общество сакральное и сохранит парадигму евразийских ценностей»2.
Положительным моментом европейских похорон является то, что европейцы полностью доверяют процесс подготовки и погребения ритуальным агентствам, а не занимаются похоронами сами. Кладбища ухожены, строго охраняются. В Европе не увидишь родственников, два раза в год подкрашивающих оградки и высаживающих на могилках цветы, как это бывает в России. Для ухода за могилой нанимают садовников и платят специальным службам3. Такая организация похоронного дела требует значительных материальных затрат, поэтому похороны и места на кладбище в Европе очень дорогие. В случае применения данного опыта в России возникает вопрос стоимости ухода за могилами и порядка его реализации. Возможно, обязанность ухода целесообразно возложить на субъектов предпринимательской деятельности в сфере оказания ритуальных услуг, а стоимость ухода за могилами включать в стоимость услуг по погребению.
В развитых странах, таких как, например, Германия, могут проводиться эконом-похороны для бедных. Они представляют собой единовременный вывоз большого количества тел в соседнюю страну для кремирования, что обходится намного дешевле, чем обычные похороны. Новый российский законопроект «О погребении» предусматривает услуги по кремации останков умерших, которые могут осуществляться только в крематориях.
Представляется целесообразным использование в России положительного зарубежного опыта предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания с учетом преломления его к традиционной российской системе захоронения.
Заключение
В результате проведенного анализа доказана востребованность идеологии социального предпринимательства как методологической основы цивилистического исследования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания, позволяющей не только решать соответствующие научные задачи, но и определять архитектонику концепции правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере ритуального обслуживания, что дает возможность принципиально изменить подход к реформированию действующего Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Библиографический список
1. Барков А.В. О перспективах реализации методологического потенциала социального предпринимательства в цивилистических и полиотраслевых правовых исследованиях в экологической, энергетической и других социально значимых сферах // Методологические проблемы цивилистических исследований: Сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 3. 2018 / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2018. С. 71-94.
2. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 28-29.
3. Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. 625 с.
4. Барков А.В., Грачев Р.Ю. Взаимодействие частных и публичных правовых средств в механизме предупреждения криминализации рынка ритуальных услуг: социально-предпринимательский аспект // Союз криминалистов и криминологов. 2014. № 3-4. С. 223-230.
5. Габов А.В., Голубцов В.Г., Кузнецова О.А. Вступительная статья // Методологические проблемы цивилистических исследований: Сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 2. 2017 / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2017. С. 5—21.
6. Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения развития российского социального предпринимательства. М.: Юр-литинформ, 2016. 424 с.
7. Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2016. 465 с.
8. Кузнецова О.А. Методы научного исследования в цивилистических диссертациях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 254-270.
9. Кулицкая Л.И. Некоторые вопросы организации похоронного дела в России и в Финляндии: сравнительно-правовой аспект // Восьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 20-21 октября 2017 г.): Сборник научных статей / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. Пермь: ПГНИУ, 2017. С. 98-100.
References
1. Barkov A.V. O perspektivakh realizatsii metodologicheskogo potentsiala sotsial'nogo predprinimatel'stva v tsivilisticheskikh ipoliotraslevykh pravovykh issledovaniyakh v ekologicheskoj, energeticheskoj i drugikh sotsial'no znachimykh sferakh [On the Prospects for the Implementation of the Methodological Potential of Social Entrepreneurship in Civil and Holy-Sectoral Legal Research in the Environmental, Energy and Other Socially Important Areas]. In Metodologicheskieproblemy tsivilisticheskikh issledovanij: Sbornik nauch-nykh statej. Ezhegodnik. Vyp. 3. 2018/ Otv. red. A.V. Gabov, V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova [Methodological Problems of the Civil Researches: Collection of Scientific Articles. Annual. Issue 3. 2018 / Eds. in Ch. A.V. Gabov, V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova]. Moscow, 2018. P. 71-94. (In Russ.)
2. Barkov A.V. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v usloviyakh formirovaniya pravovoj modeli rynka sotsial'nykh uslug [Social Entrepreneurship in the Formation of the Legal Model of the Market of Social Services]. Predpri-nimatel'skoepravo - Entrepreneurial Law. 2012. Issue 2. P. 28-29. (In Russ.)
3. Barkov A.V. Rynok sotsial'nykh uslug: problemy pravovogo regulirovaniya: Dis. ... dokt. yurid. nauk [Social Services Market: Problems of Legal Regulation: Doct. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2009. 625 p. (In Russ.)
4. BarkovA.V., GrachevR.Yu. Vzaimodeystviechastnykh ipublichnykhpravovykh sredstv v mekhanizme preduprezhdeniya kriminalizatsii rynka ritual'nykh uslug: sotsial'no-predprinimatel'skij aspect [Interaction of Private and Public
Legal Means in the Mechanism of Prevention of Criminalization of the Market of Funeral Services: Socio-Entrepreneurial Aspect]. Soyuz kriminal-istov i kriminologov - The Union of Criminalists and Criminologists. 2014. Issue 3-4. P. 223-230. (In Russ.)
5. Gabov A.V., Golubtsov V.G., Kuznetsova O.A. Vstupitel'naya stat'ya [Opening Chapter]. In Metodologicheskieproblemy tsivilisticheskikh issle-dovanij: Sbornik nauchnykh statej. Ezhegodnik. Vyp. 3. 2018 / Otv. red. A.V. Gabov, V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova [Methodological Problems of the Civil Researches: Collection of Scientific Articles. Annual. Issue 3. 2018 / Eds. in Ch. A.V. Gabov, V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova]. Moscow, 2017. P. 5-21. (In Russ.)
6. Grishina Ya.S. Kontseptual'naya model'pravovogo obespecheniya razvitiya rossijskogo sotsial'nogo predprinimatel'stva [The Conceptual Model of Legal Support for the Development of Russian Social Entrepreneurship]. Moscow,
2016. 424 p. (In Russ.)
7. Grishina Ya.S. Kontseptual'naya model'pravovogo obespecheniya rossi-jskogo sotsial'nogo predprinimatel'stva: Dis.... dokt. yurid. nauk [A Conceptual Model of Legal Support for Russian Social Entrepreneurship: Doct. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2016. 465 p. (In Russ.)
8. Kuznetsova O.A. Metody nauchnogo issledovaniya v tsivilisticheskikh dissertatsiyakh [Methods of Scientific Research in Civil Dissertation]. Vest-nik Permskogo Universiteta. Yuridicheskie nauki - Perm University Herald. Juridical Sciences. 2014. Issue 4(26). P. 254-269. (In Russ.)
9. Kulitskaya L.I. Nekotorye voprosy organizatsiipokhoronnogo dela v Rossii iy Finlyandii: sravnitel'no-pravovoj aspekt [Some Questions of Organization of Funeral Business in Russia and Finland: Comparative Legal Aspect]. In Vos'moj Permskij kongress uchyonykh-yuristov (g. Perm', 20—21 oktyabrya 2017 g.): Sbornik nauchnykh statej / Otv. red. V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova [The Eighth Perm Congress of Scientists-Lawyers (Perm, 20-21 October 2017): Chosen Materials / Ed. by V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova ]. Perm,
2017. P. 98-100. (In Russ.)