Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОГНИТИВНА ЛИНГВИСТИКА / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И КОННОТАЦИИ / CONCEPT / CONCEPT SPHERE / COGNITIVE LINGUISTICS / SYNTACTIC UNITS / NATIONAL IMAGES AND CONNOTATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковынёва Ирина Анатольевна, Петрова Наталья Эдуардовна

В работе даётся общее представление о терминах «концепт» и «концептосфера» с точки зрения когнитивной лингвистики. Концептосфера складывается из системы концептов, которые обладают сложной структурой, включающей помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре. На материале поэтических текстов Марины Цветаевой предпринимается попытка проанализировать концепты «любовь» и «ненависть», рассмотреть их смысловой диапазон, языковые средства, которые использовал автор. Концепт «любовь» представлен различными синтаксическими единицами, наполнен эмоциями: от прекрасного романтического чувства до всепоглощающей страсти, от светлого счастья до трагического одиночества.В какие-то моменты поэтесса пытается убедить себя в том, что любовь - нечаянная ошибка или болезнь, но потом приходит к заключению, что она и является смыслом жизни. Что касается концепта «ненависть», то он представлен более узко. Это чувство посещает лирическую героиню лишь как проявление ревности, злости, отчаяния в ответ на предательство и измену. Представленные фрагменты стихотворений далеко не исчерпывают поле исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE" IN POETRY OF M. TSVETAEVA

The paper gives a general idea of the terms “concept” and “concept sphere” from the point of view of cognitive linguistics. The conceptual sphere consists of a system of concepts that have a complex structure, which includes, in addition to the conceptual basis, the socio-psycho-cultural part, which is not only thought by a native speaker as experienced by him, includes associations, emotions, assessments, national images and connotations inherent in this culture. Based on the material of poetic texts by Marina Tsvetaeva, an attempt is made to analyze the concepts of “love” and “hate”, to consider their semantic range, language means used by the author. The concept of “love” is represented by various syntactic units, filled with emotions: from a beautiful romantic feeling to an all-consuming passion, from bright happiness to tragic loneliness. At some point, the poetess tries to convince herself that love is an accidental mistake or illness, but then comes to the conclusion that it is the meaning of life. As for the concept of “hatred”, it is presented more narrowly. This feeling visits the lyrical heroine only as a manifestation of jealousy, anger, despair in response to betrayal and betrayal. The presented fragments of poems far from exhaust the field of research.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ»

Kovyneva Irina Anatolyevna, Petrova Natalia Eduardovna STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE"

philological sciences -linguistics

УДК 811.161

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0065

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ «ЛЮБОВЬ» И «НЕНАВИСТЬ» В ПОЭЗИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ

© 2020

AuthorlD: 777207

SPIN: 2522-9064

Ковынёва Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи

AuthorlD: 780102

SPIN:6350-4476

Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru)

Аннотация. В работе даётся общее представление о терминах «концепт» и «концептосфера» с точки зрения когнитивной лингвистики. Концептосфера складывается из системы концептов, которые обладают сложной структурой, включающей помимо понятийной основы социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре. На материале поэтических текстов Марины Цветаевой предпринимается попытка проанализировать концепты «любовь» и «ненависть», рассмотреть их смысловой диапазон, языковые средства, которые использовал автор. Концепт «любовь» представлен различными синтаксическими единицами, наполнен эмоциями: от прекрасного романтического чувства до всепоглощающей страсти, от светлого счастья до трагического одиночества.В какие-то моменты поэтесса пытается убедить себя в том, что любовь - нечаянная ошибка или болезнь, но потом приходит к заключению, что она и является смыслом жизни. Что касается концепта «ненависть», то он представлен более узко. Это чувство посещает лирическую героиню лишь как проявление ревности, злости, отчаяния в ответ на предательство и измену. Представленные фрагменты стихотворений далеко не исчерпывают поле исследования.

Ключевые слова: концепт,концептосфера, когнитивна лингвистика,синтаксические единицы,национальные образы и коннотации.

STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE" IN POETRY OF M. TSVETAEVA

© 2020

Kovyneva Irina Anatolyevna, candidate of philological sciences, assistant professor,

Head of the Department of «Russian Language and Speech Culture» Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail:na_tali68@mail.ru)

Abstract. The paper gives a general idea of the terms "concept" and "concept sphere" from the point of view of cognitive linguistics. The conceptual sphere consists of a system of concepts that have a complex structure, which includes, in addition to the conceptual basis, the socio-psycho-cultural part, which is not only thought by a native speaker as experienced by him, includes associations, emotions, assessments, national images and connotations inherent in this culture. Based on the material of poetic texts by Marina Tsvetaeva, an attempt is made to analyze the concepts of "love" and "hate", to consider their semantic range, language means used by the author. The concept of "love" is represented by various syntactic units, filled with emotions: from a beautiful romantic feeling to an all-consuming passion, from bright happiness to tragic loneliness. At some point, the poetess tries to convince herself that love is an accidental mistake or illness, but then comes to the conclusion that it is the meaning of life. As for the concept of "hatred", it is presented more narrowly. This feeling visits the lyrical heroine only as a manifestation of jealousy, anger, despair in response to betrayal and betrayal. The presented fragments of poems far from exhaust the field of research.

Keywords: concept, concept sphere, cognitive linguistics, syntactic units, national images and connotations.

ВВЕДЕНИЕ

Когнитивная лингвистика - современное развивающееся лингвистическое направление. Одним из его центральных понятий является концептосфера, состоящая из концептов - её единиц. Их исследование весьма актуально, так как эти понятия напрямую связаны с человеческим мышлением и восприятием картины мира в целом.Мыслительные операции и речь тесно связаны не только как процессы, протекающие почти одновременно или вообще одновременно, но и как процессы, близкие по своей организации, по своей структуре, по своему устройству и принципу[1]. Изучение когнитивных аспектов лексической системы языка и их оптимизация всегда являлись одной из сфер прикладной лингвистики [2-4].Концепты, которые организуют концептуальное пространство и являются главными членами всей концептуальной системы, являются наиболее существенными для когнитивной лингвистики. К числу таких с полной уверенностью можно отнести «любовь» и «ненависть». Их функционирование в языке можно рассма-

тривать на различном материале. Однако, с нашей точки зрения, благодатной почвой для таких исследований являются поэтические тексты, отражающие как авторскую, так и национально-культурную картину мира[5-8]. Так, например, поэзия М. Цветаевой, по мнению Всеволода Рождественского, «это непрерывное объяснение в любви... выражаемой требовательно, страстно». Актуальность данного исследования обусловлена интересом не только к лирическому наследию поэтессы, но и к её мировосприятию, осознанию любви и ненависти, передаче этих чувств как носителя русской национальной культуры[9]. Кроме того, несмотря на огромный интерес к поэзии этого автора, всегда найдется аспект, особый угол зрения, позволяющий по-новому взглянуть на творчество, посредством изучения концептосферы поэта.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данной работы - исследованиеэмоционально-содержательной спецификиконцептов «любовь» и «ненависть» в поэтических произведениях М.Цветаевой.

филологические науки -

языкознание

Ковынёва Ирина Анатольевна, Петрова Наталья Эдуардовна ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ «ЛЮБОВЬ» ...

Цель работы обусловлена следующими задачами: составление общего представления о понятиях «концепт» и «концептосфера»;анализ поэзии М.Цветаевой; систематическая выборка концептов «любовь» и «ненависть» в лирике поэтессы. Основными методами исследования стали описательный метод, метод компонентного анализа, а так же сопоставительный анализ эмоциональных концептов «любовь» и «ненависть» на основе поэтических произведений М. Цветаевой.Теоретическую и методологическую основу исследованиясоставили труды учёных-лингвистов: С.А. Аскольдова-Алексеева[10], Ю.Д. Апресяна[11-12],

A. Вержбицкой[13], Д.С. Лихачева[1], В.И. Карасик [14],

B. Красных[15], Е.С. Кубряковой [16], В.А. Масловой [17-18], Р. Фрумкиной [19] и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Понятие концепт был введён в лингвистику С.А. Аскольдовым-Алексеевым(1928 г.)[10], термин концеп-тосфера - Д.С.Лихачёвым, по мнению которого, «это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка» [1].

Рассматривая различные толкования первого термина, приходим к заключению, что их достаточно много, поэтому остановимся на наиболее универсальном варианте. В современной лингвистике существует общее определение термина «концепт»: «Концепт - это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Концепт, отражая этническое мировидение, маркирует этническую языковую картину мира и является кирпичиком для строительства «дома бытия» (по М. Хайдеггеру). Но в то же время это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности. Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека [1]. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом».Для когнитивной лингвистики свойственно рассматривать концепт значительно шире, чем значение отдельной лексической единицы, которая является лишь его частью. Получить полное представление о концепте можно лишь через такие языковые единицы, как слово, предложение, дискурс. Именно такой принцип положен в основу анализа концептов любовь / ненависть в поэзии Марины Цветаевой [20].

В поэзии Марины Ивановны Цветаевой любовная лирика занимает очень важное место. Любовь по Цветаевой - буря неприкрытой страсти. Поэтесса в своем творчестве открыто демонстрирует свои чувства. Она не скрывает свою искренность, отдаваясь всецело чувству любви как в творчестве, так и в своей женской судьбе, которая не всегда была благосклонна к поэтессе. Летят они - написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовьюраспят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. («Летят они, написанные наспех...») Любовь для М. Цветаевой является неотъемлемой частью всей ее жизни. Любовь для поэтессы равносильна умению дышать. Возможность чувствовать, ощущать, разделять это страстное и желанное чувство М. Цветаева приравнивает к жизни. Любовь - это неотъемлемая часть всего человеческого существования: Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, -Но без любви мы гибнем. Чародей! («Ошибка»)

Погружаясь в творчество М. Цветаевой можно понять, как много она вкладывает в понятие любви, насколько ценно это чувство, которое нужно принимать во всей его романтической прелести и при этом скрывать от осуждающих глаз, которым не дано понять и оценить

«превратности грёз» первой любви.

На солнце, на ветер, на вольный простор Любовь уносите свою!

Однако основным смыслом концепта «любовь» в творчестве М. Цветаевой все же являются «сердечные переживания, неразделенное одиночество». Она не может сдержать бурю эмоций, которые выплёскиваются стихотворными строчками, в которых героиня кричит о своих чувствах. Стихи наполнены болезненными нотами неразделенной любовной страсти.

Несмотря на особую манеру,поэтический слог, М. Цветаева вкладывает всю душу в свои произведения. И возможно, это своеобразие помогает читателям лучше понять и глубже почувствовать, ощутить суть той любви, о которой пишет поэтесса: От тебя, утомленный анатом, Я познала сладчайшее зло. Оттого тебя чувствовать братом Мне порою до слез тяжело. («Мы с тобой лишь два отголоска.») Однако в поэзии М. Цветаевой можно проследить попытку сбежать от собственных чувств, от этой страстной любви, которую называет болезнью. От неё, как и от обычной болезни можно излечиться. Поэтесса как будто уверяет себя, а заодно и читателя, в своем равнодушии к любви-болезни, в фальшивой радости по этому поводу: Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. («Мне нравится, что вы больны не мной.») Еще одним характерным смыслом концепта «любовь» в творчестве М. Цветаевой является предательство - предательство самого ценного, главного чувства в жизни человека. Многие стихотворения поэтессы полны горьких мыслей о разочаровании, предательстве, измене. Именно в таких произведениях ощущается вся сила той самой душевной любви и скорби об ее утрате: Вчера еще в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, -Жизнь выпала - копейкой ржавою! («Вчера еще в глаза глядел.») И, несмотря на то, что любовь в контексте М. Цветаевой является главной частью человеческой жизни, всю горечь, боль и разочарования она проходит с гордо поднятой головой, показывая в своих произведениях духовную силу, которая помогает пережить тяжёлое чувство утраченной любви. Вопреки всему лирическая героиня не опуская рук верит в лучшее, в то, что за разочарованиемприходит надежда на новую любовь, которая принесёт счастье:

Станет горечь улыбкою скоро, И усталостью станет печаль. Жаль не слова, поверь, и не взора,-Только тайны утраченной жаль! («Мы с тобой лишь два отголоска.») Анализируя произведения М. Цветаевой,приходим к пониманию, что «любовь» это не только чувство, нематериальный объект мышления. Любовь по Цветаевой, несомненно, это чаще всего жизненная трагедия, женская доля, путь страданий: Ты, меня любивший дольше Времени. - Десницы взмах! -Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах. («Ты, меня любивший фальшью.») Концепт «ненависть» не имеет ярко выраженной окраски в поэзии М. Цветаевой. Ненависть по Цветаевой - это всего лишь выражение ревности и досады, презрение не бывшего любимого человека, а скорее его поступка и новой возлюбленной: Соперница, а я к тебе приду Когда-нибудь, такою ночью лунной,

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

263

Kovyneva Irina Anatolyevna, Petrova Natalia Eduardovna STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE"

philological sciences -linguistics

рассматрива-столкновения

Когда лягушки воют на пруду

И женщины от жалости безумны.

(«Соперница»)

Для любовной лирики М. Цветаевой ненависть все же является способом передачи тех чувств, которые она испытывает с вновь пришедшим одиночеством. Поэтесса достаточно эмоциональный человек, поддающийся своим чувствам... А так как любовь является центром жизни Цветаевой, месть и злоба за разбитое сердце и неразделенное чувство также входят в перечень испытываемых ею эмоций по отношению к бывшему любимому и его новой подруги. Это некий особый вид той самой ненависти:

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк - крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен

Бог - и начисто разбит!)

Как живется вам с сто-тысячной -

Вам, познавшему Лилит!

(«Попытка ревности»)

Но все же М. Цветаева - борец за истинность чувств, которая не опуская рук продолжает добиваться искренности самого светлого и главного чувства своей жизни - чувства любви:

И все-таки - что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

(«Под лаской плюшевого пледа.»)

Таким образом, содержание каждого емого концепта «является результатом словарного значения слова с личным и народным опытом человека».включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре. Диапазон значения концепта «любовь» достаточно велик: основными его смыслами» в творчестве М. Цветаевой являются как любовь-страсть и любовь-счастье, так и любовь-разочарование, жизненная трагедия. Попытка отказаться от этого чувства вновь и вновь приводит её к заключению, что в ней весь сокровенный смысл человеческой жизни. Поэтесса достаточно ярко и выразительно передает все свои чувства через слова и рифму. Что касается концепта «ненависть», то ключевым свойством его является ревность и обида за предательство. Женские переживания и желание быть единственной, лучшей, самой-самой - вот основные причины ненависти в любовной лирике М. Цветаевой. Предложенный анализ являются лишь одним из возможных аспектов исследования концептосферы поэзии М.Цветаевой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. М., 1993.

2. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //ВЯ, 1994, № 4, с. 17-33.

3. Петрова Н.Э.Философский подход к осмыслению языковых образов времени в логосфере русской культуры //Наука и практика регионов. — 2019. № 2 (15). - С. 135-139.

4. Петрова Н.Э., Дмитриева С.Ю. Реализация когнитивной функции языка в процессе авторизации художественного текста // Оптико-электронные приборы и устройства в системах распознавания образов, обработки изображений и символьной информации. Распознавание - 2008: Сборник материалов VIII международной конференции. Международная академия наук высшей школы; Центр информационных технологий в проектировании РАН; Международное общество по оптической технике (Российское отделение). — Курск: Курский государственный технический университет. 2008. — С. 56-57.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 2007.

6. Самчик Н.Н. Способы отражения культурной информации в языке//Региональный вестник. 2019. № 12 (27). С. 25-26.

7. Девдариани Н.В. Дефиниции как способ осуществления речевой деятельности // Региональный вестник. — 2019. — № 5 (20). — С. 14-15.

8. Ковынева И.А. Голофразис как средство выражения языковой и художественной картины мира // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конферен-

ции в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур. / И.А. Ковынева, Н.В. Девдариани, Н.Э. Петрова. — М., 2018. — С. 180-183.

9. СклярЕ.С. Концептосфера «эмоциональный опыт человека» в поэзии АА.ФетаиФ.И.Тютчева.Дис-я на соиск.уч. ст. канд.филол. н. / Курский государственный университет. Курск, 2011

10. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под ред. В.Н. Нерознака.—М.: Academia, 1997. — С. 267280.

11. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.2. //Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.

12. Апресян Ю.Д. Синонимия ментальных предикатов/Логический анализ языка. М., 1993.

13. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

14. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке //Языковая личность: Культурные концепты. /Волгоград-Архангельск, 1996.

15. КрасныхВ.Строение языкового сознания: фрейм- структуры / Когнитивная семантика, М., 2003.

16. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. Краткий словарь когнитивных терминов /Под общей ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.

17. Маслова В.А. Концептуальные основы современной лингвистики. М., 2019.

18. Маслова В.А. Поэтический текст: новые подходы и решения: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2016б. 316 с.

19. Фрумкина Р.М. ,. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания / Р.М. Фрумкина, А.К. Звонкий, О.И. Ларичев, В.Б. Касевич. М., 1990. С. 85-101.

20. Цветаева М.И. Избранное. М., 1997.

Статья поступила в редакцию 10.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.