Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ А.А. АХМАТОВОЙ'

ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ А.А. АХМАТОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И КОННОТАЦИИ / ЭКСПРЕССИВНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА / ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ / КВИНТЭССЕНЦИЯ ПОЭЗИИ / CONCEPT / CONCEPT SPHERE / COGNITIVE LINGUISTICS / SYNTACTIC UNITS / NATIONAL IMAGES AND CONNOTATIONS / EXPRESSIVELY COLORED VOCABULARY / LYRICS / LYRICAL HEROINE / QUINTESSENCE OF POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковынёва Ирина Анатольевына, Петрова Наталья Эдуардовна

В работе даётся краткий обзор такого современного направления в науке, как когнитивная лингвистика, тесно связанная с изучением концептов во всём их многообразии. В данном случае осуществляется анализ концептов «любовь» и «ненависть» на материале поэтических текстов А.А. Ахматовой. Любовь, как основное эмоциональное состояние лирической героини, рассматривается на основе нескольких стихотворений, где оно представлено во всём многообразии проявлений: от «пятого времени года» и «великой земной любви» до «с отвращеньем вспоминать тебя». При всём многообразии проявления чувства любви у А.Ахматовой этот концепт содержит преимущественно положительную коннотацию. Концепт же «ненависть», выраженный идентичной лексемой, вообще отсутствует в её текстах, как и неприкрытое чувство ненависти. Однако негативные эмоции, связанные с утратой любви, разочарованием в ней всё-таки присущи текстам поэтессы, поэтому она находит другие способы передачи этого состояния лирической героини.. Любовь выходит на первый план и является основой творчества Анны Андреевны Ахматовой, а ненависть - это всего лишь отголосок любовных переживаний и страданий, переданных через функционирование концепта «любовь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE" IN POETRY OF M. TSVETAEVA

The paper gives a brief overview of such a modern direction in science as cognitive linguistics, which is closely related to the study of concepts in all their diversity. In this case, the analysis of the concepts of “love” and “hate” is carried out on the basis of the material of poetic texts by A.A. Akhmatova. Love, as the main emotional state of the lyrical heroine, is considered on the basis of several poems, where it is presented in a variety of manifestations: from the “fifth season” and “great earthly love” to “remember you with disgust.” With all the variety of manifestations of the feeling of love in A. Akhmatova, this concept contains mainly a positive connotation. The concept of “hatred”, expressed by an identical token, is generally absent in its texts, as is the overt feeling of hatred. However, the negative emotions associated with the loss of love, disappointment in it are still inherent in the lyrics of the poetess, so she finds other ways to convey this state of the lyrical heroine. Love comes to the fore and is the basis of the work of Anna Andreevna Akhmatova, and hatred is just an echo of love experiences and suffering transmitted through the functioning of the concept of “love”.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ "ЛЮБОВЬ" И "НЕНАВИСТЬ" В ПОЭЗИИ А.А. АХМАТОВОЙ»

филологические науки -языкознание

Ковынёва Ирина Анатольевына, Петрова Наталья Эдуардовна ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ «ЛЮБОВЬ» ...

УДК81'83

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0065

ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ «ЛЮБОВЬ» И «НЕНАВИСТЬ»

В ПОЭЗИИ А.А. АХМАТОВОЙ

© 2020

AuthorlD: 777207

SPIN: 2522-9064

Ковынёва Ирина Анатольевына, кандидат филологических наук, доцент кафедры

русского языка и культуры речи

AuthorlD: 780102

SPIN:6350-4476

Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru)

Аннотация. В работе даётся краткий обзор такого современного направления в науке, как когнитивная лингвистика, тесно связанная с изучением концептов во всём их многообразии. В данном случае осуществляется анализ концептов «любовь» и «ненависть» на материале поэтических текстов А.А. Ахматовой. Любовь, как основное эмоциональное состояние лирической героини, рассматривается на основе нескольких стихотворений, где оно представлено во всём многообразии проявлений: от «пятого времени года» и «великой земной любви» до «с отвращеньем вспоминать тебя». При всём многообразии проявления чувства любви у А.Ахматовой этот концепт содержит преимущественно положительную коннотацию. Концепт же «ненависть», выраженный идентичной лексемой, вообще отсутствует в её текстах, как и неприкрытое чувство ненависти. Однако негативные эмоции, связанные с утратой любви, разочарованием в ней всё-таки присущи текстам поэтессы, поэтому она находит другие способы передачи этого состояния лирической героини.. Любовь выходит на первый план и является основой творчества Анны Андреевны Ахматовой, а ненависть - это всего лишь отголосок любовных переживаний и страданий, переданных через функционирование концепта «любовь».

Ключевые слова: концепт, концептосфера, когнитивная лингвистика, синтаксические единицы, национальные образы и коннотации, экспрессивно окрашенная лексика, лирика, лирическая героиня, квинтэссенция поэзии.

STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE" IN POETRY OF M. TSVETAEVA

© 2020

Kovyneva Irina Anatolyevna, candidate of philological sciences, assistant professor,

Head of the Department of «Russian Language and Speech Culture» Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail:na_tali68@mail.ru)

Abstract. The paper gives a brief overview of such a modern direction in science as cognitive linguistics, which is closely related to the study of concepts in all their diversity. In this case, the analysis of the concepts of "love" and "hate" is carried out on the basis of the material of poetic texts by A.A. Akhmatova. Love, as the main emotional state of the lyrical heroine, is considered on the basis of several poems, where it is presented in a variety of manifestations: from the "fifth season" and "great earthly love" to "remember you with disgust." With all the variety of manifestations of the feeling of love in A. Akhmatova, this concept contains mainly a positive connotation. The concept of "hatred", expressed by an identical token, is generally absent in its texts, as is the overt feeling of hatred. However, the negative emotions associated with the loss of love, disappointment in it are still inherent in the lyrics of the poetess, so she finds other ways to convey this state of the lyrical heroine. Love comes to the fore and is the basis of the work of Anna Andreevna Akhmatova, and hatred is just an echo of love experiences and suffering transmitted through the functioning of the concept of "love".

Keywords: concept, concept sphere, cognitive linguistics, syntactic units, national images and connotations, expressively colored vocabulary, lyrics, lyrical heroine, quintessence of poetry.

ВВЕДЕНИЕ

Мыслительные операции и речь тесно связаны не только как процессы, протекающие почти одновременно или вообще одновременно, но и как процессы, близкие по своей организации, по своей структуре, по своему устройству и принципу[1]. Изучение когнитивных аспектов лексической системы языка и их оптимизация всегда являлись одной из сфер прикладной лингвистики [2-3]. Семантика концептов «любовь» («любить») и «ненависть» («ненавидеть») является одной из самых важных в определении эмоционально-чувственной сферы жизни человека. Многозначность системы значений в рамках одного концепта открывает широкий простор для творчества в функционально-семантической сфере [4]. Трудно назвать поэта или писателя, который в своём творчестве не отдал бы достойную дань этому чувству. Лирика же поэтесс лишилась бы своей души, квинтэссенции, не будь большая её часть посвящена этому чувству, не будь она рождена им.

При том, что поэзия А.А.Ахматовой многократно исследовалась с различных точек зрения, возьмём на себя

смелость проанализировать некоторые её произведения с точки зрения использования таких концептов, как «любовь» и «ненависть» для последующего сравнения по тем же позициям с творчеством М.И.Цветаевой. Именно таким подходом обусловлена актуальность нашей работы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Вследствие заявленной проблематики была сформулирована цель - проведение качественного анализа использования А.А. Ахматовой в лирике концептов «любовь» / «ненависть» и их производных. Для её осуществления предполагается решить ряд сопутствующих задач, связанных с изучением лирики, отбором необходимых стихотворений, цитат. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых Ю.Д. Апресяна [6-7], С.А. Аскольдова [8], А Вержбицкой [9], Ю.В. Караулова [10], В.И. Карасик [11], В. Красных [12], Е.С .Кубряковой [13], Д.С. Лихачева [1], В.А. Масловой [14-15], Р. Фрумкиной [16] и других [17-20].

Для осуществления такой работы были использова-

Kovyneva Irina Anatolyevna, Petrova Natalia Eduardovna philological sciences -

STUDY OF EMOTIONAL CONCEPTS "LOVE" AND "HATE" ... linguistics

ны методы системной выборки и анализа, обобщения и систематизации. РЕЗУЛЬТАТЫ

Центром поэзии А. Ахматовой является любовь. Все краски этого прекрасного человеческого чувства, всю бурю страстей и разочарования передают строки любовной лирики А. Ахматовой [5]. Читая ее произведения, невольно ощущаешь, какие эмоции, чувства, мысли, переживания хотела донести до читателей поэтесса.

Во многих своих произведениях А. Ахматова пишет о любви, как о чем-то большем, чем просто чувстве. Она превозносит любовь всем другим человеческим благам, делая это чувства главным, центральным смыслом человеческой жизни. По её мнению, душа пробуждается «не для страсти, не для забавы, для великой земной любви». Именно эта «великая земная любовь» - ключевая нота всей лирики этой поэтессы. Это не просто чувство, не просто страсть, не просто любовное терзание. Для А. Ахматовой любовь - это чудо, то, чего нет в реальной жизни, то, что мы можем лишь почувствовать, но не можем потрогать, то, что заставляет людей жить и верить в прекрасное:

То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого что - это любовь.

«То пятое время года...»

Несмотря на то, что произведения А. Ахматовой не являются многословными, читатель может прочувствовать и понять все чувства, эмоциональные состояния женщины. Это не просто слог, а динамичное развитие, движение, переходы эмоций, переживаний, а порой жестоких страданий.

Для окрыленной любовью женщины меняется весь окружающий ее мир. Глубокое духовное чувство любви меняет взгляд на вещи, которые были не столь приметными. Это ярко и красочно выражается в строках А. Ахматовой. Так, экспрессивно окрашенные слова, метафоры, эпитеты точно передают всю страсть и наслаждение от блаженного чувства любви в стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий»:

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник.

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему. Рассматривая концепт «любовь» в поэзии А. Ахматовой можно понять, что любовь - это не просто буря человеческих чувств. В слово «любовь» поэтесса вкладывает также смысл дружбы, нежной и романтичной, в то же время смысл человеческого благополучия, семейного счастья и уюта, которые так дороги каждой женщине, в то время как мужчине более всего важна его свобода и независимость. В стихотворении «Гость» она пишет:

О, я знаю: его отрада -Напряженно и страстно знать, Что ему ничего не надо, Что мне не в чем ему отказать. В её понимании любовь - это чувство, дарованное и освещённое небесами, поэтому в строках стихотворения «Эта встреча никем не воспета» угадывается словесный символический образ Господа, способного одарить лирическую героиню «великой земной любовью»: Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи -Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви.

Благословлённая всевышним любовь является антиподом страсти, вследствие чего это слово обретает особый смысл - приближение человека к Богу через наивысший духовный уровень любви.

Поэтическое творчество А.А. Ахматовой по своей 266

сути уникально. Перечитывая вновь и вновь произведения поэтессы, можно проследить некий переход чувств от наивной влюбленности к горькому разочарованию в этом все преображающем чувстве. Большая часть лирики А.А. Ахматовой гласит о муках любовных страданий, переживаний неразделенной, безответной любви. Поэтесса достаточно точно передает в своих строках душевную боль, крик, слезы. Любовь, по мнению А. Ахматовой, это не только счастье и благополучие, но и разочарование, страдания, мучения, о которых повествуют строки из произведения «Как белый камень в глубине колодца...»:

Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье, Я не могу и не хочу бороться: Оно - мученье и оно страданье. Воспринимая любовь как смысл человеческой жизни, поэтесса рассматривает её утрату как горькое разочарование: потеря этого смысла, равносильная смерти. Разбитая любовь, которая обжигала сердце, была источником движения, развития, желания жить, отбирает силы, обесценивает дальнейшее существование. Человеческая плоть будто замирает в неистовом душевном крике, в неизлечимой боли: Все отнято: и сила, и любовь. В немилый город брошенное тело Не радо солнцу. Чувствую, что кровь Во мне уже совсем похолодела. Все отнято: и сила, и любовь.» Что касается концепта «ненависть» в творчестве А. Ахматовой, то о нём можно сказать не однозначно. Ненависть, по мнению А.А. Ахматовой, это как будто другая трактовка любви. Поэтесса не ненавидит. Она любит, искренно и отчаянно. Ненависть это всего лишь отголоски душевной боли, абсолютного бессилия в попытках что-либо исправить и вернуть. Даже говоря о ненависти, поэтесса продолжает говорить о своей безграничной любви:

Для того ль тебя я целовала, Для того ли мучилась, любя, Чтоб теперь спокойно и устало С отвращеньем вспоминать тебя? «Белая ночь»

В поэзии А. Ахматовой ненависть - это особое чувство. Это не лютое презрение бывшего возлюбленного, а в некотором смысле злость, досада несбыточных надежд и мечтаний. Ненависть - защитная реакция, способ забыться, утешить себя, доказать свою силу в возможности пережить любовную трагедию. В сравнении с любовью, ненависть не настолько искреннее чувство, а всего лишь маска, лекарство от боли на короткий срок: Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь, И ночей наших пламенным чадом -Я к тебе никогда не вернусь. «А, ты думал я тоже такая.» ВЫВОД

Таким образом, в лирике А. Ахматовой концепт «любовь» представляется как эмоционально окрашенный, непосредственно связанный со смыслом жизни как лирической героини её поэзии, так и самой поэтессы. Концепт «любовь» наиболее ярко представлен следующими концептуальными признаками: во-первых, это «чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленному», во-вторых «наивысшее духовное проявление чувства, приближающего человека к постижению божественной истины». Антонимом концепту «любовь» выступает - «ненависть». Но в отличие от первого, второй концепт не имеет такого точного и яркого выражения в строках поэтессы. Более того, прямой концепт «ненависть» не встречается в её лирике, а опосредованно связанные с ним являются лишь вербальным средством Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

филологические науки -языкознание

Ковынёва Ирина Анатольевына, Петрова Наталья Эдуардовна ОСМЫСЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ «ЛЮБОВЬ» ...

выражение разочарования от неразделенной любви и не более. Способность поэтессы эмоционально выражать свои чувства и мысли и есть основа для концептов «любовь» и «ненависть», их яркое проявление. Любовь выходит на первый план и является основой творчества

A. Ахматовой, а ненависть всего лишь отголосок любовных переживаний, переданных через функционирование концепта «любовь».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. М., 1993.

2. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //ВЯ, 1994, № 4, с. 17-33.

3. Петрова Н.Э.Философский подход к осмыслению языковых образов времени в логосфере русской культуры // Наука и практика регионов. - 2019. № 2 (15). - С. 135-139.

4. Петрова Н.Э. Функционально-семантическая и философская сфера концептов «работать», «трудиться», «отдыхать» //Наука и практика регионов. 2019. № 3 (16). С. 62-66.

5. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. М.: Эксмо, 2015. 352

с.

6. Апресян Ю.Д. Синонимия ментальных предикатов /Логический анализ языка. М., 1993.

7. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.2. // Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.

8. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология /Под ред. В.Н. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-280.

9. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007.

11. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке //Языковая личность: Культурные концепты. /Волгоград-Архангельск, 1996.

12. КрасныхВ.Строение языкового сознания: фрейм- структуры / Когнитивная семантика, М., 2003.

13. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. Краткий словарь когнитивных терминов /Под общей ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.

14. Маслова В.А. Концептуальные основы современной лингвистики. М., 2019.

15. Маслова В.А. Поэтический текст: новые подходы и решения: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2016б. 316 с.

16. Фрумкина Р.М. ,. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания / Р.М. Фрумкина, А.К. Звонкий, О.И. Ларичев,

B.Б. Касевич. М., 1990. С. 85-101.

17. Самчик Н.Н. Способы отражения культурной информации в языке//Региональный вестник. 2019. № 12 (27). С. 25-26.

18. Девдариани Н.В. Дефиниции как способ осуществления речевой деятельности //Региональный вестник. 2019. № 5 (20). С. 14-15.

19. Ковынева И.А. Голофразис как средство выражения языковой и художественной картины мира // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур. / И.А. Ковынева, Н.В. Девдариани, Н.Э. Петрова. М., 2018. С. 180-183.

20. Скляр Е.С. Концептосфера «эмоциональный опыт человека» в поэзии А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. Дис-я на соиск.уч. ст.канд.филол. н. /Курский государственный университет. Курск, 2011

Статья поступила в редакцию 29.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.