Научная статья на тему 'Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения'

Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Идобаева О. А.

В статье описывается исследование, целью которого было выявление уровня развития эмоционального интеллекта, преобладающих стилей межличностного взаимодействия и взаимосвязи эмоционального интеллекта со стилем межличностного взаимодействия у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» в различных московских вузах. Получены данные о взаимосвязях эмоционального интеллекта со стилем межличностного взаимодействия, различающихся у девушек и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЕНЕДЖЕРА НА СТАДИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

© Идобаева О.А.*

Всероссийская государственная налоговая академия Минфина РФ,

г. Москва

В статье описывается исследование, целью которого было выявление уровня развития эмоционального интеллекта, преобладающих стилей межличностного взаимодействия и взаимосвязи эмоционального интеллекта со стилем межличностного взаимодействия у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» в различных московских вузах. Получены данные о взаимосвязях эмоционального интеллекта со стилем межличностного взаимодействия, различающихся у девушек и юношей.

Практика показывает, что непременным условием эффективной управленческой деятельности является определенный уровень развития эмоционального интеллекта. Искусство менеджера проявляется в налаживании коммуникаций, координировании и направлении работы подчиненных, в умении делегировать им необходимые полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. Управляя коллективом, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания. Коммуникативные способности относятся к числу важнейших профессиональных качеств менеджера, что предопределяет их выявление и развитие еще на стадии вузовского обучения.

Изучению эмоционального интеллекта посвящено большое количество трудов зарубежных и отечественных ученых, несмотря на то, что понятие «эмоциональный интеллект» возникло относительно недавно. Сама идея эмоционального интеллекта (ЭИ) возникла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк. Векслер Д. еще в 1940 г. отстаивал точку зрения, что большое значение имеют «эмоциональные факторы», а неинтеллектуальные аспекты общих способностей обязательно должны включаться в любое полное исследование человеческой личности [1].

Термин «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход в 1990 г. американские психологи П. Сэловей и Дж. Мэйер. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и понимать прояв-

* Профессор кафедры Психологии управления, кандидат психологических наук, доцент.

ления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [5]. Эмоциональный интеллект (ЭИ), по их мнению, включает в себя 4 части: способность воспринимать или чувствовать эмоции как свои собственные, так и другого человека; способность направлять свои эмоции в помощь разуму; способность понимать, что выражает та или иная эмоция; способность управлять эмоциями.

Ревен Бар-Он предлагает следующую трактовку эмоционального интеллекта: ЭИ - это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [8].

Люсин Д.В. исходит из трактовки эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит из ряда способностей [5].

Вайсбах Х. и Макс У рассматривают эмоциональный интеллект как совокупность различных способностей, лежащих в основе социальной компетентности. Качества эмоционального интеллекта лучше всего проявляются в партнерских отношениях. Люди, имеющие достаточный уровень эмоционального интеллекта, реализуют такой стиль поведения, основная позиция которого характеризуется здоровым чувством самоуважения и уважения других. Так, по мнению Х. Вайсбах, эмоционально интеллектуальные люди высказывают свои чувства открыто, умеют воспринимать критику и выдерживать свои неудачи, находят для себя стимул, проявляют стойкость и оптимистично смотрят в будущее.

Гоулман Д. трактует эмоциональный интеллект как совокупность таких качеств как способность мотивировать себя, противостоять фрустрации, контролировать импульс и откладывать вознаграждение, регулировать свое настроение и умение действовать обдуманно, эмпатировать и надеяться [2].

В своей теории Д. Гоулман рассматривает эмоциональный интеллект как непременное условие эффективного руководства. В результате исследований он пришел к выводу, что вклад эмоционального интеллекта в эффективность управленческой деятельности вдвое превосходит соответствующий вклад таких факторов, как технические умения и [9].

Гоулман Д. с соавторами вводят понятие резонансного лидерства (лидерство на основе настройки лидера и его аудитории на одну эмоциональную волну). В основе резонансного лидерства лежит эмоциональный интеллект, активность сознания, оптимизм и эмпатия. Многие исследователи выделяют стили лидерства, способствующие эмоциональному резонансу (идеалистический, обучающий, товарищеский, демократический) и вызывающие диссонанс (амбициозный, авторитарный), если используются без учета ситуации [3].

В исследовании О.В. Белоконь показана взаимосвязь эффективности лидерства с эмоциональным интеллектом: высокий уровень эмоционального интеллекта (внутриличностного и межличностного) обусловливает выдвижение на лидерскую позицию [3].

Целью нашего исследования было выявление: 1) уровня развития эмоционального интеллекта, 2) преобладающих стилей межличностного взаимодействия и 3) взаимосвязи эмоционального интеллекта со стилем межличностного взаимодействия у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Управление персоналом», с целью поиска путей коррекции эмоционального интеллекта на ранней стадии профессионализации с помощью активных методов социально-психологического обучения.

В исследовании приняли участие 217 студентов пятых курсов (115 девушек и 102 юноши), обучающихся в различных московских ВУЗах по специальности «Управление персоналом».

В качестве исходного инструментария для измерения эмоционального интеллекта нами была взята методика М.А. Манойловой [6]. Автором разработана модель эмоционального интеллекта, в которой нет иерархической зависимости; все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в непрерывном слиянии и взаимодействии. Опросник содержит четыре субшкалы и три интегральных индекса: общего уровня эмоционального интеллекта (ЭИ), выраженности внутри-личностного и межличностного аспектов ЭИ.

Для диагностики стиля межличностного взаимодействия нами был выбран метод диагностики межличностных отношений (Л.Н. Собчик), представляющий собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири [7]. В результате диагностики с помощью данного метода выявляются 8 вариантов межличностного взаимодействия: власт-ный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный, недоверчивый-скептический, покорный-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный. Первые четыре варианта характеризуются преобладанием неконформных тенденций, вторые четыре варианта отличаются конгруент-ностью, конформностью и ответственностью.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что как у девушек, так и у юношей наименее выражены умения осознавать свои чувства и эмоции, а также осознавать чувства и эмоции других людей.

При сравнении средних значений шкал методики МЭИ у юношей и девушек статистически достоверных различий выявлено не было (по 1-критерию Стьюдента).

Что касается стиля межличностного взаимодействия, юноши продемонстрировали среди адаптивных стилей (показатели до 8 баллов включительно) и в реальном, и в идеальном «Я» независимый-доминирующий

стиль как преимущественный. Среди адаптивных стилей в реальном «Я» наименее выражены властно-лидирующий, сотрудничающий-конвенци-альный и ответстенный-великодушный стили. В идеальном «Я» респонденты отдали предпочтение практически всем стилям, но наименее предпочтительны ответственный-великодушный и властно-лидирующий стили. Среди продемонстрированных дезадаптивных стилей в реальном «Я» выделяются властно-лидирующий и ответсвенный-великодушный. Независимый-доминирующий стиль ни в реальном «Я», ни в идеальном в качестве дезадаптивного стиля у юношей не проявился.

В ответах девушек, характеризующих адаптивные стили, в реальном «Я» наименее представлены следующие стили: сотрудничающий-конвен-циальный и ответственный-великодушный. В то же время в идеальном представлении преимущество отдано следующим стилям: недоверчивый-скептический, покорный-застенчивый и зависимый-послушный. Среди продемонстрированных девушками дезадаптивных стилей в реальном «Я» преобладают сотрудничающий-конвенциальный и ответсвенный-велико-душный стили.

И реальный, и идеальный образ «Я» являются неотъемлемой частью структуры целостного «Я». Это те противоречивые тенденции, которые нередко затрудняют самопонимание. Реальное «Я» нередко представляет собой его внутренние проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые под контроль. А окружающими человек чаще воспринимается согласно его идеальному «Я» [7].

С помощью корреляционного анализа выявлено, что у юношей прослеживаются связи (имеющие отрицательную направленность) внутри-личностного аспекта эмоционального интеллекта с такими стилями межличностного взаимодействия как покорно-застенчивый и недоверчивый-скептический. Такие качества межличностного аспекта эмоционального интеллекта как осознание чувств и эмоций других людей положительно коррелируют с такими стилями, как покорно-застенчивый, сотрудничаю-щий-конвенциальный и ответственно-великодушный.

Учитывая направленность выявленных взаимосвязей, можно сказать, что у юношей покорно-застенчивый стиль межличностного взаимодействия будет затруднять процесс осознания своих чувств и эмоций, а также управления ими (и наоборот). В исследуемой выборке юношей покорно-застенчивый стиль представлен как один из ведущих. В то же время данный стиль будет способствовать осознанию чувств и эмоций других людей. Также данному умению будут способствовать такие стили, как со-трудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный. Следует отметить, что в своем идеальном «Я» юноши хотели бы видеть больше данных, характеризующих именно вышеуказанные стили межличностного взаимодействия.

У девушек сотрудничающий-конвенциальный и ответственный-великодушный имеют положительную взаимосвязь как с внутриличностным аспектом эмоционального интеллекта (осознание своих чувств и эмоций) так и межличностным (осознание чувств и эмоций других людей). Зависимый-послушный стиль отрицательно коррелирует со способностью управлять своими чувствами и эмоциями. Также отрицательную связь имеет независимый-доминирующий стиль с умением управлять чувствами и эмоциями других людей.

Среди адаптивных стилей девушки показали, что наименее присущи им в реальном «Я» следующие стили: сотрудничающий-конвенциальный и ответственный-великодушный, в то время как в идеальном «Я» они желали бы видеть данные стили в большем количестве.

Подводя итоги, можно сказать, что у юношей и девушек исследуемой выборки, готовящихся к профессиональной деятельности менеджера слабо выражена способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении; низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека. Непонимание причин поведения другого человека, неумение понять его точку зрения может явиться причиной разногласий, конфликтов и трудностей в разрешении проблемных ситуаций. В то же время, учитывая характер выявленных взаимосвязей и преимущественные стили межличностного взаимодействия нельзя сказать, что сформированные стили будут способствовать развитию недостающих аспектов эмоционального интеллекта. В связи с вышеизложенным, становится понятной необходимость коррекции того или иного стиля межличностного поведения и коммуникативных умений и навыков на ранней стадии профессионализации с помощью активных методов социально-психологического обучения.

Список литературы:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3.

2. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: Эксперимент «Строим вместе» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Том 5. - № 3.

4. Люсин Д.В. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов // Когнитивная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: Per Se, 2001.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.

6. Манойлова М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 3.

7. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1998.

8. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventori (EQ-i): Technical Manual. Toronto. - Canada: Multi-Health Systems, 1997.

9. Goleman D. What makes a leader? // Harvard Business Review. - 1998. - Vol. 76.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

© Искоскова С.О.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье рассматривается создание образовательной среды для подготовки эффективных менеджеров, а также предлагаются таблицы для самооценки студентов владения навыками эффективного человека.

В зарубежной экономической науке давно доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать какие-либо ценности. «Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, - можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать» [5].

В условиях становления новых экономических отношений, одним из решающих факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной потребностью становится подготовка нового типа управленческих работников - руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний, а также менеджеров в начальном и среднем звене управления [3].

Создание единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая задача, решение которой объективно предполагает комплексность, непрерывность, последовательность, а, значит и поисково-творческую деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации, подготовки управленческих кадров нового типа [4].

Подготовка молодого поколения к труду в новых социальных условиях сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более подготовка к труду управленческому, предъявляющему свои требования к знаниям, про-

* Преподаватель кафедры «Менеджмент организации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.