Научная статья на тему 'Рассогласование реального и идеального в образе отца как основа внутренней конфликтности созависимых'

Рассогласование реального и идеального в образе отца как основа внутренней конфликтности созависимых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осинская С. А.

В статье показана роль родителей в процессе развития психологической автономии, обозначена проблема роли и значения отца в эмоциональной системе семьи и в процессе психологического отделения от матери. Приведены результаты эмпирического изучения образа отца у созависимых лиц, показавшие значимые различия в группах с различной степенью личностного нарушения. Показано, что высокая степень рассогласования реального и идеального в образе является основой внутренней конфликтности и влияет на степень созависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассогласование реального и идеального в образе отца как основа внутренней конфликтности созависимых»

РАССОГЛАСОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО В ОБРАЗЕ ОТЦА КАК ОСНОВА ВНУТРЕННЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ СОЗАВИСИМЫХ

© Осинская С.А.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье показана роль родителей в процессе развития психологической автономии, обозначена проблема роли и значения отца в эмоциональной системе семьи и в процессе психологического отделения от матери. Приведены результаты эмпирического изучения образа отца у созависимых лиц, показавшие значимые различия в группах с различной степенью личностного нарушения. Показано, что высокая степень рассогласования реального и идеального в образе является основой внутренней конфликтности и влияет на степень созависимости.

В отечественной психологии принято положение о социальном факторе развития личности. Главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности и внутренней жизни являются окружающие его люди и, прежде всего, родители. Созависимость, как одна из форм зависимого поведения, рассматриваемая как нарушение личности, также формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в первую очередь, близкими, членами семьи. Особенности функционирования семьи и каждого из ее членов во многом определяют благополучие в прохождении не только периода детства, но и способность к изменению деструктивных, дисфункциональных форм взаимоотношений, которые поддерживались ближним социальным окружением, в последующие периоды жизни. Значимым фактором для эмоционального развития является вся семейная атмосфера и то, насколько автономные формы взаимоотношений поддерживались на всех возрастных этапах развития [4, 5].

В большинстве психологических теорий и подходов динамика развития движется от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной автономности, внутренней свободе и способности создавать взаимозависимые отношения. Родительское отношение оказывает на детей необычайно широкое влияние. Особое значение имеет отношение родителей к ребенку. В семье происходит усвоение основных видов знаний, главное из которых - эмоциональное научение. Родители могут помочь детям получить основные элементы эмоционального поведения, такие как: умение распознавать, контролировать и обуздывать свои чувства, способность сопереживать и справляться с чувствами, возникающими в процессе общения с окружающими. Одним из важнейших факторов является собственная эмоциональная и психологическая ком-

* Старший преподаватель кафедры Массовых коммуникаций Гуманитарной школы.

петентность родителей. Дети зависят от помощи своих родителей в развитии чувства автономии. Средний, хорошо заботящийся родитель обеспечивает ребенку возможности развить внутренний оптимизм и ощущение компетентности [3, 8]. По мнению М. Малер, для того, чтобы процесс развития психологической автономии завершился успешно, каждому из родителей нужно иметь хорошо развитую психологическую автономность. Родители, не испытавшие собственного психологического рождения, не могут помочь своим детям, даже наоборот, могут подсознательно сопротивляться попыткам своих детей отделиться [10].

Анализ литературных источников показал, что ключевую роль в процессе психологического отделения исследователи отводят отцу. В рамках психоаналитического направления, системного семейного подхода, аналитической психологии описываются процессы триангуляции, позволяющие сохранить равновесие в эмоциональной системе семьи. Типичным треугольником являются отношения между матерью, отцом и ребенком. В базовой семейной единице, состоящей из двух родителей и ребенка, всегда можно выделить три взаимосвязанных привязанности - пары друг к другу и каждого из родителей к ребенку. Каждая из этих привязанностей может влиять на любую другую через механизм изменений функционального состояния каждого индивида и соответствующие реакции других членов семьи на эти изменения. Родитель - отец является важным элементом этого эмоционального ядра [7].

В последнее десятилетие интерес к проблеме отцовства значительно возрос, что привело к появлению новых исследований. Проблема специфики отцовского влияния рассматривается в различных научных подходах, но, как правило, отсутствуют эмпирические подтверждения выдвигаемых концепций и положений. Основное внимание в исследованиях уделяется ролям, выполняемым отцами в семье, исследуется его социальная роль, статус, исследователи обращают внимание на представления и стереотипы, в психологии личности рассматривается как фактор, влияющий на изменения личностных характеристик. В то же время, остается недостаточно разработанной тема формирования отцовства, вопросы влияния отца на эмоциональное развитие ребенка, на роль отца в процессе психологического отделения от матери, и, как следствие, становления психологической зрелости и автономности. Не является доказанной обусловленность нарушений личностного развития отношениями с отцом и характером образа отца.

В процессе роста и развития у ребенка формируется образ отца, который впоследствии у «взрослого ребенка» способствует становлению личностной, половой и родительской состоятельности. Образ отца - значимый фактор, влияющий на способность индивидуума к раскрытию внутреннего потенциала, на стремление к саморазвитию и самореализации, или же наоборот, приводящий к остановке в развитии и психологическому регрессу.

Целью нашего исследования является изучение образа отца у созависи-мой личности.

Определение степени созависимости личности на первом, подготовительном этапе осуществлялось в соответствии с результатами эмпирического исследования по критериям, выделенным в ходе теоретического анализа, где учитывались: уровень тревожности, уровень субъективного контроля, самооценка, с учетом данных анамнеза. Все обследованные респонденты были разделены на две группы: сильной (С) и средней (Ср) степени созависимости.

Гипотеза и методы исследования

Общая гипотеза данного исследования состоит в следующем: образ отца респондентов с разной степенью созависимости отличается. Частными гипотезами, выдвигаемыми в исследовании, является предположение о том, что:

- образ отца созависимой личности отличается неоднородностью: включает в себя либо положительный, либо отрицательный аспекты, в нем нет противоположного полюса; и конфликтностью: несогласованностью между реальным и идеальным образом.

- в образе отца созависимых присутствуют подавляющие личностные качества (деспотичный, ограничивающий) и попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный). Также характерна переоценка его качеств (идеализация).

- образ отца в большей мере обусловливает степень созависимости, чем образ матери.

Исследование проводилось в городе Владивостоке на базе Краевого наркологического диспансера и наркологического центра «Феникс». Общая репрезентативная выборка составила 108 созависимых лиц в возрасте от 24 до 62 лет. Из них 80 человек с сильной степенью созависимости и 28 человек со средней степенью созависимости.

В проведенном исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Ассоциативный эксперимент», «Неоконченные предложения» Сакса и Леви, «Личностный дифференциал», «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Рисунок человека» и сочинение как проективные методы оценки Я-образа. Для сбора анамнестических данных была составлена анкета.

Обработка результатов осуществлялась методами контент-анализа и математической статистики с использованием пакета прикладных программ статистической обработки STATISTICA. Для установления различий между группами и проверки гипотез использовались критерии: t-критерий Стью-дента, U-критерий Манна-Уитни, критерий Фридмана, точный критерий Фишера, критерий знаков Фишера, критерий знаков G, критерий ф* - угловое преобразование Фишера. Выбор критериев был обусловлен их назначением, требованиями к данным и имеющимися ограничениями.

Результаты исследования и их обсуждение

Соотнесение баллов Я-реального и Я-идеального по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири с использованием критерия знаков G в группах с сильной (С) и средней (Ср) степенью созависимости показало значимые различия.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет отметить высокую степень рассогласованности Я-реального и Я-идеального в группе С. Идеальный образ отца по всем октантам, кроме шестого («Зависимый -послушный») имеет расхождение с оценкой реального образа. Большинство октантов превосходят в сторону завышения Я-идеального. Несмотря на довольно высокую степень выраженности в реальном образе первого октанта «Властный - лидирующий», его идеальный образ превосходит в сторону завышения (р < 0,015). Такая же картина наблюдается по седьмому «Сотрудничающий - конвенциальный», и восьмому «Ответственно - великодушный» октантам (p < 0,0 и p < 0,00026 соответственно). Менее значимые различия получены по «Покорно-застенчивому» типу (р < 0,06).

Респонденты группы С уменьшают черты, присущие отцу, в его идеальном образе по третьему «Прямолинейный - агрессивный» (р < 0,0007) и четвертому «Недоверчивый - скептический» (р < 0,00) октантам (табл. 1).

Таблица 1

Показатели Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе с сильной степенью созависимости (С) по методике Т. Лири (критерий знаков G)

Октанты Средние значения Уровень значимости

Я реальное Я идеальное

I Властный-лидирующий 6,67 7,62 0,015**

II Независимый-доминирующий 4,87 5,58 0,0019**

III Прямолинейный-агрессивный 5,52 4,03 0,0007**

IV Недоверчивый-скептический 4,9 0,68 0,00**

V Покорно-застенчивый 2,8 3,36 0,06*

VI Зависимый-послушный 3,65 3,38 0,45

VII Сотрудничающий-конвенциальный 5,1 7,49 0,00**

VIII Ответсвенно-великодушный 4,9 8,71 0,00026**

Примечания: * - обозначены значимые различия для р < 0,05;

** - обозначены значимые различия для р < 0,01.

Результаты исследования показали, что респонденты с сильной степенью созависимости недовольны своим отцом. Личностные качества отца, его стиль и особенности отношений с ребенком играют огромную роль в формировании модели гетерополых отношений, в процессе половой идентификации и формировании Я-идентичности. Дисгармоничный образ отца респондентов группы С позволяет сделать вывод о неудовлетворенности общения со своими отцами. Ориентированность отца на значимых других,

постоянная необходимость в подтверждении своей личности и признании, или же жесткость и прямолинейность, активное воздействие на окружающих и попытка подчинить их своей воле, говорят о внутренней расщепленности, отчужденности от самого себя. Отец, обладающий такими особенностями, не может реализовать отцовские качества в полной мере, не способен удовлетворить потребности ребенка, в первую очередь, потребности в эмоциональной привязанности, заботе, принятии. Высокая степень рассогласования реального и идеального в образе отца свидетельствует о внутреннем конфликте и влияет на степень созависимости.

Результаты сравнения Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе со средней степенью созависимости показали рассогласование только по трем октантам. Респонденты группы Ср повышают в Я-идеальном седьмой «Сотрудничающий - конвенциальный» и восьмой «Ответственно-великодушный» типы ф < 0,001 и p < 0,00016 соответственно). Также мы видим значимое уменьшение в идеальном образе черт, соответствующих «Недоверчиво-скептическому» типу ф < 0,00016). Результаты сравнения представлены в табл. 2. Полученные данные по группе Ср показывают большую удовлетворенность испытуемых своими отцами, так как оценка реального образа их отцов значительно больше соответствует образу идеального отца в сравнении с группой С.

Таблица 2

Показатели Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе со средней степенью созависимости (СР) по методике Т. Лири (критерий знаков G)

Октанты Средние значения Уровень значимости

Я реальное Я идеальное

I Властный-лидирующий 6,78 7 0,43

II Независимый-доминирующий 4,5 5,79 0,29

III Прямолинейный-агрессивный 6 4,69 0,25

IV Недоверчивый-скептический 4,42 1,03 0,00016**

V Покорно-застенчивый 3,07 3,62 0,42

VI Зависимый-послушный 3,5 2,86 0,28

VII Сотрудничающий-конвенциальный 4,14 7,17 0,001**

VIII Ответсвенно-великодушный 4,57 7,9 0,00016**

Примечания: * - обозначены значимые различия для р < 0,05;

** - обозначены значимые различия для р < 0,01.

Таким образом, испытуемые группы Ср имеют более гармоничный образ отца, а, следовательно, более гармоничный образ Я. Респонденты со средней степенью созависимости более реально оценивают своих отцов, не стремятся их идеализировать, они видят отцов такими, какие они есть. Оценка отца носит более реалистичный характер, образ более дифференцирован, однороден, содержание образа отличается большей согласованностью. Это

отражает так же особенности самих респондентов данной группы: их способность отразить полную структуру образа, способность к дифференцированной оценке характеристик отца. Низкая степень рассогласования реального и идеального в образе отца снижает степень созависимости. Внутренняя конфликтность, тревожность в этом случае остается в пределах нормы и в периоды повышенного стресса и при изменении внешних условий проявляется как форма адаптации. Дисфункции при данной степени созависимо-сти ситуативны и обратимы.

Данные, полученные по методике «Незаконченные предложения» показывают, что в структуре образа отца у испытуемых с сильной степенью со-зависимости присутствует только одна его сторона - либо реальный образ, либо идеальный, что показывает его неоднородность. Кроме того, в реальном образе отца испытуемых с сильной степенью созависимости доминируют отрицательные характеристики и отсутствуют положительные, идеальный образ, наоборот, включает в себя только положительные, идеализируемые стороны образа. Полученные данные позволяют нам говорить о рассогласованности между Я-реальным и Я-идеальным, что является основой конфликта на интра- и интер- психическом уровне.

Согласно воззрениям аналитической психологии, намного хуже, чем отец с деструктивными чертами, отсутствие отца. Это объясняется тем, что если человек не переживает какие-либо аспекты архетипа в реальности (природа архетипа отца двойственна), то они проявляются в архаической и демонической форме. Тогда становится невозможно от них отмежеваться, и они проецируются вовне на кого-нибудь или что-нибудь. Если отец не проявлял какую-либо сторону архетипа (зловещую или заботливого отца), то человек не приобретает подобного опыта, и в будущем не обладает способностью противостоять разрушительному отцовскому началу или же проявлять заботу и внимание, считая это проявлениями женского и отрицая собственную феминность. На интрапсихическом уровне это проявляется как отсутствие целостности в восприятии себя, отрицание некоторых важных сторон своей личности. Однобокость образа отца и, впоследствии, образа себя, делает человека воинствующим, склонным проявляет деструктивные поведенческие формы. Или же жертвенным, бесправным, неспособным отстаивать свои интересы и не позволяющим себе иметь и удовлетворять собственные потребности. Неполноценность образа ведет человека к зависимости в широком смысле этого слова, к отсутствию свободы и самореализации во всех сферах жизни [4, 6, 8, 9].

В структуре образа отца испытуемых со средней степенью созависимо-сти отмечается большая согласованность Я-реального и Я-идеального, что выражается в наличии как положительных, так и отрицательных характеристик. Неоднородность в структуре образа отца созависимых влияет на степень нарушения личности. Неинтегрированный образ отца приводит к не-

интегрированному образу себя. Залогом успешного психического развития и здоровья личности является интеграция реального, личностного образа отца с идеальным, трансперсональным (коллективным) образом.

Таким образом, наше исследование показало, что существует зависимость степени созависимости от образа отца. Высокая степень рассогласования реального и идеального в образе отца является основой внутренней конфликтности и влияет на степень созависимости. Образ отца респондентов группы с сильной степенью личностного нарушения отличается дисгармоничностью, рассогласованностью реального и идеального представлений об отце. Испытуемые группы со средней степенью созависимости имеют более гармоничный, дифференцированный и однородный образ отца. Содержание образа отличается большей согласованностью Я-реального и Я-идеального, что снижает внутренпюю конфликтность и, как следствие, степень созависимости.

Список литературы:

1. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. - М.: «Когито-Центр», 2005. - 496 с.

2. Варга А.Я. Параметры семейной системы I А.Я. Варга II Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. - 478 с.

4. Манухина Н. Созависимость глазами системного терапевта. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 280 с.

5. Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь. - М.: ПЕРСЭ, 2006. -352 с.

6. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. - М.: «ЭКСМО», 2004. - 960 с.

7. Паперо Д. Семья как элементарная единица II Теория семейных систем Мюррея Боуэна. - М.: «Когито-Центр», 2005. - 496 с.

8. Поттер-Эфрон Р. Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 416 с.

9. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) II Методическое руководство. - М., 1990. - 50 с.

10. Уайнхолд Б., Уайнхольд Д. Освобождение от созависимости. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

11. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М.: Наука, 1995. - 376 с.

12. Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей II Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 22-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.