Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика старшего школьника, включенного в процесс принятия управленческих решений'

Социально-психологическая характеристика старшего школьника, включенного в процесс принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

Исследовались социально-психологические качества личности ребенка, включенного в процесс принятия управленческих решений. Были изучены следующие вопросы: связь степени включенности ребенка в процесс принятия управленческих решений с некоторыми его личностными качествами, обуславливающими процесс общения и взаимодействия; зависимость некоторых социально-психологических качеств личности от способности к социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика старшего школьника, включенного в процесс принятия управленческих решений»

Е.В. Тихомирова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА. ВКЛЮЧЕННОГО В ПРОЦЕСС ПРИНЯ ТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ

Преамбула. Исследовались социально-психологические качества личности ребенка, включенного в процесс принятия управленческих решений. Были изучены следующие вопросы: связь степени включенности ребенка в процесс принятия управленческих решений с некоторыми его личностными качествами, ооуславливающи-ми процесс общения и взаимодействия; зависимость некоторых социально-психологических качеств личности от способности к социально-психологической адаптации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики, как России, так и ряда зарубежных стран является привлечение детей и молодежи к решению проблем политической, экономической, социальной систем общества разного уройня значимости с целью формирования политически грамотной, социально активной личности, осознающей ответственность за то, что происходит с ней, с ближайшим микросоциумом и обществом в целом. На данный момент наиболее распространенными формами реализации данного направления являются органы школьного самоуправления, детские общественные объединения и молодежный парламент. В данных структурах молодежь получав! опыт принятия управленческих решений наряду со взрослыми.

Процесс принятия управленческих решений - это интегра^ивный междисциплинарный предмет изучения. Он имеет множество точек соприкосновения с проблематикой субъективного выбора, с психологией личности (изучением ее формирования и развития), с организационной психологией и с психологией коммуникации [6]. Под принятием управленческих решений детьми мы понимаем процесс влияния ребенка на жизнь ближайшего микросоциума или общества в целом, в значимых для него ситуациях. Дети, принимающие участие в принятии управленческих решений, наделяются полномочиями власти над другими, влияния на сложившуюся ситуацию. У ребенка создается образ «творителя» жизни общности людей.

Получение и реализация таких полномочий, прав и обязанностей предопределяет особую структуру, содержание и характер отношений детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Это не может не накладывать отпечаток на функционирование личности и ее формирование. Таким образом, включение детей в процесс принятия решений, являясь эффективным средством социализации, позволяет отследить сложившиеся на данный момент психические конструкты

В современной психологической литературе мало внимания уделяется критериям отбора детей в соответствующие «управленческие» структуры. Индивидуальные особенности детей, их психологическая готовность к управленческой деятельности, способность к социально-психологической адатации являются важными показателями того, будет ли опыт принятия решений для личности позитивным. К примеру, в некоторых исследованиях можно обнаружить предупреждения о возможных негативных последствиях пребывания ребенка с эгоистической направленностью в роли активиста (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.Э. Чудновскии и др.) [1, с. 11].

Мы предполагаем, что существует связь между степенью включенности в процесс принятия управленческих решений, способностью к социально-психологической адаптации и некоторыми социально-психологическими качествами личности.

В нашем исследовании мы опирались на адаптационную модель, теорию социальных представлений и онтологический подход.

Целью данного исследования явилось изучение социально-психологических качеств личности ребенка, включенного в процесс принятия у правленческих решений.

Основная гипотеза исследования: существуют различия в некоторых социально-психологических качествах детей с разной степенью включенности в процесс принятия управленческих решений.

В исследовании применялись следующие методики:

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13

© Е.В. Тихомирова, 2007

1. «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда.

2 «Направленность личности» Б. Баса.

3. «Диагностика межличностных отношений» J1.K. Собчик (модифицированный вариант итерперсональной диагностики Т. Лири).

4. Тест-опросник самоотношения В.В. Столица и С.Р Пантелеева.

5 Методика определения локализации контроля С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.

6. Методика субъективного шкалипования, а именно определения самооценки И.Я. Киселева.

7. «Диагностика коммуникативных и органи-'«аторскиу склонностей -2».

Для определения степени включенности детей в процесс принятия управленческих решений был использован метод изучения продуктов творческой деятельности, а именно сочинение на 2 темы «Я и моя жизнь до и после вступления в органы ученического самоуправления» и «Мой ученический совет». Результаты обрабатыва шсь при помощи контент-анализа по 3 общим категориям: образ объединения, образ себя как участника, оораз ситуации участия в обы динении; которые были ргзбиты на содержательные подкатегории.

Базу исследования составили: экспериментальная гоуппа- 75 человек в возрасте 14-17 лет (28 мальчиков и 47 девочек), состоящих в органах ученического самоуправления общеобразовательных школ и г. Костромы и г. 1 алич; контрольная группа - 75 человек в возрасте 14-17 лет (30 мальчиюг и 45 девочек), не состоящих в ученических советах и других управленческих структурах.

Для статистической обработки полученных результатов использовались коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, регрессионный анализ. Обработка чанных производилась с помощью статистического пакета SPSS ver. 13.5 и программы Statistika 6.0.

В исследовании можно выделить 4 смысловые части:

1. Выявление различий в социально-психологических качествах личности ребенка, принимающей и не принимающей участие в процессе принятия управленческих решений. Были исследованы следующие особенности: самооценка, локус-контроль, характер самоотношения и

стили межличностных отношений.

2. Изучение особенностей восприятия ребенком своего участия в процессе принятия решений. Распределение экспериментальной выборки на основе полученных результатов на три категории: высокая степень включенности в процесс принятия управленческих решений, средняя степень, низкий уровень включенности.

3 Выявление различий в показателях способности к социально-психологической адаптации, общей мотивационной направленности, уровня выраженности коммуникативных и организаторских склонностей у детей с высокой и низкой степенью включенности в процесс принятия управленческих решений

4. Составление краткой социально-психологической характеристики ребенка, в разной степени включенного в процесс принятия управленческих решений.

Анализ и обсуждение результатов исследования

Нэ первом этапе проверки гипотезы о различиях между переменными контрольной и экспериментальной групп для обработки данных был использован непараметрический критерий и-Манна-Уитни. Изучаемые переменные: уровень самооценки, показатели трех уровней самоотношения по степени обоЬщенности (глобальное, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу, ожтаниям отношения к себе; уровень конкретных действий в отношении к своему «Я»), показатели локуса-контроля по общему типу интернальности, показатель выраженности ведущих стилей взаимоотношений с окружающими людьми по 8 октантам.

В таблице 1 приводятся различия с уровнем статистической значимости не менее 95% (р<0,05).

Для установления связи между показателями в экспериментальной выборке использовался коэффициент ранговой корреляции г- Спирмена.

Особый интерес представляют следующие значимые двусторонние корреляции при р-1еу-е1?0,05:

1. Прямые связи самооценки со следующими показателями: интернэльность (г=0.25), ожидаемое положительное отношение от хругих ( г~=0,301), саморуководство (г=0,236).

Таблица 1

Статистически значимые различия по показателям двух независимых выборок

шкала Ran к üum 1 Kank Sum 2 p-level

Самооценка 6185 5140 0.0ДО

властный - доминирующий 7196 4129 0,00001

Независимый лидирующий 6409 4915 0.004

Прямолинейный - агрессивный 6379 4948 0.007

Сотрудничающий -конвенциальный 6500 4825 0,0016

Отв1 гственный - великодушный 6493 4832 0,0009

Самоотношение 6541 4784 0,0009

Аутосимпатия 6354 4970 0,009

Ожидаемое отношени«* других 6641 46R3 0.0002

Самоинтерес 0679 464о 0,0001

Самоуверенность 6717 4607 0,00007

Самопонимание 6221 5103 0,03

Самопринятие 6526 4799 0,001

Саморуководство 6185 5140 0,049

2. Обратные связи самооценки со шкалами «независимый — доминирующий» (г=-0,24), «прямолинейный - агрессивный» (г=-0,309). «недоверчивый - скептический» (г=-0,44).

3. Гюямые связи показателей октанты «властный - лидирующий» со шкалами «независимый — доминирующий» (г=0,661, «прямолинейный - агрессивный»

(г=0,67), «недоверчивый - скептический» (г=0,31), ^сотрудничающий - конвенциаль-ный» (г=0,304). «самоинтерес», «самоуверенность», «самопринятие» (г=0,3).

4. Прямые связи шкал «независимый -доминирующий» и «прямолинейный -агрессивный» между собой (г-0,68) и со шкалой «самоуверенность» Сг=0,25).

Таблица 2

Данные квантильного и прицентипыюго анализов

Шкала Ме 25,OOUth 75 000th Ме 25,000th 75,000th

Эксп Контр.

выборка выОорка

Властный- 9 7 12 5 3 7

лидируюший

Независимый- 6 4 8 5 3 7

Доминирующий

Прямолинейный- 6 4 8 4 2 7

агрессивный

132

Вестник КГУ им H.A. Некрасх а , 2007 Том 13

5 Связи шкалы «ответственный -великодушный» с «аутосимпатией» (г=-0,25) и «самообвинением» (г^0,29).

По результатам математической статистики можно говорить о наличии достоверных различий в личностных качествах и свойствах, обуславливающих процессы общения и взаимодействия, у детей, принимающих и не принимающих участия в принятии управленческих решений на уровне школы. У детей - членов ученического совета более ярко выражена склонность к лидерству и доминированию. Это подтверждается и значениями медиан по первым четыоем типам межличностных отношений, относящимся к неконформным тенденциям в поведении, в экспериментальной и контрольной выборках.

Данные октанты находятся в тесной прямой связи между собой в экспериментальной выборке, что свидетельствует о преобладании некоторых конфликтных проявлений, большей независимости мнения, упорстве в отстаивании собственной точки зрения, прямолинейности детей, участвующих в жизни школы.

Преобладающим стилем межличностных отношений у детей, принимающих участие в принятии управленческих решений, является «властный - лидирующий», показатели по которому в большинстве случаев превышаю! 8 баллов, что говорич о переоценке летьми собственных возможностей, императивной потребности командовать другими, нетерпимости к кгштике. Интересна выявленная прямая связь между шкалами «властный - лидирующий» и «сотрудничающий - конвенциальный». Надо отметить, что получены значимь е различия в двух выборках по шкалам «сотрудничающий — конвенциальный» и «ответственный - великодушный» с усилением выраженности поизнака в экспериментальной выборке. По этим данным можно судить о том, что, несмотря на высокую потребность в доминировании и подчинении, детям, включенным в процесс принятия управленческих решений, важно чувствовать свою причастность к интересам большинства, дружелюбие со стороны окружающих. Им характерна в высокой степени обязательность, ответственность и стремление к сотрудничеству с референтной для них группой.

Показатели по самооценке, самоувереннос-

ти, саморуководи гву и аутосимпатии значительно выше в экспериментальной выборке, при чем самоуверенность, саморуководство и аутосимпа-тия находятся в тесной прямой взаимосвязи. Получен парадоксальный факт: чем выраженнее такие стили взаимоотношений, как «независимый - доминирующий)' «прямолинейный - агрессивный» и «недоверчивый ? скептический», тем ниже самооценка, но выше самоуверенность у цетей - членов ученических советов. В конфликтных стуациях, ситуациях пренебрежения мнением большинства излишняя самоуверенность играет скорее всего компенсаторную роль, помогая отстаивать сооственную точку зиения несмотря на недовольство окружающих.

По общему тту интернальности значимых различий не выявлено. Нацо отметить что в обеих выбойках значение медианы соответствует 7 стенам, что выше среднестатистической нормы В экспериментальной выборке 25 процентиль выше, чем в контрольной (соответственно, 5 и 6 стен).

Результаты диагностики самооценки показали, различия по двум выборкам значимы. Если прибегнуть к качественному анализу индивидуальных данных испытуемых, го можно увидеть, что у детей, состоящих в ученических советах, чаще встречаются критические значения признака: крайне заниженная (К—0,99) и очень завышенная самооценка (от К=0.89 до К-0,99)

Для сравнения, в контрольной выборке показатели самооценки варьируются от К=-0,34 до К=0,9 У детей, входящих в структуру детского самоуправления часто возникает чувство своей исключительности, либо, наобоиот, реакция самоуничижения, неуверенность в себе, вследствие подверженности таких детей эффекту неадекватности. Тем более была выявлена значимая прямая связь между самооценкой и локус - контролем по общему типу интернальности. Чем выше самооценка у активистов, тем более они склонны приписывать причины своих ошибок и побед себе, своим возможностям и способностям, но это не означает адекватность собственного восприятия.

На втором этапе исследовалась степень вхлюченности детей в процесс принятия управленческих решений. В результате контент-анализа сочинений на темы. «Я и моя жизнь до и после вступления в органы ученического самоуправления» и «Мой ученический совет» экспе-

Таблица 3

Категории анализа степени включенности

Основные категории Подкатегории Низкая включенность Подкатегории Высокая включенность

Функциональный образ объединения Место для компенсации неудач в оощении Средство самоутверждения Место пустого время препровождения Нечто непонятное, бесформенное Отношение к организации негативное Объединение не представляет для респондента ценности Идеальное пространство для проявления активности субъекта в деятельности и общении Средство самореализации личности; Месте для личностного развитие Средство подготовки к управленческой деятельности Отношение к организации позитивное

Образ себя как участника Пассивный Ведомый Бесполезный Автономный Неинициативный Активный Ведущий Полезный Включенный Инициативный

Образ ситуации участия в объединении Ограничения в действиях и мыслях ОбосоС шнность Бесполезность Однообразие Неэффективность Отсутствие поддержки Отсутствие диалога со взрослыми Безответственность Простота Не соответствуе'- интересам и потребностям Свобода Включенность Полезность Разнообразие Эффективность Поддержка Сотрудничество со взрослыми Ответственносп Сложность Актуальность

риментальнан выборка была распределена по трем подгруппам: дети с высокой, средней и низкой включенностью в процесс принятия уп равленческих решений. Для контент-анализа были выделены три катеюрии, каждая из которых включала в себя полярные подкатегории, характеризующие степень включенности ребенка в принятие улравленческих решений.

Вывод об уровне включенности в ПУР делался на основе простого преимущества показателей, относящихся к подкатегориям первого или второго порядка.

Анализ сочинений показал, что в большинстве случаев дети с низкой включенностью в ПУР указывают на формальный характер их объединения. К примеру: «нас собирали всего один ра^. Состоять в совете мне не трудно. Лишний гвоздь, как говорится, не повредит», «В совете мы только и делаем, что занимаемся орга-

низацией школьных праздников, а наши насущные проблемы никому не интересны».

Таким образом, были получены две группы детей: с высокой степенью включенности в процесс принятия управленческих решений 47 человек и низкой - 26. Два испытуемых попали в зону неопределенности и не участвовали в дальнейшем исследовании.

На третьем этапе исследования выявление различий в показателях способности к социально-психологической адаптации, общей мотива-ционной направленности, уровня выраженности коммуникативных и организаторских склонностей у детей с высокой и низкой степенью включенности в процесс принятия управленческих решений производилось с помощью непараметрического кртерия и Манна-Уитни. Так же было изучено влияние способности к социально-психологической адаптации на ряд ка-

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13

честв и свойств личности ребенка посредством регрессионного анализа

Педагогически целесообразная

организация участия детей в принятии управленческих решений, которая способствует высокой степени включенности в данн}ю деятельность, зависит от ряда факторов: от уровня развития префигуративной культуры взрослых руководителей и наставников, а так же от психологической и физиологической готовности детей. Учесть и согласовать эти факторы не легко, но мы предположили, что можно выявить гот набор специфических качеств ребенка, при котором он будет успешен в любой форме организации его участия в принятии управленческих решений. Этот блок качеств позволил бы минимизировать нега-тивное влияние на становление личности ребенка в новой для него социальной ситуации, а также являлся катализатором выражения положительного полюса всех остальных качеств и свойств личности. Выделяя этот блок качеств, мы исходили из понятия «психологической готовности человека к осуществлению эффективной управленческой деятельности», которая сопровождается возложением на себя дополнительной нервно-психической нагрузки, связанной с принятием личной ответственности за принимаемые решения.

Мы выделяем следующие качества, как составляющие психологической готовности ребенка к участью в принятии управленческих решений:

1. Способность к успешной социально-психологической адаптации.

* даптация к новой социальной ситуации выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, деятельност-ной и эмоциональной удовлетворенности, развития индивидуальности. Активно участвовать в изменении и преобразовании среды, можно лишь в случае, когда чувствуешь себя ее полноправным членом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Изначальная направленность на дело.

В настоящее время коллективистическая направленность, некий альтруизм плохо вписываются в картину современного мира. Чаще всего люди направлены на достижение личной выгоды. Плохо это или хорошо - спорный вопрос Ущемление личных интересов пользы

не принесет. В то же время личный интерес нельзя путать с ярко выраженным эгоизмом, при котором у ребенка в ситуации власти буд) т лишь закрепляться и развиваться цругие не менее негативные качества. Принятие решения, касающиеся жизни социума должно восприниматься детьми как общее дело, направленное на достижение общественно значимого результата, ценного лично каждому ребенку.

3. Наличие коммуникативных и организаторских склонностей.

Для успешного сотр5 щичества в процессе принятия решений необходимо умение согласовывать точки зрения без ущерба собственного «Я». Готовность к согласованности усилий со всеми другими с>бъектами власти - это залог будущего успеха.

Результаты исследования различий в перечисленных качествах у детей с высокой и низкой степенью включенности в ПУР представлены в таблице 4.

Как видно из таблицы, у детей с высокой включенностью в процесс принятия управленческих решений в большей степени выражена способность к социагьно-психологической ачап-тации, Эти дети отличаются высоким самопринятием, принятием других, эмоциональным комфортом, развитым внутренним контролем. Они в большей степени склонны к доминированию, обладают хорошо развитыми коммуникативными и организаторскими способностями. Преиму щественно направлены на общение и личные интересы. В то же время дети, включенные в систему управленческой деятельности, предпочитают уходить от проблем. Возможно, в проолем-ных ситуациях включается механизм приспособленчества.

На совокупных показателях изучаемых признаков в экспериментальной выборке был проведен регрессионный анализ, с целью подтверждения гипотезы о влиянии способности к социально-психологической адаптации иа Формирование свойств и качеств личности ребенка, не обходимых для успешного включения в процесс принятия управленческих решений.

Как видно из таблицы 5, способность к социально-психологической адаптации обуславливает проявление ряда важных для успешного общения и взаимодействия личностных свойств и качеств. От способности к адаптации зависят

Таблица 4

Статистически значимые различия свойств и качеств детей с разной степенью включенности в ПУР

Шкалы Чапк вит 1 Капк вит 2 р-1вув1 N N

адаптивность 2123.500 577,500 0,000009 47 26

самопринятие 2115,000 586,000 0,000015 47 26

принятие до. 2131,000 570.000 0.000006 47 26

эм. комфорт 2091.000 610.000 0,000050 47 26

внутр. контроль 2047.000 654.000 0,000388 47 26

домин 1961,500 739.500 0.010374 47 26

эскапизм 1560,500 1140,500 0,039759 47 26

ком. скл 2153.500 547,500 0.000002 47 26

орг. скл. 2190.000 511,000 0,000000 47 26

напр. на себя 1416.000 1285,000 0,000199 47 26

напр. на обш 1954.500 746.500 0,013048 47 26

такие характеристики самоотношения, как самоуважение, самоинтерес, самоуверенность, саморуководство и самопринятие Высокая адаптивность способствует гармонизации эмоциональной сферы личности и ее взаимоотношений с окружающими. Обеспечивает более успешное функционирование ребенка в новой социальной системе в новой социальной роли. Исходя их полученных данных, можно предположить, что дети с высоко развитой способностью к социально-психологической адаптации готовы к разноплановой управленческой деятельности, вследствие выраженности у них организатоос-ких и коммуникативных качеств, а также наличия явного стремления к лидерству и руководству. В то же время настораживает тот факт, что у детей с высокой степенью включенности в ПУР направленность на дело носит минимальный характер. Необходимо очень тонко организовывать деятельность таких детей, чтооы их способность к адаптации не перешла в полное пписпо-собленчество, чтобы ребенок не захотел жить по принципу «не оыть, а казаться».

Выводы

В чанном исследовании были изучены социально-психологические качества детей, принимающих участие в принятии управленческих решений.

1. Были выявлены значимые различия в показателях следующих социально-психологических качеств детей, принимающих и не принимающих участие в принятии управленческих ре-

шений: самооценка, показатели трех уровней самоотношения по степени обобщенности (самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое положительное отношение от других, саморуководство, самоинтерес, самопринятие и самоуверенность), показагели выраженности ведущих стилей взаимоотношений («независимый — доминирующий», «властный-лидирующий», «прямолинейный - агрессивный», «сотрудничающий - кон-венциальный» и «ответственный - великодушный») в сторону усиления выраженности данных характеристик в экспериментальной группе.

2. Были выделены критерии субъективной включенности детей в принятие управленческих решений, к которым были отнесены функциональный образ организации, образ себя как участника и образ ситуации участия в ооъединении.

3. Выявлены значимые различия в ряде социально-психологических качеств у детей с разной степенью включенности в процесс принятия управленческих решений. Способность к социально-психологической адаптации, коммуникативные и организатопские склонности, направленность ча себя и общение более выражены у детей с высокой степенью включенности в ПУР.

4. Изучено влияние способности к социально-психологической адаптации на ряд личностных свойств и качеств, необходимых для успешного общения и взаимодействия и, как следствие, более полного включения в управленческую деятельность.

Полученные данные позволят модернизиро-

136

Вестник К ГУ им. НА. Некрасова 2007, Том 13

Таблица 5

Значимые результаты регрессионного анализа Независимая переменная - способность к социально-психологической аоаптации.

Зависимые переменные

Самооценка Адапт. Beta=0,341 Ьластный-доминирующии Адапт. Beta=0,369 Не доверч ивы й-скептический Адапт. Beta=-0,291

Покорный-застенчивый Адапт. Beta=-0,312 Самоотношение Адапт. Beta=0,437 Самоуважение Адапт. TCta=0Lj$56

Самоинтерес Адапт. Beta=0,276 Самоуверенность Адапт. Beta=0,253 Самопринятие Адапт Beta=0,483

Саморуководство Адапт. Beta=0,366 Организаторские склонности Адапт. Beta=0,472 Коммуникативные склонности Адапт. Beta= 0,576

вать систему отбора детей в органы ученического самоуправления и другие управленческие структуры, подходить к данному процессу более внимательно, отслеживая социально-психологические качества детей и выстраивая работу в соответствии с ними. Обеспечение психологического сопровождения детей, принимающих участие в принятии управленческих решений первоочередная задача на сегодняшний день.

Библиографический список

1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. - М.: Просвещение, 1969.

2. Детское движение: Словарь-справочник. -М., 2005.

3. ЖиряковаА.А. Несколько слов об ученическом совете // Классный руководитель. -2001,- №2.

4. Завьялова Г. С увлечением о делах серьезных // Солигаличские вести. - 2002. - 23.05.

5. Карпов A B. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - ■ М.: Гардарики, 2003.

6 Карпов A.B. Психологическая характеристика процессов управленческих решений // Организационная психология: Хрестоматия -СПб Питер, 2001 .

7 Чишин О.В. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей // Мир психологии - 2002. - № 1 (29).

8 Рожков М.И. Развитие самоуправления ь детских коллективах. - М.: ВЛАДОС, 2002.

9. Положение детей в мире, 2003 год. -ЮНИСЕФ, 2002.

10. Филиппов A.B. Психологическая характеристика процессов генерации и принятия управленческих решений // Организационная психология: Хрестоматия. - СПб,: Питер, 2001.

11. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.