Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальнева Алина Сергеевна, Ожиганова Александра Сергеевна, Капранова Ольга Сергеевна

В процессе психологической подготовки спортсменок художественной гимнастики большая роль отводится решению задач, связанных с подготовленностью к соревновательной деятельности, а именно получению знаний и опыта формирования предстартовой эмоциональной устойчивости. Тренеры понимают важность этого компонента, ведь спорт призван формировать разностороннюю, гармоничную личность и должен способствовать развитию не только физических качеств, но и воспитывать морально-волевые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальнева Алина Сергеевна, Ожиганова Александра Сергеевна, Капранова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OFFEMALE ATHLETES AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT IN RHYTHMIC GYMNASTICS

In the process of psychological preparation of rhythmic gymnastics athletes, large role is given to solving the problems related to readiness for the competitive activity, namely, obtaining knowledge and experience in the formation of pre-start emotional stability. Coaches understand the importance of this component, because sport is designed to form the versatile, harmonious personality and it should contribute to the development of not only physical qualities, but also educate moral and strong-willed ones.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

REFERENCES

1. Bekoeva, M. I. (2018), "Formation of dialogical competence of students through special disciplines", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No.3 (24), pp. 31-34.

2. Gvaldin, A. Yu. (2017), "Theoretical approaches to dialogic education", Bulletin of Cherepovets State University, No. 2 (77), pp. 143-149.

3. Masharova, T.V. (2019), "Mediation as a means to resolve conflicts in the modern educational environment", The world of science, culture, education, No. (77), pp. 62-66/

4. Soldatova, G.V. (2020), Communicative competence of a teacher and mediation in education: an educational and methodological manual, SPb APPO. St. Petersburg.

5. Soldatova, G.V. (2020), Development of school mediation services in educational organizations: Educational and methodical manual, SPb APPO, St. Petersburg.

6. Chistobaeva, A.Yu. (2020), "Dialogization of the educational process as a pedagogical condition for the successful formation of competencies in the field of professional communication of university graduates", Bulletin of Pedagogical Innovations, No. 4(60), pp. 30-38.

7. Sedov, V.A. (2002), Pedagogical possibilities of dialogue in the educational process, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: korshynova-olga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

Алина Сергеевна Мальнева, Мастер спорта международного класса, старший преподаватель, Александра Сергеевна Ожиганова, Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, соискатель, Ольга Сергеевна Капранова, Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

В процессе психологической подготовки спортсменок художественной гимнастики большая роль отводится решению задач, связанных с подготовленностью к соревновательной деятельности, а именно получению знаний и опыта формирования предстартовой эмоциональной устойчивости. Тренеры понимают важность этого компонента, ведь спорт призван формировать разностороннюю, гармоничную личность и должен способствовать развитию не только физических качеств, но и воспитывать морально-волевые.

Ключевые слова: художественная гимнастика, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное состояние, психологическая подготовка, этап спортивного совершенствования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p565-569

STUDY OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF FEMALE ATHLETES AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Alina Sergeevna Malneva, the Master of Sports of International Class, senior teacher, Alexandra Sergeevna Ozhiganova, the Honored Master of Sports in rhythmic gymnastics, competitor, Olga Sergeevna Kapranova, the Honored Master of Sports in rhythmic gymnastics, competitor, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

In the process of psychological preparation of rhythmic gymnastics athletes, large role is given to solving the problems related to readiness for the competitive activity, namely, obtaining knowledge and

experience in the formation of pre-start emotional stability. Coaches understand the importance of this component, because sport is designed to form the versatile, harmonious personality and it should contribute to the development of not only physical qualities, but also educate moral and strong-willed ones.

Keywords: rhythmic gymnastics, emotional-volitional sphere, emotional state, psychological preparation, stage of sports improvement.

В 16-17 лет в жизни гимнасток возрастают требования, связанные, как с их спортивной, так и учебной деятельностью: у них растет круг интересов, могут возникать сложности во взаимоотношениях с родителями, учителями и тренерами, неудачи, связанные с выполнением норматива Мастера спорта и близость сдачи единого государственного экзамена. В результате появляются состояния повышенной тревожности, неадекватная самооценка, снижение мотивации, нежелание соблюдать спортивный режим и другие. Всё это свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы спортсменок, результатом чего может стать потеря интереса к тренировочной деятельности, снижение результатов на соревнованиях и прекращение занятий художественной гимнастикой.

Нами проводились исследования гимнасток на этапе спортивного совершенствования (СС-3), касающиеся уровня сформированности их эмоционально-волевой сферы, которая включает в себя проявление эмоциональных и волевых механизмов. Одним из этапов исследования являлось тестирование волевых качеств гимнасток, по методике Н.Б. Стамбуловой [1], где оценивается уровень сформированности: смелости и решительности, целеустремленности, самообладания и выдержки, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности.

В среднем, у 55-65% гимнасток, исследуемые качества сформированы на низком уровне. Высокий уровень имеют всего 10% гимнасток в таких качествах, как смелость, решительность и целеустремлённость, а в остальных ещё меньший показатель, всего по 5% спортсменок. Средний уровень имеют от 30% до 40% гимнасток исследуемой группы. Также нами был проведён опрос гимнасток по вопросу собственной оценки степени присутствия у них волевых качеств.

Гимнастки оценили все волевые качества, как присутствующие у них, но всё же, большая часть гимнасток, выбирали ответ, предполагающий долю сомнения - «больше присутствует, чем нет». В результате можно предположить, что гимнастки неадекватно оценивают себя, считая уровень развития собственных волевых качеств выше, чем показали данные тестирования.

Проявление волевых качеств напрямую зависит от эмоций, которые испытывает спортсмен. Одни из них являются положительными, вдохновляющими спортсмена, другие отрицательными, дестабилизирующими состояние и деятельность. Е.П. Ильин [2] считал, что проявление волевых качеств не требуется, если эмоции стимулируют деятельность. Волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Сами волевые качества рассматриваются, как компенсаторы определённых «отрицательных» эмоциональных состояний. Мы спросили у тренеров, как часто у гимнасток возникают отрицательные, «негативные» эмоции в процессе тренировок.

45% тренеров отметили, что негативные эмоции у гимнасток возникают, время от времени, в зависимости от периода тренировок. В соревновательном периоде таких ситуаций больше, чем в переходном и подготовительном. Практически такая же часть специалистов - 40%, ответили, что встречают отрицательные эмоции часто и без видимой, на их взгляд, причины. Результат опроса свидетельствует о том, что все тренеры сталкиваются с проблемой возникновения отрицательных эмоциональных состояний у гимнасток на этапе спортивного совершенствования в художественной гимнастике.

Далее, мы выяснили, какие факторы в большей степени влияют на появления отрицательных эмоциональных состояний у гимнасток.

Таблица 1 - Степень влияния факторов, вызывающих у гимнасток отрицательные эмоции

Факторы Степень влияния факторов (ответы в %)

Влияет в большей степени Влияет Влияет в меньшей степени

Общие, относящиеся ко всей спортивной деятельности

Завышенные тренировочные и соревновательные требования 30% 60% 10%

Заниженные тренировочные и соревновательные тренировочные 0% 20% 80%

Плохое физическое самочувствие или травма 70% 20% 10%

Неблагоприятная атмосфера в коллективе (спортивной группе) 20% 60% 20%

Физическая усталость (переутомление) 60% 30% 10%

Психологическая усталость (однообразие, излишнее напряжение и т. д.) 60% 30% 10%

Сложности в учёбе 20% 50% 30%

Отсутствие желаемых результатов на соревнованиях 50% 40% 10%

Конфликт или недопонимания с тренером 10% 40% 50%

Проблемы или конфликты в семье 20% 30% 50%

Близость соревнований 10% 20% 70%

Возникающие непосредственно в тренировочном процессе

Тренировка в не привычное время 0% 30% 70%

Излишнее внимание со стороны тренера 30% 60% 10%

Недостаток внимания со стороны тренера 20% 10% 70%

Неудовлетворительные тренировочные условия (недостаточно места для разминки, много занимающихся в зале, недостаточно места для «отработки» и т. д.) 30% 50% 20%

Некорректные, по мнению гимнасток, замечания тренера («я делаю всё правильно, а меня критикуют» или «я лучше знаю, как нужно») 30% 50% 20%

Повышенная интонация и «резкость» тренера 30% 60% 10%

Отсутствие желаемого результата, при выполнении элементов, комбинаций и т. д. («я столько делаю, а у меня не получается») 60% 30% 10%

Введение в тренировочный процесс новых требований, условий выполнения некоторых заданий (нестандартная разминка, изменение направления, музыкального сопровождения и т. д.) 20% 50% 30%

Изменения тренировочного плана (время разминки, количества повторений, содержания какой-либо из частей тренировки и т. д.) 30% 50% 20%

В большей степени, отрицательное влияние на гимнасток оказывают такие факторы, как:

- плохое физическое самочувствие или травма;

- физическая и психологическая усталость;

- отсутствие желаемых результатов, как в целом на соревнованиях, так и непосредственно в тренировочном процессе при выполнении элементов, комбинаций и т. д.

В меньшей степени на эмоциональное состояние влияют:

- конфликты и недопонимания с тренером и членами семьи;

- близость соревнований;

- тренировка в непривычное время;

- недостаток внимания со стороны тренера.

Оставшиеся факторы, гимнастки определили, как влияющие на появление у них отрицательных эмоций и среди них больший процент имеют такие как:

- завышенные тренировочные требования;

- неблагоприятная атмосфера в группе;

- излишнее внимание со стороны тренера;

- повышенная интонация и «резкие» высказывания тренера.

На следующем этапе мы проводили педагогические наблюдения за тренировками четырёх групп гимнасток, этапа спортивного совершенствования (СС-3). Целью являлось изучение частоты проявления различных форм поведения гимнасток, при возникновении у них отрицательных, негативных эмоций, непосредственно в процессе тренировок. Изу-

чались формы поведения, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Формы проявления негативных эмоций в тренировочном процессе

№ Формы проявления Примечания (примеры)

1 Грубый (не корректный) ответ тренеру Грубый ответ, когда тренер задал вопрос или, когда гимнастка отворачивается от тренера и произносит какие-либо слова по эпизоду, который ей не понравился.

2 Прекращение выполнения заданий на некоторое время, без разрешения тренера Очень часто встречается в основной части тренировки при «отработке» соревновательных программ, когда гимнастки не находятся под контролем тренера, а должны выполнять самостоятельно задания.

3 Выполнение упражнений, не соответствующих заданию тренера Когда не получается, какой-либо элемент и тренер решает дать другое задание, а гимнастка начинает безостановочно повторять, как говорят в гимнастике «на зло».

4 Самовольный уход из зала без предупреждения тренера «Срыв» тренировки или какой-либо её части, бывает из-за замечания или мнения тренера, которое гимнастки считают не объективным, эмоции, которые, как говорят «до слёз» и гимнастка может уйти из зала и т.д.

5 Грубый (не корректный) ответ или разговор с гимнастками из группы Может возникать, когда мало места в зале, кто-то может не уступить площадку для выполнения или нарушить последовательность и т.д.

6 Обсуждение требований или замечаний тренера с другими гимнастками из группы Разговоры между гимнастками или отдельные реплики.

7 Неаккуратное обращение с предметами после не удачного исполнения элемента Гимнастки могут бросить предмет с силой об пол или в другую стороны, как говорят «от досады» или злости, когда что-то не получается.

8 Нежелание доделать программу после допущенной ошибки Демонстрация нежелания проявлять дополнительные усилия, когда была уже совершена ошибка и «прогон» будет не засчитан «чистым», т.е. безошибочным

9 Нежелание доделать элемент после неудачного его начала Это утрирование ошибки, специальное падение, когда можно сделать элемент, как говорят в гимнастике, спортсменки «не борются» за элемент.

10 Отсутствие попытки выполнить ловлю предмета после неудачного броска Гимнастки выполняют неудачный, по их мнению, бросок и прекращают выполнение, всё по той же причине - требуются большие усилия для хорошего завершения такого броска.

Наиболее часто в тренировочном процессе встречаются эпизоды, связанные с демонстрацией «неспортивного поведения» - это эпизоды, которые требуют проявления воли, когда нужно довести до конца выполнение комбинации или элемента после не совсем удачного начала. Также, эпизодов, где требуется самостоятельность и дисциплина, зафиксировано меньше, но в то же время они существуют и касаются прямого игнорирования требований тренера. Форм поведения, связанных с откровенной грубостью, зафиксировано мало, но эти формы также требуют специальных воздействий со стороны тренера.

Все приведённые выше результаты позволяют предположить, что задачи психологической подготовки, касающиеся воспитания волевых качеств гимнасток и формирование у них эмоционально-волевой сферы решаются не в полной мере на этапе спортивного совершенствования. Программа психологической подготовки, как базовой, так и подготовки к тренировочной деятельности требует внесения корректив, разработки актуальных на настоящее время способов, средств и методических приёмов, направленных на повышение волевой подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования в художественной гимнастике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - Санкт-Петербург : Центр карьеры, 1999. - 368 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 352 с.

REFERENCES

1. Stambulova N.B. (1999), Psychology of sports career: textbook, Career Center, St. Petersburg.

2. Ilyin E.P. (2009), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2022

УДК 159.955

КОНЦЕПЦИЯ «МЫСЛЯЩЕГО ТЕЛА» И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Матвеева, кандидат педагогических наук, Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск

Аннотация

Цель работы - анализ того, как на протяжении последних ста лет актуализировалась концепция «мыслящего тела» в исследованиях различных двигательных практик. Понятие «мыслящего тела» рождается в начале XX в., отражая необходимость поиска новых методов обучения в физическом воспитании и танцах. Данное понятие также было востребовано и в области терапии различных проблем с позвоночником и костной системой в целом. При этом авторам не достаёт научной корректности в использовании самого понятия, так как речь идёт не о мышлении, а о воображении. Далее начинается проведение экспериментов, которые подтверждают статистически значимое воздействие создаваемых телесно-двигательных образов на эффективность и результативность двигательных практик. В собственных исследованиях, проводимых на протяжении тридцати лет, был выявлен другой характер взаимосвязи между мышлением и телом: каким образом телесно-двигательный опыт, полученный в детстве, оказывает влияние на характер протекания мыслительных процессов в последующие годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: «мыслящее тело», идеокинез, танцы, спорт, образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p569-572

CONCEPT OF "THINKING BODY" AND ITS REALIZATION IN SCIENTIFIC

RESEARCH

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyudmila Pav-lovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Anna Vladimirovna Mat-

veeva, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk State University of Sports

Abstract

The purpose of the work is to analyze how the concept of the «thinking body» has been actualized in the research of various motor practices over the past hundred years. The concept of a «thinking body» was born at the beginning of the XX century, reflecting the need to search for new teaching methods in physical education and dance. This concept was also in demand in the field of therapy of various problems with the spine and the bone system as a whole. At the same time, the authors lack scientific correctness in using the concept itself, since it is not about thinking, but about imagination. Then the experiments begin, which confirm the statistically significant impact of the created bodily-motor images on the effectiveness and efficiency of motor practices. In his own research conducted for thirty years, a different nature of the relationship between thinking and the body was revealed: how does the bodily-motor experience gained in childhood affect the nature of the flow of thought processes in subsequent years.

Keywords: "thinking body", ideokinesis, dancing, sports, education.

ВВЕДЕНИЕ

Преодоление узкоспециализированного подхода в науке суть требование современности. Признавая все исторические достижения бэконианской методологии, приведшей к господству позитивизма, тем не менее, уже очевидна его недостаточность в решении научных и социальных проблем на нынешнем этапе человеческой эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.