Столыпинский вестник №9/2024
Научная статья Original article УДК 321.04.18
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
RESEARCH ON THE ECONOMIC EFFICIENCY OF ENERGY RESOURCES
1,2Кокиева Галия Ергешевна, доктор технических наук, декан Инженерного факультета 1ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» (670024, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.8), тел. 8-924-8-66-537, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3447-1911 , kokievagalia@mail. ru
2Профессор кафедры «Информационные и цифровые технологии» ФГБОУ ВО Арктический агротехнологический университет (677007, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, шоссе Сергеляхское, 3 км., дом.3, ), тел. 8-924-8-66-537, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3447-1911 , [email protected]
1,2 Kokieva Galiya Ergeshevna, doctor of Technical Sciences, Dean of the Faculty of Engineering of the 1st State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov" (670024, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Pushkin str., 8), tel. 8-924-8-66-537, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3447-1911 , [email protected]
Аннотация. Одним из основных эффективных показателей, определяющих экономический эффект от работы сельскохозяйственных машин, служат приведенные затраты, которые в свою очередь зависят от цен на эти машины. В
Столыпинский
вестник
настоящее время закон стоимости, формы и пути его использованиями стали особенно актуальными вследствие внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования, внутрихозяйственного расчета, которые повышают роль товарно-денежных отношений и стоимостных категорий (цены, себестоимости, прибыли и др.) в экономике и предполагают их широкое использование. Из-за удорожания поставляемых промышленностью товаров растут производственные затраты, увеличение цены на технику не всегда соответствуют ее качеству и производительности, так что повышенные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию через 2.. .3 года уже не будут играть поощрительную роль. В статье приводится исследование экономической эффективности энергетических средств.
Abstract. One of the main effective indicators determining the economic effect of the operation of agricultural machines is the reduced costs, which in turn depend on the prices of these machines. Currently, the law of value, forms and ways of using it have become especially relevant due to the introduction of a new system of planning and economic incentives, on-farm calculation, which increase the role of commodity-money relations and value categories (prices, costs, profits, etc.) in the economy and imply their widespread use. Due to the rise in the cost of goods supplied by industry, production costs are increasing, the increase in the price of machinery does not always correspond to its quality and productivity, so that increased purchase prices for agricultural products in 23 years will no longer play an encouraging role. The article presents a study of the economic efficiency of energy resources.
Ключевые слова: экономическая эффективность, энергетические средства, сельскохозяйственные машины, балансовая стоимость.
Keywords: economic efficiency, energy resources, agricultural machinery, book
value Введение
Цель совместного предпринимательства сегодня - привлечение передовой техники и технологии, дополнительных ресурсов, использование управленческого и коммерческого опыта иностранных фирм и отчасти упорядочение внешней
торговли. Эти цели сформулированы в ряде правительственных документов, где отмечается, что СП создаются для более полного удовлетворения потребности страны в отдельных видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах, привлечения дополнительных материальных и технических ресурсов, развития экспортной базы страны, сокращения нерационального импорта.
Совместные предприятия могут иметь различные организационные формы. На это влияет ряд факторов, в том числе и цели партнеров. В зависимости от целей СП можно сгруппировать по видам деятельности:
-научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных разработок для создания новых продуктов и оборудования;
-производительного назначения, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель — снижение издержек в процессе производства и сбыта продукции;
-для закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых при производстве конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;
-для освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в-третьих странах;
-комплексные, сочетающие различные виды деятельности.
Подготовка соглашения по созданию СП начинается с большой предварительной работы, в которой можно выделить следующие этапы: определение конкретных целей; поиск иностранного партнера, проверка его деловой репутации и финансового положения, предварительные переговоры с партнером и подписание протокола о намерении, разработка технико-экономического обоснования создания СП и его экспертиза компетентных организациях, подготовка проектов договора по созданию СП и учредительных документов, согласование условий сотрудничества и учредительных документов, окончательные переговоры, подписание учредительных документов; регистрация.
Чрезвычайный важный этап - выбор партнёра. Для этого необходимо необходимо проанализировать цели и задачи как свои, так м потенциального партнера. Должен быть собран максимальный объем информации о возможностях сбыта, инвестициях • стране и финансовых источниках.
После определения партнера фирма — инициатор создания СП обменивается письмами намерениях, основная задача которых — подтверждение совпадения целей сторон. В письмах должны быть оговорены цели и задачи СП, масштабы, в также возможный объем поставок за рубеж прибыли иностранного партнера (в денежной или товарной форме), размер, формы и стоимостная оценка общих затрат на создание СП и обеспечение его деятельности в начальный период, основные требования к технологии и оборудованию, предложения по организации материально-технического снабжения и сбыта продукции в нашей стране и за рубежом, порядок распределения прибыли, желаемый уровень экономической эффективности СП, его рентабельность и окупаемость, срок деятельности, необходимый для достижения намеченных целей, число, условия привлечения и оплаты труда советских и иностранных специалистов.
Основными моментами, требующими согласования, являются установление числа представителей сторон в Совете Директоров, назначение на руководящие посты и ответственность этих лиц, предоставление им права «вето», а также выработка условий решения спорных вопросов.
Создаваемые фонды СП делятся по назначению, на резервный, амортизационный, Фонды развития производства, науки и техники, заработной платы и материального поощрения, социально-культурных мероприятий. По источникам создания они делятся на формируемы за счет затрат, включаемых в себестоимость продукции, отчислений от балансовой прибыли до налогообложения и прибыли, оставшейся после уплаты налога в бюджет.
Из облагаемой прибыли СП уплачивает налог региона налог составляет 10 %). СП освобождается от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет деятельности. Налог на перевод за рубеж распределенной части прибыли зарубежного участника — 15 %. СП освобождено от уплаты некоторых существующих у нас отчислений, таких как плата за производственные фонды и
трудовые ресурсы, местный налог и т. п. Режим налогообложения регулируется соответствующим законодательством. В бюджет также изымается прибыль, полученная сверх предельного уровня рентабельности.
Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов в бюджет и отчислений в фонды, распределяется между партнёрами пропорционально доле в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительскими документами. Поэтому правильная оценка вклада каждого участника в уставной фонд СП — залог его успешной работы.
СП не устанавливаются плановые задания, сбыт его продукции не гарантируется. Оно на договорных началах получает сырье, энергию, обеспечивается транспортом и реализует продукцию.
Согласно действующему законодательству совместное предприятие осуществляет владение, пользование, распоряжение своим имуществом, которое суммируется в виде вкладов его участников в уставной фонд предприятия. В счет этих вкладов участники могут зачислять здания, сооружения, оборудование, иные материальные ценности, права на пользование землей, водой и другими природными ресурсами, вносить денежные средства в национальной и свободно конвертируемой валюте. Уставной фонд может также пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности и дополнительных вкладов его участников.
Для потенциального зарубежного вкладчика главным вопросом всегда будет оценка риска и возможной прибыльности инвестиций. При этом учитывается качестве возможного риска целый ряд факторов. К контролируемым относятся проблемы выбора проекта СП и его организации, пути и методы регистрации прибылей, подготовки персонала и т.п. Этот риск весьма специфичен для каждой фирмы и конкретно решается в каждом случае. Существует также риск, не зависящий от иностранного партнера, например, бюджетно-финансовая политика. Страна с плохо контролируемым бюджетом может расцениваться как объект для приложения капитала с нежелательно высоким риском по ряду причин: во-первых, здесь велика вероятность различных кризисных явлений и затяжной стагнации, во-вторых, крайне высок риск инфляции, что затрудняет верную оценку издержек и прибылей.
В этих условиях иностранные партнеры, не желая рисковать крупными капиталовложениями, предпочитают вкладывать капитал либо в отрасли с низкой капиталоемкостью, либо в те, где возможно получать доходы уже сейчас или в недалеком будущем. Существенно реже образуются СП по производству и комплексной переработке сельскохозяйственной продукции.
Основная часть
При эксплуатации сельскохозяйственных машин имеет место взаимодействие трех элементов производственного процесса. Первый из них -применяемая техника, второй - внешние производственные условия (среда) и обрабатываемый материал, третий - люди, управляющие машинами.
Научные исследования в области эксплуатации должны базироваться на следующих основных методологических положениях: при решении любого вопроса использования машин следует исходить из требований передовой технологии, обеспечивающей интенсификацию производства, снижение затрат труда и средств, при этом агробиология, техника и экономика должны гармонически сочетаться; сельскохозяйственные агрегаты и обрабатываемый ими материал (среда) рассматриваются как единая взаимообусловленная система; свойства всех взаимодействующих элементов в той или иной степени непрерывно изменяются в пространстве и во времени; научные гипотезы и теоретические закономерности необходимо проверять практикой, опытом передовиков, иначе говоря развитие научных методов использования машин в сельскохозяйственном производстве должно основываться на единстве теории и практики.
Из этих предпосылок вытекают, прежде всего, две взаимосвязанные задачи: 1) определение оптимальных параметров агрегата применительно к производственным условиям его использования (речь идет прежде всего о таких параметрах, как ширина захвата, скорость, мощность энергетической установки, вес); 2) определение рациональных режимов работы агрегата с энергетической установкой заданной мощности. Это главным образом выбор передачи и степени (коэффициента) загрузки двигателя с учетом условий работы. Внедрение новых тракторов и сельскохозяйственных машин до последнего времени производилось путем отбора лучших моделей из многочисленных образцов, создаваемых многими
предприятиями и организациями. Нередко при этом допускались непродуманные субъективные решения. Такая постановка дела требовала весьма крупных капиталовложений и вместе с тем резко снижала их эффективность, так как большинство образцов выбраковывалось в процессе испытаний, а многие машины, рекомендованные к производству, не соответствовали техническим и экономическим требованиям.
Необходимо коренным образом пере строить техническую политику, перейдя. к принципу создания перспективных: образцов машин по заранее научно обоснованным оптимальным параметрам для заданных условий их применения.
Оптимальные параметры сельскохозяйственных агрегатов можно устанавливать по разным критериям. Важнейшие из них - затраты энергии и прямые эксплуатационные издержки при выполнении производственного процесса. Теория оптимальных параметров устанавливает зависимость между основными показателями внешних условий производства (физико-механические свойства обрабатываемого материала и основания, по которому перемещается агрегат, уклон поверхности и размеры полей) и параметрами агрегата (ширина захвата, вес, энергонасыщенность, кинематическая характеристика).
Поскольку закономерности изменения оптимальных параметров по критерию минимума прямых эксплуатационных издержек описываются уравнениями высших степеней, важное значение имеет накопление экспериментальных данных по входящим в уравнения величинам. Наряду с этим широкое применение должны получить методы моделирования.
Наибольшие производительность и экономичность мобильного сельскохозяйственного агрегата в заданном сочетании условий достигаются при строго определенном соотношении энергетической и рабочей частей системы. Это соотношение определяет оптимальную загрузку двигателя, которая является переменной величиной, зависящей от динамических свойств двигателя, динамических параметров агрегата (в том числе приведенного момента его инерции), характера выполняемого процесса и физико-механических и технологических свойств обрабатываемого материала. Поэтому необходимо провести глубокие исследования и получить исчерпывающие характеристики
двигателей, тракторов с трансмиссиями различных типов, агрегатов и обрабатываемых материалов в их производственных состояниях. С этой проблемой связано совершенствование технических средств агрегатированы и контроля за режимами работы агрегатов.
За последние годы удельная металлоемкость системы машин и удельные капиталовложения в машинный парк возросли в несколько раз, в то время как съем продукции с единицы площади по ряду культур увеличился незначительно, по многим культурам остался на прежнем уровне, а по некоторым даже снизился. Анализ нынешнего положения дел приводит к выводу, что это несоответствие обусловлено противоречиями между новой мощной сельскохозяйственной техникой и старой агротехникой, которая основывалась на ручном труде и применении конных орудий.
На наш взгляд, указанное противоречие не может быть разрешено в рамках какой-либо из существующих научных дисциплин и требует создания новой отрасли науки-машинной Агротехнологии. Содержание ее должна составлять разработка способов машинного производства сельскохозяйственных продуктов при помощи мощных технических средств и с учетом биологических закономерностей роста и развития растений. Расчленив эту общую задачу на составляющие, можно выделить следующие основные разделы машинной Агро технологии: а) сельскохозяйственные материалы, их свойства и способы обработки; б) агротехнические требования, нормативы и допуски; в) производственные, энергетические и экономические основы машинной технологии; г) проектирование прогрессивных технологических процессов и комплексов.
Глубокое изучение физико-механических и технологических свойств сельскохозяйственных материалов, а также биологических свойств почвы, растений, насекомых позволяет не только совершенствовать сельскохозяйственную технику, но и направленно улучшать технологию, повышать эффективность производства.
Общеизвестно, что чрезмерно жесткие агротехнические требования приводят к огромным трудностям при проектировании машин, к неоправданному
усложнению конструкций, снижению эксплуатационной на. должности, массовым случаям выбраковки машин во время испытаний и, в конечном счете, к снижению темпов технического прогресса и большому перерасходу народно-хозяйственных ресурсов. Наряду с разработкой научно обоснованных агротехнических требований главное внимание необходимо уделить составлению всесторонне аргументированных технических условий на создание новых сортов растений, наиболее пригодных для машинного возделывания. Внедрение таких сортов позволит значительно упростить конструкции машин, повысить их эксплуатационную надежность, производительность и экономичность. Решение этих актуальных вопросов потребует глубоких комплексных исследований с участием биологов, физиологов, агрономов, физиков, инженеров.
Необходимо всемерно развивать и углублять учение об агротехнических нормативах и допусках. Среди многочисленных вопросов в этой области, требующих разрешения (установление нормативов и допусков по срокам и продолжительности выполнения процессов, расходу материалов, качественным и количественным потерям продукта, показателям, характеризующим собственно технологический процесс), особое значение имеют три: 1) установление допусков по смежным по времени взаимообусловленным процессам; 2) изучение скорости как фактора регулирования качества выполнения процесса; 3) стандартизация систем возделывания пропашных культур. Эти исследования должны основываться на применении методов математической статистики и математического моделирования. Учитывая характер изменения базовой поверхности, при установлении допусков на обработку почвы следует использовать так называемые толерантные пределы.
В связи с осуществлением в нашей стране широкой программы мелиорации земель особую актуальность приобретают вопросы технологии так называемых «культур технических» работ, эксплуатации машин на склонах, в условиях орошаемого земледелия и осушительных систем.
Проблема повышения скоростей сельскохозяйственных агрегатов до последнего времени рассматривалась, главным образом, лишь в техническом и экономическом аспектах. Что же касается влияния скорости движения агрегата на
характер развития растений и качество получаемой продукции, то оно почти не учитывалось.
Между тем, это влияние велико, особенно в процессах, связанных с формированием насаждений и уборкой урожая. Представляется целесообразным провести исследования по всем основным культурам в различных сельскохозяйственных зонах и установить оптимальные нормативы скоростных режимов работы агрегатов.
При анализе принятой в настоявшее время системы междурядий пропашных куль-гур особенно резко проявляется противоречие между старыми приемами агротехники и современными техническими средствами. Необходимо завершить исследования, начатые более 30 лет назад М. Х. Пигулевским, и разработать рациональную систему междурядий. Это позволит повысить скорости обработки посевов и выход продукции с единицы площади и на единицу затрачиваемого труда, откроет большие возможности для универсализации и унификации машин.
Одним из важных условий интенсификации сельскохозяйственного производства является резкое улучшение организации и технологии транспортных работ. Большинство. исследований в этой области, выполненных за последнее время, касалось совершенствования технических средств, а вопросы транспортной технологии в увязке с процессами возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, производства животноводческой продукции разработаны слабо. Исследования в этом направлении должны строиться применительно к отдельным сельскохозяйственным зонам, вестись комплексно и охватывать такие вопросы, как структура грузооборота, свойства сельскохозяйственных грузов, режимы работы в различных производственных условиях, сравнительная эффективность и комплексное использование различных транспортных средств - стационарных и мобильных.
В связи с интенсификацией процессов и увеличением рабочих скоростей все большее значение приобретают такие проблемы, как повышение надежности машин, сокращение времени на их техническое обслуживание, а также рациональное чередование труда и отдыха механизаторов. Не рассматривая здесь эти вопросы подробно (они могут стать предметом самостоятельной статьи),
отметим лишь, что, по нашему мнению, совершенствование системы и организации технического обслуживания сложных машин и агрегатов должно вестись на основе следующих принципов: разграничение функций производственной эксплуатации машин и их технического: обслуживания; выделение сложных операций из ежесменного технического ухода; разграничение функций профилактической и ремонтной служб; рационализация, механизация, а в перспективе и автоматизация процессов технического обслуживания; внедрение эффективных методов учета и прогрессивной системы оплаты труда, стимулирующих высокое качество обслуживания, а также сохранность техники и экономию запасных частей.
До настоящего времени не разработаны в общем виде научные основы и единые принципы проектирования оптимального состава машинного парка.
Для решения этой задачи очень важно установить критерий оптимизации парка; предопределяющий математическую модель. Таким критерием могут быть: минимум потребности в машинах; минимум металлоемкости; минимум капиталовложений в машинный парк; максимум производительности или, что одно и то же, минимум продолжительности выполнения процесса; минимум прямых эксплуатационных затрат на единицу продукции; наибольшая эффективность капиталовложений в машинный парк. Выбор того или иного критерия зависит от конкретных условий, но наиболее обобщающими служат последние два. В отдельных случаях целесообразно провести расчеты по различным критериям и соответствующим алгоритмам,
Что позволит, проанализировав результаты, выбрать, наилучший вариант. Нужно подчеркнуть, что в подобных расчетах с применением электронно-вычислительных машин особое значение имеет достоверность исходной информации, в том числе по производительности, затратам, расходу материалов, срокам работы агрегатов.
Анализ создания и деятельности совместных предприятий в аграрной сфере показывает, что в настоящее время их продукция не занимает сколько-нибудь значительного места в результатах деятельности АПК.
Необходимо выявлять экономическую эффективность использования техники вариантным методом счета (речь идет о расчете как минимум трех вариантов) состава машинно-тракторного парка.
Одним из важнейших показателей экономической эффективности механизации сельского хозяйства является размер прямых эксплуатационных затрат на работу машин. В обсуждаемой статье относящиеся сюда расчеты выполняются по формулам:
Ц = С
т + Са + Ср + Св + Сг,
Эм = Цо-Ц1±Д,
Эр = Е(И1 + Ир1)-Е(И2-Ир2), где Ц - прямые затраты в рублях на единицу работы; Ст- оплата труда рабочих; обслуживающих средства механизации, Са - амортизационные отчисления на тракторы, двигатели, машины и производственные сооружения, применяемые в производственном процессе; Ср - затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание средств механизации; Сг - стоимость горючего и смазочных материалов; Эм - экономия в рублях (снижение текущих эксплуатационных расходов на единицу работы при замене старых машин новыми); Ц0 - текущие расходы на эксплуатацию старой машины; Ц1 - то же для новой машины; Д -разница в стоимости потерь урожая и расходуемых основных материалов; Эр -общая сумма экономики производственных затрат при определении эффективности механизации сельского хозяйства в предприятии, районе, области, республике (экономия исчисляется в планируемом году по сравнению с отчетным годом); И1 - производственные затраты на планируемый период при выполнении работ в агротехнические сроки машинами, имевшимися в исходном году; И2 - то же при выполнении работ проектируемыми машинами; Ир1 и Ир2 - затраты на выполнение немеханизированных работ в агротехнические сроки. Для исчисления Ир1 и Ир2 умножают производственные затраты на 1 га при выполнении работ немеханизированным способом на разность между общим объемом работ и объемом работ, выполняемым машинами.
Предположенный метод расчета прямых затрат вызывает серьезные возражения, а в изложении этого метода много неясностей. Так, в стоимость
работы авторы включают амортизационные отчисления не только на машины, на и на „сооружения, применяемые в производственном процессе". Таких сооружений в хозяйстве много, о каких из них идет здесь речь? За ответ на этот вопрос можно принять ранее брошенную авторами фразу: „... построек и сооружений, необходимых для правильной и экономически выгодной эксплуатации техники".
Но где критерий, по которому можно отнести конкретную постройку к такой категории? А если в данном хозяйстве какая-либо постройка, обслуживающая машинный парк, не удовлетворяет требованиям „правильной и экономически выгодной эксплуатации техники", как тогда быть? Начислять или не начислять средства на ее амортизацию? Неясно и другое: надо ли учитывать затраты на текущий ремонт построек и сооружений?
Включение амортизации и ремонта построек и сооружений в прямые затраты на работу машин может заметно исказить истинную эффективность техники.
Так, постройки и сооружения для хранения могут быть сделаны из разных материалов, иметь разную балансовую стоимость, разный срок службы. Следовательно, будут отличаться и расходы на их ремонт и амортизацию, причем не только в разных хозяйствах, но и в одном колхозе или совхозе. Очевидно, что ремонт и амортизация построек и сооружений не могут быть связаны с определенными видами, а тем более марками машин. Стало быть, по крайней мере в нашем случае, эти расходы должны быть отнесены к косвенным, а не прямым затратам.
При исчислении прямых затрат авторы обошли расходы на капитальный ремонт. Если стоимость такого ремонта они включают в амортизацию машин, как делается в совхозах, то почему этот принцип не применен ими в примере с посевными агрегатами (стр. 13-14)? Стоимость капитального ремонта не включена здесь ни в амортизацию, ни в затраты на техническое обслуживание машин.
Неясна и вторая из приведенных выше формул. При исчислении экономии авторы учитывают „разницу в стоимости потерь урожая". Как понимать эту разницу? Если сопоставляют две уборочные машины, скажем прицепной и самоходный зерновые комбайны, то дело как будто ясно: достаточно учесть количественные потери за той и другой машинной в одинаковых условиях, и
вопрос решен. Но как применить это требование, допустим, к прицепному и навесному плугу, или дисковому и лемешному лущильнику, или к фронтальному и эшелонированному построению агрегатов, или к обычному и скоростному выполнению какой-либо работу? А может быть, „разницу в стоимости потерь урожая" надо исчислять только для уборочных машин?
Авторы пишут: „Для сложных технологических процессов, а также для возделывания культуры или производства отдельных видов продуктов экономия определяется отдельно по каждой операции, а затем суммируется по всему
процессу (ЕЦ0-^Ц1). К этой экономии прибавляется выгода, получаемая от
дополнительного урожая (в закупочных ценах) в результате сокращения сроков работ".
Если говорить о возможном увеличении урожая в результате введения новой техники, то это будет результатом не только (и даже не столько) сокращения сроков работ, но и улучшения их качества. Плуг с предплужником не ускорит пахоту, но, несомненно, улучшит ее качество, а это благоприятно отзовется на урожае. Узкорядная сеялка не сократит сроки сева зерновых по сравнению с рядовой, но она почти всюду увеличивает урожай благодаря более равномерному распределению семян по площади поля. Таких примеров можно привести много, и они говорят о том, что при оценке машины надо учитывать все, а не отдельные последствия ее применения.
Неясно толкование и третьей из приведенных формул. Так, для исчисления затрат на немеханизированные работы необходимо, как указывают авторы, умножить гектарные затраты „на разность между общим объемом работ и объемом работ, выполняемым машинами". Так можно поступать лишь в том случае, когда механизированные и немеханизированные работы одинаковы по своему характеру и измеряются одними и теми же единицами. Во всех остальных случаях (а их подавляющее большинство) это неприменимо.
Возьмем пример: за тракторным агрегатом, окучивающим картофель, поставили двух рабочих, чтобы исправлять недостатки в работе окучника: засыпать землей обнаженные корни, освобождать от земли присыпанные растения и т. д. Как найти здесь разность объемами механизированной и немеханизированной работ?
Или, -скажем, за картофелекопателем люди вручную собирают выкопанные клубни. Работа машины измеряется гектарами, а работа людей - центнерами собранного картофеля. Как тут можно из общего объема работ вычесть объем работы, выполненный машинами? А может быть, всех рабочих, занятых на поле, где работает машина, авторы относят к „обслуживающим средства механизации"? тогда неясно, что отнести к немеханизированным работам.
Судя по истолкованию величин, входящих в первую формулу, к прямым эксплуатационным затратам (если исключить ремонт и амортизацию построек) авторы относят те, которые связаны с непосредственной работой машин. При таком подходе трудно ожидать какой-либо экономии с введением более совершенной техники. Эти машины, выполняющие более широкий круг операций, обычно сложнее, дороже, и, следовательно, амортизация из больше. Дороже обходится и техническое обслуживание их. Часто такие машины более энергоемки, что увеличивает расходы на топливо и смазочные материалы для их работы. Из сопоставления затрат на работу старой и новой машин почти всегда будет следовать парадоксальный вывод, что новая техника приносит убытки. К такому неверному заключению, противоречащему жизненным фактам, приводит неправильный метод исчисления прямых эксплуатационный затрат.
При оценке экономической эффективности механизации сельскохозяйственного производства необходимо учитывать пять показателей: срок службы сравниваемых машин, их работоспособность (надежность работы), экономичность, степень автоматизации и технологичность выполняемой ими работы. Из сопоставляемых машин, очевидно, та будет лучше, для которой перечисленные показатели окажутся выше. Эти характеристики машины объединяются таким синтезирующим показателем, как эксплуатационная стоимость выполнения того технологического процесса, в котором используется данная машина. Обратим внимание: при решении нашей задачи рассчитываются прямые затраты не только на работу самой машины (или агрегата), но и на весь технологический процесс, в котором она применяется. Границы такого процесса очерчиваются теми операциями, которые выполняются наиболее сложной из сравниваемых машин (агрегатов).
Прямые затраты на выполнение технологического процесса с использованием данной машины (агрегата) определяются по формуле (в рублях на единицу работы):
М = А + В + Я + Е + ГМ + ГР + I + С, (1)
где Л - амортизация машин,
В - расходы на их техническое обслуживание,
Б - стоимость дополнительных материалов, необходимых для работы машин, Е - стоимость дополнительных материалов, необходимых для работы машин, ГМ - оплата труда людей, занятых непосредственным обслуживанием машин, ГР - оплата труда людей, которые завершают работу, выполненную машинами, / - стоимость работы живого тягла, используемого при этом, £ - расходы на ремонт и амортизацию ручного и конного инвентаря, используемого при завершении работы машин.
Расходы на амортизацию определяются по одной из формул
А = ; А = 8 рублей на единицу работы, (2)
X
Где и - первоначальная стоимость машины,
- ее ликвидная стоимость (стоимость при сдаче ее в металлолом), х - срок службы машины (в единицах выполняемой ею работы), х0 - годовой объем работы машины,
5 - норма годовых отчислений на амортизацию (в долях единицы).
Очевидно,
Расходы на амортизацию отражают срок службы машины. Чем дольше она работает, тем меньше затраты на амортизацию. Следует отметить, что сроки работы машин плохо изучены и крайне схематично нормированы. Так, например, „Сборник справочных сведений для колхозов" (Сельхозгиз, 1959) дает конкретные нормы амортизационных отчислений по маркам машин только для тракторов (в рублях на 1 га условной пахоты) и для зерновых комбайнов (в рублях на 1 га убранной площади). Для остальной техники амортизационные отчисления не определены даже по видам машин. Установлены лишь годовые отчисления в
размере 14% балансовой стоимости для сложных и комбинированных машин (кроме зерновых комбайнов) и 10% для всех остальных машин.
При указанной размерности амортизационных отчислений для тракторов эти расходы определятся из уравнения
А = АуС рублей на единицу работы, (3)
где Ау - норма амортизации для трактора данной марки в рублях на условный гектар,
С - коэффициент перевода данной работы в условную пахоту.
Амортизация автомашин и их прицепов исчисляется по формуле
А = рублей на тонна-километр, (4)
Где 5 - амортизационная стоимость автомашин или прицепа (разность между первоначальной и ликвидной стоимостью),
Ь - срок службы автомашины или прицепа (в километрах пробега), Р - номинальная грузоподъемность машины (прицепа), Р - коэффициент использования грузоподъемности при перевозке данного груза,
у - коэффициент использования пробега (доля пути, пройденная с грузом).
Надежность работы машин отражается в затратах на их техническое обслуживание. Это обслуживание складывается из технического ухода, ремонта (текущего и капитального), обкатки и правильного хранения машин в нерабочее время.
В плановых расчетах стоимость технического обслуживания удобнее всего нормировать в виде отчислений на каждую единицу выполненной работы. Для тракторов такие отчисления даются в рублях на гектар условной пахоты, и их можно рассчитать по формуле
С _ пкРк+птРг+Ру
Вт =-;-»
х0
где Вт - отчисления (в рублях на условный гектар),
пк, пт - числа, показывающие, сколько раз за год данный трактор проходит капитальный и текущий ремонт,
- стоимость технического ухода за год (в рублях на один трактор данной марки),
х0 - годовой объем работы (в гектарах условной пахоты), выполняемой данным трактором.
Стоимость технического обслуживания агрегата определится из-уравнения
В = БТС + рублей на единицу работы, (6)
Где - норма затрат на ремонт и технический уход за рабочими машинами агрегата.
Экономичность машины отразится в затратах на топливо и смазочные материалы, отнесенных на единицу работы. Эти затраты рассчитываются по формуле
Б = + рублей на единицу работы. (7)
Где - стоимость основного топлива (в рублях за 1 кг),
^ - расход пускового топлива или масла в долях расхода основного топлива,
^ - стоимость пускового топлива или масла (в рублях за 1 кг), в - расход основного топлива (в килограммах на единицу работы).
В последней формуле выражение в скобках представляет собой комплексную цену топлива для трактора данной марки. В эту стоимость входит цена килограмма основного топлива и стоимость пускового топлива и смазки. Приходящихся по нормам на 1 кг основного топлива.
Степень автоматизации работы машины находит отражение в оплате труда рабочих, занятых непосредственным обслуживанием агрегата. Очевидно, чем выше автоматизация работы машины, тем меньше требуется людей для ее обслуживания, тем меньше расходы на их оплату. Размер этих расходов по формуле
■уу! ^ ТП f
Тм = + рублей на единицу работы, (8)
где ш1, т2 - число механизаторов и подсобных рабочих, занятых непосредственным обслуживанием агрегата, Л, /2 - оплата их труда (в рублях за человек-час), Ш - производительность агрегата за час.
Технологичность работы машины в стоимостном показателе характеризуется затратами на завершающие операции. Чем лучше машина выполняет все операции. Чем лучше машина выполняет все операции технологического процесса, тем меньше окажутся расходы на дополнительные операции, выполняемые вручную или с привлечением живого тягла. Суммарные затраты Н на завершение работы машины равны
Н = Тр + I + в рублей на единицу работы. (9)
Отношение 1^мех = 1—Н (10)
можно назвать стоимостным коэффициентом механизации технологического процесса при выполнении его данной машиной (агрегатом). Одновременно его можно назвать стоимостным коэффициентом технологически данной машины. Этот коэффициент показывает, какая доля прямых затрат при выполнении рассматриваемого процесса расходуется на работу машин. Чем выше стоимостный коэффициент механизации, тем меньше расходы на завершение работы машины, тем выше ее технологичность.
При анализе эксплуатационных расходов несомненный интерес представляют отношения
V-
У1 = 100^%, (11)
где У1 - доля данного вида затрат в общей стоимости = 1, или 100%), У^ - числовое значение данного вида затрат (в рублях на единицу работы), М - величина всех прямых затрат (в рублях на единицу работы). При использовании формулы (12) на место У^ поочередно станут величины правой части равенства (1). Выражение этого равенства в относительных числах даст наглядное представление о доле различных затрат и поможет составить более правильную характеристику машины.
Разность М0 = М — Н рублей на единицу работы (12)
покажет прямые затраты, непосредственно относящиеся к машине или агрегату (М - затраты на всю работу, Н - затраты на завершение работы машины).
При сравнении однотипных машин, дающих примерно одинаковые конечные результаты работы, большой интерес представляют отношения
7
Ъ = 1-7Г, (13)
м0
где 2 - данный вид затрат (в рублях на единицу работы). На место 2 ставят величины правой части равенства (1), кроме трех последних.
При подстановке на место 2 значения А получаем уравнение.
л
^ = (14)
дающее стоимостный коэффициент срока службы машины. Чем дольше служит машина, тем меньше расходы на ее амортизацию, тем выше значение этого показателя.
Выражение = 1 — — (15)
можно назвать стоимостным коэффициентом работоспособности машины. Чем надежнее работа машины, тем меньше расходы на ее техническое обслуживание, тем выше значение этого коэффициента. По формуле:
"а = 1—£ (17)
рассчитывается показатель, который можно назвать стоимостным коэффициентом экономичности машины (агрегата). Чем меньше энергоемкость машины, тем меньше расход и стоимость топлива для ее работы, тем выше коэффициент экономичности.
Наконец, по формуле:
"« = 1—% (18)
определяется показатель, который можно назвать стоимостным коэффициентом автоматизации работы машины. Чем больше автоматизированы операции, выполняемые машиной (агрегатом), тем меньше рабочих занято непосредственным обслуживанием агрегата, тем меньше расходы на оплату их труда, тем выше коэффициент автоматизации работы машины.
О степени совершенства машины. Чем меньше прямые затраты на работу машины (агрегата), тем выше этот коэффициент, тем более совершенна данная машина (агрегат). Для идеальной машины, работающей без всяких затрат, все
стоимостные коэффициенты (формулы 15-18) равнялись бы единице, а вместе с тем и коэффициент совершенства (формула 19) также был бы равен единице. Для реальной машины любой из этих коэффициентов всегда меньше единицы. Числовое значение коэффициента показывает, в какой мере данная реальная машина приближается к идеальной такого же типа по своим стоимостным показателям.
После подсчета и анализа прямых эксплуатационных затрат на данный техноло гический процесс при выполнении его раз ными машинами можно определить абсолютТ ную и относительную экономию при исполь зовании более совершенной машины по формулам
т = М{- М2±Ы
Рублей на единицу работы;
р = (19)
^ М2
где - абсолютная экономия затрат (в руб лях на единицу работы). М. - затраты на технологический про цесс при выполнении его с исполь зованием первой машины (в рублях на единицу работы), М-то же для второй машины, N стоимость разницы в амбарном урожае, обусловленной применени ем второй машины (или стоимость семян, сэкономленных при посеве). - относительная экономия.
М. и М. исчисляются по формуле (1). При расчете экономии в технологический процесс включают те операции, которые выполняются более совершенной из сравни ваемых машин.
Небезынтересно также относительное распределение экономии по видам затрат. Представление об этом дает формула
А1-А2 В1-В21 + т т
+ 21-с1±1=1.
т т
Анализ этой формулы дает возможность выяснить, за счет чего и в какой мере создается экономия при замене одной машины другой.
До сих пор мы рассматривали стоимостные показатели эффективности механизации применительно к одной машине (агрегату). Для всего комплекса
работ при выращивании и уборке какой-либо культуры, выполняемых данной системой машин, можно получить аналогичные показатели по формулам: прямые затраты М. по комплексу работ
Мк=^М1 рублей на 1 га; (21)
М1 затраты (в рублях на 1 га) по отдель ным технологическим процессам комплекса определяются по формуле (1); коэффициент механизации комплекса работ к данной системой машин
Лмк = 1—^ (22)
где Н - прямые затраты на завершение работы отдельных машин.
Заметим, что для отдельного технологического процесса или машины прямые за траты могут иметь любую размерность, в зависимости от того, в каких единицах ис числяется производительность машины. Для системы машин, выполняющей комплекс разнородных работ, прямые затраты определяются только на 1 га площади. Если по какому-либо процессу М дается, допустим. в рублях на единицу веса, то ее надо пересчитать в рублях на 1 га, умножив М на вес продукта или материала, относимый к гектару (скажем, на урожай в центнерах с гектара).
Напомним, что стоимостный коэффициент механизации одновременно является коэффициентом технологичности данной системы машин. Он показывает долю прямых затрат, относящихся непосредственно к используемым машинам:
^мк = М = ^ок (23)
где Максимальные прямые затраты, относимые к машинам данной системы (в рублях на гектар по всему комплексу работ).
Нетрудно убедиться, что все показатели, (12)-(19) определяемыешно процессов, могут быть рассчитаны для данной системы машин и выполняемого ею комплекса работ.
Одним из критериев выбора наиболее вы годной системы машин для возделывания данной культуры является экономия прямых затрат, определяемая по формуле, анало гичной (20):
тс = X М1 — Е М2 ± рублей на 1 га по комплексу, (25)
Л = (26)
По формуле, аналогичной (21), можно проследить, по каким видам затрат и в каком относительном размере создается экономия при замене одной системы машин другою.
Для исчисления экономии от введения новой техники по отрасли хозяйства (допустим, по полеводству) в пределах предприятия, района, области необходимо суммировать экономию по всем культурам
= рублей, (27)
где-то т0 - экономия (в рублях) по отрасли хозяйства в пределах предприятия, района, области,
те1 - экономия по данной культуре (в рублях на 1 га) по всему комплексу работ, Ш - площадь (в гектарах), занимаемая данной культурой в пределах предприятия, района, области.
Средневзвешенная экономия м (в рублях на 1 га посева) для всей отрасли хозяйства в пределах предприятия, района, области определится из уравнения
то = ^^ (28)
где - R площадь посева (в гектарах).
Рост технического оснащения и интенсификация сельскохозяйственного производства предъявляют все более высокие требования к организации управления машинным и транспортным парком как в отдельных подразделениях (бригадах, отделениях) хозяйств, в совхозах и колхозах, так и в масштабе целых сельскохозяйственных зон (производственных управлений, краев, областей, республик). Необходимо на основе теорий информации, массового обслуживания, игр и других современных математических методов разработать научные основы оперативного планирования и управления, а также технические средства информационно-вычислительной и управляющей служб, отработать методику управления, проверить и уточнить ее на базе типовых экспериментальных хозяйств. В частности, нужны типовые методы решения различных распределительных и транспортных задач • по соответствующим критериям с применением как обычных способов расчета, так и быстродействующей электронно-вычисли-тельной техники. Научные исследования, проведенные гоСНити, позволили разработать и внедрить в производство научно обоснованные
методы технического нормирования механизированных процессов в сельском хозяйстве. Эти исследования нужно продолжать и углублять прежде всего применительно к уборочным, транспортным и культур техническим работам, а также к орошаемому земледелию. До настоящего времени нет стройной системы показателей технико-экономической оценки работы машинного парка в сельском хозяйстве, недостаточно обоснованы единицы учета механизированных работ (гектар условной мягкой пахоты) и оценки энерговооруженности (условный 15 -сильный трактор). Необходимо установить теоретические зависимости между возможными единицами измерения ука-занных величин, проанализировать изменение переводных коэффициентов для отдельных производственных процессов при использовании тракторов разных классов и в различных зонах. Особое место в тематике исследований ПО эксплуатации машинно-тракторного парка занимает разработка принципов научной организации труда механизаторов. Методические основы этой проблемы совершенно не разработаны, поэтому сейчас можно говорить лишь об общих направлениях ее решения. К числу их, по нашему мнению, относятся: изучение, обобщение и теоретическое обоснование опыта передовых механизаторов (разработка методики, проведение исследований В передовых хозяйствах, тракторных бригадах и отрядах); вопросы производственной психологии и моральные стимулы повышения производи-дельности труда механизаторов; санитарные условия и гигиена труда; техника безопасности вопросы оплаты труда и материального стимулирования. Очевидно, что в исследованиях по этой чрезвычайно актуальной проблеме должны участвовать не только инженеры, но и психологи, врачи, экономисты. И, наконец, еще одно весьма важное, на наш взгляд, предложение. Нужно положить начало созданию полноценных программ и особенно методик исследований - от этого в решающей степени зависит достоверность и эффективность их результатов.
Рост технического оснащения и интенсификация социалистического сельскохозяйственного производства предъявляют все более высокие требования к организации управления машинным и транспортным парком как в отдельных подразделениях (бригадах, отделениях) хозяйств, в совхозах и колхозах, так и в масштабе целых сельскохозяйственных зон (производственных управлений, краев,
областей, республик). Необходимо на основе теорий информации, массового обслуживания, игр и других современных математических методов разработать научные основы оперативного планирования и управления, а также технические средства информационно-вычислительной и управляющей служб, отработать методику управления, проверить и уточнить ее на базе типовых экспериментальных хозяйств. В частности, нужны типовые методы решения различных распределительных и транспортных задач • по соответствующим критериям с применением как обычных способов расчета, так и быстродействующей электронно-вычисли-тельной техники. Научные исследования, проведенные гоСНити, позволили разработать и внедрить в производство научно обоснованные методы технического нормирования механизированных процессов в сельском хозяйстве. Эти исследования нужно продолжать и углублять прежде всего применительно к уборочным, транспортным и культур техническим работам, а также к орошаемому земледелию.До настоящего времени нет стройной системы показателей технико-экономической оценки работы машинного парка в сельском хозяйстве, недостаточно обоснованы единицы учета механизированных работ (гектар условной мягкой пахоты) и оценки энерговооруженности (условный 15-сильный трактор). Необходимо установить теоретические зависимости между возможными единицами измерения ука-занных величин, проанализировать изменение переводных коэффициентов для отдельных производственных процессов при использовании тракторов разных классов и в различных зонах. Особое место в тематике исследований ПО эксплуатации машинно-тракторного парка занимает разработка принципов научной организации труда механизаторов. Методические основы этой проблемы совершенно не разработаны, поэтому сейчас можно говорить лишь об общих направлениях ее решения. К числу их, по нашему мнению, относятся: изучение, обобщение и теоретическое обоснование опыта передовых механизаторов (разработка методики, проведение исследований В передовых хозяйствах, тракторных бригадах и отрядах); вопросы производственной психологии и моральные стимулы повышения производи-дельности труда механизаторов; санитарные условия и гигиена труда; техника безопасности вопросы оплаты труда и материального
стимулирования. Очевидно, что в исследованиях по этой чрезвычайно актуальной проблеме должны участвовать не только инженеры, но и психологи, врачи, экономисты. И, наконец, еще одно весьма важное, на наш взгляд, предложение. Нужно положить начало созданию полноценных программ и особенно методик исследований - от этого в решающей степени зависит достоверность и эффективность их результатов. Заключение
B сельскохозяйственном производстве очень большую, часто решающую роль играют не только продолжительность, но и сроки выполнения работ. Задача исследований заключается прежде всего в установлении значений параметра. А для различных культур, процессов и сельскохозяйственных зон. Подготовка исходных данных и программ в адресном виде для электронно-вы-числительных машин связана с большими затратами труда. Поэтому следует разработать также и упрощенную методику расчета по наиболее напряженным периодам.Она обеспечит необходимую точность результатов и позволит значительно сократить объем подготовительных работ. Расчеты электронно-вычислительных машин должны быть проверены на отдельных хозяйствах с обязательным: получением показателей экономической эффективности.
Литература
1. 1.Антонцев, В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018. Ксенофонтова, Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020. Менеджмент. Учебник для СПО / ред. Кузнецов Ю. В. — М.: Юрайт 2019. Управление экономикой. Галушка И. — Издательство политической литературы, Москва 1985.
2. Егорова, Д. С. Теоретические основы управления затратами на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на автотранспортном предприятии / Д. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40372/ (дата обращения: 04.08.2024).
3. Исследование и разработка методики автоматизации ремонтных работ предприятия / А. В. Кизим, Н. А. Линев // Изв. ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2008.
— Вып. 4, № 2. — C. 43-45.
4. Кизим, А. В. Обоснование необходимости автоматизации работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования / А. В. Кизим // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 6(54) / ВолгГТУ. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2009. — (Сер. Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в техн. системах. Вып. 6). — C. 118-121.
5. Кизим, А. В. Задачи и методы поддержки ТОиР оборудования на протяжении его жизненного цикла / А. В. Кизим // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 13: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — № 4 (91). — C. 55-59.
6. Репин, С. В. Концепция эффективности эксплуатации строительных машин // Строительные и дорожные машины. — 2007: № 2. — С. 27-31; № 4. — С. 21-25.
7. Нгуен, Тхань Вьет. Методы увеличения эффективности проведения работ по техническому обслужива-нию и ремонту / Тхань Вьет Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6439/ (дата обращения: 04.08.2024).
8. Мухаммедов, К. Х. Экономическая эффективность новой техники / К. Х. Мухаммедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101569/ (дата обращения: 04.08.2024).
9. Русу, Г. И. Оценка ключевых показателей эффективности технического обслуживания промышленного предприятия / Г. И. Русу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 152-154.
— URL: https://moluch.ru/archive/339/76105/ (дата обращения: 04.08.2024).
10.Хусаинова Е. К. Совершенствование подхода к оценке эффективности энергосберегающих проектов [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 2. С. 76-84.
References
1. Antontsev, V. A., Bedny B. I. Innovation management. Textbook and workshop for SPO. — M.: Yurayt. 2018. Ksenofontova, H. Z. Corporate management. Textbook.
— M.: KnoRus. 2020. Management. Textbook for PDF / ed. Kuznetsov Yu. V. — M.: Yurait 2019. Economic management. Galushka I. — Publishing House of Political Literature, Moscow 1985.
2. Egorova, D. S. Theoretical foundations of cost management for maintenance (maintenance) and maintenance (TR) at a motor transport enterprise / D. S. Egorova.
— Text : direct // Young scientist. — 2017. — №№ 10 (144). — Pp. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40372 / (date of access: 08/04/2024).
3. Research and development of methods of automation of repair work of the enterprise / A.V. Kizim, N. A. Linev // Izv. VolgSTU. Series "Actual problems of management, computer engineering and informatics in technical systems": interuniversity collection of scientific articles / VolgSTU. — Volgograd, 2008. — Issue 4, No. 2.
— C. 43-45.
4. Kizim, A.V. Justification of the need for automation of repair and maintenance of equipment / A.V. Kizim // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta: mezhvuz. sb. scientific. art. No. 6(54) / VolgSTU. Volgograd: IUNL VolgSTU, 2009. — (Ser. Actual problems of management, computer engineering and informatics in technology. systems. Issue 6). — C. 118121.
5. Kizim, A.V. Tasks and methods of maintenance of MRO equipment throughout its life cycle / A.V. Kizim // Izvestiya VolgSTU. Series "Actual problems of management, computer engineering and informatics in technical systems". Issue 13: interuniversity collection of scientific articles / VolgSTU. — Volgograd, 2012. — № 4 (91). — C. 55-59.
6. Repin, S. V. The concept of efficiency of operation of construction machines // Construction and road machines. - 2007: No. 2. — pp. 27-31; No. 4. — pp. 21-25.
7. Nguyen, Thanh Viet. Methods of increasing the efficiency of maintenance and repair work / Thanh Viet Nguyen. — Text : direct // Young scientist. — 2013. — №2 3 (50). — Pp. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6439 / (date of reference: 08/04/2024).
8. Mukhammedov, K. H. Economic efficiency of new technology / K. H. Mukhammedov. — Text : direct // Young scientist. — 2023. — № 15 (462). — Pp. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101569 / (date of access: 08/04/2024).
9. Rusu, G. I. Assessment of key performance indicators of maintenance of an industrial enterprise / G. I. Rusu. — Text : direct // Young scientist. — 2020. — № 49 (339). — Pp. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76105 / (date of reference: 08/04/2024).
10. Khusainova E. K. Improving the approach to evaluating the effectiveness of energy-saving projects [Text] // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State University. Economic sciences. 2015. No. 2. pp. 76-84.
© Кокиева Г.Е., 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №9/2024.
Для цитирования: Кокиева Г.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №9/2024.