Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИАМАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИАМАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАМАСТЕРСКАЯ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАНАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Андрей Дмитриевич

Автор статьи обосновывает необходимость обучения медиаграмотности студентов непрофильных специальностей в условиях современного состояния общества, в котором транзитивность стала перманентной характеристикой всех происходящих процессов и явлений. Это существенно увеличивает ценность так называемых гибких надпрофессиональных навыков (soft skills), важнейшими из которых являются навыки коммуникации. Для формирования медиаграмотности была выбрана технология медиамастерской, что позволило сделать акцент на практико- и личностно ориентированных методах обучения по 4 ключевым направлениям: навыки критического анализа, креативные и коммуникативные навыки, а также навыки в сфере безопасности использования социальных сетей. В рамках занятий были реализованы все семь этапов творческой мастерской - индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлекция. Деление работы над проектом на три крупных блока - лекционный, командной работы и индивидуальной работы над своими медиа - помогли сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты медиакомпетентности. Результаты обучения проанализированы при помощи эмпирических методов исследования - опросов и анкетирования. Для более строгой интерпретации ответов использовались закрытые вопросы, для проверки - открытые. Сделан вывод об эффективности инновационной авторской методики. По окончании медиамастерской все студенты заявили о существенном улучшении медианавыков как минимум по 2 из 4 направлений. Средняя оценка медианавыков по всем направлениям, в соответствии с принятой в НИУ «ВШЭ» шкалой соответствий, находится на уровне между «хорошо» и «отлично».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF THE MEDIA WORKSHOP FOR TEACHING THE STUDENTS OF NONCORE SPECIALTIES

The author of the article substantiates the necessity of teaching the students of non-core specialties media literacy by the current state of society, in which transitivity has become a permanent characteristic of all ongoing processes and phenomena. This significantly increases the value of the so-called soft skills, the most important of which are communication skills. For the formation of media literacy, the technology of a media workshop was chosen, which made it possible to focus on practice-oriented and student-oriented teaching methods in 4 key areas: critical analysis skills, creative and communication skills, as well as skills in the field of safety of using the social networks. Within the framework of the classes, all seven stages of the creative workshop were implemented: induction, self-construction, socio-construction, sociolization, advertising, tearing and reflection. The division of work on the project into three large blocks - lecture, teamwork and individual work on their media - helped to form the cognitive, emotional and behavioral components of media competence. The learning outcomes are analyzed using the empirical research methods: surveys and questionnaires. For a stricter interpretation of the answers, closed questions were used, for verification - open questions. The conclusion is made about the effectiveness of the author’s innovative methodology. At the end of the media workshop, all students announced a significant improvement in their media skills in at least 2 of the 4 areas. The average score for median skills, in accordance with the HSE scale of correspondences, in all areas is at a level between “good” and “excellent.”

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИАМАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 374.1

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-256-262

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИАМАСТЕРСКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Жуков Андрей Дмитриевич, соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Московский государственный институт культуры, заместитель заведующего Центром медиа-практик, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва, РФ). E-mail: polkovodets@mail.ru

Автор статьи обосновывает необходимость обучения медиаграмотности студентов непрофильных специальностей в условиях современного состояния общества, в котором транзитивность стала перманентной характеристикой всех происходящих процессов и явлений. Это существенно увеличивает ценность так называемых гибких надпрофессиональных навыков (soft skills), важнейшими из которых являются навыки коммуникации. Для формирования медиаграмотности была выбрана технология ме-диамастерской, что позволило сделать акцент на практико- и личностно ориентированных методах обучения по 4 ключевым направлениям: навыки критического анализа, креативные и коммуникативные навыки, а также навыки в сфере безопасности использования социальных сетей. В рамках занятий были реализованы все семь этапов творческой мастерской - индукция, самоконструкция, социокон-струкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлекция. Деление работы над проектом на три крупных блока - лекционный, командной работы и индивидуальной работы над своими медиа - помогли сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты медиакомпетентности. Результаты обучения проанализированы при помощи эмпирических методов исследования - опросов и анкетирования. Для более строгой интерпретации ответов использовались закрытые вопросы, для проверки - открытые. Сделан вывод об эффективности инновационной авторской методики. По окончании медиамастерской все студенты заявили о существенном улучшении медианавыков как минимум по 2 из 4 направлений. Средняя оценка медианавыков по всем направлениям, в соответствии с принятой в НИУ «ВШЭ» шкалой соответствий, находится на уровне между «хорошо» и «отлично».

Ключевые слова: медиамастерская, медиаграмотность, медиакомпетенции, новые медиа, медиа-навыки.

RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF THE MEDIA WORKSHOP FOR TEACHING THE STUDENTS OF NON-CORE SPECIALTIES

Zhukov Andrey Dmitrievich, Applicant for the Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines, Moscow State Institute of Culture, Deputy Head of Media Practice Center, Higher School of Economics (Moscow, Russian Federation). E-mail: polkovodets@mail.ru

The author of the article substantiates the necessity of teaching the students of non-core specialties media literacy by the current state of society, in which transitivity has become a permanent characteristic of all ongoing processes and phenomena. This significantly increases the value of the so-called soft skills, the most important of which are communication skills. For the formation of media literacy, the technology of a media workshop was chosen, which made it possible to focus on practice-oriented and student-oriented teaching methods

in 4 key areas: critical analysis skills, creative and communication skills, as well as skills in the field of safety of using the social networks. Within the framework of the classes, all seven stages of the creative workshop were implemented: induction, self-construction, socio-construction, sociolization, advertising, tearing and reflection. The division of work on the project into three large blocks - lecture, teamwork and individual work on their media - helped to form the cognitive, emotional and behavioral components of media competence. The learning outcomes are analyzed using the empirical research methods: surveys and questionnaires. For a stricter interpretation of the answers, closed questions were used, for verification - open questions. The conclusion is made about the effectiveness of the author's innovative methodology. At the end of the media workshop, all students announced a significant improvement in their media skills in at least 2 of the 4 areas. The average score for median skills, in accordance with the HSE scale of correspondences, in all areas is at a level between "good" and "excellent."

Keywords: media workshop, media literacy, media competence, new media, media skills.

Введение

Характеризуя современный этап развития цивилизации, многие исследователи [1; 6 и др.] отмечают такие характерные элементы, как ускорение темпов преобразований всех сфер жизни, множественность и неопределенность социального контекста, наличие бесконечного спектра вариантов развития индивида. Все эти элементы позволяют определить нынешний этап термином «транзитивность», то есть выделить как доминанту качество переходности от устоявшихся, традиционных и уже устаревших состояний к новым, отвечающим требованиям прогресса и развития. Это и отличает нынешнюю эпоху от предыдущих, каждая из которых включала элементы трансформации, движения вперед, однако именно в наше время транзитивность становится перманентной характеристикой всех явлений, происходящих в социуме.

Важным элементом этих изменений является трансформация всей сферы общения, производства, передачи и потребления информации, цифровизация и медиатизация общества. Одним из первых идею медиатизации как отражения трансформации общества высказал М. Маклюэн в работе «Понимание медиа» [5]. В его трактовке в центре внимания оказалась сама среда коммуникации. В сегодняшнем мире носителями цифровой информации могут выступать практически все предметы окружающего мира (от цифровых экранов в машинах и вагонах метро до qr-кодов на зданиях). Более того, кардинальное упрощение и удешевление процесса создания и распространения информации фактически превращает каждого

жителя Земли, имеющего хотя бы один аккаунт в социальных сетях, в «Я-медиа» [2].

И эта тенденция будет только усиливаться. Во-первых, потому что количество зарегистрированных пользователей социальных сетей и мес-сенджеров растет год от года (в январе 2021 года совокупная численность пользователей всех социальных сетей превысила половину жителей Земли, за год глобальная аудитория увеличилась на 13,2 %) [10]. Во-вторых, потому что в сегодняшнем мире родители все чаще хотят, чтобы их дети выбрали профессию блогера, которую называют модной и престижной. В-третьих, потому что уже сегодня страница в соцсетях существенным образом влияет на успешность карьеры. По данным опроса HeadHunter, уже сегодня профили кандидатов в социальных сетях изучают 76 % работодателей [8]. Кроме того, умение коммуници-ровать в медиасреде становится важным надпро-фессиональным навыком (soft skills), благодаря которому человек быстрее адаптируется в новом коллективе, учится, взаимодействует с коллегами.

Таким образом, овладение медианавыками является важным запросом времени. Подтверждением этому может служить позиция специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которое определило медиаобразование в качестве приоритетной области культурно-педагогического развития XXI века. В принятой в ноябре 2020 года Сеульской декларации ЮНЕСКО, в частности, есть призыв к органам власти всех уровней «поддерживать разработку национальных и международных стратегий, учебных планов и рабочих

программ по развитию медиа- и информационной грамотности, которые обеспечат обучение на протяжении всей жизни для каждого поколения в цифровую эпоху» [11].

Для России проблема заключается в том, что накопленные десятилетиями инструменты успешной медиадеятельности остаются доступными по преимуществу студентам факультетов журналистики, тем, кто решил связать свою профессиональную деятельность с традиционными СМИ. В то же время для студентов и выпускников непрофильных специальностей программы обучения медиаграмотности доступны исключительно в формате дополнительного образования.

В конце 2019 года автором статьи были проанализированы более 60 образовательных программ по освоению медианавыков академических структур (МГУ, РАНХиГС, РГГУ РУДН и др.), медиа-холдингов (ИД «Коммерсант», «Первый канал», МИА «Россия сегодня»), бизнес-школ и курсов краткосрочного образования. Выяснилось, что почти 2/3 предлагаемых на рынке образования программ (около 60 %) фактически являются программами повышения квалификации или профессиональной переподготовки работников СМИ, представляют видоизмененные академические курсы. С высокой степенью вероятности, это избыточные знания для студентов и выпускников непрофильных образовательных программ, которые хотят улучшить свои медианавыки, поскольку их личные и/или профессиональные интересы находятся в медийной среде.

Очевидно, что высшая школа сегодня находится в поисках эффективных форм обучения ме-дианавыкам. Таким образом, задача заключалась в разработке, внедрении и анализе экспериментальной методики формирования медиакомпе-тентности студентов и выпускников непрофильных специальностей.

Методология и методы

В связи с этим в рамках Центра медиапрак-тик Института коммуникационного менеджмента НИУ «ВШЭ» нами была разработана программа дополнительного непрофильного образования для студентов «Медиамастерская».

Изобретение формата творческих (педагогических) мастерских связывают с деятельностью

общества «Французская группа нового воспитания» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) -добровольного творческого союза ученых-теоретиков и учителей-практиков. Важнейшие фигуры этой группы - Анри Бассис, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Технология педагогической мастерской сфокусирована на раскрытие индивидуальности личности, ее способностей и талантов. Мы согласны с определением творческих мастерских, которое дает петербургский исследователь этой технологии Н. И. Белова: «Мастерская - синтетическая, многомерная, интегрированная образовательная технология, потому что дает продукты диалоговой деятельности учеников и учителя различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного, психологического, где учащиеся могут обрести живое знание о мире и осознать ценность своего Я» [3, с. 12].

На рубеже 80-90-х годов ХХ века мы видим резкий рост популярности (и, соответственно, использования) технологии творческих мастерских по всему миру. Амбассадоры этой технологии делают акцент на практико- и личностно ориентированных методах обучения, заложенных в творческих мастерских, что способствует максимальному усвоению материала. Составленная в 1960-е годы в Национальной учебной лаборатории (поселение Бетел, штат Мэн) пирамида усвоения информации свидетельствует о том, что методы обучения с активным участием позволяют запоминать до 90 % информации (при непосредственном использовании изученного материала или обучении других).

В формате медиамастерской студенты имеют возможность освоить навыки, необходимые для создания своего медиаканала: от разработки идеи и работы с журналистским текстом до освоения методик «раскрутки», продвижения своего медиа. В связи с тем, что ЮНЕСКО выделяет 4 ключевых направления медиаграмотности [7], обучение было построено таким образом, чтобы дать слушателям знания и умения по каждому из этих направлений: навыки критического мышления, креативные навыки, навыки в сфере коммуникации и продвижения медиа, навыки в сфере безопасности (подробнее о технологии и программе [4]). Все обучение по проекту занимает 15 недель, по

2 занятия в неделю. Всего было проведено 22 занятия по 2 ак. ч., а также четыре индивидуальные консультации для каждого участника проекта. Для реализации педагогической цели - освоение медианавыков через освоение нового и рефлексию личного опыта - акцент в занятиях был сделан на кейс-методе и ознакомлении слушателей со знаниями прикладного характера.

Курс был поделен на три больших блока: общие занятия, командные тренинги и индивидуальные консультации. Такое деление позволило наиболее эффективно реализовать семь этапов технологии творческой мастерской.

На первом этапе - индукция - студенты должны были в анкетах рассказать о своих «ме-диавкусах»: на какие образцы творчества и медиа они ориентируются, что читают и смотрят.

На втором этапе - самоконструкция - необходимо было сформулировать концепцию ме-диаканала и обосновать ее жизнеспособность, ответить на вопрос, почему это будет важно потенциальной аудитории. Процесс социокон-струкции заключался в оттачивании в малых группах элементов будущей деятельности. Слушатели поделились на команды, каждая из которых функционировала как микроредакция медиа. Каждая команда сама решала, кто возьмет на себя ту или иную часть работы по подготовке материалов - поиск информации, составление вопросов для интервью, подбор фотографий, определение каналов продвижения материала.

В рамках социализации команды представляли свои работы (домашние задания) на всеобщий суд, обосновывали свой выбор, а также выступали критиками работ других команд.

На этапе афиширования лучшие медиатек-сты, получившиеся у команд, публиковались в телеграмм-канале Медиамастерской.

Для того чтобы зафиксировать разрыв -осознание участниками эволюции своей идеи, -регулярно проводились опросы с целью выявить, как трансформируется первоначальная идея, что каждый из приглашенных спикеров добавил к пониманию медиаграмотности. Помимо этого педагоги индивидуально разбирали домашние задания (медиатексты) студентов, обсуждали, как можно было бы по-другому написать текст, какие повороты темы найти, отмечали удачи и недостатки работ.

На этапе рефлексии студенты имели возможность письменно и устно поделиться размышлениями об участии в проекте, пройти опрос о том, что было для них наиболее полезно, а каких знаний не хватило.

Лекционные занятия помогли сформировать когнитивный компонент медиакомпетентности. Командная работа позволила улучшить эмоциональный компонент медиакомпетентности, научиться проявлять гибкость и эмпатию в процессе коммуникации. Поведенческий компонент меди-акомпетентности формировался на третьем этапе Медиамастерской, когда студенты должны были запустить свои медиаканалы и начать их развивать и продвигать.

В разработке критериев оценки сформиро-ванности медианавыков мы опирались на наиболее подробную разработку этой темы, осуществленную профессором А. В. Федоровым, который выделяет 7 критериев медиакомпетентности: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный, практико-операционный, креативный [9].

Результаты

В общей сложности обучение в Медиама-стерской (3 группы) успешно прошли 84 человека. В начале обучения в каждой группе проводился онлайн-опрос. Слушателям предлагалось ответить, каких медианавыков им не хватает (при этом потребность в каждой из четырех групп навыков можно было оценить по шкале от 1 (абсолютно нет потребности) до 10 (максимально необходимо). Обобщенные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Потребность в овладении медианавыками

Навыки Группа 1 Группа 2 Группа 3 Среднее значение

Креативные навыки 8,3 8,4 8,1 8,3

Навыки критического анализа 7,0 7,8 6,5 7,1

Коммуникативные навыки 7,4 6,6 7 7,0

Навыки в сфере безопасности 5,1 5,0 5,2 5,1

В ноябре 2021 года мы попросили выпускников Медиамастерской оценить динамику сформи-рованности медианавыков. Всего было получено 44 анкеты. На вопрос, как изменился уровень медианавыков после обучения по каждому из 4 направлений медианавыков, было предложено три варианта ответа. Все участники опроса заявили, что у них повысился уровень медиаграмотности как минимум по 2 направлениям. Обобщенные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2 Самооценка изменения уровня медиаграмотности

Навыки Остался на прежнем уровне Повысился Достиг отличного уровня

Креативные навыки 18 % (8 ответов) 64 % (28 ответов) 18 % (8 ответов)

Навыки критического анализа 23 % (10 ответов) 50 % (22 ответа) 27 % (12 ответов)

Коммуникативные навыки 0 % 77 % (34 ответа) 23 % (10 ответов)

Навыки в сфере безопасности 14 % (6 ответов) 59 % (26 ответов) 27 % (12 ответов)

Следует оговориться, что каждый участник Медиамастерской пришел в нее с индивидуальным запасом знаний. Поэтому, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу об эффективности предложенной методики, мы попросили оценить уровень медиаграмотности после Медиама-стерской по шкале от 1 до 10, где 1 - минимум, а 10 - максимум. Данные представлены в табл. 3.

Таблица 3 Оценка уровня медиаграмотности по направлениям

Навыки Среднее значение Кол-во минимальных оценок и значение Кол-во максимальных оценок и значение

Креативные навыки 7,4 6 (4 балла) 10 (10 баллов)

Навыки критического анализа 8,0 4 (4 балла) 10 (10 баллов)

Окончание таблицы 3

Навыки Среднее значение Кол-во минимальных оценок и значение Кол-во максимальных оценок и значение

Коммуникативные навыки 7,0 2 (3 балла) 9 (10 баллов)

Навыки в сфере безопасности 7,1 8 (4 балла) 11 (10 баллов)

Очевидно, что вопросы, которые были заданы студентам в начале курса относительно потребности в медианавыках и по окончании Медиама-стерской о сформированных навыках, являются зеркальными. Сформированность медианавыков в начале обучения может быть рассчитана по формуле: 10 - потребность в овладении медианавы-ком. Таким образом, эффективность методики обучения представлена в табл. 4.

Таблица 4

Динамика сформированности медианавыков

Навыки В начале обучения У выпускников Динамика

Креативные навыки 1,7 7,4 + 5,7

Навыки критического анализа 2,9 8,0 + 5,1

Коммуникативные навыки 3,0 7,0 + 4,0

Навыки в сфере безопасности 4,9 7,1 + 2,2

Также косвенно об оценке эффективности методики Медиамастерской свидетельствуют ответы еще на один вопрос. Студентам было предложено оценить, дал ли проект все возможности для овладения медианавыками. Голоса распределились таким образом: «однозначно, да» -31 голос (70 %), «скорее да» - 6 голосов (14 %), «затрудняюсь ответить» - 5 голосов (11 %), «скорее нет» - 2 голоса (5 %), «нет» - 0 голосов.

Выводы

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что предложенная методика формирования медианавыков у студентов непрофильных специальностей является эффективной. Каждый из трех блоков медиамастерской позволяет сформировать свой компонент медиакомпетентности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Теоретические занятия (в том числе мастер-классы приглашенных гостей, известных практиков) способствуют формированию медиграмотности по каждому из 4 ключевых направлений - креативные навыки, навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки в сфере безопасности. Это подтверждается сравнением ответов на анкеты в начале обучения и по завершении Медиамастерской.

Можно утверждать, что по окончании Медиамастерской все студенты заявили о существенном улучшении медианавыков как минимум по 2 из 4 направлений. Средняя оценка медианавыков по всем направлениям, в соответствии с принятой в НИУ «ВШЭ» шкалой соответствий, находится на уровне между «хорошо» и «отлично».

Кроме того, эффективность предложенной методики подтверждается примерно 50 созданными студентами медиаканалами, многие из которых продолжают развиваться уже вне рамок Медиама-стерской, помогают студентам решать разнообразные учебные и профессиональные задачи. Готовя свои посты, коммуницируя с подписчиками, соблюдая юридические и этические нормы поведения в блогосфере, выпускники демонстрируют высокий уровень медиаграмотности.

Безусловно, предложенная нами методика формирования медиаграмотности не претендует на академическую глубину. Это своего рода «цифровой ликбез», необходимый каждому минимум информации о правилах жизни в цифровую эпоху. Сверхзадача курса - дать студентам непрофильных образовательных программ ключевые, базовые навыки в сфере новых медиа, привить стремление к дальнейшему самообразованию в данной сфере. Это тем более важно, что медиасре-да - одна из наиболее быстро меняющихся сфер нашей жизни. И знания в этой области необходимо дополнять каждые несколько лет.

Литература

1. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Личность в транзитивном обществе и ее практики социального взаимодействия // Личность в пространстве и времени. - 2017. - № 6. - С. 10-14.

2. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/ot-my-media-k-ya-media-transformatsii-identichnosti-v-virtualnom-mire (дата обращения: 21.11.2021).

3. Белова Н. И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2000.

4. Жуков А. Д. Медиамастерская как педагогическая технология в системе дополнительного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 6(98). - С. 179-190. -DOI: 10.24412/1997-0803-2020-698-179-190.

5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. - М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

6. Марцинковская Т. Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. - 2021. - Т. 1. - № 2. - С. 31-45.

7. Туоминен C., Котилайнен C. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс]. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2012. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ ru/files/3214708.pdf (дата обращения: 21.11.2021).

8. Смотреть в профиль: как работодатели проверяют соцсети кандидатов [Электронный ресурс] // HeadHunter. -URL: https://hh.ru/article/301106 (дата обращения: 21.11.2021).

9. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - С. 75-108.

10. Kemp S. Digital 2021: global overview report [Electronic resource]. - URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (accessed 21.11.2021)

11. Seoul Declaration on Media and Information Literacy for Everyone and by Everyone: A Defence against Disinfodem-ics [Electronic resource] // UNESCO. - URL: https://en.unesco.org/sites/defaulfiles/seoul_declaration_mil_disinfo-demic_en.pdf (accessed 21.11.2021).

References

1. Akimova M.K., Persiyantseva S.V. Lichnost' v tranzitivnom obshchestve i ee praktiki sotsial'nogo vzaimodeystviya [Personality in a transitive society and its practice of social interaction]. Lichnost' v prostranstve i vremeni [Personality in space and time], 2017, no. 6, pp. 10-14. (In Russ.).

2. Asmolov A.G., Asmolov G.A. Ot My-media k Ya-media: transformatsii identichnosti v virtual'nom mire [From We-media to I-media: transformations of identity in the virtual world]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology], 2010, no. 1. (In Russ.). Available at: http: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-my-media-k-ya-media-transformatsii-identichnosti-v-virtualnom-mire (accessed 21.11.2021).

3. Belova N.I. Pedagogicheskaya masterskaya kak sredstvo razvitiya lichnosti uchastnikov obrazovatel'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical workshop as a means of developing the personality ofparticipants in educational activities. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy: 13.00.01]. St. Petersburg, 2000. (In Russ.).

4. Zhukov A.D. Mediamasterskaya kak pedagogicheskaya tekhnologiya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Media workshop as a pedagogical technology in the system of additional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2020, no. 6(98), pp. 179-190. (In Russ.), doi: 10.24412/1997-0803-2020-698-179-190.

5. McLuhan M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Trans. V.G. Nikolaev. Moscow, Giperboreya; Kuchkovo pole Publ., 2007. (In Russ.).

6. Martsinkovskaya T.D. Novaya metodologiya issledovaniya tranzitivnosti zhiznennogo prostranstva izmenyayu-shcheysya lichnosti [A new methodology for studying the transitivity of the living space of a changing personality]. Novyepsikhologicheskie issledovaniya [Newpsychological studies], 2021, vol. 1, no. 2, pp. 31-45. (In Russ.).

7. Tuominen C., Kotilaynen C. i dr. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya mediynoy i informatsionnoy gramotnosti [Pedagogical aspects of the formation of media and information literacy]. Moscow, IITO UNESKO Publ., 2012. (In Russ.). Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (accessed 21.11.2021).

8. Smotret' v profil': kak rabotodateli proveryayut sotsseti kandidatov [Look in profile: how employers check candidates' social networks]. HeadHunter. (In Russ.). Available at: https://hh.ru/article/301106 (accessed 21.11.2021).

9. Fedorov A.V. Mediakompetentnost' lichnosti: ot terminologii k pokazatelyam [Personal media competence: from terminology to indicators]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education], 2007, no. 10, pp. 75-108. (In Russ.).

10. Kemp S. Digital 2021: global overview report. (In Engl.). Available at: https://datareportal.com/reports/ digital-2021-global-overview-report (accessed 21.11.2021).

11. Seoul Declaration on Media and Information Literacy for Everyone and by Everyone: A Defence against Disinfodem-ics. UNESCO. (In Engl.). Available at: https://en.unesco.org/sites/default/files/seoul_declaration_mil_disinfodemic_ en.pdf (accessed 21.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.