Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / РИСК / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллина Альбина Джавдатовна, Губайдуллина Асылъяр Ильдусовна, Макарова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена исследованию состояния конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации и Республике Татарстан. Конкуренция, по замечанию авторов, играет ключевую роль в развитии экономики территории и является движущей силой научно-технического прогресса, модернизации производства, регулирования цен на экономические блага. Развитию и обеспечению конкуренции в экономике отводится значительное внимание государственных органов власти. Обеспечение конкуренции выступает важным аспектом при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц. Исследование эффективности обеспечения конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок проведено на основе данных за 2019-2020 гг. Источником информации выступили открытые данные из Единой информационной системы в сфере закупок, а также отчеты регуляторов закупок. Авторами рассмотрены теоретические аспекты конкуренции и конкуренции при проведении закупок. Характеристика конкуренции в закупках освещалась через количественную оценку организаций участников закупок. Рассчитана динамика относительной величины - индекс участия организаций в закупках. Произведен анализ количества несостоявшихся конкурентных процедур, выявлена тенденция риска «получения единственной заявки». На основе полученных результатов спрогнозирована перспектива развития конкуренции в закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хайруллина Альбина Джавдатовна, Губайдуллина Асылъяр Ильдусовна, Макарова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFICIENCY OF ENSURING COMPETITION IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENTS ON THE BASIS OF RISK ANALYSIS

The article is devoted to the study of the state of competition in the implementation of state and municipal procurement in the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. Competition, according to the authors, plays a key role in the development of the economy of the territory and is the driving force of scientific and technological progress, modernization of production, regulation of prices for economic benefits. Considerable attention is paid to the development and provision of competition in the economy by state authorities. Ensuring competition is an important aspect in the implementation of state and municipal procurement, as well as procurement by certain types of legal entities. The study of the effectiveness of ensuring competition in state and municipal procurement was conducted on the basis of data for 2019-2020. The source of information was open data from the Unified Information System in the field of procurement, as well as reports from procurement regulators. The authors consider the theoretical aspects of competition and competition in procurement. The characteristics of competition in procurement were highlighted through a quantitative assessment of organizations participating in procurement. The dynamics of the relative value - the index of organizations' participation in procurement - is calculated. The analysis of the number of failed competitive procedures was carried out, the tendency of the risk of «receiving a single application» was revealed. Based on the results obtained, the prospects for the development of competition in procurement are predicted.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКА»

УДК 338.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РИСКА

А.Д. Хайруллина, А.И. Губайдуллина, Е.С. Макарова

Статья посвящена исследованию состояния конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации и Республике Татарстан. Конкуренция, по замечанию авторов, играет ключевую роль в развитии экономики территории и является движущей силой научно-технического прогресса, модернизации производства, регулирования цен на экономические блага. Развитию и обеспечению конкуренции в экономике отводится значительное внимание государственных органов власти. Обеспечение конкуренции выступает важным аспектом при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц.

Исследование эффективности обеспечения конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок проведено на основе данных за 2019-2020 гг. Источником информации выступили открытые данные из Единой информационной системы в сфере закупок, а также отчеты регуляторов закупок.

Авторами рассмотрены теоретические аспекты конкуренции и конкуренции при проведении закупок. Характеристика конкуренции в закупках освещалась через количественную оценку организаций участников закупок. Рассчитана динамика относительной величины - индекс участия организаций в закупках. Произведен анализ количества несостоявшихся конкурентных процедур, выявлена тенденция риска «получения единственной заявки». На основе полученных результатов спрогнозирована перспектива развития конкуренции в закупках.

Ключевые слова: конкуренция; государственные и муниципальные закупки; риск; виды экономической деятельности; субъекты малого и среднего предпринимательства; инвестиции; инвестиционная привлекательность; инновации.

A.D. Khairullina, A.I. Gubaidullina, E.S. Makarova. STUDY OF THE EFFICIENCY OF ENSURING COMPETITION IN STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENTS ON THE BASIS OF RISK ANALYSIS

The article is devoted to the study of the state of competition in the implementation of state and municipal procurement in the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. Competition, according to the authors, plays a key role in the development of the economy of the territory and is the driving force of scientific and technological progress, modernization of production, regulation of prices for economic benefits. Considerable attention is paid to the development and provision of competition in the economy by state authorities. Ensuring competition is an important aspect in the implementation of state and municipal procurement, as well as procurement by certain types of legal entities.

The study of the effectiveness of ensuring competition in state and municipal procurement was conducted on the basis of data for 2019-2020. The source of information was open data from the Unified Information System in the field of procurement, as well as reports from procurement regulators.

The authors consider the theoretical aspects of competition and competition in procurement. The characteristics of competition in procurement were highlighted through a quantitative assessment of organizations participating in procurement. The dynamics of the relative value - the index of organizations' participation in procurement - is calculated. The analysis of the number of failed competitive procedures was carried out, the tendency of the risk of «receiving a single application» was revealed. Based on the results obtained, the prospects for the development of competition in procurement are predicted.

Keywords: competition; state and municipal purchases; risk; types of economic activity; small and medium-sized businesses; investments; investment attractiveness; innovation.

Эффективная организация государственных и муниципальных закупок - одна из ключевых задач экономик мира. Принципы осуществления закупок для государств и базовые

алгоритмы размещения заказов сформулированы в законодательных актах стран. Кроме того, они зафиксированы в таких международных документах, как Директивы Европейского

128

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)

Союза, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках функционирования Всемирной торговой организации и др.

В условиях современной российской рыночной экономики нельзя обойтись без отлаженной системы механизмов государственного регулирования, а также договорного регулирования общественных отношений в области осуществления государственных и муниципальных закупок [5]. Основным законом, регулирующим закупочную деятельность на территории Российской Федерации, в настоящее время является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №№ 44-ФЗ [2].

Контрактная система в условиях пандемии и цифровизации претерпела немало изменений из-за второго оптимизационного пакета [1], однако основные положения Федерального закона № 44-ФЗ остались неизменными. Контрактная система в сфере закупок основывается на ряде ключевых принципов: открытость; прозрачность профессионализма заказчиков; стимулирование инноваций; единство контрактной системы; ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; эффективность осуществления закупок.

Одним из ключевых принципов контрактной системы выступает принцип обеспечения конкуренции, который выражается в создании равных условий для конкуренции между участниками закупок. Это объясняется тем, что условия рыночной экономики в качестве основной цели предполагают наличие частного сектора. Развитый механизм регулирования договорных и предпринимательских отношений должен присутствовать практически во всех отраслях экономики [7].

Изучению влияния конкуренции на экономику посвящены работы таких ученых, как А. Смит, Дж. Милль, Ф. Эджуорт, Дж. Робинсон и Э. Чемберли и др.

А. Смит определял конкуренцию как состязательность на рынке, соперничество за достижение лучших результатов [12]. Дж.Ст. Милль писал: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [7, с. 110]. Конкуренция также важна для развития инноваций в экономике и для стимулирования притока инвестиций.

Изучением конкуренции в государствен-

ных и муниципальных закупках занимались такие российские ученые, как Н.Ю. Андреев, Н.Д. Георгадзе, Н.А, Проданова, О.В. Титова, Е.В. Пономарева, Г.В. Калинина, Т. Г Цуканова, Н.А. Егина, Е.В. Бурденко и О.С. Катаева, С.В. Антипов, Ю.А. Бочкова, Е.В. Бурденко, А.В. Лазарев, А.Р. Лазарева.

Так, Е.В. Бурденко, А.В. Лазарев, А.Р. Лазарева, раскрывая в исследовании теоретические и практические аспекты конкуренции применительно к формированию конкурентной среды при организации государственных закупок, приходят к выводам об усилении роли конкуренции и развитию мер административной ответственности за несоблюдение заказчиками норм конкурентного регулирования в этой сфере [4].

На наш взгляд, состояние конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок следует рассмотреть на основе количества участников закупок. Нами была проанализирована выборка из данных за 2019-2020 гг. Основными источниками информации выступили публикации Рос-стата [10], Единая информационная система в сфере закупок (далее - ЕИС) [5], Единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ) [6], аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2020 г. в ЕРУЗ Российской Федерации было включено 483 тыс. организаций. Данный показатель выше показателей 2019 г. на 156 694 ед. Рост количества участников закупок не коррелирует с общими тенденциями изменения количества организаций в экономике России. В 2020 г. в России действовало 3 517 400 организаций, что ниже показателей 2019 г. на 309 500 ед. [6]. Полагаем, что снижение количества организаций обусловлено пандемией коронавируса.

Индекс участия организаций в закупках рассчитывается как соотношение организаций участников закупок, зарегистрированных в ЕРУЗ, к общему количеству организаций в экономике. В 2019 г. данный индекс для экономики России составлял 0,08, т.е. примерно каждая 11 организация из всех организаций, зарегистрированных на территории России, была участником государственных и муниципальных закупок.

В 2020 г. прослеживается позитивная динамка индекса участия организаций в закупках (0,13). На наш взгляд, повышению количества участников в закупочной деятельности в 2020 г. поспособствовали меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в России в рамках Федерального закона № 44-ФЗ [2]. Среди них, к примеру, снижение требова-

342 ООО

Юридические лица (рсзедснты)

139 ООО

Физические лица (резеде нты)

1200

Рис. 1. Количество организаций-участников закупок в разрезе видов участников закупки в 2020 г. [8]

Филиалы юридических лиц (резеденты)

ний к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у малого и среднего бизнеса. Были также незначительные изменения при применении национального режима в целях импортозамещения, обусловленного ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ [2], а именно временная приостановка действия правила «третий лишний» при закупке лекарств и медицинских изделий [8].

На рис. 1 приведена классификация организаций-участников закупок в разрезе видов участников закупки. Среди участников закупок преобладают юридические лица. Отметим, что с 2021 г. участниками закупок также могут стать самозанятые граждане. Порядка 80 % всех участников являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Индекс участия организаций в закупках в Республике Татарстан отражает общероссийскую тенденцию: в 2019 г. указанный индекс составлял 0,05, в 2020 г. он вырос до 0,09.

Оценка риска неэффективности достижения конкуренции в закупках путем анализа

количества несостоявшихся закупок показала, что лишь 47 % конкурентных процедур определения поставщика или подрядчика были признаны состоявшимися в 2020 г. Исследование причин возникновения несостоявшихся процедур определения поставщика указывает на то, что в большинстве случаев при закупочной сессии была подана только 1 заявка, что послужило причиной заключения контракта с единственным поставщиком. Отметим, что получение только 1 заявки - не единственный показатель снижения конкуренции в закупках. Наиболее неблагоприятным является наличие несостоявшихся конкретных процедур, по которым не удалось определить исполнителя контракта, а также процедур, где не подана ни одна заявка.

Наиболее значимым риском неэффективности достижения конкуренции в закупках является риск подачи только одной заявки (59 %). Следующий по значимости риск состоит в том, что по окончании срока, отведенного на подачу заявок, не было подано ни одной заявки (22 %),

Рис. 2. Распределение причин признания закупки несостоявшимся по частоте фиксации в 2020 г. [8]

что свидетельствует о том, что закупка не только не обеспечила конкуренцию, но и не привела к исполнению задач бюджетного учреждения перед населением. На третьем месте оказался риск поздней подачи заявки (10 %).

Таким образом, 59 %-ная вероятность наступления риска получения только одной заявки во время аукциона или конкурса существенным образом может отразиться на неэффективности обеспечения конкуренции закупочной деятельности бюджетного учреждения. На наш взгляд, общая тенденция роста индекса участия организаций в закупках должна привести к увеличению конкуренции в государственных и муниципальных закупках. При этом для минимизации данного риска, приводящего к неэффективности обеспечения конкуренции, следует модернизировать работу в части определения и расчета начальной максимальной цены контракта, а также установления критериев к участникам.

На наш взгляд, проблема обеспечения конкуренции при осуществлении государственных и муниципальных закупок остается весьма актуальной. Тенденция подачи только 1 заявки присуща большинству закупок, что в общей совокупности закупок превышает половину процедур определения поставщика. Другим показателем снижения конкуренции выступает абсолютное отсутствие заявок по конкурентным процедурам, что приводит к временным и транзакционным издержкам. Данные издержки негативно сказываются на эффективности работы заказчиков. Несмотря на это, полученные результаты, указывающие на постепенное повышение количества участников закупок, приведут к устойчивому развитию конкуренции. Более того, считаем, что второй оптимизационный пакет [1], призванный в том числе уменьшить сроки проведения закупочных сессий и сроки уменьшения срока оплат по контрактам, должен коренным образом изменить ситуацию.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.07.2021 № ЗбО-ФЗ (в ред. от 2.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389219 (дата обращения: 21.01.2022).

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 30.12.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624 (дата обращения: 21.01.2022).

3. Белозор Ф.И. Закупки для государственных нужд: гармонизация добросовестной конкуренции и экономической эффективности // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. 2021. № 1. С. 93-101.

4. Бурденко Е.В., Лазарев А.В., Лазарева А.Р. Формирование конкуренции при организации государственных закупок // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 10. С. 2445-2456.

5. Единая информационная система в сфере закупок: офиц. сайт. URL: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 21.01.2022).

6 Единый реестр участников закупок: офиц. сайт. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/eruz/search/ results.html (дата обращения: 21.01.2022).

7. Милль Дж.Ст. О гражданской свободе / пер. с англ. М.И. Ловцовой. 2-е изд. М.: ЛИБРО-КОМ. 2012. 236 с.

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам 2020 года: сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/ purchases (дата обращения: 23.01.2022).

9. Пронина Л.И. О бюджетной политике в 2020-2022 годы: реалии и прогнозы // Экономи-га и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 5. С. 93-107.

10. Россия в цифрах. 2020: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). M., 2020. 550 с.

11. СамолысовП.В., БулгаковаМ.А. Контрактная система в сфере государственных закупок в России: учебник. М.: Академия управления МВД России, 2020. 302 с.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. СПб.: Азбука, сор. 2019. 540 с.

References

1. O vnesenii izmenenij v otdeFnye zakono-datel nye akty Rossijskoj Federatsii [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation]: feder. zakon ot 02.07.2021 № 360-FZ (v red. ot 2.07.2021). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_389219 (Accessed 21.01.2022).

2. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarst-vennykh i munitsipalnykh nuzhd [On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs]: feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (v red. ot 30.12.2021). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624 (Accessed 21.01.2022).

3. Belozor F.I. Zakupki dlya gosudarstvennykh nuzhd: garmonizatsiya dobrosovestnoj konkuren-tsii i ekonomicheskoj effektivnosti [Procurement for public needs: harmonization of fair competition and economic efficiency] // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie: uchenye zapiski. 2021. № 1. S. 93-101.

4. Burdenko E.V., Lazarev A.V., Lazareva A.R. Formirovanie konkurentsii pri organizatsii gosu-darstvennykh zakupok [Formation of competition in the organization of public procurement] // Kreativna-ya ekonomika. 2020. T. 14. № 10. S. 2445-2456.

5. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok: ofits. sajt. URL: https://zakupki.gov.ru (Accessed 21.01.2022).

6. Edinyj reestr uchastnikov zakupok: ofits. sajt. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/eruz/search/ results.html (Accessed 21.01.2022).

7. Mill Dzh.St. O grazhdanskoj svobode [About civil freedom] / per. s angl. M.I. Lovtsovoj. 2-e izd. M.: LIBROKOM. 2012. 236 s.

8. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarst-

vennykh i munitsipalnykh nuzhd po itogam 2020 goda: svodnyj analiticheskij otchet po rezultatam osushchestvleniya monitoringa zakupok, tova-rov, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd v sootvetstvii s Federalnym zakonom ot 05.04.2013 № 44-FZ. URL: https://min-fin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases (Accessed 23.01.2022).

9. Pronina L.I. O byudzhetnoj politike v 20202022 gody: realii i prognozy [On budget policy in 2020-2022: realities and forecasts] // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2020. T. 2. № 5. S.93-107.

10. Rossiya v tsifrakh. 2020: krat. stat. sb. / Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat). M., 2020. 550 s.

11. Samolysov P. V., Bulgakova M.A. Kontrakt-naya sistema v sfere gosudarstvennykh zakupok v Rossii [Contract system in the field of public procurement in Russia]: uchebnik. M.: Akademiya up-ravleniya MVD Rossii, 2020. 302 s.

12. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [Research on the nature and causes of the wealth of nations] / per. s angl. SPb.: Azbuka, sor. 2019. 540 s.

ХАЙРУЛЛИНА Альбина Джавдатовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления в спорте Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доцент кафедры общего менеджмента Института управления, экономики и финансов. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Россия. Казань. E-mail: halbi@mail.ru.

ГУБАЙДУЛЛИНА Асылъяр Ильдусовна - преподаватель кафедры экономики и управления. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: asiliar@yandex.ru.

МАКАРОВА Екатерина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: makarova_kki@mail.ru.

KHAIRULLINA, Albina Dzhavdatovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management in Sports of the Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Associate Professor of the Department of General Management of the Institute of Management, Economics and Finance. Kazan (Volga region) Federal University. Russia. Kazan. E-mail: halbi@mail.ru.

GUBAIDULLINA, Asylyar Ildusovna - Lecturer of the Department of Economics and Management. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: asiliar@yandex.ru.

MAKAROVA, Ekaterina Sergeevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: makarova_kki@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.