Научная статья на тему 'Исследование эффективности использования персонала в процессе управления качеством на промышленных предприятиях'

Исследование эффективности использования персонала в процессе управления качеством на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONNEL / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY / INDUSTRY / ПЕРСОНАЛ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкова Илонна Валерьевна

Статья посвящена исследованию эффективности использования персонала в процессе управления качеством на промышленных предприятиях. Рассматривается значение персонала и его роль в обеспечении качества. Представлены результаты исследования эффективности использования персонала и систем управления качеством на предприятиях Пензенской области. На основании проведенного исследования сделаны выводы о значении персонала в системе менеджмента качества промышленных предприятий, эффективности его использования, эффективности функционирования систем менеджмента качества, их значения для обеспечения эффективности деятельности и конкурентоспособности промышленных предприятий, а также перспективах дальнейшего совершенствования существующих систем менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубкова Илонна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT USE OF HUMAN RESOURCES IN THE PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article studies effi ciency of human resource management in the process of quality management at industrial enterprises, considers the importance of human resource and its role in quality management, and presents results of a study of the effectiveness of human resource management and quality management systems at enterprises of the Penza region. Having conducted the research the author makes conclusions about the importance of human resourc-es in the quality management system of industrial enterprises, effectiveness of human resources management, ef-fectiveness of the quality management system functioning, their importance for ensuring effi ciency and competitiveness of industrial enterprises, as well as prospects for further improvement of the existing quality management systems

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности использования персонала в процессе управления качеством на промышленных предприятиях»

ЧьЬ> ilonaa 1990 rfmail.ru Илонна Валерьевна Голубкова,

ассистент кафедры экономики и управления, УЖ 658.31 о. 9 Пензенский государственный технолозический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Стать а Посвящена исследование эффективности использовании п б pro нал а ы процессе управления каче ст^ом на промышленных предприятиях Рассматривается значен и е персонала и его роль в обеспечении качества Представлены результат?ы исследования эффективности использования персонала и систем управления качеством на предприятиях Пензенской области На основании праведенного исследования сделаны выводи о значении персонала в системе менеджмента качества промышленных предприятии, эффективности его использования. эффективности функционировании систем менеджмента качества, и* значения для обеспечения эффективности деятельности к конкурентоспособности промышленных предприятий, а та*хе перспективах дальнейшего сов ершен с те оа а ния существующих систем менеджмента качества

Ключевые слова: персонал система менеджменте нечестен. качество, промышленность

L V; Gotubkova

EFFICIENT USE OF HUMAN RESOURCES IN THE PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Tiie artjde studies efficiency of riuitan resource mansgemehl in the process of quality management a' ^dustrial enterprises considers the importance of hurras resource End its role in qualtfy management, and presents results of a study of ihe effectiveness of hunran resource rnanagenront and quality management systems at enterprises of the Гепга гедюп Hav-ng conducted the research the author такев conclusions about (tie importance ol human resources in the quality ma-nagemcnt system of industrial enterprises,, effectiveness of human resources management, effective ne за of the q на I Ну та падете nt system fu net ¡о m n 3, tfi a ir impo rta nee to f e паи rm g e fl>ci e псу and со mpeti tive ness of industry! enterprises, as well as prospects for further hmprovement of She ем sting quality management systems Keywords: personnel, quality management system. quality, industry

ПЕрсоьал является главным ресурсам промышленного предприятия От качества и зффективности его использования во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность Персонап приводит а движение катеризльно-вешественкые элементы производства, создает товары, стоимость и прибавочный продует б виде прибыли

По мнению В 5 Ёомдаранго в основе и иное а ЦЕННОСТИ предприятий лехат компетенции персонала, базирующееся на непрерывном обнонтгении знаний и совершенствовании приемов труда Именно они обеспечивают динамичность развития и эффективность (^времвн^СГб промышленного производства 12]

Ка* справедливо отмечает Г В Савицкая обеспеченность предприятий каалифицированным персоналом и его рациональное использование повышают уровень производительности труда что ямеет боль цдае значение л ля увеличения об^емое продукции и пийлшений эффективности производства От обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнении всея работ эффективность использования оборудования, машин, механиз-

мов и как результат, ооьем производства продукции ее себестоимость, качество, прибыль и ряд других экономических показателей [6]

Б итоге эф л с кги-в нос использование персонала является важнейшим условием, обейпечи&ающич бесперебойность производственного процесса, выполнение производственных ппанов качество выпускаемой продукции и т.д Ключевая роль а обеспечении эффективности функционирования предприятия принадлежит персоналу

6 этой связи было проведено исследование эф фективности использования персонала на промышленных гсрад^риятлнх Пензенской области Исследование' проводилось о форме анкета ров и^ руководите пей * специалистов промышленных предприятий Г1 ен зенской области с цел ьнз в ы явлен ия испольэ уемых инструментов менеджмента качества и эффективности использования Персонала В Исследовании приняли участие 50 респондентов

Нг) начальном этап*. исспедованйя была предпринята попытка определить функционирует ли на предприятиях служба (отдел) качества.

Так, в коде исследования было выявлено, и это отмечается е качестве положительного момента что

и а подавпяющеч чиспе предприятии имеется спухба (отдел} качества.

Несмотря на та что из 5,6% лредетрлятий служба ка не с т ва отсутс гв ует, диппоми рова н ные с пе цка л исты в области метрологии. фанДартИЗнЦИи, серткшикации и управления качеством имеется везде Воз-

можно связано с тем, чго предприятия не летят нести дополнительные раекоды связанные с организацией службы качества Данное специалисты могут Ооуцестлять свою деятельность в рзмках других отдепов прел при яти я

Основными компонентам* повышения качества продукции предприятия респонденты назвали качество оборудоаан^я и качество персонала (рис 1)

Хотя респонденты поставили качество персонала на второе греете поел г.' качества оборудования в то же врем* большая ^ас?ь иэ них {¡читают, что роль

персоняпа в повышение качества продукции явпяется определяющей {рис. 2)

Так какропь перс знала а повышении качества продукции достаточно ее пи ка, необходимо стремиться к тому, чтось сотрудники работали с полной отдачей Кроме того, крайне важно сов падение личных интересов кавдого работника с целями и задачам* пред приятия

Для пряв лечена я персонала в процесс повышения качества необходимо постоя-.-ice материальное и моральное стимулирование Канады й сотрудник должен ощущать себя хозяином на своем рабочем Mecis. з ру ково дктел ¿Должен быПМ аичпе ресованвсоздгнии та«их условий рй

Также большинство респондентов считают, что гачественн^е характеристики персонала впаяют ча качество производимой продукции (рис. 3).

ÍÍIO

во

6(3 ■ 40

20

es, 9_

ш

fife?

■ I

Качество ндчестпо Начгстве сыда Кпвство

персонала оборудования производственны}:

прещесадв

Рис Л Компоненты повышения качества проду*ции предприятия %

Рус. 2 Роль персокапа в повышена «цчестар производимой продукции %

Рис. 3 Влияние качественных характеристик персонала на качество производимой продукции, %

Несомн е нно качеств е нн ые хара ктер исти* и персонала алияют на качество производимой продукции, гак кап сотрудники принимают участие во всех этапах производства

Осчоэнои характеристикой персонала в процессе повышения качества продукции респондент назвали профессионализм {рис 4)

Также респонденты отметила важность качества работы и культуры воспитания персонала.

Для повышения качества продукции на 70% гтред-принтийх проводится обучение Персонала в области кач&ства разрабатываются планы подготовки

На большинстве предприятии система менеджмента качестве уже существует, на мнсшх находится а стадии разработки (р*с. 5)

На большинстве предприятий системы менеджмента качестеа были разработаны самостоятельно (рис. &)

Самостоятельная разработка, кап правило, подразумевает создание система менеджмента качества на основе стандартов И СО, переделанных под деятель-нищз предприятия На предприятиях Пензенской области чаще всегонспо.г.ьэ;ютсп стандарты серий И СО 14000 и ИСО 9000.

Кулму1р£ гаспктанип

Клчагтв-а рабвп* Кзчастно подготовки ; К(Н*1«»1П<от> | Ответе- сснноаъ. П СИОЬП^И э.ч

■ ^

■ №

■ 5*

11,1

в м

г? а

Д.1 а,

10

15 20 35 30

40

50

Рис 4 Компетенции персонала в процессе повышения качества пгюдукции. %

22Ж

319%

Я атсупст(1уг!1 О РаараЬативБгтср ■ СозданА

ЗДнифнцирйввн«

Риг 5 Нэпичи-= нй предп[Ж5гтаи систем менедд кт э «яч-гегдл. е там чиспе ннгегрирорлиных, %

Саиссто.чтельна'Р рзэргбпткз Рз-зрз б4ш я а^Ьрн^ниыи оргцдозяийёмы

1 ЗВ,Я

ДМ А

5 10 20 1Ъ 30 35 40 45 Ш

Рис Й РязаайоШа СИСТЕМЫ л-ЕнедшменГа ка^а::тЕа На ПрвдПрКШии, %

На предприятиях планируются мероприятия по дальнейшему совершенгггвова-нию систем менеджмен та качества (рис. 7).

Большая часть респондентов (66,7%) отметили возможность дополнении существующей системы менеджмента качества новыми элементами. Включение в систему менеджмента качества новых элементов способствует ее совершенствованию и повышению качества деятельности предприятия в целом

В настоящее время оедется активная работа по внедрению и сертификации на промышленных пред' приятия* области систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 000. Количество предприятий и организаций Пензенской области, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р и ИСО 9001-2001 увеличилось до 70

Доля сертифицированной продукции от общего количества выпускаемых изделий невысока (рис В.1

При этом 61 1% респондентов обьяснипи отсутствие сертификации продукции тем. что она не обязательна дпя данные предприятий Добровольная сертификация обычно проводится тогда, когда предприятие планирует выйт^ на новь^ рынки, в том числе зарубежные и хочет обеспечить себе высокую конкурентоспособность. В противном случае на предприятии могут мспольэоеаться технические условия (ТУ), представляющие собой документ, определяющий технические требование которым должны удовлетво рять ^нкретное изделие или продукция

На подавпяющей части предприятии имеются зк-к.ред и го ванные измерительные я испытательные л а боратории. предназначенные для проведения испытаний образцов [продукции материалов, среды) на соответствие параметрам, установленным в нормативных документах

Наибольшее чиспо испытательных лаборатории функционируют в промаводстеейной сфере декель ности. Их аккредитация необходима для обеспечения признания результатов испытании потребителями продукции материалов апи сред, при этом под потребителями пони маются как подразделения предприятия и конечные пользователи продукции, так и государство и общество в целом

Измерительные лаборатории предназначены дпя обеспечения единства измерений 0 данных лаборатория к создаются эталоны гарантии точности и надеж чости результатов измерений Аккредитация такой лаборатории проверочной лабораторией позволит обеспечить соответствие показаний измерительных приборов И оборудования эталонам и мерам, что гарантирует признание результатов измерений ¡Т] Наличие на многих Пензенских предприятиях таких лабораторий, безусловно, положительно скажется на эффективности их деятельности

Как положительный момент можно отметить и го. что на большинстве предприятий (83,3%) применяются изобретения, патенты и результаты инновационных разработок. Данный факт свидетельствует об эффективном использовании интеллектуальных спо-

УчСг lfJpfceaHufi &àierTaeHMTH и зКйлосич«ибгО

ИспольээеанкЕ пркнц^пон TQM Дополнений порычи ЭЛСМШ-ТЕИЧ»"

iSJ

66, 7

66, J

m w 30 AO St «f': 70 Ш

16,7 1&,7

* 13 1 IA

rf J 1 й Ï щ Я ta с а : f т а с I 3 « 10 111 ,

11.1

_

Я 3- « & 5 g | 5,6

а 3 а ill : Î I ■ ■

1

■ ■

й. L' ï-if. 50* ioii 70% №

Дали еертыфици |»ял иной лридукцин fl¥ общего каличецпа

ОЫПУСК^МШ ИлДСЛнч

Рис T. Деятельность по дэп^еиц^му сааершенстйо&аниюсистемы менеджмента качества. '¡4

Pjjc а Поли сертифицированной Аддукции от г>5щвпо копич^ствй выпускаемых изделий

собностей перс о кап а руководством промышленных предприятий.

При всех положительных, моментах стоит отметить такой недостаток как высоки процент претензии со сторон ь гютребитвлей-(67%) Это го во рИт о не кот ор ом несоответствии качества производимой продукции и* требованиям и ожиданиям Снизить количество претензий со стороны псоебителеи поможет не только повышение качества продукции в целом, но и повышение качества персонала, его компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На предприятиях планируются затраты на ислрав декие несоответствий, которые представляют собой издержки, связанные с тем что предприятие не все делает правильно с первого раза Такие затраты обычно планируются на уровне 4-5% от объема продаж Однако на пред при рггиях Пензенской области этот показатель намного ниже.

Несоответствия выпускаемой продукции могут быть внешними или внутренними в зависимости о-чего и определяются видь» за трат <Э].

Чем раньше обнаружено несоответствие, тем проще и дащенпе его устранение; на следующих этапах затраты могут возрастать в несколько раз Именно поэтому так важно обеспечение контроля качества на каждом этапе производственного процесса

Планирование повышения нанята и конкурентоспособности продукции способствует решению таких зада^ как повышение качества продукции до уровня ведущих предприятии за счет улучшения по всем показателям качества снижение уровне брака, увеличения гаг*антииного срока. а также позволяет расширить и эавоевет ь новые рынки [3].

Согласно результатам опроса большая часть предприятии (67%) участвуют В программах и премиях г-о качеству Т. Л. Сагибов а И Л И Бирюкова справедливо отмечают, что именно конкурсы на соискание национальны* и региональных премии в области качества являются одним из важнейших механизмов мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствование своей деятельности Они занимают особое место среди конкурсов в области каче ствэ причем в рамках их проведения оцениваются не отдельное образцы продукции, неуонкретньеуслуги а качества деятельности организации в целом, оценке подлежит качество менеджмента и тех подходов, которые п рмме няет орган и га ция Каче ство вып ускаемои продукции Язляется лишь одпим из многих оценивав мыл аспектов [7]

9 последние годы в нашей стране получили популярность такие конкурсы, как «100 лучший товаров России». «Народная марка». «Знак качестваXXI и многие другие С 1997 г в Пензенской области проводится ежегодный конкурс к За лучшие показатели качества» Учредителями конкурса являются правительство области, Пензенский ЦСМ и научней центр Поволжского отделения Академии проблей качества

Уча стм е в регионзл ьных я национальн ых кон курсах нз соискание премий в области качества не только повышает имидж предприятия в глазах потребителей воспитывает культуру качества, стимулирует к использованию современны* под к од ее менеджмента качества, ной позволяет активно применять самооцен-

ку в цепях посто rh но го совершенствования используемых управленчески* подходов.

"Таким образом, исследование эффективности использования персонала, а также систем управления качеством на промышленных предприятиях позволило сделать следующие выводы

- на большинстве предприятии создана и успешно функционирует система менеджмента качества, суще ствуют планы повышения качества и конкурентоспособности продукции;

- персонаж рассматривается как важнейший инструмент обеспечения качества продукции предприятия 0 этой связи на многих предприятиях проводятся мероприятия по развитию персонала, при этом первостепенное значение *меют профессиональные компетенции персонале

- на промышленных Предприятиях Пензенской об ласт,1 функционируют собственные отделы и службы качества либо работают приглашенные специалисты по качеству,

- на предприятиях ведутся постоянные разработки, направленные на повышение качества продукции дополнение новыми элементами внедрение прйнци nos TGV, учет требовании безопасности экологического менеджмента Данное обстоятельство свидетельствует об эффективное использовании интеллектуальных способностей персонала промышленных предприятий

- доля сертифицированной продукции, несмотря ia отсутствие обязательней сертификации достаточно высока Предприятия нацелены на тро&едение добровольной сертификации своей продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках

- на промышленных Предприятиях Пензенской об ласту ведется ант к в на я работа по непрерывному повышению качества производимой продукции что подтверждается премиями и наградами за качество различных уровней

I Аккредитации пэооратсрии URL. hitp:/Mww hpms пг Akkredital.ii п/ Akkrtüita tlen jatiör a lü-ry. lUrn

2. Бонсзрвнко £f 5 Методология формировании системы рационализациигруда управг^еического пероонглз на промышленных предприятиях' эвтореф Дис д-ра экон наук Саранск, 2Ü0S.

3 ГЕ С Системный подход К управление качеством ■'-' Международный нвучна-мсегвдоватвльмий журнал нУспеки современной нзуки* 2016 №|П.Т. 4. С 121-123.

4 Набит Г! Рогь персонала URL httpir'qualily.eup.ru.-MAT£f?iALVi4,frp Mm

5. Официальный портал Правительство Пензенской области UR L. 1i11p .,'■ pri2> г Jima Iл newSi'2017 ■'W/7 Э57ПВ77

5 Cä-euififfl fr Г S Анапн> хозяйственной дечтепьнпстц предприятия. 5-е над Минск: Новое знаний, 20Q1

7 Салимеве Т А Бирюкова Л И Национальные и региона IlbHtiici Премии в области Качества модели и мехами jn

реализации II Региональная Экономика теория и 20D7. ГЙ 4 (43) С, 30-М

й сыючин * Структура aaYpet не качество URL htip н semia п. iveorr* 4-älruktdra -sav at-na-ka uitslv ai

Э Черная /1 R Пензенской области прпдиписа-ется поддерг К5 рабочик профессий URL http.-'wv/w penza .Kp.fu-daiiyy2e5flB.j.i3B0aDjr^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.