Научная статья на тему 'Обеспечение качества и риски в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Обеспечение качества и риски в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1154
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КАЧЕСТВО / РИСКИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / АUDIT / QUALITY / RISKS / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Светлана Николаевна

В статье рассмотрены особенности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с точки зрения оценки качества производимой продукции и систем управления. Исследована специфика разработки и внедрения систем менеджмента качества на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса. В качестве примера рассмотрен проект по организации работы сборочного участка предприятия с целью обеспечения качества выполняемых работ и представлены риски при его реализации. Даны рекомендации по управлению качеством и управлению рисками предприятий оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE AND RISKS IN THE ACTIVITIESOF ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with the features of the activities of enterprises of the military-industrial complex in terms of assessing the quality of products and managementsystems. It analysis peculiarities of the development and implementation of thequality management systems of enterprises of the military-industrial complex. It examines the project on the organization of the Assembly site of the enterprise in order to en sure the quality of the work per for med, and the r i sks in its implementation are presented. Recommendations on quality management and risk management of enterprises of the military-industrial complex are given.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества и риски в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И РИСКИ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

QUALITY ASSURANCE AND RISKS IN THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

УДК 338.24 DOI: 10.25631/PEJ.2018.3.15

КУЗЬМИНА Светлана Николаевна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, kuzmina2003@bk.ru

KUZMINA, Svetlana Nikolaevna

Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in Film and Television Industry, theSaint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, kuzmina2003@bk.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с точки зрения оценки качества производимой продукции и систем управления. Исследована специфика разработки и внедрения систем менеджмента качества на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса. В качестве примера рассмотрен проект по организации работы сборочного участка предприятия с целью обеспечения качества выполняемых работ и представлены риски при его реализации. Даны рекомендации по управлению качеством и управлению рисками предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: аудит, качество, риски, оборонно-промышленный комплекс, система менеджмента качества, управление качеством.

Abstract.

The article deals with the features of the activities of enterprises of the military-industrial complex in terms of assessing the quality of products and management systems. It analysis peculiarities of the development and implementation of the quality management systems of enterprises of the military-industrial complex.

© Кузьмина С. H., 2018.

It examines the project on the organization of the Assembly site of the enterprise in order to ensure the quality of the work performed, and the risks in its implementation are presented. Recommendations on quality management and risk management of enterprises of the military-industrial complex are given.

Key words: ciudit, quality, risks, military-industrial complex, quality management system, quality management.

Национальная экономика России представляет собой сложное и многомерное явление. Ее эффективность определяется различными факторами и аспектами. Здесь и уровень ВВП, качество жизни населения, экологические аспекты, социально-экономические, правовые и т. п. Отдельным видом деятельности, который в то же время увязан как в системе национальной безопасности страны, так и в ее экономической успешности является деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сегодня оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации представляет собой сложную и многомерную систему. Можно сказать, что это комплекс, включающий в себя научно-изыскательские, проектно-конструкторские, а также производственные и испытательные предприятия. Все они работают в рамках единой технологической цепочки и выполняют разработку, производство, ремонт произведенной военной продукции и техники как для государственного заказчика в виде силовых структур, так и по заказам на экспорт.

Оборонно-промышленный комплекс выполняет важную стратегическую задачу государства, а именно обеспечение государственной безопасности. Поэтому вся продукция, которая создается ОПК, нужна для выполнения этой государственной задачи, обеспечивая обороноспособность, безопасность государства, защищая законные интересы граждан страны. В то же время это и показатель военной мощи и независимости государства [1]. Именно это и определяет

основные особенности ОПК, которыми являются: специфичность продукции, зависимость от госзаказа, военный наукоемкий характер специализации производства, которая проявляется в таких направлениях, как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное, производство средств связи, боеприпасов и спецтехники, приборостроение.

Также следует отметить уникальность производимой продукции, применение сложных технологий, использование высококвалифицированных трудовых ресурсов. В то же время ОПК представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию, является основным потребителем результатов инновационной деятельности [2].

Следует отметить высокий уровень требований к квалификации персонала (рабочих, служащих, специалистов) [3], он выше, чем в других отраслях и сферах, персонал ОПК - обладатель уникальной совокупности навыков и умений. Также при производстве продукции ОПК должны быть обеспечены особые информационные условия функционирования предприятий - требования, обусловленные секретностью, ограничивающей кооперацию и передачу технологий.

Для продукции ОПК имеет место достаточно высокий уровень риска, который необходимо контролировать и управлять им. Это подразумевает проведение регулярного учета,

предоставление полной отчетности по производству, анализ и координацию производства.

В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [4] были сформулированы направления развития ОПК. Основной целью развития ОПК, согласно прогнозу, является создание оптимальных условий для наиболее полного обеспечения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации и других войск в системах, комплексах и образцах вооружения (в том числе ядерного) и военной техники, определяемых государственной программой вооружения, разработанной в соответствии с военной доктриной, и планами военного строительства [4]. В соответствии с этим, одной из основных задач дальнейшего развития ОПК является оптимизация состава и структуры ОПК путем концентрации военного производства на ограниченном числе научно-производственных комплексов (объединений), контролируемых государством. В рамках реализации данной задачи были сформированы интегрированные структуры, которые объединили предприятия ОПК, в результате чего были созданы «Объединенная авиастроительная корпорация», «Ростехнологии», «Росатом», «Роснанотехно-логии», «Объединенная судостроительная корпорация» и др. Все это способствовало обеспечению эффективности и ускорению темпов роста экономики за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП. В то же время имеются возможности и резервы совершенствования и улучшения деятельности предприятий ОПК, которые также необходимо использовать. Например, это внедрение систем менеджмента для различных видов деятельности, процессного подхода, инструментов качества, бережливого производства и т. п.

Одним из условий эффективности ОПК является наличие и функционирование на предприятиях системы менеджмента качества, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015, система менеджмента

качества является частью системы управления предприятия применительно к качеству, т. е. совокупностью взаимосвязанных или взаимодействующих элементов предприятия для разработки политик, целей и процессов в интересах достижения этих целей, необходимых для осуществления общего руководства качеством [5]. Она включает в себя действия, с помощью которых предприятие устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, необходимые для достижения желаемых результатов, управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений, и предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий при выпуске продукции и услуг.

Обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего предприятия испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя предприятия должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Система менеджмента качества предприятия, как один из инструментов менеджмента, дает высшему руководству самого предприятия и его потребителям уверенность в том, что предприятие способно поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).

Внедрение систем менеджмента качества побуждает предприятие анализировать требования потребителей, определять процессы,

способствующие созданию продукции, приемлемой для них, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, каждую операцию, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствий.

Можно выделить следующие цели системы менеджмента качества, применимые в том числе для предприятий оборонно-промышленного комплекса:

• выявление требований потребителей, в данном случае потребитель-заказчик - это государство;

• управление взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами, прямо или косвенно влияющими на качество продукции.

Разрабатываемая и внедряемая система менеджмента качества зависит от специфики и размеров предприятия, но следует иметь в виду, что для обеспечения функционирования системы менеджмента качества необходимы:

• твердое желание высшего руководства, ясное понимание им целей и проявление воли;

• мотивация и квалификация персонала;

• квалифицированные менеджеры системы менеджмента качества;

• стремление высшего руководства к развитию бизнеса на международном уровне.

Одной из задач системы менеджмента качества является определение основных процессов и требований к ним. Другая, не менее важная задача, которую необходимо решить при внедрении системы менеджмента качества, -вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответственность в целом, и это справедливо для деятельности любого предприятия. Поэтому автор считает, что система менеджмента качества позволяет:

1. Упорядочить всю деятельность на предприятии, так как при внедрении четко прописывается порядок взаимодействия между отдельными подразделениями, отделами и исполнителями-специалистами.

2. Вести постоянный мониторинг процессов предприятия с помощью аудита, самооценки и других механизмов. Благодаря этому становится также возможным оперативное выявление несоответствий, проблем в деятельности предприятия и своевременное их устранение.

3. Организовать работу таким образом, чтобы заинтересовать, замотивировать и вовлечь в процесс весь персонал, что позволяет получить максимум потенциала работников. Это, в свою очередь, ведет к развитию предприятия.

Для предприятий ОПК есть определенные нюансы в обеспечении качества производимой продукции, разработки и внедрении систем менеджмента качества. Так, приказом ГК «Ростех» от 03.07.2017 г. №87 введено в действие Положение о Системе управления качеством Государственной корпорации «Ростех» [6], которое распространяется на все предприятия, входящие в состав ГК «Ростех». Данное Положение также устанавливает требования к системе менеджмента качества предприятия ОПК и устанавливает, что основой для ее построения является модель, описанная в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [5]. При этом Положение оговаривает, что требования к системам менеджмента качества предприятий ОПК и систем менеджмента качества поставщиков предприятий ГК «Ростех» должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с учетом обязательных требований, действующих в отдельных отраслях промышленности. Так, требования к системе менеджмента качества предприятий оборонной отрасли должны быть не ниже уровня, установленного ГОСТ РВ 0015002-2012 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования» [7], а требования к системам менеджмента качества предприятий, например, авиационной промышленности должны быть не ниже уровня, установленного ГОСТ Р ЕН 9100-2011 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования» [8].

Например, для предприятий ОПК, имеющих лицензию на разработку, производство,

испытания и ремонт авиационной техники, в то же время его деятельность будет регламентирована соответствующими документами уполномоченных органов и органов государственного регулирования в области авиации (например, Федерального агентства воздушного транспорта - Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета). В связи с этим в нормативную документацию системы менеджмента качества таких предприятий должны быть внесены процедуры, описывающие выполнение требований федеральных авиационных правил, таких как:

• ФАП-285 - Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» [9];

• АП-21 - Авиационные правила, часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» [10];

• АП-145 - Авиационные правила, часть 145 «Ремонтные организации» [11].

Авиационные правила - это свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых является обязательным условием обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Федеральные авиационные правила являются обязательными к исполнению предприятиями ОПК в Российской Федерации.

Процедуры, описывающие требования, установленные федеральными авиационными правилами, должны быть внедрены в состав нормативной документации системы менеджмента качества предприятия, включающей в себя следующие виды документов:

• политика и цели в области качества;

• руководство по качеству (с 2015 г. не обязательное требование);

• стандарты предприятия/организации;

• рабочие инструкции (производственные инструкции, методические указания, положе-

ния, руководства, инструкции по охране труда и другие нормативные документы, устанавливающие последовательность работ и (или) требования к их выполнению);

• планы качества;

• техническая документация (на продукцию);

• записи;

• документация внешнего происхождения;

• организационно-распорядительная документация.

С целью соответствия деятельности установленным требованиям на предприятии ОПК должна быть внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии документально оформленная система менеджмента качества. При этом система должна быть ориентирована на потребителей авиационной техники, выполнение их требований и стремление превзойти их ожидания, для чего постоянно улучшается ее результативность с целью максимального соответствия требованиям международных, межгосударственных, национальных, государственных (в том числе военных) стандартов или нормативным требованиям уполномоченных органов в области авиации.

Также для предприятий ОПК рекомендуется применять процессный подход, в рамках которого:

• определены, внедрены и применяются основные и вспомогательные процессы, необходимые для системы менеджмента качества;

• определена последовательность реализации и взаимодействия процессов системы менеджмента качества;

• определены требуемые входы и ожидаемые выходы процессов системы менеджмента качества;

• определены и применяются критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;

• процессы систематически контролируются (находятся под наблюдением и измеряются, а также осуществляется анализ отклонений фактических значений от запланированных параметров), в процессы вно-

сятся любые изменения, необходимые для обеспечения того, чтобы процессы достигали намеченных результатов;

• определены ресурсы, необходимые для процессов системы менеджмента качества, и обеспечена доступность ресурсов;

• распределены обязанности, ответственность и полномочия персонала в отношении процессов системы менеджмента качества;

• улучшаются как процессы, так и системы менеджмента качества в целом.

Ко всем процессам системы менеджмента качества и системе в целом применяется цикл Деминга «Plan - Do - Check - Act» (PDCA) (приведен на рисунке). Он подразумевает планирование, выполнение, проверку выполненного и принятие мер для улучшения деятельности.

Цикл Деминга - РБСЛ

С целью подтверждения соответствия системы менеджмента качества, а также для установления того, что система менеджмента качества внедрена, результативна и поддерживается в рабочем состоянии, через запланированные интервалы времени на предприятии проводят внутренние проверки системы менеджмента качества. Сущность внутренних проверок заключается в обследовании объектов системы менеджмента качества и получении непредвзятой информации о де-

ятельности системы менеджмента качества и результатов этой деятельности с тем, чтобы определить и зафиксировать степень их соответствия установленным требованиям. Процесс проведения внутренних проверок основан на соблюдении принципов и требований, установленных ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» [12], и обеспечивает:

• установление для предприятия и отдельных его структурных подразделений соответствия или несоответствия системы менеджмента качества в целом или отдельных ее процессов, процедур (порядков) требованиям международных, межгосударственных, национальных, государственных (в том числе военных) стандартов или нормативным требованиям;

• оценку результативности системы менеджмента качества;

• установление степени понимания персонала предприятия целей, задач, поставленных перед подразделениями (процессами), и выполнения требований, установленных документами системы менеджмента качества;

• проверку результативности выполнения корректирующих действий (мероприятий);

• предоставление высшему руководству предприятия информации о результатах функционирования системы менеджмента качества для анализа;

• определение возможности и путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества в целом или отдельных ее процессов.

Анализ результативности системы менеджмента качества высшим руководством осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативной документации и документации системы менеджмента качества. Отчет о результативности подготавливается службой качества и представляется на специально посвященном этому вопросу заседании Совета по качеству - коллегиального органа, создаваемого при высшем руководстве предприятия, основной деятельностью которого является разработка предложений руководителю предприятия для решения проблемных вопросов менеджмента качества. По

РГСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2018 I

результатам заседания принятые решения отражаются в протоколе, на основании которого руководители и владельцы процессов планируют и выполняют мероприятия, связанные с улучшением системы менеджмента качества, улучшением качества изготовления выпускаемой продукции по отношению к требованиям потребителей, обеспечением производства необходимыми ресурсами. Результаты анализа системы менеджмента качества руководством и принятые решения доводят до сведения персонала при проведении «Дня качества» в подразделениях по итогам года.

Характеристика основных особенностей деятельности предприятий ОПК, а также аспекты их реформирования и развития, лицензионные требования к предприятиям и требованиям к их системам менеджмента качества позволяют констатировать, что деятельность предприятий ОПК строго регламентирована многочисленными законодательными и правовыми документами Российской Федерации, а также внутренними документами головных корпораций и холдингов, в соответствии с которыми на предприятиях должна быть внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ РВ 0015-002-2012 [5; 13], а в отдельных случаях - и прочих требуемых стандартов[14].

Одно из изменений стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 - идентификация рисков и управление ими. Риски рассматриваются как влияние неопределенности на ожидаемый результат, который может быть положительным или отрицательным [5]. Понятие риска включает в себя вероятность возникновения ожидаемого события и его последствий с точки зрения возможности достижения поставленных целей и реализации стратегии, при этом понятие необходимо интерпретировать не только как нежелательное явление, но и как возможность для улучшения в процессах. Соответственно, процесс принятия решений, основанных на рисках, обусловлен и тесно связан с концепцией процессного подхода. Одновременно с введением требований к риск-менеджменту из стандарта были исключены требования к предупреждающим действиям, так как вся деятельность

предприятия и руководства будет являться предупреждающим действием, поскольку будет учитывать риски, связанные с вероятностью наступления негативных ситуаций.

Рассмотрим в качестве примера работы по идентификации и установлению рисков, а также их устранению в рамках выполнения проекта предприятием ОПК, выполняющего государственный заказ.

Так, с целью совершенствования деятельности был инициирован проект «Организация работы участка комплектации сборочного цеха». В ходе реализации этого проекта были выявлены такие проблемы, как «неприятие внесения изменений производственными рабочими в процесс сборки», «уверенность рабочих в отсутствии последующих изменений», «уверенность рабочих в неудобстве предложенной схемы работы», «низкий уровень отслеживания наличия или возникающего дефицита комплектующих узлов и деталей». В качестве решения этих проблем было предложено провести разъяснительную работу с наиболее авторитетными бригадирами-наставниками. Было также предложено вносить изменения по предложенным рабочими замечаниям быстро, в течение одной рабочей смены. Рабочие предложили назначить ответственного мастера за работу линии сборки, а также разработать и внедрить систему мотивации работников. По второй проблеме было предложено разработать и разместить стенд контроля требуемых (дефицитных) комплектующих изделий, а также прописать в соответствующей документации разграничение и закрепление ответственности между подразделениями и сборочным цехом.

Результатами этого проекта стало улучшение деятельности, которое выразилось в следующем:

1. Полный объем сборочных операций по изделию производится на линии сборки в четыре технологических этапа (четкое разграничение по этапам).

2. Сформирован технологический состав выпускаемого изделия. На каждом этапе сборки закреплен определенный объем операций, обусловленный технологией и длительностью сборки.

3. Организовано хранение на линии сборки в специально отведенных местах на каждом технологическом этапе, установлены перегородки для обеспечения разграничения зон комплектации и сборки изделия.

4. Для выполнения сборочных операций выделены рабочие места, смонтирована оснастка. Сборка узлов производится рядом с собираемым изделием. Исключены излишние переходы.

5. Разработаны и установлены стенды визуального контроля хода производства с разбивкой на этапы, стенд визуального контроля работы линии сборки №1, стенд мониторинга причин остановок линии, стенд комплектации линии.

6. Установлены специализированные световые индикаторы остановки линии.

В то же время при реализации проекта были выявлены риски, которые представлены в таблице.

Риски реализации проекта

№ п/п Описание риска Уровень риска Последствия Меры воздействия

l Увеличение нагрузки на членов рабочей группы в связи со срочными производственными заданиями Низкий Срыв сроков реализации проектных работ Организация работ сверхурочно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Остановка или перерыв в выполнении проектных работ в связи с запуском новых приоритетных проектов Низкий Нарушение утверждённого графика проекта Согласование переноса сроков реализации проекта

З Несвоевременная поставка: материалов, инструмента, оснастки Высокий Нарушение этапов выполнения проекта Своевременное информирование заказчика проекта. Перенос части работ на период постпроектного сопровождения

4 Выполнение дополнительных смежных работ в рамках проекта Средний Срыв сроков реализации проектных работ, согласно утвержденному графику проекта Согласование дополнительных работ с заказчиком

5 Несвоевременное финансирование закупочной деятельности и отдельных мероприятий Низкий Нарушение выполнения отдельных мероприятий в рамках проекта Своевременное информирование заказчика проекта. Согласование переноса сроков реализации проекта

Согласно таблице, риски описаны, т. е. идентифицированы, определен возможный уровень риска. Важным является определение последствий рисков, а также указание на требуемые меры воздействия на каждый вид риска. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015, для улучшения процесса управления рисками на предприятиях ОПК следует определять как риски, так и возможности, которые могут возникать в процессе деятельности. Здесь подразумевается, что управление рисками может быть связано как с негативными, так и с благоприятными для компании последствиями. То есть управлять рисками - это определять перспективы и выявлять возможности для улучшения деятельности, в то же время не допускать или уменьшать вероятность наступления негативного события. Например, в источнике [17] в рамках теории риск-менеджмента рассматривается риск как с позиции негативных отклонений фактических результатов деятельности от запланированных, так и со стороны ее возможных позитивных последствий. В том случае, если рисковое событие приводит к негативным последствиям, управление рисками направлено на уменьшение нежелательного отклонения. Если же рисковое событие приводит к позитивным последствиям, инструментарий риск-менеджмента позволяет

управлять потенциальной выгодой, возникающей в результате рисковой ситуации. Таким образом, в процессе деятельности предприятия необходимо с «рисками» связывать ВСЕ потенциально дающее НЕГАТИВНЫЙ и/или НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ результат, а с «возможностями» - ВСЕ, приводящее потенциально к ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ и/или ЖЕЛАЕМОМУ результату.

Таким образом, рассмотрев особенности деятельности предприятий ОПК во взаимосвязи со стратегическими задачами и прогнозом развития национальной экономики, следует отметить наличие определенной специфики в деятельности, проистекающей из целей и задач развития данной сферы. Также необходимо отметить, что в современных условиях хозяйствования предприятиям ОПК приходится внедрять сразу несколько (одновременно или по очереди) систем менеджмента, которые позволяют обеспечивать соответствующий уровень качества как систем менеджмента, так и выпускаемой продукции. В то же время изменения, произошедшие в связи с введением в действие новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, требуют внедрения процессного подхода в управлении рисками, что в конечном итоге дает улучшение деятельности предприятий ОПК и открывает для них новые возможности в выполнении государственного заказа страны.

I Список литературы

: 1. Бабурина И. А., Губайдуллина Э. Э. Основные особенности предприятий обо: ронно-промышленного комплекса // Современные проблемы экономического и : социального развития: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф.

• Ю. В. Ерыгина. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. 2013. Вып. 6. С. 8-9.

: 2. Бабкин И. А., Кузьмина С. Н., Бабкин А. В. Развитие механизма государственно-частного партнерства в России: концептуальные особенности и препятствия: труды

| международной научно-практической конференции «Новая экономическая реаль-

• ность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016)». : СПб.: Санкт-Петербургский политехн. ун-т Петра Великого, 2016. С. 28-32.

: 3. Кузьмина С. Н. К вопросу применения требований профессиональных стандартов

• для организаций сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. j С.145-153.

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Россий-

: ской Федерации на период до 2030 г. URL: http://static.government.ru/media/

• files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 16.06.2018).

6. Приказ ГК «Ростех» от 03.07.2017 №87 «О внесении изменений в приказ Государственной корпорации "Ростех" от 10 .12. 2015 года №230». Режим доступа: URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Gosudarstvennoy-Korporatsii-Rosteh-ot-27.07.2017-N-95/ (дата обращения: 16.06.2018).

7. ГОСТ РВ 0015-002-2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. СМК. Общие требования. Режим доступа: URL: http://ismss.ru/ uploads/11-6.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

8. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL: http://docs. cntd.ru/document/1200089622 (дата обращения:30.01.2018).

9. Приказ Министерства транспорта РФ от 25.09. 2015 № 285 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил"». URL: http://base.garant.ru/71227460/ (дата обращения: 30.01.2018).

10. Авиационные правила. Режим доступа: URL: http://armak-iac.org/dokumenty/ aviatsionnye-pravila/(дата обращения: 30.01.2018).

11. Открытая база ГОСТов. Режим доступа: URL: https://standartgost.ru/(дата обращения: 30.01.2018).

12. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Gosudarstvennoy-Korporatsii-Rosteh-ot-27.07.2017-N-95/ (дата обращения: 16.06.2018).

13. Сертификат военного назначения ГОСТ РВ 0015.002-2012.Режим доступа: URL: https://euro-register.ru/services/sertifikatsiya-iso/sertifikatsiya-gost-rv-0015-002-2012/ (дата обращения: 30.05.2018).

14. Окрепилов В. В. Влияние на качество жизни факторов, обеспечивающих устойчивое развитие сообществ. Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, образование: материалы VII Международного научно-практического форума, 28 февраля-01 марта 2018 г. / под ред. д. э. н., проф. И. И. Антоновой. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2018. С. 258-260.

15. Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (дата обращения: 30.05.2018).

16. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией». Режим доступа: URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Gosudarstvennoy-Korporatsii-Rosteh-ot-27.07.2017-N-95/ (дата обращения: 16.06.2018).

17. Качалов В. А. «Риски» и «Возможности» в стандарте ISO 9001:2015: порознь или вместе? // Методы менеджмента качества. 2016. № 7-8. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.