УДК 159.922:371.213
ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Вахтель Лариса Викторовна - доктор психологических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет; e-mail: [email protected]; тел.: +7 (920) 451-68-83 Юрьев Александр Николаевич - кандидат химических наук, заведующий сектором, Воронежский филиал НИИ синтетического каучука; соискатель, Воронежский государственный педагогический университет; e-mail: [email protected]; тел: +7 (904) 212-93-73
АННОТАЦИЯ
В работе использован системный подход к изучению самоактуализации и духовно-нравственной сферы студентов, состоящий в установлении корреляционных связей между функциональными компонентами этих психологических феноменов. Выявлены особенности духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации. Изучена связь между самоактуализацией личности и ее духовно-нравственными качествами. Ключевые слова: духовно-нравственные качества, самоактуализация личности, системный подход.
Гармоничное развитие российского общества невозможно без духовно-нравственного воспитания молодого поколения, без формирования у него стремления к самоактуализации и реализации в своей жизненной практике подлинно гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей [2; 3]. Особую актуальность в этой связи приобретает психологическое исследование духовно-нравственной сферы молодых людей с разным уровнем самоактуализации. Результаты данного исследования позволяют уже сегодня обозначить эффективные подходы и направления духовно-нравственного развития студенческой молодежи, которая через несколько десятилетий будет определять и социально-экономическое состояние, и духовно-нравственные ориентиры российского общества.
Объектом эмпирического исследования выступали студенты факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Объем выборки составил 163 человека.
Уровни самоактуализации студентов (табл. 1) были выделены путем z-нормирования значений показателя самоактуализации (ПС), который вычислялся как среднее арифметическое значений выраженности у испытуемого характеристик самоактуализированных личностей. Эти характеристики были диагностированы с помощью стандартизированного опросника САМОАЛ [6].
В качестве особенностей духовно-нравственной сферы студентов рассматривались: 1) степень выраженности у них таких духовно-нравственных качеств, как альтруизм-эгоизм, милосердие-мстительность, смирение-гордыня, умиротворение-душевный хаос и пр.; 2) уровень духовно-нравственной гармоничности, мерой которого выступала степень преобладания позитивных духовно-нравственных тенденций над негативными; 3) качественный характер и сила корреляционных связей духовно-нравственных качеств друг с другом.
Степень выраженности у студентов духовно-нравственных качеств (табл. 1) определялась с помощью проективной методики «Диагностика нравственной сущности отношения к другим людям» [1].
Уровни самоактуализации (ПС), гармоничности духовно-нравственной сферы (ПГ) и развития духовно-нравственных качеств (ДНК) студентов
Показатель Уровень
низкий средний высокий
ПС, % 0-41 42-62 63-100
ПГ, % 0-14 15-38 39-100
ДНК, % 23-48 49-74 75-100
На основании полученных по этой методике данных вычислялся показатель гармоничности духовно-нравственной сферы (ПГ):
ПГ = ХДНК+ —ДНК 100 ,
645
где ЕДНК+ - сумма значений выраженности позитивных духовно-нравственных качеств;
ЕДНК - сумма значений выраженности негативных духовно-нравственных качеств;
645 - максимально возможная разность ЕДНК+ - ЕДНК .
В результате выделения уровней самоактуализации и духовно-нравственной гармоничности было установлено, что высоким уровнем самоактуализации обладают 16% студентов, средним уровнем - 70% и низким уровнем - 14%. Высокий уровень гармоничности духовно-нравственной сферы наблюдается у 14% студентов, средний уровень -у 70,5% и низкий уровень - у 15,5% (табл. 2).
Таблица 2
Процентные доли студентов с разными уровнями самоактуализации и гармоничности духовно-нравственной сферы (ДНС)
Уровень гармоничности ДНС Уровень самоактуализации Всего на уровне
низкий средний высокий
низкий 2,5 11,2 1,8 15,5
средний 10,3 50,3 9,9 70,5
высокий 1,2 8,5 4,3 14,0
Всего на уровне 14,0 70,0 16,0 -
Ведущими характеристиками самоактуализации студентов являются ориентация на высшие ценности, креативность, потребность в познании и жизнь настоящим, а наименее выраженной характеристикой - такое важное в нравственном плане качество, как доверие и симпатия к людям (табл. 3). Однако корреляционный анализ полученных данных указывает на то, что в качестве «ядра» студенческой самоактуализации выступают автономность, аутосимпатия, спонтанность и креативность, - именно эти характеристики оказываются наиболее корреляционно связанными друг с другом и с прочими составляющими самоактуализации. Наименьшую корреляционную связанность обнаруживают потребность в познании, а также доверие и симпатия к людям, вследствие чего эти характеристики оказываются на «периферии» самоактуализации (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда характеристик самоактуализации студентов (цифрами показаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона)
Таким образом, существует значительный разрыв между констатацией студентами своей приверженности высшим, общечеловеческим ценностям и практической реализацией этих ценностей в их отношениях с окружающими. Скептический взгляд на природу человека является, по нашему мнению, проективным отражением неуверенности студентов в наличии у них самих позитивных качеств и внутренних предпосылок для гармоничного развития, следствием ослабления веры в ценность человеческой жизни и возможность достижения успеха при реализации в своей деятельности принципов доверия и любви к ближнему. Заметим, что полученные нами результаты соотносятся с данными Н.Б. Трофимовой, согласно которым отсутствие позитивных психологических установок, убеждений и идеалов осложняет процесс самоактуализации и снижает духовно-нравственный потенциал молодых людей [5].
Использованный нами подход рассматривает самоактуализацию как систему взаимосвязанных и согласованно действующих компонентов саморазвития личности и поэтому может быть назван системно-динамическим. Данный подход является продолжением идеи А. Маслоу о том, что путь самоактуализации и обретения характеристик самоактуализированных личностей не лежит через разворачивание этих характеристик по отдельности, а означает их комплексное развитие и синергичное проявление [4].
Диагностика нравственной сущности отношения к другим людям студентов с разным уровнем самоактуализации показала, что повышение уровня самоактуализации сопровождается ростом их самообладания, способности оказывать поддержку (за счет укрепления веры в возможность преодоления всех преград) и креативности (в решении проблем обращающихся к ним людей), а также снижением равнодушия и авторитарности (рис. 2). Однако, как свидетельствует статистическая проверка значимости различий эмпирических данных (табл. 4), самоактуализация не сопровождается развитием у студентов милосердия, смирения и умиротворения, способности любить и альтруизма, внутренней убежденности, духовной силы и гармонии высшего с низшим. Практически не влияет она
Выраженность характеристик самоактуализации студентов
Характеристика самоактуализации Среднее значение (%) на уровне самоактуализации
низкое среднее высокое
Ориентация на высшие ценности 52,5 62,1 77,2
Креативность 44,9 60,2 77,7
Потребность в познании 46,1 56,1 71,9
Жизнь настоящим 40,0 54,7 77,7
Аутентичность (подлинность) 37,0 52,6 65,0
Автономность 33,3 52,5 72,8
Аутосимпатия (симпатия к себе) 26,7 50,1 72,8
Контактность 39,1 49,2 62,7
Спонтанность 30,7 47,4 64,9
Самопонимание 27,0 47,0 68,8
Доверие и симпатия к людям 27,4 38,4 53,5
низкий средний высокий
Уровень самоактуализации Рис 2. Духовно-нравственные качества студентов с разным уровнем самоактуализации
и на проявление у них таких негативных качеств, как эгоизм, гордыня и мстительность, волевое давление и унижение людей, нравственная двойственность, ригидность, душевный хаос и отчаяние.
Как следует из сравнения выраженности у студентов противоположных духовно-нравственных качеств (табл. 4), для всех уровней студенческой самоактуализации характерно существенное преобладание креативности над ригидностью, способности оказывать поддержку над унижением людей, самообладания над отчаянием и альтруизма над эгоизмом. В то же время наблюдается близкая степень выраженности таких качеств, как смирение и гордыня, гармония высшего с низшим и нравственная двойственность, что свидетельствует о внутренней конфликтности и некоторой дисгармоничности духовно-нравственной сферы студентов.
Таблица 4
Духовно-нравственные качества студентов с разным уровнем самоактуализации
№ Духовно-нравственные качества Среднее значение (%) на уровне самоактуализации
низкое среднее высокое
1 Альтруизм 57,4 55,4 54,2
Эгоизм 32,4 32,4 32,9
2 Смирение 44,0 47,3 45,9
Гордыня 40,8 38,7 43,8
3 Милосердие 50,3 54,0 54,3
Мстительность 39,8 38,0 38,4
4 Способность поддержать 53,4 58,8 61,4
Унижение людей 34,0 34,9 30,4
5 Способность любить 51,7 49,8 51,5
Равнодушие 39,3 36,9 31,9
6 Внутренняя убежденность 57,5 51,4 52,0
Волевое давление 37,0 39,8 36,1
7 Креативность 50,5 54,7 61,3
Ригидность 31,7 30,7 29,7
8 Самообладание 59,0 61,6 67,4
Отчаяние 39,3 43,0 37,3
9 Умиротворение 55,6 52,9 51,4
Душевный хаос 44,7 45,7 44,3
10 Гармония высшего с низшим 41,8 40,3 41,2
Нравственная двойственность 32,9 34,7 34,8
11 Духовная сила 42,3 45,9 45,7
Авторитарность 39,5 36,2 32,6
Определение процентных долей студентов с разной выраженностью духовно-нравственных качеств внутри дифференцированных групп с разным уровнем самоактуализации обнаружило следующие факты. Среди студентов с высоким уровнем самоактуализации практически нет тех, кто обладал бы низким уровнем развития духовно-нравственных качеств; однако для большинства из них характерен лишь средний уровень их выраженности. В выборках с низким и средним уровнем самоактуализации наблюдается существенное преобладание доли студентов с низким уровнем развития духовно-нравственных качеств (24,6-78,1 %) над долей студентов с высоким уровнем их развития (менее 13,2 %). В то же время для низкого и среднего уровней самоактуализации характерно значительное преобладание доли студентов с низким уровнем развития негативных качеств (69,5-95,7 %) над долей студентов со средним уровнем их развития (3,6-38,6 %).
В результате дифференцирования студентов с разным уровнем самоактуализации по уровням гармоничности духовно-нравственной сферы была выявлена тенденция духовно-нравственной гармонизации личности по мере повышения уровня ее самоактуализации. Эта тенденция проявляется в увеличении доли студентов с высоким показателем гармоничности духовно-нравственной сферы с 8,7 % в случае низкого уровня самоактуализации до 26,9 % при ее высоком уровне (табл. 5).
Таблица 5
Распределение студентов (%) с разным уровнем самоактуализации по уровням гармоничности духовно-нравственной сферы (ДНС)
Уровень Уровень самоактуализации
гармоничности ДНС низкий средний высокий
низкий 17,4 15,8 11,5
средний 73,9 71,9 61,5
высокий 8,7 12,3 26,9
Корреляционный анализ результатов диагностики самоактуализации и духовно-нравственной сферы студентов показал, что при высоком уровне самоактуализации рост духовной силы личности, как выражения ее преданности духовно-нравственным и эстетическим идеалам, невозможен без проявления доверия и симпатии к людям (г = +0,69). Для низкого уровня самоактуализации характерна умеренная отрицательная связь аутентичности и отчаяния (г = -0,56), отражающая тот факт, что преодоление студентами чувства тревоги обусловлено их способностью к искреннему самовыражению.
Особенности связи самоактуализации и духовно-нравственной сферы студентов со средним уровнем самоактуализации состоят в том, что 1) ориентация молодых людей на высшие ценности связана со снижением у них склонности отвечать злом на зло (г = -0,25); 2) позитивный взгляд на природу человека коррелирует с приверженностью традиционным взглядам и нормам (г = 0,33); 3) креативность личности в решении проблем, с которыми к ней обращаются другие люди, невозможна без ее искренности в общении и свободы от стереотипов (г = 0,28); 4) сосредоточенность студентов на собственных интересах и потребностях сочетается со снижением их чуткости и милосердия (г = -0,25).
Корреляционный анализ результатов диагностики нравственной сущности отношения студентов к людям показал, что при низком уровне самоактуализации их духовно-нравственные качества практически не коррелируют друг с другом. Исключением являются лишь связанные друг с другом милосердие и альтруизм (г = 0,56), а также милосердие и нравственная двойственность (г = 0,52). Наличие корреляционных связей между этими характеристиками позволяет говорить о недостаточной способности студентов с низким уровнем самоактуализации отличать истинное милосердие и альтруизм от того, что может быть названо ложью во спасение, и является отражением нравственной двойственности личности.
В группах со средним и высоким уровнем самоактуализации обнаружено гораздо большее число корреляционных связей духовно-нравственных качеств друг с другом, что свидетельствует о более высоком системном развитии духовно-нравственной сферы студентов с высоким и средним уровнем самоактуализации по сравнению со студентами низкого уровня самоактуализации. При этом высокий и средний уровни самоактуализации характеризуются качественно иными корреляционными связями духовно-нравственных качеств (рис. 3, 4).
Рис. 3. Корреляционная плеяда духовно-нравственных качеств студентов со средним уровнем самоактуализации (цифрами показаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона)
Рис. 4. Корреляционная плеяда духовно-нравственных качеств студентов с высоким уровнем самоактуализации (цифрами показаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона)
Так, для среднего уровня самоактуализации характерна тесная связь отчаяния, волевого давления и унижения людей, что соответствует враждебному типу поведения, суть которого, по К. Хорни, состоит в движении индивида против людей, игнорировании их интересов и навязывании им своей воли как способам справиться с имеющимся у него «чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире» [7, с. 252]. В случае высокого уровня самоактуализации проявляется лишь связь отчаяния и волевого давления, а унижение людей перестает быть способом преодоления базовой тревоги и неуверенности в себе. С этой целью самоактуализирующиеся студенты преимущественно используют стратегию достижения высокого социального статуса и возможности управления другими людьми.
Центром духовно-нравственной сферы студентов со средним уровнем самоактуализации выступает внутренняя убежденность - качество, отражающее веру человека в ценность собственной жизни и способность доверять тем, кто близок ему по духу. Однако данная характеристика студентов оказывается связанной как с их позитивными духовно-нравственными качествами - смирением, умиротворением, духовной силой и способностью поддержать, так и с негативными - гордыней, ригидностью и душевным хаосом, что свидетельствует, с одной стороны, о противоречивости духовно-нравственной сферы студентов, а с другой - о ведущей роли веры в переходе личности от раздирающих душу сомнений, тревог и страстей к состоянию духовно-нравственной гармоничности и целостности.
В случае высокого уровня самоактуализации подобная роль внутренней убежденности отходит на задний план, а ядром духовно-нравственной сферы становятся смирение, гармония высшего с низшим, духовная сила, самообладание, ригидность, способность любить и оказывать поддержку. Эти факты говорят о том, что духовно-нравственное становление студентов возможно лишь при условии постижения ими высших духовных ценностей в сочетании с поиском благородных форм удовлетворения своих низших потребностей. Оно также требует наличия у них скромности, позитивного отношения к людям, развития эмпатийных качеств, способности к волевой регуляции поведения и некоторой консервативности, предполагающей верность традиционным ценностям и моральным нормам.
К сожалению, далеко не всегда предпосылки личностного роста, создаваемые самоактуализацией личности, оказываются достаточными условиями ее духовно-нравственного развития. В связи с этим у многих студентов, проявляющих черты самоактуализированных личностей, наблюдается не истинная, а псевдосамоактуализация. Последняя представляет собой стремление индивида к самоутверждению, характеризующееся декларированием собственной приверженности высшим, общечеловеческим ценностям при слабой реализации этих ценностей в практике отношений с окружающими. По сути, псевдосамоактуализация - это служение личности собственному «я», своим убеждениям, амбициям и интересам при отсутствии активной позиции в отношении блага других людей, гармонизации общественной жизни и прогрессивного развития человечества в целом.
На основании результатов проведенного нами исследования можно сделать вывод о необходимости планомерного и целенаправленного развития духовно-нравственной сферы современных студентов. Успешное решение этой задачи возможно, на наш взгляд, лишь при условии эффективного осуществления в системе высшего и среднего образования таких направлений учебно-профессиональной деятельности, как:
1) реализация в учебном процессе курса лекций и семинаров, расширяющих представления учащихся и студентов о природе и сущности морали, раскрывающих роль нравственности в создании условий для личностной самореализации и гармоничного развития различных социальных систем;
2) проведение практических занятий и психологических тренингов, направленных на осознание молодыми людьми нравственной сущности их отношения к людям, критическое осмысление тенденций современной общественной морали, выработку участниками собственной системы этических принципов и укрепление их позитивных поведенческих установок;
3) организация научных конференций, «круглых столов», психологических вечеров и прочих неформальных встреч с участием известных политиков, представителей науки и искусства, священников, спортсменов и др., на которых можно было бы обсуждать различные темы, имеющие отношение к морали, нравственности и духовности.
Заключение
В результате изучения духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации было установлено следующее.
1. Самоактуализация студентов сопровождается усилением их креативности, самообладания и способности оказывать поддержку, снижением равнодушия и авторитарности, однако не приводит к развитию у них милосердия, смирения, способности любить, духовной силы и гармонии высшего с низшим. Выраженность эгоизма, душевного хаоса, волевого давления, мстительности, гордыни, нравственной двойственности, ригидности и отчаяния практически не зависит от уровня самоактуализации. Тем не менее, тенденция гармонизации духовно-нравственной сферы студентов по мере повышения уровня их самоактуализации все же существует.
2. Важнейшим пробелом в духовно-нравственном развитии студентов с низким уровнем самоактуализации является то, что они практически не отличают истинное милосердие и альтруизм от того, что может быть названо ложью во спасение и является проявлением нравственной двойственности личности.
3. Основные тенденции духовно-нравственной сферы студентов со средним уровнем самоактуализации заключаются в том, что а) их сосредоточенность на собственных желаниях и потребностях приводит к уменьшению способности быть чуткими и милосердными; б) ориентация на высшие ценности является условием снижения склонности молодых людей отвечать злом на зло; в) готовность отзываться на проблемы окружающих предложением оригинальных путей их решения оказывается связанной со способностью студентов быть открытыми и искренними в общении, а также их свободой от стереотипов.
4. Для студентов среднего уровня самоактуализации характерна тесная взаимосвязь отчаяния, волевого давления и унижения других людей, что отражает их защитную стратегию преодоления личностной тревожности за счет движения против людей. Центром духовно-нравственной сферы студентов со средним уровнем самоактуализации выступает внутренняя убежденность, которая оказывается корреляционно связанной как со смирением, умиротворением, духовной силой и способностью оказывать поддержку, так и с гордыней, ригидностью и душевным хаосом. Это свидетельствует, с одной стороны, о противоречивости духовно-нравственной сферы студентов со среднем уровнем самоактуализации, а с другой стороны - о важной роли веры в гармонизации их духовно-нравственной сферы и переходе к состоянию личностной целостности.
5. Высокий уровень студенческой самоактуализации характеризуется проявлением закономерности, которая состоит в том, что рост духовной силы и преданности личности высшим духовно-нравственным идеалам сочетается с наличием у нее позитивного взгляда на человеческую природу, развитием эмпатийных качеств, способности к искреннему самовыражению и некоторой консервативности, предполагающей верность молодого человека традиционным взглядам и моральным нормам.
6. Предпосылки личностного роста, создаваемые самоактуализацией, являются необходимыми, но недостаточными условиями духовно-нравственного развития студентов. Стремление молодых людей к независимости и возможности опираться на самих себя, чрезмерная сосредоточенность на своем личностном и профессиональном росте могут снижать проявление у них духовно-нравственных чувств и подавлять потребность в глубоких межличностных отношениях.
7. Учебно-профессиональная деятельность в вузе должна способствовать осознанию молодыми людьми справедливости и целесообразности предъявляемых к ним требований, превращению поначалу внешних для них этических норм в их собственные жизнен-
ные принципы, а также формированию у молодежи гуманистического мировоззрения и способности к морально-волевой регуляции своего поведения. Кроме того, необходимым условием самоактуализации и духовно-нравственного развития студентов является их обращение к образцам, отражающим истинные ценности человеческой культуры, к личностям, которые могли бы быть для них вдохновляющим примером личностной и духовной самореализации, а также оказывать им содействие в осознании и преодолении множества противоречий, свойственных юношескому возрасту.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Александрова Ю.В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к другому человеку // Психол. журнал. № 3. 1999. С. 111-118.
[2] Деркач А.А. Установки и принципы акмеориентированной педагогики // Акмеоло-гия. 2009. № 2. С. 10-13.
[3] Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... докт. психол. наук. М., 1997.
[4] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
[5] Трофимова Н.Б. Акмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Тамбов, 2009.
[6] Фетискин Н.П., Козлов В.В, Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. С. 426-433.
[7] Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб.: ВосточноЕвропейский институт психоанализа и БСК, 1997.
THE RESEARCH OF MORALITY AND SPIRITUALITY OF THE STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-ACTUALIZATION
Larisa V. Wachtel - Ph.D., D.Ps., Professor, Voronezh State Pedagogical University; e-mail: [email protected]; +7 (920) 451-68-83 Alexander N. Yuriev - Ch.C., Department Manager, The Scientific Research Institute of Synthetic Rubber; Aspirant, Voronezh State Pedagogical University; e-mail: [email protected]; +7 (904) 212-93-73
ABSTRACT
The research employed the system approach to investigating self-actualization of the students in connection with their morality and spirituality, which consisted of establishing correlations between functional components of those psychological phenomena. The characteristics of morality and spirituality of the students with different levels of self-actualization were established. The correlation between personality's self-actualization and moral and spiritual qualities was studied.
Key words: moral and spiritual qualities, personality self-actualization, system approach.