Научная статья на тему 'Развитие мотивации и смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку'

Развитие мотивации и смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / САМОПОНИМАНИЕ / SELF-ACTUALIZATION / MOTIVATION / MEANING SPHERE / MEANING-MAKING TECHNIQUES / CREATIVITY / VALUES / CULTURE / AGE-SPECIFIC FEATURES / MEANING-MAKING / SELF-UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданько А.П.

Введение. Автором доказывается актуальность изучения и развития смысловой сферы студентов с целью повышения мотивации. Новизна исследования заключается в разработке и апробации дидактической модели, направленной на повышение мотивации и развитие смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку, а также в получении новых данных о взаимосвязи формирования мотивации и самоактуализации. Методы. В работе использовались опросник мотивов учебной деятельности A.A. Реана, В.А. Якунина и методика самоактуализации личности Н.Ф. Калины. Для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики (метод вычисления коэффициента ранговой корреляции r-Пирсона, методика определения средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения). В исследовании приняли участие 78 обучающихся первых и вторых курсов (50 мальчиков, 18 девочек) Ростовского государственного университета путей сообщения. Результаты. В результате проведенного исследования изучены показатели самоактуализации, мотивационной сферы студентов и доказана эффективность разработанной нами дидактической модели, направленной на повышение мотивации, развитие смысловой сферы студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия на занятиях по английскому языку и представляющей собой целостную систему. Обсуждение результатов. В заключение делается вывод о том, что выполняя творческие задания, применяя смыслотехнические механизмы воздействия, учитывая культурные и возрастные особенности студентов на занятиях по английскому языку, возможно значительно повысить показатели самоактуализации студентов (креативность, автономность, аутосимпатию, гибкость в общении и т. д.), что в свою очередь приводит к повышению уровня мотивации. Заключение. Сделано заключение о положительной тесной корреляционной связи между мотивацией и самоактуализацией студентов (r-Пирсона = 0,98).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students'' Motivation and Meaning Sphere by Means of Self-Actualization During English Class

Introduction. Studying students’ meaning sphere and also its development is important for increasing their motivation. This paper presents new data on the relationship between motivation and self-actualization. The study develops and validates a didactic model for increasing students’ motivation and developing their meaning sphere by means of self-actualization during English class. Methods. The study employed the questionnaire of Motives of Educational Activity by A.A. Rean and V.A. Yakunin; the Personal Self-actualization questionnaire by N.F. Kalina. The analysis of the Pearson correlation coefficient, arithmetic mean, and mean square deviation was conducted for processing of the results. The study involved 78 firstand second-year students (50 boys and 18 girls) from Rostov State Transport University. Results. The study revealed the coefficients of self-actualization and motivational sphere. The findings confirmed the validity of the developed didactic model for increasing students’ motivation and developing their meaning sphere through self-actualization by means of meaning-making techniques applied during English class. The developed didactic model proved to be an integral system. Discussion. Performing creative tasks and applying meaning-making techniques during English class, taking into account students’ cultureand age-specific features, help to increase their self-actualization (creativity, autonomy, communication flexibility, etc.). These, in turn, increase the level of motivation. Conclusion. Students’ motivation and self-actualization have a strong positive correlation (r = 0,98).

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации и смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку»

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

УДК 159.923.38

DOI: 10.21702/rpj.2018.1.4

Развитие мотивации и смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку

Анна П. Жданько

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: rostov-na-donu.an@yandex.ru Аннотация

Введение. Автором доказывается актуальность изучения и развития смысловой сферы студентов с целью повышения мотивации. Новизна исследования заключается в разработке и апробации дидактической модели, направленной на повышение мотивации и развитие смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку, а также в получении новых данных о взаимосвязи формирования мотивации и самоактуализации. Методы. В работе использовались опросник мотивов учебной деятельности А. А. Реана, В. А. Якунина и методика самоактуализации личности Н. Ф. Калины. Для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики (метод вычисления коэффициента ранговой корреляции r-Пирсона, методика определения средней арифметической величины и среднего квадра-тического отклонения).

В исследовании приняли участие 78 обучающихся первых и вторых курсов (50 мальчиков, 18 девочек) Ростовского государственного университета путей сообщения. Результаты. В результате проведенного исследования изучены показатели самоактуализации, мотивационной сферы студентов и доказана эффективность разработанной нами дидактической модели, направленной на повышение мотивации, развитие смысловой сферы студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия на занятиях по английскому языку и представляющей собой целостную систему. Обсуждение результатов. В заключение делается вывод о том, что выполняя творческие задания, применяя смыслотехнические механизмы воздействия, учитывая культурные и возрастные особенности студентов на занятиях по английскому языку, возможно значительно повысить показатели самоактуализации студентов (креативность, автономность, аутосимпатию, гибкость в общении и т. д.), что в свою очередь приводит к повышению уровня мотивации.

Заключение. Сделано заключение о положительной тесной корреляционной связи между мотивацией и самоактуализацией студентов (r-Пирсона = 0,98).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

самоактуализация, мотивация, смысловая сфера, смыслотехнические механизмы воздействия, креативность, ценности, культура, возрастные особенности, смыслообразование, самопонимание

Основные положения

► для повышения мотивации студентов необходимо увеличить показатели самоактуализации обучающихся (креативность, гибкость в общении, аутосимпатию и т. д.);

► эффективному увеличению показателей самоактуализации студентов способствует выполнение творческих заданий, применение смыслотехнических механизмов воздействия;

► между мотивацией и самоактуализацией существует положительная тесная корреляционная связь.

Для цитирования

Жданько А. П. Развитие мотивации и смысловой сферы студентов посредством самоактуализации на занятиях по английскому языку // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 77-91. DOI: 10.21702/rpj.2018.1.4

Материалы статьи получены 14.09.2017

UDC 159.923.38 DOI: 10.21702/rpj.2018.1.4

Development of Students' Motivation and Meaning Sphere by Means of Self-Actualization During English Class

Anna P. Zhdanko

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation E-mail: rostov-na-donu.an@yandex.ru

Abstract

introduction. Studying students' meaning sphere and also its development is important for increasing their motivation. This paper presents new data on the relationship between motivation and self-actualization. The study develops and validates a didactic model for increasing students' motivation and developing their meaning sphere by means of self-actualization during English class.

Methods. The study employed the questionnaire of Motives of Educational Activity by A. A. Rean and V. A. Yakunin; the Personal Self-actualization questionnaire by N. F. Kalina. The analysis of the Pearson correlation coefficient, arithmetic mean, and mean square deviation was conducted for processing of the results. The study

involved 78 first- and second-year students (50 boys and 18 girls) from Rostov State Transport University.

Results. The study revealed the coefficients of self-actualization and motivational sphere. The findings confirmed the validity of the developed didactic model for increasing students' motivation and developing their meaning sphere through self-actualization by means of meaning-making techniques applied during English class. The developed didactic model proved to be an integral system.

Discussion. Performing creative tasks and applying meaning-making techniques during English class, taking into account students' culture- and age-specific features, help to increase their self-actualization (creativity, autonomy, communication flexibility, etc.). These, in turn, increase the level of motivation.

Conclusion. Students' motivation and self-actualization have a strong positive correlation (r = 0,98).

Keywords

self-actualization, motivation, meaning sphere, meaning-making techniques, creativity, values, culture, age-specific features, meaning-making, self-understanding

Highlights

► Improving the characteristics of students' self-actualization (creativity, communicative flexibility, autosympathy, etc.) helps increase their motivation.

► Creative task performance and meaning-making techniques effectively increase students' self-actualization.

► Motivation and self-actualization have a strong positive correlation.

For citation

Zhdanko A. P. Development of Students' Motivation and Meaning Sphere by Means of Self-Actualization During English Class. RossiiskH psikhologicheskii zhur-nal - Russian Psychological Journal, 2018, V. 15, no. 1, pp. 77-91 (in Russian). DOI: 10.21702/rpj.2018.1.4

Original manuscript received 14.09.2017

Введение

Проблема изучения особенностей и механизмов регуляции мотивацион-ной и смысловой сферы молодого поколения приобретает сегодня особую значимость, т. к. в современных условиях интенсивного развития новых технологий и реалий социокультурной жизни общества у молодых людей формируется новая парадигма мышления. Как следствие, возникает объективная необходимость в изучении смысловой сферы и мотивации молодых людей с целью активизации учебной и общественной жизни обучающихся,

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

а также формирования успешной личности, умеющей противостоять негативному влиянию извне. Мы солидарны с И. В. Абакумовой, полагающей, что смыслообразовательные регуляции будут возможны при выявлении исходной системы ценностей учащихся [1]. Система ценностей и смысловая сфера человека начинают формироваться в детстве в результате внешней деятельности и в симпраксическом общении. Постепенно экстериори-зированная форма деятельности переходит в интериоризированную [2]. В сознании человека начинается многосторонняя жизнь смыслов, эмоций, интересов, потребностей, которые лежат в основе мотивации. Задача педагога - выявить мотивы и особенности смысловой сферы учащихся, скорректировать их и повысить мотивацию, наполнив содержание учебного процесса личностно-значимыми смыслами. Нельзя не согласиться с А. Г. Асмоловым, полагающим, что для повышения мотивации учащихся необходимо «изменить отношение к педагогу», который, как считается, не производит ценностей, т. е. личность учащегося, которую формируют педагоги, не является ценностью [3, с. 314].

Многие зарубежные и отечественные ученые разносторонне изучали и изучают проблему мотивации. Д. А. Леонтьев изучал движущие силы мотивации через призму самоактуализации [4]. А. Маслоу предпринял попытку изучить личность в контексте теории мотивации [5]. В. К. Вилюнас исследовал психологические механизмы мотивации, выделил особый вид мотивации - мотивацию демонстративного поведения [6]. Е. Е. Насиновская рассматривает мотивацию в контексте творчества [7]. В. Т. Фоменко предложил дидактическую модель инициации мотивации обучающихся, заключающуюся в решении задач на смысл [8].

Однако до сих пор не предложена дидактическая модель, направленная на повышение мотивации студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия на занятиях по английскому языку.

Цель проведенного исследования заключалась в изучении смысловой и мотивационной сферы студентов на занятиях по английскому языку.

Для достижения поставленной цели и получения новых результатов, позволяющих судить о динамике развития смысловой и мотивационной сферы обучаемых, была разработана и реализована на практике дидактическая модель, направленная на повышение мотивации студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия.

При реализации дидактической модели на практике мы учитывали не только возрастные и индивидуальные особенности студентов, но и их культурные особенности, т. к. в эксперименте принимали участие представители

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

разных культур. Учитывая культурные особенности, необходимо помнить, что родная культура воспринимается единственно правильной. Как справедливо отмечает С. Г. Тер-Минасова, представитель другой культуры, который ведет себя правильно в рамках своей культуры, может восприниматься как «ненормальный» [9, 10].

Методы

Характеристика выборки: общее количество респондентов, принявших участие в исследовании - 78 обучающихся первых и вторых курсов (50 мальчиков, 18 девочек) Ростовского государственного университета путей сообщения.

В исследовании применялись тестовые методы: опросник «Изучение мотивов учебной деятельности» А. А. Реана, В. А. Якунина [11, 12] и методика «Самоактуализация личности» Н. Ф. Калины [13]. Также использовались методы математической статистики (метод вычисления коэффициента ранговой корреляции г-Пирсона, методика определения средней арифметической величины и среднего квадратического отклонения).

Изучение смысловой сферы и личности студентов мы начали с изучения мотивации учебной деятельности. Согласно Ф. Уайтли, «мотивация может появляться там, где ее не ожидают, и отсутствовать там, где ожидается» [14, с. 13]. Для изучения мотивов учебной деятельности мы использовали опросник «Изучение мотивов учебной деятельности» А. А. Реана, В. А. Якунина. Студенты оценили 16 предложенных мотивов по 7-балльной шкале. Далее мы подсчитали среднее арифметическое (х ) значение мотива по всей обследуемой выборке и определили среднее квадратическое (о) (стандартное отклонение). На основе полученных данных были выявлены ведущие мотивы учебной деятельности студентов: получить диплом (х = 5,3; о = 0,94), получать стипендию (х = 3,6; о = 0,5), добиться одобрения родителей и окружающих (х = 3,3; о = 0,5), избежать осуждения и наказания за плохую учебу (х = 3; о = 0,6), не отставать от сокурсников (х = 2,7; о = 0,6). К сожалению, такие мотивы, как получить интеллектуальное удовлетворение (х = 1,1; о = 0,4), стать высококвалифицированным специалистом (х = 1,3; о = 0,5), не вошли в число ведущих.

Далее мы определили индивидуальные особенности студентов, стремление к творчеству, гибкость и контактность в общении, содержательную сторону направленности личности, ее отношение к себе и окружающему миру - с помощью методики «Самоактуализация личности» Н. Ф. Калины. Результаты представлены в таблице 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1. Показатели самоактуализации личности студентов, на начало эксперимента, в %

Table 1. Characteristics of students' self-actualization at the beginning of the experiment (percent reporting)

Ф e £

J a ■о le S

.с Ii a X e

с ,о о TS «О а ф 2 п э ° о о с .2 ■о e e z 5 5 X а X п О X Е о с "(D с о с Нз с J3 12 <и о a £ £ ■с e о .о

Шкала Scale e 5 с ^ с X О I i £i (D С £ О Чт о О ■о X .о iS

О 5 X Ф 5 ф 6 э § 5 1-О О X X ф и ■а 1- О О X a 5 э < ■а 1- О О X S <3 «¡о" ■а 1- О О X X с э el «О Ф 5 X а ю О э < 0! 5 1- а С '¡j о S ■а 1-О О X 1- к э Е Е о и 5 5 X

о ф х о С 1- о а S s а Ф

a « 5 5 а < * К Ф s s п a ■а 1- О а Ф £ X о 1- ш < 1-X о с и 5 X О с о 5 О О £ 1-X 3 ю о a

00 О S < -а

1- X ю ф а 1-

X Ф и О О

5 a к

a ь ю

О о с £

% 80 50 30 40 50 50 60 40 20 60 40

Согласно результатам, большинство студентов (80 %) живут настоящим, т. е. способны наслаждаться настоящим моментом и не пытаются уйти в прошлое. По шкале ценности балл средний (50 %о) - это говорит о том, что наряду со стремлением к гармоничным отношениям с людьми присутствует желание манипулирования ими в своих интересах. Вера в могущество человеческих возможностей невысокая (30 %о), что свидетельствует о недостаточной честности, непредвзятости в отношениях с людьми. Потребность в познании немного ниже среднего уровня (40 %о) - это говорит о том, что интерес к объекту связан с удовлетворением потребностей. Уровень креативности студентов средний (50 %о), т. е. присутствует творческое отношение к жизни, что является неотъемлемым атрибутом самоактуализации. Студенты

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

автономны не в полной мере (50 %); под автономностью следует понимать независимость, а не отчужденность. Показатель спонтанности - 60 %, что свидетельствует о стремлении к самоактуализации, но недостаточной уверенности в себе. Уровень самопонимания студентов немного ниже среднего (40 %), что говорит о некоторой ориентации на мнение окружающих. Часто проблемы возникают из-за того, что люди «прячут часть своих чувств от самих себя за фальшивой маской принятого обществом поведения» [15, с. 579]. Уровень аутосимпатии достаточно низкий (20 %), что свидетельствует о недостаточно позитивной Я-концепции. Уровень контактности немного выше среднего (60 %), что говорит о готовности к общению. Немного не хватает гибкости в общении (40 %), что свидетельствует о присутствии некоторых социальных стереотипов.

Результаты

Полученные данные позволили с их учетом реализовать дидактическую модель, направленную на повышение мотивации студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия на занятиях по английскому языку. Технологический компонент модели представлен совокупностью следующих составляющих: самоактуализации, использования механизмов смыслотехнического воздействия, учета культурных и возрастных особенностей. Остановимся подробнее на каждом из них.

Нельзя не согласиться с учеными, которые видят синонимом творчества самоактуализацию [16, 17, 18, 19, 20]. Для самоактуализирующейся личности свойственно раскрытие индивидуального потенциала, принятие себя и других такими, какие они есть, креативность, критичность, независимость, преданность своему призванию, альтруизм [21, 22]. Самоактуализация осуществлялась с помощью выполнения творческих заданий (разработки рекламной кампании видеоконтента, деловых игр, интервью с главным героем, драматизации и т. д.). Творчество, эмоциональная вовлеченность опосредуют потребности человека. В таком состоянии легче происходит воздействие, направленное на изменение мотивации. Также в творчестве проявляются потенциальные мотивы, которые не могут быть достигнуты в настоящий момент в силу разных причин (запрет традициями или законом, отсутствие времени, энергии и т. д.), но влияют на жизнь. Мы солидарны с Э. Фроммом, полагающим, что обязанность человека - развить то, что в нем потенциально заложено [23]. Творчество дает возможность педагогу гибко управлять познавательной деятельностью и перейти с эмпирического на концептуальный уровень. Переход с эмпирического уровня содержания образования на концептуальный

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

увеличивает шансы интеллектуального развития студентов [24, 25]. В ходе совместной творческой деятельности развиваются самопонимание, ау-тосимпатия, самоощущение. Мы согласны с Б. Элькониным, полагающим, что самоощущение появляется при взаимодействии с другими людьми, которые осуществляют экранизирующие действия отображения, усиления и возвращения [26]. Творческая деятельность развивает смысловую сферу обучающихся, является поиском смысла. Нельзя не согласиться с В. Франклом, который видел 3 источника смысла жизни: в работе (создании чего-либо значимого), любви (заботе о другом человеке) и в проявлении мужества в тяжелые времена [27].

Для повышения мотивации студентов мы использовали механизмы смыслотехнического воздействия, предложенные Д. А. Леонтьевым. Д. А. Леонтьев предлагает механизм смыслотехнического воздействия, заключающийся в изменении источника смысла, смысловых связей объекта со смыслообразующими источниками, структуры альтернатив [28].

Исследуя смысловую сферу студентов, мы учитывали культурные и возрастные особенности. Повседневный процесс смыслообразования основывается на символической системе той или иной культуры [29]. Юношескому возрасту свойственно стремление к самоактуализации, что способствовало успешному проведению эксперимента.

Экспериментальная проверка нашей дидактической модели позволяет констатировать, что произошли существенные изменения в развитии мотивации, смысловой сферы, самоактуализации студентов. В число ведущих мотивов учебной деятельности вошел мотив обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности (х = 3; о = 0,9). Хотя мотив получения интеллектуального удовлетворения (х = 1,3; о = 0,5) не стал ведущим, его показатель на конец эксперимента увеличился. В ходе экспериментальной работы подтвердилось предположение отечественных и зарубежных ученых в том, что высокая мотивация компенсирует недостаток способностей, а наличие способностей не может компенсировать отсутствие мотивации [30]. Задача педагога - связать содержимое учебного процесса с индивидуальными способностями студентов и их опытом с целью формирования творческого и критического мышления. Также подтвердилось мнение ученых, полагающих, что мотивированные на успех студенты ставят перед собой достижимые цели и более объективно оценивают свой успех, в отличие от студентов с низкой мотивацией, которые склонны к переоценке или недооценке своего успеха [31]. Нами было замечено, что наиболее сильно мотивация проявлялась при выполнении заданий среднего уровня сложности, а не самых сложных или легких.

Показатели самоактуализации студентов также увеличились. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели самоактуализации личности студентов на конец эксперимента, в %

Table 2. Characteristics of students' self-actualization at the end of the experiment (percent reporting)

Шкала Scale Ориентациия во времени Orientation in time Ценности Values Взгляд на природу человека View of the human nature Потребность в познании Need for knowledge Креативность Creativity Автономность Autonomy Спонтанность Spontaneity Самопонимание Self-understanding Аутосимпатия Autosympathy Контактность Sociability Гибкость в общении Communicative flexibility

% 80 60 40 50 70 50 70 50 40 70 50

У студентов появилось больше стремления к гармоничным отношениям с людьми, о чем свидетельствует шкала ценностей (60 %). Студенты стали более открытыми, уверенными в себе, контактными, о чем свидетельствуют шкалы: взгляд на природу человека (40 %), спонтанность (70 %), самопонимание (50 %), аутосимпатия (40 %), контактность (70 %), гибкость в общении (50 %). Отношение к жизни стало более творческим (70 %).

С помощью коэффициента ранговой корреляции Пирсона мы установили положительную корреляционную зависимость между мотивацией и самоактуализацией. Между ними была выявлена тесная корреляционная связь (г-Пирсона = 0,98). Взаимозависимость мотивации и самоактуализации представлена на рисунке 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 1. Взаимозависимость формирования мотивации и самоактуализации Figure 1. Interdependence of motivation and self-actualization

Обсуждение результатов

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что разработанная нами дидактическая модель, направленная на повышение мотивации студентов посредством самоактуализации с применением механизмов смыслотехнического воздействия на занятиях по английскому языку доказала свою эффективность. Дидактическая модель включает в себя следующие технологические компоненты: самоактуализацию студентов посредством выполнения творческих заданий, использование механизмов смыслотехнического воздействия, учет культурных и возрастных особенностей.

В ходе реализации дидактической модели на практике повысился уровень мотивации студентов. В число ведущих мотивов вошел мотив обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности (x = 3; о = 0,9). Также повысился уровень самоактуализации студентов. Студенты стали проявлять больше стремления к гармоничным отношениям с людьми, стали более открытыми, уверенными в себе, гибкими в общении, креативными.

Нами была установлена тесная положительная корреляционная связь между мотивацией и самоактуализацией (r-Пирсона = 0,98).

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В результате проведенного исследования получены данные об уровне показателей самоактуализации (креативности, автономности, самопонимания, аутосимпатии, гибкости в общении и т. д.) и мотивации обучающихся на начало и конец формирующего эксперимента, что позволило проследить динамику их изменения и доказать эффективность разработанной дидактической модели. На конец эксперимента студенты стали в большей степени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контактными и уверенными в себе, отношения с коллективом стали более гармоничными и гибкими, что выразилось также в повышении показателей самоактуализации. Повысилась мотивация. Мотив обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности (x = 3; о = 0,9) вошел в число ведущих мотивов учебной деятельности.

2. Показатели самоактуализации значительно увеличились благодаря выполнению студентами творческих заданий, требующих эмоциональной вовлеченности (интервью с главным героем, драматизация, создание видеоконтента и т. д.) и использованию механизмов смыслотехнического воздействия, заключающихся в изменении источника смысла, смысловых связей объекта со смыслообразующими источниками.

3. Корреляционный анализ позволил установить тесную положительную корреляционную связь между мотивацией и самоактуализацией (r-Пирсона = 0,98) обучающихся на занятиях по английскому языку.

4. Полученные результаты могут использоваться при разработке образовательных смыслодидактических моделей и технологий направленной трансляции смыслов на занятиях по иностранному языку.

Литература

1. Абакумова И. В., КагермазоваЛ. Ц., Ермаков П. Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса : монография. - М. : КРЕДО, 2016. - 234 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

3. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М. : Смысл, 2002. - 480 с.

4. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. - М. : Смысл, 2002. - 343 с.

5. MaslowA. H. Motivation and Personality. - New York : Pearson, 2013. -3rd ed. - 336 p.

6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

7. Насиновская Е. Е. Личность в мире искусства // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Музыкальное движение: психология искусства и художественная практика. - 2016. - № 2. - С. 6-15.

8. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. - М. : КРЕДО, 2013. - 162 с.

9. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. - М. : Слово/ Slovo, 2008. - 344 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М. : Слово/Slovo, 2008. - 264 с.

11. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - М. : Изд-во АСТ, 2015. - 665 с.

12. Реан А. А. Психология личности. - СПб. : Питер, 2017. - 288 с.

13. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

14. Уайтли Ф. Мотивация / пер. с англ. - М. : Диалектика/Вильямс, 2017. -372 с.

15. Ciccarelli S. K., White N. J. Psychology. - New Jersey : Prentice Hall, 2012. - 610 p.

16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2008. - 512 с.

17. Жданько А. П. Смыслообразующая деятельность учащихся как условие эффективного развития личности и мотивации на занятиях по английскому языку // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12, № 1. - С. 15-20.

18. Kriz J. Self-Actualization. - Norderstedt : Books on Demand GmbH, 2008. - 216 p.

19. KvalsundR., Baardsen B., AllgoodE. Mindfulness Subjectivity through Q Methodology: Training and Practising Mindfulness in an Educational Program as Influential and Transformative // Operant Subjectivity. - 2016. - Vol. 38 (2). -P. 33-59. DOI: 10.15133/j.os.2016.006

20. Селезнева Е. В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации : монография. - М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 404 с.

21. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. - М. : Смысл, 2011. - 496 с.

22. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М. : Смысл, Академия, 2007. - 3-е изд. - 528 с.

23. Фромм Э. Человек для себя. - М. : АСТ, 2016. - 320 с.

24. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. - М. : КРЕДО, 2013. - 122 с.

25. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 4. Структурная дидактика как направление современной педагогики. -М. : КРЕДО, 2013. - 152 с.

26. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредование. Становление действия // Психология телесности между душой и телом / под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М. : АСТ Москва, 2007. - С. 471-485.

27. Frankl V. E. Man's Search for Meaning. - Boston : Beacon Press, 2014. - 168 p.

28. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 2007. - 3-е, испр. изд. - 513 с.

29. Bruner J. Acts of Meaning. - Cambridge, MA : Harvard University Press, 1993. - 181 p.

30. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.

31. Heckhausen H. Motivation und Handeln. - Heidelberg : Springer Medizin Verlag, 2010. - 559 s. DOI: 10.1007/978-3-642-12693-2

References

1. Abakumova I. V., Kagermazova L. Ts., Ermakov P. N. Tekhnologii napravlen-noi translyatsii smyslov v praktike uchebnogo protsessa [Technologies of the directed transmission of meanings in the educational process.]. Moscow, CREDO Publ., 2016. 234 p.

2. Leont'ev A. N. Deyatel'nost. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, Akademiya Publ., 2005. 352 p.

3. Asmolov A. G. Po tu storonu soznaniya:metodologicheskieproblemy neklas-sicheskoipsikhologii [On the other side of consciousness. Methodological problems of non-classical psychology]. Moscow, Smysl Publ., 2002. 480 p.

4. Leont'ev D. A. Sovremennaya psikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation]. Moscow, Smysl Publ., 2002. 343 p.

5. Maslow A. H. Motivation and personality. New York, Pearson Publ., 2013. 336 p.

6. Vilyunas V. K. Psikhologicheskiemekhanizmymotivatsiicheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, Moscow State University Publ., 1990. 288 p.

7. Nasinovskaya E. E. Personality in the world of art. Zhurnalprakticheskogo psikhologa. Spetsial'nyi vypusk: Muzykal'noe dvizhenie: psikhologiya iskusstva i khudozhestvennaya praktika - Journal of the Practical Psychologist. Special issue: Music movement: Psychology of art and artistic practice, 2016, no. 2, pp. 6-15 (in Russian).

8. Abakumova I. V., Ermakov P. N., Fomenko V. T. Novodidaktika. Kniga 1. Metodologiya i tekhnologii obucheniya: v poiskakh razvivayushchego resursa [New didactics. Book 1. Methodology and technology of training: Searching a developing resource]. Moscow, CREDO Publ., 2013. 162 p.

9. Ter-Minasova S. G. Voina i miryazykov i kul'tur [War and the world of languages and cultures]. Moscow, Slovo Publ., 2008. 344 p.

10. Ter-Minasova S. G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Moscow, Slovo Publ., 2008. 264 p.

11. Rean A. A. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human psychology from birth to death]. Moscow, AST Publ., 2015. 665 p.

12. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2017. 288 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

13. Karelin A. Bol'shayaentsiklopediyapsikhologicheskikh testov[Great encyclopedia of psychological tests]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p.

14. Whiteley Ph. Motivation (Russ. ed.: Uaitli F. Motivatsiya. Moscow, Dialektika/ Vil'yams Publ., 2017. 372 p.).

15. Ciccarelli S. K., White N. J. Psychology. New Jersey, Prentice Hall Publ., 2012. 610 p.

16. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 512 p.

17. Zhdanko A. P. Meaning-making activity among students as a condition for effective development of personality and motivation during English class. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2015, V. 12, no. 1, pp. 15-20 (in Russian).

18. Kriz J. Self-actualization. Norderstedt: Books on Demand GmbH, 2008. 216 p.

19. Kvalsund R., Baardsen B., Allgood E. mindfulness subjectivity through Q methodology: Training and practising mindfulness in an educational program as influential and transformative. Operant Subjectivity, 2016, V. 38 (2), pp. 33-59. DOI: 10.15133 / j.os.2016.006

20. Selezneva E. V. Grani samoosushchestvleniya: ot samootnosheniya k samo-realizatsii [Self-realization facets: From self-relation to self-realization]. Moscow-Berlin, Direct Media Publ., 2015. 404 p.

21. Maslow A. The farther reaches of human nature. Harmondsworth, Penguin, 1971 (Russ. ed.: Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoi prirody. Moscow, Smysl Publ., 2011. 496 p.).

22. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie raz-vitiyacheloveka [Personality psychology: Cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl, Academy Publ., 2007. 528 p.

23. Fromm E. Man for himself (Russ. ed.: Fromm E. Chelovek dlya sebya. Moscow, AST Publ., 2016. 320 p.).

24. Abakumova I. V., Ermakov P. N., Fomenko V. T. Novodidaktika. Kniga 2. Obrazovatel'nye tekhnologii: novye rakursy [New didactics. Book 2. Educational technology: new perspective]. Moscow, CREDO Publ., 2013. 122 p.

25. Abakumova I. V., Ermakov P. N., Fomenko V. T. Novodidaktika. Kniga 4. Struk-turnaya didaktika kak napravlenie sovremennoipedagogiki [New didactics. Book 4. Structural didactics as a direction of modern pedagogics]. Moscow, CREDO Publ., 2013. 152 p.

26. El'konin B. D. Self-sentiment. Mediation. Formation of action. In: Zinchen-ko V. P., Levi T. S. (eds.) Psikhologiya telesnostimezhdu dushoii telom [Psychology of corporeality between body and soul]. Moscow, AST Moskva Publ., 2007, pp. 471-485.

27. Frankl V. E. Man's search for meaning. Boston, Beacon Press, 2014. 168 p.

28. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti [Psychology of meaning: Nature, structure, and dynamics of meaning reality]. Moscow, Smysl Publ., 2007. 513 p.

29. Bruner J. Acts of meaning. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1993. 181 p.

30. Heckhausen H. The anatomy of achievement motivation. N. Y., 1967 (Russ. ed.: Khekkhauzen Kh. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. St. Petersburg, Rech' Publ., 2001. 256 p.).

31. Heckhausen H. Motivation und Handeln. Heidelberg, Springer Medizin Verlag, 2010. 559 p. DOI: 10.1007/978-3-642-12693-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.