Научная статья на тему 'Исследование духовно-нравственных качеств студентов русской и татарской национальности'

Исследование духовно-нравственных качеств студентов русской и татарской национальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РУССКАЯ И ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДОБРО / ЗЛО / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / RUSSIAN AND TATAR NATIONALITY / GOOD AND EVIL / SPIRITUALITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хайрутдинова Миляуша Ренатовна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного человека. Автором подобраны методы исследования, определяющие духовно-нравственный потенциал студентов русской и татарской национальности, и предприняты этапы исследования. Представлены результаты сравнительного анализа выраженности духовно-нравственных характеристик студентов, а также описаны основные связи духовно-нравственных характеристик студентов русской и татарской национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES IN STUDENTS OF RUSSIAN AND TATAR NATIONALITY

The article discusses the issue of a person’s spiritual and moral development. The author has chosen research methods that determine spiritual and moral potential in students of Russian and Tatar nationality and developed the stages of this research. The article presents the results of a comparative analysis carried out to discover the prominence of students’ spiritual-moral characteristics and to describe the basic correlations of spiritual-moral characteristics in students of Russian and Tatar nationality.

Текст научной работы на тему «Исследование духовно-нравственных качеств студентов русской и татарской национальности»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

© М.Р.Хайрутдинова

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного человека. Автором подобраны методы исследования, определяющие духовно-нравственный потенциал студентов русской и татарской национальности, и предприняты этапы исследования. Представлены результаты сравнительного анализа выраженности духовно-нравственных характеристик студентов, а также описаны основные связи духовно-нравственных характеристик студентов русской и татарской национальности.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие личности, русская и татарская национальность, добро, зло, духовность, нравственность.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест в системе научно-психологического знания. Предприняты исследования, направленные на поиск путей духовно-нравственного развития человека (Л.М.Аболин, В.И.Андреев, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, Л.М.Попов, М.Р.Хайрутдинова).

Современное образование создает условия, в которых реализуются основные идеи и подходы развития духовно-нравственной личности современного человека с учетом особенностей жизненного пространства молодых людей, их социализации в современном высокомобильном, полиэтническом и поликультурном обществе. Формирование духовно-нравственной культуры современного человека в условиях многонациональной республики предполагает овладение системными знаниями в области духовной, национальной культуры (собственной и культуры других наций), позитивное эмоциональное отношение к ней, ориентацию на общечеловеческие культурные духовные ценности, толерантность.

Цель исследования заключалась в выявлении соотношения духовно-нравственных качеств человека молодого возраста татарской и русской национальности и выделение тех качеств, которые составляют его духовный потенциал.

Объектом исследования явились духовно -нравственные качества человека молодого возраста татарской и русской национальности.

Предмет исследования - соотношение духовно-нравственных качеств студентов татарской и русской национальности.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

1) путем литературного анализа обосновать значимость проблемы духовно-нравственного развития человека;

2) выявить духовно-нравственные особенности, которые определяют духовный потенциал студентов русской и татарской национальности;

3) изучить соотношение духовно-нравственных качеств студентов обеих национальностей.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что соотношение положительных и отрицательных качеств оптимально способствует высокому уровню духовно-нравственного развития человека.

Для реализации сформулированной цели и проверки гипотезы были использованы следующие методики:

- опросник «духовный дифференциал» (Г.А.Аминев в соавт.) [1]. Методика «духовного дифференциала» создавалась на основе концепций о духовной личности и человеке, духовно-нравственных качеств и уровне их развития. Методика построена на основе принципа семантического дифференциала: духовная сила (ДС), духовная красота как совокупность духовных ценностей (ДК), духовная активность (ДА);

- само- и взаимооценка духовности личности (Г.А.Аминев в соавт.) [1]. Методика само- и взаимооценки духовно-нравственных качеств также создавалась на основе концепций о духовной личности. С помощью этой методики определяются следующие духовно-нравственные особенности: «духовная независимость» (НД), «слабость» (ПЛ), «кроткость» (Кр), «праведность» (Пр), «милостивость» (Мл), «чистота сердца» (ЧС), «миротворчество» (Мт), «правдивость» (Пв), «гонимость»; (Гн);

- методика «ДЗ» (Л.М.Попов в соавт.) [2]. Целью данной методики является оценка двух альтернативных черт личности по функциям качеств добра и зла («ДОБРО - ЗЛО»).

В ходе исследования использованы следующие методы: 1) теоретический анализ литерату-

ры по проблеме духовно-нравственного развития человека в молодом возрасте; 2) приемы психодиагностики; 3) математические и статистические методы обработки результатов.

При обработке результатов исследования применялась программа статистической обработки - статистическое сравнение средних величин, корреляционный анализ и анализ с помощью 1>критерия Стьюдента для независимых выборок. Анализ данных проводился с помощью метода корреляционных плеяд.

В исследовании приняли участие 130 человек. Из них 70 человек - студенты русской и 60 человек - студенты татарской национальности.

Прежде чем перейти к анализу соотношения всех полученных показателей, необходимо охарактеризовать данные по каждому показателю в обеих группах и сопоставить средние данные в группах между собой.

Анализ результатов статистического сопоставления среднегрупповых показателей выявил, что уровень развития Добра в обеих выборках характеризуется как средний, а это значит, что студенты обеих национальностей нацелены на ценности добра. Также для данных студентов проблемы духовности, нравственности, бережного отношения к другому и к своей духовной сущности являются достаточно значимыми, а это, в свою очередь, предрасполагает их к добродетельным действиям. Уровень зла в обеих группах также оценивается как средний, это говорит о том, что данные важнейшие характеристики человеческого существования (Л.М.Попов [2]) уравновешивают друг друга, создавая баланс в человеке.

Методика «духовный дифференциал» выявила, что высокий уровень развития в обеих выборках имеет такое качество, как духовная красота (ДК). Это говорит о том, что студенты проявляют честность, не сеют раздор между близкими людьми, не лицемерят и не наговаривают на других, стараются вести себя такими, какие они есть в действительности. Умеют сдерживать обещания, верны в любви и в дружбе, не склонны к коварству и лукавству. Также данных испытуемых можно охарактеризовать как заботливых, обходительных в обращении с людьми. При этом они добры не только к близким, но и к чужим людям, особенно доброжелательны к детям. В своих поступках не допускают злодейства и рукоприкладства, умеют быть благодарными и людям, и судьбе. Однако эти данные подвергаются сомнению, поскольку многочисленные наблюдения, а также анализ современных научных и популярных изданий, обзор событий, происходящих в современном обществе (национализм,

преступность, жажда власти и материальных благ и т. п.), говорят об обратном. Это нацеливает на дальнейшее исследование данного вопроса по выявлению того, как в действительности проявляются оцениваемые качества студентов в их поведении и деятельности. Слабое развитие у студентов обеих национальностей имеет такое качество, как духовная сила (ДС), что проявляется в слабости духа, неспособности вынести испытания и трудности, в возможности потерять контроль над чувствами.

Анализ отдельных духовно-нравственных качеств студентов русской и татарской национальности не показал значимых различий в степени их развития. В обеих выборках наибольшее развитие получили такие качества, как благородство (Бл), добродушие (Дб) и стремление к истине (Ис), в меньшей степени проявились мужество (Мс), выдержка (Вы) и скромность (Ск), самый низкий уровень развития получило такое качество, как оптимизм (Оп).

В результате анализа данных по самооценке студентами духовно-нравственных качеств можно охарактеризовать студентов обеих национальностей как миролюбивых и уступчивых, способных внушать спокойствие и уверенность, разрешать возникшие в группе конфликты (Мт). Данные испытуемые оценивают себя свободными от духовных зависимостей, желаний, стяжательства, без надменности и высокомерия (НД). Независимо от национальности, студенты стремятся быть праведными, справедливыми и честными, соблюдать правила приличия (Пр). Анализ духовно-нравственных качеств студентов позволяет оценивать их как добрых и благосклонных, умеющих оказывать помощь, человеколюбивых (Мл), а также как сдержанных и умеренных (Кр). Для студентов в меньшей степени характерны «правдивость» (Пв), сочувствие и сострадание (Пл), отзывчивость и милосердие, умение душевно относиться друг к другу (ЧС). Низкий уровень развития получило качество «гонимость» (Гн), что может проявляться в виде слабости духа, отчаяния и пессимизма.

В результате корреляционного анализа по Спирмену для каждой группы испытуемых были получены матрицы, отражающие корреляционную структуру внутренних связей показателей.

В обеих группах обнаружились статистически значимые связи показателей. В группе студентов татарской национальности 14 показателей имеют статистически значимые связи.

Наибольшее количество связей обнаружено по фактору «духовная красота» (ДК). Данный показатель положительно коррелирует с факторами Дб (0,53 при р=0,001), Бл (0,41 при р=0,05),

Ск (0,40 при р=0,05) и отрицательно - с показателями ДА (-0,53 р=0,001), Ис (-0,46 при р=0,05) и Мс.

Испытуемые татарской национальности, обладающие духовной красотой, верные в любви и в дружбе, не нарушающие данное ими слово, выполняющие данные ими обещания, проявляют в своих поступках благородство и скромность. Они умеют быть заботливыми, добродушными, обходительными в обращении с людьми (Дб). Духовная красота студентов формируется вследствие активности в духовных поисках (ДА). Данные испытуемые считают, что учеба и познание истины - источник счастья, стремятся усвоить наставления морали, обладают мужеством (Мс), также для них характерно стремление к истине (Ис) - об этом свидетельствует положительная связь показателя ДА с качеством Ис (0,69 при р=0,001). Стремление к истине, в свою очередь, способствует формированию сдержанности, терпеливости и стойкости студентов. Высокий уровень развития данных показателей характерен для студентов, активных в духовных поисках, о чем свидетельствует отрицательная корреляция между показателями ДА и Ск (-0,41 при р=0,05). В свою очередь, низкая духовная активность может привести к пессимизму, проявляющемуся в том, что данные студенты не надеются на лучшие перемены, могут впадать в уныние и отчаяние (Оп), оптимистичные же студенты будут проявлять выдержку и терпение. Данные качества являются основой формирования стойкости, способности переносить жизненные трудности (Кр).

Низкий уровень развития духовной силы студентов татарской национальности имеет положительную связь с показателем Вы (0,66 при р=0,001), а также отрицательные связи с ДК, Мс и Дб. Слабость духа характерна для студентов с низким уровнем развития выдержки, неспособных переносить трудности и испытания, боль и страдания. Однако высокий уровень развития духовной красоты, благородства и мужества студентов может повлиять на развитие духовной силы.

В группе студентов татарской национальности были обнаружены статистически сильные связи между показателями Д, З и ДЗ (р=0,001). Средний уровень Добра студентов татарской национальности положительно влияет на общий уровень развития Добра и Зла в человеке. Однако не обнаружено статистически значимых связей данных показателей с другими духовно-нравственными качествами личности.

В корреляционную плеяду студентов татарской национальности не вошли следующие пока-

затели: «духовная уплощенность» (НД), «слабость» (ПЛ), «праведность» (Пр), «милости-вость» (Мл), «чистота сердца» (ЧС), «миротворчество» (Мт), «правдивость» (Пв), «гонимость» (Гн).

В группе студентов русской национальности 20 показателей имеют статистически значимые связи.

Наибольшее количество статистически значимых связей обнаружено по фактору «духовная сила» (ДС). Данный показатель положительно коррелирует с «мужеством» (0,50 при р=0,001), «выдержкой» (0,52 при р=0,001), «добродушием» (0,37 при р=0,05), «миротворчеством» (0,33 при р=0,05) и отрицательно коррелирует с факторами «духовная красота» (-0,56 при р=0,001), «благородство» (-0,47 при р=0,05). Духовная слабость студентов русской национальности не может способствовать формированию таких качеств, как мужество, самообладание, добродушие, миролюбивость. Однако такие характеристики, как духовная красота, честность в поступках, стремление к благородным поступкам, являются потенциалом для формирования духовной силы.

Анализ корреляционной плеяды в группе испытуемых русской национальности показал, что фактор «духовная красота» имеет такие же статистически значимые связи, что и в группе студентов татарской национальности.

Для испытуемых русской национальности, обладающих духовной красотой, характерны доброта, умение прощать (Дб), честность и способность выполнить данное обещание, верность в любви и в дружбе (Бл). В свою очередь, для формирования перечисленных качеств необходимо мужество (Мс) и вера в лучшее (Оп).

Студенты русской национальности, проявляющие активность в духовных поисках, стремятся к приобретению знаний, жизненной мудрости, как студенты татарской национальности, считают, что учеба и познание истины - источник счастья. Об этом свидетельствует положительная корреляция между показателями ДА и Ис (0,76 при р=0,001).Также данные испытуемые верят, что добро всегда победит зло, красота спасет мир (Оп).

В группе студентов русской национальности, как и в группе студентов татарской национальности, обнаружены значимые статистические связи между показателями Д, З и ДЗ. Однако в корреляционной плеяде данной выборки выявлены связи показателей Д, З и ДЗ с другими духовно-нравственными качествами личности. Уровни Зла и Добра по отдельности положительно влияют на качество «духовная независимость» (НД), что

проявляется в стремлении студентов к свободе от духовных зависимостей, желаний и стяжательства. Студенты со средним уровнем развития Зла в меньшей степени могут проявлять сочувствие, отзывчивость и сострадание, в поведении может наблюдаться равнодушие и черствость (Пл). Данные качества могут быть следствием недостаточного развития такого качества, как «чистота сердца» (ЧС). Лишь небольшое количество студентов оценивают себя душевными, искренними и независтливыми. Напротив, отрицательная корреляция показателей Кр, Вы и Бл с фактором ЧС свидетельствует о том, что чистосердечные, искренние, дружелюбные испытуемые проявляют благородство, скромность, сдержанность, выдержку и стойкость к жизненным трудностям. На развитие этих же качеств положительно влияет фактор ДЗ, который положительно коррелирует с показателями Вы и Ск. При этом скромность и выдержка студентов-русских способствуют формированию других, не менее важных качеств, таких как миролюбие, сговорчивость, уступчивость (Мт). Только благожелательные, не склонные к ссорам, внушающие другим спокойствие студенты имеют высокий уровень развития добродушия (Дб) и чистоты сердца (ЧС).

Стремление студентов русской национальности быть праведными, в поступках придерживаться законности (Пр) нацеливает данных испытуемых на ценности Добра, искореняя в себе качества Зла (насилие, унижение, жестокое обращение), а также призывает к правдивости и беспристрастности в суждениях (Пв).

Корреляционная плеяда студентов русской национальности имеет более целостную форму. В корреляционную плеяду не вошли следующие показатели: «милостивость» (Мл), и «гонимость» (Гн).

Теоретический анализ литературы по вопросу духовно-нравственного развития человека показал значимость проблемы духовно-нравственного развития человека.

В результате исследования были выявлены личностные духовно-нравственные качества, которые определяют духовный потенциал студентов татарской и русской национальностей:

- в обеих группах уровень развития Добра и Зла оценивается как средний, что говорит о сбалансированности качеств Добра и Зла в структуре личности студентов (Л. М. Попов);

- студенты обеих выборок обладают высоким уровнем развития духовной красоты, слабое развитие у студентов обеих национальностей имеет такое качество, как духовная сила;

- анализ отдельных духовно-нравственных качеств студентов русской и татарской нацио-

нальности не показал значимых различий в степени их развития: студенты обеих национальностей обладают благородством, добродушием и стремлением к истине, меньшее развитие получили такие качества, как мужество, выдержка и скромность, самый низкий уровень развития зафиксирован по качеству «оптимизм»;

- самооценка личностных духовно-нравственных качеств студентов показала, что испытуемых обеих национальностей можно охарактеризовать как миролюбивых и уступчивых, способных разрешать возникшие в группе конфликты. Данные испытуемые оценивают себя свободными от духовных зависимостей, стремятся быть праведными, справедливыми и честными, соблюдать правила приличия. Также их можно оценить как добрых и благосклонных, умеющих оказывать помощь, человеколюбивых, а также как сдержанных и умеренных. В меньшей степени испытуемые проявляют сочувствие и сострадание, отзывчивость и милосердие. Независимо от национальности, низкий уровень развития получило качество «гонимость», что может проявляться в виде слабости духа, отчаянья и пессимизма.

Выявлены корреляционные связи между показателями в структуре личности студентов. Наибольшее количество связей в группе студентов татарской национальности наблюдается по качеству «духовная красота», в группе студентов русской национальности - «духовная сила». Анализ корреляционных плеяд показал, что соотношение духовно-нравственных качеств студентов русской национальности имеет более целостный характер (два качества не вошли в корреляционную плеяду: милостивость и гонимость). В группе студентов татарской национальности не имеют статистически значимых связей следующие показатели: духовная упло-щенность, слабость, праведность, милостивость, чистота сердца, миротворчество, правдивость, гонимость. Необходимо отметить также то, что развитие духовно-нравственных качеств студентов татарской национальности идет независимо от наличия в структуре их личности ценностей Добра и Зла.

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что личностные духовно-нравственные качества студентов русской национальности в своем развитии имеют более целостную форму, чем духовно-нравственные качества студентов татарской национальности. Исходя из этого, необходимо отметить, что общий уровень духовно-нравственного развития студентов русской и татарской национальностей можно охарактеризовать как средний. Только

сбалансированное соотношение всех положительных и отрицательных качеств студентов может говорить об их высоком уровне духовно-нравственного развития.

1. Аминев Г.А. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы. - Уфа: Российское психологическое общество, 1994. - 159 с.

2. Попов Л.М. Добро и Зло в психологии человека // Л.М.Попов, А.П.Кашин, Т.А.Старшинова. - Казань-Нижнекамск: Издательство Казан. ун-та, 2000. - 176 с.

RESEARCH INTO SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES IN STUDENTS OF RUSSIAN AND TATAR NATIONALITY

M.R.Khairutdinova

The article discusses the issue of a person's spiritual and moral development. The author has chosen research methods that determine spiritual and moral potential in students of Russian and Tatar nationality and developed the stages of this research. The article presents the results of a comparative analysis carried out to discover the prominence of students' spiritual-moral characteristics and to describe the basic correlations of spiritual-moral characteristics in students of Russian and Tatar nationality.

Key words: spiritual and moral development of personality, Russian and Tatar nationality, good and evil, spirituality, morality.

1. Aminev G.A. Sinektika duxovnosti: tradicionnye i 2. Popov L.M. Dobro i Zlo v psixologii cheloveka // netradicionnye podxody. - Ufa: Rossijskoe psixo- L.M.Popov, A.P.Kashin, T.A.Starshinova. - Kazan'-logicheskoe obshhestvo, 1994. - 159 s. (in Russian) Nizhnekamsk: Izdatel'stvo Kazan. un-ta, 2000. -

176 s. (in Russian)

Хайрутдинова Миляуша Ренатовна - старший преподаватель кафедры психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: mila_aznakai@list.ru

Khairutdinova Milyausha Renatovna - Assistant Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: mila_aznakai@list.ru

Поступила в редакцию 05.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.