ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ
В.А. ПОГОДИН, Вологодский государственный университет
Аннотация
В статье рассматривается процесс технической подготовки стрелков. Раскрываются основные технические элементы и качества спортсменов, необходимые для выполнения выстрела. Особое внимание уделяется оценке уровня технической подготовленности стрелков. Приводятся результаты собственного исследования уровня технической подготовленности стрелков после специально организованного процесса технической подготовки.
Ключевые слова: пулевая стрельба, спортивная тренировка, техническая подготовленность, техническая подготовка,
средства оценки.
Abstract
In this article the process of technical training is viewed, some general technical elements of the shot and qualities of sportsmen which are necessary for performing the shot are observed. Some special attention is dedicated to the evaluation of shooters' technical preparedness. The results of my own research on the shooters' technical preparedness level are performed because of a specially organized process of technical training.
Keywords: Shooting sports, athletic training, technical preparedness, technical training, means of evaluation.
Пулевая стрельба, в классификации видов спорта Матвеева Л.П. по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности, относится к группе видов спорта, где двигательная активность жестко ограничена условиями поражения цели из специального спортивного оружия. Таким образом, успехи в стрельбе определяются не только уровнем развития собственных двигательных возможностей организма, но и техническим мастерством владения оружием. Поэтому особое внимание в тренировке спортсменов уделяется технической подготовке [6].
А.Я. Корх считает, что основными задачами технической подготовки являются освоение основных элементов стрельбы и совершенствование техники выполнения выстрела [3, с. 134].
Автор утверждает, что в пулевой стрельбе резкого и определенно выраженного перехода от первичной постановки навыка к его совершенствованию не существует. Так же автор говорит о том, что между обучением и совершенствованием техники стрельбы также не существует никакой разницы. Однако при совершенствовании техники изменяется удельный вес различных средств и методов работы. На наш взгляд, изучение проблемы оптимизации процесса технической подготовки позво-
лит сделать процесс более целенаправленным и эффективным.
В то же время процесс подготовки спортсменов, по мнению В.А. Кинля, имеет несколько периодов, каждый из которых решает свои задачи. Для тренировки точного, свободного и вариативного выполнения выстрела важно понимать, на каком этапе индивидуального совершенствования находятся стрелки и в какой период необходимо использовать избранные средства [2, с. 157].
При параллельном совершенствовании отдельных элементов, микроэлементов, а также техники выполнения выстрела в целом у стрелка вырабатываются такие качества, как «чувство пространственной ориентации», «чувство времени», «мышечно-суставное чувство». Эти качества позволяют обеспечить организм стрелка ресурсами для удержания оружия, поддержания устойчивой изготовки, плавного нажима на спусковой крючок, регуляции дыхания и эффективности прицеливания, поэтому они стали объектом нашего исследования [1, с. 193].
Целью настоящего исследования стала оценка динамики уровня технической подготовленности спортсменов в результате оптимизации процесса технической подготовки. В рамках исследования нами был организован процесс технической подготовки стрелков на базе ДЮСШ.
В качестве участников процесса подготовки выступили спортсмены, занимающиеся в ДЮСШ не менее 2 лет и имеющие спортивный разряд не ниже второго на упражнении ВП-4. Все участники были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную.
В контрольной группе процесс технической подготовки шел согласно учебной программы ДЮСШ, которая в свою очередь основывается на Примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства под общей редакцией А.А. Насоновой [4].
Процесс технической подготовки в экспериментальной группе был оптимизирован и строился с учетом показателей оценки технической подготовленности спортсменов в трех ведущих качествах: «чувство пространственной ориентации», «чувство времени» и «мышечно-суставное чувство», которые в свою очередь охватывают все технические элементы выстрела (изготовка, прицеливание, удержание, дыхание, нажим на спусковой крючок).
В начале и в конце эксперимента участники обеих групп были протестированы при помощи 12 тестов, направленных на определение уровня технической подготовленности с учетом изучаемых качеств. Это позволило нам сделать выводы об успешности прохождения процесса подготовки.
На начальном этапе исследования контрольная и экспериментальная группы имели похожие результаты тестирования, уровень их подготовленности был примерно одинаковый. Статистических различий выявлено не было. Это позволило в дальнейшем сравнить результаты двух групп после эксперимента.
После специально организованного процесса подготовки участники обеих групп вновь оценивались
по 12 тестам, затем сравнивались результаты двух групп после эксперимента по каждому тесту. Результаты анализа тестов представлены на рис. 1. Для наглядного представления на рисунке использовались средние значения результатов тестирования участников каждой группы.
По данному рисунку мы видим, что значения контрольной группы в целом выше, чем у экспериментальной. В качестве значений мы использовали процент отклонения от исходной величины должного значения мышечного усилия, пространственной ориентации и чувства времени, поэтому, чем ниже значение, тем более успешно выполнен тест. Экспериментальная группа в целом успешнее справилась с тестами, их отклонения значений не велики, что говорит о более развитых качествах. По ряду тестов различия результатов двух групп довольно велики, следовательно, можно предположить наличие статистически значимых различий. Эти различия мы проверили с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни [5, с. 49], результаты статистического анализа представлены в табл. 1.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис. 1. Результаты тестирования мышечно-суставного чувства после эксперимента
Таблица 1
Значения критерия Манна-Уитни при сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Тесты на мышечно-суставное чувство
Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5
Поп 1 Поп 2 Поп 3
Значение критерия 25,5 13,5 12 33,5 38,5 26,5 44
Тесты на пространственную ориентацию
Тест 6 Тест 7 Тест 8
Значение критерия 39 41 38
Тесты на чувство времени
Тест 9 Тест 10 Тест 11 Тест 12
Поп 1 Поп 2 Поп 3
Значение критерия 31 39,5 63 4,5 49 34
U критическое = 31, при Р < 0,01 и U критическое = 42, при Р < 0,05
Как видно из табл. 1, после проведения эксперимента результаты спортсменов двух групп по тестам различаются, и по большинству тестов выявлены статистически значимые различия.
При анализе результатов тестов на мышечно-сустав-ное чувство можно сказать, что участники экспериментальной группы лучше выполняют задание на оценку мы-шечно-суставного чувства, чем участники контрольной группы. Улучшение результатов у экспериментальной группы, возможно, произошло за счет многократного повторения в процессе тренировки отдельных технических элементов выстрела в нестандартных условиях.
В то же время в тесте 5 мы не получили статистически значимых различий. Полученное значение U эмпирическое = 44 оказалось больше чем U критическое (42, при Р < 0,05). Этот тест был направлен на определение мышечного усилия в движении. Согласование техники выполнения выстрела в движении, где задействованы крупные мышечные группы, имеет важное значение при стрельбе по движущимся мишеням и меньшее при стрельбе по неподвижным мишеням, где контроль мышечных усилий в движении происходит только перед тем, как спортсмен встает в изготовку, вскидывая оружие. Следует отметить, что в данном тесте при сравнении результатов внутри групп до и после эксперимента результаты по данному тесту улучшились, а полученные значения имеют положительную динамику. Возможно, данный результат мы получили в силу того что процесс оптимизации затрагивал узкую специализацию спортсменов на стрельбе из пневматической винтовки по неподвижным мишеням.
При рассмотрении результатов по тестам на пространственную ориентацию, видно, что экспериментальная группа имеет более низкие результаты по сравнению с контрольной, следовательно, можно сказать, что экспериментальная группа определила положение частей тела в пространстве с наименьшим угловым отклонением. Так же по рисунку видно, что по шестому тесту группы имеют наиболее близкие друг другу значения. Это тест был направлен на воспроизведение положения частей тела в пространстве (например, поднять руку на угол 90°). Мы получили близкие по значению результаты вследствие того, что данное умение является основополагающим в тренировке спортсменов. Благодаря коррекции и проработке каждого элемента техники выстрела (изготовка, прицеливание), которые в свою очередь соответствовали морфологическим особенностям каждого отдельного стрелка, мы добились высоких результатов у спортсменов экспериментальной группы.
По седьмому и восьмому тесту разница результатов более очевидна. Это произошло вследствие того, что в нашей тренировке мы обращали внимание на активизацию внимания на внутренние ощущения спортсменов, мысленную самооценку выполняемых действий. Эти различия являются статистически значимыми.
Третья группа тестов была посвящена исследованию степени точности восприятия коротких промежутков времени и воспроизведению действий во времени.
По рисунку 1 видно, что форма графиков результатов двух групп различается. Для результатов экспериментальной группы характерна более плавная кривая, без резких скачков, а кривая результатов контрольной группы имеет две выраженные вершины и более резкие различия между тестами. Наиболее близкие значения мы можем видеть в третьей попытке девятого теста, где спортсмены оценивали промежуток в 90 секунд. Мы предполагаем, что контрольная группа успешно справилась с этим заданием благодаря тому, что в ее тренировке часто использовались стрелковые упражнения без акцента на отдельные элементы выстрела.
При проведении соревновательных упражнений для выполнения одного выстрела в среднем у стрелка уходит около 1,5 минут, начиная от заряжания оружия пулькой и заканчивая принятием изготовки позы отдыха. Таким образом, данный промежуток времени для спортсменов является привычным и его они воспроизводят лучше, чем короткие промежутки. В тренировке спортсменов экспериментальной группы применялись специальные упражнения, и поэтому они с большей легкостью определили короткие промежутки и сделали это с минимальными отклонениями.
Так же близкие по значению результаты получись в одиннадцатом тесте, где спортсменам необходимо было имитировать удержание оружия в изготовке в течение 15 секунд. Для контрольной группы это не составило труда, т.к. они зачастую тренируются на выполнении стрелковых упражнений, и время, отведенное на удержание оружия, для них является знакомым. В то же время у экспериментальной группы точность определения временного промежутка выше.
В 10 тесте мы видим очевидный разрыв значений в имитации нажима на спусковой крючок в двух группах. Это связано с тем, что нами были использованы средства, в целом направленные на обработку спуска, выполненного за определенное время.
По результатам большинства тестов, как и предполагалось, были обнаружены статистически значимые различия. В целом по положительным результатам спортсменов мы предполагаем, что экспериментальная группа, за счет комплексных воздействий исследователя на процесс технической подготовки, лучше усвоила учебно-тренировочный материал и повысила уровень спортивного мастерства. В то же время контрольная группа показала незначительный прирост результатов тестирования. В частности, участники экспериментальной группы лучше выполняют задание по нажиму на спусковой крючок при сокращении времени, отведенного на удержание оружия, чем участники контрольной группы. Ситуация сокращения времени оказалась для стрелков контрольной группы стрессовой, что сказалось на успешности выполнения задания. Улучшение результатов у экспериментальной группы, возможно, произошло за счет упражнений с относительными временными промежутками.
Значимых различий не было получено в 3 попытке 9-го теста, где спортсменам требовалось определить временной промежуток в 90 секунд, причины этого описаны
выше. А также в тесте 11 такие результаты связаны с тем, что участники экспериментальной группы одинаково выполняют задание по выполнению удержания оружия в изготовке за определенное время, как и участники контрольной группы, что связано с общей спецификой тренировочного процесса стрелков.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, нами выявлены положительные изменения в уровне технической подготовленности спортсменов, подготовка которых была организована оптимально с учетом уровня подготовленности и возраста спортсменов, этапа и периода подготовки, а также материально-технической
базы ДЮСШ. Достоверность полученных изменений подтверждается результатами сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что оптимизированный процесс технической подготовки позволяет развивать специфические качества стрелка (чувство пространственной ориентации, чувство времени, мышечно-суставное чувство) и достигать спортсменам более высоких результатов. Перспективу настоящего исследования представляет изучение процесса оптимизации остальных видов спортивной подготовки.
Литература
1. Золотарев И.Б. Учебно-методическое пособие. Пулевая стрельба / И.Б. Золотарев. - Стрелковый Союз России, 2011. - 313 с.
2. Кинль В.А. Пулевая стрельба / В.А. Кинль. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
3. Корх А.Я. Спортивная стрельба / А.Я. Корх. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 255 с.
4. Насонова А.А. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / А.А. Насонова. - М.: Советский спорт, 2005. - 204 с.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.
6. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры (опорные схемы) / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.
References
1. Zolotarev I.B. Training handbook. Shooting. Strelko-viy Soyuz Rossii, 2011. - 313 p.
2. Kinl' V.A. Shooting. Moscow, Prosveshchenie, 1989. - 207 p.
3. Korkh A.Ya. Sport Shooting. Moscow, Fizicheskaya kul'tura i sport, 1987. - 255 p.
4. Nasonova A.A. Shooting. An exemplary program of sports training for youth sports schools, specialized youth
school of Olympic reserve, colleges of Olympic reserve, Sports School of high sportsmanship. Moscow, Sovetskiy sport, 2005. - 204 p.
5. Sidorenko E.V. Mathematical Methods in Psychology. Saint Petersburg, Rech', 2007. - 350 p.
6. Chermit K.D. Theory and Methods of Physical Culture (support schemes). Moscow, Sovetskiy sport, 2005. - 272 p.