Научная статья на тему 'Возможности развития координационных способностей стрелков в процессе технической подготовки'

Возможности развития координационных способностей стрелков в процессе технической подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION SKILLS / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL PREPAREDNESS / ЧУВСТВО ПРОСТРАНСТВА / SPACE SENSE / ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ / МЫШЕЧНО-СУСТАВНОЕ ЧУВСТВО / SHOOTING SPORTS / SENSE OF TIMING / MUSCLE-JOINT FEELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погодин В. А.

В статье рассматриваются понятия технической подготовки и технической подготовленности стрелков. Обозначается специфика технической подготовки в стрелковом спорте, в отличие от других видов спорта. Приводятся подходы к определению и классификации координационных способностей в спортивной науке, исследуются координационные способности, необходимые стрелку: «мышечно-суставное чувство», «чувство времени», «чувство пространства», а также основные технические элементы выстрела в пулевой стрельбе, такие как изготовка, прицеливание, удержание, дыхание, нажим на спусковой крючок. Делается предположение о возможности сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки. Описываются методы и организация проведенного исследования, характеризуется состав групп участников эксперимента. Дается краткая характеристика авторской программы сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки, описываются условия внедрения программы в практику спортивной школы. Анализируются результаты развития координационных способностей в процессе технической подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной групп. Сравниваются результаты первичного и повторного тестирования уровня развития «мышечно-суставного чувства», «чувства времени» и «чувства пространства» при помощи оценочных тестов. Приводятся результаты математико-статистического анализа при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни, демонстрирующие наличие статистически значимых различий внутри экспериментальной и контрольной группы. Делается вывод о возможности раз вития координационных способностей в процессе технической подготовки спортсменов за счет сопряжения процессов развития координационных способностей и технической подготовки. Приводятся результаты успешного развития «мышечно-суставного чувства», «чувства времени» и «чувства пространства» у спортсменов. Делается прогноз о влиянии высокого уровня развития координационных способностей на улучшение индивидуальной техники выполнения выстрела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT IN THE TECHNICAL TRAINING PROCESS

The article is dedicated to the shooters' technical training and technical preparedness and their distinguishing features in shooting unlike other sports. The approaches to the definition and classification of coordination abilities in sports are shown. Such coordination qualities of a shooter as a space sense, muscle-joint feeling, sense of timing as well as main technical elements of a shot such as ready position, breathing, aiming, mounting the gun and pressing the trigger are viewed. We have made a suggestion about possibility of adjoint development of coordination abilities and technical training. During the research, its methods and organization are described. The participant groups' structure is characterized. A brief description of the author's program of adjoint development of coordination abilities and technical training are shown, the conditions needed for the program implementation into practice of sport schools. The results of coordination abilities development of athletes in the technical training were defined, using selected tests, which were carried out at the beginning and the end of the experiment with the participants of the control and experimental groups. The results of the first and the second experiment of development level of muscle-joint feeling, sense of timing and space sense are compared using evaluation tests. The results of mathematical and statistical analysis by using the nonparametric Mann-Whitney test which show statistically significant differences within groups are presented. Thus, we have made a conclusion that there is a possibility of developing coordination abilities in technical training by their adjoint processes. The results of the successful development of the athletes' muscle-joint feeling, sense of timing and space sense are shown. As a result we have made a prediction about the contribution of high level development of coordination abilities to the improvement of the individual technical performance of the shot.

Текст научной работы на тему «Возможности развития координационных способностей стрелков в процессе технической подготовки»

УДК 799.3

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТРЕЛКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В. А. Погодин, аспирант,

Вологодский государственный университет, г. Вологда.

Контактная информация для переписки: 160012, г. Вологда, ул. Ветошкина, 105, кв. 26, e-mail: [email protected]

в статье рассматриваются понятия технической подготовки и технической подготовленности стрелков. Обозначается специфика технической подготовки в стрелковом спорте, в отличие от других видов спорта. Приводятся подходы к определению и классификации координационных способностей в спортивной науке, исследуются координационные способности, необходимые стрелку: «мышечно-суставное чувство», «чувство времени», «чувство пространства», а также основные технические элементы выстрела в пулевой стрельбе, такие как изготовка, прицеливание, удержание, дыхание, нажим на спусковой крючок. Делается предположение о возможности сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки. Описываются методы и организация проведенного исследования, характеризуется состав групп участников эксперимента. Дается краткая характеристика авторской программы сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки, описываются условия внедрения программы в практику спортивной школы. Анализируются результаты развития координационных способностей в процессе технической подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной групп. Сравниваются результаты первичного и повторного тестирования уровня развития «мышечно-суставного чувства», «чувства времени» и «чувства пространства» при помощи оценочных тестов. Приводятся результаты математико-статистического анализа при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни, демонстрирующие наличие статистически значимых различий внутри экспериментальной и контрольной группы. Делается вывод о возможности раз-

вития координационных способностей в процессе технической подготовки спортсменов за счет сопряжения процессов развития координационных способностей и технической подготовки. Приводятся результаты успешного развития «мышечно-суставного чувства», «чувства времени» и «чувства пространства» у спортсменов. Делается прогноз о влиянии высокого уровня развития координационных способностей на улучшение индивидуальной техники выполнения выстрела.

Ключевые слова: пулевая стрельба; координационные способности; техническая подготовка; техническая подготовленность; чувство пространства; чувство времени; мышечно-суставное чувство.

Актуальность. Пулевая стрельба является видом спорта, который был включён в первые Олимпийские игры современности и остаётся олимпийским видом до настоящего времени. Значимость пулевой стрельбы, помимо представления сборной команды Российской Федерации на международной арене, определяется и включением дисциплины «Пулевая стрельба» во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Особенность стрелкового спорта заключается в том, что высокий спортивный результат определяется эффективным владением стрелковым оружием, однако современное развитие пулевой стрельбы предъявляет всё более строгие требования и к функциональному состоянию спортсмена. Специфическая деятельность стрелков по выполнению успешного выстрела требует существенного уровня развития координационных способностей. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность развития координационных способностей в процессе технической подготовки.

В научно-методической литературе, рассматривающей вопросы теории спорта, авторы дают следующее определение понятию «техническая подготовка» - это степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких результатов [6, с. 345, 12, с. 352, 7, с. 453]. В свою очередь результатом технической подготовки является техническая подготовленность спортсменов. Достаточно высокий уровень технической подготовленности Ю. Ф. Курамшин называет техническим мастерством [6, с. 341].

Следует учитывать, что в отличие от многих других видов спорта пулевая стрельба относится к технически сложным видам спорта. Матвеев Л. П. в своей классификации относит пулевую стрельбу к группе видов спорта, в которых двигательная активность строго ограничена условиями поражения цели из специального спортивного оружия. Успехи в стрельбе, в первую очередь, определяются техническим мастерством владения избранным видом оружия, а уже во вторую очередь - уровнем развития процессов энергообразования и функциональными возможностями систем организма [7, с. 428; 13].

Большинство учёных в своих исследованиях процесса тренировки стрелков уделяют внимание технической подготовке как основной на этапах обучения и совершенствования навыков стрельбы. Результат технической подготовки должен снабжать организм спортсмена ресурсами для удержания оружия, поддержания устойчивой изготовки, плавного нажима на спусковой крючок, регуляции дыхания и эффективности прицеливания [4, с. 4; 3, с. 152; 5, с. 134; 2, с. 37].

В свою очередь координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности, которая обнаруживается и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками. Из этого вытекает, что координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляющимися в процессе их овладения, и в то же время позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками [6, с. 130; 7, с. 158; 12, с. 130]. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому ряд исследователей рассматривают их как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов [6, с. 133].

Сегодня двигательно-координационными способностями называются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Однако следует учитывать, что ощущений, возникающих в организме человека очень много, поэтому всё многообразие ощущений, возникающих как реакция на внешние и внутренние сигналы, Ж. К. Холодов обобщает и предлагает разделить их на три группы способностей, относящихся к координации движений:

1) способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2) способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

3) способности выполнять двигательные действия без излишнего мышечного напряжения [12, с. 130].

В нашем исследовании мы рассматриваем более подробно первую группу способностей. Координационные способности, отнесенные к этой группе, зависят от следующих ощущений, возникающих у спортсменов: «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства».

Л. П. Матвеев пишет, что задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров являются для спортсменов наиболее трудными для выполнения.

На основе анализа научно-методической литературы можно предположить, что развитие координационных способностей целесообразно осуществлять в процессе технической подготовки, сопряжение этих процессов позволит стрелкам достичь хороших результатов.

При выполнении техники выстрела в целом у стрелка вырабатываются такие координационные способности, как «чувство пространства», «чувство времени», «мышечно-суставное чувство», которые определяют следующие технические элементы выстрела: изготовка, прицеливание, удержание, дыхание, нажим на спусковой крючок.

Мы предполагаем, что при сопряженном развитии выделенных координационных способностей и технической подготовки уровень технической подготовленности стрелков повысится [1, с. 79; 3, с. 193; 10, с. 18].

Цель настоящего исследования: анализ результатов развития координационных способностей у стрелков в процессе технической подготовки.

Методы и организация исследования. В рамках настоящего исследования проводился педагогический эксперимент с декабря 2014 года по май 2015 года на базе ДЮСШ «Юность», г. Вологда. В качестве участников эксперимента были выбраны спортсмены от 14 до 17 лет, занимающиеся в учебно-тренировочных группах и имеющие разряд не ниже второго на упражнении ВП-4. Испытуемые, в количестве 24 человек, были распределены на контрольную и экспериментальную группы.

Спортсмены контрольной группы проходили процесс технической подготовки согласно учебной программе ДЮСШ, которая основывается на Примерной программе спортивной подготовки А. А. Насоновой [8].

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами программе сопряжённого развития координационных способностей и технической подготовки в подготовительный период. Программа реа-лизовывалась в условиях разделения подготовительного периода на микроциклы в структуре мезоциклов. Каждый микроцикл содержал средства тренировочных воздействий, направленных на сопряжение развития

таких координационных способностей, как чувство пространства, чувство времени, мышечно-суставное чувство и технической подготовки.

Изучая координационные способности, мы определили уровень их развития при помощи 12 тестов, которые были проведены в начале и в конце эксперимента с участниками обеих групп. Это позволило нам сделать выводы об успешности разработанной программы. Первая часть (5 тестов) была посвящена мы-шечно-суставному чувству. Суть испытаний сводилась к измерению отклонения усилия нажима на кистевой динамометр от заданной величины в процентах. Вторая часть (3 теста) была посвящена тестам на чувство пространства. Суть испытаний сводилась к измерению углового отклонения отводимой руки от заданной величины в процентах. Третья часть (4 теста) посвящена чувству времени и сводилась к измерению отклонения фактического интервала от заданной величины. При этом тесты 2 и 9 состояли из нескольких попыток, что позволяет более точно оценить уровень развития выделенных координационных способностей и исключить случайность результата.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплекса информативных и надёжных методов, соответствующих проблеме, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректностью интерпретации полученных данных, применением метода математической статистики.

Результаты исследования. В начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы имели сходные результаты тестирования, значимых различий обнаружено не было. Это позволило в дальнейшем сравнить результаты двух групп после эксперимента.

После реал изаци и срограммы резул ьтаты участников экспериментальной группы изменились, и мы сравнили их с первоначальным уровнем подготовленности.

Результата анализа тестов на мышечто-суставное чувство представлены на рисунке 1.

До эксперимента — — — П осле эксперимента

Рисунок 1 - Средние результаты выполнения тестов на мышечно-суставное чувитво вэкспеиименталиной группе, отклонение в %

По рисунку 1 мы ввдим яркие различия в построении графика средних результатов группы. Самые близкие значения мы можем увидеть на тесте 3 ина 2-й по-

пытке 2 теста. Соответственно самые далекие значения мы можем увидеть в тестах 1, первой попытке 2 теста и в тесте. По этим тестам мы можем предположить наличие статистически значимых различий внутри экспериментальной группы. В качестве значений в этих тестах мы использовали процент отклонения от исходной величины должного значения мышечного усилия, поэтому, чем ниже значение, тем более успешно выполнен тест. После эксперимента испытуемые в целом успешнее справились с тестами, их отклонения значений не велики, что говорит о более развитом мышечно-сустав-ном чувстве, чем в начале исследования. По рисунку 1 мы можем сказать, что ошибки во всех тестах в группе снизились и стремятся к минимальному значению.

Для того чтобы проверить наличие внутри группы статистически значимых различий, мы прибегли к использованию непараметрического критерия Манна-Уитни и получили значения, представленные в таблице 1 [11, с. 49].

Таблица 1

Значения критерия Манна-Уитни при сравнении результатов тестов на мышечно-суставное чувство

Тест № Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест4 Тесв 5

2.1 2.2 2.3

Значеуте критерит 31 29 44 65 71 55,5 37

и крчтиаеско е=31, при р<0,01 и и ыритическое=42, п ри р<0,05

Как видно из таблицы 1, значимые разлтч ия обнаружились в тесте 1, в первой попытке теста 2 и в тесте 5. Улучшение результатов в экспериментальной группе в трёе тестах ие пяти, возможно, произошло благодаря напраанеаному воздействию исследователя на процесс развития координационных способностей и на вроцесс тетеитесеой подготонки стрел ков, которое осуществлялось за счёт многократного повторения отдельных технических элементов выстрела в непри-вычаых условиях. При совершенствовании таких элементов выстрела, как удержание оружия и нажим на спусковой крючок, мы добились увеличения показателе й разтлтие мышечно-тултавн ого чувства .

До эксперимента — — — После эксперимента

Рисунок 2 - Средние результаты выполнения тестов на чувство пространства в эксперименталеной группе, отчлонение е %

На следующем этапе были рассмотрены результаты по тестам на чувство пространства. Средние результаты спортсменов в экспериментальной группе до и после эксперимента представлены на рисунке 2.

По рисунку 2 видно, что в целом результаты спортсменов улучшились, стрелки стали точнее определять пространственные характеристики выполняемых движений.

Различия между первичной и повторной оценкой довольно велики, можно предположить наличие значимых различий. Результаты статистического анализа представлены в таблице 2.

Та блица 2

Значения критерия Манна-Уитни при сравнении результатов тестов на чувство пространственной ориентации

и не имеет резких колебаний. Это говорит о том, что спортсмены стали лучше определять временные промежутки, а их действия во времени стали более стабильными. Самые близкие значения получены во 2 и 3 попытках 9-го теста. Этот тест был направлен на чувство времени у спортсменов, а последние две попытки - на восприятие более длинных промежутков времени (60 с и 90 с), чем первая попытка (30 с). Незначительный прирост результатов произошёл из-за того, что спортсмены до эксперимента допускали незначительные погрешности в определении времени.

Наиболее выраженные различия наблюдаются в первой попытке 9-го теста, в 10 и 12 тестах, направленных на воспроизведение движений во времени. Поэтому мы можем предположить наличие значимых различий.

Результаты статистической проверки значимости различий представлены в таблице 3.

Тест № Тест 6 Тест 7 Тест 8

Значения критерия 37 28 8,5

и критическое=31, при р<0,01 и и критиченкое=42, нкл рп0,05

Таблица 3

Значения критерия Манна-Уитни при сравнении результатов тестов на чувство времени

Как видно из таблицы 2, нами были получены статистически значимые различия по всем трём тестам. Увеличение уровня технической подготовленности спортсменов связаин с коррекцией и разработкон таких элементов техники выстрела, как изготовка и прице-ливакие. При ковершенствовании этих элементов мы добились унеличения показателей чувства пространства, что подтверждается результатами проведенного исследования.

Третья групка тестов была посвящена исследованию степени точности воспррятия коротких кромежут-ков внемени и воспроизведению действий во времени [9,с. 11 ].

Резулниаты тескированкя спортсменов эксппрз-ментальной гпуппы до и после эксперимента показаны на рнсунке 3.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Тест 9.1 Тест 9.2 Тест 9.3 Тест 10 Тест 11 Тест 12 До эксперимента — — — После эксперимента

Рисунок 3 - Средние результаты выполнения тестов на чувство времени в экспериментальиой группе,отклонзние в %

По (арсунку 3 видно, что в целом реаультаты слор-тсменов по данным умениям улучшились. Кривая результатов после исследования стала более плавной

Тест № Тест 9 Тест 10 Тест 11 Тест 12

9.1 9.2 9.3

Значение критерия 19,5 34 56,5 20 38,5 16

и критическое=31, при р<0,01 и и критическое=42, при р<0,05

Как видно из таблицы 3, статистически значимые различня установлены в первой попытке теста 9 и во второй попытке теста 9, а также в тестах 10, 11, 12. Не выявлены значимые различия только в 3 попытке теста 9. Столь значительный прирост результатов технической подготовленности спортсменов связан с использованием в подготовке спортсменов экспериментальной группы упражнений, направленных на совершенствование временных характеристик стрельбы, таких как темп, ритм и длительность частных и комплексных фаз выстрела и движений стрелка.

Следовательно, можно сделать вывод, что программа сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки позволила добиться увеличения показателей чувства времени у спортсменов.

В целом по экспериментальной группе можно сказать, что у спортсменов значительно меньше стали проявляться ошибки при выполнении оценочных тестов. Спортсмены стали более точно определять нахождение частей тела в пространстве, чувствовать временные вромежутки и координировать мышечно-суставное напряжение.

Параллельно с экспериментальной группой повторное тестирование проводилось и с участниками контрольной грунпы. По результатам обработки их

Рисунок 4 - Результаты оценки технической подготовленности стрелков контрольной группы, отклонение в %

35 30 25 20 15 10 5 0

До эксперимента — — — После эксперимента

Таблица 4

Значения критерия Манна-Уитни при сравнении результатов контрольной группы

Тест № 1 2 3 п 5 6 7 8 9 10 11 12

2.1 2.2 2.3 9.1 9.2 9.3

и= 70 60,5 70 55,5 65,5 54 50 51 ,й 43,5 53 57,И 60 57 5Р 59,5 51

и критическое=31, при р<0,01 и и критическое=42, при р<0,05

тестов мы можем сказать, что в контрольной группе есть отдельные спортсмены, результаты которых улучшились, но эти изменения либо небольшие,либо носят единичный характер. В целом, по контрольной группе существенных изменений не выявлено.

Средние значения контрольной группы по каждому тесту до и после исследования представлены на рисунке 4.

По рисунку 4 видно, что графики значений в целом схожи, значения по тестам в большинстве случаев близки, поэтому мы можем предположить, что единичные различия не будут иметь статистической значимости.

Для того чтобы проверить наличие внутри контрольной группы статистически значимых различий, мы прибегли к использованию методов математической статистики и получили значения, представленные в таблице 4.

Математико-статистический анализ показал, что различия в результатах контрольной группы до и после эксперимента не являются значимыми. Следовательно, можно сделать вывод, что тренировка спортсменов контрольной группы хотя и несёт в себе положительный эффект и результаты некоторых спортсменов увеличиваются, однако, этот прирост является невысоким, а полученные результаты статистически не значимыми.

Выводы. Таким образом, координационные способности можно развивать в процессе технической подготовки за счёт сопряжения этих двух процессов. Проведённый анализ продемонстрировал, что разработанная нами программа сопряжённого развития координационных способностей и технической подготовки стрелков способствует повышению уровня технической подготовленности спортсменов в большей степени, чем при традиционном способе тренировки, что подтверждается полученными статистическими различиями. В частности, она развивает координационные способности спортсменов, такие как «чувство пространства», «чувство времени» и «мышечно-сустав-ное чувство», это выражается в улучшении индивидуальной техники выполнения выстрела, что позволило

спортсменам сократить количество технических ошибок и улучшить качество выстрела.

ЛИТЕРАТУКА:

1. Вайнштейн Л. М. Путь на Олимп / Л. М. Вайнштейн. -М., 2005. - 357 с.

2. Гибадуллин И. Г. Особенности стрелковой подготовки юных биатлонистов / И. Г. Гибадуллтн // Физпке-ская культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005.- №3 . - С.35-37.

3. Золотарёв И. Б. Пулевая стрельба: учебно-методическое пособие / И. Б. Золотарёв. - IV!.: Стрелковый Союз России, 2011.- 313 с.

4. Иткис М. А. Специальная подготовка стрелка-спор-йсмьна / М. А. Иткис. - М.: ДОКААФ, 198И. - 128 к.

5. Корх А. Я. Спортивная стрельба / А. Я. Корх. - М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 255 с.

6. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004.

- 464 с.

7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

- 543 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Насонова А. А. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / А. А. Насонова. - М.: Советский спорт, 2005. - 204 с.

9. Пашукова Т. И. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. - М.: Институт практической психологии, 1996.

- 127 с.

10. Пугачев А. В. Фазы выстрела в стрельбе из пневматической винтовки / А. В. Пугачев, М. М. Кубланов // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 2. - С. 18-20.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

12. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 450 с.

13. Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры (опорные схемы) / К. Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.

POSSIBILITY OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT IN THE TECHNICAL TRAINING PROCESS

V. Pogodin, Postgraduate Student, Vologda State University, Vologda.

Contact information for correspondence: 160012, Vologda, Vetoshkina str. 105-26, e-mail: [email protected]

The article is dedicated to the shooters' technical training and technical preparedness and their distinguishing features in shooting unlike other sports. The approaches to the definition and classification of coordination abilities in sports are shown. Such coordination qualities of a shooter as a space sense, muscle-joint feeling, sense of timing as well as main technical elements of a shot such as ready position, breathing, aiming, mounting the gun and pressing the trigger are viewed. We have made a suggestion about possibility of adjoint development of coordination abilities and technical training. During the research, its methods and organization are described. The participant groups' structure is characterized. A brief description of the author's program of adjoint development of coordination abilities and technical training are shown, the conditions needed for the program implementation into practice of sport schools. The results of coordination abilities development of athletes in the technical training were defined, using selected tests, which were carried out at the beginning and the end of the experiment with the participants of the control and experimental groups. The results of the first and the second experiment of development level of muscle-joint feeling, sense of timing and space sense are compared using evaluation tests. The results of mathematical and statistical analysis by using the nonparametric Mann-Whitney test which show statistically significant differences within groups are presented. Thus, we have made a conclusion that there is a possibility of developing coordination abilities in technical training by their adjoint processes. The results of the successful development of the athletes' muscle-joint feeling, sense of timing and space sense are shown.

As a result we have made a prediction about the contribution of high level development of coordination abilities to the improvement of the individual technical performance of the shot.

Keywords: shooting sports, coordination skills, technical training, technical preparedness, space sense, sense of timing, muscle-joint feeling.

References:

1. Vaynshteyn L. M. Put' na olimp [Way to Olympus]. Mos-cow,2005, 357 p.

2. Gibadullin I. G. Features of young biathletes' shooting training. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie obrazovanie, trenirovka [Physical Culture], 2005, no 3, pp. 35-37 (in Russian).

3. Zolotarev I. B. Uchebno-metodicheskoeposobie. Pulevaya strel'ba [Training handbook. Shooting]. Strelkovyy Soyuz Rossii, 2011, 313 p.

4. Itkis M. A. Spetsial'naya podgotovka strelka-sportsmena [Special training of shooter-athlete]. Moscow, DOSAAF, 1982, 128 p.

5. Korkh A. Ya. Sportivnaya strel'ba [Sport Shooting]. Moscow, Fizicheskaya kul'tura i sport, 1987, 255 p.

6. Kuramshin Yu. F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Sovetskiy sport, 2004, 464 p.

7. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1991, 543 p.

8. Nasonova A. A. Pulevaya strel'ba:primernaya programma sportivnoy podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sport-ivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva, uchilishch olimpiyskogo rezerva, shkol vysshego sportivnogo masterstva [Shooting. An exemplary program of sports training for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve, colleges of Olympic reserve, Sports School of high sportsmanship]. Moscow, Sovetskiy sport, 2005, 204 p.

9. Pashukova T. I., Dopira A. I., D'yakonov G. V. Psikho-logicheskie issledovaniya. Praktikum po obshchey psik-hologii dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Psychological research. Workshop on general psychology for future teachers]. Moscow, Institut prakticheskoy psik-hologii, 1996, 127 p.

10. Pugachev A. V., Pugachev A. V., Kublanov M. M. Phases of a shot in the air rifle shooting. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no 2, pp. 18-20 (in Russian).

11. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Mathematical Methods in Psychology]. Saint Petersburg, Rech', 2007, 350 p.

12. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and Methodology of Physical Education and Sport]. Moscow, Aka-demiya, 2003, 450 p.

13. Chermit K. D. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury (opornye skhemy) [Theory and Methods of Physical Culture (support schemes)]. Moscow, Sovetskiy sport, 2005, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.