_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Всероссийской научной конференции «Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения» в рамках Молодежного научного форума 2014. - Оренбург: изд-во ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», 18-28 ноября 2014. - С. 113-116. 7. Лаптева Е.В., Золотова Л.В. Статистические методы оценки принятия управленческих решений. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. - 115 с.
© Лаптева Е.В., 2016
УДК 336.14
Масальская Мария Алексеевна
студентка 2 курса
Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова », Россия
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОФИЦИТА (ДЕФИЦИТА) КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
Анализируется зависимость профицита (дефицита) бюджета от фактов экономической жизни населения. Отправным пунктом служит тезис о том, что Россия выступает сырьевым придатком для стран Зарубежья и главным источником доходов консолидированного бюджета РФ являются нефтегазовые доходы. Современное состояние и динамика профицита (дефицита) консолидированного бюджета требуют комплексного и целостного изучения всех проблем данной сферы.
Ключевые слова
Консолидированный бюджет, профицит, дефицит, ВВП на душу населения
Для принятия определенного решения, с целью повысить эффективность функционирования экономики России в сложившейся экономической ситуации необходимо выпускать из виду такой свод бюджетов всех уровней на территории РФ, как консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно - межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го-сударственного бюджета. Здесь возможны три различ-ных варианта:
• сбалансированный бюджет - расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
• дефицитный бюджет - расходы бюджета выше доходов. Дефицит - разность расходов и доходов бюджета.
• профицитный бюджет - доходы бюджета выше расходов. Профицит - разность доходов и расходов бюджета.
На величину профицита (дефицита) консолидированного бюджета влияет большое количество факторов. Попробуем изучить взаимосвязь величины профицита (дефицита) бюджета и других
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
экономических явлений, происходящих в мире. В корреляционно-регрессионном анализе можно устранить воздействие какого-либо фактора, если зафиксировать воздействие этого фактора на результат и другие, включенные в модель факторы. Данный прием широко применяется в анализе временных рядов, когда тенденция фиксируется через включение фактора времени в модель в качестве независимой переменной.
~ £
5- Ч
i"2 ä ю ■©■ „ «5
си Р >
Ei О а
£ | £
iL =
О 5
£ I
с; о
1000
-1000
-2000
-3000
1998 2000 2002 2004 2006 2008 201'
2016
Годы
3000
2000
0
Рисунок 1 - Динамика величины профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ, млрд. руб.
По рисунку 1 видно, что в период с 2000 до 2009 гг, и с 2011 по 2012 гг в консолидированном бюджете РФ наблюдается профицит бюджета, причем наибольшего своего значения данный показатель достигал в 2006 году и составлял 2250,6 млрд. руб. В периоды же с 2009 по 2010 гг. и с 2013 по 2014 гг. наблюдается дефицит бюджета, что связано с экономической обстановкой в стране - кризисы 2008 и 2012 гг.
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа используем следующие факторные признаки: y - профицит (дефицит) консолидированного бюджета, млрд. руб.; xi - ВВП на душу населения, темп роста, %; Х2 - доля убыточных организаций, %; хз - расходы на социальные программы (на 1 чел.), темп роста, %; Х4 - сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, темп роста, %; Х5 - нефтегазовые доходы, темп роста, %; хб - доходы от внешнеэкономической деятельности, млрд. руб.
Параметры модели с включением фактора времени оцениваются с помощью обычного метода наименьших квадратов (МНК).
С помощью ПК получаем матрицу парных коэффициентов, на основании которых необходимо сделать вывод о факторах, которые могут быть включены в модель множественной регрессии (табл. 1). Корреляционная матрица получена с помощью табличного редактора Excel ХР в пакете анализа.
Таблица 1
Корреляционная матрица влияния факторов на профицит (дефицит) консолидированного бюджета РФ
у х1 х2 х3 х4 х5 х6
У 1
х1 0,764534 1
х2 -0,09589 0,074228 1
х3 -0,32714 0,028387 -0,34882 1
х4 0,149242 0,404752 0,174891 0,058479 1
х5 0,413096 0,498419 0,012987 -0,12294 0,245341 1
х6 -0,17255 -0,36267 -0,77159 0,309078 -0,35989 0,027892 1
Из корреляционной матрицы видна достаточно сильная взаимосвязь между результативным (У) и факторным признаком (Х1). Связь прямая, сильная. Мультиколлинеарность в построенной модели отсутствует, поэтому делаем вывод, что профицит (дефицит) консолидированного бюджета РФ находится в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
корреляции со всеми факторами, включенными в модель.
По результатам регрессионного анализа получено следующее уравнение регрессии:
у = 2649,25 + 73,76 • ^
(3,85)
Анализ полученного уравнения позволяет сделать выводы о том, что с ростом ВВП на душу населения на 1% профицит бюджета увеличивается на 73,76 млрд. руб., в случае дефицита - снижается на ту же сумму. В результате построения уравнения регрессии получили следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Результаты регрессионной статистики
Показатели Значения
Коэффициент корреляции R 0,897
Коэффициент детерминации Я2 0,81
Скорректированный коэффициент детерминации R2 0,66
Фактическое значении Е-критерия Фишера 5,54
Табличное значении Е-критерия Фишера 3,58
Стандартная ошибка 795
Таким образом, на основе полученных расчетных данных можно сделать вывод о том, что множественный коэффициент регрессии равен 0,9. Это свидетельствует о высокой связи между признаками. Коэффициент детерминации - равен 0,81, следовательно, 80,59% вариации величины профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ обусловлено факторами, включенными в модель.
Параметры уравнения все не значимы, кроме параметра при факторе уровня ВВП на душу населения, так как их расчетные значения больше табличных (tma5jiu4Hoe = 2,1, уровень значимости = 0,05, tрасч > tтаблич)
Проверка адекватности всей модели осуществляется с помощью расчета F-критерия. Если Fp>Fx при а=0,05, то модель в целом адекватна изучаемому явлению.
Ррасч = 5,54 Fma6n = 3,58 УР0веНь значим0сти = 0,05 F^ > Fтабл
Следовательно, построенная модель на основе её проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна, и все коэффициенты регрессии значимы. Такая модель может быть использована для принятия решений и осуществления прогнозов.
Так, по сравнению с исполнением консолидированного бюджета в январе-феврале 2015 года в текущем году дефицит снизился в 8,2 раза, с 834,1 млрд. руб., ненефтегазовый дефицит - в 2,4 раза, с 1 трлн. 880,5 млрд. руб. Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что профицит (дефицит) консолидированного бюджета РФ в большей мере зависит от объема ВВП на душу населения, однако не стоит упускать из виду влияние нефтегазовых доходов, поскольку Россия на международной арене выступает в большей степени сырьевым придатком для стран зарубежья.
Список использованной литературы:
1. Тимофеева Т.В. Практикум по финансовой статистике: учебное пособие / Т.В. Тимофеева, А.А. Снатенков. - М.: Финансы и статистика, 2009. - с. 6-9.
2. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Статистическая оценка развития валютного рынка РФ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. Т 1. - №29-1. С.111-114.
3. Эконометрика для бакалавров. Учебник. / В.Н. Афанасьев, Леушина Т.В., Лебедева Т.В., Цыпин А.П. -Оренбург. 2014.
© Масальская М.А., 2016