Научная статья на тему 'Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов'

Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ЯЗЫКОВЫЕ СООБЩЕСТВА / LANGUAGE COMMUNITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / EDUCATIONAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнева Надежда Михайловна, Золотова Марина Вианоровна, Гришакова Екатерина Сергеевна

Рассматривается использование интернет-ресурсов и языковых сообществ социальных сетей в качестве дополнительного образовательного источника при обучении студентов иностранному языку. Анализируются преимущества этих ресурсов.The article considers using the Internet resources and social networks language communities as an additional educational source while teaching a foreign language. The advantages of these resources are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов»

ПЕДАГОГИКА

■ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 378.147

Н.М. Крайнева, М.В. Золотова, Е.С. Гришакова,

Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского

Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов

Нижегородский национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского

Образование в нынешнем мире постоянно обновляется и меняется.

Возникает такой вопрос: какое же образование востребовано сегодняшним обществом и какую образовательную траекторию будет иметь вектор его развития в будущем обществе? Образование - это условие самоопределения и саморазвития личности, основа роста и развития молодого человека, интеграции его в мир культуры. Это также основной ка-

питал, который имеется у человека на рынке труда в обществе. Оно обеспечивает социальную мобильность и востребованность выпускника вуза, собственно его социализацию.

На сегодняшний день существует потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, которые владеют иностранными языками (особенно английским), что позволяет осуществлять непосредственное общение с зарубежными партнера-

© Крайнева Н.М., Золотова М.В., Гришакова Е.С., 2016

ми, более качественно выполнять свои должностные обязанности, иметь деловые прямые/непрямые контакты с иностранными коллегами. Согласно современным требованиям будущий специалист-профессионал должен свободно ориентироваться в инструкциях, сопроводительной специализированной и справочной литературе на английском языке, уметь вести переписку.

В действующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») «Иностранный язык» входит в число обязательных дисциплин цикла «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Особенностью образовательных стандартов третьего поколения являются: компетентностный подход и ориентация на результат обучения, а не на содержание дисциплин, использование интерактивных методов обучения при проведении занятий, активное применение различных электронных учебно-методических материалов, электронных библиотек, ресурсов и др. [5].

В связи с этим в настоящей статье мы попытались определить дидактические возможности языковых сообществ и социальных сетей, а также иных интернет-ре-

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА КРАЙНЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Ь для гуманитарных спе-I циальностей Нижего-I родского национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: лингводидактика, трансдисциплинарный и когнитивный подходы в обучении, синергетика, использование электронных ресурсов в образовательном процессе, новые образовательные технологии. Автор более 50 публикаций

сурсов в процессе обучения иностранному языку. Привлечение к образовательному процессу этих ресурсов в качестве методической составляющей может существенно оптимизировать учебный процесс. Использование языковых сообществ в социальных сетях может помочь студентам в изучении английского языка, подготовке к сдаче международных экзаменов разного уровня, участии в программах академической мобильности с зарубежными вузами, повысить их мотивацию к изучению иностранного языка и в некоторой степени снизить уровень трудностей в овладении им. Поэтому необходимо, чтобы у студентов был доступ к информационным ресурсам.

При использовании возможностей языковых сообществ (в нашем случае - существующих в социальных сетях онлайн-групп по

МАРИНА

ВИАНОРОВНА

ЗОЛОТОВА

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: современные подходы в преподавании английского языка в неязыковом вузе, использование электронных ресурсов в учебном процессе, включенное обучение. Автор более 70 публикаций

изучению английского языка и совершенствованию навыков его использования) у студентов формируется не только непосредственно лингвистическая, но и информационная компетенция, т.е. знания и умения, позволяющие определять потребности в инфор-мации,извлекать, оценивать и использовать ее, а также реконструировать знания, содержащиеся в информационных ресурсах.

Дидактические возможности этого вида ресурсов весьма обширны. Они могут быть включены в организацию учебного процесса в высших учебных заведениях, стать частью методов и приемов обучения, стратегией организации самого образовательного процесса, при помощи которых у студентов формируется умение неординарно и творчески подходить к изучению английского языка, определять для себя оптимальный вари-

ант изучения языка. В сочетании с традиционными методами обучения иностранному языку привлечение интернет-ресурсов позволяет реализовать такую модель учебного процесса, которая даст возможность создавать одновременно образовательную и информационную среду, в которой будут развиваться и совершенствоваться творческие способности студента. Преподаватель в свою очередь сможет активизировать познавательные процессы и мотивацион-ный аспект образовательной деятельности студента. Использование в качестве дополнительной составляющей дидактических возможностей языковых социальных сетей в учебном процессе способствует формированию у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, способности принимать собственные независимые решения в различных ситуациях [3].

Процесс обучения английскому языку в высших учебных заведениях предполагает чаще всего профессиональную направленность для выработки широкой профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Она участвует в формировании у студентов умения моделировать ситуацию на иностранном языке, помогает решать ее неординарно и творчески, при этом решения студентов могут быть сформированы на основе их опыта общения в социальных сетях. Более того, языковые сообщества и языковые социальные сети - это незаменимые средства общения между разноуровневыми языковыми группами, так как они все являются частью глобальной сети, объединяющей миллионы пользователей по всему миру.

В традицион-

ном информацион-но-

коммуникационном процессе преподаватель является источником знаний, модератором процесса их передачи студентам,ко-

ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ГРИШАКОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: общая лингвистика, прагмалингви-стика, психолингвистика, методика обучения иностранным языкам. Автор 16 публикаций

Рассматривается использование интернет-ресурсов и языковых сообществ социальных сетей в качестве дополнительного образовательного источника при обучении студентов иностранному языку. Анализируются преимущества этих ресурсов. Ключевые слова: социальная сеть, языковые сообщества, образовательный ресурс.

The article considers using the Internet resources and social networks language communities as an additional educational source while teaching a foreign language. The advantages of these resources are described.

Key words: social network, language communities, educational resource.

торые являются пассивными реципиентами информации. При использовании дополнительных интернет-ресурсов и социальных сетей передача информации может быть осуществлена более продуктивно, так как будет приобретать статус эффективной языковой образовательной среды для предоставления значимой информации различных видов. В этом случае преподаватель может четко формулировать цели и задачи участия студентов в тех или иных языковых сообществах, обосновать целесообразность общения с носителями языка, возможность не ограниченного временем и рамками определенной тематики общения и получения информации на иностранном языке. В дальнейшем студент может эффективно использовать эту информацию в аудиторной и внеаудиторной деятельности при решении проблем или обсуждении тем.

На наш взгляд, благодаря оптимальному сочетанию возможностей языковых социальных сетей и традиционных средств обучения (аутентичных учебно-методических пособий, видео-аудионоси-телей, массмедиа, художественных книг) мы имеем практически безграничные возможности для обучения и самообучения. В языковых социальных сетях и сообществах студенты, обучающиеся английскому языку, погружаются в реальную среду общения, т.е. при этом происходит не только обучение, но и визуализация (например, через скайп) и имитация изучаемого материала. Таким образом, очевидно, что сегодня благодаря интегрированию в процесс обучения интернет-ресурсов происходит изменение качества образования [1, с. 4]. Это приводит к возникновению инновационных учебных материалов и стратегий образования, развитию коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и ин-

формационной культуры студентов. Использование языковых социальных сетей и языковых сообществ в качестве дополнительной образовательной среды позволяет (при отсутствии естественной языковой среды) создать условия, максимально приближенные к речевому общению на английском языке, что является важным аспектом повышения эффективности обучения.

Социальная сеть - это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. [3]. Главные особенности социальных сетей: это практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео, сервисы сообществ и микробло-гов, в которых можно указывать место, отмечать фотографии и др.), индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (фамилия, имя и отчество, вуз, место работы, фото и др.). Кроме того сайт социальной сети предоставляет своим пользователям возможность отслеживать связи между своими «партнерами», вступать в различные сообщества, создавать группы, открывать или закрывать для всеобщего доступа информацию своего профиля, комментировать контент, который выкладывают его «партнеры» и многое другое. Многоязычные сети - это сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени. Главной целью таких интернет-ресурсов является изучение языка с помощью разных способов.

Среди наиболее популярных и доступных языковых социальных сетей и сообществ следует назвать следующие: Livemocha, Italki, LinguaLeo, Sharedtalk, BBC

Languages, Mixxer, The Travel Linguist, English Speakers, MOVIES IN ENGLISH, Hubble-Bubble и др.

Livemocha является первой в своем роде языковой веб-службой, соединившей размещенные в сети учебные материалы с глобальным интернет-сообществом, изучающим языки. Livemocha использует так называемый метод «общины», при котором изучающие язык при совместном общении развивают желаемые навыки владения языком. Огромная роль при этом отводится взаимопомощи, посредством которой носители языка действуют в качестве консультантов. По каждому из поддерживаемых языков Livemocha предлагает курсы четырех уровней. Каждый уровень состоит из разделов и уроков с упражнениями на чтение и аудирование, письменными и устными упражнениями. За каждое выполненное упражнение начисляются очки, что позволяет отслеживать свой прогресс. Имеется такая система достижений, как «Учитель недели, месяца», «Студент недели, месяца» в различных языках, определяемая активностью. В письменных упражнениях требуется ответить на простые вопросы или написать короткое эссе по теме изученного урока, а в устных - либо прочитать готовый текст, либо рассуждать на определенную тему. Для языковой практики можно воспользоваться ЧАТАМИ: текстовым, голосовым или видеочатом. Как и другие социальные сети, Livemocha позволяет редактировать профиль участника, размещать изображения, добавлять и удалять друзей, обмениваться сообщениями по электронной почте, вести обсуждение и предлагать новые функции на специальном блоге.

Главное же отличие ресурса Italki от остальных сайтов - это возможность давать профессиональные уроки желающим, записывая их в расписание и свя-

зываясь с ними в определенное время. Большинство сервисов на Italki бесплатные. Не нужно платить за поиск и общение с языковыми партнерами на страницах сайта, делать записи в разделе «Блокнот», получать правильные ответы и справки от других пользователей. Совершенно бесплатно можно задавать вопросы и получать на них ответы. Бесплатны также обсуждения в группах, где практикуются навыки письменной речи с другими участниками сообщества. На сайте практикуются свыше 100 языков мира, включая основные европейские и азиатские языки.

LinguaLeo - это образовательная платформа для изучения иностранного языка и практики его использования, построенная на игровой механике. LinguaLeo называет свой подход «семь секретов изучения иностранного языка». Это понимание цели обучения, удовольствие от регулярных занятий, работа с живым языком, подражание носителям языка и доведение умений до автоматизма за счет использования зрительной, слуховой и моторной памяти. LinguaLeo предлагает изучать язык на интересных пользователю материалах: ау-диокнигах и песнях, видеозаписях или текстах, размещенных в открытых источниках или загруженных другими участниками. Среди источников оригинального текста и аудио - выступления на конференциях TED (Technology Entertainment Design - Технологии, развлечения, дизайн) и курсы образовательного сайта Coursera, тематические уроки, публикуемые в Evernote-блокноте. LinguaLeo дает возможность создавать собственные курсы и делиться ими с другими участниками. В процессе пользователь может самостоятельно выбирать незнакомые слова для упражнений или использовать тематические подборки. Доступны также упражнения для трениров-

ки грамматики и произношения, игры, личный словарь с ассоциациями и журнал, в котором отмечается прогресс в обучении.

Sharedtalk - это ресурс, предлагаемый самым известным производителем электронных систем изучения языков Rosetta Stone. Это отличная возможность найти единомышленников для изучения английского языка. Достаточно лишь зарегистрироваться на сайте и ввести параметры поиска партнера. Система выдаст всех доступных собеседников с кратким описанием на сайте их резюме. После этого можно начать общение со своим собеседником: написать ему или позвонить в чате. Основными преимуществами ресурса являются быстрая и простая регистрация, удобный интерфейс, возможности голосового общения, общение в чате, поиск собеседников со всего мира.

Но не только многоязычные ресурсы Интернета могут быть использованы в ходе изучения иностранного языка. Такие социальные сети, как Facebook, Twitter YouTube и др. также задействованы в этом. Например, Facebook - одна из крупнейших мультиязычных социальных сетей в мире. Благодаря функциональности этого сайта, здесь можно найти сообщества, в которых главная цель - это изучение иностранных языков. Среди наиболее распространенных групп Facebook по изучению английского языка следующие: Learn Real English - группа преподавателей английского языка онлайн, Learn English - живая группа по изучению английского языка, 24 english.ru -группа для изучающих английский язык. Практически каждый день на этом ресурсе публикуются новые уроки, интересная информация.

И другие весьма полезные сайты и интернет-ресурсы можно использовать в образовательном процессе по иностранному языку. Это такие сайты, как BBC Languages - аудио- и видеоматериалы для изучения английского языка, Mixxer - бесплатный сайт,

где студенты и преподаватели могут общаться между собой по скай-пу, The Travel Linguist - обучающий канал видео-сервера YouTube для обучения на 17 разных языках, English Speakers - иностранные языки «ВКонтакте» (социальная сеть «ВКонтакте»), Movies in English - изучаем английский язык (социальная сеть «ВКонтакте»), Hubble-Bubble - английский разговорный онлайн-клуб. Можно назвать еще не менее популярные и полезные сайты, которые также используются в образовательном процессе: www.homeenglish.ru - на этом сайте есть практически все, что нужно для изучения всех аспектов английского языка самостоятельно, www. learn-english.ru - интернет-ресурс по изучению и совершенствованию навыков разговорной речи, www. englspace.com - специализированная аннотированная электронная библиотека для изучающих английский язык, предоставляющая возможность как преподавателям, так и студентам находить и использовать материалы для изучения иностранных языков, www.learn-english.ru - программа этого сайта позволяет прослушать и получить перевод любой фразы текста (благодаря этой программе студенты смогут научиться понимать английский язык на слух и совершенствовать навыки аудирования), www. native-english.ru - на этом сайте студенты могут подробно ознакомиться с грамматикой, литературой и учебными пособиями, аудиокнига-ми и фильмами на английском языке, Verb Tense Tutorial - онлайн-курс времен английского глагола, позволяющий оттачивать навыки правильного употребления времен и грамматических форм, BBC World Service - страница службы ВВС, посвященная изучению английского языка на основе новостного материала, предоставляемого этой службой в большом количестве. Ау-диоматериал рассчитан на средний и ниже среднего уровень владения английским. Каждый раздел сопровождается ссылками по теме

на ресурсы сайта ВВС. Обновляется еженедельно.

Несомненно является то, что ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационной среды, образования и самообразования, удовлетворения профессиональных и личных интересов, потребностей [2, с. 78]. В англоязычной среде известны следующие виды интернет-ресурсов: Hotlist, treasure hunt, Subject sampler, Multimedia scrapbook и Webquest. Hotlist представляет собой список интернет-сайтов по изучаемой теме. Как источник дополнительной информации может быть широко использован в процессе обучения. Multimedia scrapbook (мультимедийный черновик) напоминает своеобразную коллекцию аудиофайлов и видеоклипов. Может быть использован при изучении тем страноведческого характера. Treasure hunt, как и предыдущие ресурсы, содержит ссылки на различные сайты. Этот вид интернет-ресурсов предполагает наличие вопросов по содержанию сайта. Следует отметить, что вопросы

направлены как на целостное, так и на детальное понимание темы. Subject sampler содержит в себе все аспекты предыдущих видов ресурсов. Однако вопросы, предлагаемые в этом виде, направлены не просто на понимание темы, а на дискуссию и выражение собственного мнения по актуальным вопросам. Webquest - это ресурс, помогающий в организации проектной деятельности по любой теме. Включает различные составляющие компоненты и предполагает осуществление подготовки и презентации проекта со всеми студентами группы. Элементы этого вида ресурса и его использование предоставляют следующие возможности: выбор темы проектной работы и ее детальное рассмотрение (изучение), распределение и изучение отдельных аспектов темы небольшими группами студентов [4, с. 6], обсуждение, выражение мнения, поиск решения (первичная коммуникация). Webquest в качестве обобщающего, итогового вида рекомендуется использовать по завершении изучения темы, так как он позволяет

активизировать языковой материал в речи, способствует развитию навыков говорения.

В заключение следует отметить, что потенциал использования возможностей социальных сетей и языковых сообществ в них, а также языковых сайтов в процессе обучения иностранному языку огромен. Использование этих интернет-ресурсов в качестве средств обучения позволяет (при отсутствии естественной языковой среды) создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на английском языке, значительно разнообразить процесс организации самостоятельной работы студентов, снять некоторые языковые трудности, повышает мо-тивационный аспект самого процесса обучения, что ведет к преодолению языкового барьера в овладении языком. Языковые социальные сети могут стать объектом дальнейшего исследования, так как дидактические возможности этого ресурса малоизучены и недостаточно введены в процесс обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.

2. Железнова А.А., Крайнева Н.М. Современные мультимедийные образовательные технологии в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по иностранному языку на экономическом факультете // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. Т. 2. С. 77-79.

3. Информационные и коммуникационные технологии. URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/ b25.htm (дата обращения: 20.01.2016).

4. Минькова Е.Н. Основные виды инфокоммуникационных технологий, применяемых в процессе изучения гуманитарных дисциплин студентами вузов. URL: http://www. superinf.ru/ view_helpstud.php?id=3374 4 (дата обращения: 20.01.2016).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 дек. № 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.01. 2016).

6. URL: Italki.com (дата обращения: 20.01.2016).

7. URL: lingualeo.com (дата обращения: 20.01.2016).

8. URL: livemocha.com (дата обращения: 20.01.2016)

LITERATURA_

1. Evstigneev M.N. Sovremennye uchebnye internet-resursy v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2008. № 6. S. 1-10.

2. Zheleznova A.A., Krajneva N.M. Sovremennye mul'timediinye obrazovatel'nye tehnologii v processe formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na zanjatijah po inostrannomu jazyku na yekonomicheskom fakul'tete // Vestnik Nizhegorodskoi gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. 2012. T. 2. S. 77-79.

3. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii. URL: http:// physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25. htm (data obrashhenija: 20.01.2016).

4. Min'kova E.N. Osnovnye vidy infokommunikacionnyh tehnologij, primenjaemyh v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin studentami vuzov. URL: http:// www.superinf.ru/ view_helpstud.php?id=3374 4 (data obrashhenija: 20.01.2016).

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 goda № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta ot 31 dekabrja 2012 goda № 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashhenija: 20.01.2016).

6. URL: Italki.com (data obrashhenija: 20.01.2016).

7. URL: lingualeo.com (data obrashhenija: 20.01.2016).

8. URL: livemocha.com (data obrashhenija: 20.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.