Научная статья на тему 'Социальные сети и Cовременные методы изучения иностранных языков'

Социальные сети и Cовременные методы изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
431
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / COMPUTER NETWORKS / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL PROCESS / FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванько Александр Федорович, Бугайчук Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается новая методика изучения иностранных языков при помощи сетевых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks and modern methods of learning foreign languages

The article deals with a new method of learning foreign languages with the help of network resources.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и Cовременные методы изучения иностранных языков»

УДК 004.023

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ^ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Иванько Александр Федорович

доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук, доцент Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А alekfed@mail.ru

Бугайчук Анастасия Юрьевна

студентка института издательского дела и журналистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А nastena19962@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается новая методика изучения иностранных языков при помощи сетевых ресурсов.

Ключевые слова: компьютерные сети, социальные сети, образовательный процесс, иностранные языки.

Социальные сети с каждым годом набирают всё большую популярность как среди молодёжи, так и среди людей более старшего возраста. Существует распространённое мнение, будто социальные сети служат только для общения пользователей в виртуальном пространстве, главной целью которых является развлечение, но никак не решение серьёзных задач. Современный человек уже на данном этапе должен понимать, что регистрация в какой-либо социальной сети позволяет ему не только скрасить досуг, но и приобрести множество полезных навыков и умений. При желании пользователя его аккаунт в сети может предоставить ему большой спектр возможностей.

До недавнего времени считалось, что увлечение ребёнка или молодого человека общением в виртуальном пространстве негативно влияет на процесс обучения. Многие родители и учителя полагали, что переписка с друзьями в сети или бесконечный просмотр роликов на Youtube отвлекает ребят от учёбы. Сейчас же общественное мнение по этому вопросу существенно изменилось. С введением информационных технологий в образовательные стандарты всех уровней обучения начала повышаться компьютерная грамотность. Применение достижений информационных технологий в текущем образовательном процессе позволяет взглянуть на него с совершенно иной стороны. Так, например, социальные сети больше не воспринимаются, как нечто, что мешает ученику сосредоточиться на усвоении школьной или университетской программы. Мы наблюдаем широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы образования. На сегодняшний день в мире активно создаются различные по своему назначению информационные ресурсы, помогающие детям и подросткам, а также их преподавателям и родителям взглянуть на учёбу в школе или ВУЗе под другим углом. Сейчас уже

невозможно представить себе урок или семинар, на котором бы не применялись различные компьютерные технологии. Конечно, не все образовательные учреждения располагают нужной технической аппаратурой. Именно поэтому встаёт вопрос о реорганизации деятельности школ и высших учебных заведений.

Количество людей, пользующихся ресурсами сети, с каждым днём увеличивается. Появляется всё больше учебных сетевых сообществ. Наряду с ними в образовательном процессе, как уже было сказано, могут принимать участие и социальные сети. Именно там происходит непрерывный обмен информацией: различными записями, статьями, фото и видео. На данный момент в интернете существуют как многопрофильные сети, охватывающие миллионы и миллиарды людей, так и специализированные социальные сети для школьников и студентов. На мой взгляд, последние пользуются значительно меньшей популярностью, так как воспринимаются учениками как нечто «принудительное». Поэтому педагоги вполне ожидаемо сталкиваются с проблемой привлечения молодых людей в ту или иную образовательную социальную сеть. Эта проблема, конечно, требует продуманного и эффективного решения. Образовательные ресурсы должны быть интересными той аудитории, на которую они рассчитаны. Для этого нужно максимально полно учитывать потребности и запросы молодёжи. Наилучшим выходом из этой ситуации может является создание таких сетей и ресурсов, которые бы предлагали ребятам не только сухие сведения из учебной программы, но и возможности проявить свои способности в различных сферах. Нужно попытаться найти общий язык со школьниками и студентами, узнать, что волнует их, что кажется им наиболее важным, и предлагать такие учебные программы, которые бы способствовали проявлению их лучших

качеств и умений. Как мне кажется, в учебном процессе лучше использовать сети именно широкого профиля, так как они вызывают у подростков больше доверия, чем скучные образовательные интернет-программы, в которых все действия сводятся к запоминанию бесконечных правил и выбору правильных ответов теста.

Больших успехов в области образования добилась социальная сеть Facebook, которая признается одним из наиболее популярных инструментов обучения. Это сетью пользуется большинство американских студентов, не говоря уже о людях с других континентов. Facebook предоставляет преподавателям университетов возможность разрабатывать курсы для студентов, дистанционные учебные программы, а также организовывать онлайн-семинары и вебинары. Несложно предположить, что всемирная популярность Facebook позволяет студентам из любого уголка земли поддерживать связь друг с другом, общаясь на интернациональном языке — английском. И тут важно отметить, что одной из главных образовательных потребностей является как раз изучение иностранных языков. Можно, конечно, подойти к этому вопросу традиционно: записаться на языковые курсы, посещать занятия репетитора, самостоятельно изучать язык по учебникам и самоучителям. Но современные интернет-технологии позволяют пользователям изучать языки качественно иным способом: при помощи специальных сетевых ресурсов и социальных сетей, направленных на освоение иностранных языков. Главной отличительной особенностью такого способа изучения языка является возможность контакта с его носителем либо с человеком, тоже нуждающимся в практике языка. Сегодня в интернете можно ознакомиться с большим количеством разнообразных ресурсов, выбрать для себя наиболее подходящий и изучать язык, получая удовольствие от занятий.

В качестве одного из таких ресурсов можно рассмотреть международное сообщество Busuu. Здесь зарегистрировано более 50 миллионов носителей языка, с каждым из которых можно начать общение. Эта сеть позволяет посещать интерактивные языковые курсы, заниматься изучением языка онлайн. У каждого занятия есть своя тема, согласно которой пользователю предоставляется словарь необходимых слов и терминов, комплекс письменных упражнений на закрепление пройденного материала, теста на проверку знаний и обязательного диалога с носителем изучаемого языка. Учебные материалы и использующиеся методики разработаны

преподавателями специально для данной сети и не копируют ранее созданные программы. У ресурса также есть своё приложение для Ipone и Android. Отличительная особенность Busuu — виртуальный сад, показывающий успехи в обучении. Основная часть материалов на сайте бесплатна. Заплатить же придётся за премиум-аккаунт, который дает следующие преимущества: доступ к видеоурокам, возможность получения сертификата после освоения курса. Здесь можно выучить английский, немецкий,

испанский, русский, китайский, японский, турецкий, итальянский, французский, польский, арабский языки.

Следующая заслуживающая внимания сеть — My Language Exchange. Использование сайта удобно и просто: сразу после заполнения анкеты пользователь может начать общение. Можно выбрать бесплатное членство: оно не позволяет вам писать первым, но дает возможность отправлять бесплатные «подмигивания» другому пользователю, чтобы тот начал общение. Здесь можно как обмениваться текстовыми сообщениями, так и договориться об общении посредством Skype. Сайт позволяет каждому человеку завести себе друга по переписке, отталкиваясь от своих предпочтений: пола и возраста собеседника, его страны и языка. Все пользователи могут добавлять слова в имеющиеся на сайте словари, тем самым расширяя свой запас лексики и помогая делать это другим. Здесь представлен большой выбор языков, в общей сложности их количество достигает 115 языков.

Практикующимся в языке людям будет интересен и сайт Lang8, дающий каждому пользователю возможность написать пост на изучаемом языке. Далее его пост будет отредактирован носителями языка. Люди, непосредственно разговаривающие и пишущие на этом языке, помогут ученику исправить его орфографические, грамматические и речевые ошибки. Пользователи могут сопровождать свои посты и заметки тегами, чтобы потом легче найти ту или иную запись. Наиболее популярные записи со всеми исправлениями отображаются в топе. Сайт предоставляет пользователям выбор между бесплатным и платным аккаунтами. Бесплатный позволяет изучать всего два языка, в то время как премиум-аккаунт делает возможным изучение всех представленных языков. Человек, пользующийся бесплатным доступом, может сделать 500 записей в блокноте. Заплатив же за премиум-аккаунт, пользователь получает возможность делать неограниченное количество постов, прикреплять к ним pdf-файлы и фотографии.

Сеть Ling предназначена для людей, находящихся на любом этапе изучения языка. Здесь можно изучить большое количество самых разных языков, пользуясь при этом помощью преподавателей. Сайт позволяет скачивать аудиоуроки, сохранять все выученные слова в личном профайле, отправлять свои работы на проверку учителю и получать от него ответы. Здесь тоже есть разделение на платные и бесплатные функции. Так, пользуясь платным доступом, можно получить возможность перенести свой словарик на компьютер, воспользоваться премиум-уроками. Отдельные бонусы можно заработать, приглашая в сеть друзей.

Популярная социальная сеть Livemocha предлагает обучение 27 языкам. Это первый ресурс, который объединил находящиеся в сети учебные материалы с глобальным интернет-сообществом людей, изучающих различные языки. В этой сети пользователи могут сами помогать друг другу в процессе обучения, применять полученные знания на практике, общаться как с носителями языка, так и с

такими же учениками, как они сами. Чтобы получить доступ к урокам, нужно использовать специальные жетоны, которые можно накопить, проверяя задания других пользователей. Также можно приобрести платную подписку. Сайт имеет свою собственную систему достижений: каждый месяц ученикам и учителям присуждаются звания «ученик месяца», «учитель месяца». Программа обучения состоит из нескольких уровней: чтение, аудирование, письменные задания и упражнения на говорение. В этой сети можно также воспользоваться текстовым, голосовым или видеочатом. Всего здесь насчитывается 35 языковых курсов.

Положительные отзывы пользователи сети оставляют и о ресурсе Interpals. Данный сайт — это социальная сеть в полном смысле слова. Войти сюда можно при помощи Facebook. Интересной здесь мне кажется возможность ограничивать общение с представителями конкретных стран в настройках профиля. Сеть полностью бесплатна, напоминает большинство известных социальных сетей. В ней точно так же можно общаться с интересными людьми, узнавать больше об их интересах, делиться впечатлениями, фотографиями, записями. В личной информации каждый пользователь может указать, какой именно язык он хочет изучить. Сайт в непринужденной форме позволяет общаться с людьми по всему миру, заводить новые знакомства, искать друзей и практиковаться в языках. Сеть основана на поиске подходящего собеседника и дает возможность выучить более ста языков.

Одна из самых любимых пользователями сетей для изучения английского языка — это, несомненно, Lingualeo. Построена эта сеть на основе игры, главным героем которой является львёнок Лео. Зарегистрировавшись, пользователь должен пройти тест на определение уровня его подготовки, а также составить список своих интересов. Система анализирует сведения, полученные от пользователя, и тот получает персональный план обучения, учитывающий все его потребности. Lingualeo даёт всем зарегистрировавшимся возможность работать с живым языком, подражать его носителям и практиковать полученные умения. Процесс обучения строится на активном использовании зрительной, слуховой и моторной памяти. Все свои достижения, правильно и неправильно выполненные задания пользователь может увидеть в личном кабинете. На данном сайте обучающиеся получают доступ к различным тематическим текстам, аудиозаписям, песням, видеороликам, помогающим им усвоить новые слова и правила английского языка. Всё это происходит в игровой форме: львёнок может накапливать и тратить своеобразную валюту — фрикадельки. Неограниченный запас фрикаделек дается игроку за приобретение платного аккаунта. Также их можно получить за выполнение заданий, регулярные тренировки и прочую активность. У этой сети есть приложения для iOS, Android и Window Phone. Социальная сеть Sharedtalk была полезна тем людям, которые уже имели некоторые навыки в области языка и хотели практиковаться в нём

посредством общения с его носителем. К сожалению многих пользователей, сеть прекратила свою работу с 1 сентября 2015 года. При попытке зайти на этот сайт пользователь сталкивается с переадресацией на сайт Rosetta Stone, являющийся владельцем сервиса. Бывшие пользователи этого ресурса признаются, что Sharedtalk была самой удобной языковой сетью. Как объяснил основатель SharedTalk Bernard Vanderydt, в прошлом сотрудник Rosetta Stone, причина закрытия языковой социальной сети не объявлена и вряд ли когда-нибудь будет объявлена. В прошлом эта сеть позволяла изучить 30 языков на выбор, среди которых можно было обнаружить такие, как, например, тамил, хинди или азербайджанский.

Это лишь малая часть интернет-ресурсов, посвященных проблеме изучения иностранных языков. Можно с полной уверенностью сказать, что подобные социальные сети являются хорошим подспорьем в образовательном процессе. Возможно, они не являются базовым элементом учебной программы, поэтому не стоит забывать и о традиционных методах освоения иностранных языков. Большинство сайтов рассчитано на людей, которые освоили начальный уровень языка и теперь хотят получить некоторую практику в виде общения с иностранцами. Но нельзя не согласиться с тем, что возможности, предлагаемые рассмотренными социальными сетями и ресурсами, намного шире, чем возможности простого учебника и даже хорошего репетитора. Самое главное в изучении языка — это практика, умение поддержать беседу с человеком, для которого этот язык является родным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванько А.Ф., Иванько М.А. Информационные технологии в издательском деле. — Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013. — 136 с.

2. Зайнудинов С., Землянский А.А., Тинякова В.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А. Прикладные аспекты информационных технологий: учеб. пособие. — М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014. — 324 с.

3. 1 сентября 2015: SharedTalk закрылся — URL: http://langformula.ru/sharedtalk/ (дата обращения: 13.11.2015).

4. 9 соцсетей для изучения и общения на иностранных языках. — URL: http://www.molparlam.ru/media/articles/9-soсsetey-dlya-izucheniya-i-obshcheniya-na-inostrannyh-yazykah (дата обращения: 10.11. 2015).

5. Механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании. — URL: http://www.scienceforum. ru/2014/470/1514 (дата обращения: 18.11.2015).

6. Комолова Т.И. Применение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся / Т.И.Комолова, Д.И.Попов, Е.Д.Попова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2012. — № 4. — С. 65-71.

SOCIAL NETWORKS AND MODERN METHODS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Aleksandr Fedorovich Ivanko

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Anastasia Yuryevna Bugaichuk

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The article deals with a new method of learning foreign languages with the help of network resources.

Keywords: computer networks, social networks, educational process, foreign languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.