19. Yakhontov, E.R. (1989), Classification, taxonomy and terminology in sports-pedagogical disciplines (taken basketball as on example), lecture, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2018
УДК 796.077.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЕМ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Николай Александрович Кармаев, доктор социологических наук, профессор, Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный
государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Николаевна Кармаева, кандидат социологических наук, PhD, доцент, Институт Образования, Национальный исследовательский университет -Высшая Школа Экономики (НИУ-ВШЭ), г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрен метод исследования действием в контексте профессиональной подготовки специалистов сферы спорта и физической культуры. В современных условиях спорт нуждается в профессионалах, которые будут ориентированы на принципы профессиональной этики, включая принцип состязательности. Поскольку исследование действием - это методологический подход, который нацелен на изменение практик и социальных установок участников за счет их вовлечения в исследовательский процесс в качестве субъектов, этот метод может быть использован для формирования поведения, ориентированного на принципы профессиональной этики в спорте. Подобное исследование нацелено на изменение ситуации, в которой находится группа или сообщество для перехода к более автономному, солидарному и устойчивому состоянию. Авторы предлагают основные принципы и этапы реализации данного метода в контексте подготовки специалистов сферы спорта и физической культуры в вузах. Дизайн исследования, основанного на методе исследования действием, включает следующие этапы: выбор фокуса исследования, уточнение теорий, формулировка исследовательских вопросов, сбор данных, анализ данных, представление результатов, и информированное действие.
Ключевые слова: подготовка специалистов в сфере спорта и физической культуры, исследование действием, партиципативное исследование действием, П. Фрейре, профессиональная этика в спорте
RESEARCH BY ACTION AS AN INSTRUMENT FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ETHICS IN SPORTS AND PHYSICAL CULTURE
Nikolay Alexandrovich Karmaev, the doctor of sociological sciences, professor, Vladimir Ale-xandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State
University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Natalya Nikolaevna Karmaeva, the candidate of sociological sciences, PhD, senior lecturer, Institute of Education, National research university - Higher School of Economics, Moscow
Annotation
In the article, the research by actin is considered in the context of professional education of the specialists in physical culture and sports. Nowadays, there is a high demand in professionals who act in accordance with the high standards of the professional ethics in sports and physical culture. As a methodological approach oriented at changing the practices and beliefs of participants by involving them in research as active subjects of research process, action research can be used for developing orientations and practices that embody the principles formulated with the professional ethics. More generally, this research aims at changing the situation of the group or the community in a direction towards more autonomous and
sustainable state, as well as towards a higher level of professional solidarity. The authors analyze the principles of such research that are relevant in the context of the education of sports and physical culture professionals, as well as propose the research design based on participative action research methodology. The design of the research includes: the selection of research focus, identification of theories and formulation of research questions, data collection and analysis, presentation of results, and informed action.
Keywords: professional education of specialists in the spheres of sports and physical culture, action research, participatory action research, P. Freire, professional ethics in sports.
Исследование действием - это научно-прикладной методологический подход, который нацелен на изменение практик и социальных установок участников за счет их вовлечения в исследовательский процесс в качестве субъектов. Исследование действием имеет трансформационный потенциал, который может быть использован в обучении специалистов в сфере спорта и физической культуры в России. В современных условиях спорт нуждается в профессионалах, которые будут ориентированы на принципы профессиональной этики, включая принцип состязательности [2]. Высокая профессиональная этика специалистов сфера спорта и физической культуры поможет поддержать престиж спорта, а также способствовать формированию профессиональной солидарности.
Спортивная этика традиционно рассматривает тему солидарности и нравственности в спорте, включая моральные аспекты тренировочного процесса, спортивного состязания, и взаимоотношений в сфере спорта [5]. Состязательность зародилась еще в древности и имела сакральный характер. Спортивные состязания строго регламентировались культурными и религиозными предписаниями и нормами. Так, Олимпийские игры в Древней Греции были частью религиозного культа и посвящались Зевсу. Мировоззрение древнегреческих олимпийцев было основано на культе совершенства духа и тела, идеале гармонично развитого человека как атлета и мыслителя [5].
Олимпийские игры были возрождены П. де Кубертеном. Современный олимпизм как философско-социальная концепция также утверждает благородные принципы соперничества в спорте, и интегрирует в себе процессы культурного развития, образования и воспитания. Однако, как отмечают исследователи, в настоящее время многое в спорте меняется: снижается уровень нравственности в поведении как спортсменов, тренеров, судей и болельщиков, так и других людей, имеющих отношение к учебно-тренировочному процессу и соревнованиям [2; 4; 5]. Причина тому, «профессионализация и коммерциализация, ранняя специализация, породившие допинговые скандалы, безобразное поведение футбольных фанатов, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов» [5]. Например, искажаются принципы профессиональной морали: «в водном поло: «вверху улыбаться, а внизу пинаться» или в велосипедном спорте: «наверху сгибаться, а вниз давить» [5].
Чтобы способствовать реализации интересов общества в целом, а не только частных коммерческих интересов, деятельность в сфере спорта и физической культуры должна быть основана на представлении об общем благе, и продвигать ценности спортивной состязательности в профессиональном сообществе, а также ориентиры на устойчивое развитие. Однако, это не так просто реализовать на практике.
На стыке педагогики, управления персоналом, и этики развития, были разработаны исследовательские подходы, которые задействуют профессиональный опыт и ценности участников исследования с целью их выявления и модификации. Такие подходы работают с поведенческими ориентирами и могут модифицировать поведение профессионалов через критическую рефлексию и совместный опыт решения проблем [1]. Цель данной статьи -рассмотреть исследование действием как один из таких подходов в контексте формирования и реализации на практике будущими спортсменами и другими специалистами сферы спорта и физической культуры норм и ценностей профессиональной этики. В следующих частях этой статьи будут рассмотрены основы метода исследования
действием и предложены примерные шаги для реализации этого метода в образовательном процессе при подготовке специалистов сферы спорта и физической культуры в вузах.
ПАРТИЦИПАТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЕМ
Исследование действием - это постпозитивистский метод социальных наук, который ставит под сомнение традиционное разделение методов на качественные и количественные, поскольку ни те, ни другие, взятые по отдельности, не в состоянии работать с комплексными проблемами [1]. Цель исследования действием - это в первую очередь улучшение практики, и получение нового научного знания в подобных исследованиях оказывается на втором месте [3].
Метод исследования действием широко применялся для решения прикладных задач, и особенно в организациях, которые сталкивались с необходимостью повышения производительности труда или для решения производственных конфликтов [3]. В сфере профессионального развития спортсменов особенно перспективным может быть партиципативное исследование действием («основанное на участии», от англ. participation). Этот метод часто используется в проектах, ориентированных на устойчивое развитие. Он во многом аналогичен исследованию действием, но в отличие от последнего, делает акцент на всестороннем вовлечении участников в процесс исследования на всех стадиях - от определения проблемы исследования, выбора методов, анализа, до использования результатов исследования [9]. Цель метода - вовлечь знания самих участников о контексте действия, сделать их активными субъектами решения проблем. Помимо этого, партиципативное исследование обращается к жизненному миру участников, что позволяет вовлекать их поведенческие ориентиры в процесс исследования. В таком исследовании, в отличие от классического исследования действием, исследователь не является фасилитатором процесса, а непосредственным участником «обучения». Метод партиципативного исследования действием формирует у участников самоподдерживающуюся способность к обучению и решению проблем [6].
Метод партиципативного исследования действием был разработан латиноамериканскими социологами и педагогами. П. Фрейре в «Педагогике угнетенных» [7] предложил изучать «генеративные темы», которые важны для жизни людей, и через них апеллировать к их жизненному миру: «Исследовать генеративную тему означает изучить представления людей о реальности и то, как человек действует в этой реальности, - это практики участников исследования. Именно для этого предложенная методология требует того, чтобы исследователи и люди (которых традиционно рассматривают как объект исследования) действовали как исследователи-партнеры» (перевод авторов) [7].
П. Фрейре предлагал проблематизировать привычную реальность - природную, культурную, и историческую, в которую погружены индивиды и социальные группы. Техника проблематизации используется для того, чтобы участники начали оценивать свои практики критически. Границы способности к проблематизации реальности показывают границы знания. Исследование, таким образом, нацелено на расширение границ знания и возможность взглянуть со стороны на привычные социальные структуры и социальные практики. В контексте спорта, исследование действием позволит по аналогии проблематизировать взаимоотношения между людьми в сфере спорта, место спортивной деятельности в жизни человека и общества, а также аспекты повседневной реальности спортивной деятельности.
Важно подчеркнуть, что методология партиципативного исследования действием не ограничивается саморефлексией. Партиципативное исследование действием также включает и само действие. Исследование нацелено на изменение первоначальной ситуации, в которой находится группа, организация или сообщество, в направлении к более автономному, свободному и устойчивому состоянию [9]. Более свободное состояние может пониматься по-разному, например, как практическое решение остро стоящих задач,
или как более высокий уровень социального благополучия [6].
Партиципативное исследование действием нацелено на то, чтобы на основе формирования взаимного доверия, преодолеть конвенциональные иерархии в производстве знания [6]. Знание, которое генерируется совместно с участниками исследования, используется для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в группах, сообществах и организациях. Каждый участник берет на себя определенную функцию в процессе исследования, в котором все совместно «учатся». Таким образом, партиципативное исследование действием имеет потенциал и в сфере профессионального развития спортсменов, поскольку включает в себя не только саморефлексию, но и позволяет расширить горизонты, а также непосредственно стимулирует к изменению практик.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЕМ
Исследование действием проводится, как правило, в рамках организованной рабочей группы, участники которой совместно определяют проблему, проводят мероприятия по ее решению, критически осмысливают результаты собственных действий, и в случае, если предпринятые действия не приводят к желаемому результату, модифицируют свои стратегии поведения [9]. В контексте подготовки специалистов сферы спорта и физической культуры, такое исследование возможно провести как со сложившимися профессионалами, так и с начинающими спортсменами и студентами соответствующих направлений подготовки в вузах. Задача формирования поведения, ориентированного на высокие стандарты профессиональной этики, требует работы с будущими спортсменами и тренерами на ранних стадиях профессиональной социализации - еще во время обучения вузе.
Модель исследования действием состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает следующие этапы: оценка действия, диагностика проблемы, планирование нового вида действия, выполнение этого действия, оценка действия [9]. Дизайн такого исследования включает следующие аспекты: выбор фокуса исследования, уточнение теорий, формулировка исследовательских вопросов, сбор данных, анализ данных, представление результатов, и информированное действие. В рамках поставленной задачи формирования основ поведения, ориентированных на принципы профессиональной этики у будущих работников сферы спорта и физической культуры, возможно реализовать исследование в группах в несколько этапов. Данный методологический подход может быть реализован в рамках краткосрочного спецкурса по выбору, либо тренинга, с участием как самих молодых спортсменов и будущих тренеров, так и представителей местного сообщества, студентов других направлений подготовки, а также уже сформировавшихся спортсменов.
• На этапе выбора фокуса исследования идентифицируется проблемный аспект, который будет изучаться [8; 9]. Исследовательский вопрос формируется совместно с участниками исследования, он должен быть адекватным и значимым для участников. Этим исследовательским аспектом может стать поведение, ориентированное на профессиональную этику, в частности, на принцип состязательности, в различных ситуациях.
• На стадии сбора данных собираются разнообразные данные, например, интервью, дневники, полевые заметки, аудиозаписи, фокус-группы, «истории из жизни», протоколы собраний, самооценка, индивидуальные данные, формализованные опросы, и др. Выбор данных определяется исследовательским вопросом и доступностью данных. Так, в случае вопроса о профессиональной этике в спорте, можно использовать дневниковый метод и фокус-группы. Анализ данных не проводится с использованием сложных процедур, участники исследования выявляют основные тенденции и темы в данных. Можно дополнительно собирать мнения, отношения, к принципу
состязательности в практике спортсмена, которые сжато суммируются в табличной форме. Интерпретация может быть холистической [9].
• На следующем этапе участники используют результаты анализа, чтобы разработать план действий, который поможет изменить проблемную ситуацию и изучить это изменение [8]. Это сопровождается коллективным обсуждением нескольких возможных решений. Так, участники могут обсудить, как ориентировать свою деятельность - тренировочный процесс, взаимоотношения в сфере спорта, на принцип состязательности. В результате, предлагается опробовать на практике какое-то одно изменение. Как только это изменение внедряется в практику, исследователи продолжают собирать данные о том, насколько успешно прошло внедрение и как оно протекает.
• Затем, участники исследования оценивают результат интервенции и делают вывод о том, было ли достигнуто позитивное изменение. Если нет, что было сделано не так? Например, удалось ли переориентировать свои действия на принцип состязательности, понять интересы других участников взаимодействия в сфере спорта, интересы сообщества?
• Заключительный этап - планирование следующих шагов и изменений. Если цель не была достигнута, начинается новый цикл [8].
Важно, что сами участники становятся исследователями: они активно вовлечены в формулирование исследовательских задач, сбор и анализ данных, и в применение на практике полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партиципативное исследование действием возможно реализовать в первую очередь в контексте профессионального становления будущих спортсменов, тренеров, работников сферы спорта. Те, кто применяет этот метод, могут быть и практикующими специалистами, которые хотят улучшить понимание своей деятельности.
Исследование действием генерирует новое знание за счет повторения этапов рефлексии и действия. Участники критически оценивают свою реальность чтобы их знание стало более аутентичным, это знание, в свою очередь, становится основой для действий [6]. Таким образом, производство знания помогает участникам мобилизоваться в поиске новых решений проблем и альтернатив действия. Критический компонент исследования действием означает, что будущие спортсмены и другие специалисты сферы спорта и физической культуры обучаются в процессе исследования, и в том числе за счет того, что осознают контекст и более широкое влияние их действий и поведения, в том числе в профессиональной сфере.
Такое исследование может способствовать осмыслению участники своей профессиональной идентичности, формированию ориентиров на состязательность и другие принципы профессиональной этики спортсменов, а также выработке стратегий поведения, которые приблизят практики участников исследования к идеалам олимпизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова, О.В. Метод «action research» («исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи / О.В. Безрукова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2014. - № 5. - С. 25-29.
2. Визитей, Н.Н. Идеи олимпизма и реалии современного мира / Н.Н. Визитей, В.Г. Мано-лаки // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 1. - С. 43-47.
3. Жуков, Ю.М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период / Ю.М. Жуков // Организационная психология. - 2015. - Т. 5. - № 3. - С. 49-67.
4. Лубышева, Л.И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 10-13.
5. Ягодин, В.В. Спортивная этика: история и современные проблемы / В.В. Ягодин // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы,
проблемы, перспективы : материалы Международного научно-методического семинара. Екатеринбург, 18 марта 2015 г. - Екатеринбург, 2015. - С. 179.
6. Boni, А. Universities and global human development: theoretical and empirical insights for social change / А. Boni, M. Walker. - London, New York : Routledge, 2016. - 310 р.
7. Freire, P. Pedagogy of the Oppressed / P. Freire. - New York : Continuum, 1970. - 106 р.
8. Gerald, I.S. Action Research: A sociotechnical systems perspective / I.S. Gerald. - London : Sage publications, 1983. - 305 р.
9. Greenwood, D.J. Introduction to action research: social research for social change / D.J. Greenwood, M. Levin. - Thousand Oaks : Sage Publications, 2007. - 410 р.
REFERENCES
1. Bezrukova, O.V. (2014), "Action research in sociological studies: the main concepts", Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, No. 5, pp. 25-29.
2. Vizitey, N.N. and Manolaki, V.G. (2011), "Ideas of Olympism and the real world", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 43-47.
3. Zhukov, Yu.M. (2015), "Action Research in science and practice: industrial period", Organi-zacionnayapsihologiya, Vol. 5, No. 3, pp. 49-67.
4. Lubysheva, L.I. (2013), "Cultural transformations of sport from the perspective of sociological analysis", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 10-13.
5. Yagodin, V.V. (2015), "Ethics in sports: history and current issues", Proceedings of the International seminar "Development of humanitarian technologies in educational space of a higher education institution: factors, issues, perspectives " Ekaterinburg, on March 18, 2015, publishing house Ural Federal University, Ekaterinburg.
6. Boni, А. and Walker, M. (2016), Universities and Global Human Development: Theoretical and Empirical Insights for Social Change, Routledge, London and New York.
7. Freire, P. (1970), Pedagogy of the Oppressed, Continuum, NY.
8. Gerald, I.S. (1983), Action Research: A sociotechnical systems perspective, Sage publications, London.
9. Greenwood, D.J. and Levin, M. (2007), Introduction to Action Research: Social Research for Social Change, Sage Publications. Thousand Oaks.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич
Тихончук, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алексей Михайлович Сабанин, кандидат педагогических наук, Новосибирск; Виталий Валерьевич Попадьин, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-
Петербург
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос применения в сочетании с деловой игрой в рамках профессиональной переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур педагогической технологии «Перевернутый класс». Показаны пути дальнейшей работы по совершенствованию процесса изучения специалистами физической подготовки вузов силовых структур контрактной системы в сфере закупок.
Ключевые слова: деловая игра, контрактная система, педагогическая технология, перевернутый класс, специалист, физическая подготовка.