Научная статья на тему 'Исследование деятельности психологов как первый шаг к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения'

Исследование деятельности психологов как первый шаг к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милешкина Ю. Ю.

В статье освещается исследование, в рамках которого изучалась деятельность российских психологов. Данное исследование является первым шагом на пути создания стандартов обучения и профессиональной деятельности. В исследовании сравниваются результаты американо-канадских и российских психологов. Основными единицами анализа являются роли, обязанности, знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Милешкина Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inquiry into psychologist activity as a step toward to set standards of professional skills and competence

The article is spoken about survey of Russian psychologist's job. This survey is a first step on a way of creation of standards of training and professional work. In research results of the American-Canadian and Russian psychologists are compared. Basic units of the analysis are roles, responsibilites, knowledge.

Текст научной работы на тему «Исследование деятельности психологов как первый шаг к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения»

Ю.Ю. Милешкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

КАК ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ

Деятельность является одним из основополагающих понятий в психологии: С.Л. Рубинштейн определял деятельность как «целенаправленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя (своей психики и т.д.)»'.

Подход к анализу, выделение содержание деятельности, построение модели ее описания следуют из цели проведения анализа деятельности. Например, целями при анализе деятельности могут быть оптимизация деятельности (производственного процесса и т.п.); классификация профессий, создание стандартов деятельности для различных профессий с целью совершенствования системы обучения, создание систем сертификации и лицензирования.

Предметом настоящего исследования является деятельность психологов, результаты анализа которой могут быть использованы для создания систем сертификации психологов. Сертификация - это процесс, подтверждающий соответствие содержания деятельности профессионала установленному стандарту2. Professional Examination Service (PES) в руководстве по созданию систем сертификации и лицензирования выделяет следующие этапы для создания любой сертификационной системы:

• стратегический анализ, анализ практик, развитие инструментов оценки, анализ валидности, минимизация нерелевантных выбросов,

• оценка и политическая целесообразность3.

Авторы по-разному подходят к анализу деятельности профессионалов.

Пол Спектор (Paul Spector) анализирует деятельность организационных психологов с точки зрения основного места работы. И выделяет два направления деятельности - академическая деятельность и частная практика, в рамках которых он описывает профессиональные задачи4.

Дейв Бартрем и Роберт Рое (Dave Bartram, Robert Roe) единицами анализа выбрали компетенции психологов. Какими компетенциями они должны обладать? Являются ли эти компетенции одинаковыми для всех областей психологической практики? Результатом анализа деятельности становится описание сферы профессиональной занятости, коллег по смежным специальностям, клиентов, основные цели деятельности, объекты профессионального воздействия, инструменты, методы работы, время, затрачиваемое на разные виды работ, и компетенции. В дополнение к этому Рое использует биографические характеристики, личностные черты, знания, умения, аттитюды5.

При анализе деятельности психологов для создания собственных стандартов деятельности Британское психологическое общество выделяет описание следующих параметров деятельности: описание профессиональных задач в рамках специализации, определение потенциальных мест работы, уровень образования6.

© Ю.Ю. Милешкина, 2006

Американские исследователи описывают деятельность, используя понятия ролей, обязанностей, предметных областей и специализированных знаний7.

Роли, обязанности, специализированные знания и предметные области оцениваются по их критичности для защиты клиента от потенциального вреда. Роли оцениваются также по количеству затрачиваемого времени, обязанности и предметные области оцениваются по частоте возникновения в практической деятельности, специализированные знания - по необходимому уровню (не надо знать; узнавание/воспоминание; примене-н ие/интерпретация).

Профессия практического психолога в России не является новой, однако массовое распространение она получила только в конце XX в. Одновременно появилась необходимость в создании стандартов деятельности психологов для оценки их работы и модернизации образовательных программ. С этой целью было проведено наше исследование в 2006 г. В основу его лег опросник, разработанный Professinal examination services. Анкета была переведена на русский язык и предложена практикующим психологам в электронном виде.

Данные, посчитанные по результатам российского исследования, оказались значительно шире, нежели опубликованные данные по американской и канадской выборке. Поэтому в структуре описания результатов исследования в некоторых частях нет сравнительных данных, а представлены только российские.

В российском исследовании принял участие 241 психолог. В американском исследовании - 272 психолога из США и 62 психолога из Канады.

Особенностью российской выборки стало то, что 72% респондентов составляли женщины, в американской и канадской выборке - 51% и 43,5% соответственно.

Возраст и стаж работы: 80% респондентов в российском исследовании старше 25 лет; на интервал от 25 до 30 лет приходится максимальное количество участников - 91 человек (30%); минимальный возраст - 21 год, самому старшему участнику исследования - 65 лет.

Минимальный стаж работы по специальности - полгода, максимальный - 38 лет. Средний стаж работы - 10,3 года. Наибольшее количество респондентов вошло в группу со стажем работы от 4 до 7 лет. Также большую группу (около 40%) представляют специалисты со стажем работы более 12 лет. Здесь не проводилась тонкая градация по годам, т.к. скорее это заключительный этап профессионализации.

Если рассматривать распределение выборки по типам учебных заведений, то ситуация выглядит следующим образом. Большинство психологов-практиков в России, США и Канаде заканчивали факультеты психологии в университетах, и лишь небольшой процент респондентов (в России - это 13,5%, в США - 11,8%, Канада - 4,9%) заканчивал специализированный ВУЗ, связанный непосредственно с психологией. Помимо этого в России профессию психолога получали в неспециализированном (например, в техническом) ВУЗе на факультете психологии (4,2%).

Специализация, полученная при обучении в ВУЗе: 18% российских респондентов (43 человека) указали в качестве специализации, полученной в ВУЗе, социальную психологию. Обучались в ВУЗе по специальностям общая психология, организационная психология и клиническая психология - 13,5%, 11,3% и 11% соответственно. Психология развития, педагогическая психология и консультирование указали 8,8%, 8,8% и 7, 1%.

Области практики, в которых специалисты работают в настоящее время: 22,7% респондентов указывают в качестве основной области практической деятельности организационную психологию', 10,5% - социальную психологию,

10% - психологическое консультирование, 7% - педагогическую психологию. Такие области практической деятельности, как детская психология, когнитивная психология, коммуникативная психология, психология развития, юридическая психология, психология личности, школьная психология, политическая психология указали в качестве своей основной деятельности от 1% до 3% по каждой специализации.

Большинство специалистов не работают только в одной практической области, поэтому в исследовании респондентов просили дополнительно указать три области практики, в которых они считают себя экспертами. В российской выборке 24% респондентов считают себя экспертами в области оценки и диагностики, 22% и 21,6% - в области психологического консультирования и профессиональной психологии, 20% и 17% - в области организационной и социальной психологии.

Результаты канадской и американской выборки практически идентичны; для сравнения с российской используются результаты американских психологов как данные, полученные на большем количестве респондентов. 49,3% респондентов говорят о том, что они являются экспертами в области оценки и диагностики. 20% и 17% к области своих профессиональных интересов относят детскую клиническую психологию и психологию семейных отношений.

Особенностью американской выборки явилось то, что в исследовании принимали участие только лицензированные психологи, большинство из которых - клинические. Несмотря на это, в результатах по российской и американской выборке одной из ведущих областей практики является оценка и диагностика. На наш взгляд, это связано с универсальностью данной области, т.к. после определения потребности клиента самым важным является диагностика, а затем и оценка результатов работы с клиентом.

Используемый в практической работе теоретический подход. Вопрос об используемом теоретическом подходе в практической деятельности выявил сильные различия между американской и российской выборками. Скорее это связано с практической ориента-

* цией американских респондентов, среди которых доминировали клинические психологи.

Около половины психологов США (53,5%) в качестве основного теоретического подхода используют когнитивный подход. На втором месте по популярности - психодинамический подход (17,8%).

Согласно результатам исследования, 40% российских психологов придерживаются системного подхода. 21% и 17% - экзистенциального и когнитивного соответственно.

Представители других подходов (бихевиоральный, интерперсональный, концерции социального научения) представлены в выборке от 1,2% до 7% на каждый подход.

Одной из основных единиц анализа детальности в данном исследовании стали роли, которые психолог может выполнять в практической деятельности. Исследователи из РЕБ выделяют четыре основные роли: внутренний консультант, внешний консультант, преподаватель, исследователь8.

В деятельности психолога эти роли присутствуют в разном соотношении, поэтому в исследовании респондентам было предложено определить процент времени, затрачиваемый на каждую роль и критичность, т.е. важность роли для защиты прав клиента от потенциального вреда.

Максимальный процент времени для ролей внутренний и внешний консультант - 100%, а для ролей преподаватель и исследователь - 90%. Это означает, что работа внешним или внутренним консультантом может занимать все время психолога и исключать другую профессиональную деятельность. Однако никто не занимается только

преподавательской деятельностью или только исследованиями. У специалистов, у которых эта роль доминирует, всегда есть еще деятельность в одной из 3 ролей.

В среднем 32% времени занимает роль «преподаватель» у российских респондентов, 28% времени - роль внутреннего консультанта, 22,7% - роль исследователя, 17,4% - роль внешнего консультанта. На наш взгляд, это может являться следствием особенностей выборки (большая часть выборки - члены Российского психологического общества), а также большей заинтересованностью при участии в исследовательских проектах преподавателей ВУЗов, нежели консультантов коммерческих организаций.

Изначально в анкете к каждой роли относилось определенное количество обязанностей, которые оценивались по частоте появления в практике и по критичности. Существовало 4 градации по каждому критерию. Для каждой обязанности мы посчитали среднее значение по частоте и по критичности.

В результате в рамках роли внутреннего консультанта самая распространенная обязанность (среднее = 3,08 при максимальном 4) - выбор и использование имеющихся технологий/инструментов для диагностики. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,93) - проектирование, внедрение инструментов по оценке эффективности программ профилактики, интервенции.

В рамках роли внешнего консультанта самая распространенная обязанность (среднее = 2,4) - подготовка, презентация, координация и оценка обучающих программ, семинаров и мастер-классов для различных групп. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,43) - создание и защита стандартов для организаций и частных практиков, которые работают в области психологических услуг.

В рамках роли преподавателя самая распространенная обязанность (среднее = 3,39) - профессиональное саморазвитие, продолжение обучения с целью повышения личностной и профессиональной эффективности, усвоения новых знаний и приобретения навыков. Она же является самой распространенной среди всех обязанностей психологов. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,73) - супервизия практиков-профес-сионалов для коррекции и повышения профессиональных навыков.

В рамках роли исследователя самая распространенная обязанность (среднее = 2,85) - обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам концептуализации, методологии, интерпретации и т.д. Наименее распространенная (среднее = 1,5) - управление проектами по оценке научных исследований.

Разброс результатов по критичности обязанностей крайне мал 0,60-0,80. Скорей всего это вызвано недопониманием сути вопроса по различным причинам.

В исследовании изучались частота применения и уровень владения психологическими знаниями. Всего было выделено 8 предметных областей.

Оценивался уровень востребованности в практической работе знаний предметной области и специализированных знаний. Специализированные знания оценивались также по необходимому уровню владения знанием (нет необходимости в этом знании; необходимо узнавание/воспоминание знания; необходимо уметь применять знания, интерпретировать).

Большинство (42%) респондентов ответили, что они не используют знания из предметной области - биологические основания поведения. Но тем, для кого эта область важна, необходимо лучше всего знать (применять знания, интерпретировать, а также интегрировать в другие области) основы психологии стресса, влияние стресса на повседневную жизнь, влияние стресса на иммунную систему.

Знание когнитивно-аффективной основы поведения 49% опрошенных используют часто. Здесь необходим хороший уровень элементов познавательных процессов (т. е. ощущение и восприятие, внимание и т.д.).

Так же часто, по мнению большинства участников исследования, востребованы знания из следующих областей: социальная и кросскультурная основа поведения, психология развития, оценка и диагностика (от 36% до 45% по каждой области).

В знаниях из области социальной и кросскультурной основ поведения специалисты должны уметь использовать и интерпретировать знания из области социального взаимодействия (т.е. межличностные отношения, аттракция, агрессия, альтруизм, социальная справедливость).

В психологии развития самый высокий уровень необходимости овладения знанием отмечается в сфере изучение развитие человека в течение жизни.

В области оценки и диагностики необходимо прежде всего использовать методы оценки (самоотчет, отчет наблюдателей, наблюдение, интервью и т.п.)

В предметной области психологического вмешательства, лечения распределение по градациям равномерное. Однако 37,7% респондентов достаточно часто используют специализированные знания - методы исследования и статистическую обработку данных. Вжаным считается уметь проводить презентация и распространять результаты исследования (например, анализ данных и интерпретация результатов для публикации в научных изданиях или для презентации коллегам, распространение результатов в научной среде).

50% респондентов достаточно часто используют знания из области этики, юриспруденции, профессиональной сферы. Самым важным здесь является знание и умение применять этический кодекс.

Выводы:

1. Психологи в России более низко оценивают критичность профессиональных ролей, чем американо-канадские. Разброс результатов по критичности обязанностей крайне мал (средне-квадратичное отклонение 0,73-0,85). Вероятно, это связано с тем, что многие из респондентов не очень задумывались или были достаточно слабо осведомлены о негативных последствиях и этических аспектах профессиональной деятельности психологов.

2. Выявлены существенные различия американо-канадской и российской выборок в оценках частоты использования на практике различных областей знания, большой разрыв - в частоте использования знания о биологических основах поведения. 42% российских респондентов никогда не использовали знания из этой области. Разрыв в это области связан с преобладанием клинических психологов в американо-канадской выборке.

3. Достаточно часто российские психологи используют теоретические знания в следующих областях:

■ когнитивно-аффективной основа поведения (познавательные процессы, основные теории модели мотивации и эмоций и т.п.);

• социальная и кросскультурная основа поведения (знания групповой динамики, типов оргструктур и социального влияния, социального взаимодействия);

■ оценка и диагностика (методы оценки: самоотчет, отчет наблюдателей, наблюдение, интервью; тесты для измерения поведенческих и иных характеристик индивида).

4. Необходимость применения знаний в области этических, юридических, профессиональных проблем - для российских психологов крайне низка. Это

свидетельствует о недостаточном внимании в России к освоению психологами своей профессиональной роли.

5. Самым популярным в России является системный подход (38,6%). На втором месте - экзистенциальная психология (21,2%), затем - когнитивистский подход (16,6%).

6. Специализация, полученная во время обучения в ВУЗе, у большинства психологов совпадает с областью практической деятельности. Но в рамках организационной психологии, психологического консультирования и педагогической психологии работает достаточно большое число практиков, у которых специализация по образованию не совпадает с областью практической деятельности (например, среди организационных психологов 18% являются выпускниками кафедры социальной психологии, 10% - по образованию педагогические психологи).

7. Различия между областями практики проявились в распределении времени на выполнение профессиональных ролей:

• организационные и клинические психологи в среднем наибольшее количество времени (37%) уделяют роли внутреннего консультанта; это самые ориентированные на клиента специализации;

• у педагогических и социальных психологов доминирует роль преподавателя и исследователя (48% и 36% времени соответственно); это самые академически ориентированные специализации психолога.

• затраты времени в сфере психологического консультирования равномерно распределены между ролями внешнего, внутреннего консультанта и преподавателя.

8. Заметных различий на уровне частоты встречаемости обязанностей (функций психолога) между 5 областями практики не обнаружено.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1994. С. 34—36.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2001. С. 150.

3 Guidelines for the development, use, and evaluation of licensure and sertification programm. PES. Adopted by the board of directors. New York. 1995. P. 10, 17.

4 SpectorP. What's an I/O job like?// Journal of occupational and organizational psychology. 1999. V. 72 (2). 34-38.

5 Bartram D., Roe R. Difinition and assessment of competences in the context of European diploma in psychology // European Psychologist. 2005. V. 10 (2). 93-102.

6 So you want to be psychologist // British Psychological Society. London, P. 14, 20-25.

7 Survey of the practice of psychology, prepared by professional examination service // Association of states and provincial psychology boards. 2003. P. 10-15.

8 Ibid. P. 82.

Статья принята к печати 27 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.