УДК 159.9 Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 4
С. А. Маничев
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: УГРОЗЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
В Российской Федерации много лет проводится подготовка психологов как по основным образовательным программам, так и по программам дополнительного образования (переподготовка). Значительная часть выпускников программ профессионального психологического образования занимается психологической практикой. Можно выделить две области психологической практики, резко различающиеся по контексту (условиям и ситуациям) работы психолога.
Первая область практики — оказание психологических услуг населению (физическим лицам) или организациям, когда психолог выступает в роли консультанта. Услуги консалтинга оказывают частные консультанты или специализирующиеся на оказании этих услуг коммерческие и государственные организации.
В организациях, для которых оказание услуг является основным видом деятельности (консалтинговые фирмы, государственные специализированные службы, например центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи), психолог работает в команде специалистов. В таких командах возможна специализация: каждый психолог берет на себя определенные области и технологии работы, выполняя только часть спектра разнообразных услуг, которые оказывает организация. Именно специализация позволяет практику планомерно углублять и развивать свои профессиональные компетенции. Невозможно заниматься всеми видами практики на одинаково высоком профессиональном уровне.
Специализация развивается и у практиков-индивидуалов. Индивидуально работающий психолог фактически является представителем «свободной» профессии, так же как, например, частнопрактикующие врачи или юристы. Частный консультант сосредоточивается на определенных проблемах (населения или организаций), с которыми он профессионально «работает» и для решения которых подбирает или разрабатывает адекватные им технологии и инструменты. И в этом случае специализация обеспечивает возможность профессионального развития через «углубление» в определенную проблемную область и освоение соответствующих ей технологий работы.
Спонтанное или управляемое профессиональное развитие, высокая требовательность к уровню своей квалификации и забота о ее сохранении отличают настоящих членов психологического сообщества как профессиональной корпорации от всех других лиц, действующих на рынке психологических услуг. Соблюдение требований к уровню своей компетентности на уровне не ниже профессиональных норм образует линию демаркации между профессиональными психологами и непрофессионалами. Это граница между теми, кто обладает профессиональной приверженностью и идентичностью, входит в профессиональную психологическую корпорацию, и теми, кто в нее не входит.
Основная угроза для профессионального психологического сообщества, и в еще большей степени для клиентов, — огромное число случаев непрофессионального оказания психологических услуг населению или организациям. Рынок психологических
© С. А. Маничев, 2012
25
услуг в России складывался стихийно: полностью отсутствовали профессионально-ориентированные рыночные регуляторы. Речь идет о том, что отсутствовали и отсутствуют требования к образованию, постоянному повышению квалификации, глубине специализации, уровню применяемых технологий, соблюдению профессиональных и этических норм деятельности.
В замечательной статье С. Н. Костроминой, Е. В. Зиновьевой и А. В. Шаболтас, посвященной обзору рынка психологических услуг в Санкт-Петербурге, приведены данные о тех, кто оказывает психологические услуги [1, с. 316]:
— целители (48,7%);
— психологи (28,2%);
— парапсихологи (20,1%);
— биоэнергеты (3,0%).
Картина весьма впечатляющая, тем более что и среди психологов могут встретиться маргиналы, имеющие психологическое образование, но пользующиеся методами, которые отвергает профессиональное сообщество.
Каким должен быть ответ на угрозу девальвации престижа психологии как профессии и нанесения ущерба клиентам, которым оказываются психологические услуги? Ответ традиционный: профессиональное психологическое сообщество должно регулировать практику профессиональных психологов и публично информировать потребителей психологических услуг о том, кто из психологов-практиков и в какой специализации признан профессиональным сообществом. Тогда клиент будет знать, к кому из профессионалов и с какой проблемой можно обратиться.
Традиционно представители профессий, которые возникали как свободные (юристы, врачи), создавали профессиональные стандарты, которые принимались профессиональным сообществом и регулировали профессиональные практики. Соблюдение этих стандартов отделяет «зерна от плевел», профессионалов от непрофессионалов и обеспечивает защиту интересов клиента. Эти стандарты и контроль их соблюдения, с одной стороны, являются инструментом саморегуляции профессионального сообщества, с другой — ограничивают доступ к практикам для непрофессионалов. Например, в Германии на основе специального закона государство передало Врачебной палате (неправительственная общественная организация) контроль над профессиональной деятельностью в области медицины: разработку стандартов, проверку их соблюдения, разбор инцидентов (претензии пациентов и т. д.), повышение квалификации на протяжении всей профессиональной жизни.
Второй контекст деятельности психолога и вторая область психологической практики — работа психолога в непрофильных организациях, когда деятельность психолога не входит составной частью в основную деятельность организации (производство продукции, финансы, торговля, сервис, образовательные услуги), а является скорее обеспечивающей, не входящей в «операционное ядро» производственного процесса. Речь идет о психологах, работающих в службах управления персоналом, школьных психологах и т. д.
В таких обеспечивающих службах работает небольшой по численности штат психологов или даже психолог в единственном числе. В то же время этим немногочисленным психологам приходится решать широкий круг задач. Возможность углубленной специализации резко уменьшается. Это, конечно, является серьезной угрозой для профессионального развития психолога.
26
Существует и другая угроза депрофессионализации психолога при работе в непрофильных организациях. Психолог, не будучи основной для производственного процесса фигурой, находится под сильным давлением администрации организации. Администрация, добиваясь своих деловых целей, может жестко ставить психологу абсурдные или некорректные с профессиональной точки зрения задачи и тем более некорректно оценивать результаты его деятельности. Если психолог уступает такому давлению, то ему приходится выходить за рамки профессии и порой совершать работу, бессмысленную или даже вредную со строго профессиональной точки зрения. Фактически «размываются» границы профессиональных норм и разрушается корпоративная профессиональная идентичность психолога. Этот феномен довольно распространен и характерен не только для психологов, но для других специалистов, работающих в «непрофильных» организациях (например, юристов). Феномен получил название «пролетаризация специалистов». Речь идет о том, что профессионалы подвергаются в непрофильной организации формам контроля, которые разрушают их статус как профессионалов, стирают границу между профессиональной и непрофессиональной деятельностью [2; 3].
Ответ на угрозу депрофессионализации психологов-практиков, работающих в непрофильных организациях, — обеспечение контроля и одновременно поддержки их деятельности со стороны профессионального сообщества. Контроль означает сертификацию психологов как оценку соответствия их деятельности профессиональным стандартам. Поддержка — это признание квалификации и профессионального статуса, повышение авторитета сертифицированных специалистов, а также создание разветвленной системы курсов повышения квалификации. Важным аспектом поддержки является и РЯ — «зонтик» для сертифицированных специалистов, когда общественность широко информируется о системе и фактах сертификации психологов, публикуются и находятся в открытом доступе реестры сертифицированных специалистов.
Признание и помощь со стороны профессионального сообщества — важное условие сохранения профессиональной идентичности специалистов, работающих в непрофильных организациях.
Эти же меры позволяют противодействовать нарушению границ профессиональной психологии и вторжению псевдопрофессионалов на рынок психологических услуг. Под псевдопрофессионалами подразумеваются лица, которые не имеют психологического образования или квалификаций, необходимых и достаточных для специализации в определенной области практики. По существу, сертификация является рыночным регулятором для сферы прямых психологических услуг, оказываемых за плату со стороны клиента.
В перспективе признание квалификации и повышение квалификации психологов все больше будет перекладываться на профессиональные сообщества (так называемые саморегулирующиеся организации), которые сами заинтересованы в том, чтобы закрыть дорогу в практику малоквалифицированным специалистам и защитить интересы потребителей. Профессиональные сообщества психологов в ряде развитых стран уже создали системы добровольной сертификации. Наиболее развитые системы сертификации существуют в США, Канаде и Великобритании. Сертификация в этих странах уже прошла путь от добровольной меры к обязательной.
Система добровольной сертификации (СДС) включает в себя две взаимодополняющие составные части: во-первых, собственно сертификацию, процедуру признания уровня квалификации специалиста; во-вторых, аккредитацию в СДС программ
27
повышения квалификации, которые соответствуют самым высоким требованиям к дополнительным образовательным программам. Свидетельства об обучении по этим профессиональным программам автоматически учитываются при прохождении сертификации или подтверждении сертификата.
Создание системы сертификации предполагает наличие ясного представления о том, что собой представляет психологическая практика. Если такое понимание есть, можно разрабатывать профессиональные стандарты деятельности, включая этические стандарты.
Профессиональный стандарт деятельности должен иметь следующую структуру: описание профессиональных ролей, функций (того, что должен делать психолог), а также поддерживающих выполнение деятельности компетенций, знаний, умений и навыков.
Чтобы понять, как выглядит российская практика в сравнении с относительно хорошо регулируемой североамериканской психологической практикой (США и Канада), было проведено российско-американское сравнительное исследование. Исследование было организовано факультетом психологии СПбГУ совместно с американской организацией PES (Professinal Examination Service), которая проводит в США обзор практик психологов. В течение 50 лет PES на основании анализа практик разрабатывает процедуры экзаменации на допуск к профессиональной деятельности для профессиональных сообществ, в том числе для Ассоциации региональных и местных советов по психологии (ASPPB), координирующей лицензирование психологов-практиков.
В основу исследования был положен опросник для описания практик, разработанный PES [4].
Деятельность психологов описывается в опроснике посредством следующих категорий:
• роли (Roles) — основные виды деятельности психологов (4 роли: внешний консультант, внутренний консультант, преподаватель, исследователь);
• обязанности или функции (Responsibilities) — специфические виды деятельности психологов внутри каждой роли (внутренний консультант — 10 функций, внешний консультант — 8 функций, преподаватель — 7 функций, исследователь — 10 функций);
• предметные области (Content areas) — области теоретического знания, используемые психологами в рамках практики (8 предметных областей);
• специализированные знания (Knowledge Statements) — элементы восьми областей теоретического знания, дающие возможность эффективно выполнять обязанности (79 элементов).
Объем выборок практикующих психологов: российская выборка — 241 респондент (из них мужчин 28%, женщин 72%), США — 272 респондента (мужчин 49%, женщин 51%), Канада — 62 респондента (мужчин 57%, женщин 43%).
Итоги проведенного опроса практиков позволили сделать несколько выводов, которые существенны для понимания особенностей психологических практик в России.
Российские психологи существенно ниже, чем американо-канадские, оценивали критичность выполнения всех профессиональных ролей. Критичность определяется тем, насколько некорректное выполнение профессиональной роли наносит ущерб интересам потребителя психологических услуг или общества в целом. Таким образом, среди российских психологов доминирует представление о том, что непрофессионализм не создает особых рисков для потребителей психологических услуг и общества.
28
Из обязанностей (функций) российского практика на первом месте для всех ролей стоит профессиональное саморазвитие, продолжение обучения с целью повышения профессиональной эффективности, усвоения новых знаний и приобретения навыков. Психологи-практики в России оценивают свою потребность в повышении компетенций гораздо выше американцев и канадцев. Это и радует, и тревожит одновременно: с одной стороны, стремление к развитию — замечательный мотив, а с другой — возникает подозрение, что речь идет еще и о не полностью реализованных и мучительных мечтах о высоком профессионализме.
Какие из обязанностей профессионала гораздо реже встречаются в практике отечественных психологов по сравнению с практикой психологов североамериканских? Наименее распространенные обязанности (низкие средние оценки по четырехбалльной оценочной шкале частоты):
— для роли внутреннего консультанта — проектирование, внедрение инструментов по оценке эффективности программ профилактики, интервенции (средняя оценка 1,93);
— для роли внешнего консультанта — создание и защита стандартов для организаций и частных практиков, которые работают в области психологических услуг (средняя оценка 1,43);
— для роли преподавателя — супервизия практиков для оценки, коррекции и повышения уровня профессиональных навыков (средняя оценка 1,73);
— для роли исследователя — управление проектами по оценке научных исследований (средняя оценка 1,5).
«Редкие» для отечественного психолога обязанности имеют общую черту: речь идет об обязанностях по доказательной оценке эффективности своей или чужой профессиональной деятельности и о разработке стандартов, которые эту эффективность призваны обеспечивать. Удовлетворенность клиента, который не очень понимает, что с ним делают, не всегда может быть критерием эффективности работы психолога.
Если говорить о профессиональных знаниях как основе профессиональной деятельности, то обращают на себя внимание несколько обстоятельств.
Самый большой разрыв между российскими и американо-канадскими психологами имеется в частоте использования знаний о биологических основах поведения. 42% российских респондентов вообще никогда не использовали знания из этой области. Те респонденты, которые все же применяют знания из этой области, чаще всего ограничиваются специализированными сведениями из области психологии стресса (основы психологии стресса, влияние стресса на повседневную жизнь, влияние стресса на иммунную систему).
Наверное, это — ответ на вопрос о том, является ли психология в России гуманитарной или естественнонаучной дисциплиной. Знания биологических оснований психики явно требуют подкрепления навыками и умениями применения этих знаний в исследованиях или на практике.
Достаточно часто российские психологи используют теоретические знания из следующих областей, не уступая североамериканцам:
— когнитивно-аффективные основы поведения — специализированные знания о познавательных процессах, основные теории, модели мотивации и эмоций, взаимосвязь между когнитивными, поведенческими и эмоциональными реакциями, темпераментом и настроением, характеристики тревоги, совершенствование деятельности, удовлетворенность работой, стресс и депрессия;
29
— социальная и кросс-культурная основы поведения — прежде всего речь идет о специализированных знаниях в области групповой динамики, типов оргструктур и социальных влияний на функционирование личности, в области социального взаимодействия (межличностные отношения, аттракция, агрессия, альтруизм, социальная справедливость);
— оценка и диагностика — прежде всего специализированные знания в части методов оценки (самоотчет, отчет наблюдателей, наблюдение, интервью и т. п.), тестов для измерения поведенческих и иных характеристик индивида.
Соотношение не в пользу российских психологов обнаруживается в применении знаний в области этических, юридических, профессиональных проблем (имеется в виду соблюдение профессиональных норм). Часто сталкиваются с необходимостью применения таких знаний всего 12 российских психологов из 241 опрошенного (у америка-но-канадцев — 92 человека из 334 опрошенных). Если учесть, что в профессиональном образовании российских психологов этим знаниям было уготовано скромное место, то становится ясной причина различий между американцами и россиянами: скорее всего, это ограниченное знание и понимание профессиональных норм, этических и юридических аспектов профессиональной деятельности. Невозможно говорить о регулировании рынка психологических услуг со стороны профессионального психологического сообщества, если практики даже не знают норм профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность должна опираться на определенную теоретическую базу. Фактически речь идет о методологическом самоопределении психолога. Любопытно, как психологи отвечали на вопрос о том, какой теоретический подход и методологические принципы они используют в своей деятельности (таблица 1).
Табпица 1
Используемый на практике теоретический подход
Используемый Россия США Канада
на практике Количество Процент Количество Процент Количество Процент
теоретический респон- от респон- от респон- от
подход дентов выборки дентов выборки дентов выборки
Бихевиоральный 3 1,24 17 6,32 4 6,45
Когнитивный 40 16,60 144 53,53 37 59,68
Экзистенциальный 51 21,16 13 4,83 4 6,45
Интерперсональный 4 1,66 19 7,06 1 1,61
Психодинамический 15 6,22 48 17,84 11 17,74
Социальное научение 6 2,49 3 1,12 1 1,61
Системный 93 38,59 12 4,46 3 4,84
Другое 23 9,54 13 4,83 1 1,61
Итого 235 100,00 269 100,00 62 100,00
Не ответили на этот 6 2,49 3 0,00 0 0
вопрос
Самым популярным в России является системный подход (38,6% респондентов). На втором месте — экзистенциальная психология (21,2%), затем — когнитивистский подход (16,6%). Учитывая воистину безграничную широту толкования системного подхода
30
в психологии, его безусловное лидерство говорит о трудностях в концептуальном самоопределении профессиональных психологов. Выбор этого подхода — скорее уклонение от прямого ответа на вопрос о разделяемой методологической позиции. У психологов США и Канады лидирующие позиции занимают когнитивный (53,5%) и психодинамический (17,8% респондентов) подходы.
В разделе «другое» российские респонденты указали деятельностный (3%, т. е. 7 респондентов), культурно-исторический и эклектический (по 0,85%, или по 2 респондента) подходы. Приходится сожалеть о столь быстрой утрате отечественных традиций.
Первый шаг к построению системы добровольной сертификации — разработка профессиональных стандартов. Дело в том, что оценка соответствия подготовки и деятельности психолога-практика профессиональным стандартам — главный критерий признания его квалификации и выдачи сертификата.
В качестве стратегии развертывания системы добровольной сертификации Президиумом РПО было избрано поэтапное создание системы. На каждом этапе разрабатываются профессиональные стандарты и требования к профессиональному психологу в определенной области психологической практики. Этого достаточно для «запуска» сертификации психологов в конкретной области практической деятельности, поскольку процедуры и организация сертификации универсальны для всех предметных областей. За разработку профессиональных стандартов для конкретной области психологической практики и проведение первых сертификаций отвечает уполномоченная РПО организация, с которой заключается договор на проведение сертификации психологов-практиков.
На первом этапе развертывания системы добровольной сертификации была создана система сертификации специалистов, методик и услуг в области психодиагностики. Головной организацией стал НОЦ «Психодиагностика» Южно-Уральского государственного университета. Под руководством доктора психологических наук, профессора Н. А. Батурина разработаны профессиональные стандарты, на основе которых можно сертифицировать пользователей психодиагностических методик и инструменты психодиагностики (тестовые методики).
Успех создания стандартов в этой области российской практики в немалой степени связан с тем обстоятельством, что за рубежом (прежде всего в США, Великобритании, Германии) хорошо разработана нормативная база психодиагностики.
Особо следует отметить, что разработанные стандарты соответствуют стандартам Европейского сообщества, поскольку разработка психодиагностических стандартов в Европе и России проводится параллельно и согласованно. В этом огромная заслуга профессора Н. А. Батурина, который сумел наладить международные контакты и работал в тесном сотрудничестве с профессором Д. Бартрамом, председателем тестологиче-ской комиссии Европейской федерации психологических ассоциаций.
Аккредитованы первые программы повышения квалификации, которые позволят психодиагностам подготовиться к процедуре сертификации. Проведены первые сертификации пользователей психодиагностических методик и инструментов психодиагностики.
Следующий шаг — разработка профессиональных стандартов и проведение сертификации организационных психологов. Организацией, уполномоченной РПО на проведение сертификации организационных психологов, стал факультет психологии Ярославского университета.
31
Поскольку нормативная база практики организационных психологов по степени разработанности не идет ни в какое сравнение с нормативной базой психодиагностики, опереться на зарубежный опыт и использовать прямые заимствования довольно трудно. Поэтому в основу разработки стандартов придется положить специальное исследование практик организационных психологов.
Приведенные выше результаты показывают, что имеются значительные различия в функционале и особенно в знаниях, поддерживающих выполнение профессиональных функций североамериканских и российских психологов. Очень вероятно, что существенное различие обнаружится и в более специализированной области деятельности — организационной психологии. Фактически российское психологическое профессиональное сообщество столкнется с необходимостью избрать одну из двух альтернатив:
— создать национальный стандарт, перекроив и «смягчив» требования к квалификации психологов, т. е. выбрать российский «самобытный» путь развития организационной психологии, который неизбежно отклонится от мирового тренда;
— привести стандарты в соответствие с мировыми, но тогда придется внести коррективы в основные и дополнительные образовательные программы подготовки психологов и далее через систему сертификации контролировать соблюдение международных профессиональных норм на практике.
Не секрет, что в существующих образовательных стандартах подготовки психологов функции, задачи и компетенции психологов описаны недостаточно детально и в целом слабо корреспондируют с американскими и европейскими стандартами. Поэтому детальное исследование практики российских организационных психологов и «проекция» результатов этого исследования на зарубежные стандарты — очевидная предпосылка создания системы сертификации организационных психологов.
Литература
1. Костромина С. Н., Зиновьева Е. В., Шаболтас А. В. Обоснование необходимости принятия закона о психологической помощи в Санкт-Петербурге: аналитическая записка // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 4. С. 309-330.
2. Borecham P. Indétermination: Professional knowledge, Organization and control // Sociological Review. Vol. 31, N 4. 1983. P. 693-718.
3. Oppenheimer M. The proletarianization of the professional // Sociological Review. Vol. 20, N 2. 1973. P. 213-217.
4. Survey of the Practice of Psychology, prepared by Professional Examination Service. New York: Association of States and Provincial Psychology Boards, 2003.
Статья поступила в редакцию 28 мая 2012
32