УДК 316.454.7
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А.Е. Булычева
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, 630073, Новосибирск, Россия
Аннотация. Показана актуальность исследования социальных процессов в развитии профессионального сообщества психологов и психотерапевтов. Обоснована необходимость объединения для целей исследования в одну социальную группу психологов и психотерапевтов, как специалистов, оказывающих психологические услуги населению. Профессиональное сообщество концептуализировано как коллективный субъект социального взаимодействия в широком и узком смыслах.
Ключевые слова: психотерапия, психология, профессиональное сообщество, коллективный субъект, социальные процессы.
В современном «обществе знания», где профессионализм как обладание определенными компетенциями представляет одну из наиболее важных ценностей, все значимее роль профессиональных сообществ в регуляции социальной интеграции вообще, и в развитии профессиональных сфер в частности. Профессиональные сообщества являются не только современным макросоциологиче-ским механизмом и структурой, но и отвечают за развитие личности каждого субъекта, принадлежащего к профессиональному сообществу и формирование его профессиональной идентичности.
Изучение профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в социологической перспективе представляется актуальным, поскольку данное профессиональное сообщество в настоящее время находится на этапе институционализации: формируются общественные организации с функциями интеграции, нормирования, регуляции деятельности, трансляции знания, воспроизводства и закрепления опыта и т. п. Процесс институциона-лизации современных профессиональных психо-
логических практик до сих пор не изучен и не попал в сферу исследования социологии. Представляется важным исследование структуры профессионального психологического сообщества в том виде, в котором оно по преимуществу стихийно сформировалось в конкретных исторических и социокультурных условиях современной России (после 1991 г.) с целью обобщения и анализа опыта двух с половиной десятилетий, построения модели функционирования профессионального сообщества как элемента социальной структуры на данном этапе и обозначения перспективы его развития.
Понятие профессионального сообщества многозначно в силу многоаспектности рассматриваемого феномена и возможности включения его в разные контексты. Исходя из интереса к профессиональному сообществу как фрагменту социальной реальности, будем опираться на следующее рабочее определение: профессиональное сообщество это множество людей, разделяющих социальную практику, организационную структуру и обладающих общими интересами в рамках одного вида профессиональной деятельности.
----—-
Главной специфической особенностью объекта проводимого исследования, отличающей его от других подобных объектов (профессиональных сообществ), является объединение в одну группу психотерапевтов и психологов — специалистов, оказывающих психологические услуги населению, и при этом ассоциированных с различными образовательными и трудовыми структурами.
В «Общероссийском классификаторе занятий» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации психотерапевты и психологи отнесены к разным категориям. Как психологи, так и психотерапевты отнесены в данном классификаторе к группе 2 — «Специалисты высшего уровня квалификации». Внутри общей группы они включены в разные категории. Психотерапевты относятся к подгруппе 22 «Специалисты в области здравоохранения», начальная группа 2212 «Врачи-специалисты». Занятия, включенные в данную начальную группу, требуют получения высшего медицинского образования, а также послевузовского образования в области специализации. «Психотерапевт» — специализация в рамках специальности «Психиатрия». Психологи относятся к подгруппе 26 «Специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры» (малая группа 263 «Специалисты гуманитарной сферы и религии», в рамках которой пси-специалисты представлены в двух начальных группах: 2634 «Психологи» (медицинский психолог, психолог, спортивный психолог) и 2635 «Специалисты в области организации и ведения социальной работы» (консультант по вопросам семьи и брака, консультант по проблемам детей и молодежи, семейный консультант) [1, с. 167—169]. Согласно классификатору, «Психологи ведут научно-исследовательскую работу и изучают психические процессы и поведение людей, как отдельных личностей, так и групп, а также применяют эти знания в целях планирования личностных, социальных, образовательных или профессиональных изменений и развития» [1, с. 167].
Психотерапевты и психологи получают профессиональное образование в учебных заведениях разного типа (психотерапевты — в медицинских вузах, психологи — на психологических факультетах гуманитарных вузов). Профессиональная деятельность психотерапевтов и психологов на рабочих местах регламентируется разными документами. Стоит отметить, что на момент проведения исследования в России не приняты законы, регла-
ментирующие деятельность как психологов, так и психотерапевтов.
Вместе с тем, в рамках общественных организаций, таких как Российское психологическое общество (РПО), Русское психоаналитическое общество, Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА), Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ), Российское отделение Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП-Россия), — психотерапевты и психологи объединяются для достижения общих целей. В уставах профессиональных ассоциаций обозначены сходные цели: объединение психологов и психотерапевтов, развитие профессионалов, развитие психотерапии как профессии, формирование цивилизованного рынка услуг, обеспечение высокого качества услуг, защита прав членов ассоциаций, общественная аккредитация специалистов и учреждений, оказывающих психологическую и психотерапевтическую помощь [2, с. 332]. Ассоциации ведут достаточно активную работу, что очевидно при обращении к их электронным ресурсам [3; 4].
В профессиональных ассоциациях есть организационная структура и иерархия, официальные документы (Устав, Этический кодекс, Положения, регламентирующие деятельность подразделений), система профессиональных статусов, регламент присвоения статусов, реестры специалистов, обладающих этими статусами, система обучения специалистов, супервизии и повышения квалификации. Регулярно проводятся мероприятия регионального, федерального и международного масштаба (научно-практические конференции, форумы, симпозиумы, конгрессы и т.п.).
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в системе деятельности в пространстве профессиональной психологической и психотерапевтической помощи в России происходят определенные процессы в поле взаимодействия ряда коллективных субъектов, одним из которых является профессиональное сообщество психологов и психотерапевтов, которое как субъект социального взаимодействия находится на этапе формирования, не имеет достаточно четких очертаний и не производит впечатления сильного и влиятельного субъекта в поле социального взаимодействия [5, с. 100].
Действительно, в отличие от стран западного мира, где психотерапия как профессия, объединяющая пси-специалистов с медицинским и немеди-
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 9
----—
пинским образованием, получила официальное признание (есть законы о психотерапии, профессиональное сообщество участвует в лицензировании специалистов), в России профессии психолога-консультанта и практического психолога официально не признаны, нет закона о психологическом консультировании, отсутствует единый профессиональный стандарт. В настоящее время в сообществе пси-специалистов России происходят процессы, представляющие интерес для социологического исследования профессиональных групп в контексте становления института саморегулирования «свободных» профессий.
Представляется важным ввести представление о профессиональном сообществе в широком и узком смысле этого термина. Для целей исследования представляет интерес как профессиональная группа в целом (вся совокупность психологов и психотерапевтов), так и активное профессиональное сообщество (его можно рассматривать как ядро профессиональной группы), т.е. организации — профессиональные объединения психологов и психотерапевтов.
Под профессиональной группой мы понимаем совокупность людей, объединенных одной профессией, сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями, осознающими общность интересов. Данная совокупность обладает признаками социальной группы, к которым добавляется общность профессиональных характеристик ее членов. В случае с рассматриваемой профессиональной группой (психологи и психотерапевты) речь идет об общности профессиональных характеристик в пространстве разделяемых представлений членов данной группы (выше говорилось о том, что психологи и психотерапевты в России ассоциированы с разными системами профессиональной деятельности).
Важно отметить, что понятие социальной группы связано с представлением о групповой социальной позицией, которую занимают люди, что придает социальной группе статус коллективного субъекта социального действия (социальной активности). Результатом социальной активности группы являются социальные изменения и построение системы многоуровневых социальных связей и отношений с другими субъектами (социальными группами, организациями, общностями, институтами). Коллективный субъект, согласно концепции, предложенной А.В. Петровским, сам
выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, или социальная позиция, состоящая из различных по степени опо-средованности процессом совместной деятельности элементов (позиций). В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внут-ригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность [6].
Важным аспектом социальной группы в контексте проводимого исследования является идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т.д.) [5].
Профессиональные группы относятся к категории больших групп, осознание принадлежности к которым и, соответственно, осознание ее интересов как своих, происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (профессиональных ассоциаций, профсоюзов и т.п.) Именно это и происходит в России в настоящее время, когда психотерапевты и психологи, относящиеся к разным категориям Общероссийского кодекса занятий, объединяются в профессиональные ассоциации на основе общности профессиональных интересов.
Поскольку объектом исследования является развитие профессионального сообщества психологов и психотерапевтов, важно подробнее остановиться на специфике профессионального сообщества в отличие от профессиональной группы.
В литературе понятие профессионального сообщества встречается в разных контекстах и наполняется разным содержанием. Можно говорить о том, что данное понятие употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле оно сближается с понятием профессиональной группы (множество людей, разделяющих социальную практику, организационную структуру, и обладающих общими интересами в рамках определенного вида профессиональной деятельности). В узком смысле, профессиональное сообщество это объединение специалистов определенной сферы профессиональной деятельности, обладающих определенной общностью взглядов на развитие области своей профессиональной деятельности, руководствующихся общими целями. Во втором случае внимание акцентируется на коммуникации — члены профессионального сообщества (в узком смысле) активно
общаются между собой. У профессионального сообщества в этом смысле есть определенный предмет взаимодействия (совместная инициатива, понимаемая и разделяемая членами сообщества); сообщество вырабатывает определенную политику взаимодействия с другими социальными субъектами; способом функционирования сообщества является достаточно интенсивная коммуникация его членов через встречи или виртуальные контакты.
Исходя из вышесказанного, под профессиональным сообществом психологов и психотерапевтов мы будем понимать профессиональную группу в целом. Профессиональные сообщества в узком смысле обозначим как профессиональные объединения или ассоциации и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Общероссийский классификатор занятий» ОК 010-2014 (МСКЗ-08) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. М.: Стандарт-информ, 2015.
2. Булычева А.Е. Психоаналитический взгляд на социальные процессы в профессиональном сообществе психологов и психотерапевтов // Человек в эпоху перемен. Вызовы настоящего, построение будущего: материалы IV Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа (г. Новосибирск, 3—8 апреля 2015 г.). Новосибирск: Издательство НГТУ, 2015. С. 331—335.
3. Официальный сайт Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. URL: http://www.oppl.ru (дата обращения 11.07.2016).
4. Официальный сайт ЕК1II 1-Россия (Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии — Россия). URL: http://russia.ecpp.org (дата обращения 11.07.2016).
5. Лях И.В. Препятствия развитию супервизии в России // Человек в эпоху перемен. Вызовы настоящего, построение будущего: материалы IV Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа (г. Новосибирск, 3—8 апреля 2015 г.). Новосибирск: Издательство НГТУ, 2015. С. 88—101.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2002.
PROFESSIONAL COMMUNITY OF PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOTHERAPISTS AS THE SUBJECT OF SOCIAL INTERACTION
A.E. Boulycheva
Novosibirsk State Technical University
Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Novosibirsk, Russian Federation
Annotation. Sociological research of social processes in the development of the professional community of psychologists and psychotherapists is presented as relevant. Uniting psychologists and psychotherapists in one social group as specialists who provide psychological services to people is explained and grounded. Professional community is conceptualized as collective subject in the broad and narrow sense.
Key words: psychotherapy, psychology, professional community, collective subject, social processes.
REFERENCES
1. «Obshherossijskij klassifikator zanjatij» OK 010-2014 (MSKZ-08) Ministry of Labour and social employment of the Russian Federation. Mosow, Standartin-form, 2015.
2. Bulycheva A.E. Psihoanaliticheskij vzgljad na so-cial'nye processy v professional'nom soobshhestve psiholo-gov i psihoterapevtov. Chelovek v jepohu peremen. Vyzovy nastojashhego, postroenie budushhego: materials of the IVth Congress of psychotherapists, psychologists and counselors of the Siberian Federal District (Novosibirsk, April, 3—8, 2015). Novosibirsk, Izdatel'stvo NGTU, 2015. Pp. 331—335.
3. Official site of Obshherossijskaja professional'naja psihoterapevticheskaja liga. Available at: http://www.oppl.ru (accessed 11.07.2016).
4. Official site of EKPP-Rossija (European Confederation of Psychoanalytical Psychotherapy — Russia). Available at: http://russia.ecpp.org/ (accessed 11.07.2016).
5. Ljah I.V. Prepjatstvija razvitiju supervizii v Rossii. Chelovek v jepohu peremen. Vyzovy nastojashhego, postroenie budushhego: materials of the IVth Congress of psychotherapists, psychologists and counselors of the Siberian Federal District (Novosibirsk, April, 3—8, 2015). Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2015. Pp. 88—101.
6. Petrovskij A. V., Jaroshevskij M.G. Psihologija. Moscow, Akademija, 2002.