Научная статья на тему 'Формирование условий развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов: успешная профессионализация'

Формирование условий развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов: успешная профессионализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PSYCHOTHERAPY / PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL COMMUNITY / COLLECTIVE SUBJECT / PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булычева А.Е.

Представлена модель развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в условиях региона. Обозначены основные условия для качественной профессионализации пси-специалистов и существующие препятствия для реализации профессионализации в указанных направлениях. Рассмотрены возможности для реализации обозначенных принципов профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNITY OF PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOTHERAPISTS: SUCCESSFUL PROFESSIONALIZATION

A model of development for the professional community of psychologists and psychotherapists in the regional context is presented. Relevant conditions for appropriate professionalization are indicated as well as the existing obstacles for implementing the process in the given directions. Opportunities for the implementation of the indicated principles are addressed.

Текст научной работы на тему «Формирование условий развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов: успешная профессионализация»

УДК 316.454.7

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ: УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Булычева А.Е.

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, Российская Федерация

Аннотация: Представлена модель развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в условиях региона. Обозначены основные условия для качественной профессионализации пси-специалистов и существующие препятствия для реализации профессионализации в указанных направлениях. Рассмотрены возможности для реализации обозначенных принципов профессионализации.

Ключевые слова: психотерапия, психология, профессиональное сообщество, коллективный субъект, профессионализация.

В статье представлена модель развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в условиях региона. Модель разработана на основе структурно-функционального и институционального анализа, а также результатов социологического исследования (анкетирование специалистов и социологические интервью с лидерами сообщества и ключевыми специалистами). Речь идет прежде всего о пси-сообществе Новосибирска, однако представленная модель, как представляется, применима к условиям большинства регионов страны, поскольку основные проблемы развития профессионального пси-сообщества связаны с общероссийской ситуацией, и прежде всего - с отсутствием единой законодательной базы, регулирующей профессиональную деятельность психологов и психотерапевтов.

Следует отметить, что лидеры ведущих российских профессиональных пси-ассоциаций едины во мнении в отношении необходимости принятия закона, в соответствии с которым будет осуществляться лицензирование психологов и психотерапевтов. Закон до сих пор не принят, поскольку не достигнуто согласие в отношении того, следует ли принимать закон о психотерапии как единой профессии, объединяющей специалистов с базовым медицинским и гуманитарным образованием.

Для достижения общего понимания профессии, на основе которого возможно формировать представления о стандартах подготовки и допуска в профессию, необходимо взаимодействие лидеров ведущих российских пси-ассоциаций в направлении решения данного вопроса. Ключевые лидеры озвучивают понимание приоритетного места вопроса о статусе профессии, однако на общероссийском уровне консенсус до сих пор

не достигнут (хотя вопрос поставлен еще в 1990-е годы). Отсутствие консенсуса по важнейшему вопросу осложняет взаимодействие между региональными отделениями ассоциаций.

Очевидно, что инструментом для достижения консенсуса в вопросе о статусе профессии может стать диалог, прежде всего - на уровне лидеров общероссийского и регионального уровней, а также на уровне рядовых членов сообщества (например, в формате междисциплинарного взаимодействия на научных конференциях и тематических встречах). Трудности в реализации такого диалога присутствуют на всех уровнях, и это отмечают эксперты, опрошенные в социологических интервью.

Одним из важных результатов проведенного исследования можно считать прояснение видения лидеров разных групп профессионального пси-сообщества в отношении механизмов регулирования единого профессионального поля. Здесь наблюдается единство взглядов: все без исключения считают необходимым переход к саморегулированию профессии. При этом подавляющее большинство опрошенных считают, что профессиональных ассоциаций должно быть много, единой (и единственной) организации пси-специалистов России не должно быть.

«Если организация является единственной, эффективность ее функционирования очень зависит от лидера» - такое мнение часто высказывали эксперты. Саморегулирование должно осуществляться через наличие единых стандартов - этического, юридического (стандарт оказания услуги, утвержденный законом), образовательного (минимальный образовательный ценз, также установленный законом). Важно, чтобы в

профессиональных ассоциациях стандарты были динамическими, т.е. соответствовали реальной ситуации, в которой психотерапевтическая практика развивается в нашей стране. Так, например, необходимо предусмотреть возможность для ужесточения требований для допуска к практике в дальнейшем [1].

Большая группа экспертов придерживается мнения, что для эффективного саморегулирования профессии достаточно принятия закона о психотерапии (при условии утверждения немедицинского статуса профессии). Еще одна группа экспертов полагает, что качество саморегулирования будет лучше при наличии структуры, в которой представлены все основные профессиональные ассоциации. Задача такой ассоциации - выработать общие «правила игры» для всех российских специалистов. Работа в данном направлении уже ведется: в 2008 году создан Общероссийский совет по психотерапии и психологическому консультированию по инициативе ряда общественных организаций, объединяющих психологов и психотерапевтов, а также образовательных учреждений (всего 24 организации, среди них три ведущие российские пси-ассоциации -ОППЛ (Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига), ЕКПП-Россия (Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии), РПА (Российская психотерапевтическая ассоциация)) [2].

Согласно уставу, главной целью Общероссийского совета по психотерапии и психологическому консультированию является «объединение профессиональных и общественных союзов (ассоциаций) сообществ, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм и специалистов (физических лиц), осуществляющих свою профессиональную деятельность в области психотерапии и психологического консультирования для формирования единого психотерапевтического и психолого-консультационного пространства на территории РФ» [3].

Основная проблема, как представляется, состоит в том, что данная объединяющая структура сохраняет внутрипрофессиональное разделение на психотерапию и психологическое консультирование, что зафиксировано в названии и в уставе организации. Это разделение может свидетельствовать о компромиссной форме объединения, за которой скрыт определенный конфликт интересов, препятствующий развитию отношений сотрудничества.

Помимо указанной проблемы, многие эксперты отметили необходимость формирования единого этического поля. Именно в этом поле эксперты видят реальное основание для объединения врачей-психотерапевтов и психологов. По словам М.М. Решетникова, «врачам и психологам, действующим в области психотерапии, пока можно объединиться только на основе признания общности этических принципов, мировоззрен-

ческого и концептуального единства, как представителей гуманитарной сферы деятельности, а также - самостоятельности и уникальности нашей специальности» [1]. Как представляется, работу в данном направлении можно усилить в аспекте просвещения рядовых членов сообщества, через вынесение вопросов этики в тематическое поле научных мероприятий и дискуссий.

Этический кодекс есть у всех основных пси-ассоциаций России (РПА, ОППЛ, ЕКПП-Россия, РПО (Российское психологическое общество)), этические кодексы ОППЛ и ЕКПП-Россия имеют большое сходство в том отношении, что они построены на основе кодексов европейских профессиональных ассоциаций: так, согласно информации на сайте ОППЛ, «этические принципы ОППЛ аналогичны этическим принципам ЕАП [4], а ЕКПП-Россия, являясь подразделением европейской ассоциации, полностью ориентируется на этические стандарты данной организации. Этический кодекс психолога РПО регулируется международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов и Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций» [5].

Таким образом, основание для формирования единой профессиональной этики уже создано. Возможно, одной из задач Общероссийского совета по психотерапии и психологическому консультированию могло бы стать обсуждение на уровне лидеров ведущих пси-ассоциаций России возможности создания единого этического кодекса профессии (или принятия декларации о базовом единстве этических принципов этих ассоциаций). Можно предположить, что сопоставление этических кодексов психологов и психотерапевтов приведет к формированию четкого понимания базового единства принципов деятельности тех и других, и позволит сделать важный шаг в направлении создания общих базовых правил, регулирующих профессиональную деятельность.

Для того чтобы профессиональная этика стала реальным основанием качественной профессионализации российских специалистов, необходимо, как представляется, сделать следующие шаги: 1) способствовать широкому обсуждению этических оснований профессии на регулярной основе, 2) обсуждать проблему этических оснований профессии на уровне лидеров главных ассоциаций, 3) включать информацию по этическим проблемам в программы повышения квалификации специалистов. Этическая осознанность специалиста позволяет регулировать экономические «аппетиты»: одним из базовых этических принципов профессии является некоммерческая ориентация деятельности, запрет на использование клиента для удовлетворения потребностей специалиста.

Итак, основными условиями для качественной профессионализации психологов и психотерапевтов мы

—--—

полагаем, во-первых, формирование единой профессиональной этики (с принятием Этического кодекса психотерапевта) в рамках Общероссийского совета по психотерапии и психологическому консультированию как объединяющей структуры для различных профессиональных пси-ассоциаций; во-вторых, придание психотерапии статуса отдельной профессии (а не субспециальности в рамках другой медицинской специальности), заниматься которой могут специалисты с базовым медицинским и немедицинским образованием, удовлетворяющие аккредитационным требованиям профессиональных ассоциаций; в-третьих, необходим закон о психотерапии, регулирующий все аспекты профессиональной деятельности в данной сфере; в-четвертых, необходимо развитие и укрепление системы саморегулирования профессии (1 октября 2015 года была зарегистрирована Саморегулируемая организация Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»).

Статус независимой профессии, единый этический кодекс профессии, закон о психотерапии, принцип саморегулирования - базовые основы качественной профессионализации психотерапевтов в России. Что касается содержательного наполнения в рамках обозначенных структур, наиболее важные направления деятельности таковы: формирование профессиональной идентичности пси-специалистов; разработка и утверждение стандартов обучения, сертификации и контроля; научно-исследовательская деятельность; междисциплинарное сотрудничество; международное сотрудничество; взаимодействие с государственными структурами; популяризация профессии. В каждом из перечисленных направлений можно выделить определенные приоритеты.

Формирование профессиональной идентичности пси-специалистов может осуществляться более качественно, если получится активизировать рядовых специалистов и включить их в жизнь профессионального сообщества. Необходимо формирование и распространение профессиональной культуры с ее ценностями и нормами, поскольку схожие интересы у членов группы появляются на основе общей культуры. Для удовлетворения иерархической потребности рядовых специалистов, которая является одним из главных мотивацион-ных факторов для вступления в профессиональные ассоциации, необходимо создание иерархической структуры, дающей ясные ориентиры в плане профессионального статусного роста, формирование и публикация рейтингов специалистов. По мнению западных экспертов, реальности современного социума адекватны более плоские иерархии и более прозрачные системы присвоения статусов. Более качественному формированию профессиональной идентичности также может способствовать систематическое выведение в тематическое поле различных мероприятий вопросов

профессиональной этики, профессиональной идентичности и др.

В направлении разработки стандартов обучения, сертификации, контроля есть хорошие ориентиры в базовых модальностях (например, психоанализ, гештальт-терапия). По мнению ведущих российских экспертов, стандарты должны определяться в рамках модальностей из утвержденного перечня, едиными должны быть лишь наиболее общие стандарты профессиональной подготовки - временные параметры по теории, практике, личной терапии и работе под супер-визией, предполагающие определенное количество часов, которое может быть набрано за годы обучения, а не за месяцы. Основным ориентиром должна стать че-тырехчастная модель подготовки специалистов: теория, навыки, личная терапия, работа под супервизией. Обучение по каждому из четырех направлений должно осуществляться сертифицированными специалистами соответствующих направлений. В Российском контексте представляется важным развитие полимодальной супервизии, поскольку многие специалисты работают в интегративном подходе и пользуются в своей практике несколькими психотерапевтическими методами.

В плане взаимодействия с государственными структурами для достижения эффективного саморегулирования важно формировать сильные профессиональные организации. Профессиональное сообщество может выступать как влиятельный автономный субъект социального взаимодействия, если его члены само-идентифицирцются как некая общность, коллектив, признают определенных лидеров, которые оправдывают их доверие и адекватно представляют их интересы. Также важно выстраивать отношения с вузами, занимающимися подготовкой психологов.

Научная и исследовательская деятельность профессионального пси-сообщества, по мнению многих экспертов, является тем направлением, которое необходимо значительно усилить. В настоящее время поводятся регулярные съезды ассоциаций, нацеленные на сплочение, формирование чувства групповой принадлежности, иными словами, решающие организационные задачи. Необходимо также проводить тематические научные конференции с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых, с целью достижения признания научного статуса психотерапии в России.

Просветительская деятельность необходима для повышения социального престижа профессии психотерапевта и формирования доверия к ней в обществе. Эта работа осуществляется путем информирования населения о современных достижениях психотерапии и психологического консультирования в средствах массовой информации и сети Интернет, на основе взаимодействия с органами государственной власти, а также с другими общественными объединениями. Очень

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 221 ~

важно создание ясного представления у людей об отличии профессиональных психологов и психотерапевтов от тех, кто практикует ненаучные методы работы с психикой.

Международное и междисциплинарное сотрудничество - важнейшее условие для достижения ситуации здоровой конкуренции внутри профессионального сообщества, формирования границ профессиональной компетенции между различными группами внутри сообщества, а также со смежными областями знания. Корпоративная этика, высокий уровень научной дискуссии, толерантность - вот значимые ориентиры в данном направлении. Указанным целям наиболее соот-

ветствуют организации открытого типа (как, например, ЕКПП, ОППЛ). Также достижению указанных целей способствует внедрение дискуссионного формата в научных мероприятиях, когда за круглым столом собираются представители разных сфер знания для обсуждения актуальной проблемы.

Все вышеизложенные аспекты профессионализации должны в первую очередь осознаваться лидерами профессионального сообщества. Реализовать эти цели можно только с учетом потребностей рядовых членов сообщества. Важно понимать, что проблемы современной российской психотерапии не могут быть решены усилиями одного человека или одной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетников М.М. Почему нам нужно объединяться? Выступление на I съезде психотерапевтов и консультантов Северо-Западного региона России. Официальный сайт ЕКПП-Россия. URL: http://russia.ecpp.org/text/reshetnikov-mm-pochemu-nam-nuzhno-obedinyatsya (дата обращения 25.02.2017)

2. Официальный сайт Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. URL: http://www.oppl.ru/cat/obscherossiyskiy-sovet-po-psihoterapii-i-konsultirovaniyu-ospk.html (дата обращения 25.02.2017)

3. Устав Общероссийского совета по психотерапии и психологическому консультированию. Официальный сайт

ОППЛ. URL: http://www.oppl.ru/obscherossiyskiy-sovet-po-psihoterapii-i-konsultirovaniyu-ospk/ustav-obscherossiyskogo-soveta-po-psihoterapii-i-psihologicheskomu-konsulti-rovaniyu.html (дата обращения 25.02.2017)

4. Положение об этических принципах ОППЛ. Официальный сайт ОППЛ. URL: http://www.oppl.ru/o-nas/polojenie-ob-eticheskih-printsipah-ppl.html (дата обращения 25.02.2017)

5. Этический кодекс психолога. Официальный сайт Российского психологического общества URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения 25.02.2017)

FORMING CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNITY OF PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOTHERAPISTS: SUCCESSFUL PROFESSIONALIZATION

Boulycheva A.E.

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation

Annotation: A model of development for the professional community of psychologists and psychotherapists in the regional context is presented. Relevant conditions for appropriate professionalization are indicated as well as the existing obstacles for implementing the process in the given directions. Opportunities for the implementation of the indicated principles are addressed. Key words: psychotherapy, psychology, professional community, collective subject, professionalization.

REFERENCES

1. Reshetnikov M.M. Why do we need to unite? Key-note speech at the 1st Congress of psychotherapists and counselors of the North-West region of Russia. Official site of EKPP-Rossija. URL: http://rus-sia.ecpp.org/text/reshetnikov-mm-pochemu-nam-nuzhno-obedinyatsya (date of access 25.02.2017)

2. Official site of the Russian league of professional psychotherapists (PPL). URL: http://www.oppl.ru/cat/obscherossiyskiy-sovet-po-psi-hoterapii-i-konsultirovaniyu-ospk.html (date of access 25.02.2017)

3. Articles of association of the Russian Council for Psychotherapy and Counseling. Official site of PPL. URL: http://www.oppl.ru/ob-scherossiyskiy-sovet-po-psihoterapii-i-konsultirovaniyu-ospk/ustav-ob-scherossiyskogo-soveta-po-psihoterapii-i-psihologicheskomu-konsulti-rovaniyu.html (date of access 25.02.2017)

4. Ethical Principles of PPL. Official site of PPL. URL: http://www.oppl.ru/o-nas/polojenie-ob-eticheskih-printsipah-ppl.html (date of access 25.02.2017)

5. Ethical Code of Psychologist. Official site of The Russian Psychological Society. URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documenta-tion/ethics.php (date of access 25.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.