Научная статья на тему 'Изучение представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта'

Изучение представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голыдева Ю. В.

В статье описаны результаты исследования по изучению представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта»

ББК 474.480:88

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Ю.В. Гольцева ЧГПУ

В статье описаны результаты исследования по изучению представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта.

Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как психологическая коррекция и психодиагностика[2].

В настоящее время психологическое консультирование как раздел психологии становится актуальным, так как данная деятельность представляет собой процесс психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной, развивающейся личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальной стратегии поведения и ее использованию в реальном межличностном взаимодействии, преодолении возникающих трудностей, ответственному и сознательному отношению к своей жизни [1].

Алешина Ю.С. определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [5].

Психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь может обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [4]. Поэтому главная цель психологического консультирования - личностное развитие клиента, и в этом есть залог эффективности консультирования.

Схема деятельности консультанта любой теоретической ориентации в обобщенном виде выглядит так: выявление проблемы - переформулировка проблемы - анализ фактов - план вмешательства - вмешательство в виде консультирования - оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента [5].

Кроме знаний и умений психологического консультирования, психолог-консультант должен обладать рядом специальных личностных качеств, проявляя их в общении с клиентами. По мнению P.C. Немова, это «способность к эмпатии, открытость, доброжелательность, безоценочное отношение к клиенту, способность отказаться от нравоучений и навязывания клиенту своих советов, доверие клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой» [2, с. 36].

Нет сомнения, что достичь этих целей может только специалист психолог-консультант, профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием [2].

В настоящее время знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для самих психоло-гов-консультантов, но также для педагогов, дефектологов, социальных работников.

Без психологического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов[2].

В этих условиях актуальными становятся проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в области формирования профессиональных умений психологического консультирования. Важно отметить, что такая работа по формированию профессиональных умений психологического консультирования начинается с первого курса обучения в процессе преподавания дисциплин блока общепредметной подготовки: общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии и других. Студенты знакомятся с основными психологическими понятиями, психологическими теориями, изучают механизмы, закономерности поведения людей и другие факты психологической науки. То есть будущие педагоги-психологи получают знания, которые «в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности» [4, с. 176]. Поэтому к IV-V курсам будущие педагоги-психологи уже имеют определенные представления о работе психолога вообще, и психолога-консультанта в частности. Таким образом, изучив представления будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта, можно увидеть, какой опыт уже имеют студенты; понять, в каком направлении совершенствовать программы учебных курсов (в частности, курса «Психологическое консультирование», который входит в блок дисциплин предметной подготовки).

В научной литературе представления определяются как образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового «видения» ситуации [4].

P.C. Немов определяет представление -«процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления» [3, с. 564].

В деятельности психолога-консультанта выделяются следующие аспекты и соответствующие представления о них: что такое психологическое консультирование и чем оно отличается от других видов практической психологической помощи человеку; содержание психологического консультирования; методы, приемы, техники психологического консультирования; профессиональные умения психолога-консультанта; профессионально важные личностные качества психолога-консультанта; условия результативности психологического консультирования; организация работы психологической консультации; технология процесса консультирования.

Целью нашего исследования явилось изучение представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта. В мае-июне 2006 года респондентам была предложена составленная нами анкета, в которую включены вопросы о понятии, целях психологического консультирования, знаниях, умениях, профессионально важных качествах личности психолога-консультанта. Также участников анкетирования просили дать самооценку уровня собственных знаний и умений психологического консультирования. В исследовании принимали участие студенты - будущие педагоги-психологи двух факультетов Челябинского государственного педагогического университета (факультета подготовки учителей начальных классов и факультета коррекционной педагогики) в количестве 163 человек. Чтобы увидеть, меняются ли представления будущих педагогов психологов о деятельности психолога-консультанта по мере обучения профессии, в выборку были включены студенты 1—IV курсов.

Абсолютное большинство студентов, участвовавших в анкетировании, уже имеет правильное представление о том, какие направления деятельности относятся к области практической психологии. Это психологическое консультирование (82,2 % студентов), психодиагностика (73,6 %), психотерапия (65 %), психокоррекция (57,7 %). Однако специфику каждого направления, отличия психологического консультирования от других областей практической психологии четко выделить студенты не могут. Так, например, 66,9 % студентов видят отличия психологического консультирования в содержании и методах работы психолога с клиентом. В действительности же многие методы работы психолога-

Теория и методика профессионального образования

консультанта, а также психолога, занимающегося психодиагностикой, психокоррекцией общие. Половина опрошенных студентов (50,3 %) думает, что отличия психологического консультирования от психокоррекции, психотерапии и других областей практической психологии в целях консультирования клиента. Однако на вопрос «Что является целью психологического консультирования?» студенты дают весьма расплывчатый, неконкретный ответ - «помощь нуждающемуся», который одновременно подходит для всех областей практической психологии и даже медицины. Этот факт свидетельствует о том, что у большинства студентов I—IV курсов, которые уже познакомились в большей или в меньшей мере с разными направлениями психологической науки, существует обобщенное представление о практической психологии вообще, и нет четкого осознания границ и особенностей психологического консультирования как вида деятельности в частности, а также нет знаний о том, что представляет собой консультативный процесс.

Часть студентов приблизились к правильному пониманию отличий психологического консультирования от других видов деятельности психолога. Так, 41,7 % опрошенных студентов отличия видят в степени осознанности клиентом своей проблемы, а 27 % - в степени ответственности за принятие решения самого психолога и клиента. Эти данные подтверждают тот факт, что недостаточное количество студентов имеют правильные представления о психологическом консультировании.

Интересен тот факт, что студенты различных курсов и разных факультетов сошлись во мнении относительно наиболее важных умений психолога-консультанта. 76,7 % из общего числа опрошенных главным умением психолога-консультанта считают умение правильно воспринимать и верно оценивать людей. Почти половина студентов (47,2 %) называют также умение добиваться взаимопонимания. Это действительно важно не только для психолога-консультанта, но и для любого практического психолога. Приведенные выше утверждения справедливы также применительно и к любому педагогу, и к любому специалисту, работающему с другими людьми. Таким образом, представления студентов об умениях психолога-консультанта также слишком обобщенные, без учета специфики и особенностей самого процесса и технологии психологического консультирования.

Гораздо ближе к пониманию сути профессиональных умений оказываются те студенты, которые называют такие наиболее важные для психолога-консультанта умения: умение связывать практические проблемы, с которыми обращаются люди, с научными теоретическими знаниями (то есть умение психолога-консультанта выбрать из множества ту психологическую теорию, в рамках которой он будет интерпретировать жизненную ситуацию клиента) - 34,4 % студентов; умение эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем (то есть в рамках выбранной теории, а в некоторых случаях выходя за ее пределы, подобрать необходимые методы работы с данным конкретным клиентом) - 64,4 %; умение передавать клиентам полезные им психологические знания (существует определенный этап в процессе психологической консультации, во время которого психолог-консультант излагает в обобщенном виде клиенту связанные с его жизненной ситуацией знания, факты, закономерности поведения других людей, уже изученные психологической наукой) - 20,9 %.

Несмотря на то, что курс «Психологическое консультирование» как спецдисциплина по психологии предусмотрен учебным планом только на старших курсах, уровень своих умений психологического консультирования студенты отмечают как удовлетворительный

- 57,1 % от общего числа анкетируемых. На наш взгляд, это связано с представлениями студентов о наиболее важных для психолога-консультанта умениях. Как уже было отмечено, к главным умениям психолога-консультанта студенты относят умения верно воспринимать и оценивать людей, добиваться взаимопонимания, что в практике их собственного общения не вызывает у них затруднений. Напротив, 31,3 % из общего числа опрошенных считают, что их уровень умений психологического консультирования неудовлетворительный. Так считают студенты младших курсов. Исходя из определения умения в научной литературе как освоенного субъектом способа выполнения действия, обеспечиваемого совокупностью приобретенных знаний и навыков [3], можно предположить, что студентам 1-Н курсов еще не хватает знаний и навыков психологического консультирования. Достаточный уровень собственных умений психологического консультирования отмечают 10,4 %, и это в основном студенты IV курса, которые, видимо,

обладают достаточным, по их мнению, запасом знаний в области психологии и психологического консультирования, либо уже имели сами практику психологического консультирования.

Абсолютное большинство студентов I—IV курсов - будущие педагоги-психологи - осознают и признают актуальность и прикладное значение психологического консультирования. Так, 100% опрошенных ответили, что знания и умения по психологическому консультированию несомненно либо в какой-то мере пригодятся им в жизни. А 97,5 % студентов считают, что знания и умения психологического консультирования пригодятся каждому педагогу.

Изучив представления будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта, можно сделать следующие выводы:

-студенты I—IV курсов положительно относятся к психологическому консультированию как виду деятельности психолога, видят его ценность и значимость для каждого педагога;

- представления об отличительных особенностях психологического консультирования студентов I и IV курсов не отличаются друг от друга;

- студенты различных курсов и разных факультетов адекватно выделяют наиболее важные умения психолога-консультанта: умение правильно воспринимать и верно оценивать людей, умение добиваться взаимопонимания, умение связывать практические проблемы, с которыми обращаются люди, с на-

учными теоретическими знаниями, умение эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем, умение передавать клиентам полезные им психологические знания.

- студенты IV курса, в отличие от студентов I курса, отмечают достаточный уровень собственных умений психологического консультирования.

Таким образом, изучение представлений будущих педагогов-психологов о деятельности психолога-консультанта позволяет увидеть отношение студентов к профессии психолога-консультанта, пробелы в знаниях и практических умениях психологического консультирования.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию /Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. -264 с.

2. Немов, P.C. Психологическое консультирование: учеб. длястуд. вузов/P.C. Немов.

- М. :ВЛАДОС, 2001. - 528 с.

3. Немое, P.C. Психология. Общие основы психологии: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений; в 3 кн. / P.C. Немов. -М.: Просвещение, 1995. - Кн. 1. - 576 с.

4. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвеет, 1998.

- 800 с.

5. Шнейдер, Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: учебное пособие / Л.В. Шнейдер. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.