НОЯБРЬ 2006 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАНИЕ
Подготовка
современных
психологов
Инновационное обучение
Экономическая психология для студентов
Российско-американское исследование деятельности психологов:
на пути к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения
Психологические услуги становятся все более востребованными в России. Это связано с тем, что вместе с подъемом экономики, ростом платежеспособности населения одновременно растет его уязвимость для распространяющихся у нас «болезней цивилизации», характерных для развитых стран (психические расстройства, различные виды зависимостей и т.д.). Существенное оживление наблюдается в области организационного консультирования, в котором активно участвуют и психологи.
Расширение рынка психологических услуг требует защиты интересов его потребителей. Эффективным способом защиты потребителя является лицензирование и сертификация специалистов, занимающихся оказанием этих услуг.
Наиболее развитые системы сертификации и лицензирования существуют в таких странах, как США, Канада и Великобритания. На территории США и Канады практика без лицензии запрещена. За несоблюдение этого требования накладываются административные взыскания в виде штрафов. Допуск к практике профессиональных психологов регулируется законами каждого отдельного штата, а также округа Колумбия и восьми провинций Канады.
Типичные требования для лицензирования специалиста-психолога (обязательная сертификация):
1. Образование.
Лицензирование для частной практики в большинстве штатов и Канаде требует докторской степени в области психологии. Степень может быть получена в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих региональную аккредитацию и соответству-
Текст: С. А. Маничев, Ю. В. Милешкина
ющий требованиям учебный план.
2. Опыт работы.
Один или два года опыта работы под супервизией в месте, одобренном профессиональным советом штата. Многие штаты (но не все) требуют наличие опыта работы под супервизией уже после получения докторской степени.
3. Экзамен.
Все кандидаты должны сдать «Экзамен на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (Examination in Professional Practice in Psychology — EPPP). Экзамен желательно сдавать по месту предполагаемой работы (практики), т.е. в том же штате.
Содержание экзамена определяется по результатам обзоров психологической практики в США и Канаде. Обзоры практик инициируются Ассоциацией региональных и местных советов по психологии — The Association of State and Provincial Boards (ASPPB). Эта организация была создана в 1961 году с целью обеспечения лицензирования деятельности психологов. В ее задачи входит разработка «Экзамена на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (EPPP), который используется соответствующими Лицензирующими Советами при лицензирования и сертификации специалистов.
Данные прохождения экзамена фиксируются в базе данных ASPPB (Ассоциации региональных и местных советов по психологии) и могут быть затребованы специалистом в случае открытия практики в другом штате. Для того, чтобы упростить процедуру аккредитации специалиста при переезде в другой штат, был создан «Ква-
лификационный сертификат по психологии» (CPQ). Однако он также принимается не всеми штатами, и в этом случае специалист вынужден затребовать результаты экзамена EPPP.
Экзамен состоит более чем из 200 вопросов по следующим темам:
- методы и инструменты психологического исследования;
- интерпретация и написание отчетов;
- создание, подбор инструментов, создание исследовательского плана по результатам диагностики, мониторинг динамики, заключительная оценка;
- знание общей психологической литературы и умение связать ее с практикой;
- дизайн эксперимента (экспериментальные исследования, квазиэксперименты, надежность и валид-ность, сбор и анализ данных, интерпретация результатов);
- профессиональные, этические и юридические ограничения в деятельности психологов (конфиденциальность, приверженность профессиональным стандартам и т.п.).
4. Административные требования.
По законам штатов и провинций могут изменяться требования к возрасту, стажу гражданства, месту жительства, требования морально-этического характера.
5. Переэкзаменация.
В соответствие с законами штатов и провинций установлены сроки для переэкзаменации от 1 года до 3 лет.
Кроме обязательной сертификации (но только после нее) психолог может получить сертификат об уровне своего профессионализма в определенной области (специализации). Кстати, этого требуют законы некоторых штатов. Для этого существует Американский совет профессиональной психологии (ABPP), который, предоставляя сертификат по специальности, признает профессиональный уровень.
ABPP — единственная организация, в которую Американская психологическая ассоциация (American Psychology Association — APA) направляет психологов для официального признания их профессионализма. Кандидаты на присвоение свидетельства ABPP должны иметь докторскую степень в области психологии (Psy.D.), постдокторское обучение по специализации, 5 лет опыта, положительные отзывы на профессиональную деятельность и прохождение
«Экзамена на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (EPPP).
Профессиональные направления, в рамках который осуществляется сертификация специалистов организацией ABPP, следующие:
• Поведенческая психология (когнитивная поведенческая терапия, анализ поведения);
• Клиническая психология (психические, физиологические, эмоциональные расстройства);
• Клиническая психология здоровья (психология здорового образа жизни);
• Клиническая нейропсихология (патологии головного мозга, изучение связанного с этим поведения);
• Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое консультирование);
• Психология семьи (изучение семьи — пары, индивидуумы в контексте семьи, взаимодействие поколений);
• Судебная психология;
• Психология групп (изучают общепсихологические и специфические групповые закономерности, изменяют и адаптируют поведение индивида в группе);
• Психоанализ в психологии;
• Психология реабилитации (восстановление, компенсация утраченных функций, адаптация);
• Школьная психология;
• Клиническая психология детей и подростков (оценка и терапия эмоциональных, физиологических и поведенческих расстройств у детей и подростков);
• Организационная психология и консалтинг (работа с организациями, исследование бизнес среды).
Обращает на себя внимание большое количество сертифицируемых специальностей, группирующихся в области клинической психологии.
Существенной частью системы сертификации является экзамен на осуществление профессиональной деятельности в области психологии» (EPPP). Как уже отмечалось, содержание экзамена определяется и корректируется по итогам обзора психологических практик. Обзор практик проводит организация Professinal Examination Service (PES). PES уже в течение 50 лет разрабатывает стандарты деятельности для профессиональных сообществ, в том числе для представителей американской психологической ассоциации — The Association
of State and Provincial Boards (ASPB).
В России пока не существует практики лицензирования и сертификации специалистов-психологов. Поэтому факультет психологии СПбГУ с удовольствием принял предложение PES провести в 2006 году совместное сравнительное исследование практик американо-канадских и российских психологов. В исследовании использовался опросник, разработанный PES. Анкета быта переведена на русский язык и предложена практикующим психологам в электронном виде.
Деятельность психологов описывалась в следующих понятиях:
- роли (Roles) — основные виды деятельности психологов;
- обязанности (Responsibilities)
— специфические виды деятельности психологов внутри каждой роли;
- предметные области (Content areas) — области теоретического знания, которые используются психологами в рамках практики;
- специализированные знания (Knowledge Statements) — знания, которые дают возможность эффективно выполнять обязанности.
Объем выборок: российская выборка — 241 респондент (из них мужчин - 28%, женщин — 72%), США
— 272 респондента (мужчин — 49%,
Сергей Алексеевич Маничев,
доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии СПбГУ.
Ю. В. Милешкина,
директор Психологического центра факультета психологии СПбГУ
женщин — 51%), Канада — 62 респондента (мужчин — 57%, женщин 43%). Большинство опрошенных — выпускники университетов (Россия — 70%, США - 88%, Канада - 95%).
По результатам предшествующего обзора практик, проведенного PES в 2003 году, были выделены 4
роли, которые сочетаются в деятельности психологов [2, р.82]: внутренний консультант (собственно оказание психологических услуг), внешний консультант (просветительская деятельность, деятельность в интересах профессионального психологического сообщества, общественные эксперти-
зы) преподаватель, исследователь.
Поскольку значимых различий в данных США и Канады о ролях консультантов не обнаружено, эти выборки рассматриваются в виде единой. Каждая роль оценивалась респондентами по количеству времени, затраченному на ее выполнение (таблица 1).
Таблица 1. Время, затрачиваемое психологами на выполнение ролей
Название роли Россия США и Канада
Процент времени Процент времени
среднее Ранг среднее Ранг
средне квадратичное отклонение средне квадратичное отклонение
Количество ответов Количество ответов
внутренний консультант 28,08 0 - 100 69,3 0 - 100
25,92 24,4
232 349
внешний консультант 17,43 0 - 100 9,3 0 - 50
20,19 9,8
228 349
преподаватель 32,11 0 - 90 10,3 0 - 85
25,36 12,7
230 349
исследователь 22,68 0 - 90 7,2 0 - 90
18,42 13,4
237 349
другая роль 19,61 0 - 90 3,8 0 - 100
19,61 13,9
62 349
Максимальный процент времени для ролей внутренний и внешний консультант — 100%, а для ролей преподаватель и исследователь — 90%. Это означает, что работа внешним или внутренним консультантом может занимать все время психолога и исключать другую профессиональную деятельность. Однако никто не занимается только преподавательской деятельностью или только исследованиями. У специалистов, у которых эта роль доминирует, всегда есть еще деятельность в одной из 3 ролей.
В среднем у российских респондентов 32% времени занимает роль «преподаватель», 28% времени — роль внутреннего консультанта, 22,7% — роль исследователя, 17,4% — роль внешнего консультанта.
Американо-канадские психологи основное время затрачивали на выполнение роли внутреннего консультанта, и значительно меньшее время, чем российские — на роли
преподавателя и исследователя.
Скорее всего, это связано со специализацией обследованных респондентов — областью практики, где опрошенные работали в данный момент обследования.
22,7% российских респондентов указывают в качестве основной области практической деятельности — организационную психологию, 10,5 % - социальную психологию, 10% - психологическое консультирование, 7% -педагогическую психологию, 6,7% -клиническую психологию. Все остальные области практики представлены в существенно меньшей степени.
Европейская федерация профессиональных психологических ассоциаций (European Federation of Professional Psychologists Associations) выделила 3 основных контекста деятельности профессионального психолога [1, p. 95]:
- образование;
- клиника/здоровье;
- организация/работа
- а также — группа прочих (специальных) контекстов.
Распределение российских психологов по специализации в целом следует логике европейской классификации.
В американском исследовании большая часть респондентов (60%) работали в области клинической психологии. Как уже отмечалось выше, большая часть сертифицируемых специальностей в США так или иначе связана с клинической психологией (8 из 13 сертифицируемых). Поскольку опрашивались сертифицированные американо-канадские психологи, это, естественно, привело к тому, что среди опрошенных доминировали клинические психологи.
Для каждой роли оценивалась частота выполнения различных обязанностей (функций) психолога по четырехбалльной шкале. Данные по российской выборке приведены в таблице 2.
Таблица 2. Роли и обязанности психологов (российская выборка)
РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ Mean Mode Std. Deviation
Внутренний консультант
1. Обеспечение психологическими услугами и назначение психологического вмешательства (интервенции) в соответствии с имеющимися эффективными методами, которые могут применяться на каждом этапе работы 2,41 2 0,88
2. оординация деятельности и/ или совместное оказание услуг с коллегами-психологами и другими специалистами (например, с работниками здравоохранения, с попечительскими советами, с административным персоналом, с менеджерами и руководителями, с общественными организациями и другими схожими структурами) 2,59 3 0,99
3. Использование различных методов для получения информации от клиентов (семейные пары, группы, организации и т.п.) и использование других источников информации для определения проблемы или потребности, ее оценки и планирования профилактики и интервенции 2,82 3 0,89
4. Создание и развитие технологий и/ или инструментов профессиональной деятельности (например, анализ поведения, структурированное интервью, опросник, анкета; тесты знаний, умений, навыков; - для диагностики индивидуумов, групп, деятельности, организаций, образовательных и социальных учреждений) 2,80 3 0,86
5. Выбор и использование имеющихся технологий/ инструментов для диагностики индивидуумов, групп, деятельности, организаций, образовательных и социальных учреждений 3,08 3 0,79
6. Оценка и сопоставление информации, полученной в результате диагностики, с имеющимися научными данными для того, чтобы сформулировать и/ или изменить гипотезу, описание проблемы, диагноз, рекомендации по вмешательству 2,85 3 0,91
7. Планирование, разработка и внедрение программ профилактики; программ психологического вмешательства; программ по получению обратной связи по результатам деятельности (Например, определение целей; определение критериев, по которым станет ясно, достигнута ли цель; оценка результата) 2,52 3 0,89
8. Подготовка, презентация и проведение занятий, семинаров, мастер - классов для индивидуумов, групп, организаций (например, для менеджеров, служащих и других) по различным вопросам (например, программы обучения и развития, управления изменениями, программы адаптации в организации, программы по детско-родительским отношениям и т.п.) 2,78 3 1,00
9. Создание устных и письменных отчетов с результатами диагностики, рекомендациями, и планируемыми результатами 2,87 3 0,89
10. Проектирование, внедрение инструментов по оценке эффективности программ профилактики, интервенции. оррекция программ профилактики и интервенции в соответствии с результатами оценки (например, оценка работы с индивидуумом или организацией, оценка социальных программ и т.п.) 1,93 2 0,85
Внешний консультант
1. Подготовка, презентация и координация программ здоровья для общественных и государственных организаций (например, программы профилактики курения, программы для родителей, просветительские программы о психологических услугах в области здоровья) 1,57 1 0,82
2. Подготовка, презентация и координация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (например, профилактика наркозависимости, профилактика СПИДа, профилактика школьного насилия) 1,49 1 0,78
3. Подготовка, презентация, координация и оценка обучающих программ, семинаров и мастер - классов для различных групп (например, для персонала в образовательных системах, в юридических системах, в коммерческих организациях, для медицинских работников, общества в целом) 2,40 3 1,02
4. Проведение экспертизы и оказание услуг федеральным, региональным органам и советам (например, органам здравоохранения, правоохранительным органам) и другим организациям, участвующим в общественной жизни 1,55 1 0,79
5. Оказание психологических услуг региональным, федеральным, национальным и международным психологическим организациям и (или) междисциплинарным организациям, группам потребителей, благотворительным и религиозным организациям 1,45 1 0,71
6. Проведение экспертизы и (или) оказаний услуг профессиональным сообществам и (или) специфическим профессиональным организациям (совет по аккредитации, комитет по качеству и т.п.) 1,46 1 0,71
7. Распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью С МИ (например, интервью и статьи в прессе, выступления по радио и телевидению) 2,10 2 0,94
8. Создание и защита стандартов для организаций и частных практиков, которые работают в области психологических услуг. Деятельность по согласованию стандартов, адаптация этих стандартов для практики 1,43 1 0,69
Преподаватель
1. Подготовка, презентация, проведение и оценка обучающих курсов или семинаров для обучения студентов, аспирантов и практиков 2,89 4 1,09
2. Создание, реализация и оценка обучающих программ в рамках системы высшего образования 2,42 1 1,20
3. Развитие и оценка учебных планов в рамках системы высшего образования, системы повышения квалификации, в рамках аспирантских программ 2,12 1 1,14
4. Супервизия практиков - профессионалов для коррекции и повышения и профессиональных навыков 1,73 1 0,82
5. Супервизия и научная поддержка (советы, рекомендации) для тех, кто получает образование в области психологии (например, помощь в написании статей, научных трудов, проч.) 2,42 3 1,06
6. Деятельность в качестве наставника по отношению к коллегам 2,55 3 1,07
7. Профессиональное саморазвитие, продолжение обучения с целью повышения личностной и профессиональной эффективности, усвоения новых знаний и приобретения навыков 3,39 4 0,68
(Продолжение табл. 2)
Исследователь
1. Обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам концептуализации, методологии, интерпретации и т.д. 2,85 3 0,92
2. Экспертная оценка актуальных и потенциальный исследовательских проектов 1,88 1 0,90
3. Управление проектами по оценке научный исследований 1,50 1 0,80
4. Сбор и анализ данный с использованием соответствующих методов 3,05 3 0,84
5. Распространение результатов исследований для научной общественности 2,37 2 0,96
6. Создание различный материалов для повышения эффективности обучающего процесса (например, написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей) 2,25 2 1,00
7. Интерпретация результатов исследования и написание рекомендаций с учетом ограничений 2,51 3 0,87
8. Организация и участие в научных и профессиональный собраниях и конференциях 2,56 3 0,93
9. Подготовка заявок для грантовыгх организаций 1,68 1 0,88
10. Проведение научной экспертизы (например, оказание услуг профессиональным журналам и другим научным изданиям, экспертиза заявок для грантовыгх организаций) 1,40 1 0,66
В рамках роли внутреннего консультанта самая распространенная функция российского психолога (среднее = 3,08 при максимальном = 4) — выбор и использование имеющихся технологий/ инструментов для диагностики. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,93) — проектирование, внедрение инструментов по оценке эффективности программ профилактики, интервенции. Можно говорить о том, что в России оценка эффективности программ интервенции пока еще экзотическая редкость.
В рамках роли внешнего консультанта самая распространенная обязанность (среднее = 2,4) — подготовка, презентация, координация и оценка обучающих программ, семинаров и мастер — классов для различных групп. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,43) —
создание и защита стандартов для организаций и частных практиков, которые работают в области психологических услуг.
В рамках роли преподавателя самая распространенная обязанность (среднее = 3,39) — профессиональное саморазвитие, продолжение обучения с целью повышения личностной и профессиональной эффективности, усвоения новых знаний и приобретения навыков. Она же является самой распространенной среди всех обязанностей психологов. Наименее распространенная обязанность (среднее = 1,73) — супервизия практиков — профессионалов для коррекции и повышения профессиональных навыков. Очень досадно, что этот важнейший инструмент профессиональной подготовки психолога так слабо используется на практике.
В рамках роли исследователя самая распространенная обязанность (среднее = 2,85) — обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам концептуализации, методологии, интерпретации и т.д. Наименее распространенная (среднее = 1,5) — управление проектами по оценке научных исследований.
Кроме затрат времени, респонденты для каждой роли оценивали степень ее критичности по четырехбалльной шкале (таблица 2). Критичность определяется тем, насколько некорректное выполнение роли наносит ущерб интересам потребителя психологических услуг или общества в целом. Высокая оценка критичности роли означает, что при экзаменации психологов этой роли должно уделяться большее внимание.
Таблица 3. Критичность ролей психологов
Россия США и Канада
критичность критичность
среднее 1 2 3 4 среднее 1 2 3 4
Роль средне квадратичное отклонение средне квадратичное отклонение
количество % % % % количество % % % %
3,11 2,9
внутренний консультант 0,73 3,56 11,11 56,44 28,89 0,4 <1 2 8 90
225 344
2,93 2,1
внешний консультант 0,76 4,21 19,63 55,14 21,03 0,9 6 14 44 37
214 334
2,99 2,2
преподаватель 0,76 4,59 15,14 56,88 23,39 0,9 8 11 41 41
218 333
2,63 1,8
исследователь 0,85 9,26 32,87 43,06 14,81 0,9 10 24 39 27
216 323
2,60 1,4
другая роль 1,05 19,23 25,00 32,69 23,08 1,3 37 18 15 31
52 74
Обращает на себя внимание то, что психологи России, в общем, более низко оценивали критичность профессиональных ролей, чем американо-канадские. Кроме того, разброс результатов по критичности обязанностей крайне мал (средне-квадратичное отклонение 0,73 — 0,85).
На этапе пилотажного обследования при личном общении с российскими респондентами также было
заметно, что многие из респондентов не очень задумывались или были достаточно слабо осведомлены о негативных последствиях и этических аспектах профессиональной деятельности психологов.
Американо-канадские психологи придают большее значение этой стороне деятельности, что, вероятно, связано с тем, что этому уделяется большее внимание в системе
академического образования и в публичной деятельности Американской психологической ассоциации.
Существенные различия американо-канадской и российской выборок обнаружились и в оценках частоты использования на практике различных областей теоретического знания (таблица 3).
Таблица 4. Частота использования на практике областей теоретического знания
Россия США и Канада
частота частота
среднее 1 2 3 4 среднее 1 2 3 4
Область знания средне квадратичное отклонение средне квадратичное отклонение
количество % % % % количество % % % %
1,89 2,1
Биологические основания поведения 0,94 41,77 35,44 14,35 8,44 0,9 5 19 42 35
237,00 345
Когнитивно - аффективная основа поведения 2,85 2,5
0,81 5,51 25,00 48,73 20,76 0,8 3 10 34 53
236 345
Социальная и кросскультурная основа поведения 3,17 2,2
0,74 1,69 15,25 47,88 35,17 0,8 1 19 41 38
236 345
2,83 2,4
Психология развития 0,93 8,86 27,00 36,71 27,43 0,8 1 14 33 52
237 345
3,00 2,5
Оценка и диагностика 0,82 3,39 23,31 43,64 29,66 0,7 1 12 23 65
236 345
Лечение, психологическое вмешательство и профилактика 2,43 2,7
1,08 25,00 27,97 25,85 21,19 0,6 1 9 19 72
236 345
2,80 1,3
Методы исследования и статистика 0,91 8,09 29,36 37,02 25,53 0,9 17 49 20 14
235 345
Этические / Юридические / Профессиональные проблемы 2,5
2,61 11,44 36,44 31,78 20,34 0,7 1 7 30 62
345
Самый большой разрыв между российскими и американо-канадскими психологами имеется в частоте использования знания о биологических основах поведения. 42% российских респондентов никогда не использовали знания из этой области. Те, кто применяют знания из этой области, ограничиваются чаще всего специализированными знаниями из области психологии стресса (основы психологии стресса, влияние стресса на повседневную жизнь, влияние стресса на иммунную систему).
Разрыв в это области опять-таки
связан с преобладанием клинических психологов в американо-канадской выборке.
Достаточно часто российские психологи используют теоретические знания в следующих областях:
- когнитивно-аффективной основы поведения — специализированные знания познавательных процессов, основные теории модели мотивации и эмоций, взаимосвязь между когнитивными, поведенческими и эмоциональными реакциями, темпераментом и настроением, т.е. полноценная работа этих функций, характеристи-
ки тревоги, совершенствование деятельности, удовлетворенность работой, стресс и депрессия;
- социальной и кросскультурной основ поведения — прежде всего речь идет о специализированных знаниях в области групповой динамики, типах оргструктур и социального влияния на функционирование личности, социального взаимодействия — межличностные отношения, аттракция, агрессия, альтруизм, социальная справедливость;
- оценки и диагностики — прежде всего специализированные знания в
части методов оценки: самоотчет, отчет наблюдателей, наблюдение, интервью и т.п., тестов для измерения поведенческих и иных характеристик индивида: например, социальный, эмоциональных и поведенческих, когнитивная и нейропсихологическая функция.
Несколько удивила большая частота использования российскими психологами знаний в области методов исследования и статистики. Учитывая, что при этом особенно часто используются специализированные знания, связанные с презентацией и
распространением результатов исследований (например, анализ данный и интерпретация результатов для публикации в научных изданиях или для презентации коллегам, распространение результатов в научной среде), легко объяснить этот факт значительно большей долей в российской выборке психологов, делающих или делавших академическую карьеру.
Наконец, опять-таки обнаруживается соотношение не в пользу российских психологов в применении
знаний в области этических, юридических, профессиональных проблем. Это, как и в приведенном выше примере с недооценкой критичности профессиональных ролей, свидетельствует о недостаточном внимании в России к освоению психологами своей профессиональной роли.
Очень важен вопрос о том, какой теоретический подход и какие методологические принципы используют психологи в своей практике.
Таблица 5. Используемый на практике теоретический подход
Исполызуемый на практике теоретический подход Россия США Канада
Кол-во респондентов Процент от выборки Кол-во респондентов Процент от выборки Кол-во респондентов Процент от выборки
бихевиоралыный 3 1,24 17 6,32 4 6,45
когнитивный 40 16,60 144 53,53 37 59,68
экзистенциалыный 51 21,16 13 4,83 4 6,45
интерперсоналыный 4 1,66 19 7,06 1 1,61
психодинамический 15 6,22 48 17,84 11 17,74
социалыное научение 6 2,49 3 1,12 1 1,61
системный 93 38,59 12 4,46 3 4,84
другое 23 9,54 13 4,83 1 1,61
Итого 235 100,00 269 100,00 62 100,00
Не ответили на этот вопрос 6 2,49 3 0,00 0 0
Около половины психологов США (53,5%) в качестве основного теоретического подхода используют когнитивный подход. На втором месте по популярности - психодинамический подход (17,8%). Аналогичная картина и у канадских респондентов.
Самым популярным в России является системный подход (38,6% респондентов). На втором месте — экзистенциальная психология (21,2%), затем — когнитивистский подход (16,6% респондентов).
В разделе «другое» российские респонденты указали деятельностный подход (3%, т.е. 7 респондентов), культурно-исторический и эклектический (по 0, 85 % или по 2 респондента). Приходится сожалеть о столь быстрой утрате отечественных традиций.
Важным является вопрос о том, в какой области практики специализируются психологи. Основная часть респондентов, как уже упоминалось выше, имеет практику в 5 областях: организационной психологии, социальной психологии, психологического консультирования, педагогической и клинической психологии.
Специализация, полученная во время обучения в вузе, у большинства психологов совпадает с областью практической деятельности. Но в рамках организационной психологии, психологического консультирования и педагогической психологии работает достаточно большое число практиков, у которых специализация по образованию не совпадает с областью практической деятельности.
Например, среди практикующих организационных психологов 18% являются выпускниками кафедры социальной психологии, 10% — по образованию педагогические психологи. В сфере психологического консультирования 35% заканчивали специализацию, связанную именно с этим видом деятельности, 17,4 % — общую психологию и 13% — клиническую психологию. В сфере педагогической психологии примерно по 23,5% имели в ВУЗе специализацию общая психология, педагогическая психология, психологическое консультирование.
Это еще раз подтверждает необходимость введения в России сис-
темы сертификации практикующих психологов.
В каждой из 5 областей практики российских психологов используются различные теоретические подходы.
В области организационной психологии, социальной и педагогической психологии рейтинг подходов идентичный. Самым популярным является системный подход (в среднем 40% респондентов). Вторым является когнитивный подход (20% респондентов).
В педагогической психологии около 20% придерживаются экзистенциального подхода.
В психологическом консультировании 48% применяют экзистенциальный подход и 35% системный.
В клинической психологии практически в равных долях представлены когнитивный, экзистенциальный, психодинамический и системный подходы.
Различия между областями практики проявились и в распределении времени на выполнение профессиональных ролей.
Организационные и клинические психологи в среднем максимальное количество времени (37%) времени уделяют роли внутреннего консультанта. Это самые ориентированные на клиента («кастомизированные») области практики. Соотношение затрат времени на другие роли достаточно близкое и находится в интервале от 18 до 26 %.
У педагогических и социальных психологов доминирует роль преподавателя (48% и 36% времени соответственно). Можно сказать, что это самые академически ориентированные специализации психолога. У пе-
дагогических психологов наименьшее количество времени отнимает роль внешнего консультанта.
Затраты времени в сфере психологического консультирования равномерно распределены между ролями внешнего, внутреннего консультанта и преподавателя.
Заметных различий на уровне частоты встречаемости обязанностей (функций психолога) между 5 областями практики (специализациями психологов) не обнаружено. Но были выявлены значимые различия между используемыми в рамках каждого направления знаниями: выполняя сходные по содержанию обязаннос-Рис. 1. Структура областей
ти, психологи, работающие в разных сферах практики, применяют разные по содержанию специализированные знания.
Наибольшие различия в применяемых знаниях (36 значимых различий по критерию Манна-Уитни) обнаружены между организационной психологией и клинической психологией.
Если количество значимых различий в применяемых знаниях между областями практики (специализациями) психологов интерпретировать как «расстояние» между ними, то области психологической практики можно упорядочить в «знаниевом» пространстве (рис. 1). психологической практики с точки зрения применяемыхспециализированных знаний
Учитывая, что значительная часть психологов работает в области, не соответствующей специализа-
ции, а области требуемых знаний в различных областях практики сильно различаются, особое значение
приобретает послевузовская подготовка психологов. Однако ситуация в этом отношении не очень благополучная (таблица 6).
Таблица 6. Повышение квалификации российскими психологами после получения диплома
Повышали ли вы квалификацию после получения диплома Общее количество участников, заполнивших анкету (п = 241)
Количество респондентов Процент от выборки
нет 48 20,34
да 188 79,66
Итого 236 100,00
Не ответили на этот вопрос 5
Учитывая быстрое устаревание знаний (короткий период «полураспада знаний») в современную эпоху, специалист должен учиться в течение всей своей профессиональной жизни. Однако рынок образовательных услуг для профессионала-психолога очень неупорядочен: на нем работает большое количество организаций-провайдеров образовательных услуг, качество которых никем не контролируется. Остается открытым вопрос
о том, какую подготовку получили психологи, прошедшие повышение квалификации (почти 80%). Очевидно, необходима система аккредитации организаций-провайдеров образовательных услуг в различных областях психологической практики.
Система профессионального образования в течение всей жизни специалиста предполагает сертификацию — признание и подтверждение квалификации. Сертификат специали-
ста, удостоверяя факт владения знанием, делает законным (легитимным) определенный вид занятий и повышает ценность специалиста на рынке услуг.
Сертификация имеет особое значение в связи с обособленным существованием систем получения базовых профессиональных знаний (высшее и среднее специальное образование) и систем признания квалификации. Академическая степень
(вузовский или другой диплом) не всегда достаточна для признания квалификации. На расхождение этих двух систем серьезно жалуются даже в Европе.
В перспективе признание квалификации (добровольная сертификация) все больше будет переклады-
ваться на сами профессиональные сообщества (так называемые саморегулирующиеся организации), которые заинтересованы в том, чтобы закрыть дорогу в практику малоквалифицированным специалистам. Государственное регулирование (сертификация) касается в основном
подтверждения квалификации тех специалистов, деятельность которых создает особые риски для потребителей или общества (медицина, строительство и т.п.).
Положение дел с сертификацией российских психологов по результатам опроса представлено в таблице 7.
Таблица 7. Наличие у психолога сертификата или лицензии от какого-либо совета или ассоциации по психологии
Наличие или отсутствие сертификата или лицензии Общее количество участников, заполнивших анкету (n = 241)
Количество респондентов Процент от выборки
нет 166 70,64
да 69 29,36
Итого 235 100,00
Не ответили на этот вопрос 6
Таким образом, почти 30% пси- Опрос показывает, что с регу- в России существуют серьезные про-
хологов имеют сертификаты — но лированием деятельности психологов блемы (таблица 8). какие и от кого?
Таблица 8. Проблемы регулирования деятельности психологов (ответы на открытый вопрос)
Проблемы, существующие в Вашей стране в отношении регулирования деятельности психологов
Заявленная проблема кол-во ответов % от общего числа ответов
Деятельность психологов никак не регулируется 132 54,8
Отсутствие правового регулирования деятельности психологов 56 20,44
Отсутствие системы лицензирования 29 10,58
Нет ответа на вопрос, или ответ не соответствует смыслу вопроса 27 9,85
Отсутствие единого стандарта деятельности психологов и обучения 19 6,93
Неавторитетность профессиональных союзов и ассоциаций 19 6,93
Низкая психологическая культура населения 16 5,84
Специалист с любым уровнем образования, в том числе специалисты смежных направлений деятельности(экстрасенсы, маги, гадалки) может объявить себя психологом 15 5,47
Низкий уровень образования большинства психологов, выпускников ВУЗов. 17 6,20
Проблема контроля деятельности специалистов; отсутствие механизмов воздействия 12 4,38
Затрудняюсь ответить 11 4,01
Отсутствие общепринятого этического кодекса, отсутствие этической комиссии 11 4,01
Отсутствие института супервизии 7 2,55
Неоднозначный имидж психологов, статус профессии 4 1,46
Низкий уровень культуры психологической деятельности в России 5 1,82
Слабое финансирование психологии на всех уровнях 4 1,46
Нет проблем 3 1,09
Проблемы в стране, нет поддержки государства 3 1,09
Потенциальная коррупция при внедрении системы лицензирования 2 0,73
Много неудачных попыток внедрить систему сертификации 2 0,73
Плохо проработана эта проблема создания и внедрения системы сертификации 2 0,73
Сосредоточение большей части профессионального сообщества в Москве и СПб 2 0,73
Разрыв между наукой и практикой 2 0,73
Нетрудно заметить, что наведение порядка в подготовке и признании квалификации (сертификация) психологов становится первоочередной задачей Российского психологического общества и одновременно способом повысить его авторитет.
Литература
1. Dave Bartram (SHL Group) and Robert R. Roe( University of Maastricht, The Netherlands) Definition and Assessment of Competences in the Context of European
Diploma in Psychology. European Psychologist 2005; Vol. 10 (2); 93-102.
2. Survey of the Practice of Psychology, prepared by Professional Examination Service // Association of States and Provincial Psychology Boards, 2003.