Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскуряков Иван Владимирович

В статье рассматриваются механизмы частно-государственного партнерства и его развитие в социальной сфере Ставропольского края. В обстоятельствах пандемии и малого финансирования сфер жизнедеятельности человека, потери покупательской способности и экономического кризиса данный механизм позволит усилить слабые участки и укрепить экономику края. Именно проекты частно-государственного партнерства могут стать выходом из социально-экономического кризиса. Целью исследования является анализ возможности применения данных проектов в социальной сфере и разработка рекомендаций по их использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE REGIONAL LEVEL

The scientific article examines the mechanisms of public-private partnership and its development in the social sphere of the Stavropol Territory. In the circumstances of a pandemic and small financing of human activities, loss of purchasing power and economic crisis, this mechanism will strengthen weak areas and strengthen the economy of the region. It is public-private partnership projects that can become a way out of the socio-economic crisis. The purpose of the study is to analyze the possibility of using these projects in the social sphere and develop recommendations for their use.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 311

DOI 10.23672/i3677-6009-6307-r

Проскуряков Иван Владимирович

аспирант, Северо- Кав казски й федеральный университет ivan.proskuryakov@icloud.com

Исследование

частно-государственного партнерства

на региональном уровне

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы частно-государственного партнерства и его развитие в социальной сфере Ставропольского края. В обстоятельствах пандемии и малого финансирования сфер жизнедеятельности человека, потери покупательской способности и экономического кризиса данный механизм позволит усилить слабые участки и укрепить экономику края. Именно проекты частно-государственного партнерства могут стать выходом из социально-экономического кризиса. Целью исследования является анализ возможности применения данных проектов в социальной сфере и разработка рекомендаций по их использованию.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, механизмы частно-государственного партнерства, социологическое исследование, анкетный опрос, частный сектор, государство, бизнес.

Ivan V. Proskuryakov

Graduate Student, North Caucasian Federal University ivan.proskuryakov@icloud.com

Research of public-private

partnership

at the regional level

Annotation. The scientific article examines the mechanisms of public-private partnership and its development in the social sphere of the Stavropol Territory. In the circumstances of a pandemic and small financing of human activities, loss of purchasing power and economic crisis, this mechanism will strengthen weak areas and strengthen the economy of the region. It is public-private partnership projects that can become a way out of the socio-economic crisis. The purpose of the study is to analyze the possibility of using these projects in the social sphere and develop recommendations for their use.

Keywords: public-private partnership, mechanisms of public-private partnership, sociological research, questionnaire survey, private sector, government, business.

В

ведение.

В настоящее время, в условиях экономического кризиса и дефицита бюджетных средств, значительное число проблем - таких, как развитие социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, развитие дорожных сетей, развитие досуговой и оздоровительной структур и т.д., невозможно решить исключительно за счет федерального и муниципального бюджетов.

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в Российской Федерации позволят избежать недостатков в сфере государственного регулирования экономики, а также провалов со стороны рыночной экономики.

Частно-государственное партнерство - это партнерские отношения между государством и представителями предпринимательских структур на взаимовыгодных условиях, подкрепленные законодательной базой для достижения высокого экономического роста и удовлетворения потребностей общества, в целом, путем объединения материальных и нематериальных ресурсов всех участвующих в договоре сторон.

Несмотря на то, что данный метод исследован достаточно хорошо и подкреплен хорошей

законодательной базой, реализация механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере не нашло широкого применения.

Материалы и методы.

Для выявления причин низкого уровня использования механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере на региональном уровне было проведено социологическое исследование на тему «Частно-государственное партнерство: использование, виды, проблемы».

Анкетный опрос с использованием авторской анкеты в период с 15.05.2021 по 25.07.2021 г. на территории с. Гофицкого, с. Сухая Буйвола и г. Ставрополя. Анкета состояла из трех блоков, а именно блока общих вопросов, блока компетенций публичного сектора и частного сектора, блока, касающегося информационной открытости и доступности информации о проектах ЧГП и блока вопросов, касающихся законодательной базы. Опросный лист состоял из 35 вопросов.

В анкетном опросе приняли участие 270 человек, 134 опрошенных из них являются представителями частного сектора, остальные 136 человек являются представителями государства.

Проведенное исследование будет способствовать решению следующих задач:

- привлечение внимания частного бизнеса и их капитала для решения государственных проблем в сфере социального обслуживания;

- использование мнение частного сектора при разработке проектных инициатив со стороны государства;

- выявление проблем и препятствий, возникающих при развитии ЧГП, и дальнейшая выработка решений этих препятствий и проблем;

- оценка эффективности взаимодействия власти и бизнеса;

- развитие законодательной базы на федеральном уровне.

Результаты и обсуждение.

Ознакомимся с некоторыми результатами, которые помогут сформировать несколько рекомендаций, по увеличению проектов ЧГП в

социальной сфере. Из 35 вопросов отобрали несколько из каждого блока для того, чтобы дать краткую характеристику и показать отношение к реализации частно-государственного партнерства на региональном уровне.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это законодательное регулирование и оценка эффективности взаимодействия частного сектора и государства по вопросам частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Из 270 опрошенных человек, только 12 % считают его эффективным и 88 % говорят о том, что данного взаимодействия либо вообще нет, либо оно является малоэффективным (рис. 1).

Данные обстоятельства значительно тормозят развитие проектов ЧГП, так как ни государство, ни бизнес не готовы вкладывать средства в реализацию проектов, которые невозможно контролировать, а выстраивание доверительных отношений между партнерами занимает больше времени, чем сама реализация.

Рисунок 1 - Оценка эффективности взаимодействия частного сектора и государства

Также, удалось выделить основные проблемы взаимодействия частного сектора и государства при реализации механизмов ЧГП в социальной сфере.

Респонденты на первое место ставят отсутствие единого механизма взаимодействия между частными и публичными партнерами, а также, ограниченный перечень возможных форм ЧГП и отсутствие единого ведомства по регулированию отношений (рис. 2).

Полученные данные говорят нам о том, что для успешного внедрения проектов ЧГП необходимо создать новые механизмы взаимодействия, так как выработанные методики уже устарели и не включают в себя все особенности социальной сферы.

При анализе блока вопросов о профессиональном регулировании деятельности по внедрению механизмов ЧГП в практику выяснилось, что

необходимо создание независимой экспертизы для отбора частных инвесторов, дабы избежать коррупционной составляющей (рис. 3).

Частный сектор отмечает, что зачастую участие в конкурсной основе носит формальный характер. Бизнес с большим капиталом демпингует и выигрывает за счет низкой цены. Государственный партнер в большей части ориентируется именно на нее, а не на качество оказанных услуг или технологии, которые применяются в ходе реализации проектов.

При наличии сертификата на эксплуатацию, знаний о объекте и даже его строительстве конкурс выигрывает компания, которая предлагает меньшую стоимость за его обслуживание.

Поэтому для частного сектора так важен независимый орган, который будет обладать достаточной экспертизой, чтобы принять решение о том, ко именно в проекте станет частным партнером.

Рисунок 2 - Проблемы частного сектора и государственного при реализации механизмов ЧГП

Рисунок 3 - Нужно ли внедрение независимой экспертизы при отборе проектов ЧГП?

Блок опроса, содержащий информационно-аналитическое сопровождение частно-государственного партнерства, показал то, что недостаточно в

открытых источниках информации о развитии и внедрении данного метода (рис. 4).

Рисунок 4 - Достаточно ли информации в открытых источниках о ЧГП?

В большинстве своем, собрать данные обо всех проектах, которые реализуются на территории РФ, довольно трудно. Осложняется это, в первую очередь, тем, что многие из них просто не

заключаются как ЧГП. Региональные СМИ не освещают их в новостях, а на экономических форумах им не уделяется достаточного внимания.

Заключение.

Таким образом, из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо создавать нормативно-правовую базу. Нет определенных правил подачи проектных инициатив, нормативно-правовых документов, реестра объектов и проектов, направленных на улучшение социальной сферы, типовых форм договоров между частными лицами и государством, четкого распределения рисков при заключении договоров и возможности распределения полученной выгоды.

Также, необходимо постоянное информирование через СМИ о возможности заключения договоров между частным сектором и государством для решения социально-значимых проблем. Бизнес не

Литература:

1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А.А. Алпатов,

A.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. М. : Альпина Паб-лишерз, 2016. 196 с.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие /

B.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. М. : ГУ-ВШЭ, 2010. 165 с.

3. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом / В.Г. Варнавский // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. № 2. С. 134-147.

4. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: учебное пособие для профессионалов / В.А. Кабашкин; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М. : Дело, 2011. 119 с.

5. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.

6. Why Russia Cannot Become the Country of Prosperity / V.F. Nitsevich [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019.

проинформирован о налоговых льготах и других преимуществах при вложении капитала на основании договора о ЧГП. И нужна разработка типовых механизмов для отбора частных партнеров для реализации проектов частно-государственного партнерства. При выборе частного партнера для реализации проектов ЧГП отсутствуют четкие критерии отбора, а процедура принятия решений сложна и бюрократизирована.

Таким образом, внедрение данных практических рекомендаций облегчит и ускорит процесс принятия проектных инициатив частного сектора, позволит разработать типовые формы договоров, повысит уровень информированности частного сектора и государства в сфере ЧГП, что приведет к росту уровня социальной и экономической жизни региона.

Literature:

1. Alpatov A.A. Public-private partnership: mechanisms of implementation / A.A. Alpatov, A.V. Pushkin, R.M. Japaridze. M. : Alpina Publishers, 2016. 196 p.

2. Varnavsky V.G. Public-private partnership: theory and practice : textbook / V.G. Varnavsky, A.V. Kli-menko, V.A. Korolev. M. : Higher School of Economics, 2010. 165 p.

3. Varnavsky V.G. Management of public-private partnerships abroad / V.G. Varnavsky // Issues of state and municipal management, 2012. № 2. P. 134-147.

4. Kabashkin V.A. Public-private partnership in the regions of the Russian Federation : textbook for professionals / V.A. Kabashkin; Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. M. : Delo, 2011. 119 p.

5. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.

6. Why Russia Cannot Become the Country of Prosperity / V.F. Nitsevich [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.