УДК 311
DOI 10.23672/i3677-6009-6307-r
Проскуряков Иван Владимирович
аспирант, Северо- Кав казски й федеральный университет ivan.proskuryakov@icloud.com
Исследование
частно-государственного партнерства
на региональном уровне
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы частно-государственного партнерства и его развитие в социальной сфере Ставропольского края. В обстоятельствах пандемии и малого финансирования сфер жизнедеятельности человека, потери покупательской способности и экономического кризиса данный механизм позволит усилить слабые участки и укрепить экономику края. Именно проекты частно-государственного партнерства могут стать выходом из социально-экономического кризиса. Целью исследования является анализ возможности применения данных проектов в социальной сфере и разработка рекомендаций по их использованию.
Ключевые слова: частно-государственное партнерство, механизмы частно-государственного партнерства, социологическое исследование, анкетный опрос, частный сектор, государство, бизнес.
Ivan V. Proskuryakov
Graduate Student, North Caucasian Federal University ivan.proskuryakov@icloud.com
Research of public-private
partnership
at the regional level
Annotation. The scientific article examines the mechanisms of public-private partnership and its development in the social sphere of the Stavropol Territory. In the circumstances of a pandemic and small financing of human activities, loss of purchasing power and economic crisis, this mechanism will strengthen weak areas and strengthen the economy of the region. It is public-private partnership projects that can become a way out of the socio-economic crisis. The purpose of the study is to analyze the possibility of using these projects in the social sphere and develop recommendations for their use.
Keywords: public-private partnership, mechanisms of public-private partnership, sociological research, questionnaire survey, private sector, government, business.
В
ведение.
В настоящее время, в условиях экономического кризиса и дефицита бюджетных средств, значительное число проблем - таких, как развитие социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, развитие дорожных сетей, развитие досуговой и оздоровительной структур и т.д., невозможно решить исключительно за счет федерального и муниципального бюджетов.
Использование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в Российской Федерации позволят избежать недостатков в сфере государственного регулирования экономики, а также провалов со стороны рыночной экономики.
Частно-государственное партнерство - это партнерские отношения между государством и представителями предпринимательских структур на взаимовыгодных условиях, подкрепленные законодательной базой для достижения высокого экономического роста и удовлетворения потребностей общества, в целом, путем объединения материальных и нематериальных ресурсов всех участвующих в договоре сторон.
Несмотря на то, что данный метод исследован достаточно хорошо и подкреплен хорошей
законодательной базой, реализация механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере не нашло широкого применения.
Материалы и методы.
Для выявления причин низкого уровня использования механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере на региональном уровне было проведено социологическое исследование на тему «Частно-государственное партнерство: использование, виды, проблемы».
Анкетный опрос с использованием авторской анкеты в период с 15.05.2021 по 25.07.2021 г. на территории с. Гофицкого, с. Сухая Буйвола и г. Ставрополя. Анкета состояла из трех блоков, а именно блока общих вопросов, блока компетенций публичного сектора и частного сектора, блока, касающегося информационной открытости и доступности информации о проектах ЧГП и блока вопросов, касающихся законодательной базы. Опросный лист состоял из 35 вопросов.
В анкетном опросе приняли участие 270 человек, 134 опрошенных из них являются представителями частного сектора, остальные 136 человек являются представителями государства.
Проведенное исследование будет способствовать решению следующих задач:
- привлечение внимания частного бизнеса и их капитала для решения государственных проблем в сфере социального обслуживания;
- использование мнение частного сектора при разработке проектных инициатив со стороны государства;
- выявление проблем и препятствий, возникающих при развитии ЧГП, и дальнейшая выработка решений этих препятствий и проблем;
- оценка эффективности взаимодействия власти и бизнеса;
- развитие законодательной базы на федеральном уровне.
Результаты и обсуждение.
Ознакомимся с некоторыми результатами, которые помогут сформировать несколько рекомендаций, по увеличению проектов ЧГП в
социальной сфере. Из 35 вопросов отобрали несколько из каждого блока для того, чтобы дать краткую характеристику и показать отношение к реализации частно-государственного партнерства на региональном уровне.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это законодательное регулирование и оценка эффективности взаимодействия частного сектора и государства по вопросам частно-государственного партнерства в социальной сфере.
Из 270 опрошенных человек, только 12 % считают его эффективным и 88 % говорят о том, что данного взаимодействия либо вообще нет, либо оно является малоэффективным (рис. 1).
Данные обстоятельства значительно тормозят развитие проектов ЧГП, так как ни государство, ни бизнес не готовы вкладывать средства в реализацию проектов, которые невозможно контролировать, а выстраивание доверительных отношений между партнерами занимает больше времени, чем сама реализация.
Рисунок 1 - Оценка эффективности взаимодействия частного сектора и государства
Также, удалось выделить основные проблемы взаимодействия частного сектора и государства при реализации механизмов ЧГП в социальной сфере.
Респонденты на первое место ставят отсутствие единого механизма взаимодействия между частными и публичными партнерами, а также, ограниченный перечень возможных форм ЧГП и отсутствие единого ведомства по регулированию отношений (рис. 2).
Полученные данные говорят нам о том, что для успешного внедрения проектов ЧГП необходимо создать новые механизмы взаимодействия, так как выработанные методики уже устарели и не включают в себя все особенности социальной сферы.
При анализе блока вопросов о профессиональном регулировании деятельности по внедрению механизмов ЧГП в практику выяснилось, что
необходимо создание независимой экспертизы для отбора частных инвесторов, дабы избежать коррупционной составляющей (рис. 3).
Частный сектор отмечает, что зачастую участие в конкурсной основе носит формальный характер. Бизнес с большим капиталом демпингует и выигрывает за счет низкой цены. Государственный партнер в большей части ориентируется именно на нее, а не на качество оказанных услуг или технологии, которые применяются в ходе реализации проектов.
При наличии сертификата на эксплуатацию, знаний о объекте и даже его строительстве конкурс выигрывает компания, которая предлагает меньшую стоимость за его обслуживание.
Поэтому для частного сектора так важен независимый орган, который будет обладать достаточной экспертизой, чтобы принять решение о том, ко именно в проекте станет частным партнером.
Рисунок 2 - Проблемы частного сектора и государственного при реализации механизмов ЧГП
Рисунок 3 - Нужно ли внедрение независимой экспертизы при отборе проектов ЧГП?
Блок опроса, содержащий информационно-аналитическое сопровождение частно-государственного партнерства, показал то, что недостаточно в
открытых источниках информации о развитии и внедрении данного метода (рис. 4).
Рисунок 4 - Достаточно ли информации в открытых источниках о ЧГП?
В большинстве своем, собрать данные обо всех проектах, которые реализуются на территории РФ, довольно трудно. Осложняется это, в первую очередь, тем, что многие из них просто не
заключаются как ЧГП. Региональные СМИ не освещают их в новостях, а на экономических форумах им не уделяется достаточного внимания.
Заключение.
Таким образом, из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо создавать нормативно-правовую базу. Нет определенных правил подачи проектных инициатив, нормативно-правовых документов, реестра объектов и проектов, направленных на улучшение социальной сферы, типовых форм договоров между частными лицами и государством, четкого распределения рисков при заключении договоров и возможности распределения полученной выгоды.
Также, необходимо постоянное информирование через СМИ о возможности заключения договоров между частным сектором и государством для решения социально-значимых проблем. Бизнес не
Литература:
1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А.А. Алпатов,
A.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. М. : Альпина Паб-лишерз, 2016. 196 с.
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие /
B.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. М. : ГУ-ВШЭ, 2010. 165 с.
3. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом / В.Г. Варнавский // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. № 2. С. 134-147.
4. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: учебное пособие для профессионалов / В.А. Кабашкин; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М. : Дело, 2011. 119 с.
5. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.
6. Why Russia Cannot Become the Country of Prosperity / V.F. Nitsevich [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019.
проинформирован о налоговых льготах и других преимуществах при вложении капитала на основании договора о ЧГП. И нужна разработка типовых механизмов для отбора частных партнеров для реализации проектов частно-государственного партнерства. При выборе частного партнера для реализации проектов ЧГП отсутствуют четкие критерии отбора, а процедура принятия решений сложна и бюрократизирована.
Таким образом, внедрение данных практических рекомендаций облегчит и ускорит процесс принятия проектных инициатив частного сектора, позволит разработать типовые формы договоров, повысит уровень информированности частного сектора и государства в сфере ЧГП, что приведет к росту уровня социальной и экономической жизни региона.
Literature:
1. Alpatov A.A. Public-private partnership: mechanisms of implementation / A.A. Alpatov, A.V. Pushkin, R.M. Japaridze. M. : Alpina Publishers, 2016. 196 p.
2. Varnavsky V.G. Public-private partnership: theory and practice : textbook / V.G. Varnavsky, A.V. Kli-menko, V.A. Korolev. M. : Higher School of Economics, 2010. 165 p.
3. Varnavsky V.G. Management of public-private partnerships abroad / V.G. Varnavsky // Issues of state and municipal management, 2012. № 2. P. 134-147.
4. Kabashkin V.A. Public-private partnership in the regions of the Russian Federation : textbook for professionals / V.A. Kabashkin; Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. M. : Delo, 2011. 119 p.
5. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009.
6. Why Russia Cannot Become the Country of Prosperity / V.F. Nitsevich [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019.