Научная статья на тему 'Исследование автоколебательного движения асинхронного электродвигателя с маятником на валу'

Исследование автоколебательного движения асинхронного электродвигателя с маятником на валу Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Луковников Вадим Иванович, Веппер Леонид Владимирович

Предложен новый принцип построения безредукторных электроприводов колебательно-го движения, основанный на создании условий существования устойчивого автоколебатель-ного режима в электромеханической системе «асинхронный электродвигатель – маятник». Получено в канонической форме уравнение движения такой системы, когда нагрузка представлена в виде сухого и жидкостного трения. Методом фазовой плоскости осуществлен анализ этого уравнения, в результате чего ус-тановлены аналитические соотношения между параметрами электропитания, двигателя, ма-ятника и нагрузки, определяющие условия возникновения, устойчивости и бифуркаций ав-токолебательного движения и являющиеся математическим обеспечением синтеза автоколе-бательного асинхронного электропривода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Луковников Вадим Иванович, Веппер Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование автоколебательного движения асинхронного электродвигателя с маятником на валу»

УПРАВЛЯЮЩИЕ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

УДК 62-83: 621.313.333

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С МАЯТНИКОМ НА ВАЛУ

В.И. ЛУКОВНИКОВ, Л.В. ВЕППЕР

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,

Республика Беларусь

Введение

В нашей работе [1] сообщалось о перспективности построения безредукторных электроприводов колебательного движения на основе реализации мягкого реверса за счет обеспечения устойчивого автоколебательного режима работы системы «однофазный асинхронный электродвигатель - упругий элемент».

Повысить мощность и надежность такой системы с одновременным упрощением технической реализации можно за счет использования общепромышленного трехфазного асинхронного электродвигателя (АД) с обмотками, присоединенными к однофазной сети электропитания, и замены пружины маятником (дисбалансом), закрепленным на валу двигателя [2, 3].

Как следует из [1], анализ автоколебательного движения АД, даже с линейной пружиной на валу (линейная позиционная нагрузка), представляет собой серьезную теоретическую задачу. Замена же пружины маятником существенно усложняет ее, т. к. в консервативной паре «масса - упругость» появляется периодическая нелинейность, что приводит не только к особенностям бифуркаций автоколебательного движения, рассмотренных в [1], но и появлению новой бифуркации - срыву автоколебаний во вращение.

Цель работы

Создать математическое обеспечение для анализа и синтеза условий возникновения, устойчивости и бифуркаций автоколебаний в асинхронном электродвигателе с маятником на валу, как научной основы его выбора в качестве силового элемента автоколебательного электропривода.

Метод достижения цели

Опуская предварительные математические преобразования, запишем уравнение движения АД с маятником на валу в канонической форме [4]:

ф + вт ф = -о+ (О -О)Ф -О&3 + ОзФ5 -МвФ7, (1)

где ср,ф, ф - относительная угловая координата положения вала АД и ее первая (скорость) и вторая (ускорение) производные по относительному времени;

О, О - коэффициенты нагрузки жидкостным и сухим трением;

О - коэффициент электромагнитного демпфирования АД;

О, О, О - коэффициенты полиномиальной аппроксимации механической характеристики АД.

Представим уравнение (1) в виде системы двух уравнений первого порядка:

p = v,

v = - sin p - *2signv + (*3 - *)v - *4v3 + /u5v5 - *6v7 .

(2)

Дифференциальное уравнение интегральных кривых получится делением второго уравнения на первое

dv = - sin p - *2Signv + (*3 - *)v - /и4v3 + /u5v5 - *6v7 dp v

(3)

Анализом уравнений (2) и (3) установим условия возникновения, устойчивости и бифуркаций автоколебательного движения.

1. Условия существования равновесных состояний

Координаты точек равновесия найдем, приравняв нулю производные р и V, что позволит записать систему уравнений (2) в виде

/V = 0,

[- этр - д2Signv+ (д - - д4уъ + д5V5 - /и(у1 = 0.

Анализируя полученное, можно найти, что в отличие от случая, рассмотренного в [1], здесь существует множество особых точек семейства интегральных кривых на фазовой плоскости, расположенных на оси абсцисс Ор (V = 0), с координатами р1 = ±iж, где i = 0, 1, 2, 3,... - ряд натуральных чисел.

Следуя изложенному в [1], определим устойчивость равновесия в особых точках с помощью системы уравнений для малых отклонений переменных Ар, Av от состояния равновесия vo = 0, ры = ±1ж

A p = Av,

A v = - sin(± in + Ap) - 2Ъ* Av + (*3 - * )Av,

п

(4)

где Ъ - крутизна касательной в начале координат к функции arctg, аппроксимирующей функцию Sign и совпадающей с ней при Ъ ^ да [1].

Поскольку для малых Ap величина

sin(± іп + Ap) & (- 1)г Ap,

то корни характеристического уравнения системы (4), равные

P1,2 = 2 і* - A -■

2Ъ*

п

І

1 f 2Ъ*

і *

будут при Ь ^ да отрицательны для четных i = 0, 2, 4,. и положительны для нечетных i = 1, 3, 5,..

Значит в первом случае состояние равновесия устойчиво, а во втором - неустойчиво, что хорошо согласуется с известным из физики положением об устойчивости маятника при его остановке внизу от точки подвеса и неустойчивости при остановке вверху.

2

1

Если же сухое трение отсутствует (/2 = 0), то при /3 > /1 все состояния равновесия неустойчивы, а при /3 < /1 - устойчивы.

2. Условия возникновения предельных циклов автоколебаний

Проинтегрируем уравнение интегральных кривых (3) для начальных условий —, vo и запишем уравнение фазовых траекторий через параметр Л и интеграл Q(—, учитывающий взаимодействие сил диссипации и подпитки, в следующем виде:

v - 4^Л - sin2 — j = Q(p\ (5)

где интеграл, учитывающий влияние сил диссипации и подпитки, равен

iv + (u3 -u^v-uV +■■' 5

Q—) = 2 • j [-uSign v + (//3- Ui)v - u4v3 + vv'- uv1 ]d—.

Vo

В установившемся режиме силы подпитки и диссипации компенсируют друг друга, тогда Q((p) = 0 и уравнение (5) сводится к системе уравнений

v2 = 4\ Л- sin2 —

2 .

(6)

j [-/2Sign v + (/3 -/i ) v - /1^ + /5v5 - /6v? ] d— = 0.

—o

Его параметр Л = — v2 + sin2—^ является бифуркационным (лимитационным),

Первое уравнение описывает известную фазовую траекторию свободного движения маятника, исследованного, например, в работах [5, 6].

- V2 + sin2 —

4 o 2

разделяющим вращательное (Л > 1), колебательное (Л < 1) и равновесное (Л = 0 или — =vo = 0 ) свободные движения маятника.

Анализ выражения для Л показывает, что даже при предельном начальном отклонении маятника — = ±п вращение не возникает, если нет толчка с начальной

скоростью ( vo = 0 ), т. к. не выполняется неравенство Л > 1.

При отсутствии же начального отклонения (— 0 = 0) всегда возникает вращение,

если |vo| > 4. Знак vo определяет направление вращения или колебания (по часовой

стрелке или против).

Уравнение сепаратрисы, разделяющей на фазовой плоскости вращательный и колебательный режимы движения маятника, найдем для Л = 1 в виде

v = 2 cos —. (1)

2

Варианты фазовых траекторий, рассчитанных по первому уравнению системы (6) и уравнению (1), представлены на рис. 1. Они же справедливы и для установившегося движения АД с маятником на валу, нагруженного диссипативными силами, при условии их компенсации активным электромагнитным усилием «подкачки», когда выполняется второе уравнение системы (6).

Рис. 1. Фазовые траектории установившегося движения АД с маятником на валу при скомпенсированной нагрузке: 1 - вращение при Я = 2; 2 - сепаратриса при Я = 1;

3 - колебания при Я = 0,5; 4 - равновесные состояния при Я = 0

Это уравнение по существу описывает условия возникновения предельных циклов автоколебаний и позволяет установить взаимосвязь между начальными условиями пуска (фо, Уо), нагрузкой (а, а), параметрами АД и его электропитания (а, А, а), определяющую существование этих циклов.

В работе [5] показано, что уравнение свободного движения маятника имеет точное установившееся решение, записываемое с помощью эллиптических функций Якоби.

Анализ гармонического состава, проделанный в работе [6], позволил установить, что в диапазоне амплитуд колебаний от 15 до 90° относительная величина амплитуды первой гармоники изменяется от 0,9996 до 0,985, что позволяет в рассматриваемом случае с высокой степенью точности считать закон установившихся автоколебаний маятника гармоническим с амплитудой фт = 2л[Л и начальной фазой та = -аг^ (фо/уо), то есть

ф

V

2^[Л Бт

2у/Я

Г

т

V

(

СОБ

фо

V

I

V

(8)

Интеграл Q(ф) будет равен нулю, поскольку при компенсации сил диссипации и подпитки будет равна нулю подынтегральная функция

(9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямой подстановкой (8) в (9), используя гармонический баланс по первой гармонике, найдем уравнение существования предельных циклов автоколебаний в виде

4 2 3

-----ц*2 + (л — М) — 3 А/л + 10А Л5 — 35А Мб = 0.

п

(10)

Поскольку рт = 2л[А , то уравнение (10) представляет собой уравнение радиусов предельных циклов.

С помощью подходов, использованных нами в работе [1], можно по нему построить бифуркационную диаграмму, а также показать, что предельные циклы существуют только при положительных корнях, причем большим корням соответствуют устойчивые, а меньшим - неустойчивые циклы.

Отметим, что расчет фазовых траекторий неустойчивых автоколебаний следует производить непосредственно по уравнению (5), а временных диаграмм - по уравнению (1).

При автоколебаниях нагруженного маятника с амплитудой рт < п, фазовые траектории его движения очень близки к траекториям автоколебаний нагруженной пру-

п

жины [1], хотя законы колебаний достаточно хорошо совпадают только для рт < — .

Сказанное, в частности, подтверждает рис. 2, где представлены фазовые траектории и временные диаграммы автоколебаний для неустойчивых предельных циклов, рассчитанные по полученным здесь и в [1] соотношениям.

р,а>,8

0,5

0

-1

1

2 3 /

0 12 3 4 56 7 8 9 10 ^ С

а)

б)

Рис. 2. Временные диаграммы (а, б) угла р (1), скорости а (2), ускорения е (3) и фазовые траектории (в, г) неустойчивого предельного цикла автоколебаний АД с пружинной (а, в) и маятниковой (б, г) упругостью для СУ = 80 Нм, МтрУ = 4 Нм,

JУ = 3,2 кг • м2, р0= 1 рад

3. Условия возникновения вращательного движения

Исследование движения АД с маятником на валу при скомпенсированной нагрузке показало, что в установившемся режиме в нем возникает бифуркация автоколебательного режима во вращательное (рис. 1, кривая 1).

Соответствующее этому первое уравнение системы (6) было исследовано в работе [5] для случая круговращения маятника.

Выяснилось, что точное аналитическое выражение угловой скорости маятника можно записать с помощью эллиптических функций Якоби. Если пуск во вращение производится только с помощью толчка ( ро = 0, уо ^ 0 ), то для уо >> 2 это выражение в принятых в данной статье обозначениях можно для среднего значения скорости приближенно записать как

уср =---2 У° -4------- ~ V.

р 1 + УГ, +УГ, + ...

Теперь прямой подстановкой у0 в уравнение (9) можно найти условие существования вращательного движения в виде

- А + (а - А К - А^03 + А V5 - А^07 = °.

(11)

Вращательное движение АД с маятником на валу существует только при положительных корнях этого уравнения, причем для больших корней оно устойчиво, а для меньших - неустойчиво.

Расчет фазовых траекторий и временных диаграмм неустойчивого вращательного движения следует производить непосредственно по уравнениям (5) и (1).

На рис. 3 представлены рассчитанные по полученным соотношениям фазовые траектории, иллюстрирующие срыв автоколебаний во вращение.

Рис. 3. Фазовые траектории срыва автоколебаний во вращение АД с маятником на валу: а) СУ = 20 Нм, МтрУ = 1,95 Нм, JУ = 0,3 кг • м2, сро = 1 рад ;

б) СУ = 80 Нм, МтрУ = 2,0 Нм, JУ = 3,2 кг • м2, що = 1 рад

Заключение

Проведенное исследование показало, что в автоколебательном движении АД с маятником на валу имеется несколько устойчивых и неустойчивых положений равновесия с координатами щ = ±іп, у = 0; существуют устойчивые и неустойчивые предельные циклы автоколебаний, определяемые уравнением (10); возникает срыв автоколебаний во вращение, если при нулевом начальном отклонении маятника (щ = 0) начальный толчок дает скорость у0 > 2у/ Я-1 ; существует устойчивое и неустойчивое вращательное движение, определяемое уравнением (11).

Полученные аналитические связи и уравнения представляют собой теоретическую основу инженерной методики выбора АД с маятником на валу в качестве силового элемента автоколебательного электропривода.

Предполагается опубликовать эту методику в последующих номерах настоящего

журнала.

Список литературы

1. Луковников В.И., Веппер Л.В. Исследование автоколебательного движения однофазного асинхронного электродвигателя с линейной пружиной на валу //Вестник ГГТУ им. П О. Сухого. - 2001. - № 2. - С. 33-42.

2. Веппер Л. В. Однотиристорный автоколебательный маятниковый асинхронный электропривод //Современные проблемы машиноведения: Материалы междуна-род. науч.-техн. конф., посвящ. П.О. Сухому. - Гомель: ГПИ. - 1998. - Т. 2. -С. 69-72.

3. Луковников В.И., Веппер Л.В. Автоколебательный асинхронный электропривод //Энергосбережение. Электроснабжение. Автоматизация: Материалы МНТК - Гомель: Учреждение образования «ГГТУ им. П.О. Сухого». - 2001. - С. 94-96.

4. Веппер Л. В. Автоколебательные режимы однофазного асинхронного электродвигателя: Автореф. дис. ... канд. техн. наук /Гомель: Учреждение образования «ГГТУ им. П.О. Сухого», 2001. - 21 с.

5. Лойцянский Н.Г., Нурье А.И. Курс теоретической механики. - Т 2: Динамика. -М.: Наука, 1983. - 640 с.

6. Иориш Ю.И. Виброметрия. - М.: ГНТИ Машиздат, 1963. - 771 с.

Получено 04.01.2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.