МЕХАНИКА И ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
УДК 621.313.3.1
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
В. И. ЛУКОВНИКОВ, А. В. БЕСКРОВНЫЙ, А. Е. СПОРИК
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, Республика Беларусь
В работах [1, 2] описаны математические модели обобщенного электромеханического преобразователя (ЭМП) периодического движения в форме Коши по методу мгновенных временных и пространственных составляющих в статорной системе координат а, р. Эти модели напрямую для комплексного анализа энергетики ЭМП не пригодны, так как они, во-первых, учитывают только способы параметрического возбуждения периодически перемещающихся магнитных полей, а во-вторых, не определяют порядок расчета энергообмена.
Для исследуемых в последнее время маятниковых автоколебательных электроприводов тоже разработаны математические модели [3-5], но и они не ориентированы на анализ электропотребления и не охватывают ряд других эффективных способов создания колебательного движения.
В связи с изложенным, в данной работе предлагается универсальная математическая модель для анализа электромеханического преобразования энергии в ЭМП в виде асинхронных двигателей периодического движения на базе следующих блоков дифференциально-алгебраических уравнений:
- уравнения, моделирующие ЭДС источников электропитания статорных обмоток АД при различных способах создания колебательного и автоколебательного движения;
- система дифференциальных уравнений электрического равновесия АД, записанная в потокосцеплениях статорных и роторных обмоток в координатах а,в;
- дифференциальные уравнения механического равновесия АД, учитывающие силы сухого и жидкостного трения, инерционную, а также маятниковую или пружинную позиционную нагрузки;
- алгебраические уравнения расчета параметров модели, фазных токов по по-токосцеплениям и энергетических показателей по обобщенному КПД.
Первый блок математической модели представлен в таблице 1, в которой записаны аналитические выражения в непреобразованной (фазной) и преобразованной (статорной а,в) системах координат для статорных ЭДС восьми вариантов создания колебательного и автоколебательного движения (вентильный электропривод повторяет в коммутационном варианте автоколебательный и колебательный электроприводы).
В этих выражениях использованы обозначения:
Ет - амплитуда фазной ЭДС сети; а>1 - несущая частота сети; О - угловая моделирующая частота сети; ^ и 12 - моменты времени вентильной коммутации ЭДС.
Уточним, что автоколебания при трехфазном и однофазном электропитании статорных обмоток возникают лишь при наличии маятниковой или пружинной нагру-
зок на валу, причем, для однофазного режима необходимо начальное отклонение вала (ротора) от положения равновесия [3-5]. В противном случае, возникает вращательное движение.
Таблица 1
Соотношения для статорных ЭДС безредукторных асинхронных электроприводов
ЭДС Типы электроприводов
автоколебательный колебательный
трехфазное включение однофазное включение линейная фазовая модуляция балансная амплитудная модуляция
Фазная система координат ЄА Ет • 8Іп(®іґ) Ет • БІп(®іґ) Ет • БІп(®1Ґ) Ет • 8Іп(®1Ї) • БІп(Ої)
ев Ет • БІП®^ + 120°) Ет • БІп(®іґ + 180°) Ет • БІп(®1Ґ + Ої) Ет • соб(®^) • |біп(Ої )|
ес Ет • біп(®іґ - 120°) Ет • біп(®іґ - 180°) - Ет • БІп(® 1^ + Ої) Ет • соб(®^) • |біп(Ої )|
Система координат а-р еа Ет • біп(®іґ) 4 — Ет • біп(®1Ґ) 2 — Ет • 8Іп(®1Ї) 2 Ет • 3 8Іп(®1Ї) БІп(Ої)
еР Ет • соб(®^) 0 Ет л/3 БІп(® 1Ї + Ої) Ет • л/3 СОБ^ї) • |біп(Ої)|
Смещение нейтрали ем- или нулевая последовательность ео 0 2 - — Ет • біп(®1Ґ) 3 Ет • 8Іп(®1Ї) 1 Ет • 8Іп(®1Ї) • БІп(Ої)
Примеча вы эти ж а) для к е = • б) для ко е= ние. В вентильных электроприводах периодического движения справедли-е выражения для ЭДС во время подпитки: г- . 2п оммутации внутри периода колебании -— : П 0 при 0 < t < ¿1, ¿2 < 1 < 2 • —, е при ¿1 < t < ¿2; 2п ммутации внутри периода сети —: а>1 0 при 0 < t < ¿1, — < t < — + ¿1, а>1 а>1 — — — е при ¿1 < t < —, + ¿1 < t < 2 . ®1 ®1 ®1
Второй и третий блоки математической модели могут быть представлены в виде следующей системы из шести нелинейных дифференциальных уравнений.
(1)
—- = о, о(+0) = 0, р(+0) = <Ро ^ 0.
^ ж
Здесь обозначено:
Х¥ак, ^рк - статорные и роторные потокосцепления по осям а и в, соответственно;
еа, ер - статорные ЭДС по таблице 1;
а], а2, Ь], Ь2 - коэффициенты, рассчитываемые по параметрам схемы замещения; р, о- угол и скорость колебаний вала двигателя; р - число пар полюсов;
і, п - передаточное число и КПД редуктора;
О, I - вес и длина маятника;
- активное сопротивление фазной статорной обмотки;
- суммарный момент инерции ротора, маятника и нагрузки, приведенный к валу двигателя;
Н, С - коэффициенты жидкостного трения и жесткость пружины;
Мтр - момент сухого трения.
Отметим, что при анализе автоколебательных режимов в АД с маятником на валу следует положить С=0, а для АД с пружиной на валу 0-1=0.
И, наконец, четвертый блок математической модели представим, с целью удобства пользования, в виде четырех систем алгебраических уравнений.
Первая система предназначена для расчета параметров блока (1).
02 = аі - МI,
Ь2 = Ь1- ,
^г Х2 + Хт ° 1, = X1 + Хт /° 1, М = Хт / °1,
где Ья, Ь,, М - полные собственные индуктивности обмоток ротора, статора и их
взаимная индуктивность;
Я$ Як, Х}, Х’2, Хт - параметры схемы замещения асинхронного электродвигателя; а>1 - синхронная скорость;
Зд, Зн - моменты инерции двигателя (ротора) и нагрузки; g - ускорение земного притяжения.
Вторая система уравнений позволяет найти мощности, отдаваемые источником электропитания.
ІаБ
Уа8 -
М
аК
а ■ Ь,
М
■Ч
вя,
а - 1 - ■
X,
т
(Хі + Хт ) ■ (Х2 + Хт )
Рэл (і) - еа(і) ■ І а, (І) + Єр(І) ■ І в, (і),
Р -
эл
Е -
а
Ев-
а-
1в-
Тк
| Рэл (І)■ Ж,
кол о
1 ЧТкол ТКОл 2 ■ І еа (і)■ Ж, о
1 2в —
\Ткол
1 Ткол 2 1 Іа(і )■ Ж, о
Ткол
(3)
Тг
кол о
Оэл - V ^эл - Рэл .
1
1
1
1
Здесь обозначено:
1а5, 1рз - мгновенные значения статорных фазных токов; а- коэффициент затухания по Блонделю;
Еа, Ер, 1а, 1р - действующие значения статорных фазных ЭДС и токов; рэл(I) - мгновенное значение электрической мощности;
Рэл, 0эл, 5эл - активная реактивная и полная мощности;
Ткол - период колебаний ротора АД.
Третья система уравнений предназначена для определения мощностей, отдаваемых двигателем в нагрузку.
Р мех (t ) = o(t )• M мех (t ),
p,
1
мех
T
J Рмех (t^ dt>
кол 0
Q =
TK
1 ткол 2
• J о (t) • dt,
кол 0
M,
дейс
(4)
T
J Mмех (t)^ dt,
кол 0
Sмех = Q • M
дейс,
Q мех
;2 - p2
i мех X ^ мех 1 мех ■
В этой системе уравнений введены следующие обозначения: рмех(0 - мгновенное значение механической мощности;
Рмех, 0мех, 5мех - активная, реактивная и полная механические мощности;
Мдейс,0. - действующие значения момента и скорости колебаний.
И, наконец, последняя система уравнений позволяет определить энергетические показатели АД колебательного движения в соответствии с понятием обобщенного КПД [4].
Пе =
S
мех
паэ =
Sэ
P
p мех + Q мех + T мех
S
эл
мех
p
мех
p
п рэ
S
Q
эл
мех
Рэл S.
Q
мех
эл = Па ' ка,
эл
Q'эл = п •к
Чп
(5)
пиэ
T
Л/,
T
71/
T
S
пи • ки,
Пе = а • К а + П р • К р + П и • К и.
эл
2 2 , „2 2,2 2
T
1
Здесь через пэ обозначен полный энергетический обобщенный КПД, а через г]аэ, Прэ, Пиэ - его энергетические составляющие по активной, реактивной и мощности искажения. Эти составляющие далее представляются в (5) через соответствующие коэффициенты мощности ка, кр, ки и обычные КПД па, Пр, П для различных видов мощностей.
Итак, таблица 1 и системы диференциально-алгебраических уравнений (1-5) представляют собой полную математическую модель АД периодического движения, ориентированную на анализ и синтез энергообмена в нем.
На основе этой математической модели и программы Modeler 2.4, реализующей данный принцип анализа энергетических показателей, было произведено численное исследование энергетики колебательного привода на основе асинхронного электродвигателя типа АИР71А6У3. Этот двигатель имеет следующие параметры, приведенные к обмотке статора:
Хт=880 Ом, Х1=8,59 Ом, Х2' = 15,65 Ом, ^1=7,44 Ом, ^'=5,73 Ом,
«0=314 рад/с, /д=0,003 кг- м2.
Параметры нагрузки имели следующие номинальные значения:
0=40 Н, /=0,4 м, /„=0,003 кг- м2, Я=0,2 Н- м - с, Мтр=0,05 Н- м, /=5, п=0,85.
Частота вынужденных колебаний задавалась равной 1 Гц.
По результатам исследования можно сказать следующее: увеличение механических нагрузок (вес маятника, длина, момент трения, коэффициент демпфирования) приводит к уменьшению КПД; влияние амплитуды напряжения неоднозначно, поэтому каждый случай необходимо рассматривать детальнее.
Без импульсной подпитки наиболее лучшим, с точки зрения КПД, является способ балансно-амплитудной модуляции.
При импульсной подпитке за период сети происходит увеличение КПД при увеличении угла открывания, но система теряет устойчивость и затухает.
Наиболее интересен случай импульсной подпитки за период колебаний. При этом способе были достигнуты самые высокие КПД (35 %) при способе возбуждения балансно-амплитудной модуляции. Ниже приведена таблица 2, в которой представлены параметры энергетики колебательного привода при одинаковой нагрузке (нагрузка стандартная).
Таблица 2
Зависимость энергетических КПД от типа питания привода
Однофазные автоколебания Трехфазные автоколебания Линейно- фазовая модуляция Балансно- амплитудная модуляция
Пе 0,01788 0,1385 0,10588 0,15832
Пае 0,01085 0,0031 0,00336 0
Лре 0,01422 0,13846 0,10582 0,15832
Литература
1. Луковников В.И., Середа В.П., Тодорев В.В. Моделирование периодических режимов асинхронных электродвигателей безредукторного привода //Электричество.- 1992.- № 5.- С. 31-35.
2. Луковников В.И. Моделирование безредукторных электроприводов периодического движения //Материалы МНТК «Современные проблемы машиноведения».-Гомель: ГПИ, 1996.- С. 187.
3. Луковников В.И., Тодорев В.В., Веппер Л.В. Автоколебательный режим однофазного асинхронного электродвигателя //Изв. ВУЗов и ЭО СНГ. Энергетика.- 1998.-№ 2.- С. 45-49.
4. Луковников В.И., Тодорев В.В., Веппер Л.В. Моделирование автоколебательного асинхронного электропривода //Изв. ВУЗов и ЭО СНГ. Энергетика.- 1998. - № 3.-С. 32-42.
5. Луковников В.И., Веппер Л.В., Спорик А.Е. Обобщенная модель маятникового электропривода //Материалы МНТК «Современные проблемы машиноведения».-Гомель: ГПИ, 1998. - С. 86-88.
Получено 01.11.2000 г.