УДК 656.7
DOI 10.52375/20728689_2022_1_159
исследование авиационной системы арктической Зоны
российской федерации
Зайцева и.Б., к.э.н., доцент кафедры «Экономика», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,
e-mail: irina_zay4@mail.ru
Бородулина С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика водного транспорта», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»; профессор кафедры «Экономика», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, e-mail: piter00000@mail.ru
В статье отражены результаты исследования состояния воздушной сети Арктической зоны РФ с позиции ее соответствия целям и задачам Стратегии развития Арктической зоны и Транспортной стратегии. Сделан вывод о том, что возможности развития системы воздушного транспорта следует оценивать на основе использования отраслевого и социально-экономического подходов, акцентирующих внимание на отличительных особенностях транспорта Арктической зоны. На основе анализа инфраструктурных объектов воздушной сети и эксплуатантов воздушного транспорта в статье описаны сдерживающие факторы развития системы воздушных перевозок Арктического региона. Результаты проведенного исследования позволяют описать влияние основных факторов, которые необходимо учитывать в процессе эффективного освоения Арктических регионов и развития авиатранспорта.
Ключевые слова: воздушный транспорт, Арктика, стратегическое региональное развитие, геостратегическая территория.
STUDY OF THE AVIATION SYSTEM IN RUSSIAN ARCTIC ZONE
Zaytseva I., Ph.D., Economics chair, University of Civil Aviation, Associate Professor, e-mail: irina_zay4@mail.ru Borodulina S., Doctor of Economics, Professor of the Department of water transport Economics, FSBEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Professor, Economics chair, University of Civil Aviation, e-mail: piter00000@mail.ru
The article reflects the results of the study of the state of the air network of the Arctic zone of the Russian Federation from the position of its compliance with the goals and objectives of the Arctic Zone Development Strategy and Transport Strategy. It is concluded that the possibilities for the development of the air transport system should be assessed on the basis of the use of sectoral and socio-economic approaches, focusing on the distinctive features of transport in the Arctic zone. Based on the analysis of the infrastructure facilities of the air network and air transport operators, the article describes the constraining factors of the development of the air transportation system of the Arctic region. The results of the study allow us to describe the influence of the main factors that need to be taken into account in the process of effective development of the Arctic regions and the development of air transport.
Keywords: Air transport, Arctic, strategic regional development, geostrategic territory.
Развитие Арктической зоны РФ сформулировано рядом стратегических документов федерального уровня [1, 2, 3], Стратегиями социально-экономического развития территории Арктических регионов, а также Стратегиями развития отраслей. Некоторые из них предполагают развитие транспортно-логистической системы, включая региональную модернизацию воздушной сети. Транспортной стратегией [4] предусмотрена трансформация всей опорной транспортной системы в связи с необходимостью формирования условий перехода от государственной стратегии экономического роста к инновационному, социально ориентированному типу экономики.
Арктическая зона России является геостратегической территорией, выделенной программой освоения Арктики. 20% доходов федерального бюджета формируется за счет производительных сил Арктической зоны [5]. Особенность данной территории вызвана малой плотностью населения и важностью тех немногочисленных ключевых точек размещения населения, в которых расположены стратегические и ресурсные объекты РФ, в связи с чем актуальными становятся вопросы обеспечения безопасности, ресурсообеспечения и развития соответствующей транспортной инфраструктуры, в т.ч. авиационной. К тому же, развитие Арктических территорий целесообразно рассматривать во взаимосвязи с важным транспортным коридором, кратчайшим путем из Азии в Европу, Северным морским путем, что отражает большие перспективы развития логистики на территории нашей страны. Арктика является чрезвычайно богатым ресурсами регионом, способным и в настоящее время и в будущем обеспечить защиту национальных интересов России. В связи с этим вопросы развития и создания инфраструктуры региона с целью упорядочения транспортных коммуникаций и пространственного развития этих территорий являются актуальными.
Стимулирование развития экономики такой геостратегической территории связано с возможностями обеспечения активного круглогодичного транспортного сообщения территорий Арктической зоны, реконструкции и строительства аэродромов и аэропортов местного значения. Также важной является задача расширения и обновления прочих элементов инфраструктуры этой геостратегической территории.
Формируются новые опорные зоны, кластеры и минерально-сырьевые центры [6], сформирована территория опережающего развития «Сердце Арктики» с объемом инвестиций более 368 млрд. руб. Развитие Арктики предполагает как концентрацию экономической активности через размещение производительных сил, так и обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов. В связи с этим можно выделить следующие основные подходы, которые определяют формирование транспортной системы Арктики [7]: отраслевым, в контексте которого транспорт выступает инструментом повышения эффективности функционирования экономики региона, и социально-экономическим, когда транспортная система рассматривается как важная составляющая обеспечения устойчивого развития территорий. Кроме того, необходимо учесть геостратегический аспект, связанный с обеспечением стратегической устойчивости страны.
Сбалансированная система воздушного транспорта относится к обязательным элементам хозяйственного освоения территорий, привлечения инвестиций в регион и обеспечения высокого качества жизни населения. Роль гражданской авиации в освоении Арктических территорий, с учетом заявленной государственной политики, характеризуется рядом особенностей, в числе которых скорость перевозки пассажиров и доставки грузов, невысокие, в сравнении с другими видами транспорта, затраты на строительство инфраструктуры, а также обеспечение мобильности, безальтернативность перемещения пассажиров в ряде труднодоступных местностей.
Изучая развитие гражданской авиации с позиции отраслевого подхода, становится очевидным, что эффективная система воздушного транспорта может являться драйвером развитии бизнеса в регионе, обеспечивая мобильность перемещений трудовых ресурсов, представителей инвестора в центры экономической активности и между ними. Также следует отметить тот факт, что строительство посадочных площадок для приема воздушных судов малой вместимости и вертолетов имеет меньшую капиталоемкость, чем строительство автомобильной сети и железнодорожной магистрали, что иногда является невозможным в силу труднодоступности и суровых климатических условий наибольшей части арктических территорий.
ПН
Чукотский автономный округ Якутия (аркт. улусы) Красноярский край (ГО Норильск) 7 Я мало-ненецкий автономный округ 5 Коми [ГО Воркута) 4 Ненецкий автономный округ 2
Архангельская область | 11 Мурманская область 2 15
36
46
69
25
22
20
I Аэродром (класса А, в, Г, Д)
Посадочныеллощадки
Рис. 1. Количество аэродромов и посадочных площадок на территории Арктических регионов РФ * *Составлено авторами на основании статистической информации реестров аэродромов, вертодромов (посадочных площадок) сайта
ФАВТ на 14.12.2021 г. [13]
Исследование развития воздушного транспорта с позиции социально-экономического подхода выявило его особенности, позволяющие обеспечить достижение стратегических задач [2,4], а именно: развитие сети малой авиации в поселках; там, где воздушный транспорт является единственно доступным; необходимость обеспечения транспортной мобильности арктических регионов между собой и с ближайшими округами; развитие международной транспортной сети со странами Северной Америки. Необходимо также отметить, что воздушный транспорт является одним из элементов реализации условий социальной политики, предполагающей создание благоприятных условий для жителей арктических регионов, включая обеспечение своевременной медицинской помощи. Таким образом, развитие авиационной сети должно быть основано на симбиозе рассмотренных выше подходов с учетом приоритета качества жизни населения и производственной экономической активности.
Немаловажным аспектом развития воздушного транспорта на рассматриваемых территориях является экологическая безопасность арктического региона, которая включается в концепцию устойчивого развития. В связи с этим возникает потребность изменения принципов ведения экономической деятельности эксплуатантов аэропортов и воздушных линий.
В проведенном исследовании выполнен анализ фактического состояния воздушной сети арктических регионов РФ с целью вы-
явления сдерживающих факторов развития. Данные о количестве аэродромов и посадочных площадок (преимущественно вертодромов), а также авиакомпаний и маршрутов, которые обслуживаются внутри регионов, о межрегиональных направлениях в Арктических регионах представлены на рисунках 1, 2. Также следует отметить, что наблюдаются расхождения между перечнем аэродромов, обслуживаемым Северо-западным МТУ Росавиции и картой аэродромов и вертодромов на maps.aopa.ru [8]. Посадочные площадки в подавляющем большинстве не имеют светосигнального оборудования, наземной и авиационной техники, необходимой для эксплуатации в круглосуточном режиме. Аэродромы сконцентрированы в местах нахождения населенных пунктов и производственных центров.
Анализ данных об аэродромах, посадочных площадках, авиационных маршрутах свидетельствует о неравномерности их размещения. Кроме того, анализ статистики свидетельствует о том, что из 245 аэродромов и вертодромов, расположенных на территории Арктического региона, 1 имеет класс А, 16 аэродромов - класс В, из них 4 аэропорта имеют международный статус, и 228 аэродромов имеют класс Г, Д, Е (преимущественно класса Е и вертодромов). Распределение аэродромов по классам позволяет отследить типы принимаемых воздушных судов и, соответственно, фиксировать и прогнозировать существующие и возможные маршрутные направления (табл. 1). Класс аэродромов определяется классом взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием или при
ЧукОТСкий АО |
Якутия (аркт. Улусы |
Красноярский край (ГО Норильск) | 8
Ямало-ненецкий автономный округ 2
Коми (ГО Воркута) | 4
Ненецкий автономный округ | 19
58
25
24
Архангельская область 2
26
я Авиакомпании ■ Направления
Рис. 2. Количество авиакомпаний и авиационных маршрутов на территории Арктических регионов РФ** "Составлено авторами на основании статистической информации реестров авиакомпаний [13] и официальных сайтов авиакомпаний на
04.02.2022 г.
160 ТЯАШРОКГ Ш RUSSIA | №1 2022 |
ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосой, которая имеет наибольшую длину [9]. Используя данные «Руководства по проектированию аэродромов» Doc 9157 (ИКАО) по эксплуатации воздушных судов в части соответствие самолетов минимально допустимым длинам ВПП, результат исследования [10], отмечаем, что только 16 аэродромов, находящихся на сухопутной территории Арктической зоны РФ, принимают воздушные суда малой вместимости с максимальной дальностью полетов 1800 км.
Таблица 1. Соответствие типов воздушных судов (ВС) классам аэродромов по параметру «длина взлетно-посадочной полосы»
Класс ВПП Тип ВС
А(>3200 м) ИЛ62М, ИЛ96, B747 (модификации)
Б(2600 м) ИЛ62, ИЛ86, ТУ204, ИЛ76ТД, B 727 (модификации), A320-200
В(1800 м) ИЛ76, ТУ154, ТУ204, ТУ134, АН74, АН26, АН72, АН12, ЯК42, B717 (модификации), В737, А319, (модификации)
Г(1300 м) АН24, ИЛ114
Д(1000 м) ЯК40, Л610
Е (500 м) АН2, АН3, АН28, L-410, UPV-E, L-410 UPV-E20, DHC 6
Анализ авиационных направлений, типов аэродромов позволяет сделать вывод об отсутствии прямого авиационного сообщения между арктическими регионами и иными регионами РФ в пределах превышающих 1800 км, что обеспечивает сложность перемещения.
Анализ обеспеченности авиационной сетью территорий в местах расположения населенных пунктов, свидетельствуют о такой закономерности: чем ниже плотность населения, тем большее количество авиационных инфраструктурных объектов. При этом аэродромы располагаются вблизи населенных пунктах. Учитывая, что в рамках Стратегии пространственного развития и Стратегии развития Арктики предусмотрено расширение производственных сил, то и авиационная сеть должна быть модернизирована с позиций расширения и обеспечения современной техникой. Следует также отметить, что действующая сеть воздушных перевозок сформирована под воздействием ряда факторов, среди которых нужно отметить численность населенных пунктов, экономическую активность районов, хозяйствующих субъектов (авиакомпаний). Большая часть направлений обеспечивает социально-значимые перевозки и субсидируются государством.
Проведенное исследование позволило дополнить описание сдерживающих факторов развития системы воздушных перевозок Арктического региона:
1. Суровые климатические условия, которые влекут повышенные требования к состоянию инфраструктуры [11].
2. Экологические особенности. Потребность в замене парка ВС и пересмотр экологических требований к эксплуатации аэродромов.
3. Высокий процент износа взлетно-посадочных полос эксплуатируемых посадочных площадок [11, 12].
4. Классы аэродромов не способствуют развитию арктических межрегиональных перевозок.
5. Отсутствие светосигнального оборудования, наземной и авиационной техники, необходимой для эксплуатации в круглосуточном режиме, что обосновывается результатом анализа паспортов посадочных площадок.
6. Устаревший парк ВС, что обосновывается результатами анализа парка ВС арктических авиакомпаний.
7. Недостаток численности воздушных судов малой авиации, соответствующих условиям и требованиям к эксплуатации в арктических районах [11].
8. Отсутствие проекта сети воздушных перевозок для развития Арктики, что обосновывается результатом изучения стратегических документов.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить, что развитие воздушного транспорта Арктической зоны должно учитывать возрастающие потребности населения регионов и производительных сил в воздушных перевозках. Сдерживающие факторы развития системы воздушных перевозок Арктического региона должны быть учтены при принятии мер воздействия для эффективного освоения Арктических регионов с использованием авиатранспорта.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74710556/
3. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto OXl22JjAe7irNxc.pdf
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 22 ноября 2008 N 1734-р]. [Электронный ресурс]. URL:https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009?type=
5 Агентство регионального развития. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://msp29.ru/ru/arctic_zone
6. Липина С.А. Формирование опорных зон, кластеров и минерально-сырьевых центров в Арктике: управление рисками // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-opornyh-zon-klasterov-i-mineralno-syrievyh-tsentrov-v-arktike-upravlenie-riskami
7. Рощин, Л. В. Социальная роль транспорта в экономике региона / Л. В. Рощин, Ю. Н. Гольская // Экономика региона. - 2011. - № 1(25). - С. 244-248
8. Портал АОПА «Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://maps.aopa.
9. Приказ Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015 г. N 262 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/71220192/
10. Ключников Г.Я., Подкин А.Л. Определение допустимых типов самолетов по классам аэродромов // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2006. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-dopustimyh-tipov-samoletov-po-klassam-aerodromov
11. Воронцова С.Д. Влияние климатических изменений на транспортную инфраструктуру в Арктической зоне и на территориях распространения вечной мерзлоты // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2017. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-klimaticheskih-izmeneniy-na-transportnuyu-infrastrukturu-v-arkticheskoy-zone-i-na-territoriyah-rasprostraneniya-vechnoy
12. Круглов А.А. Перспективы модернизации аэропортов и развитие авиаперевозок в Арктическом регионе // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2014. №6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-modernizatsii-aeroportov-i-razvitie-aviaperevozok-v-arkticheskom-regione (дата обращения: 24.02.2022).
13. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.favt.gov.ru