Научная статья на тему 'Российский рынок пассажирских авиаперевозок: Сокольников М. А. Состояние, проблемы, перспективы развития'

Российский рынок пассажирских авиаперевозок: Сокольников М. А. Состояние, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК / АЭРОПОРТ / УЗЛОВОЙ АЭРОПОРТ (ХАБ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожушко О.И.

В статье рассмотрены вопросы состояния российского рынка авиаперевозок, проблемы, направления и перспективы его развития. Даны определения таким ключевым понятиям, как аэропорт, узловой аэропорт (Хаб). Приведена классификация аэропортов, отмечено, что в России остается низкой доля международных аэропортов. Рассмотрены особенности организации транзитных перевозок через узловые аэропорты (Хабы) по принципы «ступиц» и «спиц». Выделены факторы, определяющие возможность превращения аэропорта в Хаб. Сформулированы преимущества узловых аэропортов (Хабов) для основных субъектов экономической деятельности на воздушном транспорта: пассажиров, авиакомпаний, аэропортов, государства. Представлена динамика основных показателей воздушного транспорта России за 2011 2017гг. Увеличение темпов роста воздушных перевозок внутри страны и улучшение конкурентной позиции на мировом рынке невозможно без адекватного развития наземной инфраструктуры, прежде всего аэропортов, отвечающих современным стандартам. Статья послужит основой для разработки стратегий развития региональных и крупнейших российских аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок пассажирских авиаперевозок: Сокольников М. А. Состояние, проблемы, перспективы развития»

Российский рынок пассажирских авиаперевозок: состояние, проблемы, перспективы развития

г-

CS

сч сэ

£

Б

а

2 ©

Кожушко Олег Игоревич

аспирант, кафедра управления транспортно-эк-спедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный Университет Управления», oleg_kozhushko@yahoo.com

В статье рассмотрены вопросы состояния российского рынка авиаперевозок, проблемы, направления и перспективы его развития. Даны определения таким ключевым понятиям, как аэропорт, узловой аэропорт (Хаб). Приведена классификация аэропортов, отмечено, что в России остается низкой доля международных аэропортов. Рассмотрены особенности организации транзитных перевозок через узловые аэропорты (Хабы) по принципы «ступиц» и «спиц». Выделены факторы, определяющие возможность превращения аэропорта в Хаб. Сформулированы преимущества узловых аэропортов (Хабов) для основных субъектов экономической деятельности на воздушном транспорта: пассажиров, авиакомпаний, аэропортов, государства. Представлена динамика основных показателей воздушного транспорта России за 2011 - 2017гг. Увеличение темпов роста воздушных перевозок внутри страны и улучшение конкурентной позиции на мировом рынке невозможно без адекватного развития наземной инфраструктуры, прежде всего аэропортов, отвечающих современным стандартам. Статья послужит основой для разработки стратегий развития региональных и крупнейших российских аэропортов. Ключевые слова: рынок воздушных перевозок, аэропорт, узловой аэропорт (Хаб).

Транспортная система России включает все современные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

Ведущим и самым скоростным способом доставки пассажиров особенно в международном сообщении на сегодняшний день является воздушный транспорт. Его доля в суммарном объеме перевозок пассажиров составляет всего 0,5%, но при этом пасса-жирооборот воздушного транспорта весьма значителен, он составляет- 42,8% [1].

Основу наземной инфраструктуры воздушного транспорта страны составляют аэропорты.

Аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, и имеющий для этих целей необходимое авиационное оборудование, и авиационный персонал, готовый выполнять любого уровня, и рода сложности задачи, необходимые для развития аэропортового комплекса и воздушного транспорта в целом [5].

Классификация аэродромов осуществляется по нескольким признакам: технико-технологическим, когда в основу деления закладываются длина в метрах взлетно-посадочной полосы, несущая способность покрытия и взлетная масса принимаемых воздушных судов; с точки зрения формы собственности и по типу деятельности. Доля аэропортов класса А составляет порядка 6%, то есть подавляющая часть российских аэродромов имеют ограничения по типам принимаемых воздушных судов, что является существенным ограничительным фактором при выборе стратегии развития конкретного аэропорта.

В свою очередь классификация российских аэропортов проводится по годовому объему перевозок пассажиров: более 10 млн. чел. - внеклассовые; 10-7 млн. чел. - I класс; 7-4 млн. чел. - II класс; 4-2 млн. чел. - III класс; 2-0,5 млн. чел. - IV класс; 0,50,1 млн. чел. - V класс и менее 100 тыс. чел. - неклассифицированные [2].

Так, на сегодняшний день РФ имеет 259 аэропортов и около 1400 посадочных площадок. А также не следует забывать о масштабах нашей страны, ведь более 60% территории России составляют регионы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Для некоторых из них воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения [9].

По данным Росавиации по состоянию на конец 2017 года в Российской Федерации будет функционировать 228 гражданских аэродромов и 5 вертодромов. А по состоянию на 1 января 2017 года, по данным той же Росавиации, их количество составляло 259 гражданских аэродромов и 7 вертодромов [3].

Статус международных аэропортов имеют только 81 аэропорт, что существенно ниже показателя советского периода [4].

Среди всех аэропортов страны особое место занимают узловые аэропорты, так называемые Хабы.

Узловой аэропорт или Хаб - это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров и имеет высокий процент стыковочных рейсов.

Узловой аэропорт (Хаб) является элементом, так называемой, звездообразной сети маршрутов, в которой пассажиры, путешествуя между аэропортами и странами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой. Иными словами - это пункт назначения, куда направляется некоторая часть транзитных пассажиров, чтобы сделать там промежуточную остановку и, сменив воздушное судно (ВС) на другое той же авиа-

Таблица 1

Основные преимущества Хабов для различных субъектов экономической деятельности.

Субъект экономической деятельности Получаемые выгоды

1 .Государство • позволяет увеличивать внутренний валовой продукт (ВВП); • создание новых рабочих мест; ■ привлечение в регионы прямых иностранных инвестиций; • обеспечивает связь регионов с отдаленными и глобальными рынками; • предоставляет услуги, связанные с потребностями регионального рынка (например, обслуживание пунктов назначения, привлекательных для жителей региона).

2. Пассажи ры • увеличение прямых рейсов; • больше возможностей нернуться обратным рейсом в тот же день: • расширение выбора пунктов назначения для транзитных пассажиров.

3. Авиакомпании • увеличение частоты полетов; • снижение рыночных рисков вследствие сохранения пассажира в евоей сети маршрутов; • расширение сети полетов ео сниженной стоимостью.

4. Аэропорты • рост транзитного пассажиропотока; • рост доходов; • усиление позиции аэропорта но отношению к авиакомпаниям.

компании или альянса авиакомпании, продолжить своИ полет в конечный пункт назначения, поскольку исходный пункт их вылета не связан прямым рейсом с целевой точкой [6].

Перевозки транзитных пассажиров через крупнейшие международные узловые аэропорты (Хабы), осуществляется по принципу «ступиц» и «спиц». Вначале в узловом аэропорту (Хабе), осуществляющем перевозку по «ступичному» принципу, собираются пассажиры по магистральным, межрегиональным и межконтинентальным маршрутам, затем эти пассажиры отправляются региональными и местными маршрутами, осуществляя принцип «спицичной» перевозки в конечной точке назначения, куда магистральному перевозчику осуществлять самому дальнейшую перевозку пассажиров не рентабельно.

По мнению экспертов [7,8], основными факторами определяющими создание такого крупного узлового аэропорта (Хаба) являются:

- геополитическое положение данного аэропорта (столица, центр экономического региона);

- высоко развитая инфраструктура (летное поле, большое количество ВПП, пассажирский и грузовой терминал, транспортные связи, система УВД);

- обширная сеть внутренних и международных маршрутов на рынке авиаперевозок;

- высокое качество обслуживания пассажиров и грузов в аэропорту.

Аэропортовые узлы (Хабы) играют стратегически значимую роль как для пассажиров данного комплекса, так и для государства, и воздушного транспорта в целом. Основные преимущества, создаваемые Хабами, представлены в табл. 1.

Исследование колебаний транзитного пассажиропотока показало, что рост пассажирских транзитных перевозок происходит во многом в периоды проведения международных мероприятий, в период подготовки, к которым проводится модернизация транспортной инфраструктуры соответствующих регионов. К числу таких значимых событий относятся: Зимние олимпийские игры в Сочи в 2014 году, саммит стран АТЭС в 2012 году во Владивостоке на острове Русский, чемпионат мира по футболу в 2018 году.

В период с 2007 по 2010 год были реконструированы крупнейшие аэропорты страны такие как: Краснодар, Анапа, Геленджик. С 2011 года по 2013 год была проведена крупнейшая модернизация международного аэропорта Сочи [9].

Благодаря реорганизационным работам аэропорт Сочи получил возможность осуществлять до 24 взлетно-посадочных

операции в час. Он в состоянии принимать и обслуживать лайнеры всех типов, обустроить 63 места стоянки самолетов. На сегодняшний день пропускная способность терминала доходит до 3800 пасс/ час. Под реконструкцию из бюджета РФ было выделено 11,2 млрд. руб.

Проведенная реконструкция международного аэропорта Сочи положительно сказалась на объемах пассажиропотока. В течение 10 месяцев 2017 года, аэропорт обслужил такое же количество пассажиров, как и за весь 2012 год, а именно 2,1 млн. чел.

Рост аналогичного показателя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 12%. На международных авиалиниях перевезено 235326 пасс. (+32%), внутри страны - 1 864 855 пасс. (+10%).

В результате аэропорт Сочи стал крупнейшим местным и международным авиаузлом в Южном Федеральном округе России, и занимает 5-е место по пас-сажирообороту страны (5,263 млн.пас-сажиров) после московских аэропортов: Шереметьево, Домодедово, Внуково и Санкт-Петербургского Пулково [10].

В 2016 году было завершено несколько масштабных проектов по реконструкции и модернизации российских аэропортов.

Важным событием стало завершение реконструкции аэропортового комплекса Елизово в Петропавловске-Камчатском. Кроме того, в августе 2016 года была введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса в международном аэропорту Уфы. Реконструирована аэродромная инфраструктура аэропорта Махачкалы. В сентябре в Норильске завершён первый этап реконструкции взлётно-посадочной полосы, а в аэропорту Воронежа - этап реконструкции плоскостных сооружений. Также продолжаются работы по строительству нового аэропорта в Саратове.

Размеры Российской Федерации настолько велики, что наличие регулярного авиасообщения между регионами -насущная необходимость. И одним из основных направлений государственной транспортной политики, изложенных в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» является строительство и реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры страны.

В 2017 году приоритетным направлением развития авиационной отрасли стала реконструкция аэропортов в городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года. В преддверии глав-

© £

Я

3

9

а

2 а

7

г-

CS

сч сэ

£

а

2 о

ного события в России в 2018 году, осуществляется государственная программа по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в 11 городах-участниках чемпионата мира по футболу: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саранске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Казани и Сочи. Реконструкция аэропортов велась, как правило, без прекращения их повседневной работы.

Продолжатся реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту Норильска, строительство новой взлётно-посадочной полосы в Улан-Удэ, модернизация аэропортовых комплексов в Воронеже, Нижнекамске, Норильске, Саратове, Хабаровске, Якутске, Улан-Удэ и других городах.

Отдельным направлением остается обеспечение безопасности пассажиров,-как в небе, так и на земле. Так в 2016 году в рамках комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте строились и реконструировались объекты обеспечения авиационной безопасности в Иркутске, Улан-Удэ, Абакане, Владикавказе и Самаре. Экспертами ФГУП «АГА(А)» были рассмотрены технические решения в части обеспечения безопасности при разработке проектной документации по объектам в аэропортах Оренбурга, Челябинска, Иркутска, Воронежа и Якутска. Разработаны планы обеспечения безопасности строящихся объектов в аэропортах Саратова, Ростова-на-Дону, Москвы (Шереметьево/ВПП-3) - строительство нового терминала в Шереметь-ево-1 и завершение проекта по железнодорожному соединению Шереметьево-3 с Шереметьево-1, а также реконструируемых объектов в Екатеринбурге, Улан-Удэ, Саранске, Волгограде.

Несмотря на определенные достижения, в целом картина авиационной отрасли России далека от идеальной. По показателям насыщенности авиационным сообщением Россия все еще заметно отстает от многих стран мира. За три года - с 2012-го по 2015-й - сеть сократилась сразу на 59 единиц.

Воздушный транспорт относится к динамично развивающимся отраслям Российской экономики. Начиная, с 2011 года отрасль демонстрирует уверенный рост: объем перевозок вырос с 2012 года на 5% по сравнению с 2011 годом, в 2013 году наблюдается рост на 1,2%, в 2014 году рост составил 3%. Динамика показателей перевозок пассажиров в 2014-2017 гг. характеризу-

ется существенным ростом количества перевезенных пассажиров на всех направлениях.

Ожидается, что по итогам 2017 года совокупный пассажирооборот российских авиакомпаний вырастет на 20,3% и составит 259,4 млр.пассажиро-километ-ров. Количество перевезенных пассажиров в 2017 году, как ожидается, увеличится на 18,6% и составит 105 млн.чело-век. При этом процент занятости пассажирских кресел превысит отметку в 83,2%, увеличившись по сравнению с 2016-м годом на 2,1%.

Таким образом, рынок Российских авиаперевозок демонстрирует достаточную устойчивость и стабильный рост, как на внутреннем рынке, так и на международном, благодаря развитию авиационной отрасли страны, реконструкции аэропортовых комплексов и проведения международных мероприятий.

Литература

1. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016. - 112 с. ISBN 978-5-89476-419-1. (дата обращения к публикации 09.10.17)

2. Воздушный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 19.02.1997г.: по состоянию на 19.01.2015г.]. - М.: Омега-Л, 2015. - 56 с. (дата обращения к публикации 09.10.17)

3. Федеральное агентство воздушного транспорта. Официальный сайт. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy/(дата обращения к публикации 13.10.17)

4. Федеральное агентство воздушного транспорта. Официальный сайт. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-mezhdunarodnye-ajeroporty/ (дата обращения к публикации 13.10.17)

5. Википедия, электронная энциклопедия. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/Wiki/Аэропорт (дата обращения к публикации 14.10.17)

6. Википедия, электронная энциклопедия Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/Wiki/Узловой-_аэропорт (дата обращения к публикации 14.10.17)

7. «Авиапорт»-отраслевое информационное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https: // www.aviaport.ru/ digest/2005/02/28/

88582.html (дата обращения к публикации 13.10.17)

8. Транспорт Российской Федерации Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://Www.rostransport.com/themes/ 7481/ (дата обращения к публикации 15.10.17)

9. Авиация России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://aviation21.ru/aeroporty-rossii-gotovyatsya-k-chm-2018-po-futbolu/ (дата обращения к публикации 15.10.17)

10. Бизнес авиация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.vip-aero.ru/articles/625.htm (дата обращения к публикации 12.10.17)

The Russian market of passenger air transportation: the state, problems, development prospects Kozhushko O.I.

State University of Management The article deals with the state of the Russian air transport market, problems, directions and prospects of its development. Definitions of such key concepts as the airport, hub airport (Hub) are given. The classification of airports is given, it is noted that in Russia there is a low share of international airports. The features of transit traffic organization through the hub airports (hubs) on the principles of «hubs» and «spokes» are considered. The factors that determine the possibility of turning the airport into a Hub. The advantages of hub airports (Hubs) for the main subjects of economic activity in air transport: passengers, airlines, airports, the state are formulated. The dynamics of the main indicators of air transport in Russia for 2011-2017 is presented. Increasing the growth rate of air transport in the country and improving the competitive position in the world market is impossible without adequate development of ground infrastructure, especially airports that meet modern standards. The article will serve as a basis for the development of strategies for the development of regional and largest Russian airports. Keywords: air transport market, airport, hub airport (Hub).

References

1. Transport and communication in Russia. 2016:

To become. сб. / Rosstat. - M, 2016. - 112 pages of ISBN 978-5-89476-419-1. (date of the addressing the publication 09.10.17)

2. Air code of the Russian Federation: [feeder.

law: it is accepted State. Duma of 19.02.1997: as of 19.01.2015]. - M.: Omega-L, 2015. -56 pages (date of the addressing the publication 09.10.17)

3. Federal Air Transport Agency. Official site.

[Electronic resource].-Access mode: URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy/ (date of the addressing the publication 13.10.17)

4. Federal Air Transport Agency. Official site.

[Electronic resource].-Access mode: URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-mezhdunarodnye-ajeroporty/ (date of the addressing the publication 13.10.17)

5. Wikipedia, electronic encyclopedia. Official site.

[Electronic resource]. - Access mode: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Aeroport (date of the addressing the publication 14.10.17)

6. Wikipedia, electronic encyclopedia Official site.

[Electronic resource]. - Access mode:

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Uzlovoy_aeroport (date of the addressing the publication 14.10.17)

7. «Airport» - branch news agency [Electronic resource]. - Access mode: URL: https:// www.aviaport.ru/digest/2005/02/28/ 88582.html (date of the addressing the publication 13.10.17)

8. Transport of the Russian Federation Official site.

[Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.rostransport.com/themes/7481/ (date of the addressing the publication 15.10.17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Aircraft of Russia [An electronic resource]. -

Access mode: URL: http://aviation21.ru/ aeroporty-rossii-gotovyatsya-k-chm-2018-po-

futbolu/ (date of the addressing the publication 15.10.17)

10. Business aircraft. [Electronic resource]. -Access mode: URL: http://www.vip-aero.ru/ articles/625.htm (date of the addressing the publication 12.10.17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.