УДК: 7.072.5 (791.43/.45)
ИССЛЕДОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Гурина Наталья Александровна
Аспирант, УО «Белорусскаягосударственная академия искусств»
На современном этапе развития культурологии, искусствоведения и экспертной практики наибольшее число исследовательских трудностей связано с оценкой аудиовизуальных произведений, представляющих собой симбиоз словесной, визуальной и аудиальной информации. Культурологические и искусствоведческие свойства медиадискурса в силу своей изменчивости требуют осмысления и разработки рекомендаций по их анализу и исследованию. В данной статье автором прорабатывается структура исследования аудиовизуального произведения для проведения экспертизы на предмет выявления в исследуемом объекте информации деструктивной направленности, где описываются основные компоненты исследования.
Ключевые слова: исследование, экспертиза, деструктивная направленность, культурология, искусствоведение, судебная экспертиза, аудиовизуальное произведение, экранная продукция, фильм.
Судебная экспертиза представляет собой процессуальное действие, состоящее из проведения судебным экспертом на основе научно обоснованных методов и методик исследований состояния физического лица, материальных объектов, явлений, процессов и дачи им заключения по поставленным органом (лицом], назначившим судебную экспертизу, вопросам, разрешение которых требует специальных, научных и практических знаний в области науки, техники, искусства, ремесла или иных сферах, в целях установления фактических данных и (или] обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного, гражданского, экономического дела или дела об административном правонарушении, проведения проверок по заявления (сообщениям] о преступлениях, по результатам которого составляется заключение судебного эксперта [1].
В последние годы в Республике Беларусь появилось огромное количество новых видов (подвидов] судебных экспертиз. Несмотря на разнообразие предметов исследования, общими для экспертиз являются следующие характеристики:
1] предметная направленность;
2] монодисциплинарный характер;
3] использование проверенных, апробированных, утвержденных методик преимущественно монодисциплинарного исследования;
4] диагностическая цель и доказательный характер экспертного заключения, дающего ответ об истинности или ложности факта;
5] точность и однозначность выводов экспертного заключения;
6] объективный и внеперсональный характер деятельности эксперта [2, с. 6566].
Культурологическая экспертиза представляет собой класс искусствоведческих судебных экспертиз, объединяющих историко-культурную, искусствоведческую и собственно культурологическую экспертизу. Основной задачей всех видов культурологической экспертизы является изучение объектов исследования с целью установления их ценности, свойств, функций, качеств, обстоятельств создания. Объектом культурологической экспертизы может выступать широкий круг материалов и предметов, исследование которых требует наличия специальных знаний в области
культурологии и искусствоведения, а также применения разработанных данными науками методов исследования [3].
В настоящее время в республике, в рамках проведения судебной культурологической и искусствоведческой экспертизы, особое внимание уделяется таким объектам как, аудиовизуальные произведения, при исследовании продукции деструктивной направленности, в частности, информации, дискредитирующей институт семьи - порнографии, а также информации, пропагандирующей культ насилия и жестокости, либо связанной с насилием и жестокостью.
Говоря о судебной экспертизе, объектом исследования которой является аудиовизуальное произведение, нужно учитывать, что ее проведение осуществляется с соблюдением правового регламента и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Следовательно, экспертиза аудиовизуального произведения должна быть структурирована и эксперт, проводящий исследование предоставляемых на экспертизу объектов, обязан правильно и точно прописывать исследовательскую часть заключения эксперта, не создавая негативных прецедентов, например, таких как некорректно сформулированные понятия и пояснения к ним и/или допускающие разное толкование, и других.
Экспертные исследования базируются на общих методических положениях и подходах, состоящих из следующих стадий: подготовительной, исследовательской (аналитической, сравнительной], заключительной (оценочной]. Подготовительная стадия исследования - экспертный осмотр представленных на исследование объектов. Раздельное исследование представленных объектов. Сравнительное исследование. Оценка выявленной совокупности признаков и формулирование вывода эксперта [4, с. 75].
Чтобы охватить все аспекты проведения экспертизы и минимизировать возможность упущений и ошибок в исследовании, в процессе проведения экспертизы, важно придерживаться алгоритма действий по изложенным ниже этапам.
Так, при проведении искусствоведческом исследовании аудиовизуальных произведений, в исследовательской части, предлагается выделить следующие этапы работы:
1] определение выходных данных аудиовизуального произведения;
2] ознакомление с содержанием исследуемого аудиовизуального произведения;
3] анализ и оценка информативности исследуемого аудиовизуального произведения;
4] определение (выявление] сцен, содержащих информацию деструктивного характера;
5] анализ основных компонентов аудиовизуального произведения;
6] установление наличия либо отсутствия направленности на сцены, содержащие информацию деструктивного характера;
7] формулирование вывода о наличии либо отсутствии в аудиовизуальном произведении сцен с информацией деструктивного характера.
Так, под определением выходных данных предполагается установление экспертом основных параметров аудиовизуального произведения, а именно: название исследуемого произведения, в том числе на языке оригинала, режиссер, автор сценария, композитор и продюсер (при наличии], хронометраж, производство (компания производитель], страна и год выпуска. В случае отсутствия выходных данных на государственных языках Республики Беларусь, сведения об аудиовизуальном произведении указываются на языке оригинала.
После определения выходных данных аудиовизуального произведения следует приступать к ознакомлению с содержанием данного произведения с целью определения наличия либо отсутствия в нем сцен, содержащих информацию деструктивного характера. В случае, когда экспертом не выявляется наличие таких сцен, то последующая оценка информативности исследуемого аудиовизуального произведения, а также его анализ теряют экспертное значение и не проводятся, в связи с чем следующим этапом исследования является формулирование выводов.
Когда экспертом установлены сцены с информацией деструктивного характера проводится анализ и оценка информативности исследуемого аудиовизуального произведения, которая включает следующие компоненты:
I] общие (качественные] характеристики изображения (цветовые характеристики аудиовизуального произведения (цветные, черно-белые]; определение степени резкости (т. е. степень различимости деталей в кадре] и контрастности (диапазон яркости]]; разрешение (определение количества пикселей по горизонтали и вертикали]; наличие цифрового шума (дефект изображения, вносимый электронными устройствами] и иное];
II] частные характеристики изображения (резкая смена сюжетных планов; длительность и частота изображения (устанавливается кратковременность и единичность]; достаточность освещения; скорость воспроизведения (частота кадров в секунду]; масштаб изображения (размер объекта внутри кадра]; прием размытия изображения, посредством применения которого достигается смягчение четкости границ и снижение детализации изображения в целом либо его отдельного фрагмента (графический эффект «блюра»]].
Целью этапа анализа и оценки информативности исследуемого аудиовизуального произведения является обоснование возможности или невозможности определения индивидуализирующих признаков исследуемого объекта с последующей его идентификацией. Кроме этого, на данном этапе выявляются причины, которые препятствуют дифференциации сцен с информацией деструктивного характера.
Следующим этапом будет определение сцен, в которых имеется информация деструктивного характера, в аудиовизуальном произведении. На данном этапе исследования экспертом должны быть определены сцены, которые содержат признаки, с последующим их анализом. Таким образом, необходимо определить:
I] содержание сцен с информацией деструктивного характера (сцены описываются подробно];
II] натуралистичность изображения, а именно наличие сведений, независимо от формы их представления, о человеке, животном, а также действия (бездействие], события, явления и их последствия, фиксирующие внимание на деталях, анатомических подробностях и (или] физиологических процессах [5].
Анализ основных компонентов аудиовизуального произведения включает установление видовой принадлежности (формы] исследуемого аудиовизуального произведения (фильма]: игровой, неигровой, анимационный, смешанный [6, с. 177]; определение жанра (при необходимости поджанра], сюжета, тематики, проблематики, основной идеи произведения; затем проводится анализ сцен, содержащих признаки деструктивных материалов с последующей характеристикой данных сцен в соответствии со структурой и сюжетно-повествовательной линией аудиовизуального произведения.
На следующем этапе исследования экспертом устанавливается наличие либо отсутствие направленности. Для этого определяется и анализируется следующее:
I] особенности композиционного построения (в сцене, содержащей деструктивные материалы, рассматривается участок внутрикадрового пространства (участок, где сосредоточено основное действие, размещены главные объекты (предметы] или совершаемые действия, через которые раскрывается замысел и тема автора], на котором фиксируется (акцентируется] внимание зрителя. Для фиксации (акцентировании] внимания могут применяться такие приемы, как фокусирование на основном участке или главном объекте, их выделения при помощи цвета и света (с помощью которых могут значительно усиливаться эмоциональное восприятие или эмоциональное возбуждение изображения], а также вынесение на первый план и иное];
II] операторские приемы либо выразительные средства (используемые при создании аудиовизуального произведения: планы по масштабности изображения (дальний, общий, средний (различают: первый, второй, третий], крупный, сверхкрупный (детальный]]. Так, в аудиовизуальных произведениях, содержащих информацию деструктивного характера, наиболее распространены такие планы, как средний,
крупный и сверхкрупный; планы по расположению фиксируемого объекта в пространстве картинной плоскости (передний или первый (ближний], средний (второй), задний (дальний]]; точка съемки (на уровне глаз человека, нижняя точка съемки, верхняя точка съемки; ракурс съемки (с высоты птичьего полета, высокий, нейтральный, низкий, наклонный]; также, при наличии, можно указать про тревеллинг (вращение вокруг оси (ран-камера), съемки камерой, установленной на кране, съемки камерой, установленной на движущейся тележке либо другом автомеханическом объекте, «воздушная камера», «ручная камера»]; использование освещения (естественное (предрассветное, утреннее, дневное, вечернее, ночное], искусственное (типы искусственного освещения: направленное освещение, рассеянный свет, комбинированный свет], комбинированное] [7, с. 23-31], применение визуально-цветового сторителлинга.
При необходимости исследования аудиовизуальных произведений на предмет наличия в них признаков порнографических материалов, следующим этапом будет изучение положение тел запечатленных людей. Главная цель данного анализа видится в установлении особенностей положения тела запечатленного человека (либо людей], для последующего выявления акцента внимания на их запечатленных позах;
III] вербальный (аудиальный] компонент (при его наличии, диегетический звук, закадровый голос, музыка, и т.д.], представленный в виде вербальной составляющей (просодические элементы (ритмико-интонационные]: темп, длительность, ритмичность, паузы, тембральная окраска голоса, интонация, громкость, тональность], речи, музыки, шумового наполнения (скрип, грохот, шелест, интершум и др.], целью которых является вызов физиологической реакции; при этом звуковое сопровождение вне визуального компонента не обладает смысловой самостоятельностью.
В рамках анализа данного компонента устанавливается наличие ассоциативной связи между аудиальными и визуальными компонентами исследуемого видеоизображения. Эксперт определяет степень взаимозависимости, где визуальный компонент имеет определяющее значение, а аудиальный способствует усилению (либо ослаблению] направленности на стимуляцию сексуального возбуждения и сексуальную разрядку];
IV)художественная значимость (ценность] (является одной из структурных составляющих дефиниции «культурная ценность», которая исключает отнесение исследуемого объекта, содержащего сцены с информацией деструктивного характера к необходимой категории материалов (порнографических, пропагандирующей культ насилия и жестокости / связанной с насилием и жестокостью], о чем затем указывается в заключении эксперта]. В рамках данного этапа аудиовизуальное произведение может быть рассмотрено по таким критериям, как наличие образности в произведении, его идейность, гармоничность формы и содержания, эстетичность, личность и новаторство автора, стилевой критерий или стиль, историзм].
И завершающим этапом в исследовании аудиовизуального произведения является эксперта формулирование выводов, которое соответствует общим требованиям проведения экспертизы, а именно выводы должны включать формулирование научно обоснованных ответов на поставленные вопросы, четко и конкретно излагаться, не допуская различного их толкования. На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо мотивированно указывается на невозможность его решения. В случае, когда эксперт убеждается, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или предоставленные ему объекты непригодны или недостаточны для дачи заключения эксперта и не могут быть восполнены, либо если состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, то им составляется мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения [8, с. 10].
Подводя итоги вышесказанного, необходимо сказать, что при проведении судебной культурологической и искусствоведческой экспертизы, объектом которой является аудиовизуальное произведение на предмет наличия/отсутствия в нем сцен, содержащих информацию деструктивного характера, эксперт должен точно соблюдать структуру исследования переходя от одного этапа к другому, не нарушая ее, ввиду того,
что на каждом из этапов может быть сделан вывод о том, что данное аудиовизуальное произведение не будет содержать сцены с информацией деструктивного характера. Также данная структура исследования предлагается как основа (каркас], при этом, эксперт может указать иные компоненты, подтверждающие наличие либо отсутствие признаков деструктивного характера в исследуемом аудиовизуальном произведении, если они не допускают двойственного толкования.
Список использованных источников
1. Об основах судебно-экспертной деятельности : проект Закона Респ. Беларусь : принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, 21 июня 2005 г., № 183-П3/П // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. - № 103.
- 4/4221.
2. Рон, М. В. Традиционные и новые виды экспертиз / М. В. Рон // Культурологическая экспертиза : теоретические модели и практический опыт / Н. А. Кривич ; под общ. ред. В. А. Рабоша [и др.]. - СПб. : Астерион, 2011. - С. 65-75.
3. Культурологическая экспертиза : цели и задачи [Электронный ресурс] // Сайт «Судебный эксперт». - Режим доступа : http://sudexpa.ru/articles/ kulturologicheskaia -ekspertiza-tceli-i-zadachi/. - Дата доступа : 20.09.2023.
4. Теория судебной экспертизы : учебное пособие / И.А. Анищенко [и др.] ; под общ. ред. И.А. Анищенко ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск :Академия МВД, 2017. - 107, [1] с.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2016 г. № 871 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 362-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
6. Кодэкс Рэспублга Беларусь аб культуры : уступае у сыу з 3 лютага 2017 г. -Мшск : Нац. цэнтр прававой шфарм. Рэсп. Беларусь, 2016. - 272 с.
7. Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова.
- Минск : Тесей, 2008. - 392 с.
8. Типовая методика проведения судебных культурологических экспертиз (исследований] по отнесению объетов (содержащихся в них изображений) к порнографическим материалам и (или] предметам порнографического характера : одобрена и разрешена к применению Межведомственным научно-методическим советом в сфере судебно-экспертной деятельности при Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь : протокол № 3 (23] от 08.10.2019. - 12 с.
RESEARCH OF AN AUDIOVISUAL WORK AS A SUBJECT
OF FORENSIC CULTUROLOGICAL AND ART HISTORICAL EXAMINATION
Huryna N.A.
At the present stage of the development of cultural studies, art criticism and expert practice, the greatest number of research difficulties are associated with the evaluation of audiovisual works representing a symbiosis of verbal, visual and auditory information. Cultural and art history properties of the media discourse, due to their variability, require understanding and development of recommendations for their analysis and research. In this article, the author studies the structure of the study of an audiovisual work for the examination to identify destructive information in the object under study. The main components of the study that are necessary to establish the presence or absence of cultural (artistic) value in the audiovisual work submitted for examination are described.
Keywords: research, examination, destructive orientation, cultural studies, art history, forensic examination.