Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1745
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акцентуации / характер / студенты.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В.В. Плеханова

Часто бывает, что у студентов наблюдается чрезмерное преобладание каких-либо определенных качеств в ущерб другим (демонстративность, закрытость, излишняя импульсивность, веселость и т.д.), и это создает сложности не только взаимодействию студента со взрослыми, сверстниками, но и приводит к конфликтам с педагогами. Это может быть следствием характера студента, наличием у него ярко выраженных акцентуаций. Преподавателям важно знать об этих особенностях, чтобы, во-первых, понимать данных студентов, уметь с ними взаимодействовать так, чтобы данные особенности не только не мешали в работе педагога, но и помогали им и самим студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ»

В.В. Плеханова

ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ

Часто бывает, что у студентов наблюдается чрезмерное преобладание каких-либо определенных качеств в ущерб другим (демонстративность, закрытость, излишняя импульсивность, веселость и т.д.), и это создает сложности не только взаимодействию студента со взрослыми, сверстниками, но и приводит к конфликтам с педагогами. Это может быть следствием характера студента, наличием у него ярко выраженных акцентуаций. Преподавателям важно знать об этих особенностях, чтобы, во-первых, понимать данных студентов, уметь с ними взаимодействовать так, чтобы данные особенности не только не мешали в работе педагога, но и помогали им и самим студентам.

Ключевые слова: акцентуации, характер, студенты.

Одним из наиболее распространенных и важных компонентов исследований в психологии личности является характер. Под характером понимается упорядоченная и иерархизированная совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в деятельности, поведении и общении как способы типичного реагирования.

В процессе формирования характера наблюдается дисгармоничное развитие отдельных его черт, что выражается в чрезмерной выраженности, «заострении» одних, и слабом проявлении других [7]. Эта явление было названо А. Е. Личко «акцентуацией характера» и определено как «гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях»

Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [6].

По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям. Об акцентуации можно говорить лишь тогда, когда какая-либо черта темперамента или характера начинает приобретать чрезмерно большую выраженность, делая личность необычной [6].

"Акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа — эго определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства — острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы — только они могут служить диагнозом [8].

Акцентуации характера выступают специальным предметом исследования психолого-психиатрических наук. В основе экспериментальных исследований лежат классификации немецкого психиатра К. Леонгарда и отечественного психолога и психиатра А.Е. Личко.

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию [7].

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

• гипертимический — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;

• дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;

• аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;

• аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в

культ;

• тревожный (боязливый) — боязливость, робость, покорность;

• эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

© В.В. Плеханова, 2022.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

• демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон;

• педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам;

• застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъёма к отчаянию;

• возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

К личностному уровню были отнесены типы:

• экстравертированный;

• интровертированный.

А.Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций характеров:

1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

3) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

4) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

5) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;

6) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;

7) застревающий (параноидный) - повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

9) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании;

10) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

12) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни. В юношеском возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет — ранняя юность, 17-20 лет — собственно юность, 20-21 год — поздняя юность [1].

Студенческая академическая группа, которая является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп [1].

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение [2].

Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями и межличностными отношениями у студентов.

Материалы и методы

- (Опросник Шмишека, Тест личностных акцентуаций (ТЛА).

База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») (Факультет психологии и педагогики, кафедра специальной и клинической психологии).

В исследовании принимали участие 40 студентов Института образования и практической психологии ФГБОУ ВО «Челгу» в возрасте от 20 до 22 лет мужского и женского пола.

Результаты исследования

1. Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шми-шеком (Н. Schmieschek) в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Проведение исследования на определение типа акцентуации с помощью Опросника Шмишека, позволило получить следующие значения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Анализ типов акцентуаций (Опросник Шмишека)_

Тип акцентуации Количество человек %

Демонстративный 2 5

Педантичный 0 0

Застревающий 2 5

Возбудимый 1 2,5

Гипертимический 1 2,5

Дистимический 3 7,5

Тревожно -боязливый 3 7,5

Циклотимический 2 5

Аффективно-экзальтированный 2 5

Эмотивный 4 10

Акцентуации отсутствуют 10 25

Смешанный 9 22,5

Таким образом, исходя из результатов исследования, мы выявили, что, у наибольшего количества испытуемых - у 9 человек (22,5%) наблюдается смешанный тип (2 и более акцентуаций).

10 человек (25%) акцентуации отсутствуют.

Из числа акцентуаций наиболее встречающимся среди испытуемых является эмотивный тип, который был отмечен у четырех человек (10%). Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Педантичный тип акцентуации не наблюдался ни у кого из испытуемых (0%).

Демонстративный тип акцентуации был отмечен у двух человек (5%). Данный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Застревающий тип - 2 человека (5%).Для лиц этого типа характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип акцентуации наблюдался у одного человека (2,5%). Характерна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип также у одного человека (2,5%). Для данного типа характерен повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип акцентуации имеют 3 человека (7,5%). Для лиц с таким типом характерен сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый тип также наблюдается у трех человек (7,5%). Характерна клонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип акцентуации наблюдается у двух человек (5%), для данного типа характерна смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный, также у двух человек (5%). Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

Проведение исследования на определение типа акцентуации с помощью Теста личностных акцентуаций позволило получить следующие значения, представленные в таблице 2.

2. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО) (Дворщенко В.П.)

Методика предназначена для диагностики типов акцентуации характера (типология П.Б. Ганнуш-кина, О.В. Кербикова, Е.Е. Сухаревой и А.Е. Личко) и сопряженных с ними личностных особенностей

подростков и юношей в возрасте 14-20 лет, имеющих образование не ниже 8 классов средней школы, без умственной отсталости (^>70) и грубой психопатологии, с положительной мотивацией на обследование.

Таблица 2

Определение типов акцентуаций (Тест личностных акцентуаций)_

Тип акцентуации Количество человек %

Эпилептоидный 3 7,5

Гипертимный 1 2,5

Истероидный 5 12,5

Циклоидный 2 5

Шизоидный 4 10

Психастенический 0 0

Конформный 0 0

Астено-невротический 0 0

Неустойчивый 3 7,5

Сенситивный 3 7,5

Акцентуации отсутствуют 15 37,5

Смешанный тип 4 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о том, что наиболее часто встречающейся акцентуацией является истероидная - 5 человек (12,5%). Для лиц данного типа характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании.

Смешанный тип (две и более акцентуации) имеют 4 человека (10%).

У 15 человек (37,5%) - акцентуации отсутствуют.

Смешанный тип (две и более акцентуации) имеют 4 человека (10%).

Эпилептоидный тип акцентуации наблюдается у трех человек (7,5%). Лицам этого типа характерна недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность.

Гипертимный тип акцентуации наблюдается у одного человека (2,5%). Лицам этого типа свойственно постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей).

Циклоидный тип акцентуации у двух человек (5%). У лиц данного типа наблюдается склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации.

Шизоидная акцентуация - 4 человека (5%). Лицам этого типа свойственна отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания недостаток интуиции в процессе общения.

Психастенический, конформный, астено-невротический типы акцентуций у испытуемых не наблюдались - 0% соответственно.

Неустойчивый тип акцентуации был отмечен у трех испытуемых - 7,5%. При данном типе наблюдается склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер.

Сенситивный тип был также отмечен у трех человек - 7,5%. Характерна робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности.

Заключение

Анализ результатов исследования показал разнообразие типов акцентуаций среди студентов.

Из числа «чистых» акцентуаций наиболее встречающимися среди испытуемых является эмотивный тип акцентуации, который был отмечен у четырех человек (10%), а также истероидный тип - 5 человек (12,5%). Лица с эмотивным типом акцентуации отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Для лиц с истероидной акцентуацией характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании.

Также, довольно частым является смешанный тип акцентуации - у 9 человек (22,5%) (2 и более акцентуаций). Таким образом, мы определили особенности акцентуаций у студентов. Полученные данные могут быть использованы клиническими психологами, психологами-консультантами, социальными психологами для психокоррекционной работы.

Библиографический список

1. Андреева, И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19-32

2.Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. Часть 1: Учебник. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - 219 с.

3.Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М., 2018. - 213 с.

4.Брушлинский, A.B. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков.- М.: Институт психологии РАН; Издат. Алетейа, 2003. 272 с.

5.Брушлинский, A.B. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; Издат. Алетейа, 2003. 272 с.

6.Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избранные труды / Под ред. О.В. Кербикова. Ростов н/Д.: Феникс, 1998-С. 83-268.

7.Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: Логос, 2011. - 439 с.

8.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации в подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.

ПЛЕХАНОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.