3 К О Н О М И
4 Е С К И Е
НАУКИ
В.В. Плеханова
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
Межличностное взаимодействие является ключевым звеном любой деятельности человека. Характер взаимоотношений между людьми — важный фактор эффективности деятельности. Изучение межличностных отношений у людей с разными типами акцентуаций характера может обогатить представления о строении межличностных отношений и их индивидуально-типологических вариантах, а также о их связях с другими сторонами индивидуальности.
Ключевые слова: акцентуации, межличностные отношения, студенты.
В современном обществе проблема межличностных отношений студентов с акцентуацией характера становится весьма значимой, так как идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений студентов для выстраивания конструктивного поведения в дальнейшей жизни человека.
В процессе формирования характера наблюдается дисгармоничное развитие отдельных его черт, что выражается в чрезмерной выраженности, «заострении» одних, и слабом проявлении других. Эта явление было названо А. Е. Личко «акцентуацией характера» и определено как «гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях» [25,9].
© В.В. Плеханова, 2022.
Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.
Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [8].
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [10].
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
В каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностных отношений, обеспечивающий главную для нее деятельность [3].
Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей [10].
Среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить следующие: цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности; учеба как основной вид деятельности; индивидуальные формы труда; отсутствие отношений «по вертикали»; относительная возрастная однородность; ограниченность периода существования [2].
Становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту [2].
Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями и межличностными отношениями у студентов.
Материалы и методы
- (Опросник Шмишека, Тест личностных акцентуаций (ТЛА), Методика диагностики межличностных отношений Лири, Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского). - метод математической статистики
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») (Факультет психологии и педагогики, кафедра специальной и клинической психологии).
В исследовании принимали участие 40 студентов Института образования и практической психологии ФГБОУ ВО «Челгу» в возрасте от 20 до 22 лет мужского и женского пола.
Результаты исследования
1. Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шми-шеком (Н. Schmieschek) в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
Проведение исследования на определение типа акцентуации с помощью Опросника Шмишека, позволило получить следующие значения, представленные в таблице 1.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы выявили, что, у наибольшего количества испытуемых - у 9 человек (22,5%) наблюдается смешанный тип (2 и более акцентуаций).
10 человек (25%) акцентуации отсутствуют.
Из числа акцентуаций наиболее встречающимся среди испытуемых является эмотивный тип, который был отмечен у четырех человек (10%). Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Педантичный тип акцентуации не наблюдался ни у кого из испытуемых (0%).
Демонстративный тип акцентуации был отмечен у двух человек (5%). Данный тип характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Застревающий тип - 2 человека (5%).Для лиц этого типа характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип акцентуации наблюдался у одного человека (2,5%). Характерна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Гипертимический тип также у одного человека (2,5%). Для данного типа характерен повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип акцентуации имеют 3 человека (7,5%). Для лиц с таким типом характерен сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый тип также наблюдается у трех человек (7,5%). Характерна клонность к страхам, робость и пугливость.
Таблица 1
_Анализ типов акцентуаций (Опросник Шмишека)_
Тип акцентуации Количество человек %
Демонстративный 2 5
Педантичный 0 0
Застревающий 2 5
Возбудимый 1 2,5
Гипертимический 1 2,5
Дистимический 3 7,5
Тревожно -боязливый 3 7,5
Циклотимический 2 5
Аффективно -экзальтированный 2 5
Эмотивный 4 10
Акцентуации отсутствуют 10 25
Смешанный 9 22,5
Циклотимический тип акцентуации наблюдается у двух человек (5%), для данного типа характерна смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный, также у двух человек (5%). Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
Проведение исследования на определение типа акцентуации с помощью Теста личностных акцентуаций позволило получить следующие значения, представленные в таблице 2.
2. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО) (Дворщенко В.П.)
Методика предназначена для диагностики типов акцентуации характера (типология П.Б. Ганнуш-кина, О.В. Кербикова, Е.Е. Сухаревой и А.Е. Личко) и сопряженных с ними личностных особенностей подростков и юношей в возрасте 14-20 лет, имеющих образование не ниже 8 классов средней школы, без умственной отсталости (^>70) и грубой психопатологии, с положительной мотивацией на обследование.
Таблица 2
Определение типов акцентуаций (Тест личностных акцентуаций)_
Тип акцентуации Количество человек %
Эпилептоидный 3 7,5
Гипертимный 1 2,5
Истероидный 5 12,5
Циклоидный 2 5
Шизоидный 4 10
Психастенический 0 0
Конформный 0 0
Астено -невротический 0 0
Неустойчивый 3 7,5
Сенситивный 3 7,5
Акцентуации отсутствуют 15 37,5
Смешанный тип 4 10
Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о том, что наиболее часто встречающейся акцентуацией является истероидная - 5 человек (12,5%). Для лиц данного типа характерна выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании.
Смешанный тип (две и более акцентуации) имеют 4 человека (10%).
У 15 человек (37,5%) - акцентуации отсутствуют.
Смешанный тип (две и более акцентуации) имеют 4 человека (10%).
Эпилептоидный тип акцентуации наблюдается у трех человек (7,5%). Лицам этого типа характерна недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность.
Гипертимный тип акцентуации наблюдается у одного человека (2,5%). Лицам этого типа свойственно постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей).
Циклоидный тип акцентуации у двух человек (5%). У лиц данного типа наблюдается склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации.
Шизоидная акцентуация - 4 человека (5%). Лицам этого типа свойственна отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания недостаток интуиции в процессе общения.
Психастенический, конформный, астено-невротический типы акцентуций у испытуемых не наблюдались - 0% соответственно.
Неустойчивый тип акцентуации был отмечен у трех испытуемых - 7,5%. При данном типе наблюдается склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер.
Сенситивный тип был также отмечен у трех человек - 7,5%. Характерна робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности.
3. Методика диагностики межличностных отношений Лири. Данная методика разработана Т. Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".
Проведение исследования на определение типа межличностного взаимодействия с помощью методики диагностики межличностных отношений позволило получить следующие значения, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Определение типа межличностного взаимодействия_
Тип межличностных отношений Количество человек Процент
Авторитарный 4 10
Эгоистичный 7 17,5
Агрессивный 2 5
Подозрительный 9 22,5
Подчиняемый 1 2,5
Зависимый 2 5
Дружелюбный 12 30
Альтруистический 3 7,5
Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу о том, что наиболее распространенным типом межличностного общения среди испытуемых является дружелюбный - он отмечен у 12 человек (30%). Также, довольно частым среди испытуемых является подозрительный тип межличностного общения - 9 человек (22,5%). Авторитарный тип отмечен у четырех человек (10%). Эгоистичный тип - 7 человек (17,5%). Агрессивный тип общения у двух человек (5%). Подчиняемый тип - 1 человек (2,5%). Зависимый тип межличностного взаимодействия - 2 человека (5%). Альтруистический тип наблюдается у трех человек (7,5%).
4. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский). Тест оценки уровня общительности содержит возможность определить выраженность коммуникабельности человека. Вопросник состоит из 16 утверждений.
Проведение исследования на определение уровня общительности позволило получить следующие значения, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Уоовни общительности_
Тип коммуникации Количество человек %
Высокий 8 20
Средний 28 70
Низкий 4 10
Исходя из результатов теста, можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых продемонстрировало средний уровень общительности - 28 человек (70%). У 8 человек (20%) уровень общительности высокий. Низкий уровень общительности у наименьшего числа испытуемых - 4 человека (10%).
Полученные результаты были обработаны с помощью корреляционного анализа (коэффициента корреляции г-Спирмена).
Взаимосвязь акцентуаций и межличностных отношений у студентов представлена в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь акцентуаций характера и межличностного взаимоотношения студентов_
Акцентуации Типы межличностного взаимодействия
АВ ЭГ АГ ПД АТ ДР
ДМ -,329* p=0,038
ВЗ 479** p=0,002 -,357* p=0,024
ДС ,339* p=0,032
ЦМ ,347* p=0,028
ЦД ,338* p=0,033
АН ,337* p=0,034
СС -,327* p=0,039
ПС -,351* p=0,026
АВ - авторитарный, ЭГ - эгоистичный, АГ - агрессивный, ПД-подозрительный, АТ - альтруистический, ДР - дружелюбный, ДМ-демонстративный, ВЗ - возбудимый, ДС - дистимный, ЦМ - циклотимный, ЦД - циклоидный, АН- астено-невротический, СЗ - сенситивный, ПС - психастенический.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы видим взаимосвязь между демонстративным типом акцентуации и альтруистическим типом межличностного взаимодействия (г=-0,329*, p=0,038). Эти данные свидетельствуют об обратной взаимосвязи между ними, чем более высокий уровень альтруистичности, тем ниже уровень демонстративности у испытуемых. Также, мы наблюдаем взаимосвязь между возбудимым типом акцентуации и подозрительным типом межличностного взаимодействия (r=0,479**p=0,002), что свидетельствует о том, что, чем выше у испытуемого уровень возбудимости, тем выше у него уровень подозрительности. Мы наблюдаем обратную взаимосвязь между дружелюбным типом межличностного взаимодействия и возбудимым типом акцентуации(r=-0,357*p=0,024), что означает, чем выше уровень дружелюбия, тем нижу возбудимость. Мы также наблюдаем взаимосвязь между агрессией и дистимией (г=- ,339*p=0,032), что означает, чем выше уровень дистимии, чем выше уровень агрессии. Мы наблюдаем взаимосвязь между подозрительным типом межличностного взаимодействия и цик-лотимным типом акцентуации (r=-0,347*p=0,028), что означает, чем выше уровень циклотимии, тем выше подозрительность. Также, отмечена взаимосвязь между подозрительным типом межличностного взаимодействия и циклоидной акцентуацией(r=-0,338*p=0,033), что говорит о том, что, чем выше уровень цикло-идности, тем выше уровень подозрительности. Мы можем отметить взаимосвязь между сензитивным типом акцентуации и эгоистичным типом межличностного взаимодействия ( r=-0,327*p=0,039), что означает обратную взаимосвязь, и говорит о том, что, чем выше уровень эгоистичности, тем ниже уровень сензи-тивности. Мы также можем сделать вывод об обратной взаимосвязи между авторитарным типом межличностного взаимодействия (r=-0,351*p=0,026), чем выше уровень авторитарности, тем ниже психастенич-ность.
Проанализировав данные, полученные при помощи корряляционного анализа, мы можем сформулировать следующие выводы:
-для студентов, имеющих возбудимый тип акцентуации, характеризующийся импульсивностью, некоторой девиантностью, наращиванием аффекта, высокой привязанностью, характерен подозрительный тип межличностного взаимодействия, для которого характерны такие черты, как обособленность, замкну-
тость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений;
- для студентов, имеющих дистимный тип акцентуации, для которого характерны сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность, серьезность, низкая общительность, характерен агрессивный тип межличностного взаимодействия, характеризующийся ригидностью установок, сочетающейся с высокой спонтанностью, упорством в достижении целей, повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающимся чувством враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственностью и прямолинейностью в высказываниях и поступках;
- студенты с циклотимным типом акцентуации, для которого характерна периодическая смена ги-пертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз, имеют подозрительный тип межличностного взаимодействия, который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии;
-студенты, имеющие циклоидную акцентуацию, при которой наблюдается переживание человеком циклических изменений настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением, также имеют подозрительный тип межличностного взаимодействия, который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии;
- студенты, имеющие астено-невротический тип акцентуации, характеризующийся повышенной утомляемостью и раздражительностью, склонностью к ипохондрии, внезапными аффективными вспышками по ничтожному поводу, а также, аккуратностью и дисциплинированностью, имеют альтруистический тип межличностного взаимодействия, который сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, художественный тип восприятия и переработки информации, склонность к жертвенности, коммуникабельность.
Заключение
Анализ результатов исследования показал разнообразие типов акцентуаций среди студентов. В ходе исследования были определены также типы межличностного общения у студентов, и уровни общительности студентов.
Проанализировав данные, полученные при помощи корряляционного анализа, мы можем сформулировать следующие выводы:
-для студентов, имеющих возбудимый тип акцентуации, характерен подозрительный тип межличностного взаимодействия;
- для студентов, имеющих дистимный тип акцентуации, характерен агрессивный тип межличностного взаимодействия;
- студенты с циклотимным типом акцентуации имеют подозрительный тип межличностого взаимодействия;
-студенты, имеющие циклоидную акцентуацию, также имеют подозрительный тип межличностного взаимодействия;
- студенты, имеющие астено-невротический тип акцентуации, имеют альтруистический тип межличностного взаимодействия.
Таким образом, мы можем мы можем сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями и межличностным общением у студентов.
Библиографический список
1.Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. — М., 1981.
2.Андреева, И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19-32
3.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 2016. - 256 с.
4.Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М.; Воронеж. 2018. - 356 с.
5.Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - М., 2017. - 245 с.
6.Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избранные труды / Под ред. О.В. Кербикова. Ростов н/Д.: Феникс, 1998-С. 83-268.
7.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
8.Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: Логос, 2011. - 439 с.
9.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации в подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с. 10.Обозов, Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
ПЛЕХАНОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.