Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов вуза'

Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР / АКЦЕНТУАЦИЯ / ТИП ПОВЕДЕНИЯ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / ТОРМОЖЕНИЕ / ПОДВИЖНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / TEMPERAMENT / CHARACTER ACCENTUATION / TYPE OF BEHAVIOR / EXCITATION / INHIBITION / MOBILITY / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Л. П., Елисеева Е. В., Вейлер В. П., Макарова Г. В., Гуляева И. В.

В работе рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов вуза и их поведения в коллективе. Представленные материалы являются актуальными для решения прикладных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, а также индивидуализации и дифференциации обучения в рамках реализации компетентностного подхода. Учет выявленных индивидуально-типологических особенностей студентов дает возможность избежать дезадаптации при включении студента в новые виды деятельности и успешно сформировать студенческие коллективы в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An empirical study of the relationship of individual-typological peculiarities of personality and behavior in group of students of the University

The paper discusses the results of empirical research on the relationship of individual-typological peculiarities of the personality of University students and their behavior in the team. The submissions are relevant for solving applied optimization problems of educational process in higher education, as well as the individualization and differentiation of education within the competence approach. The survey identified individual typological characteristics of students helps to avoid maladaptation when enabling the student to new activities and successfully to form student groups in the modern University.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов вуза»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Петухова Л.П.1, Елисеева Е.В.1, Вейлер В.П.1, Макарова Г.В.1, Гуляева И.В.2

брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

г. Брянск, Российская Федерация 2Брянский филиал Московского психолого-социального университета, г. Брянск, Российская Федерация

В работе рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи ин-дивидуалъно-типологжеских особенностей личности студентов вуза и их поведения в коллективе. Представленные материалы являются актуальными для решения прикладных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, а также индивидуализации и дифференциации обучения в рамках реализации компетентностно-го подхода. Учет выявленных индивидуально-типологических особенностей студентов дает возможность избежать дезадаптации при включении студента в новые виды деятельности и успешно сформировать студенческие коллективы в современном вузе.

Ключевые слова: темперамент; характер; акцентуация; тип поведения; возбуждение; торможение; подвижность; взаимосвязь.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY AND BEHAVIOR IN GROUP OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Petukhova L.P.1, Eliseeva E.V.1, Weiler V.P.1, Makarova G.V.1, Gulyaeva V.I.1

Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russian Federation 2Branch of Moscow psychological and social University in Bryansk, Bryansk, Russian Federation

The paper discusses the results of empirical research on the relationship of individual-typological peculiarities of the personality of University students and their behavior in the team. The submissions are relevant for solving applied optimization problems of educational process in higher education, as well as the individualization and differentiation of education within the competence approach. The survey identified individual—typological characteristics of students helps to avoid maladaptation when enabling the student to new activities and successfully to form student groups in the modern University.

Keywords: temperament; character accentuation; type of behavior; excitation; inhibition; mobility; relationship.

Представленная работа продолжает цикл статей авторов, посвященных изучению личностных особенностей и детерминант личностно-профессионального саморазвития будущих профессионалов в процессе обучения в высшей школе [5], [6], [7].

В данной статье внимание сосредоточено на результатах эмпирического изучения взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов вуза.

В современной психологии существуют разные представления об индивидуально-типологических особенностях личности и специфике их проявлений в поведении, которые позволяют предусмотреть, в каких условиях эти проявления окажутся благоприятными, а в каких могут стать причиной трудностей общения в коллективе.

Понятие индивидуальных особенностей в психологической литературе используется в широком и узком смыслах. В широком смысле этот термин рассматривается как объект дифференциальной психологии [2, с. 16]. В узком смысле как «особенности психологических процессов, состояний отличающие индивидов друг от друга» [3, с. 146].

В данной работе нами используется термин «индивидуально-типологические особенности», содержание которого соответствует понятию, введенному Б.Г. Ананьевым, где в качестве конструктов, входящих в эту категорию особенностей, он определяет индивидные характеристики, которые «являются первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с. 209].

Известно, что индивидуальные характеристики на этапах формирования личности влияют на темп и направления образования личностных свойств человека, при этом человек как индивидуальность может быть понят в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Исследованию индивидуальных и возрастных особенностей студентов и их роли в учебной деятельности посвящены работы Б.Г. Ананьева, A.B. Дмитриевой, И.С. Кона, Т.В. Ледовской и др. Вопросы типологии личности студентов рассматривались в исследованиях А.Ю. Акимовой, Л.П. Баданиной, В.Т. Лисовским, Н.И. Рейнвальд, Л.Д. Столяренко и др.

В тоже время вопрос о влияние индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов остается недостаточно изученной областью педагогической психологии.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.

Цель исследования: изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов и их поведения в коллективе.

Объект исследования: индивидуально-типологические особенности студентов.

Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности студентов с различными типами поведения.

Гипотеза: существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и поведением в коллективе студентов вуза.

В работе использовались методы теоретического анализа, опрос, анкетирование и тестирование (тест «Формула темперамента» А. Белова; опросник изучения темперамента Я. Стере-ляу; опросник Шмишека «Акцентуации характера»; методика диагностики межличностных отношений Т.Лири). Для обработки и интерпретации эмпирического материала применялись методы математической статистики.

Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов и их поведения в коллективе было проведено на базе Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в ноябре—декабре 2015 года. В исследовании приняло участие 42 студента 2 курса в возрасте 18-20 лет.

В ходе исследования были изучены темпераментальные особенности, акцентуации характера и межличностное отношение в коллективе на выборке студентов экспериментальной группы.

Результаты диагностики студентов экспериментальной выборки по методике «Формула темперамента» А. Белова показали, что:

1. Для большинства испытуемых (45,5%) характерен холерический тип темперамента. Студенты этой группы активны, энергичны, однако у них не хватает терпения и выдержки, предпочитают не подчиняться, а руководить другими.

2. 27,3% студентов этой группы — флегматики, хладнокровные, неподверженные аффективным вспышкам личности, склонные к лени даже в ситуации, постоянно требующей активности. Они нечувствительны к нападкам, уживчивы в коллективе.

3. 18,2% испытуемых являются сангвиниками. Они хорошие собеседники, умеют и любят общаться, легко заводят друзей.

4. Меньше всего в рассматриваемой группе студентов с меланхолическим типом темперамента — 9%. Они недоверчивы и полны сомнений, готовы во всем видеть повод для тревоги, остерегаются давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их исполнением.

На рисунке 1 приведено процентное соотношение уровней выраженности процессов возбуждения, торможения и подвижность нервных процессов у студентов экспериментальной группы, полученное с применением методики изучения темперамента Я. Стреляу.

Как следует из данных, приведенных на рисунке 1, по первой экспериментальной шкале (уровень выраженности процессов возбуждения) большинство студентов (45,5%) имеют высокий результат. Д ля них характерна быстрая включаемость в работу, низкая утомляемость, высокая работоспособность и выносливость. Низких результатов у испытуемых по этой шкале не выявлено.

По второй шкале (уровень выраженности процессов торможения) у большей половины студентов экспериментальной группы показатели разделились на высокие (36,3%) и выше среднего (36,3%). Для указанных студентов характерными индивидуальными особенностями являются

высокий самоконтроль, бдительность, собранность, хладнокровие в поведенческих реакциях. У 9% студентов выявлены показатели выраженности процессов торможения ниже среднего. Для этой группы испытуемых характереным является слабый контроль в поведенческих реакциях, порой расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе, склонность к истерии.

■ высокий ■ выше среднего □ средний □ ниже среднего

60 50 40 30 20 10 0

36,3 36,3

54,5

36,3

0

1 шкала

2 шкала

3 шкала

Рис. 1. Процентное соотношение уровней выраженности процессов возбуждения, торможения и подвижность нервных процессов у студентов экспериментальной выборки

По третьей шкале (уровень подвижности нервных процессов) большинство испытуемых (54,5%) показали результат выше среднего, меньшинство (9%) - имеют высокий результат, для них характерны решительность и смелость в поведенческих реакциях. Низкие показатели по третьей шкале в экспериментальной группе не выявлены.

Следующим этапом психологической диагностики в экспериментальной группе студентов стало изучение акцентуации характера с помощью опросника Шмишека. В результате исследования были получены следующие результаты:

1. Гипертимический тип акцентуации характера выражен у большинства испытуемых (36,3%), они почти всегда имеют хорошее самочувствие, настроение, высокий жизненный тонус. Это - молодые люди с завышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, хорошие собеседники, умеющие развлекать других, но отличающиеся недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям.

2. Застревающий тип акцентуации характера выявлен у 18,2% студентов. Они умеренно общительны, склонны к нравоучениям, неразговорчивы. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. Основной чертой характера для этой группы испытуемых является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность).

3. Для 18,1% студентов характерен циклотимный тип акцентуации характера. Им свойственны периоды смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

4. 9% студентов экспериментальной группы имеют демонстративный тип акцентуации характера. Они характеризуются повышенной способностью к вытеснению, демонстра-

9

тивностью поведения, легкостью в установлении контактов. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне.

5. У 9% испытуемых выявлен возбудимый тип акцентуации характера. Для них характерны повышенная импульсивность, грубость, склонность к конфликтам, в которых они сами и являются активной, провоцирующей стороной. Отмечается низкая контактность в общении, равнодушие к своему будущему.

6. Экзальтированный тип акцентуации характера выявлен у 9% студентов. Им свойственна высокая контактность, влюбчивость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, отличаются привязанностью к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания.

Далее мы провели исследование особенностей межличностных отношений студентов с использованием методики Т.Лири. Были получены следующие результаты:

1. Авторитарный тип отношения с окружающими в умеренной степени выражен у 18,2% студентов экспериментальной выборки. Они относятся к авторитетным лидерам, успешны в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения. Для большинства же испытуемых (81,8%) характерна низкая степень выраженности авторитарного отношения к окружающим. Это уверенные в себе, упорные, настойчивые молодые люди, не обязательно лидеры.

2. Эгоистичный тип отношения к окружающим в умеренной степени характерен для 18,2% студентов экспериментальной группы. Этим студентом свойственны эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. Большинство же испытуемых (81,8%) имеют низкую степень эгоистичного отношения к окружающим.

3. Агрессивный тип отношения к окружающим в умеренной степени выражен у 18,2% испытуемых Они отличаются требовательностью, прямолинейностью, откровенностью, строгостью и резкостью в оценке других. Подавляющее большинство студентов экспериментальной группы (81,8%) имеют низкую степень агрессивного отношения к окружающим.

4. Подозрительный тип отношения к окружающим не является характерным для 90,9% студентов экспериментальной группы. В то время как 9,1% испытуемых показали умеренную степень выраженности подозрительного отношения к окружающим. Они испытывают трудности в общении из-за неуверенности в себе.

5. Подчиняемый тип отношения с окружающими в низкой степени выражен у 81,8% испытуемых. Они эмоционально сдержаны, способны подчинятся, не имеют ярко выраженного собственного мнения. При этом 18,8% студентов имеют умеренную степень выраженности подчиняемого типа отношения с окружающими. Они застенчивы, склонны подчинятся более сильной личности вне зависимости от ситуации.

6. 100% студентов экспериментальной группы имеют низкий уровень выраженности зависимого типа отношения с окружающими. Они конформны, доверчивы, склонны к восхищению окружающими.

7. Дружелюбный тип отношения с окружающими характерен с умеренной степенью выраженности для 18,2% студентов, принявших участие в эксперименте. Они склонны к сотрудничеству, гибки, компромиссны при решении проблем в конфликтной ситуации, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. При этом 81,8% у студентов продемонстрировали низкую степень выраженности дружелюбного типа отношения с окружающими.

8. Альтруистический тип отношения с окружающими с низкой степенью выраженности характерен для 90,9% испытуемых. В то время как 9,1% студентов проявили умеренную степень выраженности альтруизма, им свойственна ответственность по отношению к людям, бескорыстность и отзывчивость.

Статистический анализ результатов эмпирического исследования проводился нами с использованием корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции Пирсона).

По нашему мнению, наибольший интерес из полученных результатов исследования представляют:

- установленная прямая корреляционная связь на уровне 0,05 между выраженностью холерического типа темперамента и авторитарным типом отношения к окружающим (1=0,310);

- установленная прямая корреляционная связь на уровне 0,05 между гипертермическим типом характера и эгоистичным типом отношения к окружающим (г=0,353), а также на уровне 0,01 между гипертермическим типом характера и авторитарным типом отношения к окружающим (г=0,545). Чем ярче проявляется в характере студента гипертермическая акцентуация, тем больше такие молодые люди Стремятся доминировать в коллективе, могут быть авторитетными лидерами, успешными в делах.

- установленная взаимосвязь между уровнем выраженности холерического типа темперамента и авторитарным типом отношения к окружающим (на уровне 0,05). Чем более у студента выражена холерическая составляющая темперамента, тем чаще молодой человек лидирует во всех видах групповой деятельности, поучает, во всем полагается на свое мнение, не умеет принимать советы других.

Выводы

Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил установить наличие значимой взаимосвязи между:

— уровнем выраженности у студентов вуза холерического типа темперамента и авторитарным типом отношения к окружающим;

— гипертимическим типом акцентуации характера и эгоистичным типом отношения с окружающими;

— гипертимическим типом акцентуации характера и авторитарным типом отношения с окружающими.

Таким образом, выдвинутая в исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности студентов и их поведением в коллективе подтвердилась.

Представленные в работе результаты исследования являются важными и актуальными для решения прикладных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, а также индивидуализации и дифференциации обучения в рамках реализации компетентност-ного подхода.

Учет индивидуально — типологических особенностей студентов дает возможность избежать дезадаптации при включении студента в новые виды деятельности и успешно формировать актив студенческих групп, студенческие коллективы, для осуществления разнообразных видов деятельности в условиях современного вуза.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. 380 с.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2007. 257 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

4. Ледовская Т.В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С. 167-171.

5. Елисеева Е.В., Петухова Л.П., Степченко Т.А., Колтунов П.С., Сергутина Э.А. Результаты исследования некоторых индивидуально-психологических детерминант личностного потенциала студенческой молодежи// В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. Красноярск, 2015. №11 (71). С. 572-580.

6. Педагогика и психология сегодня: монография. Книга 4 / Под общ. ред. М.Ю. Бурыкиной. Ставрополь: Логос, 2015. 157 с.

7. Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Мезенцева И.А., Серегина Н.В. Эмпирические исследования тендерных и мотивационных детерминант саморазвития личности студентов вуза II Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 50. 4.4. С. 349-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.